Содержание материала
Культура донских казаков: песни, обычаи
Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.
Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.
Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.
Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.
В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.
Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.
Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.
Казачки нижнего Дона
«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)
Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.
Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.
Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели
Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).
После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.
Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.
На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.
Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек
Кардонка
— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.
«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»
Волосник
— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.
Оренбургская казачка в волоснике
Сорока
— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.
Сорока уральской казачки
«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».
Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.
Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.
Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей
.
Оружие воина-казака
Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.
Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.
В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.
Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.
Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.
Форма и одежда казаков с Дона
В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.
Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).
Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.
Женский казачий костюм в XIX век
Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. В некоторых станицах носили сукман – разновидность сарафана, с узкими рукавами.
Прямой разрез шеи обшивался широкой шёлковой лентой и застёгивался на пуговицу. Подол также украшался широкой лентой и самодельной узкой красной тесьмой.
С сукманом носили широкий пояс, плетённый из красных или синих шерстяных ниток. Под сукман надевалась домотканная рубаха с прямым разрезом у шеи, небольшим стоячим воротником, сильно расширяющимися книзу рукавами, которые ткались клеточным узором или просто делались из красного ситца.
Красными были также подол и воротник рубахи. Девушки подпоясывали рубаху красным плетёным поясом и носили её без сукмана.
Во второй половине XIX века сукман уже встречался редко, в основном у старых женщин, как праздничная или обрядовая похоронная одежда.
Волосы у замужних женщин убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), на который надевался колпак (от татарского «кафаю» — тканая двухслойная шапочка в виде небольшого мешочка).
Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона — черный, зеленый, реже бежевый.
На рубеже веков появляются «файжонка» и «шлычки». Файжонка (фальшонка) по рассказам станичниц-хитрое нововведение казачек.
Издревле на Руси по православным традициям принято покрывать голову платком, не показывать свои волосы мужчине.
Но женщины на Дону очень хотели выглядеть привлекательно, но не нарушать исконно-русские традиции.
Они придумали файжонку, которая соединила в себе и то и то: покрывала волосы, но открывала верхнюю часть головы.
Делалась она из черного кружева, связанного на коклюшках, состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файжонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Северском Донце.
«Шлычки» Верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками.
Считалось, что волосы казачки обладали магической, манящей силой. До замужества девушки заплетали одну косу, как символ того, что она одна.
Как только молодую казачку выдавали замуж, ей заплетали 2 косы и укладывали в узел на затылке.
На улице голову и плечи казачки покрывали шалью — шелковой и шерстяной, украшенной бахромой.
Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. Большим спросом пользовались у казачек шали, связанные на коклюшках.
Женский казачий костюм в XVII-XVIII вв.
Женский казачий костюм-это целый мир. Не только каждая станица, каждый род имел особый наряд, отличный от иных если не совершенно, то деталями.
Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан-казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или головными уборами (рогатыми кичками, тюрбанами, корабликами).
Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям бросается в глаза даже сейчас, в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например «знуздалка» или «замуздка»-платок, который прикрывал часть лица. Женщин в таких повязках в народе дразнили «татарками».
Со временем костюм Верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма Нижнедонских. На Верхнем Дону появилась светлая домотканная одежда с большим количеством вышивки.
На Нижнем Дону предпочитали видеть на женщине цветное платье, но не пёстрое, очень похожее на татарское и кавказское. Оно носило название «кубелек».
Было очень много кружевных элементов, хотя многие считали их магическими. В древности из кружева на ткани выкладывали знаки, которые защищали грудь, голову и руки. Это были своего рода обереги от злых духов.
Когда одежда изнашивалась, кружева обязательно отрезали и хранили в отельном месте. Их часто пришивали на новый костюм.
башлыки
На голове девушки носили повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх высоки кички с сороками.
Чикилики скрывали лицо от сглаза. Казачки увлекались украшениями, они надевали жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики), перстни.
На ногах у них были чулочки или ичеги, кожаные желтые и туфли или красные башмаки.
В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых собольей) и шубой (крытой материалом и мехом внутрь).
У верховых казачек, особенно бедных, одежда была такая же, как у женщин южнорусских селений.
Организация Донского Казачества
Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).
Атаман Дона
Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.
Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.
Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.
Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.
Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны
Знаменитые атаманы
- Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
- Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
- Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
- Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
- Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
- Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.
Служение России
Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.
Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.
Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .
Донской казачий мундир
Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.
Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.
Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .
История донских казаков
Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.
Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.
Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.
Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.
Этапы развития донского казачества
Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.
История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:
- восстание Болотникова;
- поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
- Азовский поход Петра Первого;
- русско-шведская война;
- восстание Булавина;
- Персидский поход Петра Первого;
- Семилетняя война;
- русско-турецкие войны;
- восстание Пугачева и его подавление;v
- взятие Измаила;v
- Итальянский поход Суворова;
- Отечественная война 1812 года;
- Первая мировая война;
- Гражданская война на Дону.
Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.
После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.
Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.
Головные уборы и прически кубанских казачек
Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .
кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке
Коса «в расплет»
— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»
Шлычка
Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.
«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»
«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .
В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.
«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Ход занятия.
(Ребята заходят в группу и становятся в круг)
Воспитатель. Ребята, давайте все дружно поздороваемся
Дети : Добрый день, добрый день. Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Здравствуйте, мои девочки.
Девочки : Здравствуйте
Воспитатель: Здравствуйте, мои мальчики.
Мальчики: Здравствуйте.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие придет гость. Вы хотите узнать кто же это?
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда пожалуйста, отгадайте загадку, и вы сразу поймете кто же это.
Я хорошая игрушка,
Каждой девочки подружка
Я могу сидеть в коляске
Открывать умею глазки. (кукла)
Правильно ребята, (в группу входит кукла-казачка Маша, но это не просто кукла, это донская казачка Маша.
Воспитатель: (держа в руках куклу) Посмотрите, какой необычный у нее наряд.
На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Казачки носили длинную юбку и кофту – называли такую одежду «парочка», под низ кофты казачки надевали рубаху. Кофта – так же называлась блузкой, она была с оборочкой и застегивалась на множество мелких пуговичек.
А под верхнюю юбку надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук (так было красивее). Головной убор у казачек это платок или шлычка – маленькая шапочка которая закрывала косу.
Ребята вы запомнили? Давайте теперь вы мне расскажите что же носили казачки? (юбку, кофту, платок, шлычка-шапочка)
Воспитатель. Ребята Маша хочет нам рассказать, а что же одевали не только казачки но казаки, давайте дружно посмотрим на экран.
(на экране фотография-одежды казака)
Воспитатель. Казаки носили широкие штаны с лампасами (красная лента, такие штаны очень удобные для участия в боевых действиях и езды на коне. Рубаха из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Рубашку не заправляли, рубашки были разной расцветки, синяя, красная. Белая считалась -праздничная.
Головной убор-шапка и фуражка, а на ноги сапоги.
Воспитатель : Ребята что же носили, казаки (ответы детей).
Воспитатель : Наши казак с казачкой собираются на праздник. Маша просит вас им помочь.
Давайте подойдем к столу. Посмотрите на столе, лежит одежда, давайте ее дружно рассмотрим.
Воспитатель : Скажи те пожалуйста, а что же за вещи лежат перед вами (ответы)
Воспитатель : Ребята, выберите вещи которые подойдут нашим казакам. Давайте мальчики возьмут вещи для казака, а девочки для казачки. (Дети выбираю, на столе остаются вещи — джинсы и мини юбка)
Воспитатель : Дети, скажите, а почему вы не взяли эти вещи (показывает)
(Дети : Потому, что их казаки не носят)
Воспитатель : Молодцы, а теперь я вам предлагаю одеть, казака и казачку.
Казака будут одевать мальчики, а казачку — девочки.
(парная работа за столом)
Как думаете, нарядные у нас получились казак с казачкой? А с каким настроение они пойдут на праздник?
Вы сегодня молодцы, так хорошо по работали и теперь мы с вами нашу работу можем показать остальным деткам, а теперь давайте все дружно проводим нашу Машу домой.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
Головные уборы и прически терских казачек
Сорочка
Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .
- Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
- Часть головного убора «Сорочка»
- Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»
Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.
- Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
-
Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.
Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)
-
«Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке
Шлычка
Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.
Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край
Куталка
— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.
терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»