Структура мвд

Содержание материала

Права

Для реализации своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право:

  • осуществлять проверку документов, удостоверяющие личность, в связи с подозрением их в нарушении закона или пребывании в розыске;
  • производить проверку граждан и их имущества на предмет опасных вещей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества);
  • отслеживать наличие разрешений на выполнение работы, подконтрольных МВД.

Также для того, чтобы остановить возможное нарушение закона, в полномочия полиции входит задержание предполагаемых преступников, законное проникновение в дома и офисы для проверки, досмотр нарушителей.

Важной частью работы полиции служит возможность брать транспорт, средства связи принадлежащие иным физическим и юридическим лицам для осуществления своих полномочий в рамках российского законодательства, а также иметь доступ ко всем СМИ для выяснения обстоятельств нарушения закона и поиска подозреваемых. Замечание 2

Замечание 2

В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в частности со статьями 18-24 Закона о полиции, статьями 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых, полицейские могут использовать силовые и специальные методы и средства, в том числе оружие.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Как поступить в академию МВД после школы: полное руководство

Большинство абитуриентов после окончания вуза собираются начать карьеру в полиции, прокуратуре и судебной системе. Все возможности для этого есть. Направления трудоустройства делятся на три вида, в каждом из которых не менее десяти профессий:

  • Расследование преступлений: следователи, дознаватели, сотрудники прокуратуры, криминалисты, киберследователи, коллекторы, полиграфологи, сотрудники уголовного розыска, судебные приставы.
  • Обеспечение правопорядка: полицейские, медиаполицейские, специалисты по защите информации, специалисты по информационной безопасности, правозащитники, инженеры по криптозащите.
  • Судебная деятельность: судьи, судебные секретари, прокуроры
  • Юридическая и психологическая помощь: адвокаты, психологи, юристы, социальные педагоги, конфликтологи

Это неполный перечень возможных профессий, подробности лучше уточнить в выбранном вузе. Также в академиях и университетах системы МВД можно получить профессии, которые не связаны со службой во внутренних органах или юриспруденцией: экономист, педагог-психолог, менеджер, бухгалтер, HR-специалист, системный администратор и другие.

Перед поступлением в Академию МВД, вам нужно определиться с будущей профессией. Некоторые из специальностей можно получить и без высшего образования, а для некоторых придется учиться более 5 лет и писать научные работы.

Профессию полицейского или возможность устроиться на другие небольшие должности в системе МВД можно получить в средних Школах полиции, кадетских корпусах юстиции, а также колледжах, которые предлагают образование по профильным направлениям, например, «Право и организация социального обеспечения» (юрист). Но для дальнейшего продвижения по службе требуется окончить высшее учебное заведение.

Есть три категории абитуриентов, которые стремятся попасть на обучение в вузы системы МВД:

  • Выпускники школ; демобилизованные, абитуриенты, получающие первое высшее образование.
  • Сотрудники систем МВД, повышающие уровень образования.
  • Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии Российской Федерации.

Мы будем рассматривать требования к поступлению, вступительные экзамены и другие аспекты поступления в вузы первой категории абитуриентов.

  • Рост ниже 160 см
  • Острота зрения ниже 0,6 диоптрий на оба глаза
  • Сколиоз – более 7 градусов
  • Все врожденные пороки сердца
  • Плоскостопие выше второй степени с признаками артроза
  • Хроническая экзема, псориаз
  • Хронический гайморит
  • Варикоцеле второй степени (годны после операции)
  • Хронические гастриты, холециститы, язвенная болезнь
  • Черепно-мозговые травмы и их последствия
  • Недостаток и избыток веса (по диагнозу)
  • Отсутствие частей конечностей
  • Психические нарушения
  • ВИЧ, СПИД
  • Гепатиты (кроме А)

Если вы подходите по всем параметрам, то начинайте подготовку к поступлению уже сейчас.

Определение правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • расследование нарушений права;
  • обеспечение безопасности;
  • предупреждение правонарушений;
  • прокурорский надзор;
  • исполнение решений суда;
  • оперативный розыск;
  • охрана общественного порядка;
  • юридическая помощь и консультирование.

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Сравнение зарплат и льгот работников

Специалисты Высшей школы экономики рассчитали, что в 2011 г. средний заработок милиционера не отличался от средней зарплаты в иных сферах и составлял 28 500 руб. В 2012 г. доход стражей правопорядка был увеличен на 40% и составил 36 600 руб. (средняя зарплата по стране осталась на уровне 29 200 руб.).

Необходимость в реформировании системы МВД была обусловлена и отменой льгот для сотрудников полиции. Нередко оперативники попадали в курьезные ситуации, когда во время слежки за ворами-карманниками вынуждены были оплачивать проезд в общественном транспорте.

Сейчас эта проблема решена, полицейским возвращены следующие льготы:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте во время несения службы;
  • надбавка за выслугу лет, классную квалификацию, особые условия службы;
  • внеочередное устройство детей в дошкольные образовательные учреждения, оздоровительные лагеря, школы;
  • пониженные тарифы на проживание в гостиницах во время командировок;
  • бесплатная медицинская помощь, изготовление зубных протезов, получение лекарственных средств;
  • компенсация оплаты проезда к месту отдыха во время отпуска (для полицейского и членов его семьи);
  • единая социальная выплата на приобретение жилья;
  • ипотечный кредит с пониженной процентной ставкой;
  • подъемные деньги, компенсация оплаты за провоз 20 т багажа и проезд всех членов семьи при смене места службы;
  • медицинские льготы и санаторно-курортное обеспечение вдов погибших сотрудников (до вступления в повторный брак).

Активная поддержка со стороны государства популяризирует службу в органах правопорядка, делает ее более востребованной у молодого поколения. А высокая конкуренция среди соискателей позволяет более внимательно проводить отбор будущих полицейских.

Направления деятельности полиции

В соответствии с действующим законодательством, полиция обязана:

  • защищать личность, государство и общество от противоправных посягательств;
  • охранять имущество, различные объекты, потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров и других должностных лиц, которым угрожает опасность;
  • осуществлять розыск лиц, нарушивших закон;
  • предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
  • обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  • отвечать за безопасность дорожного движения;
  • выявлять и раскрывать преступную деятельность;
  • контролировать соблюдение законов, регулирующих оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность;
  • выполнять экспертно-криминалистические функции.

Замечание 1

По статье 2, принятой по решению Президента РФ, сотрудники правоохранительных органов могут быть использованы для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Система полиции, ее состав, структура и ликвидация отдельных подразделений также находится в юрисдикции главы государства.

Правоохранительные органы состоят из специалистов, организаций и служб, которые обязаны заниматься:

  • фиксированием и проверкой сообщений или заявлений о совершенных преступлениях;
  • выявлением и устранением причин и условий, которые могут повлечь преступления или административные правонарушения;
  • пресечением противозаконных действий и преследованием граждан, которые их совершили;
  • профилактикой нарушения закона несовершеннолетними;
  • обеспечением безопасности граждан и общественного порядка во время проведения различных мероприятий, на дорогах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • дознанием и выполнением отдельных процессуальных действий, связанных с уголовными делами и административными правонарушениями;
  • оперативно-розыскными и оперативно-поисковыми мероприятиями;
  • контролем лиц, вышедших из тюрьмы после отбывания заключения и преступников, наказание которых не предполагает лишение свободы;
  • охраной государственных объектов, имущества, граждан и организаций;
  • противодействием террористам, коррупционерам, экстремистам;
  • обеспечением собственной защиты и безопасности;
  • ведением экспертно-криминалистической деятельности;
  • сбором и хранением анализов и улик;
  • выполнением лицензионно-разрешительных функций;
  • содержанием и конвоированием подозреваемых в причастности к неправомерным действиям;
  • подготовкой и повышением квалификации сотрудников полиции;
  • налаживанием связей с правоохранительными органами других государств, например, Интерполом.

Президент России выбирает подразделения и службы, которые будут состоять в Центральном аппарате МВД, однако касательно территориальных органов МВД данный вопрос находится в юрисдикции Министра внутренних дел.

Перечень подразделений полиции включает главные управления по:

  • обеспечению безопасности дорожного движения;
  • противодействию экстремистской и коррупционной деятельности;
  • охране общественного порядка;
  • транспорту;
  • координации с органами исполнительной власти;
  • вневедомственной охране;
  • экономической безопасности;
  • организации дознания;
  • собственной безопасности;
  • безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите.

Замечание 2

Также в данный список входит Национальное центральное бюро Интерпола.

Подразделения, состоящие в территориальных органах МВД, в дополнение ко всему перечисленному занимаются:

  • борьбой с преступными посягательствами на частный товар во время перевозки;
  • участковой деятельностью;
  • регистрацией несчастных случаев;
  • расследованием дел несовершеннолетних;
  • поддержанием дежурных частей.

Какие есть подразделения?

Существуют следующие подразделения полиции:

  1. Центр кинологической службы. Подразделения проводят проверку по сообщениям и заявлениям граждан о преступлениях, ведут расследование уголовных дел средней и небольшой тяжестей.
  2. Отдел уголовного розыска. Предупреждает, выявляет, а также пресекает преступления. Проводится борьба с преступлениями, связанными с незаконным оборотом психотропных, наркотических средств.
  3. Оперативно- розыскная часть. Организуется госзащита сотрудников МВД, отдельных предприятий, подразделений. Также предотвращают проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные деяний.
  4. Управление компанией дознания. Подразделения проводят проверку по уголовным делам и правонарушениям. Ведутся расследования, и сотрудники дознания пресекают дела еще на ранней стадии совершения правонарушения.
  5. Управление по вопросам миграции. Основная задача – производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов россиянам, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

О налоговой полиции

Налоговая полиция создана на основании закона России «О федеральных органах налоговой полиции».

Согласно статье 5 закона в число налоговой полиции входят:

  1. Органы федеральной службы налоговой полиции РФ;
  2. Федеральное значение, автономной области в сфере налогового контроля;
  3. Органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт- Петербурге.

Органы налоговой полиции выявляют и предупреждают налоговые преступления. Налоговая полиция должна проинформировать правоохранительные органы для предупреждения, выявления и пресечения коррупции в налоговых органах.

Налоговая полиция подразумевает два состава преступлений:

  • Ответственность за уклонение о подачи отчетности;
  • Сокрытие прибыли, иных объектов налогообложения.

Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие закону;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Территориальные подразделения органов внутренних дел

Организационно-структурные особенности органов МВД

Система МВД построена на принципах четкого вертикального подчинения. Это подразумевает наличие подразделений федерального, окружного в соответствии с количеством федеральных округов, областного или республиканского (уровня субъекта Федерации) и местных территориальных отделений.

Наименования учреждений зависят от принятой терминологии в данной области, это могут быть управления (главные по округам, по транспорту, районам городам и другим населённым пунктам), бюро, центры.

Иерархия выглядит следующим образом:

  1. Главные Управления, Департаменты и Управления. Осуществляют общее руководство и контроль в отдельно взятой сфере: безопасности дорожного движения, противодействия экстремизму, на транспорте, собственной безопасности, по обороту наркотиков, миграции, уголовного розыска.
  2. Территориальные органы представлены на межрегиональном, окружном и региональном уровнях. Последние могут быть как республиканскими (22 Министерства), так и областными Управлениями.
  3. Региональные органы состоят из подчинённых им районных отделов. Это именно те служащие, которые непосредственно занимаются работой с населением, предотвращают совершение преступлений, следят за соблюдением правил поведения на автомобильных дорогах и железнодорожном транспорте. К ним относятся участковые, инспектора ПДД, по делам несовершеннолетних и другие служащие полиции.

Важно! Все структурные подразделения МВД России в своей работе опираются на законодательство РФ, нормативные акты министерства и правоприменительные документы, действующие в отдельно взятой области профессиональной деятельности.

Обязанности сотрудников ОВД

Должностные лица ОВД имеют следующие обязанности (ст. 12 Закона о полиции, Приказ МВД России от 10.07.2013 № 535):

  • осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством РФ;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание по уголовным делам;
  • осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность;
  • в сфере здравоохранения:
    • оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;
    • участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений;
    • оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;
  • оказывать содействие судебным приставам при осуществлении розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД РФ и, а также правовыми актами соответствующих территориальных органов МВД РФ на региональном и районном уровнях.

С 4 июля 2016 года органы внутренних дел также осуществляют контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляют выдачу разрешений, предусмотренных законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ (пункты 43, 44 статьи 12 Закона о полиции). Ранее данные функции осуществляла Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая с 05 апреля 2016 года на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена.

Полномочия МВД РФ

Данный федеральный исполнительный институт подчиняется Президенту и Правительству РФ. В его компетенцию входит:

  • разработка направлений госполитики в вопросах миграции, обеспечения внутренней безопасности и правопорядка;
  • формирование и предоставление проектов нормативных актов Правительству и Президенту РФ, которые занимаются их утверждением, а также подготовка отзывов и заключений к нормативным актам, находящихся на рассмотрении в ГД;
  • принятие решений по вопросам, находящимся в сфере компетенции ВД; координация и постановка задач ОВД и внутренним войскам;
  • разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы охраны правопорядка внутри страны.

Федеральные органы

Организационно-структурные особенности органов МВД

На данный момент действует несколько ГУ:

  • по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с местными органами;
  • на транспорте;
  • уголовного розыска;
  • экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • по вопросам миграции (ранее эти функции выполнял ФМС);
  • по противодействию экстремизму;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотических веществ.

В МВД РФ присутствует ряд Департаментов, также отличающихся по специфике выполняемой работы. Среди них:

  • следственный (занимается расследованием преступлений и контролем за исполнением норм уголовного судопроизводства);

  • госслужбы и кадров (обеспечивает систему МВД необходимыми кадрами и переподготовкой сотрудников);
  • делопроизводства и работы с обращениями физических и юридических лиц (обеспечивает защиту сведений, относящихся к гостайне, занимается рассмотрением прошений граждан и организаций);
  • информтехнологий, связи и защиты информации (осуществляет контроль за работой и развитием используемых информационных систем и средств связи, а также обеспечением безопасности передаваемой информации);

  • материально-техническому и медобеспечению (контролирует вопросы, связанные с госзакупками и обеспечением подразделений МВД необходимой материально-технической базой);
  • финансово-экономической политике и обеспечения соцгарантий (занимается планированием бюджета МВД и финансовым обеспечением органов ВД);
  • договорно-правовой (отвечает за развитие законодательства в сфере ВД и координацией работы с международными организациями);
  • организационно-аналитический (разрабатывает стратегию борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности).

Также в МВД существуют различные Управления:

  • компьютерной информации (т. н. Управление «К»);
  • по взаимодействию с гражданскими обществами и СМИ;
  • командование внутренних войск;
  • организационно-штатное;
  • по обеспечению безопасности при проведении международных и массовых спортмероприятий;
  • контрольно-ревизионное;
  • по обеспечению безопасности лиц, находящихся под госзащитой;
  • по организации дознания;
  • оперативное управление;
  • национальное бюро Интерпола;
  • международного сотрудничества.

При МВД существуют и Центры, например:

  • Академия управления МВД:
  • Центр метрологии;
  • Институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ;
  • Центр кинологического обеспечения;
  • ГЦ спецперевозок МВД;
  • Информационно-аналитический центр;
  • ГЦ связи и защиты информации;
  • Экспертно-криминалистический центр;
  • Центр социальной работы и т. д.

Региональные органы

Положение о создании окружных отделений ВД закреплены в Указе Президента N . Всего в округах действует 8 ГУ МВД по:

  1. ДФО.
  2. ЦФО.
  3. Приволжскому ФО.
  4. СФО.
  5. СКФО.
  6. СЗФО.
  7. УФО.
  8. ЮФО.

Отдельно действует Управление на транспорте МВД.

В регионах же расположены отделения МВД:

  • по республикам — 21 министерство;
  • по другим субъектам РФ — 20 ГУ и 39 управлений.

Местные органы

Далее идут территориальные органы Внутренних Дел, во главе которых стоят ГУ МВД населённых пунктов. В субъектах также присутствуют и образовательные учреждения при МВД РФ, занимающиеся обучением и переподготовкой текущих и будущих кадров. В самих же населённых пунктах расположены управления МВД, отвечающие за конкретные районы и административно-территориальные образованиях.

Проникновение правоохранительных органов на частную территорию

В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:

  1. Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
  2. Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
  3. Предотвращения преступной деятельности.
  4. Установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.

Замечание 4

Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.

Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.

Проникновение с препятствием

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.

Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:

  • пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
  • невыполнение законных требований сотрудника полиции.

Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.

Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:

  • отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
  • пресечь преступление или административное правонарушение;
  • справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
  • задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
  • обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
  • пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
  • освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
  • оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
  • остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
  • выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
  • обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.

Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.

Правовой статус должностей

В соответствии с ним формируются ключевые обязательные требования к кандидату. С момента замещения соответствующей должности субъект становится сотрудником ОВД. Служащий органа ВД является гражданином страны, имеющим свободы, права и обязанности, установленные для всех Конституцией и прочими нормативными актами. Вместе с этим, с момента замещения должности он получает соответствующий статус.

Это обеспечивает его участие в государственно-служебных отношениях. Занимая определенную должность, лицо наделяется специальными обязанностями и правами, за реализацию которых он несет ответственность. Осуществляя свои полномочия, сотрудник ОВД использует юридические возможности в соответствии со своей компетенцией, согласно закону, присяге и контракту. При исполнении своих обязанностей субъект находится под государственной защитой по ФЗ № 45. Никто, за исключением должностных органов и лиц, прямым образом уполномоченных на это, не может вмешиваться в деятельность сотрудника ОВД.