Типы маршрутов

Содержание материала

Категории сложности

В горном туризме существуют категории сложности, введенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов. Каждая из них определяется протяженностью маршрута, его длительностью, количеством и уровнем сложности препятствий.


Турист в походе

Для походных участков существует 6 категорий сложности.

Первая категория – доступны для всех желающих, даже новичков без подготовки. Такие маршруты короткие, без сложных препятствий, обычно проходят в невысоких горных местностях. Походы первой категории не опасны для здоровья, не требуют специальной подготовки и снаряжения.

Вторая категория – участки с простой трудностью, покрытые льдом и снегом. Крутость оценивается в 25-30 градусов. Для покорения маршрута необходима элементарная подготовка.

Третья категория – снежно-ледовые участки крутизной в 30-45 градусов, которые относятся к средней трудности. С нее и начинается настоящий альпинизм: требуется страховка, альпинистская подготовка и снаряжение.

Четвертая категория – трудные участки крутизной в 40-55 градусов. Они покрыты снежными гребнями и склонами, которые требуют определенного напряжения и владения техникой скалолазания. Необходимое снаряжение для прохождения категории: кошки, предметы страховки и самостраховки, ледорубы и альпинистская обувь.

Пятая категория – участки крутизной более 45 градусов, которые включают в себя снежные карнизы, склоны и гребни. Проходить маршрут необходимо на передних зубьях кошек с использованием искусственных точек опоры. Для пятой категории требуется хорошая альпинистская подготовка (как физическая, так и моральная), а также специальное снаряжение: молотки, кошки, альпинистская обувь, крюки, лесенки.

Шестая категория – участки, которые покрыты гладкими свисающими скалами с большим количеством выступов, зацепок, упоров, трещин. На маршруте практически не бывает узких полок для отдыха туристов. Участки шестой категории под силу пройти только альпинистам с профессиональной подготовкой и техникой передвижения. Восхождение по этим маршрутам рассматривается комиссией и утверждается Федерацией альпинизма России.

Преимущества и недостатки

Главный плюс подобных походов – возможность корректировать маршрут, продолжительность и сложность в зависимости от имеющихся средств. Можно организовать простой однодневный пеший тур по окрестностям города, поселка. Для этого нужно изучить карты, выбрать снаряжение

Важно, чтобы продолжительность путешествия была небольшая. Иначе это скажется на интересе к продолжению освоения пешеходного туризма самостоятельно

Другие преимущества активного вида отдыха:

  • Минимальный бюджет. Для организации необходима палатка, рюкзак и небольшое туристическое снаряжение. На первом этапе можно выбрать любительские модели экипировки.
  • Полноценный отдых. Планируют небольшие по расстояниям переходы, большую часть времени можно посвятить отдыху на природе. Посещают реки, озера или другие водоемы, где спокойный отдых можно совместить с рыбалкой, плаванием.
  • Познавательность. Это относится к регионам с историческим прошлым. Во время пешеходного туризма посещают достопримечательности, природные или исторические.

Эти стороны путешествий можно совместить

Важно, чтобы преодоление природных и искусственных препятствий, трудностей не сказалось на комфорте активного отдыха. Поэтому сначала выбирают небольшую сложность маршрутов постепенно увеличивая ее

Совет: в первый поход рекомендуется пригласить опытного путешественника. Оно поможет в составлении плана тура, организуем место стоянки.

Маршруты парка «Налычево», Камчатка

  • Как добраться: природный парк находится в 20 км от Елизово и в 25 км от Петропавловска-Камчатского. Самый дорогой вариант — на вертолёте, такая прогулка займёт 20-25 минут. На маршрутке или такси из Елизово до посёлка Пиначево (время в пути — час), откуда пешком, но в таком случае только на дорогу до парка уйдёт несколько дней (потребуется хорошая физическая подготовка и снаряжение).
  • Сложность маршрута: зависит от маршрута.
  • Протяженность: от 7 до 120 км.

Природный парк «Налычево» расположен на полуострове Камчатка, в долине реки Налычева. На территории заповедника есть горячие и холодные минеральные источники, можно увидеть медведей, лис, зайцев, сусликов, из растений — грибы, голубику, родиолу розовую.

На территории природного парка можно увидеть медведей, лис, зайцев, сусликов! Фото: MikeModular / Shutterstock.com

Ежегодно в парк приезжают тысячи туристов: организуются пешие, конные и лыжные маршруты. Полный список с подробным описанием смотри на сайте нацпарка. 

Кордон «Центральный» — главная часть «Налычево» и отправная точка по изучению заповедника. Здесь же имеются домики, где можно переночевать. Перед посещением парка (самостоятельно или в составе экскурсии) необходимо оформить разрешение, например, на сайте .

Понятно, почему тысячи туристов едут за такой красотой. Фото: MikeModular / Shutterstock.com

Разработка «нитки»маршрута,мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута.Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера,воспользовавшись программами sasplanet или google earth.В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути(нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута(нитку) с помощью бумажной карты,но такие есть,туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают именно работу с бумажной картой,даже при планировании маршрута путешествия

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами,составляю треки пути там же,сохраняю их и заливаю в навигатор.Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту(как обычную,так и спутниковую),это значительно облегчает планирование маршрута.На карте сразу можно поставить маршрутные точки,измерить расстояние пути,запланировать точки отхода.Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения(если это требуется).

Меры безопасности

Во время самостоятельных путешествий необходимо соблюдать осторожность. Походы делают по заранее запланированным маршрутам, тщательно подбирают снаряжение, экипировку

Нужно проанализировать возникновение возможных непредвиденных ситуаций, подготовиться к ним

Для групповых походов важно контролировать состояние участников, никто не должен отстать или заблудиться

Обзор мер безопасности во время пешеходного туризма в России:

  • Индивидуальные путешествия планируют только после хорошей подготовки – физической, экипировки, проработки маршрута.
  • Передать родным, близким, друзьям план маршрута – место проведения, продолжительность, примерную дату завершения.
  • Для обустроенных трасс нельзя отклоняться от тропы, пытаться создать новую.
  • Планирование времени отдыха, стоянки. Ночью не рекомендуется передвигаться, так как есть большая вероятность заблудиться, группа должна останавливаться для ночевки.

Для всех видов пешеходного туризма в России нужно оценивать риски. Новичкам нужно отправляться в путешествие с подготовленными туристами, гидами. Это позволит наработать первичные навыки, подготовиться к более сложным и длительным походам.

Первым делом самолеты

Самолет – самый популярный и безопасный вид транспорта в туризме. В нем комфортно: удобные сидения, голодным не останешься, вежливые стюарды всегда рядом и готовы помочь

Немаловажно наличие уборных, особенно при путешествии с детьми. Кстати, за детей можно не платить полную стоимость билета, а дети до двух лет могут лететь на руках у родителей бесплатно

Небольшим минусом авиапрелетов можно назвать риск потери багажа, а также турбулентность. Вопреки общим представлениям, из-за этого явления авиакатастрофы не происходят. Помимо турбулентности, многих одолевает просто боязнь самолетов.

По статистике, 80 процентов людей боятся летать, а пять процентов настолько подвержены этой фобии, что полностью отказались использовать этот вид транспорта для туризма. Скорее всего, это происходит от непонимания «как эта огромная штуковина держится в воздухе». Немного самообразования – и страх уменьшится.

История развития

Первые кружки и сообщества по пешеходному туризму в России появились в XIX веке. Они были созданы на базе образовательной системы. Задача – разнообразие учебного процесса, возможность ознакомиться с натуральной природой. После Октябрьской революции в 1918 году создано Бюро школьных экскурсий. При нем разрабатывались программы посещения местных природных и исторических достопримечательностей, подготавливался ознакомительный материал.

Как происходило развитие туристической сферы, этапы.

  1. 1929 год. Создано «Общество пролетарского туризма и экскурсий», которое было реорганизовано в 1935 году.
  2. 1939 г. Разработаны требования к присвоению звания «Мастер спорта» и «Кандидат в мастера спорта» по пешеходному туризму, что вывело его в профессиональную область.
  3. 1945-1950 г. Создаются областные и региональные организации с финансированием для развития пешего вида отдыха.
  4. Появление школ инструкторов, которые ведут подготовку к походам для новичков. Созданы маршруты с разными уровнями сложности.

В настоящее время пеший туризм в России носит любительский характер. Этот вид путешествия используют для отдыха на природе, совмещают с охотой или рыбалкой. В отличие от других видов туризма, пешие походы требуют хорошей физической подготовки. Поэтому для достижения определённого звания нужно знать экипировку, правильно подбирать снаряжение, самостоятельно составлять маршруты.

Важно: для первых походов рекомендуется выбирать легкие трассы, проходящие рядом с населенными пунктами. Это нужно для быстрого оказания помощи при появлении непредвиденных ситуаций.

Общественный транспорт

Кроме поездок в другие страны, туристам приходится выбирать виды транспорта для перемещения внутри иностранного государства. Как правило, путешествие начинается с вокзала или аэропорта. Обычно стоимость проезда на такси в таких местах значительно выше.

Хорошо будет, если вы заранее узнаете номера телефонов служб вызова такси города. Так вы заплатите строго по счетчику, без переплаты. В большинстве случаев возле вокзалов есть автобусная остановка. Такой переезд значительно дешевле такси. Немногие знают, что в большинстве случаев попасть в город можно, воспользовавшись бесплатным трансфером.

По городу лучше всего путешествовать автобусом или на метро. В некоторых странах метрополитен является уникальным транспортом. Например, в Афинах проезд в подземке можно приравнять к посещению музея. При раскопках было найдено огромное количество экспонатов, которые теперь выставляются тут же. Бангкок знаменит своим надземным метро. Вагоны словно парят в воздухе на уровне 3–7 этажа. Часто транспортная развязка в городах такова, что туда, куда ходит метро, не ездят автобусы, чтобы не пересекаться.

Номенклатура

Truck Business US 17 заканчивается в родительском доме в Элизабет-Сити, Северная Каролина.

В полевых условиях специальный маршрут обычно отличается от родительского маршрута с помощью вспомогательных слов или букв суффикса, размещенных на экране маршрута или на соседнем знаке, известном как «знамя» или «табличка», или в соответствии с Руководством по эксплуатации. Единые устройства управления дорожным движением , «вспомогательный знак путевого знака». Общий roadfan синоним специального маршрута « bannered шоссе » или « bannered маршрута », термины придуманы от присутствия этих сопутствующих признаков. Однако этот термин не является всеобъемлющим, так как не все специальные маршруты имеют эти таблички.

Американская ассоциация государственных автомобильных дорог и транспорт должностных лиц (AASHTO) устанавливает общенациональный прецедент для специальных маршрутов, в частности , для США пронумерованных автомагистралей . По состоянию на 2009 год организация по стандартизации поддерживает только четыре типа специальных маршрутов: деловой, обходной, запасной и временный. AASHTO предлагает транспортным властям США удалить другие типы специальных маршрутов и / или заменить такие устаревшие обозначения маршрутами другого типа.

Некоторые старые маршруты маршрутов могут также неофициально называться специальными маршрутами (несмотря на то, что некоторые из них не пересекают родительский маршрут). Этим более старым трассам могут быть присвоены названия улиц, например «Old US Highway 52», или, в некоторых редких случаях, они могут быть подписаны щитами с маршрутами, прикрепленными к знакам «Old» или «Historic» (например, выведенные из эксплуатации участки бывшего US Route 66, которые являются все еще проходимый).

В случае систем маршрутов штатов США специальные маршруты обычно ограничиваются маршрутами основного штата, а не маршрутами второстепенного штата, хотя в Миссури есть три дополнительных маршрута с короткими подъездными путями, а у окружных маршрутов серии 500 в Нью-Джерси есть альтернативные, объездные, подъездные и грузовые маршруты.

У некоторых автомагистралей есть два специальных обозначения маршрута. Вот некоторые из этих дважды обозначенных специальных маршрутов:

  • Альтернативный бизнес США 66 в Спрингфилде, штат Миссури
  • Business US 1A в центре Бангора, штат Мэн
  • Truck Business US 17 в Элизабет-Сити, Северная Каролина
  • Business US 77 Alternate в Йоакуме, штат Техас
  • Американский маршрут 202 Альтернативный грузовик в округе Монтгомери, штат Пенсильвания (многие шоссе Пенсильвании используют этот шаблон «альтернативный грузовик»)
  • Business Alternate US 58 в Нортоне, Вирджиния и Биг-Стоун-Гэп, штат Вирджиния.

Также есть пример маршрута с тремя специальными обозначениями маршрута. Американский маршрут 30 Business Alternate Truck обеспечивает альтернативный объезд грузового автомобиля бизнес-маршрутом US Route 30 в Даунингтауне, штат Пенсильвания .

Линейный маршрут

К линейным относятся любые маршруты, которые ставят цель доехать из одной точки в другую. Не обязательно маршрут должен быть по прямой линии, но в любом случае он берет начало в одной точке и заканчивается в другой. Выполнив эту задачу, поставленную перед собой, поход можно считать выполненным.

Кольцевой маршрут

Кольцевой маршрут начинается и заканчивается в одной точке, то есть велогруппа двигается как бы по кольцу. Маршрут прокладывается с таким расчетом, чтобы, проезжая по маршруту, можно было увидеть на пути максимальное количество интересных мест. Стартовать и финишировать в одной точке удобно из-за того, что нет необходимости подъезжать на другом виде транспорта обратно на место старта, чтобы например уехать на поезде домой.

Радиальный маршрут

Радиальный маршрут объединяет в себе линейный и кольцевой маршруты. Выглядит как линейный, только назад возвращаться приходится тем же путем. Немного неинтересно ехать там, где уже был, но зато дорога знакомая и возвращаться назад всегда быстрей, чем ехать по незнакомым местам.

Комбинированный маршрут

Такой маршрут сочетает особенности кольцевого и радиального. Обычно такие маршруты прокладывают с тем расчетом, чтобы, можно было посетить максимальное количество интересных мест, отвлекаясь в стороны.

Это условное деление видов маршрутов велопоходов, потому что в любом случае при планировании учитывают достопримечательности, места ночевки, источники воды и многое другое… Какой маршрут получится определить скорей всего можно уже после планирования, а не подстраиваться под определения.

Еще почитать на эту тему:

Где можно ездить на велосипеде. По лесам двигаться азимутами практически невозможно, поэтому необходимо придерживаться лесных дорог. По сосновому бору на равнине можно передвигаться в любом направлении на любые расстояния…

Как найти время для велопохода. Очень часто велосипедисты, которые совершают кратковременные поездки по месту жительства жалуются, что поехать в более продолжительную поездку на велосипеде нет времени…

Виды велопоходов. Любительские евелопоходы бывают от простых до очень сложных. В такие походы лучше ехать с людьми, которых знаешь. Основные проблемы – это сходство характеров, личных желаний и…

Планирование велопохода. Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется…

Хватит ли сил участвовать в велопоходе. Все мы когда-то в первый раз участвовали в велопоходе перед этим задавались вопросом, смогу ли я справиться, хватит ли сил участвовать в велопоходе и не буду ли я обузой для остальных участников…

История

Первоначально в Соединенных Штатах для обозначения специальных маршрутов использовались термины «Город», «Грузовик» и «Необязательный». В 1959–1960 годах термины были изменены на «Деловой», «Обходной» и «Альтернативный» соответственно; тем не менее, баннер «Грузовик» все еще используется сегодня на многих маршрутах, особенно на тех, где движение грузовиков запрещено (например, US Route 1/9 Truck в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси , который направляет грузовики вокруг Пуласки Skyway, который их запрещает). Американская ассоциация государственных автомобильных дорог и транспорта должностных лиц (AASHTO) призвал к удалению «альтернативных» маршрутов, хотя многие все еще существуют.

Тисо-самшитовая роща, Сочи

  • Как добраться: роща находится в районе Хоста. От ж/д станции идти примерно полчаса. Если живёшь в Сочи, то доехать можно на автобусах № 50, 105, 115 (остановка «Хоста-мост»), дальше пройти еще 2,5 км до входа. Ещё вариант — на электричке до станции «Хоста». Ну и всегда можно добраться на такси — цена вопроса примерно 600 руб. Из Адлера ходят автобусы № 50, 105, маршрутка № 134 до остановки «Мост» и электрички.
  • Сложность маршрута: низкая.
  • Стоимость: взрослый билет — 300 руб., дети от 7 до 14 лет — 150 руб, до 7 лет — бесплатно (лучше захватить наличные).
  • Протяженность: «Большое кольцо» (5 км), «Малое кольцо» (1,6 км), тропа «В глубь веков» (800 м).

Тисо-самшитовая роща — это участок Кавказского заповедника, и всё, что встретится тебе по пути, создано природой и не облагорожено человеком (кроме дорожек и ограждений, конечно). Стометровые отвесные скалы, каменный лабиринт, бирюзовая горная река Хоста, разломы, реликтовые растения — надо ли говорить, насколько это живописно.

Всё, что встретится тебе по пути в Тисо-самшитовой роще, создано природой. Фото: Yuriy Seleznev / Shutterstock.com

Чтобы увидеть все ключевые достопримечательности (буковую поляну, Чёртов каньон, древнюю крепость, Белые скалы, родник, тропу «В глубь веков»), выбирай самый длинный маршрут — «Большое кольцо». Пройти его можно примерно за три часа, если не останавливаться на долгие привалы и затяжные фотосессии (что, скажем по личному опыту, не так просто). На маршруте есть указатели, так что не запутаешься. Как понятно из названия, придёшь ты в ту же точку, откуда стартовал.

По дороге тебе встретятся места для отдыха, где можно попить воды и перекусить — только всё для пикника придётся брать с собой. Кафе есть только на входе со стороны каньона Чёртовы ворота.

Стометровые отвесные скалы, бирюзовая горная река, разломы, реликтовые растения — маршрут очень живописный и не сложный. Фото: olegmorgun1311 / Shutterstock.com

Если накануне прошёл дождь, то в рощу лучше не ходить: земля и камни становятся очень скользкими, и первую половину пути придётся крепко держаться за ограждение и думать только о том, как бы не поскользнуться. Вся обувь и одежда, скорее всего, будут в грязи, правда, для таких отчаянных на выходе есть кран с водой и щёточки, чтобы почистить ботинки.

Что касается сложности, то хватит самой минимальной подготовки — «Большое кольцо» проходят и бабули с дедулями, и семьи с детьми.

Чтобы увидеть Чёртов каньон выбирай самый длинный маршрут — «Большое кольцо». Фото: Yevtushok Tatyana / Shutterstock.com

На «Малом кольце» тебе встретятся карстовая воронка и гигантский тис. Дорога здесь комфортная, бетонная, так что маршрут отлично подойдёт для неспешной прогулки в лесу — приезжают даже с детскими колясками. Его прохождение займёт примерно час.

Благодаря субтропическому климату, гулять в роще можно круглый год, но приезжать лучше днем, особенно если хочешь пройти «Большое кольцо». Даже летом, когда темнеет поздно, ближе к шести вечера в лесу становится сумрачно из-за обилия растений и скал, которые закрывают небо. Впрочем, билеты в летний сезон (он длится до 30 сентября) продают до 18:00, так что ночью в рощу тебя точно не пустят.

Ближе к вечеру в лесу становится сумрачно, но игры закатных лучей среди скал точно стоит увидеть. Фото: lil-mo / Shutterstock.com

Что такое спортивный туризм?

Спортивный туризм это такой вид активного отдыха, цель которого заключается в физических нагрузках и в преодолении естественных препятствий.

Функции спортивного
туризма:

Совершенствование тела. Позволяет развивать и укреплять организм, силу, выносливость.

Оздоровление. Возможность восстановления физических сил, снятие психологического напряжения, улучшение настроения, заряд энергией.

Общественное воспитание. Позволяет сформировать личностные качества человека

Поэтому важно привлекать детей к данному направлению

Спортивный туризм с каждым годом становится все более популярным. Так как не всегда требует больших затрат. Тренировочный процесс и непосредственно сами маршруты могут, проходить в природной среде и включать в себя вложения минимальных денежных средств.

Но не стоит забывать, что все это зависит от вида спортивного туризма и выбранного маршрута. Например, восхождение на Эльбрус или вулканический туризм — это уже недешевое удовольствие.

Виды спортивного туризма

Пешеходный туризм. Основная задача заключается в преодолении различных рельефно-ландшафтных препятствий пешком. Поход может осуществляться, например, в лес, парк, к реке или озеру.

Горный туризм. Такой вид спортивного туризма может быть как пешим, так и осуществляться в виде скалолазания. Основные задачи – восхождения на вершины, прохождения горных перевалов. Для горного туризма необходима предварительная подготовка и выносливость.

Водный туризм. Включает в себя спуск по рекам на средствах сплава. Данное направление очень актуально в горной местности. Главная задача заключается в преодолении водных препятствий.

Лыжный туризм. Преодоление туристического маршрута осуществляется на лыжах. Данный вид спортивного туризма возможен только в зимнее время. Основная задача – преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному покрову на лыжах.

Парусный туризм. Передвижение осуществляется на парусных судах по акваториям озер или моря.

Пещерный или спелеотуризм. Основная задача заключается в преодоление препятствий, которые встречаются в пещерных полостях (пещеры, системы пещер, которые могут быть частично затоплены).

На средствах передвижения. К данному виду можно отнести конный, велосипедный туризм, автотуризм.

Комбинированный туризм. Включает в себя элементы различных видов туризма.

В последние годы набирает популярность такой  вид спортивного туризма как экстремальный. Хоть он и обусловлен многими рисками, его предпочитают люди, которые стремятся к преодолению страха, новым незабываем впечатлениям, выбросу адреналина.

Легко и просто копите мили при помощи дебетовой карты AlfaTravel. Получайте по 3 мили за каждые 100 рублей, потраченных по карте. Бесплатная в обслуживании, 9% кэшбек, 7% годовых на остаток — одни плюсы!

В спортивном туризме важно знать и применять такие основные навыки как: возможность оказания первой помощи, эвакуация пострадавших, выживание в экстремальных условиях, выбор места и установка лагеря, разведение и поддержание огня, ориентирование в окружающей среде, приготовление пищи, разрешение конфликтов между туристами

Большая Байкальская тропа

  • Как добраться: зависит от выбранного маршрута.
  • Сложность маршрута: средняя.
  • Стоимость: бесплатно.
  • Протяженность: 1800 км (общая).

Большая Байкальская тропа (ББТ) — общественный проект по созданию системы туристских троп вокруг озера Байкал и в Байкальском регионе. Тропа соединяет несколько национальных парков и заповедников, куда входят следующие маршруты.

Листвянка – Большие Коты

Тропа протяженностью около 24 км, по большей части проходит вдоль побережья озера Байкал. Маршрут относится к средней категории сложности. Во время похода по тропе открывается потрясающий вид на озеро и противоположный берег.

Живописный вид с маршрута Большая Байкальская тропа. Фото: Viktorya Telminova / Shutterstock.com

Большие Коты – Большое Голоустное

Маршрут рекомендуют проходить минимум за два дня. Тропа живописная, но нужно быть осторожным: из-за сыпучих берегов некоторые участки разрушились — необходимо спускаться к каменистым пляжам, чтобы их обойти.

Тропа к слюдяным штольням

Тропу протяженностью 2 км построили в 30-х годы XX века заключенные лагеря ГУЛАГ. Сегодня тропа, расчищенная волонтерами, превратилась в маршрут с живописными видами.

Больше маршрутов с подробным описанием и степенью сложности смотри на сайте проекта.

Из-за сыпучих берегов некоторые участки тропы разрушились, так что придётся спускаться к пляжам, чтобы их обойти. Фото: tatianapersona / Shutterstock.com