I. правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

Содержание материала

Акклиматизация и реакклиматизация.

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климато-географическим условиям. В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климато-географической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает не специфической защитной реакцией стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза постоянства внутренней среды. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Популярные темы сообщений

  • Природные источники углеводородов Практически каждый день люди используют лекарства, лакокрасочные изделия, синтетические моющие средства, изделия из пластмассы — это как раз и есть те органические вещества, которые произведены путем синтезирования из углеводородов.
  • Разговорный стиль речи Русский язык включает в себя несколько стилей речи это разговорный, публицистический, официально- деловой, художественный, научный.
  • Жанна д Арк Народная героиня Франции, канонизированная католической церковью Рима, Жанна д’Арк — одна из самых значимых фигур Столетней войны 1337-1453 гг. Рождена в 1412г в Лотарингской деревушке Домреми, происхождение её семьи достоверно не известно.

Добровольное приключение

Иногда люди ставят перед собой цели, которые требуют от них особой выдержки, например, пересечь в одиночку океан. Они берут определенное количество ресурсов, которых должно хватить на некоторое время, и отправляются в путь. После того, как этот запас исчерпывается, они вынуждены добывать себе пищу и воду самостоятельно, например, ловить рыбу и опреснять воду. В таком случае говорят, что это добровольное автономное существование человека. Его цели могут быть разными: соединение с природой, проведение научного исследования или эксперимента, выяснение своих возможностей. Примеры автономного существования достаточно часто встречаются на страницах книг и журналов. Одним из них является пересечение Антарктиды Бьюргом Осландом. Он в 1996-1997 годах в одиночку на лыжах прошел через Южный полюс. За каких-то 64 дня он преодолел 2845 км слега и льда, проявив себя сильным как с физической, так и с моральной сторон. Но самый понятный простому обывателю пример такого вида деятельности — привычные всем туристические походы, которые не так сильно истязают смельчаков, но все же оставляют с природой один на один.

Рики Макги

Австралиец потерял почти половину своего веса во время вынужденных странствий по пустыням северной части континента. Его машина сломалась, и он пешком отправился до ближайшего населенного пункта, но не знал, насколько далеко и в каком направлении тот находится. Он шел день за днем, питаясь кузнечиками, лягушками и пиявками. Потом Рики построил себе убежище из веток и стал ждать помощи. К счастью для Рики, был сезон дождей, поэтому у него не было особых проблем с питьевой водой. В итоге его обнаружили люди с одной из скотоводческих ферм, расположенных в том районе. Они описали его как «ходячий скелет» — до своего приключения Рики весил чуть более 100 кг, а когда его отправили в больницу, где он провел шесть дней, масса тела составляла 48 кг.

Питание

Автономное существование человека в природе усложняется еще и отсутствием продуктов питания, что может привести к голодовке. Она может быть полной, когда совсем нет пищи, но вода поступает в организм, и абсолютной, когда нет даже воды. Первый вариант более приемлем, так как силы могут черпаться из внутренних запасов (жировых отложений и за счет уменьшения размеров и объема клеток). Человек без еды может прожить до 70 дней, но это взрослые. Для детей этот срок сокращается в разы. Но главной даже при отсутствии пищи является вода. Так как без нее прожить можно лишь пару дней. В пустыне найти ее очень сложно, но, если постараться, все возможно. Например, можно соорудить солнечный конденсатор, основой для которого является водоотталкивающая пленка, или можно выдавить сок из кактуса. На вкус он горький, но в таких условиях все сгодится. Если поблизости есть ручей или река, то воду можно пить оттуда, но ее обязательно нужно прокипятить, а если не в чем, то стоит просто опустить в любой сосуд горячий уголек из костра. Это поможет в дальнейшем избежать инфекций.

Популярные темы сообщений

  • Расы человека

    Расой называют совокупность популяционных групп людей, обладающие похожими характеристиками, которые проявляются внешне. Преимущественно внешние черты являются результатом приспособления к окружающим условиям,

  • Суслик

    Небольшого размера зверки по всем внешним данным напоминают обыкновенную всем нам известную белку – это суслики. Суслик, достигший взрослого состояния вырастет примерно до 40 – 50 см. Этот зверек имеет, огромны, красивый, пушистый

  • Увеличительные приборы (история возникновения)

    Человечеству просто необходимо было изобрести увеличительные приборы, так как без них невозможно проникнуть внутрь мира, увидеть то, чего никто не видел.

Сигнал бедствия

Автономное существование в природе может быть недолгим, если правильно повести себя. Первое, чего делать не стоит, — это уходить с места происшествия. Лучшим вариантом, если человеку не угрожает опасность, будет разбить лагерь. Ведь для спасателей составляет достаточно большую сложность разыскать потерпевших бедствие в горах, лесу или при плохой погоде. Поэтому заранее следует придумать сигнал, который будет подаваться, если к человеку приблизится какое-либо транспортное средство, например, вертолет. Наилучшим в таком случае станет костер. Это самый быстрый и простой способ. Материал для него нужно заготовить заранее. Если же дело происходит в пустыне, то заменить хворост может банка с песком, которая пропитана каким-либо горючим веществом. Поджигать костер следует только тогда, когда спасательное техническое средство можно увидеть или услышать. Кроме того, если это открытая местность, то можно выложить какой-либо знак из камней или вытоптать его на снегу. Флаги из ярких тканей также не будут лишними.

Предметы для выживания в лесу

• Большой нож (мачете, тесак и т.п.). Предназначен для грубой работы, может стать оружием или заменить топор. Позволит разделать тушу и т.п.

• Малый нож с фиксированным лезвием. Прочный небольшой инструмент, предназначенный для мелкой и кропотливой работы. С его помощью готовят пищу, изготавливают элементы оружия, создают ловушки. В умелых руках – отличное оружие.

• Топор. Поможет валить деревья, рубить дрова, делать зарубки, копать, разделывать тушу, исполнять роль молотка. Имейте в виду, что топор и мачете – разные инструменты, далеко не всегда способные заменить друг друга.

• Пила. Пригодится для строительства. Этот инструмент не обязателен, его, например, может заменить второе лезвие мачете (если верхняя кромка большого ножа выполнена в виде пилы).

Многие опытные выживальщики скажут, что этих инструментов достаточно, чтобы выжить в лесу. Действительно, с их помощью можно добыть огонь и пищу, построить убежище и устроить себе нормальное автономное существование. Но для остальных 99% людей сделать все это немыслимо. Поэтому поговорим о том, что еще стоит подготовить заранее, чтобы уйти и жить в лесу самостоятельно некоторое время.

• Саперная лопата. Копка земли, землянки, оружие защиты в умелых руках.

• Рюкзак. Необходим для переноски снаряжения, после рыбалки и охоты – для транспортировки улова и добычи, для сбора ягод и т.п. Лучший вариант – с рамой и большим количеством карманов и отделов. Рюкзак должен быть качественным, изготовленным из прочных водостойких материалов.

• Точильный камень. Если вы не знаете, как точить ножи в полевых условиях с помощью подручных материалов, это оборудование будет крайне необходимо.

• Инструкции по выживанию. Чем больше, чем лучше. Бумажный вариант.

• Огниво. Спички или зажигалки (если вас угораздило взять с собой зажигалку) имеют тенденцию заканчиваться. Если вы не умеете добывать огонь туземными способами или при помощи ножа и подручных материалов, возьмите FireStarter. Хорошая модель позволить развести костер сотни и тысячи раз.

• Системы очистки воды. Это могут быть компактные военные фильтры и специальные таблетки. Они занимают немного места, но способны выручить в сложной ситуации. Конечно, кипячение – это хорошо, но использовать костер не всегда представляется возможным.

• Оборудование для навигации. Это должен быть качественный компас и подробные бумажные карты в водонепроницаемом исполнении для местности в радиусе 100 км. На них должны быть нанесены природные и техногенные объекты.

• Кухонная утварь. Конечно, дичь можно приготовить в золе, собственной шкуре (горячие камни) и т.п. Но рано или поздно вам захочется супа. Для этого потребуется алюминиевый котелок. Так же возьмите ложку и тару для переноски воды.

• Тент. Он занимает меньше места, чем палатка, но защищает от ветра, солнца и дождя. Если тента нет, возьмите полиэтиленовые мешки или брезент. Так же пригодится спальник.

• Одежда. Должна быть универсальной, прочной и водостойкой. Ее придется использовать в жару, холод, в ветреную и дождливую погоду. Лучше использовать концепцию нескольких слоев (водонепроницаемый слой, теплый внешний слой, базовый слой, внутренний слой, запасное белье и носки, бандана и теплый головной убор). Например, плащ (пончо), теплая куртка (пальто), толстовка, футболка.

• Аптечка первой помощи. В идеале такой набор должен находиться везде – дома, на работе, в НЗ, в автомобиле. Аптечка должна быть компактной, легкой и включать средства от распространенных проблем – желудка, сердца, высокой температуры и т.п. Мы неоднократно писали об этом на страницах www.extreme-voyage.ru.

• Паракорд. Значение этого снаряжения трудно переоценить. Строительство жилья, устройство ловушек, ремонт, разведение костра в сложных погодных условиях и т.п.

• Лески и крючки. Это небольшое оборудование при наличии водоемов обеспечит вас самым легко добываемым питанием.

Самодельный рыболовный крючок из дерева

Фактор одиночества

Человек — существо, сильно зависящее от социума, то есть от окружающих людей. Попадая в одиночку в экстремальную ситуацию, он может психологически сломаться. Ведь вынужденное автономное существование приводит к появлению большого страха, а если рядом нет никого, кто мог бы поддержать и успокоить, то этот страх усиливается в десятки раз. Зачастую возникает очень негативная эмоциональная реакция, которая проявляется в ощущении безвыходности, приближения гибели, боли и страдания. Это вызвано тем, что человек находится в незнакомой обстановке, которая потенциально может нести множество опасностей для его жизни. В такие моменты особенно остро ощущается собственная слабость и хрупкость тела. Автономное существование может вызвать контролируемый или неконтролируемый страх. В первом случае, он может не только быть безвредным, но и помочь, толкнуть на поступки, которые приведут к наиболее эффективному решению проблем. Но если это бесконтрольный страх, то он подчиняет себе каждую мысль и действие человека. В панике нет ничего хорошего, это только усугубит ситуацию.

Энн Роджерс

72-летняя жительница Аризоны выживала в дикой природе 9 дней. Пожилая женщина 31 марта 2021 года отправилась навестить внуков на гибридном автомобиле, но у него кончился заряд, когда она проезжала через совершенно безлюдные места. Ее телефон не ловил сеть, и она решила забраться повыше, чтобы позвонить в службу спасения, но в итоге заблудилась. С Энн путешествовали пес и кот – 3 апреля полиция, которая уже вела поиски, обнаружила машину и сидящего в ней кота. 9 апреля нашлась собака и надпись Help (помогите), выложенная камнями. Под одним из них была записка от Энн от 3 апреля. В тот же день спасатели нашли сначала самодельное убежище, а чуть позднее – саму Энн.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

– один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий. Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. крайне важна в любой ситуации. Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение . Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью. Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам. Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности

Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них

Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ. Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку. Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев. Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно. Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками. Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях. Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Люк Пиллоа и Гилем Нэрал

Двое 34-летних французов в 2007 году семь недель выживали в самой глуши Гвианы, питаясь лягушками, многоножками, черепахами и пауками-птицеедами. Первые три недели друзья, заблудившиеся в лесу, провели на месте, соорудив убежище – они надеялись, что их найдут, но потом поняли, что плотные кроны деревьев не позволят их заметить с воздуха. Тогда парни отправились в путь в поисках ближайшего жилья. Под конец путешествия, когда, по их расчетам, оставалось идти не более двух дней, Гилему стало совсем плохо, и Люк пошел один, чтобы как можно быстрее привести помощь. Действительно, вскоре он вышел к цивилизации и вместе со спасателями вернулся к напарнику – для обоих приключение закончилось благополучно.

Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас

Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы, которые выделяются среди других местных предметов, хорошо видны даже издалека и бросаются в глаза на близком расстоянии.

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет вокруг себя пространство: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность — линию горизонта.

Люди заметили на этом круге, т.е. на линии горизонта, несколько особенных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (т. е. в состоянии свободы поведения) всегда поворачиваться одним своим концом в направлении этой звезды. И так постепенно на круге горизонта наметились четыре точки — север, восток, юг и запад.

Урок 19Добровольная автономия человека в природной среде

Конспект

Конспект

Цель: Проанализировать влияние вынужденной автономии на состояние человека. Раскрыть основные задачи, которые приходиться решать человеку в условиях добровольной автономии. Разобрать правила безопасного поведения в условиях добровольной автономии.

Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЖ 6 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть
Организационный момент
Контроль знаний учащихся:
— Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде?
— Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
— Назовите личные качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде в автономном режиме.

II

Основная часть
— сообщение темы и цели занятия
Внимание!
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на
выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой, и добровольная автономия превращается в вынужденную. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека

Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

Выводы:
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

III. Закрепление материала:
— При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
— Определите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.
— Перечислите качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 4.3., стр. 96-98. Внимательно прочитайте рассказ Дмитрия Петрова о том, как выжить в экстремальной ситуации (См. Приложение 5). Ответьте на вопросы:
— Если бы вы попали в подобную ситуацию, сумели бы вы победить обстоятельства?
— Какие качества помогают человеку преодолевать трудности?
— Как можно развить в себе эти качества? Ответы коротко запишите в тетрадь.

Следующая страница Презентации к уроку

Харрисон Окене

29-летний судовой повар из Нигерии провел под водой почти трое суток на затонувшем судне. Буксир попал в шторм в 30 километрах от берега, получил сильные повреждения и быстро пошел ко дну – в это время Окене находился в трюме. Он наощупь передвигался по отсекам и обнаружил так называемый воздушный мешок – «карман», который не заполнила вода. Харрисон был в одних шортах и находился по грудь в воде – ему было холодно, но он мог дышать, а это было главное. Каждую секунду Харрисон Окене молился – накануне жена в sms прислала ему текст одного из псалмов, который он и повторял про себя. Кислорода в воздушном мешке было не так много, но его хватило до прихода спасателей, которые не могли добраться до судна сразу из-за шторма. Остальные 11 членов экипажа погибли – Харрисон Окене оказался единственным выжившим.

Примеры вынужденной автономии человека в природе

В этот день ровно 40 лет назад 13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби «Old Christians» из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд, выжившая часть пассажиров 72 дня боролась за собственную жизнь

При падении благодаря снегу, смягчившему удар, из 45 человек, бывших на борту, 12 погибли сразу, еще пятеро умерли на следующий день. Оставшиеся 28 оказались один на один с суровой природой высокогорья, не имея ни еды, ни теплой одежды, ни топлива, ни медикаментов. «РР-Онлайн» публикует архивные кадры, снятые самими выжившими при катастрофе, а также краткую историю их спасения.

Спустя 11 дней после крушения они услышали по радио, что их поиски прекращены и все они признаны умершими. 29 октября фюзеляж самолета, где поселились оставшиеся в живых, накрыло лавиной, отчего погибли еще одиннадцать человек. Трое суток живые вместе с трупами были зажаты снегом в тесном пространстве остатков самолёта. Чтобы спасти всех от удушья, 23-летний Фернандо (Нандо) Паррадо выбил ногами маленькое окошко в кабине пилота.

На высоте 3600 метров в Андах нет ни растений, ни животных, температура в это время года падает порой до — 30. Когда закончились шоколад и крекеры и наступил голод, выжившие приняли непростое решение питаться мясом погибших, каждый из которых был чьим-то родственником или знакомым.

Поскольку стало понятно, что помощь не придет и надо спасаться своими силами, Нандо Паррадо, Роберто Канесса, Нума Туркатти и Антонио Висинтин решили двинуться на запад, чтобы достичь Зеленых Долин Чили. По словам пилотов, эти долины должны были находиться в нескольких милях к западу от места падения самолета. 18-летний Канесса долго не решался выступить в поход, предлагая дождаться окончания зимы. Однако остальные решили идти, несмотря ни на что. Начало похода было удачным, члены экспедиции случайно наткнулись на оторвавшийся при падении хвост самолета вместе с багажом.

В чемоданах они нашли шоколад, сигареты, чистую одежду, кроме того, там оказались заряженные аккумуляторные батареи. На вторую ночь погода резко ухудшилась, и путешественники чуть не погибли от холода. Стало ясно, что так просто через горы не пройти.

26 ноября, Мендоса, Аргентина. Выжившие позируют для фотографии в хвосте самолета

Экспедиция вернулась, и выжившие предприняли попытку с помощью найденных аккумуляторов заставить работать рацию. Однако оказалось, что они дают постоянный ток, а для работы рации нужен переменный. После этого люди поняли, что переход через Анды на запад — единственный путь к спасению. Чтобы не замерзнуть насмерть при ночевке в горах, решено было из кусков ткани, обнаруженных в хвостовой части самолета, сшить спальный мешок.

Наконец, когда все было готово, 12 декабря 1972 года Паррадо, Канесса и Висинтин выступили в поход (Туркатти незадолго до этого умер от зараженя крови). Лидером группы был Паррадо. На третий день стало ясно, что экспедиця займет больше времени, чем планировалось, поэтому Паррадо и Канесса, взяв у Визинтина часть человеческого мяса, отправили его назад к фюзеляжу. Визинтин благополучно спустился вниз на самодельных санях, сделанных из обломков самолёта. Паррадо и Канесса продолжили путь. Наконец, после 11 дней пути по заснеженным Андам без снаряжения, карты и теплой одежды, преодолев по снегу 55 км, они вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха Серхио Каталана. Пастух сообщил властям, и 22 декабря два вертолета службы спасения доставили в больницы Сантьяго первую партию оставшихся в живых пассажиров рейса 571. Все 16 человек, пережившие 72 дня ледяного плена в горах, были спасены

Урок 20Вынужденная автономия человека в природной среде

Вынужденная автономия

Вынужденная автономия

Может случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде.

Такая ситуация накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется немало. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, подавать сигналы бедствия.

Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

Для этого прежде всего, попав в экстремальную ситуацию, заставьте себя успокоиться, оцените обстановку, определите наиболее опасные факторы и попытайтесь найти наиболее приемлемый путь выхода из создавшейся ситуации.

Постарайтесь примерно определить место своего вынужденного нахождения, оцените свои возможности с учётом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте.

Приняв решение, приступайте к его выполнению. Рационально распределяйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определённые промежутки времени.

При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, а постарайтесь найти наименее рискованный способ их преодоления.

Постоянно стремитесь не впадать в панику и побеждать в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Помните, что человек, умеющий сохранить самообладание, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации.

В подтверждение сказанному рассмотрим два реальных примера.

В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.

На барже вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля.

Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.

Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца.

Это был уникальный по продолжительности и трудности условий дрейф в океане. Имея небольшой запас продовольствия, победив страх и панику, молодые солдаты продержались и выжили.

Военный лётчик ВВС Российской Федерации полковник Дмитрий Петров, находясь в специальной командировке в Республике Конго (Центральная Африка), 4 июня 1993 г. выполнял плановый полёт на сверхзвуковом истребителе МиГ-21. В силу сложившихся обстоятельств ему пришлось произвести вынужденную посадку в африканских джунглях.

В создавшейся обстановке лётчик проявил мужество и уверенность, нашёл в себе силы и в течение пяти дней через африканские джунгли пробирался к людям. Он выжил и дошёл до людей.

Следующая страница Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Экстремальное и автономное выживание

Школьный предмет, на котором изучают основы выживания — ОБЖ. Во взрослом возрасте многие не помнят самых основ, и совершенно напрасно. Подготавливаться даже к непродолжительному походу стоит очень хорошо. Базовая подготовка включает знания о том, как добыть пищу и воду, развести и поддерживать костёр, обеспечить защиту от погодных условий и диких зверей, а также оказать первую помощь себе и другому человеку.

Согласно определению, выживание — это комплекс действий, позволяющих спасти себя и других в чрезвычайной или иной опасной ситуации. Автономная обстановка отличается от экстремальной тем, что она не предполагает тщательного обустройства быта. От путешественника требуется умение ориентироваться на местности, прокладывать маршрут и добывать жизненно необходимые ресурсы.

В экстремальной обстановке обычно возникают такие проблемы:

  • отсутствие пищи и воды;
  • необходимость добыть огонь и развести костёр;
  • потребность в сооружении для ночлега.

Оставшись один на один с природой, необходимо сохранять хладнокровие. Отсутствие страха и волнения — залог выживания. И наоборот, если суетиться и нервничать, можно ухудшить ситуацию, даже когда с собой есть всё нужное. В какой-то момент продовольствие и вода закончатся, и тогда придётся добывать их самостоятельно, а в состоянии паники вряд ли получится действовать грамотно и обдуманно.