Головные уборы и причёски казачек

Содержание материала

Меховые шапки (тери берк)

Обилие сырьевой базы предоставляло карачаевцам и балкарцам широкие возможности при изготовлении меховых головных уборов. Из всех меховых шапок, которые изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Название «бухар» говорит само за себя- мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары. Название это свидетельствует об этнических связях карачаевцев и балкарцев с жителями далекой, но генетически родственной Бухары. Шапки из каракуля носили в основном представители имущих слоев карачаево-балкарского общества, в основном взрослая молодежь; знать же надевала их даже на маленьких мальчиков. Из всех цветов для таких шапок карачаевцы и балкарцы для молодых парней отдавали предпочтение золотистому цвету (алтын бетли- сур); вторым по престижности для молодежи шел серый цвет (кек бетли), а последним- черный (къара бетли). Если первые два цвета предназначались, как правило, для молодежи, то черный- для мужчин пожилого возраста.

По престижности за каракулевыми шли шапки, изготовленные из собственного сырья- из шкур молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а также и для сычуга, используемого для приготовления «къарачай-малкъар бышлакъ» (карачаево-балкарского сыра). В зависимости от возраста ягненка шкура носила различное название. Многовековая практика овцеводства у карачаевцев и балкарцев выработала разумное, рачительное отношение к животным. Маленьких ягнят забивали у тех овцематок, которые по возрасту были уже на пределе плодоношения. Этих овец, забив весной их ягнят на шкурки, летом усиленно о пасли на альпийских лугах, которыми изобиловала территория Карачая и Балкарии, а осенью забивали на мясо, заготавливаемое впрок (согъум).

Карачаевские и балкарские традиционные меховые шапки (къарачай, малкъар берк) во второй половине ХIХ- начале XX в. имели различную отделку. Это были круглые высокие шапки- тегерек, края которых отделывались различным мехом, а верх был из дорогих тканей, как правило, из кашемира или сафьяна (сахтиян), по цвету меха. Говоря о цвете шапок, следует сразу отметить, что карачаевцы и балкарцы вообще не были привержены к особо броским цветам. Не одобрялись в народе, особенно Большом Карачае, и пестрота, крикливость, вычурность. Как во всем быту, так и в одежде прежде всего ценилась качественность, добротность, насыщенность окраса.

Детские меховые шапки

Детские меховые шапки имели верх не только из шерстяной ткани, но (в социальных верхах) и из бархата. Обшитые галуном (окъа), такие шапочки на макушке имели еще черненую серебряную бляшку в форме волчонка, лисенка, медвежонка, орленка и т.п.

Шапка из местного меха уступала шапке из каракуля. Но так как карачаевские овцы тоже из породы грубошерстных, завиток шерсти новорожденных ягнят у них довольно сильно выражен, и довольно часто попадаются такие экземпляры, которые трудно отличить от каракуля. Такие шапки, изготовленные из местного сырья, нередко оценивались довольно высоко по шкале престижности. Особенно высоко такие шкурки оценивались на рынках Кавказа; имели успех они и далеко за пределами региона. Карачаевцы и балкарцы, особенно первые, продавали их в большом количестве. Карачаево- балкарское название таких шкурок- «керпе»- вошло во многие языки народов Кавказа и вышло даже за пределы. Для собственных нужд керпе карачаевцы и балкарцы употребляли широко. Из керпе они шили целиком меховые шапки, особенно социальная знать, шапки которых выделялись и по высоте. Из керпе карачаевцы и балкарцы шили также специальные головные уборы, которые надевали только ночью,- кечеги берк. Это были невысокие шапки, чаще из одного только меха, но иногда отделанные по внешнему краю нешироким мехом, с верхом из кожи (сахтиян), окрашенной в нужный цвет. Такие шапки носили очень пожилые люди. Изготавливали также из двух слоев меха- изнутри и снаружи, для тепла. Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных ягнят, которые выполняли здесь роль каракульчи. Пастухи на коше носили круглые высокие меховые шапки — чырпа берк из несколько переросшего керпе.

Казачки нижнего Дона

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

История создания шапки-кубанки

Своим происхождением этот головной убор обязан папахе, которую в XV-XVI веке предпочитали носить мужчины на Кавказе. Именно оттуда и пришла на Кубань такая модель шапки. Сначала казаки носили на голове непосредственно саму папаху, но она показалась им неудобной, поскольку часто спадала во время езды на лошадях. Тогда кубанку сделали немного ниже, оставив при этом прежнюю цилиндрическую форму.

Среди мужчин Кубани эта шапка была основным зимним головным убором. Ее носили и в будни, и в праздники. В качестве женского головного убора шапки-кубанки впервые появились в 80-е годы двадцатого века. В то время иметь ее в гардеробе мечтали все дамы СССР. Мужская казачья шапка была с коротким ворсом, в основном из каракуля. Женский вариант кубанки делался преимущественно с длинноворсовым мехом.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.

По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.

Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как «буденовка». Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».

Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.

Источник

Казачья Папаха.

Периодом появления папахи у казаков, можно определить середину 18 века. В 19 веке, папаха широко распространилась среди казачьей среды. В самом начале, папахи изготавливали из меха волка, барана и медведя. Для защиты головы всадника стали использовать папахи с металлическими вставками проволоки, а также колпак — тумак. Если вам говорят, что вам надают тумаков, значит вас побьют довольно увесистой шапкой. Или настучат по голове.

Казацкие папахи бывают трех цветов, черного, серого и белого. Вы никогда не увидите гламурные, яркие раскраски. Донские и кубанские казаки навершие папахи зашивали красным цветом с тесьмой белого цвета крест на крест. Что символизировало всегда православную веру.

Терские казаки зашивали навершие синим цветом. В этом было их отличие. У казаков Сибири и Дальнего Востока папахи всегда были черного цвета с длинным мехом барана. А теперь поговорим об основных отличиях казацкой папахи от кавказской. Если быть наблюдательным, это отличие сразу бросается в глаза.

Да, на казацких папахах нашита красная или синяя ткань. Кавказские папахи зашиты таким же мехом, из которого состоит головной убор. Еще считается, что казацкие папахи несколько ниже, такие папахи называют кубанками.

У казаков можно редко увидеть мохнатые папахи из козьей шерсти. Папаха образца, установленного Приказом по В.В. № 305 от 1892 г. — слегка конической формы, с коротким бараньим мехом всех натуральных цветов, кроме белого и черного, с колпаком из алого сукна. У урядников и вахмистров колпак папахи крестообразно обшивался бельевой тесьмой, у офицеров — крестообразно и вокруг колпак обшивался галуном. У обер-офицеров — кавказский галун шириной 5/16 вершка (1,37 см), у штаб-офицеров — гусарский 5/8 вершка (2,75 см). От вершины колпака до меховой тульи — 1 1/2 вершка; вышина (ширина) меховой тульи (опушки) — 3 вершка; вышина всей папахи — 4 1/2 вершка. Спереди папахи, в центре, — кокарда. Приказом по В.В. № 518 в повседневной носке казакам разрешалось иметь папаху произвольного образца из бараньего меха всех натуральных цветов, за исключением белого.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Источник

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Что за шапка кубанка?

Для кубанки применяются натуральные меха. Головной убор из норки, песца, енота способен согреть самой холодной зимой. Для северного народа этот критерий имеет большое значение. Встречаются варианты из искусственного меха. Некоторые носят связанную шерстяную шапку.

Откуда он появилась?

Кубанку мужчины носили в зимнее время. Это был отличный вариант как для повседневной жизни, так и на праздник. В 80-е годы ХХ века шапку начали носить женщины. В то время она была на пике популярности, о ней мечтали все модницы. Изделие изготавливали из каракуля, ворс был коротким. Для дам выпускали головные уборы с длинным ворсом.

Важно! Сейчас кубанки вновь обрели популярность. Вариаций достаточно много, каждый сумеет подобрать оптимальный вариант для себя

Что за крест у неё на «макушке»?

Эта отметина связана с нюансами покрояТолько оттенок верха имел значение.

Особенности цвета верха:

  • синий – использовался тверскими казаками;
  • красный – характерный для донских казаков;
  • жёлтый – применялся астраханцами.

Важно! На территории современной России насчитывается больше 20 казачьих войск. Они представляют собой один союз, но имеют разные порядки, традиции, обряды

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»