Для любителей стиля милитари: в этом сезоне в моде шинель и мундир вместо пальто (фото)

Содержание материала

Ответ

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмач­кин. «Маленький человек», мелкий чиновник (титулярный со­ветник), занимающийся переписыванием бумажек. Башмачкин честно служил, добросовестно выполнял свои обязанности, иногда брал работу на дом. Забитый, скромный, не умеющий постоять за себя: коллеги не оказывали ему никакого уважения и попросту издевались над ним, а он не отвечал на грубости и всего лишь тихо говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня оби­жаете?» Акакий Акикиевич никуда, кроме как на работу не вы­ходил, с женщинами не общался, жил в своем мире.

Автор показывает нам все страдания своего «маленького человека», доказывает, что он достоин сочувствия и сожале­ния окружающих. Вообще, для автора, тема «маленького че­ловека» — большая проблема общественной жизни. Повесть «Шинель» — это протест против тех порядков общества, кото­рые порабощают человека материально, морально и духовно: так, как живет Башмачкин, жить нельзя, вот он и бунтует (хо­тя бы после своей смерти).

ЧТО ТАКОЕ ШИНЕЛЬ

Само определение шинели достаточно точное, энциклопедические словари трактуют его как «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком». Зачем нужны складка и хлястик? После расстегивания хлястика, удерживающего складку (или складки — их бывало до шести!), шинель раскладывалась, превращаясь в одеяло или плащ-палатку, в которую можно закутаться полностью, с головой.

Уносный фейерверкер Лейб-Гвардии 1-й Артиллерийской Бригады. 22 января 1864 года.

Почему шинели делали из шерстяного сукна? Потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию тканей. от кожи молодого дерматина до меха Чебурашки, упускают из вида тот факт, что когда-то в Европе материалов для изготовления тканей было только три: шерсть, лен и пенька. Лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и плохо окрашивался. Пеньку изготавливали из стеблей конопли, вымачивая их многие месяцы в воде, ткань из нее получалась грубой, «дерюжной», поэтому пенька шла на веревки и канаты. «А хлопок?» — спросите вы. А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но не в Европе. Его привозили из Индии в виде сырца и использовали, в основном, для производства свечных фитилей. Массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, в конце XVIII — начале XIX века.

ШИНЕЛЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд — главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам — № 306, 380 и 628. Упоминаю их здесь как аргументы в споре с распространенным мифом о том, что обмундирование патриотического вида художник Васнецов разработал еще до революции, и предназначалось оно для парада в Берлине или Константинополе. Однако Васнецов в конкурсе на лучший проект шинели все же участвовал, и Кустодиев тоже, и многие другие известные художники. Для выставки эскизов отвели гимнастический зал 5-й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами.

Военнослужащий штаба, старшина конвоя, красноармеец кавалерии. 1922 г. По рисунку художника В. Куликова, 1994 г.

Утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет — по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск.

Командир 1-го Железного полка ЧОН им. 25 Бакинских Комиссарову тов. Попов. Баку, 1922. Одет в шинель и суконный шлем.

Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили — они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель.

Красноармеец в зимней форме, пехота. 1923 г.

В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава — однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту.

Слева: однобортная шинель без знаков отличия. Справа: двубортная со знаками отличия офицера.

И примерно в таком виде шинель существовала до конца XX века, почти без значимых изменений. Были, конечно, неформальные попытки как-то ее облагородить, придать неказистой форме элементы шика. Например, солдаты наглаживали на шинелях «стрелки» с помощью мыла и расчесывали сукно стальными щетками — до такой степени, что казалось, будто она изготовлена из мохера. Офицеры, зашивая складку на спине, подгоняли шинель по фигуре, и она сидела как влитая. В какой-то момент было модно называть шинель «пальто». В него-то она и превратилась со временем.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается — увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель.

Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

«Шине́ль»

— повесть Николая Васильевича Гоголя . Входит в цикл «Петербургские повести».

Первая публикация состоялась в 1842 году.

НАШЕ ВРЕМЯ

Сейчас в нашей армии шинели нет. При смене концепции ведения боевых действий она потеряла свою актуальность. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий шинель была универсальной, дешевой и поистине незаменимой одеждой. Но оказалась неудобной, тяжелой, путающейся в ногах при маневренном бое в современной «войне моторов». Уже по итогам кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование устарело и нуждается в приведении к современным реалиям. В связи с развалом СССР этот процесс затянулся, и только в 1994 году шинель сменили на пальто, без складки и хлястика. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях — это куртки и бушлаты. Так что шинель — это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень дол го.

История песни «Бери шинель, пошли домой»

Булат Шалвович сочинил слова произведения, а музыку написал композитор Валентин Левашов. Песня предназначалась для кинофильма «От зари до зари» (1975) режиссера Гавриила Егиазарова.

Это драма о бригадире колхоза, которого в послевоенные годы не покидают воспоминания о войне и погибших товарищах. Его сыграл Николай Пастухов.

В кинокартине «От зари до зари» композиция «Бери шинель, пошли домой» звучит в исполнении ресторанного певца Савелия (Бориса Иванова) под аккомпанемент рояля.

Через пару лет с Валентином Левашовым связался Леонид Быков, который в то время работал над военной драмой «Аты-баты, шли солдаты…».

Композитор вспоминал об их разговоре:

Тем не менее, композиция вошла в кинокартину. Сокращённый вариант песни звучит в финальной сцене. Под неё ефрейтор Виктор Святкин, которого сыграл Леонид Быков, проводит свой последний бой.

Исполнители песни «Бери шинель, пошли домой»

Послушаем, как пел композицию автор слов песни Булат Окуджава.

Далее версия песни «Бери шинель» в исполнении Эдуарда Хиля.

Неоднократно исполнял «Бери шинель» Иосиф Кобзон.

Уже много лет песню «Бери шинель, пошли домой» играет группа ЧАЙФ. Давайте послушаем, как поёт знаменитую композицию Владимир Шахрин.

В 2020 году для альбома-трибьюта, выпущенного к 95-летию Булата Шалвовича, немецкая инди-группа Juno17 записала кавер-версию «Бери шинель, пошли домой».

Солист Филипп Хоффман рассказывал, почему они согласились участвовать в проекте:

«Настоящее время», 2019

Он также объяснил выбор композиции:

CurrentTime.tv, 2019

ШИНЕЛЬ В РОССИИ

В Россию шинель пришла в конце XVII века на замену епанче.

В Россию шинель пришла в конце XVII века на замену епанче — так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы был Павел I, обожавший все прусское. На следующий день после восхождения на престол он издал указ о переходе армейского обмундирования на прусский образец и ввел новую верхнюю одежду — шинель. Своя сермяжная правда в этом была: к примеру, гвардейский офицерский мундир эпохи Екатерины II стоил 122 рубля — треть годового жалования, а мундир по павловскому указу — на 100 рублей меньше. Но армейцы эту одежду ненавидели из-за неудобства и старомодности. Общее мнение выразил фельдмаршал Суворов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Однако шинель все же распробовали: после скорой смерти императора, когда все с облегчением сняли павловскую форму и достали припрятанное обмундирование екатерининских времен, шинель осталась в русской армии.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих.

Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

Черчение и кройка френча нач. 20 в. американского образца.

*

Ставлю картинку потому что…сам крой не изменился до сих пор!

Единственно что : перенесли линию плеча: вместо завала на спинку — он стал находится строго по середине плеча.

*

24 марта 1907 года № 171 в качестве летней одежды, обязательной для ношения как в мирное так и в военное время для генералов, офицерских чинов, врачей и гражданских чиновников военного ведомства, был установлен китель нового образца — однобортный, американского покроя (с узкой спинкой и двумя бочками), из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, со стоячим воротником с закругленными краями, с прямыми обшлагами и четырьмя карманами: 

двумя боковыми, ниже талии, и двумя нагрудными (пришивными) — все с клапанами с мыском; нагрудные — с одной костяной потайной пуговицей. По борту — пять металлических пуговиц, отстоящих на равном расстоянии друг от друга, причем нижняя (пятая) пуговица должна была располагаться на линии пояса.

——————-

Френч политрука полковника ВВС РККА обр. 1935 г., СССР

Френч полковника ВВС РККА обр. 1935 г. изготовлен из сукна темно-синего цвета. Воротник френча отложной, рукава двухшовные с прямыми мысообразными окантованными обшлагами. 

Нагрудные карманы — накладные с бантовыми складками и трехмысовыми клапанами, с застежкой на одну форменную золотистую маленькую пуговицу, боковые карманы прорезные с клапанами такой же формы, как нагрудные. 

На концах воротника пришиты петлицы. Петлицы имеют голубой подбой со следами бытования. На каждой установлены четыре эмалевых шпалы и знак ВВС в виде пропеллера со стилизованными крыльями.

 Петлицы соответствуют званию  полковника ВВС РККА. 

На воротнике и обшлагах френч имеет голубой кант. На рукавах чуть выше обшлагов нашиты красные звезды политрука.

Знаки различия кроме нарукавных звезд установлены в 1930-е годы.

/источник по всем подобным картинкам: ww2.ru/shop/

——————————
Читайте так же

ЧАСТЬ 1: обмундирования Советской Армии (РККА) с 1917 до 1950 г. Крой, подлинники.

ПОКРОЙ ШИНЕЛИ

Шинель французской армии. 1812 г.

Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и з). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.

Шинель русской армии. 1812 г.

Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Рядовые Лейб-Гвардии Драгунского полка в шинелях. 1858 г.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две.

Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка в офицерской шинели. 1864 г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат — на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов.

Шинель для нижних чинов РИА обр. 1911 г.

Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия.

Второстепенные персонажи

Упоминается в повествовании вскользь, имя её неизвестно. Мать была чиновницей, женщиной очень хорошей – так просто описывает её автор. При рождении ребёнок заплакал, и его лицо приняло такое выражение, как будто предчувствовал, что станет титулярным советником – так иронично описывает рождение центрального персонажа автор.
Отца звали Акакий, в его честь было решено назвать сына. Об отце Акакия известно только то, что он, как и остальные члены семьи мужского пола, носил не башмаки, а сапоги, подмётки у которых менял три раза в год.
Простая женщина, не отличающаяся красотой. Носила чепчик, а не платок. По словам автора, больше о ней ничего не известно. Сам Петрович отзывался о ней пренебрежительно.
Фантастические мотивы у Гоголя переплетаются с реальными событиями. В конце рассказа сообщается о привидении, которое появляется в Петербурге на месте ограбления Башмачкина. При встрече с призраком Значительное лицо узнаёт нашего главного героя. Отобрав шинель у генерала, приведение успокаивается и больше не беспокоит город.

В повести поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма. Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство. Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели. Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости. К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией. Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.

Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР

Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.

    В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц  и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою

Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
 Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке

Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и  просуществовал около ста лет.
 Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.

    Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
 Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
 К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.

    В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
 Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие  служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.

    — Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?

    — Так она же суконная!

    — А летом не жарко?

    — Так она же без подклада!

————————————————

Интересно в истории о шинелях во время войн:

Твардовский в поэме «Василий Теркин» поведал:

Взял шинель да, по присловью,Смастерил себе постель,Что под низ, и в изголовье,И наверх, — и все — шинель.

Эх, суконная, казенная,Военная шинель, —У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.

Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая, —Кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,Пораненный наш брат,На шинели той поношеннойСнесут тебя в санбат.

А убьют — так тело мертвоеТвое с другими в рядТой шинелкою потертоюУкроют — спи, солдат!

Хорошие стихи про шинель написал Александр Трифонович, однако в последнем четверостишии, где говорилось про то, что красноармейцев хоронили в шинелях, имелась нестыковка с действующим приказом советского верховного командования.

Дело в том,что еще до начала войны 22 июня 1941 года, 15 марта того года, народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.Тимошенко подписал секретный приказ № 138, которым вводилось

«Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время» .

Многие люди, интересующиеся военной историей, слышали об этом Положении, ряд ученых цитировал его начало, но вот что примечательно: до страшного 42-го пункта мало кто добрался. Ну так вот же этот пункт:

«42. Перед погребением с трупов погибших снимаются только шинели, которые дезинфицируются и сдаются в склад…»

В предвоенные годы официальные лица успокаивала народ заявлениями, что война будет «малой кровью на чужой территории».

 Но советские правители знали, что теперь шинели придется снимать не с живых ветеранов, как в 1919 году, а с мертвых солдат. Такая закладывалась экономия обмундирования в связи с прогнозируемыми еще до войны потерями личного состава РККА…

Так же люди,занимающиеся реконструкцией сражений войны 1812 года, особенно те,кто шьет униформу войск Наполеона,знают, что те же французские войска в военных действиях снимали с убитых однополчан те же суконные гетры, и потом перешивали на себя и других новобранцев.

Мало того, это было закреплено Приказами по Наполеоновской армии.И те же гетры кроились специально с припусками, которые запрещено было обрезать при подгонке на солдата.

Так что экономия в армии всегда была и будет..увы…Ведь в странах не только идет война с врагом, но одновременно с эти не работают,или работают на малую мощность промышленные предприятия+нехватка рабочих рук во время любой воны очевидна.

Именно по-этому , учитывая все возможные трудности при боевых действиях и руководству СССР пришлось дописать сей 42 пункт..

———————————

Главная сюжетная линия

История создания

произведения и кто егоглавные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному

имя его отцаАкакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни:был небогат , служилтитулярным советником , в обязанности которого входилоскрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты,

имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно!

Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель

, а затем еепотерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели

и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля.

Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдаютпремию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение


Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер

, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин

направляется за помощью кчастному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина,

который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Главные герои

Автор описывает его внешность, как самую невыдающуюся. Наш герой немного рыжеват, с залысинами, низок, имеет нездоровый цвет лица. Он так давно переписывает документы, что никто не помнит, его возраста, когда он был принят на работу. Даже голоса главного героя «Шинели» никто не слышал, за исключением просьбы: оставить его и не обижать. Это слова, которые он произносит в тех случаях, когда издёвки коллег мешают выполнять обязанности. Башмачкин живёт работой.
В произведении сведения о нём скупы. Петрович был крепостным и именовался Григорием. После того, как дали вольную, его стали называть по отчеству. Проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза. Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.
Тот, кто мог бы сыграть судьбоносную роль в жизни Акакия Акакиевича, но не сыграл. К нему обратился Башмачкин в надежде на помощь в поиске украденной шинели. Как человек очень строгий, он прогнал беднягу, демонстрируя свою власть перед знакомым. Автор упоминает про генеральский чин, после получения которого значительное лицо окончательно растерялся, как себя вести с окружающими. Предпочитает молчать, отчего и прослыл человеком замкнутым.

ПОКРОЙ ШИНЕЛИ

Шинель французской армии. 1812 г. Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и з). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.

Шинель русской армии. 1812 г.

Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Рядовые Лейб-Гвардии Драгунского полка в шинелях. 1858 г.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две.

Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка в офицерской шинели. 1864 г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат — на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов.

Шинель для нижних чинов РИА обр. 1911 г.

Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия.

Как пошита гоголевская шинель

По красочным описаниям Николая Васильевича Гоголя можно представить себе, как выглядели костюмы его персонажей: крестьян и горожан, казаков и помещиков, чиновников разных рангов. Можно составить представление и о том, как выглядела знаменитая шинель Акакия Акакиевича Башмачкина.

«…Петрович не дослышал и сказал: «Уж новую я вам сошью беспримерно, в этом извольте положиться, старанье приложим. Можно будет даже так, как пошла мода: воротник будет застегиваться на серебряные лапки под аплике».

«… как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.»

Купили сукна очень хорошего — и не мудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу. Петрович провозился за шинелью всего две недели, потому что много было стеганья, а иначе она была бы готова раньше. За работу Петрович взял двенадцать рублей — меньше никак нельзя было: все было решительно шито на шелку, двойным мелким швом, и по всякому шву Петрович потом проходил собственными зубами, вытесняя ими разные фигуры.»

Н.В. Гоголь, «Шинель», 1839 г.