Описание и значение флага северного флота, символизм и история создания

Содержание материала

Происхождение символа ВМФ

11 декабря 1699 года для Военно-морского флота России утвержден собственный флаг. Его учредил император Петр I. На белоснежном полотне изображены перечеркнутые синие линии. Император сам рисовал флаг, и у него было 2 варианта: 3 параллельно расположенные полосы с написанными цветами или голубые перечеркнутые линии на фоне 3 полос «триколора».

Флаг ВМФ России, фото «Википедия»

Петр I верил в высшие силы, поэтому внимательно относился к знакам судьбы. В народе «гуляет» легенда, что, когда император придумывал идею для флага, он задремал. После пробуждения на лист бумаги упали солнечные лучи, они были похожи на синие, расположенные по диагонали, линии. Этот знак Петр I не проигнорировал и создал то, что подсказала судьба.

В 1701-м единый кормовой флаг заменен на 3 разных, для каждой части флота. То, как выглядит Андреевский флаг сейчас, было утверждено после 1710-го. Императором было создано 8 эскизов, которые по очереди внедрялись. Название произошло от имени ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного. Его распяли на диагональном кресте.

На страх врагам

Первая длина символа Военно-морского флота была 4 метра. По задумке, он должен был не только виднеться издалека, но и устрашать звуком. Четырехметровое полотно «ревело» на ветру, поэтому враг слышал приближение российского флота. Громкий звук был вспомогательным оружием, поскольку сбивал противников с курса. Помимо «ревущего» символа, на кораблях устанавливали ревуны и сирены. Сейчас эти военные хитрости отменили.

В 1720 году Корабельный устав закрепил значение и положение Андреевского флага. До 1917 года он изменялся лишь однажды, в 1819 году, когда его дополнили Георгиевским адмиральским флагом. Этот символ закрепляли на том корабле, экипаж которого показал храбрость и силу в бою с врагом и защите ВМФ.

«Русские не сдаются!»

Корабельный устав был составлен для защиты флага ВМФ. За все время его существования он спускался добровольно лишь 2 раза. В 1829 году командир русского фрегата «Рафаил» Семен Стройников пытался защитить экипаж. Чтобы спасти людей, он спустил символ силы перед 15 турецкими кораблями. Император Николай I посчитал этот поступок позором и распорядился, чтобы фрегат сожгли. Его воля была исполнена через 24 года, когда «Рафаил» стал частью турецкого флота. После пребывания в плену, капитан Семен Стройников лишился всех званий и стал матросом.

Второй раз флаг спускали в 1905-м, когда в бою контр-адмирал Небогатов повторил поступок Стройникова. Он тоже пытался спасти команду, но поплатился за это. Его не только лишили чинов, но и отправили под суд, который приговорил его к смертной казни. Небогатову заменили этот приговор на более мягкий — 10 лет заключения в тюрьме. Он просидел 2 года и был помилован.

Замена символов

В ноябре 1917 года советская власть запретила Андреевский флаг. Заменой стал символ Интернационала. Он означал то, что весь российский флот стоит на защите народовластия. Позже от идеи отказались, и на кораблях развевался государственный флаг СССР. Только через 5 лет символ, придуманный Петром I, вернули на законное место. 15 февраля 1992 года, возвращенный знак ВМФ освятили. 26 июля того же года в последний раз были подняты флаги СССР на кораблях, после чего их спустили и подняли Андреевский.

Для передачи между кораблями распоряжений или любой другой информации используются сигнальные флаги. Когда на рее поднимается тот или иной символ, команда понимает, что делать и куда двигаться. Их шьют из шерстяной ткани. Сигнальные элементы появились при Петре I вместе с главным символом ВМФ. На торжественных мероприятиях поднимают флаги расцвечивания и стеньговые.

Андреевский флаг в Российской Федерации

В 1992 году указом Бориса Ельцина утвердили описание и внешний вид флагов Военно-морского флота. Для главного установили соответствующие размеры — 1 к 1,5 м. Отличался лишь цвет Андреевского креста, он был не синим, а голубым. В 2001 году ему вернули первоначальный вид, который был задуман императором.

11 декабря празднуется День флага ВМФ России. В рамках мероприятий ко Дню памяти Андрея Первозванного в российских храмах освящают «Андреевскую» символику. Очевидцы фотографируют процесс, чтобы оставить память о светлом дне.

История награды

Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»

Коллективные отличия в Русском императорском флоте

Основная статья: Наградные знаки отличия кораблей

В Русском императорском флоте корабль и его экипаж, который особенно отличился в бою, мог быть отмечен коллективными наградами. Экипаж мог быть приписан к Морскому Гвардейскому экипажу, получить Георгиевские серебряные рожки. Корабль мог получить Георгиевский вымпел и флаг.

Учреждение Георгиевских знамени, кормового флага и вымпела

Так как в Отечественной войне 1812 года и войне Шестой коалиции русский военный флот практически не принимал участия, в 1813 году, Морской Гвардейский экипаж, в составе Гвардейского корпуса, воевал в составе сухопутных войск. За победу в сражении под Кульмом прусский король Фридрих Вильгельм III наградил всех гвардейцев, который был учреждён 10 марта 1813 года. Российский император Александр I наградил Гвардейский экипаж коллективной наградой — Георгиевским знаменем.

Указ императора Александра I от 5 (17) июня 1819 года:

В память сражения при Кульме, в прошлую Французскую войну, пожаловав за отличие Гвардейскому Экипажу Георгиевское знамя, Повелеваю: сей знак отличия по прилагаемым рисункам поместить во флаге, брейд-вымпеле и вымпеле, и употреблять оные на брейд-стеньгах по чинам вместо обыкновенных на кораблях и прочих судах, также и на шлюпках, которые будут укомплектованы из сего Экипажа.

5 (17) июня 1819 года для кораблей, комплектовавшихся из матросов и офицеров Гвардейского экипажа, были утверждены Георгиевский флаг адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала, Георгиевский вымпел и Георгиевский брейд-вымпел.

Георгиевский знаменный флаг – был присужден экипажам Черноморского флота «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»

После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос чёрно-оранжевого цвета означали порох и пламя. А после утверждения еще и Знак Гвардейского флотского экипажа.

Император Николай I, за исключительные подвиги, дал право двум кораблям в качестве кормового флага поднимать Андреевский Георгиевский флаг, линейному кораблю «Азов» и бригу «Меркурий».

Данные заслуги были столь высоки, что более ни один император не произвёл подобного награждения. Однако эти флаги переходили по наследству к кораблям-преемникам, названных в честь этих кораблей: «Память Азова» и «Память Меркурия».

Внешний вид

Изображение флага Описание флага или вымпела
Георгиевский стеньговый флаг адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг.
Георгиевский стеньговый флаг вице-адмирала, 16.03.1870 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала).
Георгиевский стеньговый флаг контр-адмирала, 05.06.1819 — 16.12.1917 гг. (05.06.1819 — 16.03.1870 гг. — Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала).
Георгиевский вымпел 1819 — 1870 гг.
Георгиевский вымпел 1870 — 1917 гг.

Структура ВМФ

Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.

Тяжелые атомные крейсеры

Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году  “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.

Крейсеры ракетного типа

Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:

  • Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
  • В боевой готовности находится только 3;
  • В законсервированном состоянии — 1.

Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.

Эсминцы

Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:

  • Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
  • Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.

Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.

Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.

Большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:

  • 1234
  • 1234Э
  • 1234.1

Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.