Содержание материала
«Тигр»/«Камыш»
Строго говоря, данный камуфляж хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой – это скорее адаптация существующего малазийского камуфляжа «Tiger Stripe» к российским условиям.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально он никогда не находился на снабжении, неофициально же используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
История
«Флора» в вооружённых силах Российской Федерации принят в 1998 году. Рисунок создаёт оптические иллюзии растворения силуэта как на близком, так и на большом расстоянии на фоне природы средней полосы России, не очень хорошо подходит для гор Кавказа. Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем, также известно обозначение ВСР-98, которое расшифровывается как Вооружённые Силы Расцветка — 1998 года, это название пришло из книг Camouflage Uniforms of the Soviet Union and Russia от Dennis Desmond. Разработан в конце 1990-х годов, имеет некоторую схожесть с советской расцветкой «Бутан», «Барвиха» и американской «Тигровой». Общая цветовая гамма может варьироваться в широких пределах в зависимости от ткани, использованной фирмой производителем.
«Флора» пришла на замену камуфляжу «Барвиха» — название ОКР, но официального названия не было, поэтому появились народные прозвища по типу «вертикалка», «берёзка», ВСР-93 и так далее. Название ВСР-93 пришло из книги Camouflage Uniforms of the Soviet Union and Russia от Dennis Desmond и фактически ошибочно, так как первые образцы датируемы 1985 годом, а знакомый всем вид принял в 1990 году, но массовое производство пошло в период 1991-1992 годах. Камуфляж «Барвиха» в свою очередь пришёл на смену своему предшественнику — «Бутан», также название ОКР и имеющий свои народные названия «дубок» и на западе известен как TTsKO (сокращение от tryokhtsvetnaya kamuflirovannaya odezdha, Three Colour Camouflage), по аналогии с пустынными камуфляжами США 80х и 90х. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн. От ВСР-98 отличен тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время ВСР-93 в ВС России практически выведен из употребления.
ЕМР
Сам ВСР-98 в рамках обновления облика вооружённых сил заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Тёмный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в 15 ЦНИИИ Минобороны России.
Так как «Тёмный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырёх принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет чётко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально. В частности, маскировочный костюм в составе комплекта боевой индивидуальной экипировки «Ратник» выполнен с тем же маскировочным рисунком «Тёмный», приспособленным авторами рисунка по цветовому решению к двум вариантам: летнему для открытой местности и демисезонному для переходного периода и горной местности (маскировочный костюм имеет двустороннюю окраску). Таким образом, эта маскировочная окраска, пришедшая на смену «Флоре», является более универсальной (рисунок «Флоры», форма и взаимное расположение пятен изначально были рассчитаны прежде всего на маскировку в растительности, и даже цветовое решение, адаптированное под местность, не всегда могло компенсировать недостатки рисунка).
В моде[ | ]
В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн
Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе
Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.
Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов.
Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.
В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, НС-скинхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную
одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи, то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.
На создание «ЕМР» (что расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка») активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн». Его разработчикам удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики «ЕМР», учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка. В результате появился «ЕМР».
В настоящее время «ЕМР» является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант «ЕМР» имеет несколько другую цветовую схему.
Послевоенное время
После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Камуфляж «Бутан».
Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне
Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание
В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан». Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.
Этапы работы для каждого их способов
Покраска без трафарета
Как рисовать камуфляж на авто без трафарета. будет разобрано ниже. Для этого варианта потребуется некоторое время и терпение.
Работа осуществляется в несколько этапов:
- При помощи узкой малярной ленты на кузове сформировать пятна выбранной конфигурации. Если предполагается много изгибов и преломлений в рисунке, то лучше полосы скотча отрывать от основного мотка. При сплошной поклейке в образовавшиеся воздушные зазоры может попасть краска и испортить весь вид.
- После того как скотч наклеен, все края вокруг образовавшихся пятен нужно закрыть бумагой, во избежание попадания краски не на те места. Широким скотчем можно закрепить защитный материал;
- Темная краска наносится самая первая. Покрыв первым слоем, надо дать высохнуть и повторить процедуру.
- Когда все слои темного цвета высохли, скотч и бумагу нужно снять и начинать клеить последующие пятна камуфляжа;
brand-detail-img-title»>Покраска авто без трафарета под камуфляж
- Когда готова форма и защита, краска также наносится два раза, и каждый обязательно тщательно просушивается. Последним цветом в покраске должен быть самый светлый.
- После завершения всего процесса — удалить ленту и остатки бумаги. Осмотреть всю площадь работы.Если имеются огрехи, убрать их аккуратно растворителем.
- Последний этап — покрытие лаком всего кузова авто. Финишный материал наносится также в несколько слоев.
Трафаретный способ
Как же покраситьв камуфляж авто при помощи готового трафарета или изготовленного своими руками? Сам способ практически идентичен по этапам с первым, но есть некоторые отличия. Дело в том, что готовый трафарет предполагает нанесение пятен одинакового размера, и разнообразия не получится. Если хочется изменить конфигурацию камуфляжа, придется самостоятельно вырезать на пленке нужные формы. Когда выбран трафарет, он клеится на кузов.Отверстия покрываются краской.
Оклеивание виниловой пленкой
Этапы:
- Выбранная пленка прикладывается к кузову, четко отмеряется и обрезается. Однако опытные автомобилисты советуют проводить обрезку лишних кусков уже после приклеивания, потому что в выгнутых или выпуклых местах материала потребуется больше.
- Клейкая сторона винила обрабатывается специальным спреем и прикладывается к поверхности авто. На этом этапе пленку можно двигать, корректируя, таким образом, ее положение.
- По мере приклеивания материала проходят по поверхности резиновым шпателем или ракелью. Это делается для того чтобы пленка ложилась ровно и под ней не образовывались пузырьки воздуха. Если где-то остались пузырьки или неровности стоит еще раз пройтись шпателем.
- Для выравнивания в случае загибов и складок винила нужно прогреть поверхность строительным феном.
- Выступающие края и лишние части нужно отрезать ножом и обработать герметиком для долговечности.
brand-detail-img-title»>Оклеивание виниловой пленкой камуфляж
Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи
На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, — полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.
Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.
Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.
«КЗС»/«Расцветка-57»
Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данный цвет. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957 года», однако данное наименование используется достаточно редко.
Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, так как «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж – ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», потому что долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
«Растровый подлесок»/«Растр»
Создан все в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета – получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».
В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть – на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания – взгляд прохожих будет просто скользить мимо.
Основы построения камуфляжной окраски
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж
Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.
Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной — обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.
Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.