Как вязать туристические веревочные узлы. пиратский узел: как завязать, простая и понятная схема самых необходимых морских узлов видео

Содержание материала

Узел удавка (или Затягивающий узел)

Описание. До сих пор используется в морском деле для временного крепления троса и в других отраслях для подъёма грузов, предметов, например брёвен. Раньше назывался «эшафотным» и применялся при казни через повешение, так как он сам затягивается и выдерживает значительные нагрузки.

Как вязать. Верёвку складываем в форме буквы «Z», берём в руки короткий конец, делаем 3 или 4 (при желании можно больше) оборота вокруг большой петли и проводим в малую петлю, прилегающую к длинному концу. Затягиваем лишнюю верёвку рабочей петлёй.

Где применить. Удобно прикреплять к различным предметам для поднятия или закрепления. Можно использовать на рыбалке для соединения снастей, лески или в качестве бросательного груза.

Выбирайте свой способ по видео

На самом деле нет смысла осваивать все способы, видео о которых вы можете найти. Практика показывает, что достаточно выбрать пару-тройку тех, которые покажутся вам самыми удобными, и пользоваться ими. В видео от опытных рыболовов обязательно подробно, в деталях показываются все нюансы вязания снастей, так что рассмотреть их и соотнести со своими способностями и возможностями не составит труда.

Чтобы сделать правильный выбор, следует помнить, что узлы служат для соединения блесны, крючка со снастью и связывания лески. Поэтому они должны быть завязаны прочно, надёжно и при этом быстро. Со временем у любого рыбака появляются свои дополнительные хитрости в завязывании рыболовных снастей. В результате, просматривая видео о рыбалке, любой может найти ту безотказную разновидность, которая завязывается легко и просто.

Соединение монолесок одинакового диаметра

Говоря о том, как вязать рыболовные узлы нельзя не упомянуть и о соединении двух монолесок, имеющих приблизительно одинаковую толщину. Для этих целей зачастую используется «Скользящий узел» и Тройной рыбацкий узел».

Скользящий узел

Две лески зажимаются в руках параллельно друг другу.

  1. На конце одной из лесок делаем петлю.
  2. Оставшимся концом петли, обматываем внутреннюю часть данной петли на участке, где она соприкасается со второй леской
  3. Делаем порядка 5-6 витков, смачиваем узел ртом и неспеша затягиваем его. В результате мы получаем узел с одной стороны. При этом если к нему приложить усилие, его можно сдвинуть по леске.
  4. Берем второй конец лески, и делаем узел аналогичный первому.
  5. Снова свободным концом производим обмотку внутри петли в количестве 5-6 витков, смачиваем и затягиваем узел.
  6. В результате у нас получилось два узла. Тянем за обе лески, и два узла начинают скользить по направлению друг к другу, образуя один узел.
  7. Данный узел самозатягивающийся и не может порваться.

Как вязать тройной рыбацкий узел

Это довольно крепкий и прочный узел, но он очень громоздкий и расположен перпендикулярно связанным лескам. Такой узел отлично подходит для связки основной и поводочной лески.

  1. Складываем две лески.
  2. Вяжем обычный узел, но не затягиваем, а наоборот оставляем кольцо.
  3. Теперь свободными концами обоих лесок делаем 4 оборота внутри кольца.
  4. После смачиваем и начинаем затягивать.
  5. Лишние кончики срезаем.

Морские узлы-петли

А сейчас рассмотрим узел, относящийся к затягивающимся узлам-петлям.

Как завязывать морской узел «Скользящая глухая петля»

Этот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная петля, что увеличивает надежность крепления.

Последовательность завязывания узла скользящая глухая петля

  1. Ходовой конец троса сложить в форме открытой петли.
  2. Основание петли поднять и положить перпендикулярно основным концам троса, так, чтобы в результате образовались две закрытые петли. Ходовой и корневой концы троса провести через петли, делая обвод их внутренних сторон.
  3. Затянуть узел.

Применение пиратского узла

Зачастую данный способ вязки используется для привязывания коней. Когда, например, лошадь необходимо отпустить, будет достаточно потянуть за свободный конец.

Узел позволяет легко спустить предмет вниз. Это может быть что угодно. Особенно актуально, во время ремонта крыши.

Альпинисты ловко спускаются по основному концу с гор, а когда доберутся до земли, им остается лишь дернуть за свободный второй конец и вуаля веревка в его руках.

По своей сути пиратский узел является ловкой комбинацией петель. При этом вязать его достаточно легко. Пользуются пиратским узлом и строители и пожарные. Да и в быту данный навык вязания лишним не окажется.

Разновидности узла

Вы увидите, что узел восьмерку можно использовать как для связывания петель, так и для привязывания крючков, приманок, различных элементов, имеющих отверстия, а также для того, чтобы связать 2 отрезка лески или шнура. Но лучше всего этот узел справляется именно с незатягивающимися петлями. Все назначения скорее надуманы и намного более правильно использовать для крючка и соединения лесок другие, более простые и надежные узлы.

Создание петли

Классический (одинарная восьмерка или восьмерка-проводник). Используется как в рыбалке, так и в альпинизме. Прочный узел, создающий незатягивающуюся неподвижную петлю. Т.е. вы можете попробовать сделать петлю, а затем потянуть за оба конца лески, из нее выходящей – у вас не получится затянуть узел. Хотя соединений со 100% прочностью не существует и поэкспериментировав, вы найдете тип лески или шнура, который всё-таки можно затянуть при сильном желании. Для таких видов лесок (шнуров) есть двойная восьмерка. О ней далее.

Схема вязания узла Восьмерка для создания петли

Девятка (двойная восьмерка). Практически идентичен одинарной, но усложнен одним дополнительным шагом при связывании. Более крепок на жестких типах лески, например, флюрокарбоне.

Двойная восьмерка с двумя петлями. Делается более усложненная версия, для создания сразу двух петель одним узлом.

Шаг 1. Сначала сделайте петлю из сдвоенного шнура, затем вторую. И среднюю часть первой петли проденьте во вторую.

Шаг 2. Накиньте петлю (на изображении под номером 1) на петлю под номером 2.

Шаг 3. Затягивайте узел, тяните сразу за 2 петли и два отрезка шнура, выходящих из узла в нижней части.

Шаг 4. Двойная восьмерка готова. Если используете леску, то обязательно смачивайте перед затягиванием.

Привязывание крючка

Рыбацкий. Тут узлу просто повезло быть названым восьмеркой. Нет никакой необходимости использовать такой узел на крючках, есть более надежные и легкие в связывании узлы. Тем не менее не упомянуть такую разновидность было бы неправильным.

Связывание двух лесок (шнуров)

Встречная восьмерка – узел для связывания двух лесок между собой. Как вы видите на схеме, связать 2 шнура или 2 отрезка лески между собой действительно можно при помощи классического узла восьмерки, но целесообразность очень низка. Узел сложнее вяжется, чем Кровавый и менее прочен, именно в таком соединении. А если вам нужно связать 2 отрезка лески разных диаметров, то ещё лучше подойдет узел Морковка.

Пошаговая схема вязания узла встречная восьмерка

Временное укрепление повредившегося шнура

Многократная восьмерка – морской узел, который вяжется совершенно по-другому, нежели классические рыболовные и альпинистские восьмерки. Предназначен для укрепления ослабленного или поврежденного шнура в узел, чтобы не допустить его разрыва. Также может применяться для намеренного утолщения шнуров или веревок, например, для привязывания ручки для санок.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Прямой узел схема вязания

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.

Булинь узел — схема вязания

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Восьмерка

Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.

Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:

  1. Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
  2. Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
  3. Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.

Восьмерка узел — схема вязания Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.

Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.

Простой полуштык

Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.

Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.

Простой полуштык

Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:

  1. Перекинуть веревку через опору.
  2. Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
  3. Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.

Якорный

Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.

Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.

Якорный узел

Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:

  1. Взять веревку, перекинуть ее через опору.
  2. Обернуть дважды.
  3. Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
  4. Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.

Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.

Узлы стыковочные, для связывания разъединенных канатов

Прямой / рифовый

Прямой соединяет два троса одного диаметра. Недостаток: при намокании и при усиленных натяжениях намертво стягивается. Во избежание чего, в петли вставляют деревянный клин. Прямой двойной соединяет два троса одинакового диаметра, выдерживает высокие нагрузки натяжения. Рифовый закрепляет палубные механизмы, штерты, чехлы для шлюпок, а так же когда нужна надежная, но быстро раздаваемая связка.

Шкотовый и Брамшкотовый узлы

Традиционно применяется для связывания двух концов разной толщины, но на практике годится и для одинаковых по толщину тросов. Не рекомендуется использовать на синтетике. Он хорошо держит при применении нагрузки. Брамшкотовый отличается от шкотового только одним дополнительным витком. Брамшкотовый узел размещен на последней картинке галереи.

продаем лодки казанка модификации сибирь лодочные моторы

Вяжется этот морской сваечный узел очень просто, однако при его использовании необходимо иметь в виду, что надежно удерживать охватываемый им объект он может только при вполне определенной ориентации относительно направления нагрузки, действующей на закрепляемый объект.

Чтобы завязать этот узел, вначале необходимо сделать обычную закрытую петлю, как это показано на рис. 69.

После этого необходимо определить, в каком направлении будет действовать нагрузка на закрепляемый этим узлом объект.

Рис. 69

В данном примере давайте предположим, что нам необходимо закрепить этим узлом какой-либо груз.

Поскольку сила тяжести, действующая на груз, всегда направлена вниз (если только не применяется система блоков, меняющая направление действия силы), то начальную петлю необходимо завернуть вверх, как это показано на рис. 70.

Рис. 70

Это и есть главное правило при вязании сваечного узла — начальная петля всегда должна смещаться в направлении, противоположном направлению силы, которая будет воздействовать на закрепляемый в сваечном узле объект.

Можно выразиться и по-другому: начальная петля всегда должна смещаться в сторону коренного конца веревки, который и будет воспринимать нагрузку от закрепленного в сваечном узле объекта.

После этого накладываем петлю на коренной конец веревки и закрепляем груз, как показано на рис. 71.

Рис. 71

Вид этого узла с закрепленным предметом с обратной стороны показан на рис. 72.

Рис. 72

Но все-таки что же произойдет, если отступить от правила вязания сваечного узла, согласно которому начальная петля всегда должна заворачиваться в направлении, противоположном направлению силы, которая будет действовать на закрепляемый в сваечном узле объект?

На рис. 73 показано, что петля смещается вниз для подготовки узла, призванного удержать груз, увлекаемый силой тяжести также вниз, после чего в узел вставляется груз, как показано на рис. 74.

Рис. 73

При близко расположенном ходовом конце этот конец просто вывалится из петли, и, соответственно, груз также не будет зафиксирован и упадет, как это показано на рис. 75. Рисунки 74 и 75 специально показаны на малиновом фоне, напоминающем красный запрещающий сигнал светофора, чтобы было ясно, что так делать нельзя.

Рис. 74 Рис. 75

При этом не следует путать понятия «груз» и «направление действия нагрузки».

На рис.76 сваечный узел использован для крепления веревки с грузом за сук дерева.

Груз, несомненно, увлекается силой тяжести вниз, но в данном-то случае сваечный узел прикреплен не к грузу, а к сучку, который, согласно 3-му закону Ньютона, воздействует на веревку в направлении, противоположном тому, в котором действует груз.

Другими словами, сучок можно рассматривать в качестве объекта, который стремится вверх, и, следовательно, в таком случае начинать вязать сваечный узел необходимо со смещения петли вниз, как это показано на рис. 73.

Ценность сваечного узла в том, что его можно завязать в любом месте веревки или троса, что позволяет использовать его для решения многих практических задач.

Например, для быстрого изготовления веревочной лестницы, как это показано на рис. 77.

При этом особенно тщательно необходимо придерживаться правила ориентации узла относительно направления действия нагрузки.

Например, в целях экономии пространства участок веревочной лестницы, показанный на рис. 77, изображен в горизонтальном, а не вертикальном положении.

Из рисунка нетрудно догадаться, что для подъема по этой лестнице вверх ее необходимо повернуть на 90 градусов по часовой стрелке.

Рис. 76 Рис. 77

Кстати, заслуживает внимания рассмотрение того, что получится, если сваечным узлом вместо груза закрепить ходовой конец той самой веревки, на котором он завязан (рис. 78), после чего затянуть коренные концы, расположенные по обе стороны сваечного узла, как это показано на рис. 79.

Рис. 78 Рис. 79

Мы увидим, что получится голландский вариант беседочного узла (рис. 80). Вот вам и еще один способ вязания замечательного беседочного узла.

Рис.80

Причем необходимо заметить, что после обнесения ходового конца вокруг шеста или столба и заправки его в сваечный узел (как это показано на рис. 81) достаточно будет просто энергично дернуть за коренной конец веревки, и сваечный узел мгновенно превратится в беседочный (рис. 82).

Рис.81 Рис.82

Это говорит о том, что сваечный узел является ближайшим родственником беседочного узла, или, если выразиться по-другому, сваечный узел с заправленным в свою же петлю ходовым концом — это не что иное, как развёрнутый беседочный узел.

Основные виды узлов

Научиться завязывать морской узел

Итак, если вы решили научиться завязывать морской узел, то вам понадобится веревка. Она должна быть средних размеров и достаточно мягкой.

Но сначала ознакомьтесь со специальными терминами для лучшего понимания:

Коренной конец – конец веревки, закрепленный неподвижно.

Ходовой конец – конец веревки, с которого начинается вязка узла.

Полуштык – наматывание троса вокруг любого предмета.

«Восьмерка»

Научиться завязывать морской узел «Восьмерка» довольно просто, так как довольно легкий узел, не требующий много усилий. Он обычно используется для крепежа.

Узел «Восьмерка»

Оберните ходовой конец вокруг коренного и протяните сверху
него, тем самым образовывая петлю. Через нее протяните ходовой конец и затяните.

«Простой штык»

Является основой для многих видов узлов, а также может использоваться самостоятельно. Простой штык просто завязывать, но и развязывается он легко.

«Простой штык»

Накиньте петлю на точку опоры и через нее проведите конец веревки. Сделайте еще одну аналогичную петлю вокруг веревки. Закрепите свободный конец контрольным узлом или бечевкой.

«Полуштык»

Также довольно простой, но крепкий узел. Научиться завязывать морской узел «Полуштык» необходимо альпинистам для страховки.

Узел «Полуштык»

Образуйте петлю на веревке. Вокруг коренного конца оберните
ходовой и вденьте в петлю. После чего покрепче затяните узел.

«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»

Это, наверное, самый древний используемый морской узел. Его
предназначение — соединение двух концов веревок.

«Прямой узел» или «Геркулесовый узел»

Перекрестите между собой ходовые концы, затем один раз
обмотайте вокруг друг друга, а оставшиеся концы свяжите обычным полуузлом.

«Беседочный узел» или Булинь

Такой узел обычно используют для страховки человека,
обвязывая трос вокруг талии.

«Беседочный узел» или Булинь

Сделайте из веревки петлю, не завязывая ее. Протяните через
нее ходовой конец. Затем ходовой конец оберните вокруг коренного и опять
проденьте сквозь петлю. Туго затяните.

Еще можно научиться завязывать морской узел «Беседочный» вокруг себя одной рукой, что поможет в экстренных ситуациях. Для этого левой рукой захватите коренной конец, а правой оберните ходовой вокруг туловища. После чего вытяните его вперед. Затем этим же концом оберните его один раз. После этого ходовой конец опять оберните вокруг коренного. Как только из петли была вытащена правая кисть, просуньте ходовой конец веревки в более маленькую петлю. После этого вытяните левую руку с коренным концом вперед.

Булинь одной рукой

Попрактиковавшись должным образом, научиться завязывать морской узел подобным образом можно даже темной ночью или в ледяной воде.

«Эшафотный узел»

Еще его знаю под названием «Висельный узел» или петля Линча.
Изначально его использовали по прямому назначению (вы догадываетесь какому), но
впоследствии он оказался настолько действенным и полезным, что его стали
применять и в сельском хозяйстве, и в быту, и во многих других областях.

«Эшафотный узел»

Заломите веревку вдвое и ходовым концом начинайте обматывать эту «двойную» веревку. Число витков неограниченно, но обычно хватает шести. Оставшийся ходовой конец проденьте сквозь оставшуюся наверху петлю и затяните ваш узел.

«Португальский булинь»

«Португальский булинь»

Данный узел пригодиться альпинистам и людям, которым необходимо поднять раненного человека. «Португальский булинь» вяжется точно также как обычный булинь, только делается две петли, для того, чтобы вдеть в них ноги, а вокруг тела вяжется полуштык.

Научиться завязывать морской узел, как вы уже поняли, легко, но требует практики. Через некоторые время без освежения приобретенных знаний, вы легко забудете, как их завязывать. Поэтому не ленитесь и старайтесь изучать более сложные и красивые способы вязки морских узлов, которых насчитывается более 150 видов!

Как научиться завязывать морской узел

Восьмёрка

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Соединение монолесок с разным диаметром «Кровавый узел»

Данный рыболовный узел зачастую используется для соединения лесок разных диаметров, причем соотношение диаметров таких лесок не должно превышать 30 %. Кровавый узел крупнее Олбрайта и Морковки, а его усики, по отношению к основной леске, расположены под углом 90˚, что снижает дальность заброса.

Представим, что леска это наши два шнура, синий более толстая, красный тонкая.

Берем шнуры и складываем их между собой внахлест

Длина свободных концов будет 15-20 см.
Место пересечения зажимаем большим и указательным пальцами, и начинаем синий шнур обматывать вокруг красного, делая, таким образом, 5-6 витков, обращаем внимание на то, чтоб не было перехлестов.
Конец красного шнура продеваем в точке соединения красного и синего, так чтоб синий шнур смотрел вверх.
После, опять зажимаем место соединения двумя пальцами и повторяем процедуру, обматывая красную леску, вокруг синей.
Вставляем конец красного шнура в туже петлю, куда мы просовывали синий шнур, вот только если тот мы вставляли снизу вверх, то красный сверху вниз.
Смачиваем данный узел и аккуратно затягиваем.

Как их применяют в рыболовстве?

С развитием кораблестроения и появлением пароходов, потребность в огромном количестве хитрых узлов исчезла. Тем не менее многие применяются в любительском и профессиональном спорте, туризме и рыбалке. В последнем случае, морские узлы используют для того, чтобы:

  • зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
  • установить леску на шпуле;
  • пришвартовать лодку или баркас.

Основные понятия, которые необходимо знать

Для того чтобы быстро научиться вязать несколько основных морских узлов, следует выучить понятия и термины, которые помогут в освоении этого дела. Поскольку, технология вязания имеет процесс соединения тем или иным образом краев троса, веревки, лески и прочее, нужно запомнить следующее:

  • Коренной конец – часть троса, зафиксированная неподвижно;
  • Ходовой конец — незакрепленный, который и является основным элементом при вязке узла.

Классификация

Поскольку, морские терминологии, в том числе и при вязании морских узлов, походят из иностранных языков, следует знать следующие понятия вязки:

  • Knot – переплетение или соединение ходового и коренного концов.
  • Hitch – определение узла, при привязке его внутреннего конца к любому предмету.
  • Bend – соединение ходовых концов двух и более тросов для получения одного изделия.