Содержание материала
Дрейф шлюпки с плавучим якорем
Если судно не может доплыть до берега, войти в бухту или же выбрать место, удобное для причаливания, а также не в состоянии посредством руля держаться на ветру, то следует прибегнуть к использованию плавучего якоря. Приспособление позволит сократить дрейф.
На большой глубине устройство дает возможность поставить судно вразрез волне. Якорь при этом находится на носу судна, в воде происходит его наполнение. Затем натягивается канат, который тормозит движение шлюпки, поворачивая ее носом навстречу ветру.
Длина каната должна составлять не меньше пяти длин маломерного судна. Трос выпускают в ослабленном состоянии. Он должен быть не короче каната для якоря.
Чтобы ослабить удар волн о судно и предотвратить заливание, применяют специальные масла. Наибольшей эффективностью обладают масла животного происхождения. Растекаясь по водной глади, они создают пленку, мешающую образованию гребней и гасящую энергию волн.
Минеральные масла обладают более низкой функциональностью. На маломерных суднах их применять не советуется.
Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6
Парус на резиновой лодке
Надувную резиновую лодку нетрудно превратить в парусную. Правда, на ней не удастся установить обычную мачту, Поэтому применяют парусное вооружение иного типа. Посмотрите на рисунок. Стсячий такелаж здесь отсутствует. Рангоут состоит из базовой трубы-поперечины 6, двух трубок мачты 4 и реи 5.
Базовая труба диаметром около 30 мм вставляется в уключины лодки 1. К ее концам болтами и гайками М5 крепят концы трубок 4 сдвоенной Л-образной мачты. Верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным болтом и гайками М5. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из старых дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку длиной 2С0 мм удобнее всего поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.
На верхнем конце рея устанавливают петлю для фала. Своим нижним концом рей крепится к петле на носу лодки при помощи скобы из стальной проволоки диаметром 5 мм. Петля представляет собой круг или прямоугольник из листовой резины толщиной 5 мм.
Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея не корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины
лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние до базовой трубы, продетой через уключины. Для двухместной надувной лодки размером 2200 мм это расстояние равно 1000 мм. Следовательно, длину мачтовых трубок принять тоже равными 1000 мм, а рея — 1800 мм.
Шверцы 7 изготавливают из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубки, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки — накладки толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их отклонения в продольной плоскости. КромЪ того, штифт диаметром 6 мм препятствует повороту швер-цов относительно оси базовой трубы. Положение шверцов по длине базовой трубы фиксируется дюралюминиевыми втулками, болтами и гайками М5.
Парус 3 из тонкого брезента представляет собой равносторонний треугольник со стороной 1750 мм, вершина которого (фаловый угол) сдвинута к носу относительно базовой трубы на размер 150…200 мм. Применение такого паруса позволяет вдвое увеличивать площадь парусности на полном курсе. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия В—Г) пришивают ликтрос, которым закрепляют парус на реи. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты 2 заводятся в люверсы шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.
Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.
6
Паруса своими руками из ткани
Парус своими руками из ткани
Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.
По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.
Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз. Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.
Плавучие якоря на современных яхтах
Испытание было проведено для RORC в университете Саутгемптона. Оно доказало, что плавучий якорь способен удержать яхту на плаву при высоких волнах. Устройство способствует уменьшению скорости судна и удерживает его по ветру. Модельные испытания выявили, что яхта неоднократно избегала разворотов лагом и переворачивания волной.
Плавучий якорь рекомендован как для однокорпусных, так для многокорпусных моделей яхт. Положение устройства с кормы предполагает, что волны большой тяжести лягут на эту часть судна. По данной причине все отверстия должны быть герметично закрыты. Этому придается большое значение в специальном своде правил, где указано, что яхты должны обладать прочностью и водонепроницаемостью. В особенности это относится к корпусной части, каюте и палубе, которые должны выдерживать натиск воды.
Also in Юный турист
- Книга «Юный турист» автор А.Е. Берман
- А.Е. Берман “Юный турист”. Настроение и сила. Часть 44
- А.Е. Берман “Юный турист”. Контролируй себя. Часть 43
- А.Е. Берман “Юный турист”. Не спеши в руководители. Часть 42
- А.Е. Берман “Юный турист”. Учись поворачивать назад. Часть 41
- А.Е. Берман “Юный турист”. Забывать трудно. Часть 40
- А.Е. Берман “Юный турист”. Парус на байдарке. Часть 39
- А.Е. Берман “Юный турист”. Кто перевернулся? Часть 38
- А.Е. Берман “Юный турист”. Байдарка. Часть 37
- А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе водного маршрута. Часть 36
- А.Е. Берман “Юный турист”. Водный рельеф и водные наездники. Часть 35
- А.Е. Берман “Юный турист”. До встречи в горах. Часть 34
- А.Е. Берман “Юный турист”. Ледники. Часть 33
- А.Е. Берман “Юный турист”. Снегопад в горах. Часть 32
- А.Е. Берман “Юный турист”. Горный снег и горное солнце. Часть 31
- А.Е. Берман “Юный турист”. Наши Горы. Часть 30
- А.Е. Берман “Юный турист”. Горный туризм — альпинизм — скалолазание. Часть 29
- А.Е. Берман “Юный турист”. Снежная хижина иглу. Часть 28
- А.Е. Берман “Юный турист”. Береги руки и ноги. Часть 27
- А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег на снегу. Часть 26
- А.Е. Берман “Юный турист”. Групповое снаряжение. Часть 25
- А.Е. Берман “Юный турист”. Спальный мешок и коврик. Часть 24
- А.Е. Берман “Юный турист”. Один зимний вечер. Часть 23
- А.Е. Берман “Юный турист”. Прежде чем стать на лыжи. Часть 22
- А.Е. Берман “Юный турист”. Зимние походы. Часть 21
- А.Е. Берман “Юный турист”. О походных документах. Часть 20
- А.Е. Берман “Юный турист”. О выборе спортивного маршрута. Часть 19
- А.Е. Берман “Юный турист”. Лесные штурманы. Часть 18
- А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление у костра: человек и комар. Часть 17
- А.Е. Берман “Юный турист”. Дневник Колиной группы. Часть 16
- А.Е. Берман “Юный турист”. Рассуждение об удобстве на ночлеге. Часть 15
- А.Е. Берман “Юный турист”. Ночлег в лесу. Часть 14
- А.Е. Берман “Юный турист”. Поиски пропавшей группы. Часть 13
- А.Е. Берман “Юный турист”. Размышления на привале о лесе. Часть 12
- А.Е. Берман “Юный турист”. Загадка водораздельного узла. Часть 11
- А.Е. Берман “Юный турист”. Размышление в пути о погоде. Часть 10
- А.Е. Берман “Юный турист”. Вершина. Дальше — по хребту. Часть 9
- А.Е. Берман “Юный турист”. Простая переправа. Часть 8
- А.Е. Берман “Юный турист”. Дневной привал. Часть 7
- А.Е. Берман “Юный турист”. Азимут 80°. Часть 6
- А.Е. Берман “Юный турист”. Пеший поход с картой по реке. Часть 5
- А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 4
- А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 3
- А.Е. Берман “Юный турист”. Собираясь в путь. Часть 2
- А.Е. Берман «Юный турист». Собираясь в путь
Второй способ изготовления
Как правило, это прямоугольный плавучий якорь. Открытое отверстие приспособления в этом случае может иметь четырехугольную, треугольную или любую другую форму. Можно сделать плавучий якорь для лодки руками из весельного шеста.
Он должен быть большой толщины. К нему принайтовлена парусина в форме треугольника. К нижнему углу материи прикреплен груз.
Зачастую на лодках из ПВХ применяют якорь флюгерного типа или устройство с усеченным конусом. Такое приспособление изготавливается из парусины. Диаметр основания составляет примерно 40 см, длина устройства —120 см, диаметр у вершины конуса на срезе — 3 см. Основание конуса обвивается ликтросом и укрепляется четырьмя продольными нашивками из аналогичного троса. Оно заканчивается петлей для крепления дректов.
Паруса своими руками из ткани
Парус своими руками из ткани Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.
По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.
Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз. Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.
Парус своими руками
Если лодка маленькая, вместо обруча можно использовать круг поменьше, например, изготовить его из тонких веток. Они прочно связываются между собой, к образовавшемуся кольцу привязывается груз. Пластиковая бутылка не нужна, поскольку ветки и без того прекрасно держатся на воде. Конечно, якорь из веток уступает по функциональности обручу, обтянутому тканью, но хорошо справляется со своей задачей, особенно, когда под рукой нет других материалов для его изготовления. Установка паруса выглядит следующим образом: расправляется якорный трос, парус опускается в воду, позволяя ему отплыть на расстояние не более 10 метров от лодки (оптимальным расстоянием считается 6-7 метров). Веревка привязывается к носу лодки. Когда она натянется от течения, лодка будет направлена строго по ветру, а якорь не позволит ей вилять из стороны в сторону.
Вторым способом изготовления паруса из ткани является следующий:
- Полотно из брезентовой или капроновой ткани в виде прямоугольника присоединяется одним краем к деревянной штакетине.
- В нижнюю часть полотна вшит пруток арматуры.
- Чтобы усилить плавучесть паруса, к штакетнику прикрепляются три бруска из пенопласта на саморезы.
- Все четыре стороны водного паруса соединяются капроновыми веревками, связанными в один узел. К ним привязывается веревка, которая соединяет парус с лодкой.
- По центру парусного полотна делается отверстие диаметром 15 см, чтобы пропускать через себя воду, обеспечивая ровный ход плавсредства.
Когда парус опущен в воду, он расправляется под давлением воды, занимая вертикальное положение, и следует за лодкой в расправленном виде.
Применение плавучего якоря на рыбалке
Купить плавучий якорь для лодки и ловить себе спокойно хоть сомов на квок, хоть судака на джиг – вот такая вырисовывается стратегия при эксплуатации водного парашюта или плавучего якоря для лодки.
Изначально и в большей степени на морях роль водного плавучего якоря сводилась к уменьшению скорости дрейфа небольшого судна при отказе мотора, чтобы не потерять исходную точку, где произошла авария. Иначе может унести очень далеко в открытое море или просторы океана. В таком случае поиски пропавшего судна могут затянуться надолго. Почему бы не воспользоваться традиционным якорем, опустив его на дно? Сделать это не везде позволяют глубины и условия на воде. В сильный шторм стоящее на якорях судно может быть разбито или опрокинуто волнами. Кроме того, выставленный плавучий якорь держит маломерное судно, более крупный катер или буксир всегда против волны, двигаясь в дрейфе по ветру, но при постоянном торможении водным якорем, что выправляет ход лодки. При этом фал должен быть закреплён строго на носу судна, по центру. В случае наката большой волны только это нередко спасает судно от опрокидывания.
Для чего нужен плавучий якорь рыболовам? Рыболовы-сомятники, которые «квочат» этого сильного и крупного хищника на больших водоёмах, к примеру, на волжских просторах, вообще не могут обойтись без водного якоря в ветреную погоду, когда сильный порывистый ветер гонит плавсредство со скоростью моторной лодки в режиме троллинга. Установленный плавучий якорь под напором течения, которое движется навстречу ветру, удерживает лодку в нулевом скоростном режиме или движется намного медленнее и уже по курсу, который может контролировать рыболов. Обычно этот курс не меняется или меняется незаметно, разумеется, при установленном плавучем якоре. И тогда такой контролируемый дрейф может совершаться вдоль глубинной бровки, где обычно держится мощный усатый хищник. Именно плавучий якорь иногда становится условием успеха в ловле сома на квок, поскольку позволяет в ветреную погоду регулировать скорость, а значит, постоянно «держать под квоком» приманку. А движение вдоль бровки, иногда с трудом найденной, становится почти всегда успешной, по крайней мере, намного успешнее, чем при беспорядочном движении по воле ветра.
Купить плавучий якорь для лодки или сделать своими руками обязательно нужно и любителям спиннинговой ловли судака и окуня на волжских водохранилищах, где почти не бывает дней без ветра. Штилевая погода здесь – просто подарок для спиннингиста, которому в волну и ветер приходится то и дело опускать и доставать якорь со дна. Водный парашют решает эту проблему кардинально. Можно опустить его воду, дать выйти в заданный режим и забыть о транспортных проблемах, а сосредоточиться только на рыбалке.
Для чего нужен плавучий якорь рыболовам, которые ловят в отвес? Здесь уже точно не обойтись без водного парашюта. Представьте себе ситуацию. Рыболов сидит в лодке и то и дело поддёргивает кверху бортовую удочку или короткий спиннинг, а на шнуре или леске подвешена блесна или «кальмарчик» на джиговой головке. Приманка должна относительно ровно и монотонно совершать определённые движения по вертикальному маршруту, уходя в сторону только в регламенте заданной игры для блесны, если она является планирующей приманкой. Но при этом лодка под воздействием ветра движется довольно быстро. Скорость движения плоскодонной лодки ПВХ, скользящей по поверхности, может составлять 2,5-3 километра в час, даже если она просто дрейфует по ветру. И чем больше лодка и высота борта, тем больше её парусность. Какая уж тут может быть игра вертикальной блесны? Здесь сподручнее троллинговать. Но стоит только опустить в воду плавучий якорь, как скорость дрейфующей лодки снизится до более низких отметок или даже до цифры «0». Понятно, какой-то дрейф плавсредства должен быть. И обычно лодка движется. Здесь оказывают влияние течение и скорость ветра. Также увеличение или уменьшение скорости дрейфа маломерного судна достигается длиной фала-троса, на котором находится водный парашют. Кроме того, влияет на скорость и глубина погружения плавучего якоря. А это зависит от того, есть на поверхности якорный томбуй или нет. Если – есть, то глубина погружения плавучего якоря обычно фиксируется длиной троса – буйрепа. При отсутствии томбуя водный парашют может погрузиться глубже, особенно, если каркас его выполнен из массивного прутка. И самое значительное влияние на скорость дрейфующей лодки оказывает размер плавучего якоря. И это понятно. Чем больше площадь раскрытого в воде полотна парашюта, тем больше и его сопротивление.
Как использовать масло?
Масло периодически льется с наветренного борта. С того же края подвешивается смоченная в нем швабра.
Есть и другой способ, более экономный. В мешке из парусины или же банке из металла делаются отверстия, в которые закладывается раскрошенная пробка, ветошь или пенька. Внутрь заливается масло. Затем емкость закрывается, мешок завязывается, крепится к якорному канату и травится.
Также через плавучий якорь продевается линь, чтобы оба конца были на судне. Затем к линю крепится мешок или банка. Их надо передвигать к якорю на расстоянии нескольких метров от него. Опустевший мешок или банка вытаскивается на судно и вновь заполняется маслом. Для линя на плавучем якоре рекомендуется запастись блоком. Мешок или банка подвешиваются к канату для якоря в качестве поплавка на такой высоте, чтобы они смогли достать до волны. Масло, вытекая из банки или мешка, покрывает водную гладь пленкой.
Способы применения плавучих якорей
Данные взяты из ежегодного журнала RORC 1999. Материалы довольно интересны, поскольку в отечественной литературе способы применения плавучих якорей изложены в общих чертах и не дают полного ответа о целесообразности их применения в условиях штормовой погоды. Советскими специалистами вскользь отмечалось лишь то, что они применяются для иол.
Досконально плавучий якорь рассмотрен в труде К. Адларда Колса «Под парусом в шторм». Автор отмечает, что дрейф, создаваемый устройством, эффективнее уменьшает снос в ветреную погоду (размер яхты должен соответствовать размеру устройства).
Главная опасность заключена в том, что при рыскании яхта может повернуться лагом к волне и перевернуться. Рыскание вызывает нагрузку на якорь и канат. При заднем ходе судна руль его может сломаться. Становится ясным, что при использовании приспособления на современной яхте с коротким килем судно должно быть поставлено парусом на корму для сохранения направления на плавучий якорь. Это обеспечит сохранность плавсредства.
Подходит плавучий якорь для лодки, шлюпки и ахтерштага. Однако выносливость бизани на ахтерштаге имеет предел. Поэтому, по мнению Колса, применение плавучего якоря не всегда оправдано. При условии, что удержании яхты на ветру будет оптимальным, а нагрузка на руль сниженной, яхта станет находиться словно привязанной к корме. Она не будет качаться, что может вызвать ее заливание. Яхта подставит воде кокпит.
Следует отметить, что все заключения автора относятся к середине прошлого столетия. За прошедшие годы модификация яхт претерпела сильные изменения, и кокпиты стали сами сливать воду. Изменение конструкции позволило взглянуть на проблему использования таких якорей по-новому. Сегодня подобное устройство советуется иметь любому яхтсмену, который выходит в открытое море.
Где взять?
Рассматриваемая снасть уступает по популярности фидеру, нахлысту и спиннингу, поэтому крупные производители рыболовных товаров не производят корабликов. Но зато есть множество умельцев, которые делают кораблики собственноручно, и продают их через интернет и обычные магазины. Так что, если вы хотите попробовать половить голавля, жереха или язя на эту необычную снасть, можете без проблем приобрести «санки». Сейчас реверсивный кораблик стоит от 1000 до 2500 рублей.
Конструкция “кораблика”
Если вы любите работать руками, умеете читать чертежи, можно смастерить кораблик для рыбалки своими руками. Для этого не нужны дорогостоящие материалы и специальные инструменты. Все, что нужно для изготовления, есть у каждого.
Как устроен плавучий якорь?
Основу изделия составляет плотная ткань. Плавучий якорь, фото которого представлено ниже, сделан из парусины.
Как правило, приспособление обладает формой конуса или же пирамиды, основание которой раскрыто. Последнее крепится посредством обруча из металла или же крестовидных балок. К нему подсоединены четыре стропы, при помощи которых происходит крепление к якорному канату.
К вершине конуса прикреплен оттягивающий трос, который тянет якорь. У приспособления имеется буек, применяемый для спуска и подъема устройства. Также по буйку можно определить, где находится изделие.
Оборудование корпуса лодки
Стенки швертового колодца выпиливают из остатков фанерных обрезков. На каждую стенку с внешней стороны эпоксидным клеем приклеивают по две планки, а между стенками по краям колодца вклеивают бруски, которые, слегка выступая снизу, образуют шипы по размерам щели в днище.
Из доски размером 1100x250x20 мм делают среднюю банку. В центре её, на 1/4 ширины банки вырезается выемка по размерам короба швертового колодца. Благодаря соединению с банкой, швертовый колодец получит дополнительную опору и станет прочнее. Своими концами доска банки опирается на прикреплённые к бортам швертбота рейки.
В корпус устанавливают шпангоут, который добавляет лодке прочности и жёсткости.
По верхнему борту на клее и шурупах прикрепляют привальный брус. Если длина заготовки недостаточна, то её можно нарастить, соединив две части «на ус». Сухой брус трудно изогнуть надлежащим образом вдоль борта (особенно в районе носа). Поступайте следующим образом: в месте изгиба обмотайте заготовку тряпками и поливайте кипятком из чайника.
Через некоторое время брус в этом месте станет гибким, и будет совсем нетрудно изогнуть его так, как необходимо. Перед креплением с наружной стороны борта к привальному брусу на клее устанавливаются дистанционные проставки. Кроме защиты бортов, установленные на клее и шурупах планшири вместе с накладками с внутренней стороны бортов придают корпусу необходимую прочность и жёсткость.
После застывания клея на привальном брусе его тщательно зачищают. В носу и по углам кормы на него ставят на шурупах фанерные кницы.
К форштевню на шурупах (можно и на гвоздях) прикрепляют деревянную накладку, которой придают обтекаемую полукруглую форму.
Отдельно из обрезков тонкой доски и фанеры собирают узел крепления мачты, который устанавливают в носовой части корпуса. При установке швертового колодца над щелью в днище под него подкладывают кусок ткани, пропитанный эпоксидной смолой, после чего шурупами притягивают колодец. Выступающие через щель брусья короба колодца обрезают заподлицо с обшивкой днища.
В корме вплотную к транцу на высоте около 150 мм на шурупах и клее по бортам закрепляют две рейки, на которых будет лежать кормовая банка. Хотя в конструкции французской лодки её не предусмотрено, но лучше её сделать. Во время плавания в корпусе всегда появляется вода, а сидеть в намокшей одежде на днище не очень приятно. К тому же под кормовую банку (и в носовой части тоже) помещают бруски из пенопласта, которые в аварийном случае обеспечат непотопляемость судна.
Наверняка вы захотите походить в этой лодке на вёслах. А как иначе подойти к берегу в полный штиль? Остаётся поставить уключины. На этом оборудование корпуса заканчивается.
Перед окончательной оклейкой лодки стеклотканью снаружи и изнутри её следует тщательно зачистить, убрав все шероховатости и подтёки смолы, иначе ваше изделие будет иметь неаккуратный вид.
Рис. 2. Парусное вооружение лодки, шверт и руль:
1 — плоский раскрой паруса; 2 — шверт; 3 — румпель; 4 — мачта; 5 — реи (гик и верхний реек); 6 — навеска руля на транец (а — петли, закрепляемые снаружи на верхнем и нижнем брусках обвязки транца; б — шкворень; в — скоба, закрепляемая на пере руля); 7 — перо руля.
Ссылка по теме: Детская лодка своими руками – как сделать, чертежи и фото
Виды якорей для лодки ПВХ своими руками — чертежи фото
Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем. Наличие якоря поспособствует решению многих задач. В связи с этим не следует недооценивать наличие якоря, тем более, что сделать его самому не так уж и сложно. Самыми популярными на сегодняшний день являются следующие конструкции:
- якорь Холла;
- якорь-кошка;
- якорь-Курбатова;
- устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
- якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.
Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.
Простая модель разборного якоря
Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:
- металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
- одну гайку и одну втулку;
- четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
- два кольца из метала;
- два килограмма свинца.
Сборка:
К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.
Сварной якорь Курбатова
Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:
- прут из стали;
- стальная проволока;
- металлические отрезки.
Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.
Якорь-кошка
Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.
Пирамидальный якорь
Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции. Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.
Реверсивная модель
Пытаясь усовершенствовать древнюю снасть, народные умельцы стали менять конструктивные особенности кораблика, добавляя новые элементы и наработки. В результате они изобрели что-то более функциональное, мощное и эффективное. Современный модернизированный вариант включает в себя:
- Ведущую доску.
- Основной поплавок.
- Пластичные пружины.
- Специальный механизм для переключения и ограничения скорости движения.
- Буксирную леску.
- Мушки.
Наличие пружин обеспечивает своеобразную амортизацию, сглаживающую сильные рывки агрессивной добычи при интенсивных поклевках. Роль поплавка заключается в оповещении рыболова о случившейся поклевке, а также в улучшении устойчивости изделия. Предохранительную скобу используют для предотвращения частых перехлестываний лески с элементами управления. Изменение курса движений снасти осуществляется специальным переключающим элементом.
Создается модернизированный кораблик по следующей технологии:
- В качестве основного сырья используется хорошо просушенная древесина, которой придают соответствующую форму. На нижнем торце изделия фиксируется редан, который не разрешает снасти выплывать на поверхность.
- Затем заготовку тщательно обрабатывают олифой и водостойкой краской на масляной основе. Часть, которая находится под водой, должна иметь голубой оттенок, а надводная — белый.
- Для фиксации свинцовых грузов посередине доски проделывают 8-миллиметровые отверстия, а в верхней торцовой части между пружинами фиксируется пробковая полоска.
- Для изготовления пружин можно использовать полосы нержавейки.
- В качестве поплавка берется пенопластовая заготовка. Сам элемент размещается на деревянной основе возле переключателей и пружин.
- Предохранительную скобу создают на основе медной проволоки. Ее толщина составляет 2 мм.
Самодельные пружины нужно выгнуть таким образом, чтобы в процессе эксплуатации переключатель направления поднимался над ватерлинией на высоту подводной части поплавка.
Такой вариант может перемещаться и от берега, и в противоположном направлении, что делает его более функциональным. В свою очередь, простые модели движутся только в одну точку, не меняя курс.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».
Не допускается эксплуатация судна:
- с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
- в темное время суток;
- во время грозы;
- при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
- лицами не умеющими плавать.
Нельзя также выходить на воду без:
- одетых на экипаж спасательных жилетов;
- наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.
Перед спуском на воду необходимо проверить:
- правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
- правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.
Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:
- повреждения поплавка баллона;
- приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
- усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
- при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
- при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.
Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.