Содержание материала
Как добраться
До Ороктойского моста можно добраться на автомобиле из Бийска или Горно-Алтайска. Из Бийска необходимо двигаться по Чуйскому тракту около 150 км через населенные пункты Сростки, Майма и Манжерок до развилки перед поселком Усть-Сема.
Далее следует съехать с трассы на Чемальский тракт (идет через поселок). Дальнейший путь пролегает через Чемал и Еланду до Ороктоя, а оттуда — 12 км до пункта назначения. Маршрут пролегает мимо урочища Чечкыш, называемого «Долиной горных духов». От Еданды придется ехать по достаточно узкой гравийной дороге, некоторые участки которой проходят вдоль скал.
Автомобильный маршрут от Бийска до Ороктойского моста на Google-карте
Ороктойский мост и Катунь на видео
Устье р. Эдиган — с. Ая
До Тельдекпенских порогов есть довольно интересный участок с мощными шиверами, характерными наличием скальных обломков в русле, мощными прямыми и косыми валами, скальными сужениями и т.д. Этот участок не требует разведки, но расслабляться не следует.
Перед порогом Тельдекпень-1 при маленьком и среднем уровне воды встречается мощная шивера на правом повороте реки с пульсирующими валами до двух метров. За шиверой — большое улово у песчаного правого берега, в котором удобно зачалиться для разведки порога. На правом берегу к реке подходит дорога, ведущая в с. Куюс.
Порог Тельдекпень-1 представляет собой длинный скальный коридор. Берега — отвесные скалы. Огромная масса воды, сжатая скалами, образует хаотические струи и водовороты. В пороге условно две ступени — одна на входе небольшой слив, вторая — через метров 300 тоже слив, но чуть мощнее. В этом месте Катунь пересекает навесной мост, с него очень хорошо просматривается весь порог. За сливами — сильные водовороты, которые требуют мощной и резкой работы то левого, то правого бортов судна. Заканчивается порог расширением русла.
Порог Тельдекпень-2 расположен несколькими километрами ниже первого и аналогичен ему. Трудности: скальная гряда и более мощный слив на входе, большой водоворот за сливом и локальный прижим к правому берегу на выходе из порога.
Рекомендуется прохождение на скорости по центру реки, по основной струе, с уходом влево от прижима. Далее идет скальный коридор, заканчивающийся резким расширением русла.
См. также Тельдекпень
Порог Остров, или Еландинские ворота. Русло с левого берега сжимается большой скалой характерной формы, которая и является ориентиром порога. У левого берега — большой скальный остров. Река разделена скальным островом на две протоки: большую левую и узкую правую. В левой протоке видна скальная гряда с выступающими камнями справа и пологий слив с мощным валом слева. За основным валом с пульсирующим гребнем следует участок с валами и еще один слив с бочкой почти во всю реку. Правая протока упирается в валун. Проходить участок нужно слева по центру вала, затем сместиться еще левее от бочки.
До с. Чемал в русле встречаются скальные обломки.
Порог Чемальская труба — шивера с бочками. Прохождение не требует разведки, все препятствие читается с воды. В большую воду есть водовороты.
Порог Чепош (Ирадаш) — это шивера с бочками. Прохождение не требует разведки, все препятствие читается с воды. 2 к.с.
Порог Семинский — основным препятствием являются валы. В большую воду сложность этих препятствий вырастает многократно. В летний период 3 к.с., в большую воду может достигать 4-5 к.с.
Порог Манжерок — это шивера с бочками и сливами. В летний период также 3 к.с., а в большую воду — 4-5 к.с.
Рекомендации
Маршрут от устья р. Эдиган до с. Ая оценивается III к.с. Маршрут по Катуни подходит группам с опытом прохождения препятствий не ниже этой категории. Однако высокий уровень воды может сильно осложнить порог Тельдекпень, а потому прохождение этого порога не обязательно присутствует в этом маршруте. Маршрут по нижней Катуни можно идти на любых плавсредствах, наиболее распространенными являются каяки, катамараны-четверки и двойки, а также рафты, плоты, «бублики». При прохождении порогов Чемальская труба, Ирадаш, Семинский, Манжерок и Айский нужно серьезно подойти к организации страховки. Пороги идти с обязательной разведкой.
Катунь под Ороктойским мостом
Внизу бурлит своенравная Катунь, способная снести любую преграду на своем пути. Менее надежного деревянного предшественника Ороктойского моста река смела во время одного из наводнений, которые время от времени случаются по весне или после сильных дождей. В один из таких паводков в мае 2014 г. вода полностью закрыла мост, который выдержал мощный натиск и устоял.
Под мостом находится самое узкое место Катуни, которой приходится буквальным образом протискиваться сквозь «бутылочное горлышко» Тельдекпенских порогов. Ширина каменистого коридора составляет всего 20 м. Дальше по течению река расширяется до 40–50 м. Самое глубокое место реки так же находится здесь.
Глубина Катуни под основным пролетом Ороктойского моста составляет 70 м.
Стоит отметить, что это далеко не мировой рекорд, он принадлежит реке Конго (наибольшая глубина 220 м).
Ороктойский мост соединяет два берега реки Катунь, Ирина Егорова
Берега Катуни в районе Ороктойского моста — черные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители.
Тельдекпенские пороги
Под Ороктойским мостом то и дело проплывают байдарочники-экстремалы, которые яростно сражаются с мощными водоворотами Тельдекпенских порогов (IV категория сложности). Естественные препятствия образованы узким скальном коридором, который представляет собой трещину в отроге Куминского хребта. Во время прохождения этого участка реки водные туристы сталкиваются со всеми «прелестями» водных порогов Катуни, в числе которых — ямы со встречным током воды (бочки), воронки, шиверы и «водяные грибы».
Панорама Ороктойского моста и Тельдекпенских порогов на Google-картах
Легенда
У местных жителей есть своя версия о происхождении скального коридора под Ороктойским мостом. Согласно легенде камни являются строительным материалом, которые принес алтайский богатырь Сартыкпай в подоле лисьей шубы. Силач хотел помочь людям и возвести переправу через Катунь, но попытка оказалась неудачной. В сердцах горе-строитель раскидал камни во все стороны, в результате чего и появились Тельдекпенские пороги (в народе «Пни»).