Морской узел: как вязать морские узлы, как завязать схемы вязки

Содержание материала

Способы вязания крючков

Для привязывания крючков используются узлы, отличающиеся компактностью и наименьшим нарушением прочности в месте соединения. Эти требования связаны с тем, что обычно необходимо использовать как можно более тонкую леску для увеличения шанса на поклёвку рыбы. Кроме того, свои ограничения накладывает тип используемой нити.

Простая восьмёрка

Применяется для привязывания крючков с лопаткой. Не самая выдающаяся прочность компенсируется «всеядностью», позволяющей вязать и мононить и плетёнку:

  • Сложить нить пополам.
  • Свободный конец дважды пропустить сквозь получившуюся петлю.
  • Держа двумя руками за противоположные края петли, провернуть их в диаметрально противоположном направлении по отношению друг к другу.
  • Продеть крючок сквозь образовавшуюся фигуру, напоминающую восьмёрку.
  • Затянуть получившийся узел, не забыв его предварительно смочить.

Популярный думхоф

Его прочность и универсальность по праву оценены многими. Используется как для крючков с лопаткой, так и для крючков с колечком, на разных типах лески:

  • Сложить леску пополам на цевье крючка в направлении от лопатки, образовав полупетлю.
  • Придерживая получившуюся петельку и изгиб крючка одной рукой, свободным концом лески сделать 5—6 витков вокруг цевья и лежащей на нём лески. Обороты можно совершать как в направлении лопатки, так и в направлении изгиба крючка. Главное условие для получения качественного узла — все витки должны быть строго последовательными, а не вразнобой.
  • Пропустить свободный конец через петлю.
  • Плавно затянуть конструкцию, предварительно её смочив.

Смачивание узла слюной или водой делается для того, чтобы уменьшить повреждение лески из-за выделяющегося тепла при затягивании.

Штыковой узел

Применяется при вязании крючков на плетёнку. Не подходит для монофильной лески:

  • Кончик плетёнки протянуть через ушко крючка.
  • Сделать один оборот леской вокруг цевья так, чтобы её конец прошёл под основной леской (со стороны колечка крючка).
  • Сделать ещё один оборот вокруг цевья, следуя аналогичным правилам.
  • Затянуть узел, не забыв его смочить.

Монофил мало подходит для штыкового узла из-за того, что может скользить в месте соединения. Это может привести к развязыванию. Ещё на этом типе рыболовных нитей значительно теряется прочность в районе соединения, что чревато обрывом снасти.

Клинч с высокой надёжностью

Современный его вариант предназначен для вязания монофильных нитей толщиной не более 0,4 миллиметра. Прочность при должном качестве связывания доходит до 97%:

  • Продеть леску в ушко крючка и сложить пополам.
  • Её свободным концом сделать 6—7 оборотов вокруг основной лески, отойдя на 0,5—1 сантиметр от крючка, и двигаясь по направлению от него.
  • Свободный конец вернуть и протянуть сквозь получившуюся петельку возле крючка.
  • Переместить свободный конец лески в противоположном направлении и продеть сквозь последний виток, двигаясь в том же направлении, что и основная нить.
  • Аккуратно затянуть соединение, не забыв его смочить, придерживая витки и крючок одной рукой, и затягивая узел другой.

Клинч не подходит для плетёнок и флюорокарбона из-за того, что на них есть вероятность его развязывания.

Уникальный по прочности Jansik

Сложный в исполнении узел, отличающийся беспрецедентной прочностью — около 100%. Трудности его вязания обусловлены тем, что затягивать приходится сразу в трёх направлениях. Соединение применяется для привязывания крючков и разнообразных приманок к монофильной леске:

  • Рыболовная нить протягивается через ушко крючка.
  • Свободный конец лески трижды протягивается через колечко крючка в том же направлении, образуя три одинаковые петли.
  • Затем свободный конец трижды протягивается через получившиеся петли.
  • Узел аккуратно затягивается. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы все его компоненты затягивались равномерно.

При вязании Jansik целесообразно будет закрепить крючок либо в тисочках, либо ещё каким-то образом. Процесс облегчит обычная вязальная спица, которую можно ввести в кольца для равномерного их затягивания.

Лёгкий и универсальный паломар

Лёгкий в освоении узел, отличающийся высокой прочностью. С его помощью можно привязать как крючок, так и вертлюжок, джиговую приманку. Его минусом выступает то, что подойдёт не всякий крючок, а лишь тот, у которого имеется достаточное по ширине колечко:

  • Сложить леску вдвое так, чтобы получилась петля длиной около 5 сантиметров.
  • Протянуть полученную петлю через ушко крючка.
  • Петлёй и сложенной вдвое основной леской связать обычный узел так, чтобы крючок с продетой сквозь ушко леской был посередине.
  • Перехлестнуть петлю через загиб крючка.
  • Аккуратно затянуть соединение.

Принцип работы первых лагов


Секторный лаг Самый ранний образец лага – обычное бревно или доска с прикрепленным тросом – линем (лаглинем). Во время движения судна приспособление кидали за борт с кормы. Оно удерживалось на водной поверхности с помощью отростков лаглиня в нескольких точках, что позволяло занимать перпендикулярное положение относительно направления хода корабля.

Интересно: Как обрабатывают корпус самолета для снижения сопротивления?


Измерение скорости корабля

По причине торможения сектора водой, линь подавался примерно со скоростью движения корабля. Моряк определял длину линя, уходящего за борт в течение фиксированного времени, чаще всего, 30 или 60 секунд. Для этого на тросике с одинаковым интервалом вязали узлы, которые затем и подсчитывали. Расстояние между узелками устанавливали заранее таким образом, чтобы количество узлов отражало скорость плавсредства. В результате новая единица получила наименование узел.

Приведем пример

Если лаг разбит на сектора, интервалы между которыми составляют 50,7 фута (тождественно 1/120 морской мили) при скорости передвижения объекта в один узел прибор за 60 секунд сможет вытравиться на два узелка (1/60 мили), а за 30 секунд на 1 узелок. Получается, что в случае вытравливания за 30 секунд десяти узелков скорость судна составляет 10 узлов.

Интересно: Правильное употребление термина – судно идет полным ходом тринадцать узлов, при этом неверно говорить тринадцать узлов в час.

Разновидность морских узлов

Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

Среди них чаще всего используются:

  • Восьмеркой;
  • Бабочка или пчелка;
  • Беседочный;
  • Прямой или простой штык;
  • Якорный.


Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

  • Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
  • Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
  • Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
  • Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
  • Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

Прямой

Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.


Рисунок 4. Прямой морской узел

Рифовый

Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).


Рисунок 5. Рифовый морской узел

Восьмерка

Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:

  1. Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
  2. Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
  3. Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
  4. Просто поддается развязыванию.

    Рисунок 6. Морской узел восьмерка

Плоский узел

Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.

При наличии четырех точек пересечения, он:

  1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
  2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.

Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).


Рисунок 7. Плоский морской узел

Простой штык

Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):

  1. Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
  2. Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
  3. Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.

    Рисунок 8. Морской узел простой штык

Шкотовый узел

Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):

  1. Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
  2. Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
  3. В завершении — протяните тонкую часть под петлей.

    Рисунок 9. Шкотовый морской узел

Калмыцкий

Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

  1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
  2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
  3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.

    Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

Беседочный узел

Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.


Рисунок 11. Беседочный морской узел

Эшафотная петля

Всем известно, что подобная петля считается самым прочным узловым соединением. Применение эшафотной петли приводило к быстрой смерти, поскольку она мгновенно ломала шейные позвонки. Поэтому, с историей этой петли связаны самые неприятные воспоминания.

Не смотря на сложность устройства этой петли, ее можно освоить за короткий промежуток времени. Для этого необходимо:

  1. Подобрать материал самого высокого качества и прочности, чтобы он смог выдержать большой груз.
  2. Веревки соединяются в одно целое и складываются вдвое.
  3. В результате можно увидеть два конца: один длинный, а другой короткий.
  4. На длинном конце следует сформировать петлю подходящего размера и зафиксировать простым узлом. Если трудно определить размеры петли, то лучше обвязать предмет веревкой. После этого, веревка освобождается и можно увидеть свободную петлю нужного размера.
  5. Соединение закрепляется коротким концом веревки или каната.

Удавка готова к применению. Если имеются сомнения в применении подобного узла, то его надежность следует проверить в домашних условиях. Для этого нужно подыскать подходящий предмет и закрепив на нем веревку «удавкой», попробовать сместить этот предмет. Если узел не развяжется или даже не ослабнет, что вряд ли возможно, то его можно с успехом применять на рыбалке.

Верёвки одинаковой толщины

Узлы туристические с названиями (схемы и описание как вязать из верёвок равного диаметра рассмотрены ниже) помогают туристам в походе. Если необходимо связать 2 шнура одинаковой толщины, туристы пользуются специальными видами связок, созданными на основе морских узлов.

Прямой узел

Основное его предназначение – связывать вместе веревки, а также фиксировать веревочный узел вокруг какого-либо предмета. По своей прочности прямой узел многократно превосходит простой узел и отличается устойчивостью к самопроизвольному развязыванию, что позволяет применять его даже в тех случаях, когда на веревку предполагается приложение значительных усилий.

Чтобы завязать прямой узел, необходимо положить веревки концами навстречу друг к другу, после чего веревку, идущую справа налево завести под вторую веревку и, выведя конец слегка вверх, отвести обратно вправо. Со второй веревкой проделывается все тоже самое, но в зеркальном виде (при этом, свободный конец веревки в последний момент заводится под конец первой веревки, образуя петлю). Готовый узел (если он завязан правильно) выглядит полностью симметричным. Все, что останется сделать – это затянуть его потуже – и веревки будут надежно соединены воедино.

Свойства прямого узла

Положительные
Отрицательные
Особенности использования
Легкое выполнение
Сильно стягивается при нагрузке и намокании.
В узел вставляют палку или карабин, чтобы облегчить его развязывание, кроме ситуаций, когда важно сохранить натяжение верёвки или предстоит протянуть узел через другой карабин.
При необходимости быстро распускается
Нельзя применять на мокрых, обледенелых, синтетических канатах.
Требуются контрольные узлы.

Ползёт при серьёзных нагрузках.
Не используется в альпинизме и в страховочных соединениях.

Рифовый

В ситуациях, когда нужно что-либо крепко связать, а затем быстро развязать, используют рифовый узел. Моряки так связывают чехлы спасательных шлюпок, паруса, палубные механизмы. В туризме рифовым узлом соединяют вспомогательные верёвки, которые подвергаются переменной нагрузке. Народное название соединения – узел с 1 бантиком.

Техника выполнения:

  1. Завязывают нижний полуузел и делают петлю, аналогичную петле прямого узла.
  2. Конец другой верёвки складывают вдвое и продевают в эту петлю, затягивают.
  3. Получилась половина бантика. Короткие концы шнура должны выходить на одну сторону и быть параллельны между собой и с длинной частью одной из верёвок.

Шнуры для рифового узла используют несинтетические, одного диаметра и выполненные из одинакового материала. Узел с 2 полубантиками называется двойной рифовый и используется в быту для упаковки свёртков, завязывании шнурков и бантов.

Встречный

Второе название встречного проводника – ленточный узел. Альпинисты и туристы применяют его для связывания строп и ремней. Относится к вспомогательным соединениям, долго завязывается. Служит для соединения лент одинакового и разного диаметра, для связки верёвки с лентой. Встречный узел надёжный, не скользит и хорошо удерживает вес.

Техника выполнения:

  1. Свободные концы верёвок располагают навстречу друг другу.
  2. Конец одной верёвки завязывают простым узлом и не стягивают его.
  3. Вторую верёвку протягивают в узел, двигаясь параллельно изгибам первой верёвки и не допуская перекосов.
  4. Связку затягивают максимально сильно.

На стропах контрольные узлы не вяжут, в остальных случаях соединение укрепляют. Минус встречного узла – способность так затягиваться под серьёзной нагрузкой, что развязать его невозможно.

Ткацкий

Прочный узел, другие названия – рыбацкий, лесной, речной. Туристическое название – вспомогательный булинь. Ткацкий узел обязательно усиливают контрольными узлами.

Техника выполнения:

  1. Свободный конец одного шнура завязывают простым узлом и через него протягивают второй шнур.
  2. Захватывают концом второго шнура первый шнур и завязывают обычный узел.
  3. 2 получившихся узла сдвигают и стягивают. На свободных концах верёвок делают контрольные узлы.

Плюс ткацкого узла – простое связывание. К его минусам относится способность соскальзывать и сильно затягиваться при повышенных нагрузках. Рыбаки применяют узел для связывания лесок.

Схема вязки прямого морского узла

Прямой узел Классическая методика:

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

Порядок действий:

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Предлагаем ознакомиться: Когда начинает клевать лещ весной • Мега Рыбак

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Водяной узел

С его помощью моряки соединяют веревки и тросы равного диаметра, а вообще это усложненный вариант прямого узла. Водяной узел обеспечивает хорошее соединение и не развязывается под воздействием рывковых нагрузок. Отметим, что правильно завязанный водяной узел не расслабляется, особенно когда трос намокает.

Как завязывается этот морской узел понятно по картинкам, а вообще схема следующая:

  • ходовые концы размещаются параллельно;
  • ими формируют петлю, в которую продеваются ходовые концы в три оборота;
  • следите, чтобы веревки шли параллельно друг другу;
  • потяните сразу за все 4 конца веревок, чтобы затянуть водяной узел.

Гордиев узел и морской: различия

Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.

В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.

Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.

Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.

Применение удавки в рыбалке

Поскольку петля (удавка) является самозатягивающимся узлом, такой способ крепежа в оснащении рыболовных снастей используется не настолько часто, по сравнению с другими рыболовными монтажами. Это обусловлено конструктивными особенностями узла. Он хорошо работает только в условии приложения постоянных нагрузок. В моментах рывкового характера нагрузи, есть опасность его развязывания, что неизменно приведет к потере снастей и улова.

Такой вид соединения хорошо зарекомендовал себя при присоединении лески (шнура) на шпулю катушки. Для этого можно завязывать обычную удавку.

Учитывая легкость и быстроту исполнения этого крепежа, простоту при развязывании, он часто применяется рыбаками для привязывания веревки к якорю или грузу, лодки к причалу, изготовления макушатника.

Применяя удавку при вязании крючка к основной леске, необходимо учитывать из какого она материала сделана. Формируя узел на флюорокарбоне или плетенке нужно не забывать, что это довольно скользкий материал .В следствии чего, узел будет легко развязываться.

Важно помнить, что применять удавку в рыбалке целесообразно лишь в тех случаях, когда есть необходимость в постоянной нагрузке. В противном случае

Узел будет подвержен самороспуску. Это особенно характерно для более простых вариантов удавок.

Ознакомиться с 12 самыми полезными морскими узлами можно здесь.

Техника безопасности

Во время плетения следует быть осторожным: жесткими веревками можно сильно порезать руку. Они состоят из жестких волокон, которыми можно разрезать даже предмет

Следовательно, во время работы при неосторожности можно получить сильную травму, которая может угрожать даже жизни человека;
Прежде чем применять соединение на большие грузы, стоит удостовериться в том, что оно действительно является прочным;

Ни в коем случае нельзя обвязывать петлей части тела, из-за этого может перестать поступать кровоток, что приведет к смерти.

К счастью, известно всего лишь единицы случаев, когда человеку приносила вред удавка. В настоящее время, несмотря на большой ассортимент товара в магазине именно это приспособление используют рыбаки.

Основное его достоинство — низкая цена, простота изготовления и высокая степень надежности.

Верёвки разной толщины

Шкотовый

Узел своё название получил от шкота – снасти, с помощью которой управляют парусом. Другие названия связки – узел Вебера, ткацкий булинь, сеточный, ведерный. Таким способом привязывают натянутый канат к карабину или металлическому кольцу. Узел применяют, если верёвка находится под постоянным натяжением. При слабой или переменной нагрузке шкотовый узел сползает.

Техника выполнения:

  1. На конце более толстой верёвки завязывают закрытую петлю, у которой короткий конец проходит сверху длинной части.
  2. Заводят в петлю вторую верёвку и выводят её, обхватывая петлю по кругу у основания.
  3. Короткий конец перекрещивают с длинным концом верёвки и протягивают его в петлю. Получается, что тонкая бечёвка огибает основание петли восьмёркой.
  4. Узел стягивают и обязательно вяжут страховку.

Традиционно шкотовым узлом связывают канаты разной толщины, но он прочно держит и верёвки одинакового диаметра. Под нагрузкой он не стягивается и не ослабляет верёвку, легко развязывается. Такой узел не применяют для синтетических тросов из-за возможного скольжения.

Брам-шкотовый

Усиленный вариант узла Вебера, другое название – двойной шкотовый. Его применяют при такелажных работах, буксире, когда нужно соединиться с жёстким тросом. Используют брам-шкотовый узел при постоянной нагрузке, он выдерживает рывки и резкую смену направления движения.

Техника выполнения:

  1. Из толстого каната делают закрытую петлю.
  2. В неё протягивают конец второго каната, обводят им основание петли и продевают тонкий канат под себя поверх петли.
  3. Ещё раз обходят основание петли свободным концом и протягивают его в проход между петлёй и тонким канатом.
  4. Узел стягивают, придерживая толстую петлю, и расправляют. С 2-х сторон завязывают контрольные узлы.

Брам-шкотовый узел надёжно удерживает как верёвки разного диаметра, так и жёсткие искусственные тросы одинаковой толщины.

Академический

Узлы туристический и морской, разные по назначению и вязанию, получили одно название – академический. Схемы и описания помогут их различать и правильно применять.

Морской академический узел эффективен, когда нужно связать натянутые жёсткие тросы, соединить эластичный канат с верёвкой. Его используют для обвязывания объёмных и упругих грузов. Узел простой, не скользит, легко развязывается.

Техника выполнения:

  1. Концы 2-х верёвок накладывают один на другой и переплетают по одному разу, протягивают вверх.
  2. Повторяют переплетение, только верёвку закручивают в другую сторону, навстречу виткам первого полуузла.
  3. Затягивают концы верёвок. Получился узел в виде косички.

Академическим морским узлом соединяют простые и синтетические тросы. Рыбаки с его помощью связывают лески.

Усложнённый вариант прямого узла – академический туристический узел. При нагрузке он меньше затягивается и проще распускается, чем прямой. Узел эффективен при постоянном и переменном воздействии.

Техника выполнения:

  1. Из шнура большей толщины формируют полупетлю.
  2. Свободный конец меньшего шнура продевают в петлю, обкручивают её основание, перекрещивают короткий и длинный конец шнура.
  3. Протягивают короткий хвост шнура в петлю, затягивают, закрепляют страховочными узлами.

Таким узлом привязывают верёвку к столбу или дереву. Во время навесных переправ академический туристический узел использовать запрещено.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Основные морские узлы

Булинь

Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

https://youtube.com/watch?v=vA0dQhUIfpE

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Основные морские узлы

 Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:1) создать с верха вниз петлю;2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;4) туго затянуть.Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. Как завязать узел восьмёрка:1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;3) крепко затянуть.

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

 Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

 Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

 Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

 Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства