Дань красоте или отличительный знак

Содержание материала

Иллирийский тип (Illyrian)[править | править код]

Иллирийский шлем

Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы собственного производства, появившиеся в Древней Греции после «тёмных веков». Листы бронзы выгибали по форме головы, соединяли внахлест и скрепляли заклёпками в местах соприкосновения, в результате чего на макушке получались продольные рёбра жёсткости. Потом научились ковать из цельной болванки, но продольные рёбра остались как ремесленная традиция. Подобного типа шлемы в основном обнаружены на территории, которую в античное время занимала Иллирия, что и дало название данному типу.

Характерной особенностью шлема служат отсутствие наносника, продольные рёбра на макушке, крупные треугольнообразные «уши»-нащёчники и прямоугольный вырез для лица. Если добавить массивный наносник, прикрыть шею удлинённой затылочной частью, придать фигурную форму «ушам»-нащёчникам и выгнуть их вокруг лица, то шлем эволюционирует в разряд коринфских.

В VII в. до н. э. иллирийские шлемы вышли из употребления в Элладе, вытесненные с развитием ремесленного мастерства коринфскими, но ещё сохранялись в V в. до н. э. в более отсталой Македонии. Археолог Энтони Снодграсс (англ. Anthony Snodgrass) прослеживал эволюцию древнегреческих шлемов по датированным пожертвованиям в храмах Олимпии. Периодом 725—650 гг. до н. э. датируются 30 ранних конических шлема, столько же иллирийских и 17 коринфских. В более позднее время 650—575 гг. до н. э. конические шлемы исчезают, количество иллирийских сокращается до 7, а число коринфских достигает 90.

Вооружение воинов Классической Греции

В ранний период истории, т.е. в 7-8 век до Р.Х., греческие воины пользовались щитами самых разных форм и размеров. Если принять за правду слова спартанского поэта Тиртея, жившего в седьмом веке, его современники все еще использовали длинные и широкие щиты защищавшие бедра, голени, грудь и плечи. Для поддержки таких длинных щитов использовался ремень, перебрасывавшийся через шею и плечо воина. Помимо этого у него имелась ручка для левой руки.

Впрочем в наше время некоторые исследователи считают, что этот факт не отражает реальное состояние дел, а служит лишь поэтическим напоминанием о прошедших временах.

Однако ещё задолго до начала греко-персидских войн, вооружение и тактика боя греческих воинов претерпели достаточно серьезные изменения. Колесницы с заковаными в железо воинами ушли в прошлое, а на их место встали тяжелые пехотинцы или гоплиты (hoplites), в вооружении которых особую роль играли защитные доспехи. Круглый вогнутый щит, “гоплон”, давший название этому виду войск и вытеснивший к этому времени прочие типы щитов, имел диаметр около одного метра.

Он изготавливался из дерева армированного или обшитого бронзой и очень часто украшался неким “геральдическим” изображением наподобие тех, что украшали щиты средневековых рыцарей. На внутренней вогнутой поверхности гоплитского щита обычно имелись две скобы: одной скобой щит фиксировался на предплечье, другую скобу воин сжимал в руке.

Голову гоплита защищал бронзовый шлем. Шлем так называемого “коринфского” типа во время боя натягивался на голову таким образом, что защищал лицо воина, оставляя лишь прорези для глаз, носа и рта. Вне поля битвы шлем сдвигался на макушку, оставляя лицо открытым. Именно в этом положении он обычно показывается на скульптурных изображениях, вазовой живописи и на монетах.

Вместе с тем, существовали и более сложные типы шлемов с подвижными забралами и нащечниками. Шлемы часто украшались продольным гребнем, сделанным из конского волоса.

Так как круглые щиты, используемые гоплитами, прикрывали их только до колен, воины нуждались в дополнительной защите для ног, которая обеспечивалась наголенниками или поножами. Таким образом, греческие тяжелые пехотинцы были защищены, буквально, с головы до ног.

Основным наступательным оружием греческого гоплита являлось копье, длина которого составляла примерно три метра. В отличие от оружия эпохи Гомера эти копья использовались только для совершения колющих движений, но не для метания, и имели железный наконечник. Кроме этого гоплит был вооружен коротким колюще-режущим мечом, использовавшимся им в ближнем бою.

В противоположность гоплитам, греческие конники, которых было достаточно немного, не имели ни щитов, ни доспехов. Они были вооружены копьями или дротиками, которых у них могло быть два или три.

Конники, как правило, принадлежали к богатому сословью, поскольку лошадей в ту пору могли иметь только достаточно состоятельные люди. Часто они носили широкополые шляпы, которые должны были защищать их, скорее, от стихий, чем от неприятеля. Греческие всадники обычно обходились без седла или же использовали только чепрак. У них не было ни стремени, ни подков.

2.

Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.

Теории перехода к боям фалангой

Афинский кавалерист Дексилей сражается с голым пелопоннесским гоплитом в Коринфской войне . Дексилеос был убит в бою недалеко от Коринфа летом 394 г. до н.э., вероятно, в битве при Немее или в ближайшем сражении. Могильная стела Дексилея , 394–393 гг. До н. Э.

Война темного века переросла в войну гоплитов в 8 веке до нашей эры. Историки и исследователи веками обсуждали причину и скорость перехода. На данный момент существуют 3 популярные теории:

Теория градуализма

Теория градуализма, разработанная Энтони Снодграссом , утверждает, что гоплитный стиль боя развивался в несколько этапов в результате нововведений в доспехах и оружии. Хронологически датируя археологические находки гоплитовых доспехов и используя полученные данные для приблизительного определения формирования фаланги, Снодграсс утверждает, что переход занял около 100 лет, начиная с 750–650 до н.э. Развитие фаланги потребовало времени, потому что по мере созревания фаланги требовались более плотные формирования, которые заставляли элитных воинов вербовать греческих граждан. Большое количество гоплитовых доспехов, которые необходимо было затем распространить среди населения Греции, только увеличивало время применения фаланги. Снодграсс считает, что формирование фаланги стало популярным только после того, как была установлена ​​броня.

Теория быстрого принятия

Модель быстрой адаптации была разработана историками Полом Картледжем и Виктором Хэнсоном . Историки считают, что фаланга была создана вооруженными силами индивидуально, но была настолько эффективной, что другим пришлось немедленно адаптировать свой способ ведения войны для борьбы с формированием. Сторонники быстрого усыновления предполагают, что щит гоплонов с двойным захватом, который требовался для формирования фаланги, был настолько ограничен в мобильности, что, когда он был введен, темная эпоха, беспрепятственная война была недостаточна для борьбы с гоплитами, только увеличивая скорость перехода. Вскоре формация фаланги и гоплитовые доспехи стали широко использоваться по всей Древней Греции. Картледж и Хэнсон считают, что переход произошел в 725–675 годах до нашей эры.

Расширенная теория градуализма

Ваза Киджи с гоплитами, держащими дротики и копья

Теория расширенного градуализма, разработанная Хансом Ван Виесом , является самой длинной из трех популярных теорий перехода. Ван Вис изображает иконографию, найденную на горшках средневековья, полагая, что основа формирования фаланги зародилась именно в это время. В частности, он использует пример вазы Чиги, чтобы указать, что солдаты-гоплиты носили на спине обычные копья, а также дротики. Взрослые гоплиты не носили дальнобойного оружия, в том числе дротиков

Ваза Киджи имеет важное значение для наших знаний о гоплитах солдата , потому что это один , если не единственное представление о формировании гоплитов, известном как фаланги, в греческом искусстве. Это заставило Ван Виса поверить в то, что был переходный период от дальних войн Темных веков к ближнему бою гоплитовой войны

Еще одно свидетельство переходного периода содержится в тексте спартанского поэта Тиртая , который писал: «… отступят ли они для ударов , несмотря на батарею огромных метательных камней, шлемы выдержат погремушка «. Нигде в других текстах Тиртайос не обсуждает ракеты или камни, приводя еще один довод в пользу переходного периода, когда гоплитовые воины обладали некоторыми способностями дальнего боя. Сторонники расширенного градуализма утверждают, что воины-гоплиты не сражались в настоящей фаланге до 5 века до нашей эры. По оценкам, скорость перехода достигла 300 лет, от 750 до 450 г. до н.э.

Спартанское копье

Основным оружием любого спартанского воина было его копье – дори. Это оружие, как полагают историки, было длиной от двух до трех метров. Древко копья, примерно 5 сантиметров в диаметре, чаще всего было изготовлено из кизила (из-за плотности) или ясеня (из-за легкости). Оба этих дерева считались крепкими. Та часть копья, за которую хваталась рука воина, была обернута кожей, чтобы обеспечить крепкий захват.

На одном конце дори было острие – железный наконечник, выполненный в форме листа. Противоположный конец копья уравновешивался железным подтоком, который позволял гоплитам (пешим спартанским воинам) ставить копье на землю в вертикальном положении.

Кроме того, подток мог использоваться в качестве вторичного оружия в случае, если острие копья ломалось или слетало.

Распространение коринфского шлема

Даже если кто-то знает, что в самой Греции всего 40 находок шлемов , можно предположить, что они возникли там. Небольшое количество находок связано с тем, что в Греции не было принято оснащать умерших защитным оружием , в отличие от Италии , где большая часть находок — это могильные находки ; в Греции это вопрос посвящения . Одним из примеров является шлем победителя Мильтиадского марафона , который был найден в Олимпии в 1940 году во время раскопок Немецким археологическим институтом в Афинах . На нем есть надпись: MILTIADES ANETHEKEN TOI DI (Мильтиад … посвятил Зевсу ).

Другие сайты предполагают, что коринфский шлем был известен во всем Средиземноморье. Находки из Египта можно объяснить тем, что наемники были завербованы из Греции. Коринфский шлем также часто встречается на греческих монетах. В городе Месембрия коринфский шлем использовался не только как аксессуар на боковом изображении головы, но и как единственный мотив спереди на небольших серебряных монетах (диобол).

Коринфский шлем на диоболе города Месембрия, 450–350 гг. До н. Э. Chr.

Предысторические шлемы (Archaic)

В древности греки называли шлемы словом, которое означало шапку из собачьей кожи — κυνέη (дословно «собачья»). У Гомера в «Илиаде» словом κυνέη обозначаются как шапка, так и всякий шлем, кожаный или металлический, но без налобника, плюмажа и нащёчников. Медные шлемы с нащёчниками и плюмажем из конских волос Гомер называет словом κόρυς. По происхождению κόρυς родственно слову κέρας, «рог», и возможно шлемы так называли из-за наличия украшений в виде рогов или плюмажа особой формы.

Геродот, описывая одеяния и вооружения персидской армии, говорит о лисьих шапках (шлемах?) на головах фракийцев. Также он упоминает о кожаных шлемах других племён. Значит, ещё в начале 5-го века до н. э. такие шлемы не были экзотикой. Шапки из войлока, шкур и кожи укрепляли пластинами железа, костями, клыками, деревом или любым другим прочным материалом, не требующим особых ремесленных навыков. Позже стали сгибать по форме головы бронзовые пластины, охватывающие подкладку из того же войлока и кожи. Шлемы героев Троянской войны, созданные не греками, сильно отличались от тех, которые греки рисовали спустя шесть веков на вазах, и состояли из четырёх пластин.

Ввиду примитивной конструкции составной шлем дошел до нашего времени из древности буквально в паре экземпляров. Первые цельнометаллические шлемы появились в Греции в 15 веке до нашей эры. В музее Ираклиона на Крите представлен частично сохранившийся бронзовый шлем с удлинёнными нащёчниками и заострённым кверху кумполом с навершием для крепления плюмажа из конского хвоста.

После Троянской войны (на рубеже 13—12 веков до нашей эры) случилось переселение народов. В Элладе настали «тёмные» века, и племена греков утеряли даже письменность, не говоря о ремесленных навыках. Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до нашей эры датируются 8 веком до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированным широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой дуги. Условно такие шлемы называют коническими. После исчезновения навершия и сглаживания кумпола к полусферической форме внешний вид шлема приближается к иллирийскому типу.

Шлем из захоронения на Пелопоннесе (Греция). Кожаная часть добавлена при реставрации. 11-ый век до н. э.

Конический шлем из Археологического музея Аргоса. 11-8 век до н.э.

Беотийский тип (Boeotian)[ | код]

Кавалерист в беотийском шлеме. Сидонский саркофаг. (II в. до н. э.)

Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского.

Появился вероятно в Беотии в V в. до н. э., потом его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца.
Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в III в. до н. э.

Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.

6.

Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.

Оружие и армия
3 июля, 2019
1 911 просмотров

Библиография

  • Bottini, A. и Pflug, H. (ed.), 1988, «Antike Helme: Sammlung Lipperheide und andereBestände des Antikenmuseums Berlin»
  • Боттини, A. 1982, Principi guerrieri della Daunia del VII secolo. Гробница Принциплеше ди Лавелло, Бари.
  • Bottini, A. 1982, Il Melfese fra VII e V sec. aC, в DArch 4 Nr. 2, p. 152-160, Рим.
  • Боттини А. 1988, «Apulishe-korinthische Helme. «В« Антик Шлеме ». Sammlung Lipperheide und andere Bestande des Antikenmuseums Berlin, p. 107 — 136, Берлин.
  • Bottini, A. 1989, La Panoplia lucana del Museo provinciale di Potenza, в MEFRA 101, стр. 699-715, Рим.
  • Боттини А. 1989, Il mondo indigeno nel V secolo aC Due studi., In BBasil 5, p. 161-180, Рим.
  • Bottini, A. 1990, Gli elmi apulo-corinzi. Proposta di classificazione, AnnAStorAnt 12 (= AION), стр. 23 — 37, Неаполь.
  • Боттини, П. (ред.), 1998. Greci e indigeni tra Noce e Lao, Lavello.
  • Брауэрс, Дж. Дж. 2007, «От всадников до гоплитов: некоторые замечания об архаической греческой войне». »БАБеш 82: с. 305-319.
  • Cipriani, M., Longo, F., Viscione, M. 1996, I Greci in Occidente. Посейдония ei Lucani, Неаполь.
  • Де Ла Женьер, Дж. 1968, Железный век в Южной Италии: Sala Consilina, Неаполь.
  • Emanuele, PD 1982, Доспехи и оружие из Pre-Lucanian Basilicata. Докторская диссертация, Техасский университет.
  • Feugère, M. 2012, Древние шлемы, лица Микенской войны в конце античности, Париж.
  • Хэнсон, В. Д. 1993, «Технология гоплитов в битве за фалангу. «In Hoplites: The Classical Greek Battle Experience, под редакцией Hanson, VD, p. 63 — 84, Лондон.
  • Иналл, Ю. 2009, Типологическая оценка оружия железного века в Южной Италии, докторская диссертация, Сиднейский университет
  • Nava, ML, Santi MN (ed.), 2001, Дженти в оружии: Aristocrazie guerriere della Basilicata antica: Museo Barracco 5 luglio — 21 октября 2001, Рим.
  • Окшотт, Э. 1960, Археология оружия: оружие и доспехи от доисторических времен до эпохи рыцарства, Вудбридж.
  • Руби П. 1994, «Хронологические и топографические проблемы некрополя раннего железного века Сала Консилина. »В La presenza etrusca nelle Campania meridionale: Atti delle giornate di studio, Салерно-Понтеканьяно, 1990, под редакцией Гастальди, П. и Маецке, Г., с. 111-120, Флоренция.
  • Руби, П. 1995, Сумерки с окраин: Первый железный век в Зале Консилина, Рим.
  • Снодграсс, AM 1964, Ранние греческие доспехи и оружие с конца бронзового века до 600 г. до н.э. , Эдинбург.
  • Снодграсс, AM 1967, « Оружие и доспехи греков» , Лондон.

Меч Марса

Арес был известен не только в Риме и Греции, но и у других народов. Так, его почитало кочевое племя гуннов, которые обитали в Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе. К такому выводу учёные пришли в первую очередь из-за необычного артефакта, который назывался Меч Марса или Меч бога. Меч бога Ареса был у Атиллы, легендарного царя гуннов.

Аттила правил в 434-453 гг. Аттила известен объединением племён, многочисленными походами. Известно, что король гуннов Аттила предпринимал походы на Византию, в Италию. В результате Аттила создал огромную державу. Местность, где правил Аттила, простиралась от Рейна до Волги. Аттила вошёл в легенды скандинавов. О нём писали, что Аттила заслужил свою славу. Аттила удостоился множества легенд, одна из них касалась его меча. Говорили, что Аттила получил его от богов.

Меч Марса (Аттилы) – также главное доказательство того, что Арес был принят гуннами и почитался ими. Рассказ о том, откуда взялся меч, как он попал к Атилле, есть у готского история Иордана. Тот в свою очередь брал материал и информацию о том, как появился меч, у позднеантичного историка Приска Панийского. В любом случае во всех историях меч имеет божественное происхождение.

Меч Аттилы нашёл пастух, когда пошёл за раненой коровой. Он выкопал меч, который втоптали в землю, и отнёс Аттиле. Аттила же сразу воспринял меч как знак, что Аттила теперь правитель всего мира. Этот меч давал ему право завоевать все страны.

В результате царь гуннов Аттила использовал меч и как оружие, и как символ того, что меч был дарован богами, благословлял правителя. Причём Аттила использовал меч так, что демонстрировал свою силу – и в итоге подтверждал, что меч Аттилы имеет божественное происхождение.

В XI в. был найден меч, который мог быть мечом Аттилы. Однако этот меч, скорее всего, был создан венгерскими королями из династии Арпадов. Те считали, что Аттила – их предок, а меч подтверждал право на власть.

Но всё же большинство исследователей считают, что «меч Аттилы» был создан в X в. и на самом деле не является мечом Аттилы как таковым. Сейчас меч хранится в Музее истории искусств в Вене.

Литературные свидетельства

Древнегреческие шлемы. Верхняя линия слева направо: шлем иллирийского типа, коринфский шлем. В нижней строке слева направо: шлем фригийского типа, Пилос, шлем Халкидиана. Staatliche Antikensammlungen

Венера соблазняется Марс (одет в коринфский шлем с перьями), фреска с Помпеи, I век нашей эры

Геродот упоминает коринфский шлем в своем Истории при написании Machlyes и Auseans, два племени, живущие вдоль реки Тритон в древности Ливия (часть древней Ливии, которую он описывает, скорее всего, относится к современной Тунис). Племена ежегодно выбирали по две отряды самых справедливых. девы которые церемониально дрались друг с другом палками и камнями. Они были одеты в лучшую греческую одежду. защитный увенчан коринфским шлемом. В ритуал бой был частью праздника в честь девственной богини Афина. Считалось, что молодые женщины, которые скончались от ран во время этого испытания, были наказаны богиней за ложь о своей девственности (Истории, 4.180).

Технология производства[ | код]

Встречается мнение, что шлем ковали под размер индивидуального заказчика. Часто клепали несколько штифтов для установки гребня из конского волоса. Ученые провели структурный анализ одного такого шлема методом нейтронной и рентгеновской дифракции. На основании исследования можно сделать выводы: бронзовый шлем отливался в заготовку по форме головы, затем ковался под размер в несколько этапов, причем конечная ковка приводила к повышению твердости бронзы. Бронза содержит 11—12 % олова, то есть максимально возможную фракцию, выше которой бронза переходит из твердой в хрупкую.

На детальном виде музейного шлема из Лувра видна немалая толщина металла в районе наносника. Бронзовые доспехи в то время делали толщиной около 1 мм, толщина шлема видимо колеблется около этой величины: толще в районе лба, тоньше по нижнему краю. Вес коринфского шлема колеблется в пределах от 1 до 2 кг, в то время как другие типы весят в среднем до 1 кг. Избыточная крепость шлема являлась следствием заботы о безопасности. Воин не желал, чтобы с ним случилось то же самое, что и с воином Дамасом:

В описаниях сражений античности полководцы гибнут, как правило, от удара в грудь, никого не уносили с разбитой головой.

История[править | править код]

Хорошо узнаваемый коринфский шлем с конским гребнем стал одним из символов Древней Греции начала классического периода. Эти шлемы появились в архаичную эпоху с VII века до н. э., отражая подъём ремесленного производства после окончания «тёмных веков». Представляли собой сначала глухую защиту головы, но с открытым лицом. От иллирийского типа отличались более сложными обводами, вырез для лица стал фигурным с намечаемым наносником. Два высокохудожественных шлема переходного типа с Крита, датируемых 2-й половиной VII века до н. э., хранятся в Метрополитен-музее. Шлемы выкованы из цельной заготовки и украшены детальной гравировкой по всей поверхности со сценами охоты.

В более поздних образцах лицо прикрывается сплошными загнутыми нащёчниками и массивным наносником. Такие шлёмы, украшенные гребнем из конских волос, часто изображаются на древнегреческих вазах VI века до н. э.. В боевом применении прославились в V веке до н. э. в греко-персидских войнах.

Полагают, что спартанские мужчины отращивали характерные длинные волосы для того, чтобы они служили им амортизирующей подушкой между головой и металлом шлема, как дополнение к войлочной шапочке-подшлемнику. Вне боя шлем сдвигался на затылок, открывая лицо. У спартанцев встречаются шлемы с поперечным расположением конского гребня, предположительно для обозначения ранга начальника. Глухой коринфский шлем давал полную защиту, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Не случайно спартанцы сражались в плотной фаланге, где не было нужды следить за действиями врагов сбоку.

Обычно шлем разделен в области рта, но в греческих полисах южной Италии, находят сплошные шлемы VI—V вв. до н. э. Они напоминают котелок с отверстиями для глаз и дыхания характерной Т-образной формы, наносник разделяет «T» надвое. Этот тип шлема называется апуло-коринфский. В Италии коринфские и аттические шлемы даже украшали рогами вместо гребней.

К концу V века до н. э. коринфский тип вытесняется более удобными халкидскими шлемами. Хорошо сохранившийся коринфский шлем V века до н. э. продан на аукционе Сотби в 2002 году за 174.000 $.

4.

Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.
Интересный факт: гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.

Возвращение стального шлема

Первая мировая стала временем, когда армии столкнулись с невиданной раньше мощью стрелкового и артиллерийского огня. Ливень стали и свинца, обрушивающийся на позиции, заставил все враждующие стороны зарыться в землю. Но потери всё равно оставались слишком высоки. Особенно страдали головы солдат. Ведь голова — то, что чаще всего торчит над укрытием. Да и когда над окопом взрывается снаряд, летящие сверху вниз осколки в первую очередь поражают именно голову.

Первыми позаботились о защите французы и англичане. В 1915 году первые приняли на вооружение стальнуюкаску Адриана», а вторые —каску Броди»(она жешлем от осколков», она жешлем модели 1»). Французский образец стал столь популярным, что его скопировали более десятка других государств. В том числе Российская империя, где применялась каска с тиснёным в металле или накладным двуглавым орлом.

Каска Адриана»

Немцы долгое время отказывались признать, что их знаменитая пикельхаубе никуда не годится. Германский штальхельм(стальной шлем) был разработан лишь в 1916 году. Однако он сразу стал одним из символов немецкой армии и даже своеобразной эмблемой милитаризма.

Каски Первой мировой стали лучшим примером того, как военная одежда и снаряжение движутся от эстетики к утилитарности. Солдатская каска оказалась началом долгой истории развития современных средств индивидуальной защиты солдата.

Из чего изготавливался шлем

Точно определить материалы, как и причину наличия гребня на шлеме, невозможно. Историки могут лишь предполагать, исходя из сохранившихся данных. Сам шлем, по мнению ученых, был сделан из металла, причем это была цельная заготовка, которую расплющивали, пока металл был горячим. Для воинов они были разными, самые дорогие украшали сценами битв и высокими красивыми гребнями разных цветов и форм.

Гребни делали из конского волоса, считалось, что он хорошо отражал удары острым копьем и пиками. Конский волос собирали в пучки, подрезали и фиксировали внутри шлема. Еще есть мнение, что у спартанцев неспроста были длинные волосы. Это требовалось для обеспечения амортизации шлема на голове. Гребни на голове воина придавали ему визуально дополнительный рост, что помогало уклоняться от ударов врага.


Гребни делали из конского волоса и окрашивали в разные цвета

Спартанские шлемы: характерные отличия разных видов

Спартанцы одни из первых в истории создали тяжелое обмундирование для своих воинов, поскольку основной составляющей их армии – гоплитам — это было жизненно необходимо

Второе место по важности (после, разумеется, щитов) с уверенностью заняли спартанские шлемы. Важность этого элемента доспехов для воинов переоценить тяжело, ведь он защищает такое уязвимое место, как голова

Настоящий спартанский шлем своими руками было не изготовить: даже в то далекое время для этого существовали специальные технологии.

По всей Греции, в том числе и в Спарте, был распространен коринфский шлем.

Он прекрасно справлялся со своей главной задачей – защищал голову от копья во время конных боев, но при этом такой спартанский шлем, фото которого можно увидеть в статье, имел свои недостатки. Он частично ограничивал зрение, чем сужал обзор воинов и, закрывая уши, значительно понижал их слух. К концу VI века до н. э. появился халкидский вид шлемов, у которых отсутствовал наносник, а в области ушей были специальные отверстия. Стоит отметить, что прочность этого вида уступала коринфским шлемам, поскольку из-за того, что они не были сплошными, изделия достаточно легко гнулись.