Лодочный мотор «вихрь»: предназначение, конструкционные особенности и стоимость

Содержание материала

Лодочный мотор Вихрь 25 2-х тактный

Вихрь 25 – высокопроизводительный лодочный мотор, один из самых массовых на отечественном рынке. Данная модель занимает лидирующие позиции в бюджетной ценовой категории, поскольку в этом сегменте ей нет равных в плане мощности. Не смотря на тот факт, что мотор разработан еще в СССР, многие технические решения модифицированы под современные требования. Улучшились показатели экономичности и экологичности, повысилось удобство управления, появились дополнительные функции, а дизайн остался таким же классическим. Отзывы покупателей подтверждают, что у Вихря 25 до сих пор гораздо больше преимуществ, нежели недостатков. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Также выделим технические особенности модели и рассмотрим отзывы покупателей об этом моторе.

Обкатка

Владелец мотора Вихрь 30 должен соблюдать все указания производителя, чтобы обеспечить двигателю долгий срок службы. Среди заводских рекомендаций надо отметить своевременное обслуживание согласно регламенту. В период гарантии запрещено самостоятельно вскрывать редуктор и карбюратор, иначе мотор снимут с гарантии. Помимо регулярного обслуживания, Вихрь 30, как и любой лодочный мотор, должен пройти серию обкаточных испытаний. Данная процедура выполняется всего один раз, причем уже на первом этапе эксплуатации. В процессе обкатки детали мотора адаптируются к местным условиям. Двигатель работает на пределе своих возможностей, в режиме максимальных и низких оборотов. В процессе обкатки очень важна переменная нагрузка, чтобы мотор адаптировался к любым условиям. Получить ожидаемый эффект от обкатки можно, соблюдая все этапы данной процедуры. На выполнение обкатки уходит 10 часов. Перед обкаткой производитель рекомендует проверить состояние всех рабочих и подвижных органов мотора, в том числе переключателей на румпеле

При этом особенную важность имеет система охлаждения, источником которой выступает вода. Она должна выходить в виде фонтанирующей струи (при включенном моторе)

Струя будет выходить из специального отверстия в системе – этот признак свидетельствует о том, что система исправна.

Масло заливают в редуктор при установке мотора в вертикальное положение. Все масляные жидкости подбираются в соответствии с заводскими параметрами вязкости и допуска. К тому же, масло должно соответствовать стандарту TCW-3.

Для приготовления топлива понадобится масло и бензин в пропорции 50:1. Нам понадобится много топливной смеси, которой должно хватить на все 10 часов обкатки.

Такие мощные моторы обкатывают в условиях, максимально приближенных к реальным. Иными словами, 30-сильный двигатель обкатывать в бочке запрещается. Под реальными условиями можно понимать любой водоем с неограниченным пространством. В реке или озере можно раскрыть весь потенциал мотора, заставить работать его на пределе, и при этом не опасаться за перегрев деталей.

Приступаем к обкатке

  1. Включаем мотор, доводим обороты до холостого режима. После прогрева мотора можно начинать движение
  2. Обороты надо увеличивать постепенно, каждый час примерно на 5-10 процентов. В итоге за восемь-девять часов производительность мотора должна составить 80-90%. Повышение мощности до 100 процентов допускается, но время работы двигателя в таком режиме будет ограничено возможностями системы охлаждения
  3. Чтобы избежать перегрева, необходимо периодически опускать обороты. Это нужно делать на протяжении всей обкатки. Это позволит повысить надежность, предотвратить перегрев, и тем самым создать условия для обкатки деталей. В этом и заключается смысл обкатки, чтобы мотор работал во всем диапазоне оборотов
  4. В режиме переменной нагрузки двигаемся в течение 10 часов, после чего можно выключить зажигание, предварительно остудив мотор на холостом ходу
  5. Слить отработанный материал, выполнить технический осмотр изделия. Обкатка завершена.

Преимущества и недостатки мотора

Рассмотрим достоинства и недостатки лодочного мотора класс «Вихрь30». Показатели, которые являются его положительными отличиями:

  • антикоррозийное покрытие подводной части двигателя позволяет использовать его как в пресной, так и морской соленой воде;
  • значительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными по кассу импортными агрегатами;
  • высокая мощность, позволяющая передвигать плавательные средства по воде со скоростью до 60 км/ч.;
  • недорогой ремонт и наличие любых запчастей для его восстановления;
  • повышенный литраж топливного бака (22 литра);
  • возможность использования бензина любых марок.

К недостаткам лодочного мотора «Вихрь30» можно отнести:

  1. Повышенную шумность.
  2. Большое гидравлическое сопротивление подводной части двигателя.
  3. Ограниченный срок работы подшипников в редукторе.
  4. Высокий расход топлива.
  5. Нестандартное крепление гребного винта, которое не имеет аналога для его замены.
  6. Трудную регулировку карбюратора.
  7. Низкий уровень КПД гребного винта и редуктора.

Двухтактные моторы «Парус»

Оптимальное соотношение характеристик, веса и эксплуатационных возможностей, являются основными факторами популярности данной марки на отечественном рынке.

Характеристики самых ходовых моделей представлены ниже.

«Парус Т2 S»

Представленный лодочный двигатель обладает следующими характеристиками:

  • мощность – 2 л. с;
  • объем – 50 куб. см;
  • вместимость бака – 1,2 л;
  • запуск – ручной с румпелем;
  • масса – 9,8 кг.;

«Парус Т-3,5»

Характеристики:

  • объем топливного резервуара – 0, 9л;
  • мощность – 3,5 л. с;
  • масса – 10 кг;
  • система питания – одноцилиндровая карбюраторная;
  • запуск – ручной с румпелем;

«Парус Т-60»

Характеристики:

  • бак для топлива – 24 литра, выносного типа;
  • вес – 104 кг;
  • запуск – ручной, румпель;
  • охлаждение – водяное;
  • количество цилиндров – 3 шт;

«Парус Т-5»

Характеристики:

  • объем – 102 куб. см;
  • емкость бака – 3,1 л;
  • масса – 21 кг;
  • тип запуска – ручной с румпелем;
  • мощность – 5 сил лошадиных.

Положительные черты представленных моделей заключаются в том, что они просты в эксплуатации и обслуживании. Их легко монтировать и транспортировать. Также, ассортимент лодочных двигателей этой марки, позволяет подобрать мотор легкого либо среднего класса, в зависимости от плавающего средства.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Двигатели “Вихрь” и “Нара”

“Вихрь”

История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.

Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:

  1. Ручной запуск с помощью румпеля.
  2. Вместимость топливного бака – 22 литра.
  3. Модернизированная система газораспределения.
  4. Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
  5. Вес изделия – 49 кг.
  6. Усовершенствованная система зажигания.

“Нара”

Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:

  • мощность – 4,7 л. с.;
  • масса – 15 кг.;
  • обороты – до 3600 об/мин.;
  • вместимость бака – 1 л.;

Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.

Модель «Вихрь-32» (первое исполнение)

В данном случае двигатель используется двухтактного типа. Всего в нем можно насчитать два поршня диаметром по 58 мм. Степень сжатия указанной модели находится на уровне 8.5. Рабочий объем лодочного мотора равняется ровно 500 куб. см. Система энергоснабжения у представленного экземпляра способна похвастаться двойной изоляцией.

«>

Дополнительные упоры для установки лодочного мотора имеются. В целом частота вращения коленчатого вала максимум способна достигать 5100 оборотов в минуту. Все это, в конечном счете, дает владельцу хорошую производительность. Свечи у представленного устройства применяются серии «СИ13». Показатель прерывания находится на уровне 0.3. Дополнительно следует отметить, что опережение зажигания максимум способно достигать 30 градусов. В качестве топлива чаще всего используется бензин марки «А-72». Масло производители рекомендуют использовать «ТАП-5В».

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции. Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» — ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую. Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя. В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу. При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах. Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Маховики

На моторах «Вихрь» и первых выпусках моторов «Вихрь-М» устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора «Вихрь» этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора «Вихрь-М» -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у «Вихря» — 38°, а у «Вихря-М» — 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор «Вихрь» можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на » Вихрь-М» — 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 — на 18°.

На моторы «Вихрь-М» и «-30», оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На «Вихрь-М» и «Вихрь-30», оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

Дополнительная информация

Из основных особенностей, на Вихре-30 недостаточно большие каналы для охлаждения, как следствие, при изношеной помпе мотор периодически перегревается, что ведет к сокращению ресурса двигателя.

При форсировке Вихря-30, можно достичь частоты вращения 8500 — 9000 об/мин в течение 30 секунд при использовании со скоростным винтом шагом 282 мм, но при этом сильно рвет гильзы в районе выхлопных окон, что в конечном итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Чтоб хорошо форсировать двигатель, нужно избавиться от выхлопных окон, оставить как есть впускные окна, доработав напильником и наждачной бумагой продувочные каналы, введя в конструкцию ГБЦ с ГРМ, с парой выпускных клапанов на каждый цилиндр, можно снизить шумность и увеличить мощность.


Памятник мотору «Вихрь»

На Беломорской биологической станции Зоологического института РАН у мыса Картеш установлен памятник мотору. Табличка на небольшом бетонном обелиске гласит: «Мотору „Вихрь“ — с любовью и ненавистью».

Преимущества

  • Проверенная двухтактная компоновка, большой ресурс двигателя и комплектующие высокой прочности.
  • Подводная часть изготовлена из материалов, устойчивых к коррозии, что позволило разработчикам адаптировать технику к пресным и соленым морским водам.
  • Адаптация для мелководья и различных водоемов с разной жесткостью воды, высокая приспособленность к российским климатическим условиям.
  • Двигатель запускается вручную, однако для быстрого запуска предусмотрено электронное зажигание.
  • Гребной трехлопастной винт входит в базовую комплектацию.
  • Румпельное управление с внятными и понятными переключателями, которые находятся под рукой.
  • Простота установки и демонтажа, удобство переноски и перевозки благодаря небольшой массе и компактным габаритам.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.

Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.

Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.

Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить — какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя («полный газ»). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на «полном газу». Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример: Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин. Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин. Показания тахометра = 4800 об./мин. Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое — для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт. Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.