«советские казаки»

Содержание материала

Казаки и тыл

Не остался в стороне и тыл. Основной конный состав кавалерийских дивизий был мобилизован из казачьих станиц Дона, Кубани, Терека и Ставрополья. В различных городах и станицах изготавливались тачанки, повозки, походные кухни, седла, холодное оружие. В мастерских и кузницах, а также в промышленных организациях изготавливались шашки, а в пошивочных и обувных мастерских – черкески, бешметы, гимнастерки, бурки, кубанки и сапоги. Таким образом кавалерийские части всецело поддерживались народом и в, частности, казаками, внося свой вклад в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.

«Возмездие Всевышнего»

В первый год войны было сформировано 3 дивизии ополчения, в которые вступали казаки старше 40 лет, и три дивизии, где возраст не был ограничен, – об этом написано в справочнике «Слава кубанских казаков». За годы боевых действий было создано 70 казачьих частей.

Историк Брутный указывает, что казаки совершали беспрецедентные по дерзости кавалерийские рейды по тылам врага, проявили героизм в битве за Москву. Например, за два часа эскадрон лейтенанта Владимира Красильникова трижды отбивал танковые атаки, уничтожил 100 солдат вермахта и 5 танков; после подвига в живых осталось 7 бойцов. 2-й корпус генерала Белова, состоявший из кубанцев, донцов и ставропольцев, нанес мощный контрудар во фланг Четвертой армии вермахта, сдержав противника у Москвы. Погибший в бою под ст. Шкуринской немец Альфред Курц сравнивал казаков с вихрем, который сметает на пути все: «Мы боимся их, – писал он в письме, – как возмездия Всевышнего». Казаки достойно сражались в битвах за Кавказ, Сталинград, Курск, освобождали Крым, Украину, Европу и дошли до Берлина. За подвиги 100 тыс. казаков получили правительственные награды, а 262 казака стали Героями Советского Союза.

Казачий коллаборационизм

Несмотря на то, что на сторону немцев переметнулось немало астраханских, уральских, кубанских, сибирских и терских казаков, всё же наибольшую активность в связях с немецко-фашистскими захватчиками проявляли представители донского казачества.

На контакт с оккупационными властями Третьего рейха шли как советские атаманы Войска Донского, так и его бывшие предводители, эмигрировавшие после Гражданской войны (1918-1920 гг.).

К слову в период братоубийственных столкновений именно донская земля во главе с Новочеркасском превратилась в мощный центр белого движения, куда стекались люди, не желавшие мириться с большевистской властью. На этих просторах была создана независимая Донская область под руководством атамана Алексея Каледина и организована Добровольческая армия, боровшаяся против советов. Однако отстоять свой суверенитет казакам не удалось, и данная территория стала частью новой огромной страны.

Поэтому когда в июле 1942 года Новочеркасск оказался в руках фашистов все бывшие противники коммунистов решили воспользоваться шансом и отомстить историческим обидчикам. Осенью того же года в городе появилось особое военное формирование – Казачий Стан, куда вступали коллаборационисты, верившие в победу сил вермахта. Основной задачей входивших в его состав частей являлась борьба с партизанами, проведение карательных операций, надзор за пленёнными красноармейцами и вербовка граждан.

Но самым первым казачьим подразделением, в августе 1941 года перешедшим под эгиду Гитлера, был 436-й стрелковый полк под командованием майора Ивана Кононова. Позже союз с немцами заключили такие «коричневые атаманы» как Пётр Краснов, Тимофей Доманов, Андрей Шкуро, Сергей Павлов и другие.

Авторы Гайдпарка

  • Александр Головенко

    Неужели все уже забыли про гибель генерала Зиничева?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так все необычно и чудесно было в этой научной Дубне в СССР

    Читать полностью

  • Александр Бабкин

    У какой страны наиболее деструктивная внешняя политика в мире?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Декларация свободных граждан

    Читать полностью

  • Герасим Донской

    Новый этап коронобесия начался!

    Читать полностью

  • Jonny81

    На Украине заявили о готовности продлить контракт с «Газпромом»

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Ленинградский галантный молодежный воскресный туризм на Карельском перешейке.Свидетельствую

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Эффективно литовские и польские погранцы заработали, когда стали работать как белорусские

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Олигархисты, коммунисты, либералисты есть. А есть ли в России социал-демократы ?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Некоммерческим организациям нет места в странах БРИКС

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Так кто хочет заразить ковидом нашего президента?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Старовойтова Галина. В молодости. Свидетельствую

    Читать полностью

Казаки после победы

После победы над фашистской Германией казакам 4-го Кубанского гвардейского казачьего кавалерийского корпуса в составе Забайкальского фронта довелось поучаствовать и в разгроме войск Японии в августе 1945 года.

На Дальнем Востоке этот гвардейский корпус вошел в состав конно-механизированной группы советско-монгольских войск под общим командованием генерал-лейтенанта Иссы Александровича Плиева. Конно-механизированная группа И. Плиева прошла через пустыню Гоби и горный Хинганский хребет и ударила по японским войскам со стороны, считавшейся безопасной в силу непроходимости. В боях с японцами казаки-плиевцы провели одну из последних в истории войн кавалерийских атак.

Слава героям-казакам, павшим и выжившим в годы Великой Отечественной войны! Будем помнить казачью воинскую доблесть и останемся достойны слов наших предков: «Слава богу, что мы — казаки!»

Казаки и Великая Отечественная война

Весть о начале Великой Отечественной войны пришла в каждую станицу и хутор казачьего народа. Казаки приняли участие в боевых действиях в составе регулярных и добровольческих частей Красной армии.

С начала войны в составе Красной армии воевало более 100 тыс. казаков. Уже в 4:00 в воскресный день 22 июня состоялся кровопролитный бой с фашистами в районе Ломжи 94-го Белоглинского Кубанского казачьего полка подполковника Н. Г. Петросьянца, 48-го Белореченского Кубанского и 152-го Терского полков подполковников В. В. Рудницкого и Н. И. Алексеева. В боевые действия вступили части 210-й механизированной дивизии, образованной из бывшей 4-й Донской казачьей дивизии. На территории Бессарабии в составе 2-го кавалерийского корпуса вступила в войну 5-я Ставропольская казачья кавалерийская дивизия им. М.Ф. Блинова под командованием полковника В. К. Баранова и 9-я Крымская кавалерийская дивизия.

Нападение фашистской Германии на СССР вызвало огромный подъем патриотизма среди казаков и всего народа. В станицах и хуторах прошли митинги, где участники клялись бить врага беспощадно и до последнего вздоха, следуя по стопам героев-казаков, всегда стоявших на защите Отечества. К примеру, на территории Северо-Кавказского военного округа при районных центрах казачьих областей стали создаваться истребительные батальоны для борьбы с парашютными десантами и диверсионными группами фашистских захватчиков. В состав этих батальонов входили казаки, освобожденные от призыва в армию по возрасту или по другим причинам.

Уже в начале июля 1941 года на заседании ростовского обкома ВКП(б) было принято решение о создании отрядов народного ополчения в станицах и городах области. Такие же отряды стали создаваться и в Краснодарском крае, Ставрополье и Сталинградской области. В ряды народного ополчения вступали целыми семьями, несмотря на возраст или другие помехи.

В станице Урюпинской 62-летний казак Н. Ф. Копцов заявил присутствующим на митинге: «Мои старые раны горят, но еще сильнее горит мое сердце. Я рубил немцев в 1914 году, рубил их в Гражданскую войну, когда они, как шакалы, напали на нашу Родину. Казака не старят годы, я еще могу пополам разрубить фашиста. К оружию, станичники! Я первый вступаю в ряды народного ополчения».

«Потомки готов»

К казакам у нацистов было особенное отношение. Идеологи Третьего Рейха четко разделяли народы на «высшие» и «низшие» расы. Русских они относили к последней категории. При этом нацисты не признавали казаков русскими, считая их потомками древнегерманского племени остготов, а значит, арийцами.

Распространению коллаборационистских настроений в казачьей среде также способствовало недовольство политикой большевиков, прежде всего затеянной Иосифом Сталиным коллективизацией, сопровождавшейся раскулачиванием зажиточных крестьян.

Первые казаки, перешедшие на сторону врага, появились в составе Вермахта еще в 1941 году. Лихие и бесстрашные наездники, они были полезны в борьбе с партизанами, скрывавшимися в лесах. Там, где не проедет техника, казак всегда проскочит.

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Организация Донского Казачества

Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).

Атаман Дона

Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.

Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.

Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.

Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.

Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны

Знаменитые атаманы

  • Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
  • Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
  • Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
  • Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
  • Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
  • Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.

Служение России

Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.

Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.

Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .

Донской казачий мундир

Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.

Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.

Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

Как посвящали в казаки донские.

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить

Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Казаки и создание дивизий

4 июля 1941 года решением Ставки Главного командования началось формирование кавалерийских дивизий. При Северо-Кавказском военном округе были созданы 15 кавалерийских дивизий. Полковник И. А. Плиев сформировал из казаков Терека и Кубани отдельную Кубанскую казачью дивизию №50. Комбриг К.С. Мельник сформировал отдельную Донскую казачью дивизию №53.

Генерал-майор В. И. Книга в Ставрополье также сформировал Донскую дивизию. Создание кавалерийских дивизий и эскадронов из казаков пошло волной, которая сметала фашистских захватчиков с земли нашего Отечества. За годы войны было создано из казаков более 70 боевых частей.

Формирование кавалерийских дивизий проходило по всей территории Советского Союза, в нем принимали участие не только казаки Дона, Терека и Кубани, но и казаки Забайкалья, Дальнего Востока и Урала. К примеру, только Уральский военный округ сформировал свыше 10 дивизий, в состав которых вошли уральские и оренбургские казаки. Основной состав семи кавалерийских дивизий, сформированных в Забайкалье и на Дальнем Востоке, был из амурских, забайкальских и уссурийских казаков.

Пётр Краснов

Не испытывавший симпатии к советской власти генерал императорской армии Пётр Краснов в 1918 году подал в отставку и вступил в открытое противостояние с большевиками, став атаманом самопровозглашённого государства — Всевеликого войска Донского.

Отменив на его территории все советские декреты, он обратился к немецкому императору с просьбой признать новую страну, которая в отличие от СССР не считала Германию врагом. Вильгельм II удовлетворил просьбу Краснова и наладил поставку на Дон оружия. Но после поражения Германии в Первой мировой войне атаман под нажимом других белогвардейцев, недовольных его сотрудничеством с немцами, был вынужден эмигрировать.

Вдали от родины Краснов продолжал свою антибольшевистскую деятельность, и когда Гитлер объявил войну СССР, он всецело принял сторону нацистов. С первых дней войны он призывал казаков стать под знамёна фашистов и обратить оружие против губящих Россию коммунистов.

В сентябре 1943 года участвовавший в создании Казачьего стана Краснов был назначен начальником Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии.

Старый и новый образы

Тогда, как указано в издании «Донские казаки в прошлом и настоящем» (Издательство Ростовского университета, 1998 год), к казакам относились как к представителям бывшего военно-феодального сословия, большинство представителей которого в годы Гражданской войны воевало против советской власти. Именно поэтому им было запрещено служить в армии. В.М. Плоских и Л.Н. Дьяченко, авторы труда «Депортация и реабилитация народов в СССР в 20-80-е годы ХХ века», объясняют решение правительства о данном запрете для казаков еще проще – их просто боялись брать на службу. Казаков относили к так называемым «враждебным элементам».

В 1930-х годах с ухудшением внешнеполитической обстановки в Европе отношение советской власти к казакам стало меняться. Страна принялась готовиться к войне. В СМИ распространялся новый, уже положительный образ казачества. Так, в апреле 1936 года в газете «Красная звезда» появилось обращение донских казаков: «Пусть только кликнут клич наши маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся на защиту нашей Родины». Тогда же, если верить Александру Скорику, автору книги «Многоликость казачества Юга России в 1930-е годы», в свет вышло Постановление ЦИК СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА», в котором говорилось: «Учитывая преданность казачества советской власти… Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, кроме лишенных по суду».

Предатели-белогвардейцы

Политолог Константин Петрович Брутный в работе «Казаки в Великой Отечественной войне по обе стороны фронта» указывает, что перед войной гитлеровцы верили, что казаки поднимут восстание в тылу СССР. Чтобы привлечь их на свою сторону, была создана теория о том, что казаки – не русские, а потомки неких мифических черкесо-готов или даже скандинавов. Среди прислужников немцев были атаман Петр Николаевич Краснов, его племянник Семен Краснов и атаман Андрей Григорьевич Шкуро (Шкура).

Петр Краснов служил у нацистов, осенью 1943 года стал начальником Главного управления казачьих войск на оккупированных территориях СССР, сдался в плен англичанам, которые выдали его Советскому Союзу, и в 1947 году был повешен. Семен Краснов в точности повторил судьбу дяди.

Атаман Шкуро, ставший автором выражения «Хоть с чертом, но против большевиков», служил при Главном штабе СС начальником штаба резерва казачьих войск. Дослужился до генерал-лейтенанта СС. В начале 1945 года все еще пытался сформировать «Волчий отряд». Сдался англичанам, был выдан в Советский Союз как преступник и казнен в 1947 году.

В Чехословакии немцы создали прогерманское общество «Казачий национальный центр» с атаманом Василием Глазковым, который надеялся с помощью фашистов организовать «независимую Казакию». Начинание закончилось формированием Общеказачьего объединения, которое возглавил генерал Евгений Иванович Балабин. Это еще один человек, который ушел от возмездия, сбежав в Южную Америку.

Политика «расказачивания»

Именно социально-политическое прошлое казачества, его активное участие в гражданской войне на стороне белых, массовая эмиграция за границу и продолжение там антисоветской деятельности, в том числе участие в диверсионно-разведывательных вылазках на территорию советского Дальнего Востока со стороны Маньчжурии, как считают авторы научно-справочного издания «Российское казачество» (Институт этнологии и антропологии РАН, 2003 год), и сформировали определенное отношение к казакам со стороны Советского государства. Этими же причинами было обусловлено и внедрение так называемой политики «раскулачивания», направленной на ликвидацию казаков как социальной общности.

Как пишет Сергей Мосолов в издании «История казачества» 24 января 1919 года на Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым. «Беспощадный массовый террор, никаких компромиссов, поголовное истребление» — таков был вердикт властей в отношении представителей казачества. «Расказачивание» и в самом деле вылилось в настоящий террор: на казаков натравливали иногородних, сжигали целые станицы, казаков расстреливали и брали в заложники. У них отнимали продукты специально созданные для подобных целей продотряды. Уцелевшие станицы переименовывались в села, а само слово «казак» оказалось под запретом.

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?

Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?

На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.

Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;

Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.

За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы

Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

Казаки-герои

Гитлеровцы быстро сообразили, что ошиблись в расчетах. В первые же дни войны на стороне Красной армии воевали 100 тыс. казаков. Они стояли насмерть: за одни день боевых действий Пятая Ставропольская дивизия теряла 500 человек; в окружении была уничтожена почти вся Шестая Кубано-Терская дивизия.

В станицах проходили митинги, казаки уходили на войну, шли в ополчение, создавали истребительные отряды. Казачье ополчение проявляло такие боевые качества, что после первых же боев их зачисляли в ряды РККА. Так произошло с Ростовским полком, в который казаки записывалась семьями.

В 1941 году в Ставке Сталина было решено создать сто дивизий легкой кавалерии. В Северо-Кавказском ВО сформировали 15 казачьих дивизий, в среднем по 3000 бойцов каждая. А к зиме в кавалерии было уже почти полмиллиона казаков.

В 1941 году появились знаменитая 50-я дивизия полковника Иссы Александровича Плиева, в которой были терцы и кубанцы. 53 дивизия комбрига Кондрата Семеновича Мельника, сформированная из донцов, и Донская дивизия Василия Ивановича Книги. Пять казачьих дивизий так геройски дрались с фашистами, что уже в 1941 году стали гвардейскими. Казаков поддерживали станичники – в селениях началось производство тачанок, упряжи; шили амуницию, форму, в Орджоникидзе возобновилось производство казацких шашек.