Жизнь в тайге дальнего востока. как распиливают местную природу

Содержание материала

За чей счет пиар?

У отшельницы часто бывают гости: путешественники, журналисты, писатели и представители власти. Активно помогает Агафье губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Кузбасские власти взяли своеобразное шефство над отшельницей. К ней регулярно приезжает Владимир Макута, глава Таштагольского района.

Новость по теме

Отшельница Агафья Лыкова вернулась из больничной палаты в тайгу

В январе прошлого года Аман Тулеев лично провожал отшельницу на заимку после выписки из Таштагольской больницы. Там она проходила лечение и обследование по личному распоряжению губернатора Кузбасса.

Территориально заимка Лыковых находится на территории республики Хакасия, в заповеднике «Хакасский». Однако, расстояние от Таштагольского района до заимки меньше, чем от столицы Хакасии. Кузбасские власти регулярно летают в заповедник и оказывают помощь отшельнице.

На этой неделе во время прямой линии губернатор Хакасии Виктор Зимин отрицательно высказался по поводу этих визитов. «Еще один раз борт придет оттуда — и вы нарушили закон страны (возможно, имеется в виду ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года. – Прим. ред.). Не имеете права туда ни садиться, ни прилетать. И позорить нас не надо. А они прямо там кормильцы», — заявил господин Зимин. Глава Хакасии уточнил, что лично ничего не имеет против отшельницы. В то же время он уверен, что ей оказывается исключительно много внимания. «Каждый житель республики хотел бы иметь такие условия для проживания бесплатные: снабжение, полеты, связь, авиация и еще соседи иногда пиарятся», — сказал Виктор Зимин. Он отметил, что на содержание отшельницы тратятся бюджетные деньги, в то время, как её семья спряталась от войны и никто из них ни дня не работал. «Я не очень люблю бабушку Агафью, а к старообрядческой вере отношусь с большим уважением», — резюмировал свое заявление глава Хакасии.

Глава Хакасии не доволен визитами кузбасских чиновников к Агафье Лыковой
Подробнее

В ответ на заявление господина Зимина в областной администрации Кузбасса сообщили, что отшельницу не бросят и дальше помогать будут. «Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Агафьи Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться», — цитируют «РИА Новости» источник в областной администрации.

На новом месте

С собой они взяли только овощи, которые и выращивали на небольшом огороде. За последующие десять лет Акулина родила супругу еще троих детей – Наталью, Дмитрия и Агафью. Жизнь людей в тайге мало чем отличалась от их быта в городе. Единственное, в чем испытывали потребность Лыковы, – это соль. Добывали еду они с помощью охоты и рыбалки, а затем вялили и сушили мясо впрок. Без естественного консерванта их запасы имели небольшой срок хранения.

Акулина научила всех детей считать и писать. Девочки умели ткать и обшивали всю семью. В теплое время года члены семьи ходили босыми, а зимой изготавливали обувь из коры березы. Гораздо позже научились выделывать шкуры, и у них появилась кожа. В 1961 году от голода умерла Акулина. За несколько десятилетий Лыковы не потерялись во времени и точно знали, какой сейчас год и день. Они с удивлением узнали от геологов, что была Вторая мировая война, и люди теперь летают в космос.

Сбежать от вех

Сибирская отшельница родилась в тайге 23 апреля 1944 года и там же живет всю свою жизнь. Семейство староверов Лыковых бежало в сибирскую тайгу от гонений на веру в 1930-хх годах прошлого столетия. С тех пор Лыковы проживали в хакасской тайге в полной изоляции от мира. После 1946 года они обустроили заимку и постоянно проживали на берегу реки Еринат, левого притока Большого Абакана.

Новость по теме

Отшельницу Агафью Лыкову беспокоит медведь

Семью отшельников обнаружили в 1978 году геологи, которые исследовали этот участок сибирской тайги. К тому времени мать Агафьи, Акулина Павловна, уже скончалась, и семья состояла из пяти человек: отец Карп Осипович, братья Савин (ок. 1926 года рождения) и Дмитрий (ок. 1940 года рождения), сестра Наталья (ок. 1936 года рождения) и сама Агафья (1944 года рождения). Агафья в семье являлась наиболее грамотной, ей было доверено проведение церковной домашней службы. Старообрядцы придерживаются церковного устава, который использовался на Руси до раскола XVII века. В семье Лыковых отвергали многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся со времен Петра I. Однако, были и исключения. К примеру, основой рациона отшельников был картофель, употребление которого старообрядцы не признают. Но электричество, спутники и прочие блага цивилизации остались вне понимания отшельников.

Братья Агафьи умерли в 1981 году, через 10 дней после смерти последнего из них, Савина, скончалась и единственная сестра Агафьи, Наталья. Так Агафья осталась одна с отцом, который умер в феврале 1988 года.

В 1978 году заимку отшельников обнаружили геологи, которые исследовали тайгу. Ученые были уверены, что летают на самолете над необитаемым участком глухой сибирской тайги. Согласно картам, в местности не было населенных пунктов. Каково же было их удивление, когда с борта самолета они сначала заметили огород, потом вырубку леса и, наконец, жилище. Группе геологов удалось найти контакт с отшельниками. Таким образом, о Лыковых стало известно миру, от которого они так стремились спрятаться.

Агафью Лыкову навестили шефы-студенты
Подробнее

В 1988 году, оставшись единственной представительницей семьи отшельников-староверов, Агафья пыталась связаться с родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году отшельница решилась на переезд в женский старообрядческий монастырь и даже была пострижена в монахини. Однако, проведя в монастыре несколько месяцев, Агафья вернулась на свою заимку, сославшись на проблемы со здоровьем и идейные расхождения с монахинями. С тех пор сибирская отшельница практически безвыездно проживает в тайге одна.

Староверы Лыковы

Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан — к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович — отец, Акулина Карповна — мать, Савин — сын, Наталья — дочь, Дмитрий — сын, Агафья — дочь.

Карп Осипович и Агафья Лыковы

Савин и Дмитрий Лыковы

Агафья Лыкова в наши дни

Агафьина деятельность

Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат — и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.

Якутский отшельник

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.

Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей

Заготовка питьевой воды

Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.

Пилят тайгу, осваивают бюджеты

Впрочем, с ее появлением в четыреъ поселках под ее руководством мало-помалу зашевелилась жизнь. Дороги, свет, ремонт школы, клуба. Ремонт человеческих душ. Всем этим глава овладела полностью. И простые люди благодарны ей. Мы идем по поселку, а с огородов порой кто-то уважительно здоровается. Удегейцы — необычной внешности, скуластые, плосколицые, похожи на якутов. Напротив друг друга хвастаются ассортиментом два сельпо. Правда, счеты вместо кассы есть только в одном, но ленты с мухами, ароматный стиральный порошок и консервы в ассортименте у обоих. Классика.

В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.

11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова… население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.

А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.

Горче нет той горечи, чем у трудового мозолистого народа, лишившегося даров родных рек и лесов, которым питался гордый род удегейцев ли, русских, китайцев ли — все одно хозяев тайги, с текущей, кажется, тайгой в самих венах их, проросшей тайгой в сами жилы их.

Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи… и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.

Слава богу, огород у нее не отняли.

Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.

Депутаты края же — вне законов и времени — охотятся с вертолетов … и ими же вывозят дичь и рыбу. Пилят тайгу. Осваивают бюджеты. Валят вековые сосны. Пьют вискарь и гоняют покер с прокурором на даче, где камин за два ляма, чучелов в избытке и натопленная пихтовая баня с портовыми владивостокскими шлюхами. В колоде в засаленных, жирных их, в семге, пальцах — менты, лесники и особисты. Гнилая рать прогнившего режима.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.

Так что, дорогие друзья из «Древа жизни», ваш девиз «Живите долго и вкусно» звучит теперь и в глухой тайге. Фото с Раисой Максимовной в национальном костюме с подарками — прилагаем.

Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.

Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.

Оригинал

Правила выживания в тайге

Каждый охотник знает, что отправляться в такую поездку или поход – дело крайне опасное. На лоне дикой природы может случиться все, что угодно. Если рядом не окажется другого человека, то шансы выжить сокращаются в десятки раз. Известны случаи, когда охотника спасало только зимовье. Раненый или ослабший человек мог продержаться несколько дней или недель благодаря первому правилу: всегда оставлять в домике съестные припасы. Практически в каждом зимовье всегда есть спички, соль, сухари, крупы и какие-нибудь консервы. Хороший охотник не повезет домой остатки продуктов, ведь никто не знает, как распорядится судьба, и, может, быть мешочек с кусками черствого хлеба спасет человеческую жизнь.

Прежде чем отправиться в тайгу, нужно оповестить всех знакомых и рассказать, в какое именно место держите путь. С собой нужно брать: запас продуктов, большой нож, спички, аптечку, железную кружку и ложку, компас, бумагу, карандаш, сменную обувь, термобелье, веревку, полиэтиленовую пленку, медицинский спирт, фонарик. Это минимальный набор, который должен иметь любой охотник.

Список снаряжения

  1. Обувь. Ботинки, сапоги болотные, кеды, валенки, унты.
  2. Одежда. Носки несколько пар, штаны 2 пары, несколько футболок, куртка, тёплая кофта (лучше флисовая), дождевик (не полиэтиленовый), накомарник, перчатки х/б, шерстяные носки, термобельё, п/комбинезон, зимняя куртка с капюшоном, шапка, шерстяной свитер с горлом, флисовая кофта, балаклава или платок «Арафатка», зимние ботинки, непромокаемые унты, перчатки/варежки.
  3. Снаряжение. Рюкзак не меньше 80 л., спальник, коврик-пенка, ножи, налобный фонарик (диодный), карты, компас, газовая горелка, лыжи, снегоступы, кусок полиэтилена для навеса.
  4. Инструменты. Скобель, циркуль, карандаши, ножовки, пила большая, отвес, два топора, стамески, напильники, точильные бруски, плоскогубцы, рубанок, полиэтилен для крыши, стекло (оргстекло), петли.
  5. Бытовые принадлежности. Ёмкости под воду (вёдра, тазик, канистры), котлы, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, лопата, свечи, верёвки (толстая и тонкая), банные принадлежности, набор для шитья, средства для разведения огня, сода, моток проволоки, ножи бытовые.
  6. Электричество. GPS навигатор, автономный источник питания, смартфон, запасные аккумуляторы, диодные фонари, диодные светильники, радио приёмник, рации.
  7. Запас еды. (см. ниже).
  8. Рыболовные снасти. Спиннинг, катушки, блесны, лески, поплавки, крючки, грузила, сеть.
  9. Охота. Ружьё, патроны, комплект для снаряжение патронов, капканы, петли на зайца и другую дичь.
  10. Медицина. Аптечка, репелленты от комаров, спирали.
  11. Для досуга.  Гитара, книги (справочники по дикоросам, охоте, рыбалке, строительству, ремёслам, мед. помощи, скотоводству, садоводству), тетради, ручки, шахматы (если будет, с кем играть) .

Антипины

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.

Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены — Антипин. По его мнению, приставка «Анти» в ней обозначала его взгляды как «против», т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын — Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их. 

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.

Продукты питания на год на одного человека, учитывая дневные нормы потребления при активных нагрузках в тайге

То, что придётся закупать в ближайшем районном центре.

Крупы

80 г – порция

240 г – в день

21900 г – год 1 наименование

87600 г – в год 4 наименования

Мука

300 г — день

109500 г – год

Масло растительное

7 л — в год

Соль

30 г – день

11 кг – год

Аналогично на соления.

Мясо

100 г – день

12 кг – год

Курица

100 г – день

12 кг – год

Яичный порошок

20 г – день

7.3 кг — год

  1. Перловка – 352 р.– 16 р./кг
  2. Геркулес – 484 р.– 22 р./кг
  3. Рис – 616 р. – 28 р./кг
  4. Пшено – 484 р. – 22 р./кг
  5. Мука – 1540 р. – 14 р./кг
  6. Масло подсолнечное – 336 р. – 48р./литр
  7. Соль (для еды) – 99 р. – 9р./кг
  8. Соль (для соления)- 99 р. – 9 р./кг
  9. Специи – 50 р.
  10. Яичный порошок – 1460 р. – 200 р./кг
  11. Мясо (сушёное) – 2040 р. – 170 р./кг
  12. Курица (сушёная) – 1440 р. – 120 р./кг

Плюс ко всему прочему, надо будет взять поливитамины с повышенным содержанием кальция, так как с кальцием будет проблема в тайге, горная вода его вымывает. Употреблять их можно не каждый день. Мясо лучше хранить в сушёном виде.

Итого: 5520 р. (4060 р. – без яичного порошка, мяса и курицы)

Итого: 9500 р. (8040 р. – без яичного порошка)

Отшельники плато Путорана

На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.

Вольный охотник Виктор Шереш

Борис Чевучелов

Гидропост Бориса

Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы — Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова «Люди плато Путорана».

Саянские отшельники

В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.

Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария

Заготовка дров

Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое — остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.

Удары судьбы

Первый ребенок умер от простуды. Второго ждала та же участь – мальчик Ваня погиб после укуса энцефалитного клеща. Третьей девочке удалось ухватиться за жизнь, и вскоре она обзавелась еще одной сестрой и двумя братьями. Имя ей дали таежное – Оленя. Так как Виктор не признавал охоты с ружьем, первое время семья очень голодала. Капканами много дичи не поймаешь. Однажды зимой они чуть не погибли, когда все запасы провизии подошли к концу. Но судьба им улыбнулась – мимо избушки проходило целое стадо оленей и мужчине удалось убить одного. Благодаря ему семейство сумело дожить до тепла. В честь него и дали имя первой девочке, которую Анна кормила пережеванным мясом.

Через пять лет таежной жизни Виктор решает перевезти семью в Якутию. Но и там они не смогли найти хорошее место для проживания. Вернулись в Сибирь, но в этот раз жили в поселке, и мужчина пару лет проработал в лесхозе. Предприятие обанкротилось, и люди уехали. Мужчина собрал все необходимое и снова потащил семью в тайгу, подальше от «этих существ». Так он называл всех людей. Детям строго-настрого запрещалось выходить на контакт с жителями окрестностей. Только Виктор мог пережить встречу с людьми, ведь он сильный и выдержит многое. Свой побег от цивилизации он назвал «отрывом».

Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев

Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.

Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.

Но наградой послужили утренние прекрасные виды на сопки, горные реки и все тот же туман над скрипящими деревянными мостами. Деревеньки спрятаны в таежных лесах, уютны и опрятны. Есть ощущение бедности, но нет уныния, как часто у нас. Деревня на 200 жителей может тянуться на пару километров. Дома сделаны из потемневшего бруса. Во дворах непременно маленькая банька, часто летний домик. Иногда есть и старый домик, итого четыре похожие, как матрешки, постройки. Участки в среднем по гектару. В окошках простенькие занавески, во дворах — старые японские пикапчики. Вдоль обочины в лесах грибов не счесть. За изгородью домов все скромно, но опрятно. В двориках часто цветочки. Кое-где газоны.

Исконно русские деревни. Крылечки, посиделки, дымящие мотоциклы с сивыми веснушчатыми мальчишками и — эка невидаль — прямо вдоль промышленных дорог тянут оптоволокно.

На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.

Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.

Страсти кипят потому, что и в таежной глуши есть место человеческой подлости и чистоте. Как борец за добро, Раиса Максимовна нас привлекает очень. Вот и она приветствует нас с крыльца. Ей 73. Ее домик опрятен, с колодцем и палисадником. Во дворе, как в кукольном домике, маленькие домики — погреб, баня, сарай. Воздухом не напиться. Пахнет детством, дровами и травой-муравой. А еще буйством трав и леса тайги.

Наш герой — председатель совета старейшин Союза коренных малочисленных народов Приморского края. Потомственная шаманка из рода Пионка. Местная глава администрации.

В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.

Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.

Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.

Зов души

Есть и такие, кто меняет успех и благополучие на жизнь в лесу или тайге. Виктор всегда любил охоту и однажды понял, что возвращаться домой после нескольких дней на природе ему уже не хочется. Он был бойцом спецподразделения и имел большое количество друзей. Все знакомые говорили о нем, как об очень отзывчивом и добром человеке. Уже десять лет мужчина живет в ста километрах от города и лишь по случайности его домик обнаружили грибники.

Виктор не нуждается в современных устройствах и гаджетах. Хорошая подготовка помогает ему не голодать, а тишина и покой леса настраивают на позитивную волну. Ему не скучно наедине с природой. За столько лет он отвык от городского шума и вечной суеты. Никто не трогает отшельника, ведь за ним не числятся никакие преступления и он сам волен выбирать, где ему жить.

Охота в тайге и жизнь в зимовье

Современные городские жители мало знают о том, как нужно выживать в условиях дикой природы. При слове «тайга» они представляют голодных и кровожадных волков, медведей и лютый холод. На самом деле погибнуть в городе шансов намного больше – можно перейти улицу в неположенном месте или напороться на нож грабителя.

А тайга — место относительно безопасное, если есть хоть какие-то навыки выживания. Мужчины прекрасно знают, что если в крови есть инстинкт охотника, то рано или поздно он приведет в лес. Сибиряки отправляются туда в основном зимой, ведь именно в это время года есть возможность привезти домой оленину. Речь идет только об охотника-любителях, промысловики живут совсем по другим правилам и понятиям.

Наумкины

Об этой семье в свое время много говорили по телевидению. Известность алтайские отшельники получили, когда юноша по имени Оджан преодолел огромный путь и вышел к людям. 20 лет назад его отец и мать приняли решение уйти жить в лес из-за плохого самочувствия мужчины. Там Александр и Елена устроились в небольшом зимовье. Жизнь в тайге поправила здоровье старшего Наумкина. Женщине пришлось бросить своего старшего сына Илью, чтобы не отягощать себе проживание на природе. Мальчик вырос с бабушкой.

Сама Елена, музыкальный педагог с высшим образованием, не только ушла за мужем, но и подбила к переселению еще двух человек. С тех пор врача и психолога никто не видел. Куда исчезли эти люди, история умалчивает. Жили Наумкины очень тяжело: мяса не видели годами, питались грибами, ягодами и другими дарами тайги. Оджана учили самостоятельно, ведь оба родителя были очень образованными.

В 2013 году супруги отправились в Приморский край, чтобы присмотреть новое место жительства, и оставили юношу одного. Тогда он и выбрался из таежного заточения. Когда Александр и Елена вернулись, то не стали принуждать сына вернуться в лес. Его приютила местная художница, ведь у парня был настоящий талант к изобразительному искусству. Поле того как в землянку отшельников наведались журналисты, открылась страшная правда – глава семейства не совсем в своем уме. Ему везде чудятся ведьмы и колдуны, а репортерам он сообщает о том, что ему известно, как они проводят против него ритуалы.

Сын подтверждает, что его отец бывает очень агрессивен, но при этом он очень умный и очень справедливый. Сейчас Оджан живет в городе, а его родители даже не планируют возвращаться в цивилизованный мир. Про жизнь в тайге он охотно рассказывает на федеральных каналах и защищает выбор отца и матери. Но своих детей твердо решил воспитывать в городе.