Содержание материала
Первые король и королева Афганистана
Десятый эмир и первый король Афганистана Аманулла провозгласил полную независимость страны ровно столетие назад, в 1919-м году. Он сразу же стал известен своими реформами, направленными на модернизацию (справедливости ради, аналогичный курс тогда был взят во многих мусульманских странах). В частности, Аманулла уравнял женщин в правах с мужчинами, отменил ограничения на одежду, создал школы с совместным обучением для мальчиков и девочек. Его супруга, королева Сорайя Тарзи, происходила из семьи известного афганского писателя и общественного деятеля Махмуд-бека Тарзи, получила прекрасное домашнее образование и отличалась скорее европейскими, чем традиционно афганскими взглядами на роль женщины в обществе. Она стала открыто появляться с мужем на приёмах и заседаниях кабинета министров, посещала раненых в госпиталях, присутствовала на военных парадах — с согласия и одобрения Амануллы-хана. В иностранных поездках королева Сорайя носила европейскую одежду, пренебрегая чадрой, а самая известная фотография и вовсе изображает её в европейском вечернем платье десятых годов прошлого века, с полностью открытыми руками и глубоким декольте. 2 октября 1928 года на заседании Государственного совета король Аманулла публично снял чадру с Сорайи и предложил всем женщинам последовать её примеру. Этот поступок, как и фото королевы из западных СМИ, использовали в агитации против падишаха клерикальные круги, что привело к восстанию против короля Амануллы и его отречению от власти. Остаток жизни королевская чета прожила в изгнании.
Первые король и королева Афганистана
Не будем утверждать, что мода повернула колесо истории. Вероятно, куда большую роль в печальной истории первого афганского монарха сыграли налоги. Но, к сожалению, гардероб королевы дал серьёзный козырь политическим противникам короля Амануллы.
Многие реформы Амануллы были предсказуемо отменены после его отречения. Однако спустя несколько лет к власти пришёл Мохаммад Захир-шах, который неторопливо и последовательно взял аналогичный курс. Как легко предположить, это коснулось и моды.
Коронация Захир-шаха состоялась в 1933 году. Ему было суждено исключительно долгое (особенно по афганским меркам) сорокалетнее правление. Пусть не так радикально, как король Аманулла, но всё же он продолжил курс на эмансипацию женщин. Хумайра Бегум, супруга нового монарха, также была феминисткой, одной из основательниц женского движения в Афганистане. В 1959 году она, как и королева Сорайя до неё, появилась на публике без чадры. На одной из фотографий она запечатлена с непокрытой головой, в длинном, но европейского фасона платье, открывающем руки до локтей, шею и ключицы.
Захир-шах и его жена Хумайра Бегум
Неудивительно, что при Захир-шахе афганская мода, особенно в городах стала всё больше напоминать европейскую. Фото- и видеохроника Афганистана 50-60-х гг. прошлого века запечатлела студенток в мини-юбках и коротких платьях, с головами, прикрытыми лёгкими платками, или вовсе без них, с европейскими короткими стрижками. В 1969-м году известнейшее модное издание “Vogue” открыло миру афганского дизайнера Сафию Тарзи, сочетавшую в своём творчестве восточные и западные силуэты и, пожалуй, не посрамившую бы ни один европейский модный показ.
Но интересна и обратная тенденция. За несколько лет до того, как в Афганистане начались разрушительные гражданские войны, на Западе набрало силу движение хиппи — и в то самое время, когда афганские студентки стригли волосы и наряжались в строгие, скроенные по фигуре платья, западные «дети цветов» отпускали волосы и открывали для себя удивительную афганскую вышивку и ювелирные украшения. Однако если хиппи и добились каких-то успехов в своих антивоенных выступлениях (как знать, может быть, без «детей цветов» всё было бы намного хуже?), то не на территории Афганистана.
Следующими афганскими «модными законодателями» (если такое наименование уместно в этом контексте) стали моджахеды.
Процветание
Еще Нелли Жданова в 1991-м продемонстрировала, что забранные близ реактора ЧАЭС грибы тянутся в направлении источника радиации и лучше растут в ее присутствии. В 2007-м эти результаты удалось развить работающим в США биологам Артуро Касадевалу и Екатерине Дадачовой. Ученые показали, что под действием излучения, в сотни раз превышающего естественный фон, черные меланизированные грибы (Cladosporium sphaerospermum, Wangiella dermatitidis и Cryptococcus neoformans) втрое интенсивнее усваивают углерод из питательной среды. При этом мутантные грибы-альбиносы, неспособные производить меланин, излучение переносили легко, но росли обычными темпами.
Стоит сказать, что меланин может присутствовать в клетках в слегка разных химических конфигурациях. Основная его форма у человека – эумеланин, он защищает кожу от ультрафиолета и придает ей коричнево-черную окраску. Красный же цвет губ и сосков определяется присутствием феомеланина. И именно феомеланин производят клетки грибов под влиянием радиации, хотя в таких количествах он выглядит уже совершенно черным.
Переход от эу- к феомеланину сопровождается усилением переноса электронов от НАДФ к феррицианиду – это один из первых шагов биосинтеза глюкозы. Неудивительно, что, по некоторым предположениям, такие грибы способны к проведению реакций, аналогичных фотосинтезу, – но вместо света используют энергию радиоактивного излучения. Такая способность позволяет им выживать и процветать там, где более сложные и привередливые организмы гибнут.
Большие количества высокомеланизированных грибных спор обнаруживаются в отложениях раннего Мелового периода. В ту эпоху многие животные и растения вымерли: «Этот период совпадает с переходом через «магнитный ноль» и временной потерей «геомагнитного щита», защищающего Землю от излучения», – пишет Екатерина Дадачова. Такой ситуацией не могли не воспользоваться грибы-радиотрофы. Этим же рано или поздно воспользуемся и мы.
Наши дни
Что сказать о современной афганской моде? Афганистан был и остаётся аграрной страной, и деревня по большей части сохраняет удобный и многофункциональный традиционный костюм (как ни прискорбно, разбавленный низкокачественными импортными товарами). Несмотря на разрушительные войны, всё ещё живы традиции изготовления тканей, разнообразной вышивки, поражающей европейцев многоцветьем, и потрясающих ювелирных изделий Кочи, которая завоевала всемирную известность среди любителей этники. В больших городах можно встретить как традиционную, так и европейскую одежду. На жителях Кабула и Мазари-Шарифа можно увидеть и джинсы, и принтованные импортные ткани, и куртки западного образца, и модные стрижки (правда, в основном на мужчинах). Но большинство всё же отдаёт предпочтение традиционной афганской одежде.
Это, впрочем, не касается свадеб. Несмотря на красоту и яркость афганского свадебного костюма — представьте невесту в красно-зелёном наряде, расшитом золотом! — немало городских невест соблазняется европейскими свадебными платьями. Конечно, это возмущает консервативно настроенных афганцев (обычно европейские наряды, хотя и с длинной юбкой, открывают руки и шею), но до прямых запретов пока не дошло. Производители мусульманской одежды разрабатывают спортивные костюмы, соответствующие предписаниям исламской культуры, и находят покупателей в том числе среди афганского населения.
Пусть медленно, но афганские женщины осваивают новые для себя сферы, например, вождение автомобилей. И тем, кто рискнул сесть за руль, конечно, приходится отказываться от бурки — просто из-за плохого обзора.
Супруга нынешнего президента, уроженка Ливана, Рула Гани, в отличие от своей предшественницы Зинат Карзай, активно участвует в жизни Афганистана, появляется на публике с волосами, прикрытыми лишь платком, и сделала несколько скандальных заявлений, например, одобрив запрет никаба во Франции.
Развиваются несколько афганских брендов модной одежды и ювелирных изделий. Упомянем совместный западно-афганский проект «Аайенда» (в переводе с дари — «будущее»), в котором заняты сотни афганских ювелиров. Двое молодых афганцев, Рахиба Рахими и Халед Вардак, основали модный дом «Ламан», чьи изделия сочетают западные силуэты с национальными мотивами и, как особенно подчёркивают дизайнеры, удовлетворяют всем требованиям ислама. Зулейха Шерзад, афганский модельер с западным образованием, основала центр дизайна «Зариф», создающий одежду ручной работы по традиционным афганским технологиям. В Индии сложился рынок импорта афганской одежды и неповторимых ювелирных изделий Кочи, которые продолжают победное шествие по всему миру. Ройя Хашими, афганская эмигрантка, с 1998 года занимается пошивом западных свадебных нарядов в США, но несколько лет назад посетила Афганистан и наняла нескольких афганских рукодельниц для своего дополнительного производства.
Глобализация сокращает расстояния между странами — во всех смыслах. И пока афганские невесты примеряют европейские платья, по западным подиумам триумфально шествуют традиционные афганские шаровары, европейские модницы скупают потрясающую бижутерию Кочи, а в США и множестве других стран открываются магазины афганской одежды, чарующие посетителей богатством вышивки, ручной выделкой тканей, бесконечным разнообразием ювелирных мотивов, восходящих, может быть, к легендарной Бактрии, чьи традиции наряду с многими другими наследует Афганистан.
Ольга Ткаченко
- Афганистан.Ру
Приложение
Использование меланина для утилизации энергии радиации еще лишь гипотеза. Однако исследования продолжаются, благо радиотрофы нельзя назвать чем-то экзотическим. В условиях нехватки ресурсов и достаточного излучения некоторые обыкновенные грибы могут усиливать синтез меланина и проявлять способность «питаться радиацией». Например, упомянутые выше C. sphaerospermum и W. dermatitidis – широко распространенные почвенные организмы, а C. neoformans порой поражают и человека, вызывая инфекционный криптококкоз.
Такие грибы достаточно легко растут в лабораторных условиях, ими несложно манипулировать. А благодаря способности заселять участки с высоким заражением они могут стать удобным инструментом утилизации радиоактивных отходов. Сегодня такой мусор – например, старая спецодежда – обычно прессуется и закатывается на хранение, пока нестабильные нуклиды не истощатся естественным образом. Возможно, что грибы, умеющие выживать на высокоэнергетическом излучении, ускорят этот процесс в разы.
В 2016 году меланизированные грибы, собранные близ Чернобыльской АЭС, были отправлены в космос. Даже с учетом всей защиты обычный уровень радиации на МКС в 50–80 раз превышает фоновое излучение у поверхности Земли, обеспечивая условия для роста таких клеток. Образцы провели на орбите около двух недель, после чего были возвращены, чтобы ученые исследовали, как сказалась на них микрогравитация. Возможно, когда-нибудь грибам придется жить так из поколения в поколение.
Энергия излучения звезды быстро ослабевает при движении к периферии Солнечной системы, а вот космическая радиация присутствует и на самых далеких окраинах. Теоретически меланин грибных клеток позволит использовать ее для производства биомассы или синтеза сложных молекул, которые потребуются во время дальних пилотируемых миссий. Вполне вероятно, что помимо зеленых и пышных парников на космическом корабле будущего придется устроить еще один – самый дальний, который зарастет полезной черной плесенью, способной усваивать энергию радиации.
«Теперь мы можем вернуться к более актуальным проблемам?»
Ариана Саид, певица и судья афганского телевизионного шоу «Голос», известная непримиримым отношением к положению женщины в Афганистане, 13 мая 2017 года выступила в Париже в наряде, провокационном даже по европейским меркам. Платье с длинными рукавами и леггинсами до щиколоток телесного цвета создавало иллюзию, что певица предстала перед публикой если не обнажённой, то, по меньшей мере, в прозрачном наряде, местами украшенном стразами.
https://youtube.com/watch?v=qyOIwV1SVRE
Выходка Арианы вызвала волну возмущения в афганских СМИ и среди афганских пользователей Фейсбука. Её называли «самой бесстыдной женщиной в истории Франции» и «позором Афганистана». 24 мая Ариана выложила в своём аккаунте видео, в котором сожгла скандальное платье, но оставила к нему длинный язвительный комментарий. За исключением телесного цвета, подчеркнула певица, в её двухслойном платье из плотной непрозрачной ткани не было ничего необычного. Аналогичные наряды, закрывающие всё тело, руки и ноги, носят добропорядочные афганские девушки и матери семейств. Но раз в Афганистане есть люди, полагающие, что её платье — самая большая проблема страны, то что же, Ариана Саид решит её!
«Я сожгла платье не потому, что пошла на поводу у критиков, а в надежде, что теперь они вернутся к обсуждению более актуальных проблем Афганистана!» — заявляет Ариана в конце ролика. Даже люди, осуждающие её методы, вряд ли станут отрицать, что её гневная речь не вызвала бы такого резонанса, если бы не то самое платье. Другое дело, что скандальными действиями всегда приобретаются не только сторонники, но и противники…
Скорее всего, Ариана Саид не слышала о русской поэтессе и писательнице Зинаиде Гиппиус, которая чуть больше столетия назад шокировала публику платьем телесного цвета, расшитым чёрными кружевами. А ведь нравы Серебряного века были куда свободнее афганских.
Выживание
Высокоэнергетическая радиация опасна для всего живого. Она легко повреждает ДНК, вызывая появление мутаций и ошибок в коде. Тяжелые частицы способны разбивать химические соединения, словно пушечные ядра, приводя к появлению активных радикалов, которые тут же вступают во взаимодействие с первым попавшимся соседом. Достаточно интенсивная бомбардировка способна вызывать радиолиз молекул воды и целый ливень беспорядочных реакций, убивающих клетку. Несмотря на это, некоторые существа демонстрируют удивительную устойчивость к такому воздействию.
Одноклеточные организмы устроены сравнительно просто, и нарушить их метаболизм свободными радикалами не так легко, а мощные белковые инструменты репарации быстро ремонтируют поврежденную ДНК. В результате грибы способны поглощать до 17 000 Грей радиационной энергии – на много порядков больше безопасного для человека количества. Более того, некоторые из них буквально наслаждаются таким радиоактивным «дождем».
Знаменитый Каньон эволюции близ горы Кармель в Израиле одним склоном ориентирован в сторону Европы, другим – к Африке. Разница между их освещенностью достигает 800%, и облучаемый солнцем «африканский» склон населяют грибы, лучше растущие в присутствии радиации. Как и найденные в Чернобыле, они выглядят черными из-за больших количеств меланина. Этот пигмент способен перехватывать высокоэнергетические частицы и рассеивать их энергию, сохраняя клетки от повреждений.
Растворив такую грибную клетку, под микроскопом можно увидеть ее «призрак» – черный силуэт меланина, который накапливается в клеточной стенке концентрическими слоями. Грибы с «африканской» стороны каньона содержат его втрое больше, чем жители «европейского» склона. Им богаты и многие микробы, живущие на высокогорье, которые в естественных условиях получают в год до 500–1000 Грей. Но ведь даже столь приличная величина поглощенной радиации для грибов – ничто. Вряд ли весь этот меланин производится для одной лишь защиты.
Хамид Карзай как икона стиля
Можно долго спорить о политических итогах длительного президентства Хамида Карзая, но, согласитесь, не каждый современный лидер удостаивается определения «самый стильный человек мира» от ведущего дизайнера домов Гуччи и Ив Сен-Лоран, Тома Форда. Конечно, это не было случайностью.
Хамид Карзай – уроженец юга Афганистана, где традиционным головным убором является пуштунский тюрбан. Однако когда он пришёл к власти, то отдал предпочтение высокой каракулевой шапке, более привычной для туркмен, населяющих северо-западные провинции страны (для прессы он сослался на холодный климат, но согласимся, что тюбетейка и тюрбан тоже неплохо защищают от мороза). Мало того, поверх западного делового пиджака очевидно прозападный президент носил полосатый узбекский чапан!
Карзай рисковал выставить себя на посмешище, и афганская молодёжь действительно потешалась над ним в первые годы правления, но один из пуштунских старейшин отметил, что эклектичный костюм президента нравится иностранцам, а значит, может привлечь больше внимания и финансирования в полуразрушенный войнами Афганистан. Он оказался прав. Популярность каракулевых шапок, прекрасно сочетающихся с харизматичной улыбкой афганского лидера, вскоре возросла, а послы ООН, с его собственных слов, также загорелись идеей обзавестись чапанами. На первый взгляд эклектичный, костюм оказался зеркалом правления президента Хамида Карзая, вечной необходимости удерживать равновесие и хрупкое подобие мира между слишком разными этническими и политическими силами. Может быть, это и прочёл в его облике Том Форд?
В 2015 году, уже не будучи президентом, Хамид Карзай пожертвовал одну из своих каракулевых шапок и чапан Британскому музею. «Это всемирно известные символы национальной и культурной идентичности, и они станут прекрасным пополнением нашей коллекции», — заявила пресс-секретарь музея. Добавим от себя, что Хамид Карзай немало поспособствовал их всемирной известности.
Здесь неискушённый читатель, вероятно, сочтёт, что традиционный костюм очень важен для жителей Афганистана как символ национальной идентичности. Однако большую часть двадцатого века дела обстояли совсем не так.
Особенности аксессуара
Рисунок на платок не накладывается посредством печати на ткань. Изюминка данного мужского головного убора в искусном переплетении контрастных по цвету нитей (красная + черная и другие варианты). К тому же существует 2 вида платка: тонкий, хорошо пропускающий воздух, для летних месяцев или мужчин, которые живут в жарких странах; зимний, изготовленный из шерсти, хлопка и шерсти, плотный, защищающий шею и плечи, голову от холодного воздуха.
Существует несколько видов куфии для мужчин, в зависимости от места их производства. Шумаг из Сирии имеет отличительную особенность — у такой арафатки нет кистей. Остальные виды, сделанные в Марокко, Аргентине и других южных странах, имеют небольшие отличия в рисунках, цветовом решении и способе переплетения нитей.
Носят ежедневно арафатку мужчины арабских государств, начиная от северной части Африки и востока Азии и заканчивая пустыней Сахарой. Причем в Омане предпочитают наматывать куфию сложным образом, в виде тюрбана, а в Саудовской Аравии попросту накидывают на голову, как обычный платок.
Нередко мужчины применяют специальный обруч Эгаль (Игаль), черного цвета, призванный поддерживать куфию. Особенно он популярен в Палестине и Иордании.
Сейчас игаль — 2 тонких шнура черного цвета, элегантно поддерживающие мужскую арафатку. Под ней обычно надевается легкая тюбетейка из кружева. Черный цвет считается траурным: так арабы скорбят об утере Андалусии.
Обзор
Пакистанские уличные торговцы, работающие в магазине пакол в Гилгит-Балтистане; бейсболка немного отличается от современных бейсболок Chitrali.
Некоторые авторы сравнивают эту шапку с головными уборами древней Согдии (современный Узбекистан) и древнегреческими головными уборами (шапка каусия). Некоторые романтизируют связь пакола с походами Александра Македонского на бактрийско-греческое и индо-афганское пограничье в конце четвертого века до нашей эры. Пакол имеет короткую современную историю в Нуристане (19 век), как и соседний Читрал (Виллем Фогельсанг, 2006, стр. 149-155). Пакол приобрел гламурный имидж во время гражданской войны в Афганистане (1980-е годы), популяризировал его, что теперь известно во всем мире. Говорят, что Ахмад Шах Масуд начал носить пакол, когда был в Нуристане (1978). Ахмад Шах Масуд был ответственен за внезапную популярность бейсболки. Пакол стал символом новой ведущей стихии страны. В Пакистане его носят в Читрале , Свате и Дире, и он считается основным продуктом их этнического происхождения.
В долине Сват, к востоку от Читрала, люди, как правило, носят несколько иной тип пакола. Он бежевого цвета и отличается прострочкой «пирожная» по закругленным краям. Похоже, что подавляющее большинство пуштунов в соседнем Пакистане приняли пакол (когда Масуд популяризировал его), например, Пешавар. Фотографии из Пешавара, сделанные совсем недавно, показывают город, в котором преобладают пуштуны, носящие тюрбаны, а не пакол. В прошлом пакол также носили в Индии , особенно в некоторых частях Джамму и Кашмира (в основном шина и другие дардды ) и Дели . В Кашмире , она была введена сезонными мигрантами этнических голеней / дартов , родом из Гуреза и Tulail районов на севере штата Джамму и Кашмир «s Бандипоре . Подобные кепки носят на китайском / туркестанском / индийском приграничье. Эти современные повороты — это не особенность, которую солдаты Александра подобрали в Афганистане в конце 4-го века до нашей эры, а, скорее, современный продукт 1900-х годов.
Происхождение
Название «арафатка» русское. Первоначально платок, изготовленный из хлопка и шерсти, упоминается как «куфия». Именно Эль — Куфа, арабский город — родоначальник этой детали гардероба. Затем универсальная вещь приобрела популярность и в других арабских государствах, стала настоящим символом мужчины Востока. Появились иные названия — «гутра», «шемаг» («шемах»).
На территории СНГ арафатка получила такое название в период обострения конфликта в Палестине в 1980 — х г., когда известный политический лидер Ясир Арафат был в центре внимания. Он под любую одежду надевал куфию и повязывал особенным образом: спускавшийся на плечи угол ткани напоминал очертания исторической части Палестины.
Паколь и бурка: символы борцов за веру
Слово «моджахед» буквально переводится как «борец за веру». Призывая к свержению просоветских правительств и партизанской войне, моджахеды, конечно, не могли пройти мимо национальной одежды. Паколь, скромный пуштунский берет, на долгие годы стал символом сопротивления. Что касается бурки — обязательной она стала лишь после прихода к власти «Талибана», но менее известно, что многие моджахеды разделяли это требование и пытались с переменным успехом внедрить традиционную исламскую одежду на подконтрольных им территориях. После того, как талибы пришли к власти, жёсткий дресс-код был введён для всех жителей Афганистана (заметим, не только женщин: мужчинам предписывалось носить традиционную одежду и бороду определённой длины).
Моджахеды невольно стали родоначальниками ещё одной модной тенденции (хотя и не относящейся к одежде). Поскольку самые консервативные боевики могли придраться не только к изображениям людей, но даже к традиционным изображениям цветов и животных, афганские производители ковров поначалу оказались в тупике… но быстро нашли выход. Так появились печально известные афганские ковры со сценами насильственных смертей, с танками, ракетами и гранатами в качестве орнаментов. Они вызвали заметный резонанс далеко за пределами Афганистана и породили определённый спрос, сохраняющийся по сей день. Несомненно, ковроткачество является искусством, а искусство так или иначе отражает жизнь, но эти ковры вызывают смешанные чувства. Следует ли воспринимать их как горький упрёк в адрес ведущих войны, или мастера описывали окружающую реальность, или просто пытались заработать? Наверное, и то, и другое, и третье.
После падения режима «Талибана» афганские женщины уже не обязаны носить бурку. Однако Афганистан остаётся одной из самых консервативных исламских стран, и многие женщины, особенно в сельских районах, продолжают следовать этому требованию — кто-то из религиозных соображений, кто-то ради безопасности… или ради ощущения, что никто не может вторгнуться в твоё личное пространство. Да, как ни парадоксально, некоторые женщины выбирают бурку, потому что чувствуют себя свободнее, когда их лицо скрыто от посторонних.
А всем ли очевидно, что бурка не обязательно должна быть синей (цвет, оберегающий от неприятностей и козней злых сил)? На юге Афганистана распространены зелёные бурки — священный цвет в исламе; на севере — белые. А что сказать о шёлковой бурке бордового или шафранного цвета, украшенной вышивкой в тон? Владелица такого наряда, хотя и скроет лицо, уж точно не останется незамеченной…
Как видим, модные нюансы могут придать различное звучание даже такому, казалось бы, однозначному предмету одежды. И здесь нельзя не вспомнить скандальное выступление певицы и политической активистки Арианы Саид.
Описание
Мужская арафатка представляет собой широкий платок (размеры 1х1м, 1х1,10м, 1х1,25м), использующийся как защита в жарких странах (ОАЭ, Египте и других) от палящих лучей солнца, песка, высокой температуры. Кроме практического применения жителями арабских стран и военными, куфия предлагается и как стильная деталь мужского образа. Отличить арафатку от других головных уборов легко.
- Первоначально её носили на голове, как тюрбан, бедуины, путешествующие по пустыням. Затем мужчины Британии в колониальную эпоху, увидев именно практическую ценность аксессуара, сделали «палестинку» неотъемлемой частью военной формы и назвали «шемаг».
- В странах арабских это неотъемлемая часть повседневного гардероба любого мужчины. А остальной мир использует арафатку в военном деле (и не только в качестве защиты головы и шеи) или как модное дополнение имиджа.
- Изначально расцветка была только светлая и однотонная (белая чаще). В странах Персидского залива и по сей день предпочтителен такой вариант. Затем уже появились клетчатые узоры и различные цвета.
- Ткань предпочтительна только натуральная: хлопок или шерсть. Но в последнее время начали изготавливать куфии с добавлением синтетических материалов, которые позволяют на длительный срок сохранить головной убор не мятым и более носким.
Оттенки: розовый, фиолетовый, малиновый, клетчатые черно — белые, черно — красные, желтые с черным, оливковые с черными и коричневыми рисунками в военном деле. Основное — пестрый орнамент и тонкая ткань, защищающая мужчину от перегрева и переохлаждения в одинаковой степени.