Содержание материала
Территория восточных славян (VI—IX вв.).
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Северные и северо-западные соседи
К северу от племени словен и их столицы Великого Новгорода, вокруг Невского и Онежского озёр проживали три финно-угорских племени:
- весь;
- ижора;
- водь.
К западу от Чудского озера тоже жили финно-угорские племена: чудь (эсты) и ливы. Северо-западными соседями Руси были также балтские племена:
- жемайты;
- аукшайты;
- латгалы;
- ятвяги.
Расселение славян
В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:
- западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
- южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
- восточные (русские, украинцы, белорусы).
Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).
Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.
Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.
Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык… А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны … Все они и высокие, и очень сильные … Образ жизни (их) грубый и неприхотливый …».
После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.
Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.
К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.
Путь «из варяг в греки»
Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями туда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Происхождение восточных славян
Проследить историю славянских народов довольно сложно, так как достоверные письменные источники датируются 5−6 веками н. э. Для всестороннего изучения этого вопроса учёные прибегают к результатам исследований в области археологии, лингвистики, этнографии. Опираясь на них можно рассказать о происхождении славян кратко. Самое главное представление о появлении славян получают во время сопоставления всех видов данных.
Формирование восточнославянской народности
На основании данных, полученных лингвистами, носители восточнославянских языков относятся к большой общности индоевропейских народов. Временем, когда славянские племена выделились из индоевропейских народностей является II тыс. до н. э. В это время индоевропейцы разделились на три большие ветви:
- Протогерманские народы, занимающие территории Западной и Южной Европы. К ним относились кельты, германцы, романы.
- Балто-славянские народы, занимавшие обширные земли Центральной Европы между реками Эльба, Висла, Днепр и Дунай.
- Иранские и индийские народы, расселившиеся на азиатских просторах.
В середине I тыс. до н. э. произошло разделение балто-славянских народов на две самостоятельные ветви: балтов и славян. К 6 веку нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы проживало около 150 праславянских племён, объединённых в три группировки:
- венеды населяли земли в бассейне реки Висла,
- склавины расселились в междуречье Днестра, Дуная и Вислы,
- анты заселили земли между реками Днестр и Днепр.
В начале I тысячелетия нашей эры древний византийский историк написал, что эти группировки имели общие язык, религиозные и правовые нормы, культурные и бытовые традиции. Современные историки считают, что назвать предков современных народов Восточной Европы довольно легко, так как ими были представители всех трёх праславянских группировок.
В 6−7 вв. н. э. единая праславянская народность распадается на несколько ветвей, на этот процесс повлияли события Великого переселения народов. Миграция славянских племён проходила в трёх направлениях:
- южное направление (Балканский полуостров),
- северо-западное (вниз по течению рек Висла и Одер),
- северо-восточное (на север и восток Восточноевропейской равнины).
В результате этих миграционных процессов образовались современные группы славянских народов: западные славяне (поляки, словаки, чехи), южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, боснийцы, хорваты, словенцы), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
https://youtube.com/watch?v=C8UhEYJKtjA
Восточные славяне в сочинениях византийцев
Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.
Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.
Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал о склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.
С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».
Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.
Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.
Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.
Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар.
Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.
штурм славянами византийской крепости
Продолжение смотрите на сайте : Для продвинутых – Язычество восточных славян.
Обычаи восточных славян в древности
Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.
Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.
тризна
А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.
Расселение славянских племен
Предками восточных славян были венеты — объединение племён древних европейцев, которые жили в Центральной Европе в I тысячелетии. Позже венеты расселились по побережью реки Висла и Балтийского моря до Севера Карпатских гор. Культура, быт и языческие обряды венетов были тесно связаны с поморской культурой. Часть венетов, проживавших в более западных районах подверглась влиянию германской культуры.
Славянские племена и их расселение, таблица 1
В III—IV вв. восточноевропейские славяне были объединены под властью готов а составе Державы Германариха, расположенной в Северном Причерноморье. В это же время, славяне входили в состав племён хазаров и аваров, но были там в меньшинстве.
В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян и описывали их как «высоких, сильных людей с красивыми лицами». В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру.
Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, моравы, сербы, лютичи. Отделились и славяне Балтийской группы
Карта расселения славянских племен
Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских — эстов, ливов, латгалов — племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа. Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.
Это интересно: 714,Рамзес II
Слайды и текст этой презентации
Учебник Истории РоссииОбщая тетрадь1 тонкая тетрадь для контрольных и практических работДля экзамена: справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. П. А. Баранова
Домашнее задание:
Учебник по истории России пар. 2, записи в тетради выучить, вопросы после параграфа устно
ВСПОМНИМ
5 класс
6 класс
7-8 класс
9 класс
10 к л а с с
11 класс
Тема 1. Восточнославянские племена и их соседи
«…Это повести минувших лет, Откуда пошла русская земля,Кто в Киеве первым начал княжить,И с коих пор известна русская земля…»(летопись «Повесть временных лет» XII век)
Летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор
1. Предки славян
Индоевропейцы – древнее население территории Европы и Азии, дали начало многим европейским и азиатским народам.
Восточная Западноевропейская Славянская Балтская группа (англичане, французы, (литовцы, латыши) (армяне, индийцы, германцы и др.) иранцы, таджики) СЛАВЯНЕ
Восточные Западные Южные (русские, украинцы, белорусы) (чехи, сербы, словаки) (румыны, болгары)
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. Б.А. Рыбаков
«Дунайская» (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский)«Прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)
3. Восточнославянские племена и их соседи в VIII-IX вв.
Восточнославянские племена и их соседи
Места расселения восточных славян (справка)
Восточнославянские племена и их соседи
Соседи восточных славян (справка)
5. Хозяйство (занятия) восточных славян
Занятия восточных славян (справка)
Родоваяобщина
Соседскаяобщина
Коллектив родственников, владеющих всеми угодьями сообща.
Община, состоящая из больших патриархальных семей, объединённых между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающимися результатами своего труда.
Племена
Союзы племен
Племенной вождь КнязьВоевода (предводитель войска)Воины-дружинникиПлеменная знать (главы родов, советники князя, будущие бояре)Смерды, люди (свободные)Челядь, холопы (зависимые люди)Рабы (пленные)
6. Общественный строй восточных славян
Вече – собрания общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор предводителей – военных вождей.
Военная демократия
7. Религия (верования) восточных славян
Религия восточных славян (справка)
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Даждьбог
Род
Сварог
Стрибог
Боги восточных славян (справка)
Хорс
Перун
Макошь
Велес
Лада
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Торговый путь из варяг в греки
От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.
Восточнославянские племена и их соседи
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к названиям восточнославянских племен.1) вятичи 2) балты 3) кривичи 4) ильменские словене 5) древляне 6) тиверцы
Восточнославянские племена и их соседи
2. Напишите пропущенное словосочетание. На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временых лет» назвала «путь
Из варяг в греки
Восточнославянские племена и их соседи
3. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь.
«Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».
тюрки-кочевники 3) славяне норманны 4) волжские булгары
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
4. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства.
1
5
2
3
Уклад жизни и общественный строй
Восточные славяне жили в хорошо укрепленных поселениях, расположенных на возвышенных местах неподалеку от реки или озера. Городище было обнесено рвом и валом с частоколом. Площадь крупных поселений достигала 3,5 га.
У антов преобладали патриархально-родовые отношения. Жилищный комплекс большой семьи или семейной общины представлял собой несколько полуземлянок, нередко связанных между собой крытыми переходами. Хозяйство вели сообща.
Постепенно родовые общины трансформировались в соседские, а потом в племенные. Племя управлялось советом старейшин, все важные вопросы обсуждались на народном собрании (вече). Во время боевых действий бразды правления брал на себя князь. Из родовитых и богатых мужчин он отбирал дружину. Кандидатами могли стать только отличившиеся на поле боя воины. Князь был связан с дружиной клятвой верности. Милитаризованная группа жила за счет военной добычи и даров, преподносимых другими племенами. Побежденные соседи обязаны были выплачивать дань (полюдье).
Племенные князья заключали между собой союзы. Так было проще противостоять врагам извне и совершать набеги на соседей. Восточные славяне страдали от кочевников, которые жгли их поселения, забирали хлеб, угоняли скот, пленили мирное население. Приходилось всегда быть начеку, часто даже на пашне мужчины работали вооруженными. В свою очередь славяне не раз нападали на Византию и нещадно грабили ее города.
Восточные славяне и их соседи
У восточных славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт. Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.
Соседи на северо-западе, севере и северо-востоке
На севере, северо-востоке и северо-западе соседями восточных славян были угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена:
- чудь;
- сумь;
- карела;
- меря;
- марийцы (черемисы);
- литва;
- ливы;
- жемайты;
- жмудь.
Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие общины, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.
Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка.
Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны, которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).
Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.
Соседи на востоке и юго-востоке
На востоке и юго-востоке соседями были угро-финские и тюркские племена:
- булгары (тюркское племя, часть которого пришло на территорию Среднего Поволжье в VIII веке и основало мощное государство Волжскую Булгарию, «осколок» Великой Болгарии, государства, занимавшего территорию Северного Причерноморья и Подунавья);
- мурома, мещера, мордва (угро-финские племена, близко соседствовавшие со славянами по рекам Ока, Волга, частично Дон; форт-пост кривичей, город Муром, частично заселяли представители угро-финских племён);
- буртасы (возможно аланское, а возможно тюркское или угро-финское племя, учёные до конца так и не выяснили их этнолингвистическую принадлежность);
- хазары (тюркское племя, расселившееся по рекам Волга, Дон, Северный Донец, Кубань, Днепр, и контролировавшие Приазовье и прикаспийские территории; хазары основали государство Хазарский каганат, столица г. Итиль; известно, что общины платили дань Хазарскому каганату в VIII – начале IX веков);
- адыге (касоги);
- аланы (ясы).
Стоит упомянуть и Тюркский каганат (сосед с востока), существовавший где-то на Алтае в VII-VIII веках. После его распада из Великой степи к южнославянским границам «выкатывались» волны кочевников. Сначала печенегов, позже половцев.
Мордва, булгары и хазары оказывали сильнейшие влияние на такие общины, как кривичи, вятичи, северяне, поляне, уличи. Отношения их со степью (какую они называли Великой) были очень прочные, хотя и не всегда мирные. Этих соседей восточные славянские племена не всегда жаловали, периодически воюя на приазовье и прикаспийских землях.
Соседи восточных славян — схема
Соседи на юге
Соседи восточных славян с юга – два сильных государства – Византийская империя, распространившая своё влияние на все Причерноморье, и Болгарское царство (просуществовало до 1048 года, распространила свое влияние на Подунавье). Восточные славяне часто бывали в таких крупных городах этих государств, как Сурож, Корсунь, Царьград (Константинополь) Доростол, Преслав (столица Болгарского царства).
Византийские историки, такие как Прокопий Кесарийский, впервые детально описали быт и нравы восточных славян, которых они называли по-разному: анты, славяне, русы, венеды, склавины. Они также упоминали о формировавшихся на славянских территориях крупных союзов племен, таких как Антский племенной союз, Славия, Куявия, Артания. Но, скорее всего, лучше всех других славянских племен греки знали полян, живших по Днепру.
Соседи на юго-западе и западе
На юго-западе соседями тиверцев и белых хорватов были валахи (чуть позже, в 1000 году, здесь появилось королевство Венгрия). С запада волыняне, древляне и дреговичи соседствовали с пруссами, ятвигами (балтийская племенная группа) и поляками (чуть позже, с 1025 года, образовалось королевство Польша), расселившимися по рекам Неман, Западный Буг и Висла.
Восточные славяне: верования
Как известно, сутью верований было одухотворение природы. Существовал целый пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял какую-то природную силу (стихию, явление). Например, был бог солнца, бог грома и другие. Но некоторые божества могли «отвечать» и за другие стороны жизни восточных славян: за любовь, за семейный очаг.
Славяне верили, что существует три мира:
- Один из них Правь – Высший мир, мир богов.
- Второй – Явь, это мир, в котором собственно и живут люди. Он реальный и видимый.
- Третий мир – Навь, мир подземный. Туда отправляются умершие.
Мы знаем, что восточные славяне, расселившись с течением времени, освоили довольно просторные территории. В каждом регионе, у каждого племенного союза отличались природно-климатические условия. Это и стало причиной того, что имеются некоторые различия в верованиях древних восточных славян.
Духи восточных славян
Кроме богов, славяне верили и в существование духов. Последние были посланниками богов на земле. Они контролировали водоемы, поля, леса и даже жилища людей. Да-да, это дошедшие нас в рамках фольклора водяные, лешие, домовые и другие персонажи. Сегодня они являются героями сказок, но в древности им отводилось очень большое значение. Подробнее о них Вы можете прочесть в статье «Духи восточных славян».
Славянские боги и их почитание
Но вернемся к богам. Языческие верования славян предполагали, что существует главный бог-родоначальник. Иногда его так и называют бог Род. Другие, наиболее известные боги восточных славян – это Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Макошь, Даждьбог, Ярило, Купала. В честь них строили особые языческие храмы, в центре которых располагались идолы того или иного божества. Принципиальным отличием славянских верований считается то, что богов не просили о прощении, их только славили. Их могли задобрить жертвоприношениями (другое их название – требы). Это делали для разных целей. Одних богов просили о хорошем урожае, других – о благополучии в семье и рождении здоровых детей, третьих – об удаче на войне и так далее. Но требы не были универсальными. Одним богам приносили мясо животных, а вот, например, женским божествам – цветы и ягоды. Обычно их приносили в храмы.
У каждого бога был свой праздник. В этот день ему поклонялись, устраивали веселые гуляния, жгли костры и пели песни. Чем громче был праздник, тем лучше. Ведь смех и пение отпугивали нечисть, как считали древние славяне.
Другие верования
А теперь подробнее о других существах. Восточные славяне, оказывается, обожествляли не только природные явления, но и духи своих предков. В каждом роду был свой главный предок (называли его род или щур, пращур). По мнению древних славян, этот предок оберегал и защищал весь род от бед. Верили и в рожаниц – предков-женщин. Ведь они помогали в семейных и домашних делах. И духам предков также приносили жертвы.
Важно сказать, что причинами всех своих бед, болезней, страданий видели гнев богов или проделки злых сил. Разумеется, что в то время еще не было четких представлений о патогенезе болезней, о бактериях-возбудителях
Поэтому и методы лечения были очень примитивными. В основном – это жертвоприношения богам, а также всевозможные заговоры, обряды и заклинания.
Восточные славяне верили в проклятья, гадания, привороты. Делали и специальные обереги и амулеты. Все это имело целью защититься от дурного глаза, от воздействия темных сил. Для этого же вышивали на одежде, полотенцах защитные узоры и орнаменты.