Содержание материала
Проводник
Относится к узлам, обязательным к освоению не только в морском деле, но и в промышленном альпинизме, для спасателей и т.д. Проводник прекрасно выручит, если необходимо организовать точку крепления на основной веревке, причем можно вязать его абсолютно в любом месте по всей ее длине.
Проводник завязывается, как самый обычный узел, но для этого берется не один конец веревки, а сдвоенный — сложенный вдвое на любом отрезке веревки. Продетая на выходе петля образует удобный ходовой «канал», через который можно провести как другую веревку, ремень или трос (отсюда и название узла), так и организовать другой узел или закрепить карабин.
Вариации узла
Узел стремя прост в вязке, так как представляет собой две скрещенные петли, но он имеет разные виды, которые используются для решения разных задач:
- стремя на опоре (трос крепится к круглой и гладкой поверхности, затягивается с максимальным усилием, может быть укреплен для усиления надежности);
- стремя с одним концом (используется при необходимости в опорном креплении для ног);
- полустремя (применяется при страховании другого человека, используется с карабинами треугольной формы и закручивающейся муфтой).
На карабине
Для закрепления веревки ходовой конец троса протягивается через карабин.
Дальний конец берется в руку. Из него формируется петля.
Получается две петли, имеющие нахлест веревки в разные стороны (одна — на карабине, вторая — на руке).
Петлю с руки нужно накинуть на карабин.
Чтобы завязать петли, остается аккуратно потянуть за коренной и ходовой концы веревки.
На сплошной опоре
На сплошной опоре вязаться щегол будет также легко.
Веревка заводится за используемую опору таким образом, что ходовой конец располагается над коренным. Таким же образом делается вторая петля. После — они затягиваются.
Быстрый вариант
Альпинистский связывающий узел может быть завязан за три секунды при помощи такой схемы:
- необходимо скрестить руки и взять в них веревку;
- руки разводятся в стороны, получаются две петли;
- они складываются таким образом, что ходовые концы находятся в середине;
- узел набрасывается на карабин или используемую опору.
Узлы для страховки (незатягивающиеся петли)
Простой проводник
Простой проводник
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел Мягко вяжется на конце и в середине веревки, можно вязать одним концом
Восьмерка
Используется для получения надежной петли, а также для закрепления веревки на рельефе. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь.
Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется.
Также из него может делаться карабинная удавка.
Девятка
Проводник Девятка
Отличается от восьмерки дополнительным обносом во время завязывания узла. Затянутый под нагрузкой плохо развязывается. Однако, девятка лучше восьмёрки именно тем, что её легче развязать после нагрузки.
Австрийский проводник, альпийская бабочка, серединный проводник, узел третьего
Австрийский проводник
Используется для организации точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название.
Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны.
Двойной проводник, Заячьи уши
Двойной проводник
Вязание регулируемой петли «Парсел-Прусик»
С помощью прусика можно связать регулируемую петлю, называемую Парсел-Прусик.
Такая петля удобна для образования педали для ноги при веревочных работах, а также для спасательных работ при использовании носилок, так как легко и быстро позволяет подобрать нужную длину этой самой петли, что очень удобно и практично.
Также петля Парсел-Прусик хорошо себя зарекомендовала в качестве петли для страховки: в момент срыва узел Прусика в ее составе затягивается не мгновенно, успевая немного протравить репшнур, тем самым удлиняя время полной остановки, а значит и уменьшая пиковую нагрузку при срыве.
На картинке показана такая петля:
Для того, чтобы связать петлю Парсел-Прусик нужно:
- Сделать петлю из репшнура, как это было описано ранее.
- Сложить петлю вдвое и связать узел прусика в три оборота.
- В образовавшуюся петлю вставить другой конец петли — получается петля Парсел-Прусик.
Важно, чтобы узел, которым был связан в петлю репшнур, оставался снаружи петли, но не на самом ее краю, поскольку продетый в петлю карабин не должен с ним соприкасаться. В противном случае, прочность репшнура может быть ослаблена воздействием карабина на и без того находящиеся под избыточным сдавливанием и растяжением волокна внутри узла
Да и нагрузка при соскальзывании узла с карабина может распределяться неравномерно между двумя ветвями петли за счет укорачивания одной из них и удлинения другой.
Петля Парсел-Прусик регулируется смещением прусика по сдвоенной веревке этого же самого репшнура. При нагрузке на саму петлю она держит свой размер и не удлиняется.
Сооружение переправы с помощью удавки
В пеших туристических походах, часто приходится переправляться через различные преграды (речки, возникшие после ливней препятствия, овраги), транспортировать получивших травму (заболевших) членов группы. Одним из способов это сделать, установить простую, навесную съемную переправу.
Для этого понадобится:
- Основной грузовой строп (10-12 мм в диаметре). По нему будет передвигаться участник (груз) через препятствие. Длинной она выбирается на 5-6 м больше расстояния между предполагаемыми опорами.
- Трос диаметром 10 мм для дополнительной страховки. Он должен быть длиннее двойного расстояния препятствия, приблизительно на 10 м.
- Приспособление для уменьшения износа грузового троса.
Место для переправы следует выбирать с учетом:
- более высокого исходного участка (переправа должна производиться под наклоном);
- надежных опор для крепления грузовой веревки по обеим сторонам преграды (деревья, камни и т. п.);
- минимальная ширина препятствия в месте переправы;
- возможности переправиться одному из участников группы на другую сторону, недалеко от предполагаемого места установки переправы.
Для вязки стропа на опоре, используется узел удавка. Что бы крепление было надежным, следует соблюдать следующие правила:
- все места перехлестов петли из веревки должны соприкасаться с корой дерева;
- удавку рекомендуется использовать только для вязания вокруг подходящих деревьев;
- ствол следует подбирать более 20 см в диаметре.
Крепить трос за кусты, камни, группу стволов молодых деревьев, следует при помощи «простого штыка».
Петлевые:
Проводник
Легко вяжется как на конце верёвки, так и в середине, может вязаться одним концом.
Под нагрузкой сильно затягивается, «ползёт», особенно на жёсткой веревке.
Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо.
При использовании узла для организации связок необходим контрольный узел.
Для облегчения развязывания после использования рекомендуется в сплетение узла вставлять крюк, вщёлкивать карабин или другой предмет.
Пошаговая инструкция завязывания проводника:
Восьмёрка
Легко вяжется как на конце веревки, так и в середине, может вязаться одним концом.
Под нагрузкой сильно не затягивается, «не ползёт».
Используется для образования надежной петли.
Пошаговая инструкция завязывания восьмерки:
Булинь
Простой и надежный узел, под нагрузкой сильно не затягивается.
«Ползёт» при переменных нагрузках.
Применяется для крепления веревки к кольцам, проушинам, для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень).
Пошаговая инструкция завязывания булиня:
2 способ:
Связывающие:
Грейпвайн
Надёжный узел.
Под нагрузкой сильно затягивается.
Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.
Брамшкотовый узел
Надёжный узел.
Под нагрузкой не затягивается, «ползёт» при переменных нагрузках.
Используется для связывания верёвок как одинакового, так и разного диаметров.
Обязательны контрольные узлы.
Пошаговая инструкция завязывания брамшкотового узла:
Прямой узел
Под нагрузкой сильно затягивается.
Самопроизвольно развязывается – «ползёт», особенно на мокрых, жёстких и обледенелых верёвках.
Используется для связывания верёвок одинакового диаметра.
Использование без контрольных узлов недопустимо.
При больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк).
Пошаговая инструкция завязывания прямого узла:
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Как быстро связать встречный узел. Встречный узел — как его вязать
Вяжем встречный узел пошагово
Существует несколько разновидностей восьмерки, но есть универсальная схема вязаная рыболовного узла, применяемая чаще всего.Пошагово классическая вязка встречного узла выглядит так:
- На одной веревке вяжем обычную восьмерку. Для этого один конец троса нужно загнуть и сделать петлю. Далее нужно провести ее под основной веревкой и сделать вторую петлю.
- Свободный конец веревки нужно продеть в первую петлю сформировавшейся восьмерки. Со вторым концом троса нужно провести аналогичные действия, но в зеркальном отображении.
- Если вязка была выполнена правильно, получится переплетенная восьмерка. Останется просто ее затянуть, чтобы получить прочное соединение.
Пошаговая схема вязкиИз этой пошаговой инструкции видно, что узел вяжется очень легко, но обладает достаточной прочностью для использования в туризме, альпинизме и морском деле. Единственный нюанс, который следует учитывать, это то, что для вязки лучше использовать веревки одинакового диаметра.
Двойной
Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».
Схема двойного встречного узлаНа практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.
Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.
Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.
Самый надежный узел
Как говорят опытные туристы и альпинисты, самый надежный узел, если предстоит две веревки связать в одно целое, – это грейпвайн. Завязать его сходу не получится – он сложен в исполнении, но и безопасность обеспечивает наивысшего класса. Такой узел, если к веревке была приложена нагрузка, очень сильно затягивается. Он подходит для связывания веревок как одинаковой толщины, так и разной. Кроме альпинизма, широкое распространение узел получил в рыбной ловле, где применяется на леске.
Оттяжки, петли – все это разумно вязать именно грейпвайном. Но следует понимать, если уж такой узел затянулся, развязать его шансов нет. Среди всех родственных узлов он имеет максимальный уровень прочности — 56%, что значит, что веревка практически не страдает.
Между прочим, если в какой-то части она потеряла прочность из-за повреждения, ее разрезают, а затем концы связывают именно при помощи грейпвайна – это самый безопасный и надежный вариант. Впрочем, нужно признать, австрийский проводник – узел, который почти не уступает грейпвайну по надежности.
8 основных способов вязки морских узлов
Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.
Как завязать морской узел Булинь
Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Вязание морского узла восьмерка
Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.
Как вязать морской узел:
- Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
- Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
- Затянуть.
Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.
Схема вязки прямого морского узла
Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.
Классическая методика:
- Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
- Второй конец образует открытую петлю.
- В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
- Затянуть обе веревки.
Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.
Полуштык и штык
Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.
С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.
Как завязывать морской узел рыбацкий штык
Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги.
Схема воровского морского узла
Порядок действий:
- Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
- Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
- Затягивают оба двойных конца.
Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.
Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема
Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.
Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.
Для выполнения тещиного узла следует:
- Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
- Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.
Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.
Виды и способы выполнения узла удавка
Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.
Схема вязки:
- Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
- Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
- Затянуть.
Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.
Длина и толщина репшнура для прусика
Вяжется прусик чаще всего веревкой меньшего диаметра на веревке большего диаметра: только в этом случае узел в должной мере проявляет свои свойства.
В качестве веревки для изготовления прусика используется репшнур толщиной 6–7 мм. Такой репшнур хорошо будет держаться на основной веревке толщиной 9–14 мм. Если взять репшнур большей толщины, узел прусика может начать проскальзывать по основной веревке, если взять более тонкий, тогда повышается вероятность разрыва репшнура при дополнительных нагрузках и неблагоприятных условиях.
На фото показан прусик, которым завязан репшнур на основной веревке:
Оптимальное сочетание репика достаточной толщины и хорошей веревки.
Длина репшнура для прусика зависит от задач, которые необходимо решить, используя этот узел. Для спуска и подъема на прусиках я, например, использую два репшнура длиной пять метров каждый, а для организации регулируемого навеса над лежанкой в лагере достаточно метрового куска.