История донских казаков

Содержание материала

ФЛАГИ КАЗАЧЬИХ ПОЛКОВ

Казачьи полки, в свою очередь, имели как флаги, так и
сотенные значки. Не следует путать нижеприведенные казачьи флаги с флагами
штабов казачьих частей – это совершенно разные вещи. Если штабной флаг не
покидал, как правило, квартир полка (временных или постоянных), то полковой
флаг обозначал местонахождение командира полка в бою и носился на пике. Флаги
были квадратные, со стороной в 89 см. Цвета их были по цвету приборного сукна
войска, причем при повторении цветов у младшего казачьего войска на полотнище
нашивался косой крест. В центре флага нашивалась алая либо желтая шифровка
полка, по образцу шифровки на погонах.

Сотенные значки размером 72, 2 на 52, 8 см носились на пиках
в конных казачьих полках. Они имели вид кавалерийских флюгеров и состояли из
двух половин с косицами. Верхняя половина была по цвету войска, однако, если
несколько казачьих войск имели одинаковые цвета, то в младших войсках
нашивалась продольная полоска до половины длины, шириною 4, 4 см. Цвет нижней
половины соответствовал номеру сотни: 1‑я сотня – алая, 2‑я сотня – светло‑синяя,
3‑я сотня – белая, 4‑я сотня – зеленая, 5‑я сотня – желтая и 6‑я сотня –
коричневая. Казачья сотня Николаевского кавалерийского училища имела значок с
темно‑синей верхней и алой нижней половинами.

На дивизионном (позже полковом) флаге и сотенных значках
Туркменского конного дивизиона (позже Текинского конного полка) под копьем
помещался шар белого металла, к которому крепилась плетеная белая кисть.

17‑й Донской казачий генерала Бакланова полк имел особенный
флаг, присвоенный ему ПВВ № 285 от 1 9 0 9 г. Флаг черный; на лицевой стороне
белая Адамова голова (череп с костями) и белая надпись славянской вязью
полукругом: вверху – «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНIЯ МЕРТВЫХЪ», внизу – «И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЪКА.
AMИНЬ». На оборотной стороне в центре полотнища белая шифровка « 1 7 п.».

Кроме того, есть основание полагать, что полковые флаги и
сотенные значки имели также и нерегламентированные украшения. Так, например, в
полках Кубанского войска под копьем мог быть привязан белый конский хвост
(наподобие бунчука).

1. Подхорунжий 1–го Уральского казачьего полка с
войсковым знаменем (положение «окропление Святой Водой
»). Знамя
Георгиевское юбилейное образца 1884 г., пожалованное в том же году. В 1891 г. в
память о 300‑летнем юбилее войска к знамени были пожалованы Александровские
юбилейные ленты.

2. Знамя 5‑го Донского казачьего полка.
Георгиевское юбилейное знамя образца 1900 г . , пожалованное в 1912 г.

3. Штандарт 1 – г о Таманского казачьего полка
Кубанского войска.
Георгиевский штандарт образца 1884 г., пожалованный в
том же году.

4. Штандарт 1 – г о Кизляро‑Гребенского казачьего
полка Терского войска.
Георгиевский юбилейный штандарт образца 1884 г..
пожалованный в 1881 г.

5. Знамя 1 – г о Амурского казачьего полка.
Простое знамя образца 1 8 8 4 г . , пожалованное в 1897 г. Такая же расцветка
была у знамен частей Забайкальского и Уссурийского казачьих войск.

6. Знамя 4 – г о Сибирского казачьего полка.
Георгиевское знамя образца 1900 г., пожалованное в 1 9 0 6 г.

7. Знамя Семиреченского казачьего войска
образца 1900 г.

8. Полковой флаг 17‑го Донского казачьего полка.
Введенный в 1909 г. вместо обычного полкового флага в 17‑м полку «Баклановский
значок» имел отклонения от установленного образца, так, надписи были вышиты по
прямой, а не полукругом.

9. Полковой флаг 3‑го Уральского казачьего полка.
Введенный в 1889 г. полковой флаг для казачьих полков. Тип флага для «старших»
войск – Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского.

10. Полковой флаг 2‑го Оренбургского казачьего полка.
Тип флага для «младших» войск – Оренбургского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского.
Амурского. Уссурийского.

18-19 вв

После 1786 года территория донских казаков была официально названа землями Дона Войско и в 1870 году была переименована в Донскую Войско (русская: Областная Войска Донского) (в настоящее время входит в состав Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации). в составе Луганской области Украины).

В 1805 году столица донского казачества была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).

Донским казакам приписывают значительную роль в отражении Наполеоновского вторжения в Россию. Под командованием графа Матвея Ивановича Платова донские казаки участвовали в ряде сражений против Великой Армии. В Бородинской битве донские казаки совершали набеги на тыл французской армии. Платов командовал всеми казачьими войсками и успешно прикрывал отступление русской армии в Москву. Донские казаки отличились в последующих походах и приняли участие во взятии Парижа. Наполеону приписывают провозглашение: «Казаки — лучшие легкие войска среди всего, что существует. Если бы они были в моей армии, я бы прошел с ними весь мир».

В общей переписи 1884 года численность мужского населения донских казаков составляла 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшими из десяти существовавших тогда казаков, обеспечивая более трети всего казачьего состава, доступного для военной службы.

Как одевались казаки

Казачья форма казаков похожа на общевойсковую, но имела отличия:

• казакин – кафтан на крючках; • башлык – суконный капюшон на длинных завязках; • штаны с лампасами – настоящий станичник носит и в мирное время. Лампас – знак казачьей воли; • особые погоны донцов.

Обувь казака – сапоги. На голове– фуражка или папаха. Фуражка донца – символ войсковой принадлежности. Мужчине без нее выйти на улицу было неприлично. Голова должна быть всегда покрыта. Военная форма – повседневная казачья одежда. В ней и церковь посещали.

Головные уборы отличались у замужней и незамужней женщины. У девушки налобная повязка или вышитый жемчугом бархатный кокошник. Для косы свои украшения –золотые цепочки, ленты, червонцы. Замужние казачки ходили в парчовой шапочке, сверху повязывали платок. К нему крепили цветы или перья.

Популярность на Дону получили кирасы. Так называли кофточки с оборкой, прилегающие по фигуре. Они подчеркивали естественную привлекательность казачек.

Юбки шили длинные, широкие. Холщовые – для летних дней, суконные – для зимних холодов. На праздники покупали батист, кашемир, ситец, репс.

15-17 вв

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Воспитание

Воспитывали мальчиков очень сурово. Юные казаки учились драться, как только произносили первые слова. С 3-х лет изучали хитрости рукопашной схватки, получали навыки наездника. Стрельбе учили с 7 лет, а владеть холодным оружием – с 10.

Донские казаки были не только бойцы, но и хорошие земледельцы. 5-летние дети наравне со старшими выходили в поле – смотрели за овцами, подгоняли волов на пашне. Атаман и старшины заботились, чтобы «не ездили» на парнишке, чтобы не лишался развлечений. Будущий воин обучался работе или военному делу даже в игре.

Сын офицера с 5 лет уезжал с отцом в полк, участвовал в схватках. Знания, полученные в детстве, позволяли станичнику занять достойное место среди земляков. Лучший в военном ремесле – задача рождённых для почетной службы.

Организация Донского Казачества

Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).

Атаман Дона

Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.

Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.

Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.

Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.

Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны

Знаменитые атаманы

  • Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
  • Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
  • Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
  • Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
  • Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
  • Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.

Служение России

Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.

Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.

Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .

Донской казачий мундир

Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.

Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.

Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .

Символизм

Каждая деталь и цвет на флаге выбраны неслучайно. В каждый элемент полотнища авторы вложили особый смысл:

Желтый цвет на флагах на самом деле обозначает золотой. Он символизирует постоянство и прочность, знатность и богатство, могущество и веру.
Белый — это серебро

Испокон веков он отражает чистоту и благородство, правдивость в любых вещах.
Черный цвет — символ мудрости и осторожности, а также постоянство.
Красный — это, конечно же, мужество и смелость. Великодушие и любовь – вот что дарит город Краснодар своим жителям.

Екатерина II

Что касается крепостной стены, изображенной на флаге, то это дань историческому прошлому города. Она символизирует собой Екаринодарскую крепость. Возможно, не все знают, что в прошлом, а именно с его основания в 1792 году до до 1920 года город назывался Екатеринодаром. В связи с этим на флаге изображен и желтый вензель Екатерины II. Именно по ее жалованию местным кубанским казакам была дана земля, в последствии названная в ее честь Екатеринодаром.

Страна:Россия

Общая площадь:339 км²

Дата образования:1793

Население:899 541

Валюта:российский рубль (RUB)

Код:RU (RUS)

Телефонный код:+7 861

Цвета:белый, желтый, красный, черный

Фигуры:двуглавый орел

Континент:Европа,

Флаг Краснодарского края

С осени 2004 года флаг Краснодарского края был внесен в Государственный геральдический регистр РФ под номером 1503. Под предыдущим номером туда внесен и герб Краснодарского края. Он символизирует один из участков Кавказской линии военных укреплений, созданный по указанию российских императоров от Екатерины до Александра II, – её правый фланг. В одноцветном (золотом с оранжевым контуром) варианте он занимает центральное место на флаге Кубани.

Флаг Краснодарского края был утвержден в 1995 году. Три разновеликие горизонтальные полосы — малиновая широкая посередине, синяя сверху, зеленая снизу — перекочевали с официального символа КНР времен гражданской войны на флаг Краснодарского края — флаг Кубани. Фото Законодательного собрания Краснодарского края с впервые поднятым 1 июня 1995 года, вновь утвержденным флагом стало символом преемственности традиций Кубанского казачества. В 2004 году был несколько изменен вид герба Кубани (добавились лента ордена Ленина и княжеская корона), что отразилось и на флаге края.

Форма и одежда казаков с Дона.

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

20 век

Первая Мировая Война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско состояло из 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотний (эскадронов). Кроме того, два полка императорской гвардии были завербованы с донской территории. К 1916 году донское войско расширилось до 58 линейных полков и до 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против османских турок на юге. Сохраняющаяся ценность Дона и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году о выводе около трети регулярной русской кавалерии, но о сохранении казачьих полков в их традиционной роли.

Февраль 1917 г. Революция

С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в состав петербургского гарнизона. Частично состоящий из новобранцев из более бедных регионов принимающей территории, эти подразделения находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда им было приказано разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически лояльных донских казаков больше нельзя было положиться, явились важным фактором внезапного краха царского режима.

Большевистское преследование

Донское казачье войско было расформировано на русской земле в 1918 году, после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и иные традиции своего войска. Многие нашли работу в качестве трюков в различных цирках по всей Европе и в Соединенных Штатах. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время гражданской войны в России, был донского казачьего происхождения. После поражения Белой Армии в Гражданской войне в России на выживших казаков и их родине проводилась политика их расклассификации («Расказачивание»), поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.

Родина казачества часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулачества. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 млн. Донских казаков большевистский режим убил или депортировал приблизительно от 300 000 до 500 000 человек». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–1933 гг. В результате советской политики.

Песни, обычаи

Старинные народные песни – заметная часть казачьей самобытности. В песнях переплетен фольклор южнорусских земель с неповторимостью донской культуры. При исполнение казаками народных песен на фоне нижних голосов непременно присутствует высокий подголосок. Песня получает положительный эмоциональный окрас.

Существует отличительная черта старинных донских песнопений – их исполняет мужской хор казаков. Причина этого в тематике казачьих песен. Они в основном повествуют о походных буднях. Поющие каждую мелодию переживают и разыгрывают. Своеобразие музыки в длительности – тем лучше, чем звучит дольше.

Песни у донских казаков – строевые или поэтичные, мягкие. Строевые характеризуются быстрым темпом и заставляют вспомнить удалые сшибки с врагом. А лирические являются плавными, протяжными.

Культуру на Дону формировали христианские ценности. Обязательно соблюдение 10 заповедей и казачьих традиций:

• безусловное повиновение старшим; • почтение к гостям; • уважительное отношение к женщинам; • обращение детей к родителям на «Вы»; • запрет курения при уважаемом человеке.

Станичники к гуляньям относятся одобрительно. Каждый казачий дом всегда гостеприимен. Праздники донцы отмечают угощением, песнями и танцами. Но пьянка в обществе сурово порицается.

Есть еще особый ритуал – в застолье участвуют исключительно мужчины. Связана традиция с длительными боевыми походами.

16-ый век

Первые записи, относящиеся к казачьим деревням: «станица», относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана Сусара Федорова вступили в армию Ивана Грозного во время блокады Казани в 1552 году. 2 июня В 1556 году казачий полк атамана Ляпуна Филимонова вместе с армией московитов в составе стрельцов завоевал и аннексировал Астраханское ханство.

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.

Военное искусство

Отличие казачества – всеобщий воинский призыв на служение Отечеству. Использовали повинность нечасто. Нельзя оставлять границу без защиты. Донцы прикрывали рубежи тревожного юга Российской Империи, всегда угрожавшем войной.

Казаки находились в постоянной боеготовности даже у себя дома. Количество столкновений с ворами, грабителями, бандитами подсчитать было невозможно. Войско Донское ежедневно участвовало в упорной, извечной войне.

Полковой командир выбирался из именитых и зажиточных казаков. Личный состав набирался в именной полк из предписанного района. Полку выдавали:

• мундиры для образца; • по числу всадников сукно; • ремни; • деревянные основы седел; • амуниция.

Полсотни ветеранов обучали новичков. Командиру определяли дату, когда сформированному полку прибыть в пункт назначения. Ему никто более не мешал. Сам принимал устав, назначал урядников, сам представлял к присвоению офицерского чина.

Созданный и укомплектованный полк направлялся на смотр вооружения и конского состава. Получив оценку уровня строевой подготовки и взаимодействия подразделений, донцы разъезжались по домам попрощаться с семьями.

Полк состоял из 6 эскадронов. Взводы и звенья добирались к месту дальнейшей службы дорогами по своему усмотрению. Казаки к дисциплине и воинскому долгу относились очень серьёзно. В пути урядники заканчивали подготовку молодежи. Подобным образом Платов и Греков собирали свои легендарные сотни, под началом Суворова и Кутузова громили турецкую и французскую легкую кавалерию.

Казаки в бою несли минимальный урон. Часто деды и внуки воевали одним строем, плечом к плечу. Скорее они умрут, но не позволят убить своего товарища.

У казака одна серьга в ухе – значит он единственный сын в семье. Его всеми силами оберегали от гибели. Иначе казачий род прекратит существование. Угаснет хранитель военных и духовных традиций. На рискованную операцию вызывались охотники, но нередко жребий определял участников.

Рожденные для военного ремесла, прекрасно экипированные бойцы, казаки хорошо владели боевыми умениями:

• разведывательными; • тактическими.

Трудно было представить русское войско без казачьих войск. Николай Михайлович Карамзин писал о казаках – «глаза и уши армии».

Гроза горцев

Вернувшись из западной командировки, Бакланов Яков Петрович был произведен в старшины и получил в распоряжение Донской казачий полк номер двадцать, который контролировал Куринское укрепление.

С этого момента начался самый яркий период в жизни потомственного казака. Его карьера стремительно пошла в гору, а имя гремело на весь Кавказ и далеко за его пределами.

Во вверенном Бакланову полку изначально царили разброд и шатание. Дисциплина отсутствовала, казаки ходили в рваной одежде, предавались пьянству, играли в карты и не отличались рвением к службе.

Очень быстро новый старшина изменил ситуацию в корне. Он запретил алкоголь и вплотную занялся образованием солдат, устраивая специальные уроки военной стратегии и тактики.

Казачий атаман проявил себя мудрым руководителем, и под его началом полк № 20 совершил множество героических походов. Почти все свое жалованье Бакланов тратил на подкуп лазутчиков в стане врага, которые оперативно информировали его о планах противника, и в итоге казаки всегда оказывались «на коне».

В те времена Войско Донское было занято противостоянием с горцами, совершавшими регулярные набеги на российские селения. С приходом Якова Петровича враг из позиции нападения перешел в оборону, ибо теперь уже казаки жгли аулы чеченцев, угоняли людей и скот, забирали ценное имущество и продукты.

Имя Бакланова горцы произносили шепотом, называя его русским дьяволом. Они действительно верили в то, что этого человека поддерживает нечистый, и панически его боялись. А двухметровый, широкоплечий казак с изрытым оспой лицом, пышными усами и густыми бровями с удовольствием поддерживал сложившийся имидж. Однажды он, застигнутый врасплох, выскочил на поле боя в надетой на голое тело бурке с шашкой через плечо. А в другой раз неожиданно предстал перед врагом, когда тот думал, что Бакланов умирает после тяжелейшего ранения.

Эти и им подобные случаи только укрепляли репутацию непобедимого воина. И даже главный горец – грозный Шамиль – с уважением относился к казачьему атаману. Правда, своих подчиненных ругал за то, что те его слишком боятся.

За время службы на Кавказе с 1846 по 1863 год Бакланов Яков Петрович дослужился до чина генерал-лейтенанта и получил множество наград, среди которых орден Георгия четвертой степени, орден Владимира третьей степени и другие.

Когда 20-й полк был расформирован, князь Воронцов добился того, чтобы Яков Петрович остался в строю и получил в распоряжение другой полк — № 17. Многие считали тогда Бакланова незаменимым офицером. Ведь он сумел в корне поменять расстановку сил между русскими и горцами в пользу своих соотечественников.