Содержание материала
Форма военных летчиков в период 1918-1935 годов
После революции октября 1917 года Красной Армии перешло более 70% авиационного парка бывшей царской армии. Во все время Гражданской войны 1918-1921 годов «красная» авиация доминировала над слабой и малочисленной «белой», основу парка которой составляли единичные самолеты, поставлявшиеся бывшими союзниками по «Антанте». Поэтому понятно, почему уже в 1922 году, сразу после победоносного завершения Гражданской войны, приказом №322 поРККАбыла утверждена новая форма одежды для всех родов войск. В соответствии с этим приказом, созданные в 1918 году военно-воздушные силы Советской Республики ( к декабрю 1922 года – СССР), обрели форму, которая на протяжении столетия претерпевала изменения, но не утратила основных отличительных особенностей, позволяющих узнавать военных летчиков.
За основу была взята форма военнослужащих воздухоплавательных отрядовРИА, которая шилась из темно-синего сукна. ВВС всегда представляли собой элиту из элит армии. Не утратили они такой роли и в первоначальный советский период, когда были упразднены знаки различия и погоны, все военнослужащие стали «товарищами», а офицеры — находились под пристальным наблюдением комиссаров.
Военные летчики получили самый разнообразный комплект форменной одежды:
Шинель из ч/ш сукна (темно-синего цвета для мирного времени, серого – для военного);
- френч (различный по крою для офицерского и рядового состава);
- гимнастерки летнего и зимнего типа;
- рубашку;
- галстук;
- бриджи-галифе;
- суконный шлем (типа «буденовка»);
- фуражку (для парадно-выходной формы);
- хромовые сапоги или ботинки (носились с крагами).
Вся военная форма ВКС, за исключением рубашки и галстука, шилась из материала темно-синего цвета. Отличительной особенностью военно-воздушных сил являлись петлицы, околыши, выпушка и канты голубого цвета.
РИСУНОК 2
Повседневная форма военных летчиковРККАв период 1925-1935 годов
Правовое регулирование порядка присвоения классной квалификации
Основная цель присвоения классности – подтверждение уровня профессионализма воина, занимающего соответствующую должность. 18 сентября 2015 года Министр обороны Российской Федерации подписал Приказ № 542. Документ утвердил Порядок проведения испытаний для получения (подтверждения) классности.
В нем оговорен механизм оценки подготовки военнослужащих и степень полномочий командиров разного уровня по присвоению категорий:
- командиру воинской части (корабля 1-2 ранга) предоставлена возможность подписать приказа о присвоении «3 класса»;
- полномочия командира соединения позволяют присвоить «2 класс»;
- командиры оперативных объединений и начальники военных учебных заведений правомочны присвоить квалификацию не выше уровня «специалист 1 класса»;
- право присвоения всех категорий (включая «мастер») распространяется на заместителей Министра обороны, главкомов видов ВС РФ, командующих округами и руководителей центральных органов.
Привилегированное положение занимают военнослужащие на высших офицерских должностях. Им присваивается квалификация «мастер» без прохождения экзамена и необходимости ее подтверждения на время нахождения в должности. Приказ подписывает Министр обороны.
Присвоение и подтверждение классности
Перед началом экзамена на классность командиром издается приказ о создании комиссии (подкомиссии), в задачу которой входит проведение испытаний. Она состоит из:
- председателя;
- председателя(ей) подкомиссий (по числу проверяемых групп);
- членов комиссии;
- секретаря.
Испытание состоит из практической и теоретической части. Оцениваются профессиональные умения и уровень знаний. Испытуемый обязан продемонстрировать мастерство в обращении с вооружением и техникой, выполнить установленные нормативы по стрельбе и физической подготовке.
Офицер должен практически провести оперативно-тактический расчет и показать навыки управления подчиненными в бою.
Для получения оценки «отлично» по теоретической подготовке необходимо безошибочно ответить на все 5 вопросов. «Хорошо» — на 3 или 4. «Удовлетворительно» – на 2. За правильное решение 1 вопроса или сплошные ошибки выставляется оценка «неудовлетворительно»
Классная квалификация военнослужащих определяется комиссией по итогам экзаменов. Обязательный критерий – оценка командира. Испытуемый должен соответствовать предъявляемым требованиям квалификации.
Классная квалификация | Экзаменационные оценки по выносимым на испытание предметам | Оценка по другим предметам и физподготовке |
«Мастер» | Отлично | «Хорошо» и выше |
«Специалист 1 кл.» | 70% отлично, 30% «хорошо» | «Хорошо» и выше |
«Специалист 2 кл.» | Не ниже «хорошо» | «Хорошо» и выше |
«Специалист 3 кл.» | Не менее 70% «хорошо» | Не ниже «удовлетворительно» |
После окончания проверки составляется итоговый акт. На имя командира направляется ходатайство о приятии решения по результатам испытаний. Классная квалификация является присвоенной после подписания приказа соответствующим начальником.
В случае, если попытка получения классной квалификации военнослужащим окажется неудачной – сохраняется прежний знак или снижается до степени фактической подготовки. Лицо, не согласное с выводом комиссии, имеет право на обращение к командиру с жалобой. Имеются различия в механизме присвоения классности. Нюансы зависят от категории военнослужащего.
Оборудование парадной формы военнослужащих РФ
Для всех категорий военнослужащих ВС РФ требуется оборудование парадной формы одежды установленными знаками различия: погонами, нарукавными нашивками, нагрудными знаками отличия (значками, медалями, орденами). При этом петличные знаки, долгое время сохранявшиеся в виде традиционного элемента военной формы по советскому образцу, подверглись серьёзному реформированию. С 2018 года офицерский состав Российской Армии схожи по внешнему виду с историческими петлицами российской гвардии XIX века.
Петличные эмблемы положены для ношения только офицерскому корпусу младшего и старшего звена (от младшего лейтенанта до полковника включительно). Для Военно-морского флота установлены петличные знаки в виде якоря. Высший офицерский состав ВС РФ носит петличные эмблемы с изображением лавровой ветки (генералы армии — в виде дубовой ветки).
Размещение знаков различия
Нарукавные знаки отражают принадлежность как к ВС РФ в целом (в виде отличия от военнослужащих в структурах МВД, ФСИН, ВНГ и т.п.), а также непосредственно к видам (родам войск) Вооружённых Сил. Кроме того, требуется оформлять парадное обмундирование военнослужащего нарукавными знаками по принадлежности к конкретным воинским формированиям, в случае отсутствия которых размещаются знаки различия по принадлежности вышестоящего органа военного управления (воинского формирования).
Типы знаков | Место размещения |
Нашивка о принадлежности к МО РФ, силам ВС РФ, родам войск ВС РФ | На левом рукаве |
Нашивка о принадлежности к конкретным воинским формированиям | На правом рукаве |
Государственные и ведомственные награды, особые знаки отличия (ордена на колодках и медали) | На левой стороне груди |
Знаки отличия ВС РФ и награды (ордена, знаки почетного звания) с особым статусом | На правой стороне груди |
На правом лацкане кителя, в частности, носятся памятные знаки Минобороны РФ, знаки классной квалификации специалистов Вооружённых Сил, командира корабля (подводной лодки), а также на правой стороне груди размещаются (в порядке приоритетности) знаки:
- «Гвардия»;
- Окончания военной либо государственной профессиональной образовательной организации;
- Окончания суворовского военного, нахимовского военно-морского, военно-музыкального училищ.
Далее следуют знак «Отличник вида (рода войск) Вооружённых Сил» и т.п. знаки отличия для обозначения заслуг, проявленных при исполнении должностных и специальных обязанностей, высоких достижений военнослужащих в различных видах повседневной деятельности (в том числе спортивной), их высоких боевых и профессиональных качеств.
Расположение медалей
Расположение медалей на парадной форме в ВС РФ установлено Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2015 г. № 300, который определяет последовательность размещения всех государственных и ведомственных наград на парадной военной форме одежды. Ордена на колодках и медали размещаются на левой стороне груди горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении на левой стороне груди двух и более орденов или медалей их колодки могут соединяться в ряд на общей планке (верхние стороны колодок примыкают друг к другу, образуя прямую линию без перерывов, а каждая колодка, расположенная справа, частично накрывает колодку, расположенную левее).
Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом нижний край медалей верхнего ряда и верхний край медалей нижнего ряда должны располагаться на одном уровне. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Материальное стимулирование классных специалистов
В армии разработана система стимулов, поддерживающих стремление военнослужащих к самосовершенствованию в ратной науке. В благодарность за работу над собой защитник Отечества получает не только авторитет у братьев по оружию, но и материальное вознаграждение со стороны государства.
Присвоение классной квалификации позволяет получать ежемесячною доплату. Положение закреплено 30 декабря 2011 года приказом Министра обороны РФ N 2700. Надбавка напрямую связана с классной квалификацией:
- 3 класс. Доплата составляет 5% от должностного оклада.
- 2 класс – 10%.
- 1 класс – 20%.
- Класс «мастер» дает прибавку к окладу в размере 30%.
Начисления производятся с даты подписания приказа о присвоении соответствующей квалификации. Если военнослужащий по уважительной причине не смог участвовать в испытаниях на соискание новой степени классности, надбавка выплачивается в течение трех месяцев с момента окончания действия неблагоприятного фактора.
При изменении военнослужащим условий и места прохождения службы надбавка выплачивается применительно к требованиям по сохранению классности.
Если служащий по контракту проходит подряд две проверки с итоговым результатом «мастер», заслуженный титул сохраняется на протяжении 5 лет
Из истории вопроса
Система классности появилась в Вооруженных Силах СССР в 50-е годы прошлого века. Приказом Военного Министра СССР № 85 от 8 мая 1950 были установлены классные знаки 3-х степеней для летного состава. Предусматривалось увеличение денежного довольствия в зависимости от уровня мастерства.
Вскоре классные отличия были введены в бронетанковых и радиотехнических войсках, связи. Представители других родов и служб оказались в ущемленном положении. 10 августа 1961 года Министр обороны подписал приказ № 0085. Он отменял существовавшие ранее знаки и вводил единый стандарт.
Изменения не коснулись приказа № 122 от 13 июля 1954 года. Этим нормативным актом для рядового и сержантского состава устанавливались 4 ступени знака классного специалиста. На одном из них была изображена буква «М», что соответствовало категории «мастер». Сегодня вершиной оценки специалиста является категория «мастер». В Советском Союзе было еще более почетное отличие.
В феврале 1989 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом № 10107 утвердил звание «Заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР». До развала Советского Союза знак отличия был вручен 152 военнослужащим, прослужившим более 15 лет, за конкретные заслуги в области укрепления обороноспособности.
Классы военных летчиков
В авиацию ранжирование по классам пришло через 4 года после окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году. Первоначально был утвержден знак классности, не имевший степеней. Он вручался всем специалистам, показывающим наиболее высокие достижения, по сравнению с основной массой военных летчиков. Вручали его не только летчикам, но и другим специалистам летного состава: штурманам, техникам, специалистамИАС.
Но уже в 1950 году, по ходатайству главкома ВВС СССР генерал-полковника П.Ф.Жигарева, Совет Министров СССР приняли постановление о ранжировании классной квалификации летчиков. Первоначально было установлено три класса:
- 3-й, низший;
- 2-й, средний;
- 1-й, высший.
Одновременно с принятием постановления о присвоении классной квалификации Совмином СССР, приказом Военного Министра № 085 было утверждено положение онаграждениинагрудными знаками 1-го, 2-го, 3-го классов летчиков, выполняющих полеты в сложных условиях, и одновременного ежемесячного материального стимулирования – надбавки к воинским окладам по должности.
Были утверждены критерии, которым военнослужащие должны были отвечать, для того, чтобы им присваивались классы военных летчиков.
Поскольку речь шла о летной и боевой работе, во главу угла были положены именно летные навыки – способность летчика выполнять полеты в ночное время, при сложных метеорологических условиях, вне видимости земли, с ориентацией по радионавигации, позволявшей совершать «слепые» полеты.
Первым военным летчиком, которому была присвоен первый класс, был командующий истребительной авиации ВВС СССР, Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник, (в последствии Маршал авиации) Е. Я.Савицкий, отец космонавта, Дважды Героя Советского Союза СветланыСавицкой, которая, являясь полковником ВВС, так же имела знак классности – «Мастер».
В 1959 году к существующим классам был добавлен еще один: «Летчик-снайпер», который присваивался военным летчикам, имеющим 1-й класс, за повышенное количество часов налета и выполнение заданий на боевое применение, увенчавшееся поражением или уничтожением цели.
Немного позднее, в 1961 году, специальные знаки классности для летного состава были упразднены. Вводился единый знак для всех родов войск. К трем существовавшим классам была добавлена классность ВВС «Мастер» — «М» на щитке знака. Нововведение было негативно воспринято военными летчиками, традиционно носившими особую форму (так же как военные моряки). К тому же, приобретать знак классности надо было за деньги. То есть, классность присваивалась аттестационной комиссией, но знак не выдавался. Его можно было купить в магазинах «Военторга» при предъявлении удостоверения о классности.
Однако, пять лет спустя, специальные знаки классности для военных летчиков были восстановлены, за основу были взяты знаки образца 1950 г.
Воины-контрактники
Поступив на службу, контрактник проходит проверку. В случае успешной сдачи экзаменов – присваивается квалификация «специалист 3 класса»
При этом ступень, достигнутая при прохождении срочной службы, во внимание не принимается
Для данной категории доступны все категории классности. Спустя два года после получения начальной ступени отличия, контрактник допускается к экзаменам на право получения 2-го класса. Последующие квалификации можно заслужить не раньше, чем через 3 года с момента присвоения предшествующей.
При переводе на другую должность иной государственный властный орган, где предусмотрена военная служба, предыдущая классная квалификация сохраняется на протяжении одного года.
Снижение и лишение классной квалификации
В системе дисциплинарных наказаний такая мера, как снижение классной квалификации, или ее лишение отсутствует. Однако практика применения подобного наказания существует. Классная квалификация снимается при совершении военнослужащим служебного проступка, вследствие которого:
- произошла гибель людей;
- людям причинены увечья;
- наступили иные тяжкие последствия.
Перечень деяний указан в «Правилах», утвержденных 29 декабря 2011 г. постановлением № 1198 Правительства РФ. Этот же документ разъясняет, что классность снижается, если военнослужащий не соответствует квалификационным требованиям. Формулировка достаточно расплывчатая и не дает ссылки на другие нормативные акты, способные ее конкретизировать.
Как результат каждый командир толкует и применяет данную норму в соответствии со своим личным пониманием «несоответствия». Несовершенство правовой базы дает возможность допускать перегибы в практике применения. Возвратиться к вопросу присвоения (восстановления) классности можно по истечении годового срока с момента принятия решения о ее снижении (лишении).
«Рождение» военной авиации
С момента создания первых самолетов на рубежеXIX-XX веков, военные всех стран уделяли пристальное внимание экспериментам пионеров авиации. Уже были опробованы и показали высокую эффективность летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары и дирижабли, широко использовавшиеся во время войн второй половиныXIXвека. Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта
Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта.
Первые военные самолеты, с 1909 года, начали использоваться для ведения наблюдения и разведки вражеских позиций. Первыми пилотами, применившими самолеты для атаки вражеских позиций, стали болгары во время Первой Балканской войны 1912-1913 г.г., атаковавшие турецкие позиции стальными дротиками и ручными бомбами. А уже к 1915 году, во время Первой Мировой войны, история военной авиации открыла счет боевым потерям, понесенным летчиками в результате ударов с земли. «Прародителем» войск ПВО стал сербский канонирРадоеЛютовац, сбивший австро-венгерский биплан из трофейной турецкой пушки.
За сто с небольшим лет, авиация, а вместе с ней и искусство управления самолетами, прошли огромный путь. От тихоходных «этажерок» из дерева и ткани, едва развивавшими скорость 100 км/ч и управлявшимися посредством веревочек и педалей, современные военные самолеты достигли скорости 9,1 МАХ (более чем в 9 раз быстрее скорости звука), потолок использования позволяет некоторым истребителям (МИГ 25) летать на границе «ближнего» космоса – выше 37 000 метров. От использования в качестве оружия длинноствольных пистолетов, которыми пилоты пытались поразить друг друга при встрече в небе, и ручных гранат, которые они бросали на головы врага, на вооружении современной авиации находится самое мощное, из когда-либо созданных и испытанных видов оружия – термоядерное (изделие АН602), известное как «Царь-Бомба» или «Кузькина Мать», эксперименты с которым человечество не решается повторять с 1961 года.
Профессия военного летчика овеяна ореолом рыцарства, которым были одержимы первые ассы времен Первой Мировой войны, героическим прошлым военных пилотов, участвовавших в двух мировых и неисчислимом количестве менее масштабных локальных войн. В советскую эпоху двое, из трех трижды Героев Советского Союза, были летчиками-истребителями. Военным летчикам принадлежит пальма первенства в освоении космического пространства и (гипотетического) освоения внеземного пространства (высадка на Луну???).
Не смотря на то, что ореол героизма, окружавший военных летчиков в «Золотой Век» авиации – периоде между двумя мировыми войнами, угас, находится немало мечтателей, с детства рвущихся в небо. Не мыслящих жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска.