Как назывались шлемы рыцарей средневековья

Содержание материала

Добавим немного средневековой Японии

Япония всегда была немного «вещью в себе», но до знакомства в 16 веке с «южными варварами», португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.

Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские «рыцари» носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались «анатомическими» масками.

Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей — кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.

Бросить шлем на поле боя

В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон

Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него — топфхельм и так отправлялись на сражение

После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, — рассказывает Сергей, — но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».

Адреналин

Смертельная сила в руках: захват

Топфхельмы были кавалерийскими шлемами и исчезли в XIV-XV веках. Им пришли на смену бацинеты и салады. Впрочем, прямым потомком «горшка» можно считать так называемую жабью голову — это прямой перевод французского термина tête de crapaud. Немцы называли его Stechhelm, что говорит больше не о внешнем виде, а о назначении этого элемента доспеха. Stechen по‑немецки — это «колоть», а словом gestech обозначались турнирные конные сшибки, в которых участникам требовалась мощная и тяжелая защита лица от таранного удара копьем. Сходство с жабьей головой этому тяжелому шлему, который наглухо крепился к кирасе, придавала форма купола, слегка вытянутого вперед, чтобы при попадании копья в лоб острие соскальзывало бы со шлема.

Шлем богатыря своими руками — идеи как и из чего сделать в домашних условиях (фото и видео)

Кто из нас в детстве не мечтал быть сказочным богатырём, чьи силы были бы безграничны. Посмотрев исторические фильмы, мальчишки мечтали о воинственном мече, шлеме, щите и верном коне. К сожалению это всего лишь мечты. Но мечты имеют свойство сбываться, особенно если они заветные.

Повзрослев и заимев детей, у многих родителей возникает вопрос, в какой костюм одеть своё чадо? Девочкам подойдёт роль принцессы с красивым пышным платьем, а мальчику как будущему защитнику рыцарские доспехи.

Сегодня речь пойдёт о том, как сделать шлем русского богатыря своими руками.

Краткое содержимое обзора:

Возвышение конницы

Возвышение конницы обеспечил ряд обстоятельств. Во-первых, с исчезновением Римской империи в Европе не стало государства, способного содержать многочисленную, дисциплинированную, вооружённую и обученную армию. Заменой ей могла стать и стала малочисленная, но высокопрофессиональная конница, каждый воин которой содержал себя сам за счёт полученных земель. Во-вторых, необходимо было дать отпор вторгшимся в Европу кочевникам-всадникам, воевать с которыми приходилось на конях. В-третьих, выведение сильных и выносливых пород боевых коней позволило тяжеловооружённому воину получить необходимую для успешного боя скорость и манёвренность.

С Востока на Запад

Одними из первых тяжеловооружённой конницей обзавелись аланы — сарматские кочевые племена. Они сражались верхом с мечом и копьём. Тяжёлые доспехи защищали их от стрел других кочевников, с которыми они воевали. Стремян аланы не знали, возможно, их всадники владели особыми приёмами управления конём, позволявшими держаться в седле без опоры.

Сарматский золотой фалар
(бляха, скрепляющая ремни
конской упряжи). Причерноморье. I в. до н. э.

Науку воевать верхом от аланов переняли соседствовавшие с ними готы, а за ними и другие «степные» германцы. Конных германцев нанимали на службу римляне и византийцы, создавая из них свою тяжёлую конницу — клибанариев или катафрактов, прямой прообраз рыцарей на поле боя. В Византии тяжёлая кавалерия быстро заняла ведущее место, но на западе, где с падением Римской империи некому стало содержать такое дорогостоящее войско, тяжеловооружённая конница исчезла. Её начали возрождать умелые коневоды лангобарды в Италии и франки в Галлии.

Рождение и распространение рыцарства

Окруженные врагами — язычниками и арабами — франки при Каролингах создали мобильное войско, готовое по первому зову выступить в поход и быстро оказаться в любой точке страны. Каролингских рыцарей кормили крестьяне, дарованные им вместе с землями, и воины могли полностью посвятить себя военному делу. Так появилась профессия конного воина, престиж которой возрастал в то время непрерывных войн.

Сарматский конный воин

Преимущество конницы оценили бывшие викинги — нормандцы, поселившиеся рядом с франками и перенявшие их военное искусство. Они экспортировали конницу в завоёванную ими Англию. По их примеру тяжёловооружённую конницу создали и скандинавские викинги — датчане, норвежцы, шведы. Особое «сельское рыцарство» возникло в освобождавшейся от арабов Испании. Границы «рыцарской» Европы расширялись.

Седло

Первые наездники сидели на непокрытой спине лошади, потом появились попоны и седельные покрышки. Седло изобрели скифы, кочевавшие в Причерноморье. Известно, что кельты, опытные коневоды и наездники, стали использовать сёдла не позднее I в. до н. э. От кельтов седло перешло к римлянам, и к началу IV в. римские конники уже сидели на седле с лукой для упора всадника сзади. Тяжёлые клибанарии римской армии пользовались кожаным седлом с «рогами», на которые опирались при отклонении взад-вперёд. Сёдлами широко пользовались германцы. Изобретение высокого седла с луками-спинками, вкупе с использованием стремян, дало отягощённому бронёй и оружием всаднику необходимую устойчивость для боя верхом.

Скифская седельная
покрышка и седло. Алтай.
V в. до н. э.

Рыцарское высокое
седло. 1422 г.

Стремя — опора рыцаря

Стремя изобрели китайцы, создавая тяжёлую конницу. Вначале стремя было одно — на него опирались при посадке, на лошадь. Второе стремя добавили, чтобы можно было сесть на коня с любой стороны. Потом в стремена стали вставлять ноги во время езды, что дало всаднику опору, высвобождая руки для действия оружием. В VI в. китайские стремена появились в Средней Азии, откуда с кочевниками проникли к сарматам, персам, аварам. От аваров стремя переняли германцы, и в Европе стремена распространились к VIII в. Стремя сделало возможным создание тяжеловооружённой рыцарской конницы.

Шпоры и подковы

Шпоры — приспособление для управления лошадью изобрели в V в. до н. э. Первые шпоры были короткими, но с появлением седла и доспехов всаднику стало труднее дотягиваться до боков лошади, и шпоры удлинились. Последним усовершенствованием конского снаряжения, необходимым для рыцарской конницы, стала подкова. Упавшая лошадь с закованным в броню всадником уже не могла встать, и обездвиженный всадник становился лёгкой добычей врага. Подковы предотвратили скольжение и падение лошадей, укрепили копыта, чтобы они не расщеплялись от ударов и конь не выходил из строя.

Бацинет

В начале XIV столетия появился бацинет. Кузнечные технологии к тому времени сделали шаг вперёд, и поэтому новый вид защиты изготавливался уже из одного куска металла. Это заметно увеличивало его прочность.

Шлем имел полукруглую форму, оставлял открытым лицо воина, но защищал щёки и затылок. Чаще всего к нему крепили бармицу — кольчужную сетку, дававшую дополнительную защиту шее и лицу.

На картинке хорошо заметны крепежи, на которые можно было установить забрало или бармицу

Первоначально бацинет считалсямалым» шлемом, который надевали подбольшой» рыцарский шлем. Но очень быстро у рыцарей этот головной убор получил забрало и стал полноценной часть доспеха. А у пехоты превратился в один из излюбленных видов защиты.

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

6.

Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.

Оружие и армия
3 июля, 2019
1 143 просмотра

Барбют

Эпоха Возрождения сопровождалась массовым интересом к античности. Люди стали читать греческих и римских авторов, архитектура вместо готики начала ориентироваться на Парфенон и Пантеон, а в вооружении появились элементы классического стиля. Так, в XV столетии появился барбют — убор, созданный по образцу греческих шлемов, которые находили при раскопках поселений в Южной Италии.

Барбют формой напоминал бацинет, однако защищал не только голову и щёки, но и бо́льшую часть лица. На передней части шлема располагался вырез в виде буквы Y, по которому барбют очень легко опознать. Этот элемент защиты головы обрёл популярность только в Италии, где увлечение античностью было наиболее сильным.

Для конного боя этот шлем оказался неудобен, поэтому стал исключительно пехотным.

Как сделать шлем, используя искусство оригами

Доспехи средневекового рыцаря будут неполноценны без головного убора. Как сделать шлем? Из бумаги – самый простой вариант.

В этом нам поможет оригами – искусство складывать фигурки из бумаги.

  1. Возьмите лист бумаги квадратной формы – это стандартная заготовка для оригами.
  2. Сложите его по диагонали, и загните нижний край еще на 3 сантиметра.
  3. Далее края загните к середине. Получится нечто, напоминающее стрелочку.
  4. Двойной верх отогните в стороны.
  5. Согните их еще раз.
  6. Нижний треугольник, состоящий из двух листиков, загните наверх с двух сторон.

Получился шлем викинга, с характерными крылышками. Это самый простой способ, как сделать шлем из бумаги, используя лишь один лист.

Шлемов существовало огромное множество. Разные виды для разных боевых действий, в разных странах мира.

Предыстория

Шлемы использовались практически у всех народов античного мира. В Древнем Риме первые модели могли появиться под влиянием кельтской культуры, в которой данный тип защитного вооружения был распространён особенно широко. Первые модели римских шлемов почти полностью скопированы у кельтов. Тип таких шлемов был назван «монтефортино», от кельтского захоронения Монтефортино в северной Италии. Первые модели, в отличие от имперских шлемов, не имели таких больших назатыльников, и обладали несколько иными защитными характеристиками. Наиболее распространённым материалом для производства таких шлемов были бронзовые сплавы. Есть версии, что шлемы могли изготавливаться не только ковкой, но и литьём, а также допускается версия о комбинированном методе производства (сначала отливали заготовку, затем доводили ковкой до конечной формы). На макушке шлема зачастую имелось крепление для плюмажа в виде небольшой «шишки», в которую вставлялись перья или конский волос. Монтефортино использовался с IV века до н. э. по 50-е годы н. э.

Шлем типа Монтефортино из кельтского некрополя Серра-Сан-Квирико (АН). 3 век до н.э.

Барельеф с изображением шлема типа Монтефортино. Археологический парк Carsulae Умбрии. Датировка от 3-го века до н.э. до начала 1-го века н.э.

Схема «эволюции» шлемов по Коннопполи

Салад с забралом

Более сложная конструкция шлема салад — уже не с открытым лицом, а с забралом. В то время как в итальянских землях своего совершенства достиг формат закрытого шлема типа армэ, разнообразные варианты салада стали элементом готического доспеха, получившего распространение в немецких землях. «Как это ни парадоксально звучит, — говорит Сергей Журавлев, — но рыцари в простых шлемах и кольчужном доспехе оказались более действенной военной силой, чем закованные в латы с ног до головы конники XV-XVI веков. Упадок рыцарства был связан в основном с двумя факторами: появлением хорошо организованных регулярных подразделений типа ландскнехтов или швейцарской пехоты и началом широкого применения на поле боя огнестрельного оружия. В 1474 году в сражении при Эрикуре тяжеловооруженные рыцари бургундского герцога Карла Смелого не смогли ничего противопоставить швейцарским пехотинцам. Полвека спустя, в 1525 году, в битве при Павии облаченные в железо французские жандармы из рот ордонанса были избиты подразделениями пеших немецких ландскнехтов. Время тяжелых шлемов, которые могли защитить от копья, но не от пули, ушло в прошлое вместе с эпохой феодального войска».

Боевые и турнирные изделия

Турниры появились к ХI веку, и проводились они для того, чтобы мужчины могли показать свою удаль. Первые триста лет воины выступали в боевых рыцарских доспехах, но со временем стали выходить на поединок в амуниции, имевшей более нарядный вид, украшенной геральдическими символами. С появлением топфхельмов на шлемы тоже стали наносить узоры, а также дополнять их рогами, коронами, крыльями, перьями и другими атрибутами.

Шлемы для турниров тоже видоизменялись. Правую часть изделий уплотняли войлочной подкладкой, ведь именно на нее приходился основной удар. Шлемы стали выполнять из более толстой стали, чтобы сохранить здоровье рыцаря.

Также для гашения энергии и смещения направления удара шлемы стали делать округлой формы. Так появилась «жабья голова». Также применялись закрытый армет или усиленный салад со смотровой щелью.

Выступления на турнирах стали обычным явлением того времени. Экипировка для них тоже оставалась традиционной для средневекового периода. Так, бацинет, который вышел из употребления на полях сражения к концу ХIV века, еще долго оставался турнирным шлемом, так как был очень надежен.

С появлением огнестрельного оружия доспехи вышли из употребления. Это было связано не с их неэффективностью, а с дороговизной. Гораздо дешевле было вооружить войско огнестрельным оружием, чем обучать боевым искусствам и приобретать рыцарские доспехи.

Дополнительные аксессуары

Для создания сильного образа недостаточно знать, как сделать костюм рыцаря. Следует также подумать об изготовлении дополнительных аксессуаров. Основная гордость героя — это его оружие. К этому карнавальному наряду превосходно подойдет мощный меч. Для его изготовления понадобится плотный картон. На нем требуется изобразить будущее орудие, после чего аккуратно вырезать и раскрасить разноцветными красками. Не стоит его сильно заострять, чтобы ребенок не получил травму.

Из картона также можно сделать большой щит в форме круга и раскрасить его в серебристый, красный или синий цвет. В нем нужно сделать два незаметных отверстия и продеть через них ремень, после чего защиту рыцаря можно надевать на пояс.

Еще одна важная деталь образа — это шлем. К сожалению, создать красивый аксессуар самостоятельно достаточно сложно, долго и проблематично, поэтому рекомендуется купить готовую деталь костюма в соответствующем магазине. Однако можно при желании сделать его из картона, соединив несколько листов в цельный прямоугольник, соответствующий размеру головы, и вырезав в нем отверстие для лица. Дополнительно его можно разрисовать узорами при помощи красок.

Как выяснилось, костюм рыцаря для любимого сына можно сделать своими руками. Причем для этого понадобится минимальное количество материалов, которые можно найти даже у себя дома. Зато появится отличная возможность создать сильный и могучий образ героя.

Кто же в детстве не воображал себя отважным рыцарем или красивой принцессой?

Вот и сейчас, во время технологического прогресса, иногда хочется погрузиться в игру со средневековой тематикой.

Теории перехода к боям фалангой

Афинский кавалерист Дексилей сражается с голым пелопоннесским гоплитом в Коринфской войне . Дексилеос был убит в бою недалеко от Коринфа летом 394 г. до н.э., вероятно, в битве при Немее или в ближайшем сражении. Могильная стела Дексилея , 394–393 гг. До н. Э.

Война темного века переросла в войну гоплитов в 8 веке до нашей эры. Историки и исследователи веками обсуждали причину и скорость перехода. На данный момент существуют 3 популярные теории:

Теория градуализма

Теория градуализма, разработанная Энтони Снодграссом , утверждает, что гоплитный стиль боя развивался в несколько этапов в результате нововведений в доспехах и оружии. Хронологически датируя археологические находки гоплитовых доспехов и используя полученные данные для приблизительного определения формирования фаланги, Снодграсс утверждает, что переход занял около 100 лет, начиная с 750–650 до н.э. Развитие фаланги потребовало времени, потому что по мере созревания фаланги требовались более плотные формирования, которые заставляли элитных воинов вербовать греческих граждан. Большое количество гоплитовых доспехов, которые необходимо было затем распространить среди населения Греции, только увеличивало время применения фаланги. Снодграсс считает, что формирование фаланги стало популярным только после того, как была установлена ​​броня.

Теория быстрого принятия

Модель быстрой адаптации была разработана историками Полом Картледжем и Виктором Хэнсоном . Историки считают, что фаланга была создана вооруженными силами индивидуально, но была настолько эффективной, что другим пришлось немедленно адаптировать свой способ ведения войны для борьбы с формированием. Сторонники быстрого усыновления предполагают, что щит гоплонов с двойным захватом, который требовался для формирования фаланги, был настолько ограничен в мобильности, что, когда он был введен, темная эпоха, беспрепятственная война была недостаточна для борьбы с гоплитами, только увеличивая скорость перехода. Вскоре формация фаланги и гоплитовые доспехи стали широко использоваться по всей Древней Греции. Картледж и Хэнсон считают, что переход произошел в 725–675 годах до нашей эры.

Расширенная теория градуализма

Ваза Киджи с гоплитами, держащими дротики и копья

Теория расширенного градуализма, разработанная Хансом Ван Виесом , является самой длинной из трех популярных теорий перехода. Ван Вис изображает иконографию, найденную на горшках средневековья, полагая, что основа формирования фаланги зародилась именно в это время. В частности, он использует пример вазы Чиги, чтобы указать, что солдаты-гоплиты носили на спине обычные копья, а также дротики. Взрослые гоплиты не носили дальнобойного оружия, в том числе дротиков

Ваза Киджи имеет важное значение для наших знаний о гоплитах солдата , потому что это один , если не единственное представление о формировании гоплитов, известном как фаланги, в греческом искусстве. Это заставило Ван Виса поверить в то, что был переходный период от дальних войн Темных веков к ближнему бою гоплитовой войны

Еще одно свидетельство переходного периода содержится в тексте спартанского поэта Тиртая , который писал: «… отступят ли они для ударов , несмотря на батарею огромных метательных камней, шлемы выдержат погремушка «. Нигде в других текстах Тиртайос не обсуждает ракеты или камни, приводя еще один довод в пользу переходного периода, когда гоплитовые воины обладали некоторыми способностями дальнего боя. Сторонники расширенного градуализма утверждают, что воины-гоплиты не сражались в настоящей фаланге до 5 века до нашей эры. По оценкам, скорость перехода достигла 300 лет, от 750 до 450 г. до н.э.

Раннее Средневековье

Великое переселение народов в IV – VII вв., падение Римской империи и формирование мелких феодальных государств, постоянно переживавших набеги кочевых племён с востока – вот приблизительная картина ранней средневековой Европы. Тогда же зародилось рыцарское сословие, испытавшее сильное влияние сарматов и остготов и в какой-то мере противопоставившее себя утратившей влияние культуре античности. Вот почему снаряжение средневековых воинов копирует доспехи кочевых племён и мало похоже на римское.

Среди шлемов наибольшее распространение получают:

  • спангенхельм;
  • вендельский;
  • назальный.

Все они довольно примитивны и были созданы по распространённой в те времена каркасной технологии.

Спангенхельм

В переводе с немецкого Spangenhelm означает «убор из металлических полосок». Это каркасная конструкция, представляющая собой конусную или куполообразную раму для 4 – 6 железных или бронзовых пластин, которые крепились заклёпками.

В более ранних вариациях, спангенхельм имел нащёчники из металла или толстой кожи, которые навешивались по бокам и могли за ненадобностью подниматься вверх, а также защиту для носа. Реже использовалась маска прикрывавшая либо всё лицо, либо его верхнюю часть. Некоторые разновидности спангенхельма снабжали кольчужной сеткой – бармицей, защищавшей шею от ударов сзади.

Считается, что каркасный головной убор изобрели древние персы, а сарматы «популяризировали» его среди народов Европы, на Руси и Ближнем Востоке. Слабым местом спангенхельма была неоднородность, что приводило к раскалыванию от ударов тяжёлого оружия. Тем не менее, он активно использовался вплоть до XIII в., хотя уже за 4 столетия до этого стал вытесняться наголовьями цельнометаллического типа.

Вендельский шлем

Разновидность каркасного головного убора, распространённая в северной Европе, преимущественно у скандинавов и англосаксов. Применялась в так называемую Вендельскую эпоху, длившуюся с VI по VIII вв. Характеризуется частым использованием личин – особых масок, не только защищающих лицо от ударов, но и пугающих противника.

Второй тип таких головных уборов напоминал корзину из металлических полос, скреплённых заклёпками. Пространство между ними ничем не заполнялось.

Норманнский шлем

Эту модель боевых доспехов ещё называли назальной, поскольку упор здесь был сделан на защиту лба, носа и прилегающих частей лица. Сначала головной убор имел каркас, но к XI в., благодаря развитию кузнечных технологий, его стали изготавливать из цельного куска металла. Прочностные характеристики изделия заметно увеличились.

Форма тульи была либо яйцевидной, либо сфероконической – оптимальной с точки зрения защиты, поскольку меч противника при ударе соскальзывал в сторону, не нанося ущерба. С лицевой стороны крепилась усиленная металлическая пластина трапециевидной формы – наносник, сзади шею защищала бармица. В некоторых случаях её заменяли кольчужным капюшоном.

Боевые и турнирные изделия

Турниры появились к ХI веку, и проводились они для того, чтобы мужчины могли показать свою удаль. Первые триста лет воины выступали в боевых рыцарских доспехах, но со временем стали выходить на поединок в амуниции, имевшей более нарядный вид, украшенной геральдическими символами. С появлением топфхельмов на шлемы тоже стали наносить узоры, а также дополнять их рогами, коронами, крыльями, перьями и другими атрибутами.

Шлемы для турниров тоже видоизменялись. Правую часть изделий уплотняли войлочной подкладкой, ведь именно на нее приходился основной удар. Шлемы стали выполнять из более толстой стали, чтобы сохранить здоровье рыцаря.

Также для гашения энергии и смещения направления удара шлемы стали делать округлой формы. Так появилась «жабья голова». Также применялись закрытый армет или усиленный салад со смотровой щелью.

Выступления на турнирах стали обычным явлением того времени. Экипировка для них тоже оставалась традиционной для средневекового периода. Так, бацинет, который вышел из употребления на полях сражения к концу ХIV века, еще долго оставался турнирным шлемом, так как был очень надежен.

С появлением огнестрельного оружия доспехи вышли из употребления. Это было связано не с их неэффективностью, а с дороговизной. Гораздо дешевле было вооружить войско огнестрельным оружием, чем обучать боевым искусствам и приобретать рыцарские доспехи.

Появление шлемов, оснащённых забралом

Важным этапом в истории защитного вооружения стало появление в первой четверти XIII века шлемов, полностью защищавших голову и снабжённых лишь узкими прорезями для глаз. Эффективность такой конструкции подтолкнула оружейников на её дальнейшую разработку, и примерно через столетие вошли в употребление рыцарские шлемы, снабжённые забралом ─ подвижной частью, предназначенной для защиты лица воина. В середине XIV столетия они стали неотъемлемой частью любого боевого доспеха.

При изучении шлемов разных эпох бросается в глаза характерное отличие, присущее западноевропейским образцам. Отмечается, что для Азии во все века были характерны открытые конструкции, обеспечивающие воинам широкую обзорность, то же можно сказать и о шлемах Древнего Рима. В Европе же, напротив, рыцари предпочитали надёжную глухую защиту головы и лица даже в тех случаях, когда она создавала определённые неудобства.

Особенности экипировки

Эволюция головных уборов, предназначенных для защиты людей, была длительной, своего расцвета достигла в средние века. Кузнецы могли ковать экипировку из одного куска металла, придавая ему нужную форму, либо собирать из нескольких деталей путем клепания. Шлем мог быть почти глухим, с небольшими прорезями для обзора, либо открытым, как каска. На него могли наноситься отличительные геральдические символы или узоры. В некоторых разновидностях была предусмотрена капсула для султана, перьев, других ярких элементов.

Рыцарский шлем был призван защищать голову, лицо и плечи воина от ударов, наносимых холодным оружием. Впоследствии он стал активно использоваться для обеспечения безопасности, когда появились огнестрельные винтовки. В разные периоды истории в разных странах шлем изготавливался различной формы, снабжался дополнительными элементами для лучшей защиты. На протяжении веков конструкция этого вида амуниции модернизировалась, усовершенствовалась для удобства воина, маневренности, безопасности, улучшения обзора.