Племенные союзы — это уникальный исторический феномен. о роли и специфике таких образований

Содержание материала

Образование восточнославянских племенных союзов, их структура и принципы

Начало образования племенных союзов относится к шестому веку. Происходило это путем консолидации нескольких мелких племен (от ста до двухсот), одно из которых было главенствующим. Название последнего становилось таковым и для всего восточнославянского племенного союза.

Они базировались на двух основных принципах: не только на родовом (как пережиток родовой общины), но и на территориально-политическом. Восточнославянский племенной союз – это некий исторический феномен. Каждый из них имел свое название, свою географическую зону (территорию), традиции и обычаи, некоторые внутренние законы, а также особенности в проведении обрядов и верований. Интересен и языковой факт. Да, язык у всех восточных славян был один. Однако в каждом племенном союзе имелись свои характерные черты и диалекты.

Что касается политического строя восточнославянских племенных союзов, то он был достаточно организован. Во-первых, на каждой из территорий были свои города. Во-вторых, было что-то наподобие столицы племенного союза. Город-столица был местом, где проводились народные собрания, а также религиозные мероприятия. В-третьих, была в союзе и княжеская власть (надплеменная), переходившая от отца к сыну. Вместе с князем контролировало жизнь племенного союза и вече. Каждое племя, входившее в союз, имело своего старейшину.

У племенных союзов, на самом деле, была и своя цель – защита от общего внешнего врага. Ведь отдельному племени было бы не под силу бороться с ним. Как известно, соседей у восточных славян было много и не со всеми из них они состояли в дружеских отношениях. Чтобы защита была наиболее эффективной, у князя была своя дружина.

Всего к восьмому-девятому векам было около пятнадцати племенных союзов восточных славян. Столько же их перечисляет летописец Нестор в «Повести временных лет», называя их племенными княжениями. Условно из можно подразделить на несколько групп в зависимости от территории проживания:

  • Северные восточнославянские племенные союзы: ильменские словене (столица – Новгород), кривичи (Смоленск), полочане (Полотск).
  • Центральные восточнославянские племенные союзы: дреговичи, радимичи, вятичи.
  • Западные восточнославянские племенные союзы: волыняне белые хорваты, бужане.
  • Южные восточнославянские племенные союзы: древляне (Искоростень), дулебы, поляне (главный город – Киев), северяне, уличи, тиверцы.

Характерной чертой всех союзов была их непосредственная близость к определенным крупным водоемам (озерам или рекам). И это очень типично для всех ранних народов, ведь вода – источник жизни.

Таким образом, племенные союзы восточных славян (или племенные княжения) были примитивными субъектами будущего государства. Оставалось лишь объединить их под одним началом, под одной властью. Это, собственно, и было сделано. Было образовано Древнерусское государство (Киевская Русь). Но нужно отдать должное нашим предкам – восточным славянам, которые сами смогли объединить свои многочисленные разрозненные племена в союзы. Это стало одной из важнейших предпосылок к зарождению государственности. Ведь единство и объединение – это сила!

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Расселение

На момент Великого переселения народов (II-VI вв.) славянские народы охватили значительную часть Европы. Спустя некоторое время произошло их разделение на 3 общности – венеды, склавины, анты (западные, южные, восточные славяне).

Западные
  • Чехи
  • Словаки
  • Поляки
  • Кашубы
  • Лужицкие сербы
Южные
  • Болгары
  • Сербы
  • Хорваты
  • Словенцы
  • Боснийцы
  • Черногорцы
  • Македонцы
Восточные
  • Русские
  • Белорусы
  • Украинцы

Археологические и лингвистические исследования указывают на продвижение восточнославянских племен на восток Европейской территории изначально в район Ильмень озера. Затем на юге – до Причерноморских степей, на западе – до Карпат, на востоке – до Волги. Нестор повествует о 13 восточнославянских племенных союзах, сведения о расселении которых подтвердились археологическими изысканиями:Вначале готы давили антов, но спустя некоторое время последние создали военно-политические союзы, объединившись в агрессивное воинствующее племя, нацеленное на захват соседствующих земель. Так, в IV-V вв. началось формирование новой этнокультурной общности, с конца V в занимающей северо-восточную, южную, западную части Европы.

Племя

Территория

Поляне

Поля Среднего Поднепровья

Древляне

Дремучие леса северо-западнее Среднего Поднепровья

Северяне

По рекам Десна, Сула, Северский Донец

Дреговичи

Между Припятью и Западной Двиной

Полочане

Бассейн реки Полоты (приток Западной Двины)

Кривичи

Верховья Волги и Днепра

Радимичи

На реке Соже (приток Днепра)

Вятичи

На реке Оке

Ильменские словене

На севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов

Бужане/дулебы/волыняни

Верховья реки Буг

Белые хорваты

Прикарпатье

Уличи

Междуречье Южного Буга и Днестра

Тиверцы

Междуречье Днестра и Прута

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались «тенью» крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Кто такие восточные славяне?

Происхождение и расселение восточных славян невозможно изучать, не зная ответа на вопрос о том, что это за племена, где жили и чем занимались? Это группа племен, образовавшаяся между II и IV вв. н.э. в междуречье Днестра и Днепра.Территория расселения славян изначально пролегала между реками Висла и Днепр, но к указанному периоду времени началось Великое переселение народов, результатом которого стало постепенное вытеснение славян с занимаемых ими земель и разделение их на:

  • западных;
  • южных;
  • восточных.

Ввиду отсутствия письменности, как таковой, о ранней истории существования и причинах расселения славян в Европе известно немного.

Территория расселения восточных славян  

Религиозные верования славян

Расселение племен славян едва ли отразилось на их верованиях. Восточные славяне были глубоко религиозны, но понятие о богах появилось у них не сразу. Язычеству или поклонению множеству богов предшествовало поклонение предкам и духам. Культ предков был тесным образом связан с родовым строем. Поэтому, отношение к ним было подобающим.

Для живущих в тесных рамках патриархальной семьи было важно чувствовать поддержку не только живых, но и умерших родственников. Душа умершего должна была охранять покой живых. Славяне верили в то, что душа скончавшегося старейшего члена семьи становится домашним духом

Так появилась вера в домовых. Домашнему духу приносили подношения (жертву) в виде пищи (молоко, хлеб, фрукты).

История расселения славян пестрит войнами, набегами и борьбой за власть, но память народа сохранила с той поры не только это, но и множество замечательных мифов и легенд.. Так, славяне верили, что в реке жили русалки и водяные, в лесах лешие и кикиморы, в поле обитал дух поля – полевик. Он появлялся в своих владениях ровно в полдень. Чтобы избежать с ним встречи славяне делали перерыв в работе и предпочитали на поле именно в это время не ходить. Духи в большинстве своем были враждебными, но никогда не трогали человека, принесшего им жертву. Отправляясь в лес, славяне оставляли еду для духа леса, рыбача, не забывали порадовать духа реки.

Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

                              Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

                                                               памятник основателям Киева

 По преданию,   князь  Кий  совершил  путешествие  в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

 С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

                                                                            древний Новгород

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

                                                                         княжеская дружина                      

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Это интересно: 1674,Расселение славян-радимичей на восток — распишем по пунктам

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Учебник Истории РоссииОбщая тетрадь1 тонкая тетрадь для контрольных и практических работДля экзамена: справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. П. А. Баранова

Слайд 2

Текст слайда:

Домашнее задание:

Учебник по истории России пар. 2, записи в тетради выучить, вопросы после параграфа устно

Слайд 3

Текст слайда:

ВСПОМНИМ

5 класс

6 класс

7-8 класс

9 класс

10 к л а с с

11 класс

Слайд 4

Текст слайда:

Тема 1. Восточнославянские племена и их соседи

Слайд 5

Текст слайда:

«…Это повести минувших лет, Откуда пошла русская земля,Кто в Киеве первым начал княжить,И с коих пор известна русская земля…»(летопись «Повесть временных лет» XII век)

Летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Слайд 6

Текст слайда:

1. Предки славян

Индоевропейцы – древнее население территории Европы и Азии, дали начало многим европейским и азиатским народам. 
Восточная Западноевропейская Славянская Балтская группа (англичане, французы, (литовцы, латыши) (армяне, индийцы, германцы и др.) иранцы, таджики)  СЛАВЯНЕ  
Восточные Западные Южные (русские, украинцы, белорусы) (чехи, сербы, словаки) (румыны, болгары)  

Слайд 7

Текст слайда:

Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. Б.А. Рыбаков

«Дунайская» (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский)«Прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)

Слайд 8

Текст слайда:

3. Восточнославянские племена и их соседи в VIII-IX вв.

Слайд 9

Слайд 10

Текст слайда:

Восточнославянские племена и их соседи

Места расселения восточных славян (справка)

Слайд 11

Текст слайда:

Восточнославянские племена и их соседи

Соседи восточных славян (справка)

Слайд 12

Текст слайда:

5. Хозяйство (занятия) восточных славян

Занятия восточных славян (справка)

Слайд 13

Текст слайда:

Родоваяобщина

Соседскаяобщина

Коллектив родственников, владеющих всеми угодьями сообща.

Община, состоящая из больших патриархальных семей, объединённых между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающимися результатами своего труда.

Племена

Союзы племен

Слайд 14

Текст слайда:

Племенной вождь КнязьВоевода (предводитель войска)Воины-дружинникиПлеменная знать (главы родов, советники князя, будущие бояре)Смерды, люди (свободные)Челядь, холопы (зависимые люди)Рабы (пленные)

Слайд 15

Текст слайда:

6. Общественный строй восточных славян

Вече – собрания общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор предводителей – военных вождей.

Военная демократия

Слайд 16

Текст слайда:

7. Религия (верования) восточных славян

Религия восточных славян (справка)

Слайд 17

Текст слайда:

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Даждьбог

Род

Сварог

Стрибог

Боги восточных славян (справка)

Слайд 18

Текст слайда:

Хорс

Перун

Макошь

Велес

Лада

Слайд 19

Текст слайда:

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Торговый путь из варяг в греки

От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.

Слайд 20

Текст слайда:

Восточнославянские племена и их соседи

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к названиям восточнославянских племен.1) вятичи 2) балты 3) кривичи 4) ильменские словене 5) древляне 6) тиверцы

Слайд 21

Текст слайда:

Восточнославянские племена и их соседи

2. Напишите пропущенное словосочетание. На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временых лет» назвала «путь

Из варяг в греки

Слайд 22

Текст слайда:

Восточнославянские племена и их соседи

3. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь.

«Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».

тюрки-кочевники 3) славяне норманны 4) волжские булгары

Слайд 23

Текст слайда:

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

4. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства.

1

5

2

3

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» – по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян – кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, Западной Двины и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, пришли территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Община (вервь) — жители нескольких славянских посёлков, объединённых для совместной обработки земли

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI—VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам для сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг). Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Основные племена восточных славян. Племенные союзы

Великое расселение народов на территории Восточной Европы завершилось примерно к VIII-XI столетию. К этому моменту племена обособились и стали занимать определенные области, за которые велись бесконечные войны.

Словене (ильменские)

Племя словен обосновалось в окрестностях озера Ильмень и в верхнем течении р. Мологи. Родоначальниками их считают Словена и Руса, которые, согласно древней летописи, основали Новгород и Русу задолго до нашей эры. Впоследствии словенами правил легендарный князь Вандал, а сыновья его (Владимир, Избор и Столпосвят) княжили соответственно во Владимире, Изборске и Столпосвятове (Осташкове).

Кривичи

Кривичи – одно из крупнейших восточнославянских объединений, занимавшее территории в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Они занимались земледелием, животноводством, ремеслами. Самыми крупными городами кривичей были Полоцк и Смоленск. Согласно О.Н. Трубачеву, известному лингвисту-слависту, группа кривичей населяла также греческий остров Пелопоннес.

По одной из версий название племени происходит от родоначальника Крива, по другой – от слова «кровный», то есть близкий по крови.

Дреговичи

Дреговичи расселялись по территории современной Белоруссии с юга на север, двигаясь к р. Неман. Постепенно они заняли Гомельскую, Брестскую, Минскую и Гродненскую области. Название племени происходит от балтского «дрегува», что значит «трясина, болото». Археологическими памятниками дреговичей являются курганы с захоронениями и небольшие городища. Отличительной особенностью этого союза племен являются крупные железные бусы, выполненные зернью.

Радимичи

Это славянское племя пришло с ляшских земель и заняло территорию в междуречье верховьев Днепра и Десны, по течению реки Сож. Радимичи ведут свою историю от вождя Радима. У племени было свое достаточно большое войско, что позволяло им сохранять независимость вплоть до второй половины X столетия.

Вятичи

Восточнославянский племенной союз вятичей населял бассейн Средней и Верхней Оки. На юго-западе граница их владений проходила по водоразделу Десны и Оки. Земли вятичей охватывали такие современные области, как:

  • Московская;
  • Брянская;
  • Рязанская;
  • Калужская;
  • Орловская;
  • Смоленская;
  • Липецкая;
  • Воронежская;
  • Тульская.

Как и в случае с радимичами, вятичи получили свое название по имени вождя Вячеслава (Вятко).

Северяне

Славянский союз северян занимал территории вдоль Десны и Сейма. Главный город – Чернигов. Северяне отличались от прочих славян строением черепа. У них были длинные и узкие лица с сильно выступающим носом, кости были более тонкими.

Древляне

Племя древлян обитало в украинском Полесье (современная Житомирская и часть Киевской области). С востока их владения ограничивались Днепром, с севера – Припятью. Главным городом древлян был Искоростень, позже – Овруч.

Согласно «Повести временных лет», древляне слыли диким и варварским народом: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Волыняне (бужане, дулебы)

Бужане жили в верховьях Западного Буга, оттуда и происходит их название. С конца XI столетия племя стали называть волынянами по местности Волынь – исторической обрасти, образованной на северо-западе современной Украины.

Поляне

Самым многочисленным восточнославянским племенем были поляне. Они занимали территории в среднем течении Днепра на правой его стороне. Сердцем полянской земли стал Киев, другими крупными поселениями были Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Треполь, Василев, Звенигород.

Со слов летописца Нестора поляне резко отличались от других славянских племен по уровню нравственности и по общественному укладу: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».

Уличи

Уличи (угличи) занимали территории в низовьях Днепра и Южного Буга, а также Черноморское побережье. В IX столетии насчитывалось 318 угличских общин. Главным городом был Пересечень. Племя называли также лютичи, то есть «злые, лютые, жестокие».

Тиверцы

Восточнославянское племя тиверцев населяло земли между Днестром и Прутом, а также Буржакское побережье Черного моря. В наши дни это территории современной Молдавии и Украины. Название свое они получили от слова «Тирас», так греки именовали Днестр.

Белые хорваты

Белохорваты жили в окрестностях Карпатских гор, на территории современной Западной Украины. Отличительной особенностью племени были перстнеобразные кольца с вывернутыми концами.