Министерство юстиции — это… понятие, структура, функции и полномочия

Содержание материала

Вы здесь

Главная Организационная структура

Организационная структура

  • Руководство
    • Министр
    • Заместители Министра
    • Коллегия
  • Структурные подразделения
    • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
    • Департамент организации и контроля
    • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
    • Департамент государственной службы и кадров
    • Департамент международного права и сотрудничества
    • Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства
    • Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления
    • Департамент экономического законодательства
    • Департамент управления делами
    • Департамент по делам некоммерческих организаций
    • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
    • Департамент регуляторной политики и развития законодательства
    • Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
    • Зарубежный аппарат Минюста России
  • Федеральные службы
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Территориальные органы
  • Учреждения
    • Научный центр правовой информации
    • Российский федеральный центр судебной экспертизы
    • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
    • Судебно-экспертные учреждения
  • Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

Федоров В.В.

Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства (за исключением отдела координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации)

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра 

Гальперин М.Л.

Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра

Департамент международного права и сотрудничества

Заместитель Министра

Алханов А.Д.

Департамент организации и контроля (за исключением отдела общественных связей)

Территориальные органы Минюста России 

Департамент управления делами (за исключением отдела защиты информации и отдела информационно-технического обеспечения и связи)

Заместитель Министра

Безродная А.С.

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент экономического законодательства (за исключением отдела законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре)

Заместитель Министра 

Забарчук Е.Л.

Департамент государственной службы и кадров

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере уголовных наказаний и судебных актов

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (в сфере деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России

Судебно-экспертные учреждения Минюста России

Заместитель Министра 

Свириденко О.М. 

Департамент по делам некоммерческих организаций

Заместитель Министра

Жуйков Д.С.

Отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре Департамента экономического законодательства

Заместитель Министра 

Бесхмельницын М.М.

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (за исключением сферы деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Отдел защиты информации Департамента управления делами

Отдел информационно-технического обеспечения и связи Департамента управления делами

Отдел общественных связей Департамента организации и контроля

Научный центр правовой информации при Минюсте России

 

Статс-секретарь — заместитель Министра  

Логинов А.В.

Отдел координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства

 

14 августа 2020 года

Основные функции и задачи Министерства юстиции

Часто так происходит, когда мы ежедневно слышим название какого-то органа или министерства, но оно нам совершенно ни о чем не говорит. Таким образом, его полномочия и функции так и продолжают оставаться непонятыми.

Но обязательно ищите определение каждому непонятному термину, поскольку так вы не только расширяете свой кругозор, а и точно разбираетесь в делах, что касаются вашего государства и управления им.

Ведь здесь каждый орган и каждое министерство исполняет важные для общества и страны обязанности и полномочия.

Поэтому каждому гражданину необходимо хотя бы поверхностно разбираться в существующей системе органов и в том, за что они отвечают.

С Министерством юстиции сталкивались многие люди в своей жизни или хотя бы отдаленно слышали о его существовании, так что надо должным образом владеть всей необходимой о нем информацией, которая позволит вам разобраться в его предназначении.

Его предназначением и главными обязанностями является то, что оно отвечает за правовую сферу в государственной политике, считается руководителем в сфере, которую на него возложили, а также отвечает за ее общее состояние и дальнейшее развитие.

Если рассматривать правовую основу, на которую опирается функциональность Министерства юстиции, то в данном плане он руководствуется, прежде всего, Конституцией, действующим законодательством своего государства, а также актами, которые издает Президент и Кабинет Министров.

Данный центральный орган занимается решением тех вопросов, которые возникают соответственно с правовых норм международного права,  а также международных договоров, которые подписаны государством.

Вся работа и полномочия указываются в особом порядке, в обусловленных пределах, что касаются его полномочий.

Если подробнее рассмотреть ту сферу жизнедеятельности, в которой можно наблюдать работу Министерства юстиции, то здесь можно выделить область, касающуюся прав и свобод гражданина и человека, их гарантирование и защита.

Сюда же входит и подготовка проектов для внесения изменений или нововведений в современное законодательство. Также данное Министерство проводит мероприятия по систематизации существующего законодательства.

Таким образом, следует выделить основные задачи, на которые нацелена деятельность и функционирование Министерства юстиции.

Прежде всего, следует отметить, что данный орган регулирует правовую часть в общей государственной политике, а также вносит свою инициативу в дальнейшее формирование или дополнение к действующему законодательству своего государства.

В его функции входит также и то, что он вносит свои коррективы и предлагает способы, чтобы усовершенствовать и видоизменить для этой цели существующее законодательство. Также орган разрабатывает и предлагает различные проекты, которые касаются правовых вопросов.

Министерство также гарантирует и предоставляет защиту в правах и свободах человека. К тому же, данное Министерство следит за работой судов, регулирует судебную деятельность, проводит необходимую работу с кадрами, обеспечивает исполнение решений суда.

В свою очередь, Министерство юстиции является также ответственным за деятельность нотариата. Ведь именно оно соблюдает регистрацию тех актов, которые относятся к гражданскому состоянию.

Также этот орган исполнительной власти призван развивать правовую культуру граждан, их мировоззрение в плане права, исполнять просветительскую функцию населения, что касается права и его предназначения.

Помимо возложенных функций на Министерство юстиции, оно также занимается и следующими вопросами.

Оно организовывает и разрабатывает необходимые проекты и концепции, что касаются решения вопросов по поводу развития своего государства и его общества, предоставления этому научной платформы, регулирования и проведение коррекции в работе органов, относящихся к исполнительной власти.

В своей деятельности на Министерство юстиции также возлагается контроль за научными заведениями, что также имеет отношение к подготовке законопроектов.

Вы здесь

Главная Организационная структура

Организационная структура

  • Руководство
    • Министр
    • Заместители Министра
    • Коллегия
  • Структурные подразделения
    • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
    • Департамент организации и контроля
    • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
    • Департамент государственной службы и кадров
    • Департамент международного права и сотрудничества
    • Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства
    • Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления
    • Департамент экономического законодательства
    • Департамент управления делами
    • Департамент по делам некоммерческих организаций
    • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
    • Департамент регуляторной политики и развития законодательства
    • Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
    • Зарубежный аппарат Минюста России
  • Федеральные службы
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Территориальные органы
  • Учреждения
    • Научный центр правовой информации
    • Российский федеральный центр судебной экспертизы
    • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
    • Судебно-экспертные учреждения
  • Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

Федоров В.В.

Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства (за исключением отдела координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации)

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра 

Гальперин М.Л.

Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра

Департамент международного права и сотрудничества

Заместитель Министра

Алханов А.Д.

Департамент организации и контроля (за исключением отдела общественных связей)

Территориальные органы Минюста России 

Департамент управления делами (за исключением отдела защиты информации и отдела информационно-технического обеспечения и связи)

Заместитель Министра

Безродная А.С.

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент экономического законодательства (за исключением отдела законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре)

Заместитель Министра 

Забарчук Е.Л.

Департамент государственной службы и кадров

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере уголовных наказаний и судебных актов

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (в сфере деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России

Судебно-экспертные учреждения Минюста России

Заместитель Министра 

Свириденко О.М. 

Департамент по делам некоммерческих организаций

Заместитель Министра

Жуйков Д.С.

Отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре Департамента экономического законодательства

Заместитель Министра 

Бесхмельницын М.М.

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (за исключением сферы деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Отдел защиты информации Департамента управления делами

Отдел информационно-технического обеспечения и связи Департамента управления делами

Отдел общественных связей Департамента организации и контроля

Научный центр правовой информации при Минюсте России

 

Статс-секретарь — заместитель Министра  

Логинов А.В.

Отдел координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства

 

14 августа 2020 года

Чем занимается Министерство юстиции

Ведомство выполняет такие ключевые задачи:

  1. Контролирует и организует деятельность по регистрации некоммерческих организаций (международных, иностранных учреждений, политических партий, религиозных и общественных объединений).
  2. Контролирует:
  • как исполняются уголовные наказания;
  • работу адвокатуры и нотариата;
  • как проводится государственная регистрация актов гражданского состояния (работа органов ЗАГС);
  • обеспечение установленного порядка работы судов;
  • исполнение судебных актов и документов иных органов (исполнительное производство).
  1. Проводит правовое регулирование в областях, перечисленных в пункте 2.
  2. Обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
  3. Осуществляет деятельность в области судебной экспертизы.
  4. Обеспечивает работу Уполномоченного РФ по правам человека при Европейском Суде.
  5. Готовит и вносит на рассмотрение органам законодательной власти проекты правовых документов (например, законов).

При выполнении возложенных функций орган опирается на нормативные документы РФ и международные договора России.

Минюст и граждане

Рассмотрим, когда физическое лицо может столкнуться с деятельностью Министерства в обычной жизни.

Пример 1. Имеется судебное решение по делу, где ответчиком выступал иностранный гражданин. Истец намерен предъявить его на исполнение стране проживания должника. Для этого он должен сначала проставить апостиль на данном документе, для чего обращается в Минюст.

Пример 2. Действующий адвокат изменил анкетные данные (например, фамилию при замужестве) и ему необходимо поменять служебное удостоверение. Для этого он должен обратиться в территориальное отделение Министерства и подать заявление о смене анкетных данных. Новое удостоверение можно будет получить спустя некоторое время.

Внимание! Граждане должны помнить о том, что ведомство не рассматривает прямые жалобы, например, на нотариуса, следственный изолятор или адвоката

Система ведомства

Структура органа в настоящее время:

  • Министр и его заместители;
  • коллегия Минюста РФ;
  • 12 департаментов (организации и контроля, управления делами, уголовного, административного и процессуального законодательства и другие);
  • 2 аппарата (Уполномоченного РФ при Европейском Суде и зарубежный);
  • 2 федеральные службы (ФССП и ФСИН);
  • учреждения;
  • экспертные и консультативные органы при Министерстве.

К учреждениям относятся судебно-экспертные, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судэкспертизы и ГБОУ «Всероссийский государственный университет юстиции».

Интересно! В члены коллегии учреждения входят не только Министр, его заместители, руководители департаментов и начальники управлений, но и депутат Государственной думы и представитель Совета Федерации.

Полномочия

Полномочиями Минюста России являются:

  • внесение проектов законов, относящихся к компетенции органа;
  • обеспечение исполнения нормативных документов по вопросам, входящим в область работы ведомства;
  • обобщение практики применения правовых актов по сфере деятельности;
  • издание нормативных документов в пределах компетенции;
  • правовая экспертиза проектов правовых актов;
  • ведение государственного реестра муниципальных образований;
  • проведение учета региональных нормативных документов;
  • открытие и упразднение государственных нотариальных контор в регионах России и многое другое.

Полный перечень разрешаемых ведомством вопросов закреплен в Положении, утвержденном Указом Президента № 1313 от 13.10.2004 г.

Какие решения ведомства обжалуются

Наиболее часто обжалуются следующие решения учреждения:

  1. о нежелательности пребывания или проживания в России иностранца либо лица без гражданства;
  2. отказ в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальном документе РФ, подлежащем вывозу из страны.

Анализ проведен на основании официальных данных ведомства за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.

Вы здесь

Главная Организационная структура

Организационная структура

  • Руководство
    • Министр
    • Заместители Министра
    • Коллегия
  • Структурные подразделения
    • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
    • Департамент организации и контроля
    • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
    • Департамент государственной службы и кадров
    • Департамент международного права и сотрудничества
    • Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства
    • Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления
    • Департамент экономического законодательства
    • Департамент управления делами
    • Департамент по делам некоммерческих организаций
    • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
    • Департамент регуляторной политики и развития законодательства
    • Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
    • Зарубежный аппарат Минюста России
  • Федеральные службы
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Территориальные органы
  • Учреждения
    • Научный центр правовой информации
    • Российский федеральный центр судебной экспертизы
    • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
    • Судебно-экспертные учреждения
  • Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

Федоров В.В.

Департамент уголовного, административного и процессуального законодательства (за исключением отдела координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации)

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра 

Гальперин М.Л.

Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра

Департамент международного права и сотрудничества

Заместитель Министра

Алханов А.Д.

Департамент организации и контроля (за исключением отдела общественных связей)

Территориальные органы Минюста России 

Департамент управления делами (за исключением отдела защиты информации и отдела информационно-технического обеспечения и связи)

Заместитель Министра

Безродная А.С.

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент экономического законодательства (за исключением отдела законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре)

Заместитель Министра 

Забарчук Е.Л.

Департамент государственной службы и кадров

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере уголовных наказаний и судебных актов

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (в сфере деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России

Судебно-экспертные учреждения Минюста России

Заместитель Министра 

Свириденко О.М. 

Департамент по делам некоммерческих организаций

Заместитель Министра

Жуйков Д.С.

Отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре Департамента экономического законодательства

Заместитель Министра 

Бесхмельницын М.М.

Департамент по  вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (за исключением сферы деятельности федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России)

Отдел защиты информации Департамента управления делами

Отдел информационно-технического обеспечения и связи Департамента управления делами

Отдел общественных связей Департамента организации и контроля

Научный центр правовой информации при Минюсте России

 

Статс-секретарь — заместитель Министра  

Логинов А.В.

Отдел координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства

 

14 августа 2020 года

Обязанности и ответственность

Список лиц, подлежащих рассмотрению Военной коллегией Верховного суда . Подтверждающие подписи: Иосиф Сталин , Климент Ворошилов , Лазарь Каганович , Андрей Жданов , Вячеслав Молотов . Первая страница типичного списка судебных процессов ( де-факто казней) времен Великой чистки

Постановлением от 1972 года Министерство юстиции подготовило предложения по кодификации закона ; Осуществлял методологическое руководство правовой работой в народном хозяйстве . Министерство направляло и координировало работу государственных органов и общественных организаций по продвижению правовых знаний и разъяснению закона среди населения о судебных органах, а также общее управление записями актов гражданского состояния, государством и юридической профессией. Министерство несло ответственность перед партией , государством и народом . Основная цель министерства заключалась в укреплении социалистической законности и верховенства закона в советских судебных учреждениях.

Министерство было организовано в одно всесоюзное (общесоюзное) министерство и 15 союзных министерств. Руководство министерства состояло из видных деятелей судебной власти советских республик , военных трибуналов, членов коллегии адвокатов , нотариусов и других судебных учреждений. Задача руководства заключалась в организации и подготовке предложений по кодификации законодательства . Организационное руководство и суды полностью контролировали республиканский, автономный и провинциальный уровни правительства и партии. 1 февраля 1923 г. Всесоюзный народный комиссариат юстиции был распущен, а его обязанности, обязанности и функции были переданы Генеральному прокурору . Департамент прокуратуры Министерства юстиции во главе с республиканским Генеральным прокурором, был ответственным за ограничение полномочий Генерального прокурора. По причине прекращения «ненужной централизации» Министерство юстиции было распущено как на союзном, так и на общесоюзном уровне. Затем функции министерства были переданы Верховному суду и Юридической комиссии Совета министров . Министерство было восстановлено в 1970 году правительством Алексея Косыгина . Обширные положения о министерстве были созданы Советом министров. Главной задачей министерства было руководство и надзор за судебными органами как на союзном, так и на всесоюзном уровне, согласно постановлению от 1975 года.

Основная задача Министерства заключалась в разработке предложений по вопросам, связанным с судебной системой; выборы судей, избрание судебных органов, организация судебной системы, изучение и обобщение судебной практики в координации с Верховным судом, а также организация работы по ведению судебной статистики. Согласно советскому законодательству , министерство могло предлагать различные меры по совершенствованию советской судебной системы. Согласно статье 1 Наркомата юстиции, главной задачей комиссариата был надзор за законной деятельностью советских центральных органов и народной прокуратуры.

История

Николай Крыленко был первым наркомом юстиции СССР.

В 1922 году Владимир Ленин раскритиковал Народный комиссариат юстиции за то, что он недостаточно твердо справился с политическими противниками большевиков и позволил капитализму развиваться вне рамок государственного капитализма, обозначенных в Новой экономической политике . До 1936 года Наркомат юстиции существовал только на союзном республиканском уровне. Николай Крыленко , первый нарком юстиции, сказал в январе 1933 года, что советские законы возмущены снисходительностью некоторых советских чиновников, которые возражали против печально известного «закона пяти ушей»:

По словам Абдурахмана Авторханова , Никита Хрущев упразднил министерство в разгар хрущевской оттепели в попытке восстановить «ленинские нормы социалистической законности», исчезнувшие при Иосифе Сталине . Хрущев пытался сделать советский суд более независимым от центральной власти, навязывая конституцию 1936 года судебной власти страны. По словам Хрущева, это даст судам дополнительную независимость от центральной власти. Функции, обязанности и ответственность Министерства были переданы Верховному Совету и Юридической комиссии Совета Министров на всех уровнях советского общества. К 1960-м годам стало ясно, что эти реформы не работают, как планировалось, и министерство было восстановлено правительством Алексея Косыгина в 1970 году. По распоряжению Государственного Совета этого не произошло, и Советский Союз распался до этой даты .

Задачи, стоящие перед министром юстиции

  • Во-первых, господин Коновалов обязуется реализовывать государственную политику, относящуюся к полномочиям министерства юстиции;
  • во-вторых, перед Коноваловым стоит задача по предоставлению прав и законных интересов как личности, так и Российской Федерации;
  • в-третьих, контролирует деятельность всех органов в исполнительно-правового производства;
  • в-четвертых, министр юстиции является официальным представителем президента России по совместной работе с Евросоюзом по обеспечению свободы, безопасности и правосудия на международной арене;
  • в-пятых, к задачам Коновалова относятся гарантирование исполнение трех основных задач — правовой, судебной и уголовно-исполнительной.

Господин Коновалов своей деятельностью обеспечивает исполнение правовых основ в жизни России, увеличивает авторитетность органов государственной власти, путем достижения, поставленных требований к министерству. И самое главное, министр юстиции обеспечивает бесперебойную и надлежащую работу всех ведомств, относящихся к министерству юстиции.

Основные задачи Минюста России

Замечание 2

Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.

Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.

Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.

Замечание 3

В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.

Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.

Вывод 1

Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.

В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.

Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.

Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.

Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.

В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.

Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.

Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.

В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.

В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.

Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.

Министерством осуществляется регистрация НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод человека, устанавливающих правовой статус организаций, ведет гос. реестр этих НПА. Министерство осуществляет проверку деятельности федеральных органов по отбору НПА, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, ведет контрольные экземпляры НПА, подлежащие гос. регистрации.

Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.