Флаг вмф россии

Содержание материала

Флаги должностных лиц

Флаги высшего военного руководства

Флаг Год Наименование Описание
14.09.1995 Флаг Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Государственный флаг России, с гербом России (без гербового щита) в центре. Высота герба — 1/2 ширины полотнища.
1992 — 29.12.2000 Флаг министра обороны Российской Федерации Гюйс ВМФ, с изображением герба России, обрамлённый лавровым венком и лентой под ним.
29.12.2000
1992 — 29.12.2000 Флаг начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации Гюйс ВМФ, с изображением перекрещивающихся якорей, обрамлённых лавровым венком и лентой под ними.
29.12.2000

Флаги должностных лиц ВМФ

Флаг Год Наименование Описание
21.07.1992 — 29.12.2000 Флаг Командующего Военно-Морским Флотом Военно-морской флаг, с изображением герба России, обрамлённый лавровым венком и лентой под ним.
29.12.2000
21.07.1992 — 29.12.2000 Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота Военно-морской флаг, с изображением перекрещивающихся якорей, обрамлённых лавровым венком и лентой под ним.
29.12.2000
21.07.1992 — 29.12.2000 Флаг командующего флотом Красное полотнище с Военно-морским флагом в крыже и трёх пятиконечных звёзд.
29.12.2000
21.07.1992 — 29.12.2000 Флаг командующего флотилией, эскадрой Красное полотнище с Военно-морским флагом в крыже и двух пятиконечных звёзд.
29.12.2000
21.07.1992 — 29.12.2000 Флаг командира соединения кораблей Красное полотнище с Военно-морским флагом в крыже и одной пятиконечной звездой.
29.12.2000

Флаги должностных лиц Росгвардии

Флаг Год Наименование Описание
30.12.2019 Флаг директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации Полотнище крапового цвета. В крыже — гюйс. В центре правой половины флага двуглавый орёл из государственного герба Российской Федерации.
18.11.2020 Флаг первого заместителя (статс-секретаря — заместителя, заместителя) директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации Полотнище крапового цвета. В крыже — гюйс. В центре правой половины флага эмблема войск национальной гвардии.
18.11.2020 Флаг командующего округом войск национальной гвардии Российской Федерации Краповое полотнище с гюйсом в крыже и трёх пятиконечных звёзд.
18.11.2020 Флаг командира соединения войск национальной гвардии Российской Федерации Краповое полотнище с гюйсом в крыже и двух пятиконечных звёзд.
18.11.2020 Флаг командира морской воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации Краповое полотнище с гюйсом в крыже и одной пятиконечной звездой.

Флаги должностных лиц пограничных войск

Флаг Год Наименование Описание
21.05.1993 — 15.08.1994 Флаг командующего Пограничными войсками Российской Федерации Переименована должность.
15.08.1994 — 01.09.2008 Флаг Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации Отменён.
21.05.1993 — 15.08.1994 Флаг заместителя командующего Пограничными войсками Российской Федерации Переименована должность.
15.08.1994 — 01.09.2008 Флаг командующего морскими силами Пограничных войск Российской Федерации Отменён.
21.05.1993 — 01.09.2008 Флаг командующего войсками пограничного округа Отменён.
21.05.1993 — 01.09.2008 Флаг заместителя командующего войсками пограничного округа по морской части Отменён.
21.05.1993 — 01.09.2008 Флаг командира соединения пограничных сторожевых кораблей Отменён.

Флаги должностных лиц Федеральной службы безопасности

Флаг Год Наименование Описание
01.09.2008 Флаг директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Полотнище светло-зелёного цвета. В крыже — гюйс. В нижней части правой половины флага — многоцветное изображение государственного герба Российской Федерации.
02.02.2009 Флаг Первого заместителя директора — руководителя Пограничной службы ФСБ РФ. Полотнище светло-зелёного цвета. В крыже — гюйс. В нижней части правой половины флага — многоцветное изображение эмблемы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
02.02.2009 Флаг заместителя руководителя службы — руководителя департамента Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
02.02.2009 Флаг начальника пограничного управления ФСБ РФ по субъекту РФ, имеющего в своём составе корабли, катера и суда.
02.02.2009 Флаг начальника службы пограничного управления ФСБ РФ по субъекту РФ, имеющего в своём составе корабли, катера и суда, начальника отряда пограничных сторожевых кораблей пограничного управления ФСБ РФ по субъекту РФ

Послевоенный период

В феврале 1946 года Красный флот был переименован в Советский Военно-Морской Флот.

Послевоенное боевое траление

Основная статья: Послевоенное боевое траление

Донные мины.

После войны советские моряки продолжали трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов. В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль. На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр.

Гюйс

Флаг Год Наименование Описание
21.07.1992 — 29.12.2000 Гюйс и крепостной флаг. Красное полотнище с белым вертикальным крестом, на который наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
29.12.2000 Красное полотнище с белым вертикальным крестом, на который наложен синий диагональный крест, окантованный белой полосой.
21.05.1993 — 01.09.2008 Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации. Красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
01.09.2008 Гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов.

Происхождение символики

Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.

Распятие Андрея Первозванного

По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Описание гвардейского варианта

Начало ВОВ принесло существенные изменения в жизнь не только миллионов человек, но и в государственный устрой. В 1941 году создали одни из первых гвардейских соединений. Год спустя такое звание получили корабли ВМФ СССР.

Для таких кораблей был утвержден Гвардейский ВМФ. Знамя имело единственное отличие от варианта 1935 года. В нижней части белого полотна, между красными символами Советского Союза и голубой лентой, была помещена Гвардейская лента. Она была завязана на бант, ее концы расходились волнообразно в обе стороны вдоль голубой ленты. Гвардейская лента была оранжевого цвета с тремя черными продольными полосами.

В 1950 году из-за изменений во флаге ВМФ был преобразован и Гвардейский ВМФ. Гвардейской ленты перемены не коснулись, но был утвержден ее размер. Длина составляла одиннадцать к двенадцати от длины знамени, а ширина – один к двадцати ширины всего полотна.

Флаг просуществовал до 1992 года, пока ему на смену не пришел вариант Российской Федерации.

Воротник-гюйс

Кроме штандарта, гюйс ВМФ России — воротник, являющийся украшением костюма матроса. История его возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса. Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения. Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.

По другой версии, «предком» матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.

Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный — он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на «форменке» и рабочей куртке.

Описание гвардейского варианта

Начало ВОВ принесло существенные изменения в жизнь не только миллионов человек, но и в государственный устрой. В 1941 году создали одни из первых гвардейских соединений. Год спустя такое звание получили корабли ВМФ СССР.

Для таких кораблей был утвержден Гвардейский ВМФ. Знамя имело единственное отличие от варианта 1935 года. В нижней части белого полотна, между красными символами Советского Союза и голубой лентой, была помещена Гвардейская лента. Она была завязана на бант, ее концы расходились волнообразно в обе стороны вдоль голубой ленты. Гвардейская лента была оранжевого цвета с тремя черными продольными полосами.

В 1950 году из-за изменений во флаге ВМФ был преобразован и Гвардейский ВМФ. Гвардейской ленты перемены не коснулись, но был утвержден ее размер. Длина составляла одиннадцать к двенадцати от длины знамени, а ширина – один к двадцати ширины всего полотна.

Флаг просуществовал до 1992 года, пока ему на смену не пришел вариант Российской Федерации.

Что такое гюйс

Слово «гюйс» произошло от нидерланд. geus — «гез», что было названием носового флага кораблей гезов, участников антииспанской революции в Голландии. Со временем оно стало нарицательным. Сегодня гюйсом ВМФ России и других стран называется носовой флаг морского судна, который вместе с военно-морским, торговым либо гражданским штандартом говорит о государственной принадлежности корабля.

Второе название гюйса — бушпритный флаг, т. к. в начале своей истории его поднимали на бушприте или специальном флагштоке, так и зовущимся — гюйсшток. Сегодня гюйс можно увидеть на баке судна. Также в настоящее время его в основном используют военные корабли, однако некоторые страны допускают гюйсы и для своих гражданских судов.

Еще один синоним гюйса, актуальный, однако, не во всех странах — это крепостной флаг, т. к. его поднимают на прибрежных крепостях и прочих важных объектах на берегу. Гюйс также именуют и стояночным флагом, ведь он определяет по большему счету пришвартованные корабли, нежели суда на ходу.

Исторические стандарты России

Стандарт Дата Использовать Описание
1703–1742 Императорский штандарт в море Штандарт русского царя на море, принятый при Петре Великом .
1742-1799 Имперский стандарт Русский Императорский Штандарт, используемый во дворцах.
1799–1801 Имперский стандарт Российский Императорский Штандарт, введенный Павлом I. Этот флаг изображен на многих документах той эпохи.
c.  1835 г. Имперский штандарт на суше В альбоме флагов 1835 года сообщалось об Императорском штандарте, используемом во дворцах.
1858–1917 гг. Имперский штандарт на суше Штандарт царя России на суше, принятый в 1858 году.
1991 г. Президентский стандарт (неофициальный) Де-факто неофициальный штандарт президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, используемый во время инаугурации Бориса Ельцина 10 июля 1991 года.
1994 – настоящее время Президентский Стандарт Действующий Стандарт Президента Российской Федерации.

Ордена как знак коллективного отличия для экипажей кораблей

Подъем Краснознаменного военно-морского флага на ТАРК «Киров»

Орденский андреевский флаг крейсер «Аврора»

Традиции награждений кораблей орденами и медалями в разных странах

Основная статья: Наградные знаки отличия кораблей

Традиция награждать боевыми наградами (орденами, крестами и медалями) корабли и подразделения есть во многих флотах мира. Практика награждения орденами, крестами, медалями и лентами практикуется в ВМФ Германии, ВМС США, ВМС Польши, ВМС Франции и ряда других флотов.

Так в ВМФ Германской империи боевые корабли и подводные лодки могли получить право ношения знака награды на видном месте корабля (носу, мостике, надстройке). Право ношения Наградных знаков отличия в ВМС Германии заслужили очень немного кораблей.

В ВМС США напротив, награды кораблям вручаются массово. Боевые корабли могут получить награды как в мирное, так и военное время. Система награждения кораблей включает в себя награждение медалями (боевые ленты медалей), боевыми звездами (повторные награждения в ходе одной кампании) и награждение за боевую эффективность («Боевая “Е”»). Знаки военных наград имеют различный внешний вид: могут представлять собой медаль, крест, ленту и т. п. Наградные знаки, имеющие форму медалей (крестов), имеют эквивалент в виде планки повторяющей ленту награды. В то же время имеются награды, существующие только в виде лент (планок) и не имеющие эквивалентов в виде медалей, но часто такие награды имеют эквивалент в виде вымпела поднимаемого на корабле, судне или лодке.

Ордена СССР награды для кораблей

Основная статья: Орденоносные корабли СССР и России

После октября 1917 года были отменены все старые награды как коллективные так и индивидуальные. В СССР долгое время было одно коллективное отличие, вручение воинской части Почётного революционного Красного Знамени.

Почётное революционное Красное Знамя — боевая награда, которой награждались части и соединения Красной Армии, отличившиеся в сражениях. Стала первой официальной наградой Советской России. За боевые отличия в Гражданской войне 1918 — 1920 годов Почётное революционное Красное Знамя было вручено некоторым воинским частям и соединением в том числе и Балтийскому флоту. Затем был учрежден орден Красного знамени и им стали награждать корабли, воинские части, соединения и объединения.

Награждать корабли и суда за боевые и трудовые заслуги орденами в СССР начали в 1927 году. Первым военным кораблям награжденным орденом стал в 1927 году крейсер «Аврора». Первым кораблем награжденным орденом за трудовой подвиг стал в 1928 году ледокол «Красин».

Корабли могут быть отмечены несколькими орденами. Но до настоящего времени единственным дважды орденоносным кораблем является крейсер «Аврора».

При награждении корабля орденом его экипажу в лице командира вручается знак ордена и документ на награждение (грамота или орденская книжка). Орден и документ хранится на награжденном корабле. Но что бы было видно, что корабль награжден орденом он получает право поднимать специально утвержденный орденский флаг.

Структура военно-морского флота РФ

В состав Военно-морского флота входят следующие силы:

  • Надводные силы.
  • Подводные силы.
  • Морская авиация: береговая;
  • палубная;

Береговые войска флота:
Морская пехота;
Войска береговой обороны.

Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ, которая относится к Главному управлению навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Надводные силы

Надводные силы – род сил Военно-Морского Флота.

Надводные силы используются для:

  • защиты морских коммуникаций;
  • перевозки и прикрытия десантов;
  • минирования и разминирования водного ТВД и территориальных вод;
  • обеспечения выхода и развертывания подводных сил, возвращения их на базы.

Выполнение боевых задач надводными силами может быть осуществлено как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота.

Подводные силы

Подводные силы используются для нанесения ударов по морским и континентальным целям и для разведывательных целей. Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами – часть триады Российских стратегических сил. Также на вооружении флота состоят дизельные подводные лодки разных классов, вооруженные как торпедным, так и ракетным вооружением.

Морская авиация

Морская авиация предназначена для:

  • поиска, целеуказания и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в океане;
  • нанесения бомбовых и ракетных ударов;
  • отражения атак самолётов и противокорабельных ракет.

Береговые войска флота

Задачи береговых войск (БВ) флота:

  • оборона побережья (военно-морских баз, портов, пунктов базирования и береговых объектов);
  • ведение боевых действий в составе морских, воздушных и воздушно-морских десантов.

Береговые войска включают 2 рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морскую пехоту.

Каждый род войск решает определённые целевые задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск БВ и сил ВМФ, а также с соединениями и частями других видов Вооружённых Сил и родов войск.

Оснащены БВ преимущественно вооружением и техникой общевойскового типа, однако, имеют на вооружении береговые ракетные комплексы (БРК) противокорабельных управляемых ракет (ПКР), стационарные и подвижные артиллерийские установки, предназначенные для поражения морских и наземных целей, специальные (морские) средства разведки и др.

Флаги военно-морского флота РФ

Флагом Военно-морского флота является Андреевский крест. Этот флаг вывешивается на корме кораблей флота.

Также на кораблях Военно-морского флота 1го и 2го рангов поднимается гюйс (носовой флаг).

На кораблях, имеющих звание Гвардейских, вывешивается гвардейский кормовой флаг.

На кораблях, награжденных орденами, вывешивается кормовой флаг, содержащий изображение ордена.

На Гвардейских кораблях, награжденных орденом, поднимается кормовой флаг с гвардейской лентой и изображением ордена.

Вообще же, в Военно-морском флоте существует огромное количество флагов, начиная от флагов командующих различного ранга и до флагов вспомогательных сил флота и т.д.

Например, флаг Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Флаг министра обороны Российской Федерации

Цели и основные задачи ВМФ

Главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства является Военно-морской флот. Президентом и Правительством РФ на Военно-морской флот возложены следующие задачи:

  • сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;
  • защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;
  • обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержание военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражение агрессии с морских и океанских направлений;
  • обеспечение безопасности морской деятельности Российской Федерации, военно-морского присутствия Российской Федерации, демонстрацию флага и военной силы в Мировом океане;
  • обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

Значение и символизм

Начнем с того, что этот символ был построен на основе герба РФ и знамени ВМФ федерации. Щит в центре, разумеется, символизирует оборону страны, поддерживаемую армией и ВМФ. Сам черный цвет в геральдике иногда называют железным, потому что он олицетворяет мужество, терпение, труд, стремление и моральную силу. Использование французского щита обусловлено отсутствием русской альтернативы в геральдике.

Якорь в центре означает водные просторы, а цепь в якоре – это символ контроля над территорией. Также эти элементы могут означать крепость духа. Фигура в центре олицетворяет полярную звезду, которая издревле играла роль ориентира для мореплавателей. Полярное сияние подчеркивает зону контроля СФ, а именно Северный Ледовитый океан. Золотые колосья можно интерпретировать как символ постоянного роста и развития. Орел наверху означает принадлежность к России.

Становление флота

Рабоче-Крестьянский Красный флот

Советский флот был учреждён в 1918 году специальным декретом правительства как Рабоче-Крестьянский Красный флот. До начала 30-х годов РККФ находился в плачевном состоянии, о его репутации может говорить тот факт, что СССР не предложили присоединиться к Вашингтонскому военно-морскому договору, который существенно ограничивал состав и возможности основных флотов мира.

Значительная часть старого флота была продана Советской властью в Германию в качестве металлолома. В Балтийском море оставались лишь 3 линкора, 2 крейсера, около 10 эсминцев и несколько подводных лодок. Несмотря на это, Балтийский флот, Черноморский флот и около 30 небольших речных флотилий оставались боеспособными и смогли стать фундаментом нового флота.

Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии

В 1926 году Советом Труда и Обороны СССР были одобрены грандиозные планы развития Военно-Морских Сил Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА), которые должны были стать одними из сильнейших ВМС мира. В 1928 году в Советском Союзе началась первая пятилетка, а вместе с ней и индустриализация. Кораблестроительные планы начали воплощаться в жизнь.

Под руководством Бориса Михайловича Малинина были разработаны и построены на Балтийском заводе первые из 133 советские подводные лодки.

В 1932 году был сформирован Тихоокеанский флот, а в 1933 — Северный флот.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Широкие вымпелы

Широкий вымпел Дата название
29.08.1924 — 27.08.1935 Широкий вымпел командира корабельных отрядов Широкий вымпел командира корабельных дивизий 2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 Широкий вымпел командира дивизии военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1: 5
16.11.1950 — 21.04.1964 Широкий вымпел командиров корабельных дивизий 1: 5
21.04.1964 — 21.07.1992 Широкий вымпел командиров оперативных групп
27.05.1935 — 16.11.1950 Широкий вымпел командира лодочного отряда военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 1: 5
16.11.1950 — 21.04.1964 Широкий вымпел командиров корабельных отрядов 4-го ранга 1: 5
21.04.1964 — 21.07.1992 Широкий вымпел командиров корабельных дивизий
29.08.1924 — 27.08.1935 Широкий вымпел старшего военно-морского флота на рейде 2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 1: 5
16.11.1950 — 21.07.1992 Широкий вымпел старшего командира на рейде 1: 5
29.08.1924 — 12.07.1930 Широкий вымпел начальников региональных управлений ОГПУ и начальников пограничных частей, имеющих под своим командованием пограничные корабли ОГПУ. 2:11
12.07.1930 — 27.05.1935 Широкий вымпел командиров баз отрядов ВМФ ОГПУ
29.08.1924 — 12.07.1930 Широкий вымпел начальников пограничных частей региональных управлений ОГПУ, в ведении которых находились корабли пограничных флотилий ОГПУ. 2:11
29.08.1924 — 12.07.1930 Широкий вымпел начальников пограничных флотилий ОГПУ 2:11
12.07.1930 — 27.05.1935 Широкий вымпел командиров корабельных отрядов ОГПУ
16.11.1950 — 21.04.1964 Широкий вымпел командиров дивизий патрульных катеров Пограничных войск 1: 5
21.04.1964 — 21.07.1992 Широкий вымпел командиров пограничных войск
29.08.1924 — 27.05.1935 Широкий вымпел начальника Управления безопасности мореплавания 2:11
03.04.1929 -? Широкий вымпел отряда водолазов-спасателей ЭПРОН 2:11
03.04.1929 -? Широкий вымпел EPRON начальника «ю.ш. 2:11
27.05.1935 — 16.11.1950 Широкий вымпел начальников гидрографических отрядов 1: 5
03.09.1943 — 16.11.1950 Широкий вымпел командиров аварийно-спасательных отрядов и речных аварийно-спасательных отрядов. 1: 5

Советский период

В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали красное знамя. К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант – почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг морского флота РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях ВМФ России подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. Оттенок цвета креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

Интересные факты

1. По сей день «синий крест» не поднимается на единственном корабле — подводная лодка С-56 СССР, которая стала мемориалом.

2. Перед боем военные морского флота императора обязательно произносили одни и те же слова, которые означали готовность к победе: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

3. Первая программа о жизни военных моряков, которые каждый день рисковали жизнями ради народа, выходила на радио «Эхо Москвы». Ее посвятили 300-летию создания ВМФ. И.В. Дыгало, работавший в пресс-центре ВМФ, рассказывал о быте и жизни на корабле, о современных флагах, подготовке к торжественным праздникам.

4. Петр I использовал синий «косой» крест, на котором распяли Андрея Первозванного, не только как символ морского флота, но и для первого в России ордена.

5. В августе 2009 года Министерством юстиции РФ были составлены списки, в которые попали все кресты как знак экстремизма. Наследие Петра I рисковало стать запретным, но решено было оставить его вне закона. Повезло не только ВМФ, но и странам, на чьих полотнах «красовался» крест.

6. Впервые Андреевский знак появился в Шотландии. Король Ангус II перед битвой молился и пообещал себе и Богу, что если его армия одержит победу, он провозгласит Андрея Первозванного защитником Шотландии. Так и произошло, шотландцы разгромили англов.

Описание флага 1935 года

Просуществовало знамя 1923 года двенадцать лет. Мысли о его смене начали возникать у руководства страны еще в 1932 году. В это время были созданы Морские войска Дальнего Востока. Спустя три года из них создали Тихоокеанский флот.

Существовавший Военно-морской флаг сильно напоминал символ островного государства, из-за чего могли возникнуть проблемы. Поэтому в 1935 году утвердили новый флаг ВМФ СССР, который просуществовал пятнадцать лет.

Описание:

  • полотно белого цвета;
  • голубая полоса, расположенная вдоль нижней части полотнища;
  • пятиконечная звезда окрашена в красный цвет, она помещена в середине левой половины полотна, направлена одним из концов вверх, диаметр фигуры приравнен к двум третям ширины всего знамени;
  • красный серп с молотом перекрещены между собой, размещены в центре правой половины полотна, самый большой диаметр символа равен двум третям ширины белой части полотнища.

Соотношение белого и голубого цвета равно пяти к одному. Размеры полотна составляют три к двум.

Интересные факты

1. По сей день «синий крест» не поднимается на единственном корабле — подводная лодка С-56 СССР, которая стала мемориалом.

2. Перед боем военные морского флота императора обязательно произносили одни и те же слова, которые означали готовность к победе: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

3. Первая программа о жизни военных моряков, которые каждый день рисковали жизнями ради народа, выходила на радио «Эхо Москвы». Ее посвятили 300-летию создания ВМФ. И.В. Дыгало, работавший в пресс-центре ВМФ, рассказывал о быте и жизни на корабле, о современных флагах, подготовке к торжественным праздникам.

Army and military photos

4. Петр I использовал синий «косой» крест, на котором распяли Андрея Первозванного, не только как символ морского флота, но и для первого в России ордена.

5. В августе 2009 года Министерством юстиции РФ были составлены списки, в которые попали все кресты как знак экстремизма. Наследие Петра I рисковало стать запретным, но решено было оставить его вне закона. Повезло не только ВМФ, но и странам, на чьих полотнах «красовался» крест.

6. Впервые Андреевский знак появился в Шотландии. Король Ангус II перед битвой молился и пообещал себе и Богу, что если его армия одержит победу, он провозгласит Андрея Первозванного защитником Шотландии. Так и произошло, шотландцы разгромили англов.

Происхождение российского гюйса

В Российской империи гюйс появился в 1658 году — после посещения Петром Первым Английского королевства в ходе Великого посольства. Флаг должен был символизировать мощь и величие молодого русского флота, оттого его вид был выбран по подобию гюйса самого могущественного морского союза — Британии и Шотландии, который мы подробно разобрали выше.

На российском же гюйсе, в отличие от символа унии, крест Андрея Первозванного доминировал над крестом Святого Георгия, а не наоборот. Сделано это было потому, что именно от Святого Андрея, по мнению Петра, Русь и обрела крещение. Также этот крест имел и символическое значение — на момент создания гюйса государство уже имело выход к четырем морям. Оттого и был утвержден первый российский орден Андрея Первозванного в виде того же четырехстороннего косого креста.

Использовать этот носовой флаг, который стал прообразом современного гюйса ВМФ России, начали в 1701 году. Его образ применялся также в качестве крепостного штандарта фортов и прочих приморских объектов.

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.