Содержание материала
За чей счет пиар?
У отшельницы часто бывают гости: путешественники, журналисты, писатели и представители власти. Активно помогает Агафье губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Кузбасские власти взяли своеобразное шефство над отшельницей. К ней регулярно приезжает Владимир Макута, глава Таштагольского района.
Новость по теме
Отшельница Агафья Лыкова вернулась из больничной палаты в тайгу
В январе прошлого года Аман Тулеев лично провожал отшельницу на заимку после выписки из Таштагольской больницы. Там она проходила лечение и обследование по личному распоряжению губернатора Кузбасса.
Территориально заимка Лыковых находится на территории республики Хакасия, в заповеднике «Хакасский». Однако, расстояние от Таштагольского района до заимки меньше, чем от столицы Хакасии. Кузбасские власти регулярно летают в заповедник и оказывают помощь отшельнице.
На этой неделе во время прямой линии губернатор Хакасии Виктор Зимин отрицательно высказался по поводу этих визитов. «Еще один раз борт придет оттуда — и вы нарушили закон страны (возможно, имеется в виду ФЗ № «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года. – Прим. ред.). Не имеете права туда ни садиться, ни прилетать. И позорить нас не надо. А они прямо там кормильцы», — заявил господин Зимин. Глава Хакасии уточнил, что лично ничего не имеет против отшельницы. В то же время он уверен, что ей оказывается исключительно много внимания. «Каждый житель республики хотел бы иметь такие условия для проживания бесплатные: снабжение, полеты, связь, авиация и еще соседи иногда пиарятся», — сказал Виктор Зимин. Он отметил, что на содержание отшельницы тратятся бюджетные деньги, в то время, как её семья спряталась от войны и никто из них ни дня не работал. «Я не очень люблю бабушку Агафью, а к старообрядческой вере отношусь с большим уважением», — резюмировал свое заявление глава Хакасии.
Глава Хакасии не доволен визитами кузбасских чиновников к Агафье Лыковой
Подробнее
В ответ на заявление господина Зимина в областной администрации Кузбасса сообщили, что отшельницу не бросят и дальше помогать будут. «Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Агафьи Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться», — цитируют «РИА Новости» источник в областной администрации.
На новом месте
С собой они взяли только овощи, которые и выращивали на небольшом огороде. За последующие десять лет Акулина родила супругу еще троих детей – Наталью, Дмитрия и Агафью. Жизнь людей в тайге мало чем отличалась от их быта в городе. Единственное, в чем испытывали потребность Лыковы, – это соль. Добывали еду они с помощью охоты и рыбалки, а затем вялили и сушили мясо впрок. Без естественного консерванта их запасы имели небольшой срок хранения.
Акулина научила всех детей считать и писать. Девочки умели ткать и обшивали всю семью. В теплое время года члены семьи ходили босыми, а зимой изготавливали обувь из коры березы. Гораздо позже научились выделывать шкуры, и у них появилась кожа. В 1961 году от голода умерла Акулина. За несколько десятилетий Лыковы не потерялись во времени и точно знали, какой сейчас год и день. Они с удивлением узнали от геологов, что была Вторая мировая война, и люди теперь летают в космос.
Сбежать от вех
Сибирская отшельница родилась в тайге 23 апреля 1944 года и там же живет всю свою жизнь. Семейство староверов Лыковых бежало в сибирскую тайгу от гонений на веру в 1930-хх годах прошлого столетия. С тех пор Лыковы проживали в хакасской тайге в полной изоляции от мира. После 1946 года они обустроили заимку и постоянно проживали на берегу реки Еринат, левого притока Большого Абакана.
Новость по теме
Отшельницу Агафью Лыкову беспокоит медведь
Семью отшельников обнаружили в 1978 году геологи, которые исследовали этот участок сибирской тайги. К тому времени мать Агафьи, Акулина Павловна, уже скончалась, и семья состояла из пяти человек: отец Карп Осипович, братья Савин (ок. 1926 года рождения) и Дмитрий (ок. 1940 года рождения), сестра Наталья (ок. 1936 года рождения) и сама Агафья (1944 года рождения). Агафья в семье являлась наиболее грамотной, ей было доверено проведение церковной домашней службы. Старообрядцы придерживаются церковного устава, который использовался на Руси до раскола XVII века. В семье Лыковых отвергали многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся со времен Петра I. Однако, были и исключения. К примеру, основой рациона отшельников был картофель, употребление которого старообрядцы не признают. Но электричество, спутники и прочие блага цивилизации остались вне понимания отшельников.
Братья Агафьи умерли в 1981 году, через 10 дней после смерти последнего из них, Савина, скончалась и единственная сестра Агафьи, Наталья. Так Агафья осталась одна с отцом, который умер в феврале 1988 года.
В 1978 году заимку отшельников обнаружили геологи, которые исследовали тайгу. Ученые были уверены, что летают на самолете над необитаемым участком глухой сибирской тайги. Согласно картам, в местности не было населенных пунктов. Каково же было их удивление, когда с борта самолета они сначала заметили огород, потом вырубку леса и, наконец, жилище. Группе геологов удалось найти контакт с отшельниками. Таким образом, о Лыковых стало известно миру, от которого они так стремились спрятаться.
Агафью Лыкову навестили шефы-студенты
Подробнее
В 1988 году, оставшись единственной представительницей семьи отшельников-староверов, Агафья пыталась связаться с родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году отшельница решилась на переезд в женский старообрядческий монастырь и даже была пострижена в монахини. Однако, проведя в монастыре несколько месяцев, Агафья вернулась на свою заимку, сославшись на проблемы со здоровьем и идейные расхождения с монахинями. С тех пор сибирская отшельница практически безвыездно проживает в тайге одна.
Староверы Лыковы
Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан — к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович — отец, Акулина Карповна — мать, Савин — сын, Наталья — дочь, Дмитрий — сын, Агафья — дочь.
Карп Осипович и Агафья Лыковы
Савин и Дмитрий Лыковы
Агафья Лыкова в наши дни
Агафьина деятельность
Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат — и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.
Якутский отшельник
В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.
Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей
Заготовка питьевой воды
Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.
Пилят тайгу, осваивают бюджеты
Впрочем, с ее появлением в четыреъ поселках под ее руководством мало-помалу зашевелилась жизнь. Дороги, свет, ремонт школы, клуба. Ремонт человеческих душ. Всем этим глава овладела полностью. И простые люди благодарны ей. Мы идем по поселку, а с огородов порой кто-то уважительно здоровается. Удегейцы — необычной внешности, скуластые, плосколицые, похожи на якутов. Напротив друг друга хвастаются ассортиментом два сельпо. Правда, счеты вместо кассы есть только в одном, но ленты с мухами, ароматный стиральный порошок и консервы в ассортименте у обоих. Классика.
В судах с равнодушным госаппаратом Раиса Максимовна доходила до Верховного суда. А суть проста. Людям, выросшим в тайге, на рыбе и мясе, не только запрещен улов и охота, но и пытаются продать их же лес.
11 лесозаготовительных контор где-то там, наверху, денно и нощно вырубают дальневосточный лес, по закону обязуясь платить и налоги местному бюджету, и предоставлять машину дров каждому дому. По факту тайга лысеет, деньги уходят выше, а дрова… население, чьи дома окружены лесом на сотни километров, с приходом нового главы обязаны выкупать за 10 тыс. руб. Пенсии у малых народов нищенские, стоит ли говорить.
А ведь несколько лет назад огромным трудом хозяйка нашего притихшего после обеда дома (Михалыч блаженно засопел) добилась и бесплатных дров, и по 50 кг рыбы на жителя (тоже закон!), и ремонта школы, хоть и учеников 16 человек. Выживали чиновники ее как могли, и угрозами, и судами, и прокурорским произволом, и слухами, до которых ох как охоча деревня. Но засела глава поселения глубокой занозой в холеной, избалованной, изнеженной рабской психологией русского народа волосатой чиновничьей руке, и ни в какую.
Горче нет той горечи, чем у трудового мозолистого народа, лишившегося даров родных рек и лесов, которым питался гордый род удегейцев ли, русских, китайцев ли — все одно хозяев тайги, с текущей, кажется, тайгой в самих венах их, проросшей тайгой в сами жилы их.
Как выживать в стране, где цинично и открыто нарушаются права простых людей? И даже такие стальные люди, как Раиса Максимовна, устают от бесконечных судов за права тех, как эта сморщенная бабушка с подрагивающими руками сидит с нами на кухне и разговаривает простые деревенские разговоры про картошку, жука, разлившийся ручей и письмо от снохи… и ждет со мной вареную картошку с деревенскими солеными ядреными огурцами, как у моей покойной бабушки.
Слава богу, огород у нее не отняли.
Она кормится с земли, копит на дрова и даже откладывает на черный день и сыну на городскую жизнь.
Депутаты края же — вне законов и времени — охотятся с вертолетов … и ими же вывозят дичь и рыбу. Пилят тайгу. Осваивают бюджеты. Валят вековые сосны. Пьют вискарь и гоняют покер с прокурором на даче, где камин за два ляма, чучелов в избытке и натопленная пихтовая баня с портовыми владивостокскими шлюхами. В колоде в засаленных, жирных их, в семге, пальцах — менты, лесники и особисты. Гнилая рать прогнившего режима.
Но, покуда на Дальнем востоке есть свободный и гордый русский народ (не путать с российским-унылым-среднеполосным), борьба за человека продолжается.
Напоследок одарили хозяйку вятским иван-чаем и печеньями без сахара. Раиса Максимовна обещала отныне чаевничать непременно так. И про белую муку, и про сахар забыть. Так завещал ей на прощание Леша ибн Михалыч.
Так что, дорогие друзья из «Древа жизни», ваш девиз «Живите долго и вкусно» звучит теперь и в глухой тайге. Фото с Раисой Максимовной в национальном костюме с подарками — прилагаем.
Мы тепло попрощались, и наша малышка, посигналив человечности и тайге, повернула колеса на Хабаровск.
Поддержать нас и подарить километры путешествия (бензин) можно здесь.
Оригинал
Правила выживания в тайге
Каждый охотник знает, что отправляться в такую поездку или поход – дело крайне опасное. На лоне дикой природы может случиться все, что угодно. Если рядом не окажется другого человека, то шансы выжить сокращаются в десятки раз. Известны случаи, когда охотника спасало только зимовье. Раненый или ослабший человек мог продержаться несколько дней или недель благодаря первому правилу: всегда оставлять в домике съестные припасы. Практически в каждом зимовье всегда есть спички, соль, сухари, крупы и какие-нибудь консервы. Хороший охотник не повезет домой остатки продуктов, ведь никто не знает, как распорядится судьба, и, может, быть мешочек с кусками черствого хлеба спасет человеческую жизнь.
Прежде чем отправиться в тайгу, нужно оповестить всех знакомых и рассказать, в какое именно место держите путь. С собой нужно брать: запас продуктов, большой нож, спички, аптечку, железную кружку и ложку, компас, бумагу, карандаш, сменную обувь, термобелье, веревку, полиэтиленовую пленку, медицинский спирт, фонарик. Это минимальный набор, который должен иметь любой охотник.
Список снаряжения
- Обувь. Ботинки, сапоги болотные, кеды, валенки, унты.
- Одежда. Носки несколько пар, штаны 2 пары, несколько футболок, куртка, тёплая кофта (лучше флисовая), дождевик (не полиэтиленовый), накомарник, перчатки х/б, шерстяные носки, термобельё, п/комбинезон, зимняя куртка с капюшоном, шапка, шерстяной свитер с горлом, флисовая кофта, балаклава или платок «Арафатка», зимние ботинки, непромокаемые унты, перчатки/варежки.
- Снаряжение. Рюкзак не меньше 80 л., спальник, коврик-пенка, ножи, налобный фонарик (диодный), карты, компас, газовая горелка, лыжи, снегоступы, кусок полиэтилена для навеса.
- Инструменты. Скобель, циркуль, карандаши, ножовки, пила большая, отвес, два топора, стамески, напильники, точильные бруски, плоскогубцы, рубанок, полиэтилен для крыши, стекло (оргстекло), петли.
- Бытовые принадлежности. Ёмкости под воду (вёдра, тазик, канистры), котлы, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, лопата, свечи, верёвки (толстая и тонкая), банные принадлежности, набор для шитья, средства для разведения огня, сода, моток проволоки, ножи бытовые.
- Электричество. GPS навигатор, автономный источник питания, смартфон, запасные аккумуляторы, диодные фонари, диодные светильники, радио приёмник, рации.
- Запас еды. (см. ниже).
- Рыболовные снасти. Спиннинг, катушки, блесны, лески, поплавки, крючки, грузила, сеть.
- Охота. Ружьё, патроны, комплект для снаряжение патронов, капканы, петли на зайца и другую дичь.
- Медицина. Аптечка, репелленты от комаров, спирали.
- Для досуга. Гитара, книги (справочники по дикоросам, охоте, рыбалке, строительству, ремёслам, мед. помощи, скотоводству, садоводству), тетради, ручки, шахматы (если будет, с кем играть) .
Антипины
С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.
Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены — Антипин. По его мнению, приставка «Анти» в ней обозначала его взгляды как «против», т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын — Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.
Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.
Продукты питания на год на одного человека, учитывая дневные нормы потребления при активных нагрузках в тайге
То, что придётся закупать в ближайшем районном центре.
Крупы
80 г – порция
240 г – в день
21900 г – год 1 наименование
87600 г – в год 4 наименования
Мука
300 г — день
109500 г – год
Масло растительное
7 л — в год
Соль
30 г – день
11 кг – год
Аналогично на соления.
Мясо
100 г – день
12 кг – год
Курица
100 г – день
12 кг – год
Яичный порошок
20 г – день
7.3 кг — год
- Перловка – 352 р.– 16 р./кг
- Геркулес – 484 р.– 22 р./кг
- Рис – 616 р. – 28 р./кг
- Пшено – 484 р. – 22 р./кг
- Мука – 1540 р. – 14 р./кг
- Масло подсолнечное – 336 р. – 48р./литр
- Соль (для еды) – 99 р. – 9р./кг
- Соль (для соления)- 99 р. – 9 р./кг
- Специи – 50 р.
- Яичный порошок – 1460 р. – 200 р./кг
- Мясо (сушёное) – 2040 р. – 170 р./кг
- Курица (сушёная) – 1440 р. – 120 р./кг
Плюс ко всему прочему, надо будет взять поливитамины с повышенным содержанием кальция, так как с кальцием будет проблема в тайге, горная вода его вымывает. Употреблять их можно не каждый день. Мясо лучше хранить в сушёном виде.
Итого: 5520 р. (4060 р. – без яичного порошка, мяса и курицы)
Итого: 9500 р. (8040 р. – без яичного порошка)
Отшельники плато Путорана
На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.
Вольный охотник Виктор Шереш
Борис Чевучелов
Гидропост Бориса
Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы — Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова «Люди плато Путорана».
Саянские отшельники
В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.
Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария
Заготовка дров
Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое — остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.
Удары судьбы
Первый ребенок умер от простуды. Второго ждала та же участь – мальчик Ваня погиб после укуса энцефалитного клеща. Третьей девочке удалось ухватиться за жизнь, и вскоре она обзавелась еще одной сестрой и двумя братьями. Имя ей дали таежное – Оленя. Так как Виктор не признавал охоты с ружьем, первое время семья очень голодала. Капканами много дичи не поймаешь. Однажды зимой они чуть не погибли, когда все запасы провизии подошли к концу. Но судьба им улыбнулась – мимо избушки проходило целое стадо оленей и мужчине удалось убить одного. Благодаря ему семейство сумело дожить до тепла. В честь него и дали имя первой девочке, которую Анна кормила пережеванным мясом.
Через пять лет таежной жизни Виктор решает перевезти семью в Якутию. Но и там они не смогли найти хорошее место для проживания. Вернулись в Сибирь, но в этот раз жили в поселке, и мужчина пару лет проработал в лесхозе. Предприятие обанкротилось, и люди уехали. Мужчина собрал все необходимое и снова потащил семью в тайгу, подальше от «этих существ». Так он называл всех людей. Детям строго-настрого запрещалось выходить на контакт с жителями окрестностей. Только Виктор мог пережить встречу с людьми, ведь он сильный и выдержит многое. Свой побег от цивилизации он назвал «отрывом».
Одна из 200 оставшихся чистокровных удегейцев
Раису Максимовну нам посоветовали навестить активные девушки из туристско-информационного центра Владивостока. Она — одна из примерно 200 оставшихся чистокровных удегейцев на планете.
Мы, конечно, мало ожидали, что будем ехать 350 км восемь часов. Эта ночь в машине оказалась тяжелой. Каменистая стиральная доска вытрясла из нас терпение до молекул.
Но наградой послужили утренние прекрасные виды на сопки, горные реки и все тот же туман над скрипящими деревянными мостами. Деревеньки спрятаны в таежных лесах, уютны и опрятны. Есть ощущение бедности, но нет уныния, как часто у нас. Деревня на 200 жителей может тянуться на пару километров. Дома сделаны из потемневшего бруса. Во дворах непременно маленькая банька, часто летний домик. Иногда есть и старый домик, итого четыре похожие, как матрешки, постройки. Участки в среднем по гектару. В окошках простенькие занавески, во дворах — старые японские пикапчики. Вдоль обочины в лесах грибов не счесть. За изгородью домов все скромно, но опрятно. В двориках часто цветочки. Кое-где газоны.
Исконно русские деревни. Крылечки, посиделки, дымящие мотоциклы с сивыми веснушчатыми мальчишками и — эка невидаль — прямо вдоль промышленных дорог тянут оптоволокно.
На все это взирают зеленые сопки, царство природной жизни и покоя. И медведи в зарослях дикой малины (вегетарианцы) лениво подглядывают на сельские страсти сверху. Охотничья лицензия сверхдорога, поэтому косолапым не о чем беспокоиться. Ягоды в избытке.
Купаясь на реке, вы можете познакомиться с ними лично. Нас миновало.
Страсти кипят потому, что и в таежной глуши есть место человеческой подлости и чистоте. Как борец за добро, Раиса Максимовна нас привлекает очень. Вот и она приветствует нас с крыльца. Ей 73. Ее домик опрятен, с колодцем и палисадником. Во дворе, как в кукольном домике, маленькие домики — погреб, баня, сарай. Воздухом не напиться. Пахнет детством, дровами и травой-муравой. А еще буйством трав и леса тайги.
Наш герой — председатель совета старейшин Союза коренных малочисленных народов Приморского края. Потомственная шаманка из рода Пионка. Местная глава администрации.
В ее жилах кровь удегейцев, и потому возраст можно угадать только по сетке морщин пропеченного тайгой ее доброго лица. В светлой деревенской комнате тихо, книги Рериха, национальные сувениры и вещички, целая выставка дипломов. Хозяйка угощает нас мелкой форелью со сковородки (какой уж тут ЗОЖ, когда скворчит на сковородке и желудке). Неспешные деревенские разговоры, удивительные истории. Боже, как хочется надеть деревенские трико, штопаные носки и залечь на неделю с книжкой у сухой теплой печи. Дома, кстати, недешевы. Скромненький на 50 квадратов от 300 тыщ. И деревня жива, в отличие от наших, поволжских. Пока еще.
Пока беседуем, сушим промокший извечно скарб.
Раиса Максимовна живет с дочерью, которая баллотируется на пост главы, сменяя уставшую маму. И устала она вовсе не от бумажной волокиты, проведения собраний и выбивания бюджета на дороги. Она устала бороться за права простых людей, извечно замордованных властью и безнаказанностью.
Зов души
Есть и такие, кто меняет успех и благополучие на жизнь в лесу или тайге. Виктор всегда любил охоту и однажды понял, что возвращаться домой после нескольких дней на природе ему уже не хочется. Он был бойцом спецподразделения и имел большое количество друзей. Все знакомые говорили о нем, как об очень отзывчивом и добром человеке. Уже десять лет мужчина живет в ста километрах от города и лишь по случайности его домик обнаружили грибники.
Виктор не нуждается в современных устройствах и гаджетах. Хорошая подготовка помогает ему не голодать, а тишина и покой леса настраивают на позитивную волну. Ему не скучно наедине с природой. За столько лет он отвык от городского шума и вечной суеты. Никто не трогает отшельника, ведь за ним не числятся никакие преступления и он сам волен выбирать, где ему жить.
Охота в тайге и жизнь в зимовье
Современные городские жители мало знают о том, как нужно выживать в условиях дикой природы. При слове «тайга» они представляют голодных и кровожадных волков, медведей и лютый холод. На самом деле погибнуть в городе шансов намного больше – можно перейти улицу в неположенном месте или напороться на нож грабителя.
А тайга — место относительно безопасное, если есть хоть какие-то навыки выживания. Мужчины прекрасно знают, что если в крови есть инстинкт охотника, то рано или поздно он приведет в лес. Сибиряки отправляются туда в основном зимой, ведь именно в это время года есть возможность привезти домой оленину. Речь идет только об охотника-любителях, промысловики живут совсем по другим правилам и понятиям.
Наумкины
Об этой семье в свое время много говорили по телевидению. Известность алтайские отшельники получили, когда юноша по имени Оджан преодолел огромный путь и вышел к людям. 20 лет назад его отец и мать приняли решение уйти жить в лес из-за плохого самочувствия мужчины. Там Александр и Елена устроились в небольшом зимовье. Жизнь в тайге поправила здоровье старшего Наумкина. Женщине пришлось бросить своего старшего сына Илью, чтобы не отягощать себе проживание на природе. Мальчик вырос с бабушкой.
Сама Елена, музыкальный педагог с высшим образованием, не только ушла за мужем, но и подбила к переселению еще двух человек. С тех пор врача и психолога никто не видел. Куда исчезли эти люди, история умалчивает. Жили Наумкины очень тяжело: мяса не видели годами, питались грибами, ягодами и другими дарами тайги. Оджана учили самостоятельно, ведь оба родителя были очень образованными.
В 2013 году супруги отправились в Приморский край, чтобы присмотреть новое место жительства, и оставили юношу одного. Тогда он и выбрался из таежного заточения. Когда Александр и Елена вернулись, то не стали принуждать сына вернуться в лес. Его приютила местная художница, ведь у парня был настоящий талант к изобразительному искусству. Поле того как в землянку отшельников наведались журналисты, открылась страшная правда – глава семейства не совсем в своем уме. Ему везде чудятся ведьмы и колдуны, а репортерам он сообщает о том, что ему известно, как они проводят против него ритуалы.
Сын подтверждает, что его отец бывает очень агрессивен, но при этом он очень умный и очень справедливый. Сейчас Оджан живет в городе, а его родители даже не планируют возвращаться в цивилизованный мир. Про жизнь в тайге он охотно рассказывает на федеральных каналах и защищает выбор отца и матери. Но своих детей твердо решил воспитывать в городе.