Содержание материала
Как определить азимут на местности
На местности, не имея карты, можно выбирать знаковые объекты, которые будут опорными точками, и определять азимут движения на эти маркеры.
- Нужно положить компас на ладонь или на горизонтальную поверхность и совместить стрелку с нулевой отметкой (или с буквой S) на шкале.
- После этого совмещают мушку на подвижном кольце с направление на объект. Численное значение на шкале — значение азимута.
- Рекомендуется держать компас так, чтобы был виден и ориентир, и мушка, и совмещать их. При достаточном опыте погрешность составит 1-3 градуса.
Если азимут задан ранее, то мушку выставляют напротив нужного значения, а северный конец стрелки совмещают с нулем. В направлении указанного азимута находят какой-нибудь значимый объект и считают его ориентиром.
Определение азимута по солнцу
Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться обыкновенными механическими часиками. Они должны быть настроены по местному времени.
Определение азимута по солнцу и часам
Последовательность действий:
- Положить часы на любую доступную поверхность так, чтоб часовая стрелка показывала прямо на солнышко.
- Через центральную часть циферблата провести линию к единице (либо двойке – для летнего времени).
- Образовавшийся угол разделить ровно надвое. Проведенная биссектриса будет соответствовать направлению С-Ю.
- До двенадцати часов север расположен слева, после – справа от солнца. Потому во второй половине дня азимут отсчитывается за часовой стрелкой, в первой – наоборот.
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно выполняют тогда, когда на местности необходимо с помощью компаса найти направление, дирекционный угол которого измерен по карте (например при подготовке данных для движения по азимуту), или наоборот, когда на карту необходимо нанести направление, магнитный азимут которого измерен на местности с помощью компаса. Так как измеряемые дирекционные углы на карте не соответствуют магнитным азимутам на местности, необходимо определить величину склонения магнитного меридиана данной точки от вертикальной километровой линии. Величину этого отклонения называют поправкой направления (Пн) или отклонением магнитной стрелки.
Поправка направления и составляющие её углы – сближение меридианов и магнитное склонение – указываются на карте под южной стороной рамки в виде схемы с необходимыми пояснениями.
Сближение меридианов (Сб)–
это угол в данной точке между истинным меридианом и вертикальной километровой линией и в зависимости от удаления этой точки от осевого меридиана зоны, он может иметь значение от 0º до ±3º Чем дальше вертикальные километровые линии отстоят от осевого меридиана зоны, тем этот угол больше.
Если вертикальная линия километровой (координатной) сетки отклоняется северным концом к востоку от истинного меридиана, то сближение меридианов считается восточным, со знаком плюс, при отклонении в противоположную сторону – западным, со знаком минус.
Свойство магнитной стрелки занимать определенное положение в данной точке пространства обусловлено взаимодействием её магнитного поля с магнитным полем Земли.
Направление установившейся магнитной стрелки в горизонтальной плоскости соответствует направлению магнитного меридиана в данной точке. Магнитный меридиан в общем случае не совпадает с геодезическим меридианом.
Угол между геодезическим меридианом и магнитным, направленным на север, называется склонением магнитной стрелки или магнитным склонением (Ск).
Магнитное склонение считается положительным (со знаком +) или восточным, если северный конец стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, и западным (со знаком –) при уклонение к западу.
Магнитное склонение изменяется с течением времени и переменной места. Изменения бывают постоянные и случайные. Эту особенность магнитного склонения необходимо учитывать при точном определении магнитных азимутов направлений, например, при движении по азимуту и т.п.
Изменения магнитного склонения обусловлены свойствами магнитного поля Земли, вокруг которой обнаруживаются действия магнитных сил. Поправку направления в общем случае можно выразить формулой:
Пн = (±Ск) – ( ±Сб).
Если на карте измерен дирекционный угол направления, то магнитный азимут этого направления на местности будет определяться формулой:
Ам = Ду – ( ±Пн).
Измеренный на местности магнитный азимут какого-либо направления переводится в дирекционный угол этого направления по формуле:
Ду = Ам + (Пн).
Чтобы избежать ошибок при определении величины и знака поправки направления, нужно пользоваться помещаемой на карте схемой направлений геодезического меридиана, магнитного меридиана и вертикальной линии координатной сетки.
При точных измерениях переход от дирекционных углов к магнитным азимутам и обратно выполняется с учетом годового изменения магнитного склонения. Сначала определяют склонение магнитной стрелки на данное время (указанное на карте годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедшее после издания карты), затем полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, указанной на карте. После этого переходят от измеренного дирекционного угла к магнитному азимуту по приведенным выше формулам.
Бубнов И. А., Богатов С. Ф. и д.р. Военная топография : Учебник М., 1976. С. 52.
Для кого и для чего нужен расчет азимута
Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:
- Выбор маршрута для достижения цели.
- Подбор ориентира для передвижения.
- Определение текущего места по 2 заданным точкам.
Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:
- астрономы;
- геодезисты;
- картографы;
- географы.
Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.
Значение азимута в ориентировании на местности
Каждый турист должен владеть навыками ориентирования на местности по азимуту. Движение по вычисленному углу – поможет вам не сбиться с пути и добраться до намеченной точки на маршруте.
Ориентирование по карте с помощью компаса
В походе, как правило, азимут применяют на закрытой площади, в бездорожье, при неблагоприятной погоде, к примеру, густом тумане. Также оно понадобится, если вы путешествуете по неизученному маршруту или малоизвестным тропам, в общем, в тех местах, где легко заблудиться. Его используют все борцы-спасатели – моряки, военные, рыбаки.
В каких случаях без него не обойтись? К примеру, вы плыли на лодке, и управляющий ею неправильно вычислил угол. В результате оказались у берегов пустынной местности, где нет ни одного ориентира, вода и питание на исходе. В наличии только карта и компас.
Владея навыками определения азимута по компасу, вы быстро сориентируетесь, в каком направлении находится близко расположенный населенный пункт. Проложив правильный курс, вы сможете спасти себя и всех участников водного похода.
LО том, как пользоваться компасом, я рассказываю в статье: Ориентирование по компасу в походе – необходимая азбука для туриста-пешеходника
Определение азимута
Существует несколько различных способов определения азимута, выбор которых зависит от текущих условий и наличия дополнительных приспособлений.
Способ с использованием компаса
В этом деле лучше использовать компас с визиром, чтобы расчёты были более точными. Для того, чтобы определить магнитный азимут на местности, нужно придерживаться инструкции:
- Первым делом нужно выбрать предмет на местности и повернуться к нему.
- Прибор помещается на не высокую ровную поверхность или держать его на уровне груди, стараясь оставлять его параллельно земле.
- Направить северную стрелку прибора на северную сторону, а именно совместить её с начальным значением циферблата, обозначенное 0 ° или буквой С.
- Далее нужно перемещать визирное приспособление по часовой стрелке, при этом корпус компаса должен оставаться неподвижным, а северная стрелка не смещаться.
- На последнем этапе отмечается значение, на котором остановился визир, направленный точно на выбранный объект. Так виден угол между указателем на север и линией дальнейшего движения. Это и будет магнитный показатель.
Если путешественник имеет обычный компас без специальной визирной стрелки, её вполне можно заменить тонкой палочкой или спичкой. В этом случае палочку накладывают на центр прибора и аккуратно поворачивают в сторону ориентира.
Определение азимута с помощью компаса
Способ с применением карты и компаса
Данный алгоритм описывает, как найти показатель по карте и компасу:
- Компас прислоняют к боковому краю топографической карты, которую поворачивают так, чтобы верхний обрез совпадал с северной стрелкой.
- Затем на карте ставятся пометки, обозначающие начальный пункт и выбранный ориентировщиком объект. Две точки соединяются прямой линией.
- Прибор перемещают по карте в сторону отмеченных знаков, при этом его центр должен совпадать с начальной отметкой.
- Благодаря начерченной линии можно увидеть на шкале циферблата значение, которому соответствует магнитный азимут.
Выполняя указанные действия, находится прямой угол. В походе многие путешественники сразу рассчитывают обратный угол, чтобы не сбиться с пути по возвращению.
Определение азимута с помощью карты и компаса
Определение географического меридиана с азимутом по соответственным звездным высотам
Чтобы определить географический меридиан с помощью теодолита, необходимо следовать этапам работы с ним:
- Установить прибор так, чтобы четко виднелся небосклон на северной стороне, а также без затруднений можно было увидеть объект, относительно которого ведется расчет.
- При установлении теодолида не допускаются наклоны. Он должен принимать строго горизонтальное положение. Труба направляется на подсвеченную точку конкретного объекта.
- Далее происходит отслеживание звезд, близких к меридиану. С помощью сетки нитей проставляются отметки движения звезд на лимбах.
Направлению географического меридиана соответствует:
- количество положений звезды до прохождения меридиана;
- среднее значение положений звезды после его пересечения.
Определение истинного азимута по солнцу
Если у заблудившегося туриста отсутствуют устройства для определения азимута, в этом случае пригодятся часы с циферблатом. С помощью них можно вычислить истинный показатель по солнцу таким образом:
- механические часы кладут на ровную поверхность так, чтобы часовая (маленькая) стрелка была направлена на небесное светило;
- далее проводится линии из центра к числу «1». Полученный угол делится на две ровные части.
- разделяющая биссектриса обозначает северо-южное направление;
- если необходимо найти азимут до полудня, то расчёт ведётся против часовой стрелки, так как север расположен левее солнца. После полудня, отсчёт идёт по ходу часовой стрелки, так как север расположен справа от светила;
- далее выстраивается схема дальнейшего пути по такому же принципу работы, как с компасом.
Определение истинного азимута по солнцу
Определение азимута по карте без компаса
В случаях, когда под рукой нет компаса, можно определить азимут по карте. Для этого существует следующий алгоритм расчёта:
- Следует поместить карту на ровную поверхность, чтобы было удобно работать с ней.
- На топографической карте ставится отметка, которая обозначает начало пути.
- Вторая отметка ставится на объекте, выбранном в качестве ориентира.
- Две точки соединяются прямой линией, которая также должна захватывать линию ближайшего меридиана.
- К этой линии прикладывается основание транспортира.
- Затем по часовой стрелке отсчитывается угол между меридианом и ранее отмеченным лучом. Полученный угол и является истинным.
Определение азимута по карте без компаса
Погрешности и почему они возникают
Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр
Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:
Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно
Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.
Сверку азимута основного направления необходимо регулярно производить Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.
Обратный азимут
Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.
Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.
Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.
Аварийный азимут
Это понятие может пригодиться в тех случаях, когда существует риск заблудиться. Перед тем как отправляться в путешествие, необходимо позаботиться и об обратном маршруте, на случай если в силу определенных обстоятельств доведется сбиться с основного направления движения. В качестве линейного ориентира (аварийного) обычно используют реку, железнодорожное полотно, высоковольтную линию. Для этого необходимо.
- Стать лицом к линейному объекту и определить магнитный азимут.
- Запомнить, а лучше записать полученное число.
Если в процессе путешествия у вас не получится выйти к искомому объекту, или вы потеряетесь в пространстве, необходимо просто прекратить движение вперед и начать двигаться в соответствии аварийного азимута. В этом случае вы наверняка придете в искомую точку, и если понадобится, сможете начать свой туристический маршрут сначала.
Учитывайте. Вблизи железнодорожного полотна или высоковольтных линий электропередач возникает дополнительная погрешность в показаниях компаса. Стрелка может отклониться на несколько градусов от реального направления, указывающего на магнитный полюс. Подобное действие оказывают и залежи природных ископаемых (железной и магнитной руды) в данной местности. Поэтому нельзя производить расчеты в непосредственной близости с такими объектами.
Если местность имеет географические неровности и препятствия, прокладывать маршрут по прямой линии не целесообразно. Весь путь лучше разбить на несколько расстояний, относительно каждого приметного объекта определить азимут. Потом останется лишь двигаться от одного до следующего ориентира, учитывая величины горизонтальных углов и направления движения.
Виды азимутов
На практике применяется четыре разновидности азимутов. Все они имеют свое предназначение, определяются специальными методами.
Истинный
Вычисляется по ландшафтному плану с помощью транспортира
При этом важно ориентироваться лишь на географический полюс: как правило, на картах северное направление находится вверху. Для нахождения такого азимута измерительный инструмент требуется установить так, чтоб нулевой угол совмещался с севером
Затем фиксируется угловой отсчет в направлении требуемого пункта (по часовой стрелке).
Если обыкновенного транспортира будет недостаточно, то его рекомендуется перевернуть и продолжить процесс измерения. В результате к полученным показаниям необходимо прибавить 180°.
Магнитный
Определяется несложно – при помощи самого простого компаса. Такой доступный прибор должен быть у всех путешественников. Дополнительно ориентируясь на северный магнитный полюс Земли, возможно вычислить азимуты иных сторон горизонта, конкретного объекта.
Обратный
Чтоб уверенно перемещаться по чужой территории, туристы вычисляют угол движения к нужному пункту. Если от полученного значения отнять 180°, то получится обратный азимут. В будущем он позволит легко вернуться в начальное место путешествия. Стоит заметить, что направление передвижения будет противоположным.
Аварийный
В случае, когда турист потеряется во время путешествия, рекомендуется воспользоваться аварийным азимутом. При этом направление обычно выбирается на крупный площадной объект (например, деревня, озеро) либо линейный (тропинка, автотрасса, речка). Это связано с тем, что к последним проще выйти. Отыскать в незнакомой местности лесничий домик, колодец, иные малозаметные строения достаточно сложно.
Аварийный азимут
Обратный азимут
Как определить азимут на местности
На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот — по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.
Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).
В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.
После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.
Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.
Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.
Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.
Правила перемещения по азимуту с препятствиями
Когда перемещение по местности предполагает обход непреодолимых препятствий, следует знать, как определить азимут без карты, ориентируясь только на объекты местности (рисунок 7).
В данном случае движение по азимуту будет таким:
- Сначала следует выбрать какой-то заметный объект на стороне, противоположный преграде. Крайне желательно, чтобы данный ориентир находился на линии вашего движения.
- Далее следует определить азимут для обхода преграды.
- После этого вы можете спокойно обойти препятствие, снова найти предварительно выбранный ориентир и уже от него проложить новое направление по азимуту.
Если подходящего объекта для ориентира нет, можно сделать его самостоятельно, к примеру, сделав зарубку на дерева или воткнув в землю большую и заметную издалека палку.
Рисунок 7. Умение определять азимут поможет не заблудиться после схождения с маршрута
Иногда бывает, что обходить препятствие приходится с нулевой видимостью. В данном случае визуальный ориентир на местности вам не поможет и придется ориентироваться сугубо с помощью компаса и карты.
Магнитный азимут формула. Определение магнитных азимутов
! Помни – топографическая карта отличается от спортивной карты по содержанию.
Определение азимутов и дирекционных углов
Азимуты и дирекционные углы.
Положение какого-либо объекта на местности чаще всего определяют и указывают в полярных координатах, то есть углом между начальным (заданным) направлением и направлением на объект и расстоянием до объекта. В качестве начального выбирают направление географического (геодезического, астрономического) меридиана, магнитного меридиана или вертикальной линии координатной сетки карты. За начальное может быть принято и направление на какой-нибудь удаленный ориентир. В зависимости от того, какое направление принято за начальное, различают географический (геодезический, астрономический) азимут А,
магнитный азимут Ам и дирекционный угол α. (рис.1)
1. Географический (геодезический, астрономический) азимутА
– это двугранный угол между плоскостью меридиана данной точки и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направлении, отсчитываемый от направления на север по ходу часовой стрелки (измеряется на карте).
2. Магнитный азимут Ам
— горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки (измеряется компасом на местности).
3. Дирекционный угол α
— это угол между проходящим через данную точку направлением и линией, параллельной оси абсцисс, отсчитываемый от северного направления оси абсцисс по ходу часовой стрелки (измеряется транспортиром на карте).
Все вышеперечисленные углы могут иметь значения от 0 до 360°.
Рис. 1.
Направления, принимаемые за начальные.
Измерение по карте дирекционных углов и геодезическихазимутов
выполняют транспортиром.
Транспортиром дирекционные углы измеряют в таком порядке (рис. 2). Исходную точку и местный предмет (цель) соединяют прямой линией, длина которой от точки ее пересечения с вертикальной линией координатной сетки должна быть больше радиуса транспортира. Затем совмещают транспортир с вертикальной линией координатной сетки, сообразуясь с величиной угла. Отсчет по шкале транспортира против прочерченной линии будет соответствовать величине измеряемого дирекционного угла. Средняя ошибка измерения угла транспортиром составляет 0,5°.
Рис. 2 Измерение дирекционных углов по карте транспортиром.
α — дирекционный угол направления на мост равен 271°;
β — дирекционный угол на яму равен 66°.
Сближение меридианов. Переход от геодезического азимута к дирекционному углу. Сближение меридиановγ
— это угол в данной точке между ее меридианом и линией, параллельной оси абсцисс или осевому меридиану (рис. 3).
Направлению геодезического меридиана на топографической карте соответствуют боковые стороны ее рамки, а также прямые линии, которые можно провести между одноименными минутными делениями долгот.
Счет сближения меридианов ведется от геодезического меридиана. Сближение меридианов считается положительным, если северное направление оси абсцисс отклонено к востоку от геодезического меридиана (рис. 3), и отрицательным, если это направление отклонено к западу.
Величина сближения меридианов, указанная на топографической карте в левом нижнем углу, относится к центру листа карты.
Сближение меридианов равно нулю, если точка находится на осевом меридиане зоны или на экваторе. Для любой точки в пределах одной координатной шестиградусной зоны сближение меридианов по абсолютной величине не превышает 3°.
Геодезический азимут направления отличается от дирекционного угла на величину сближения меридианов (рис. 4).
Зависимость между ними может быть выражена формулой:
Из формулы легко найти выражение для определения дирекционного угла по известным значениям геодезического азимута и сближения меридианов:
Правила ориентирования
При прокладывании маршрута по местности неизбежно возникают погрешности, наличие которых приводит к ошибкам в намеченном пути. Неточность всего лишь в 5 градусов приведет к отклонению в 100 метров на каждый километр. Однако можно снизить риск появления погрешностей:
- разбивать маршрут на небольшие отрезки, для каждого определяя ориентиры;
- держать под контролем пройденное расстояние и всегда иметь информацию, позволяющую вернуться в исходную точку, что актуально при встрече преград;
- небольшие препятствия необходимо поочередно преодолевать с правой и левой стороны;
- оглядываться назад для контроля прямолинейности пути движения, использовать для ориентира природные и искусственные объекты в виде реки, дорог, линий электропередач.
Перед началом движения рекомендуется сделать вычисления так называемого аварийного азимута. Ориентиром может выступать трасса, населенный пункт или иной объект, к которому можно выйти в случае потери основного направления, то есть когда человек заблудится. Азимут вычисляется перед отправкой в путь, а полученное значение записывается. Ошибки могут быть связаны с:
- неисправностью компаса;
- ошибкой в определении магнитного склонения;
- магнитными девиациями.
Риск погрешности из-за девиаций возрастает при движении вблизи объектов, обладающих магнитными свойствами — линий электропередач, железнодорожных путей, в зоне действия другого компаса и мобильного телефона.
Сегодня многие гаджеты оснащены специальными программами для определения ориентиров, но специалисты не относят их к категории надежных. Они способны в любой момент «заглючить» в случае падения или непредвиденной ситуации, у них может сесть зарядка. Использование таких приборов часто затруднено при погружении под землю, движении по туннелям или пещерам.
На рынке спортивных товаров сегодня представлено большое разнообразие моделей компасов, отличающихся ценой, функциональность и внешним исполнением. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение планшетным вариантам, так как они обеспечивают легкость работы с картой. Оптимальными считаются жидкостный принцип функционирования — такие устройства обеспечивают более быструю стабилизацию стрелки. Дополнительным преимуществом является наличие подсветки, что поможет ориентированию в темноте, когда использование фонарика невозможно или затруднено.
Хождение по азимуту
Нередко люди думают, что ходить по азимуту следует таким образом: непрерывно удерживать перед собой компас, регулярно отслеживать его показания. Но на самом деле такой метод хождения дает большую ошибку.
Ориентирование на местности по компасу
Во избежание неточностей рекомендуется использовать иной алгоритм действий:
- Пользуясь компасом, найти ориентир на местности (по заранее намеченному азимуту). Чем дальше он будет расположен, тем меньше действий впоследствии придется совершить.
- Направиться к выбранной точке. При этом не имеет значение, как к ней добираться: препятствия можно обходить любым удобным способом.
- Подойдя к ориентиру, стать позади него, повторить предыдущую процедуру (выбрать новую цель).
Упрощенная схема движения при закрытом ориентире
Если на пути появится препятствие, которое будет закрывать ориентир, и на него нельзя будет взобраться, то помогут следующие рекомендации.
Измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.
Дирекционный угол замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира или с помощьюкомпаса. Делается это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с учетом поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление Север — Юг совпало с прочерченным направлением маршрута. При этом Север должен быть направлен в сторону движения.
После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя полученное число из 360 градусов, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360 340 = 20 градусов, а азимут второго участка будет 360 30 = 330 градусов.
Определив и записав магнитныеазимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывается время, необходимое для прохождения каждого участка, например, при движении на лыжах.
Все эти данные оформляют на обрезе топографической карте. Если карты с собой в пути не будет, то обязательно составляют как можно более подробную схему маршрута или текстовую таблицу.
По материалам книги «Карта и компас мои друзья». Клименко А.И.