Содержание материала
Периодизация
Реконструкция жилья трипольской культуры. Тернопольский областной художественный музей
Предметы из поселения близ села Русештий Ной Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3650 год до н. э.
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3600 год до н. э.
Предметы культа. Трипольская культура. 4 — первая половина 3-го тысячелетия до н. э.
Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Трипольская культура. 3500—3400 гг. до н. э.
По периодизации Т. С. Пассек выделяются три этапа развития трипольской культуры:
- Ранний этап (Триполье A) — середина — вторая половина 4-го тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углублённым орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско), меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
- Средний этап (Триполье B — Триполье C1) датируется серединой 4-го тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
- Поздний этап (Триполье C2) датируется 3150—2650 гг. до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях.
Одно из них заключается в том, чтокультура перестает быть единой и однородной:она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии. Наряду с дальнейшим усложнением религиипоявляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных.
Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.
Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаватьсярелигиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.
7. Киммерийцы- первый народ на территории Северного Причерноморья и Крыма….
Киммерийцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э.
С одной стороны киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами.
Примечания
- ↑
- Кукутени / Пассек Т. С. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 990 стб.
- Кукутени / Пассек Т. С. // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
- ↑
- В. А. Дергачев, И. В. Манзура. Погребальные комплексы позднего Триполья : Свод источников / Отв. ред. В. Я. Сорокин; АН ССР Молдова, Отд. этнографии и искусствоведения. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 333 с. — ISBN 5-376-01192-5.
- Санжаревский И. И. // Политическая наука и искусство управления (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект) / Авт. и сост. Санжаревский И. И., РАНХ и ГС,Тамбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Тамбов, 2019.
- Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы в 8 т. Том 1. Древняя Европа. / Отв. ред. Е. С. Голубцова — М.: Наука, 1988. — С. 80
- Круц С. И. Антропологические материалы позднетрипольского могильника у с. Чапаевка // Раннеземледельческие поселения-гиганты трипольской культуры на Украине. — К., 1990. — С. 103.
- Зиньковский К. В. Антропологическая характеристика материалов из второго грунтового могильника у с. Усатово // Новые археологические исследование на Одесчине. — К., 1984. — С. 34-43.
- Потехина И. Д. Антропологические материалы из могильника Маяки // Патокова Э. Ф., Петренко В. Г., Бурдо Н. Б., Полищук Л. Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. — К., 1989. — С. 125—133.
- Алексеева Т. И. Истоки антропологических особенностей славян // Антропология и геногеография. — М., 1974. — С. 44.
- ↑
- Пассек Т. С. Периодизация Трипольских поселений (III—II тысячелетие до н. э.). — М.—Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. — С. 20. — 245 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 10).
- ↑ Корвин-Пиотровский А. Г. Трипольская культура на территории Украины. // Трипольская культура в Украине: поселение-гигант Тальянки: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Г. Корвин-Пиотровский, Ф. Менотти; Институт археологии НАН Украины. — К.: , 2008. — 256 с. — С. 21. — ISBN 978-9-66-024944-8.
- Кременецкий К. В. Палеоэкология древнейших земледельцев и скотоводов Русской равнины. / Институт географии АН СССР. — М.: Наука, 1991. — 193 с.
- ↑ Videiko M. Yu. // Trypillya culture proto-cities. History of investigations = Трипільські протоміста. Історія досліджень (англ.) / Institute of Archaeology, National Academy of Sciences of Ukraine. — Kiev, 2002. — P. 103—125. — 144 p.
- ↑
- Трубачев О. Н. К прародине ариев // Вопросы языкознания. № 3 С. 3—12.
- Iванченко Р. П. Історія без міфів. Бесіди з історії української державності. Киiв: Український письменник, 1996.
- Русина Е. В. Трипольский синдром: Украина в зеркале «правильной» истории // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / А. Е. Петров, В. А. Шнирельман (ред.). М.: Институт археологии РАН, 2011. С. 150—152.
- Отрощенко В. Міфологізація етногенезу українців // Новітні міфи та фальшивки про походження українців: збірник статей. — К.: Темпора, 2008. — С. 51—65 24—50.
Антропология и генетика
Антропологический тип представителей живших до Трипольцев это северные европеоиды. Они были высокими, имели крупный череп и массивный скелет, лицо было широкое и плоское. Представители же Трипольской культуры — древнего средиземноморского типа, невысокие, узколицые и стройные.
Не найдено ни одной могилы трипольской культуры. И это притом, что одновременно население составляло до 2 миллионов человек, а на протяжении нескольких тысячелетий на территории Украины жило несколько десятков миллионов (а возможно, несколько сотен миллионов) представителей этой археологической культуры. Как хоронили трипольцев, куда делись могилы – загадка.
Первый генетический материал Трипольских жителей был получен в пещере Вертеба Тернопольской области в 2005 году (это не была могила, люди погибли в пещере вследствие обвала). По результатам анализа, опубликованным в 2010 году, ученые пришли к заключению о родстве этого народа с другими культурами известными в истории неолита. Стало понятно, что у населения Триполья в основе были гены людей, проживающих ещё до неолита от Карпат до Северного Причерноморья, а по материнской линии корни ведут в малую Азию (видимо, похожие Х-хромосомы были у жителей Малой Азии).
По антропологическим данным ученые определили, что среди населения этой древней цивилизации были как крупные протоевропейцы, так и хрупкие представители средиземноморья. Особенно это хорошо прослеживается по могилам позднего периода, например найденным около села Выхватинцы. Женские скелеты в этих захоронениях были крупными и явно принадлежали протоевропейцам, а мужские кости были тоньше и принадлежали к средиземноморскому типу.
Палеогенетика[править | править код]
Изучение останков из пещеры Вертеба около села Бильче-Золотое в Тернопольской области, относимых к периоду 3600—2500 годов до н. э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к митохондриальным гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Местная (автохтонная) линия в останках трипольцев оказалась преобладающей. В 2017 году были опубликованы митохондриальные гаплогруппы H, H1b, H5a, H5b, HV, T2b, U8b1a2, U8b1b, а также K и W. Находка у двух образцов митохондриальной гаплогруппы U8b1 может свидетельствовать о связи трипольцев с популяциями верхнепалеолитической Европы.
У четырёх трипольцев из пещеры Вертеба определена Y-хромосомная гаплогруппа G2a (три носителя G2a2b2a и один G2a), также характерная для культур балканского неолита, у одного — Y-хромосомная гаплогруппа E.
У четырёх женщин с двух позднетрипольских (3500—3100 лет до н. э.) стоянок в Молдавии (Покровка V (Pocrovca 1, Pocrovca 2, Pocrovca 3) и Гординешти I (Gordinești)) определили митохондриальные гаплогруппы K1a1 (Pocrovca 1), T1a (Pocrovca 3), T2c1d1 (Pocrovca 2), U4a1 (Gordinești). Анализ PCA показал, что образцы Gordinești, Pocrovca 1 и Pocrovca 3 сгруппировались с более поздними образцами культуры колоколовидных кубков из Германии и Венгрии рядом с четырьмя мужчинами-трипольцами из пещеры Вертеба, в то время как образец Pocrovca 2 попал в кластер культуры линейно-ленточной керамики рядом с неолитическими земледельцами из Анатолии и Старчево. Три из этих образцов также показали значительное количество степной родословной, что предполагает приток в генофонд трипольцев людей, связанных, например, с украинским мезолитом. Степной компонент появился в сельскохозяйственных сообществах Восточной Европы, возможно, уже в 3500 году до нашей эры, что согласуются с гипотезой о продолжающихся контактах и постепенном смешивании прибывающих степных и местных западных популяций.
Трипольская культура: интересные факты
И напоследок, несколько интересных фактов:
- Из всех разновидностей трипольской керамики больше всего споров вызывает загадка предназначения так называемой биноклевидной посуды. Ни в одной культуре нет аналогичных сосудов. После долгих споров, не придя к единому мнению, ученые решили отнести его предметам религиозного культа. Якобы он использовался для вызывания дождя.
- Принято считать, что наиболее древнее изображение колеса можно увидеть на шумерских фресках в Месопотамии, которые датируют 3200 г. до н. э. Но колесо можно увидеть на трипольских керамических изделиях, которым примерно 5000 лет до н. э. Это повод поспорить, кем и когда было изобретено колесо.
- Удивительно, но всем известный китайский символ «инь-янь» — те самые две змеи образующие извечный круговорот жизни — можно увидеть на керамических изделиях древних трипольцев.
- Интересно, что трипольцы не жили подолгу на одном месте. Не больше 50-70 лет. Это не удивительно, поля за это время истощались, дичь в лесах заканчивалась. Удивительно другое , уходя на новое место, они обязательно сжигали свои жилища вместе с утварью, посудой и прочим. Возможно, это был своеобразный обряд очищения для новой жизни на новом месте.
В популярной культуре
Трипольская культура получила популярность в среде националистов и неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими. Различные авторы, включая связанных с украинским национализмом, утверждают, что украинцы существовали как народ и имели высокую культуру и государственность задолго до Киевской Руси. Для доказательства этого делаются попытки отождествить украинцев со скифами или более древними народами, вплоть до представителей трипольской культуры или, в некоторых случаях, людей палеолита, что изображает украинцев древнейшим народом Европы. Ряд авторов отождествляет этих предков с «арийцами» («трипольцам-ориям»). Другие конструируют двухчленную модель возникновения украинского этноса как результат смешения местных «хлеборобов-трипольцев» и пришлых «степняков-арийцев». Украинский библиотекарь Н. З. Суслопаров, не имевший лингвистического образования, утверждал, что «открыл» «звуковой трипольский алфавит» и отождествил трипольцев с пеласгами. Идея происхождения украинцев от трипольцев поддерживалась Львом Силенко, основателем украинского неоязыческого движения РУН-вера, рядом других украинских эмигрантов. Сторонником идеи был советский украинский писатель Сергей Плачинда, один из последователей Силенко, разделявший также идею докириллической «трипольской» письменности. Химик А. П. Знойко (1989) писал, что представители трипольской культуры называли себя «полянами», были пеласгами и прямыми предками украинцев. Журналист, кандидат филологических наук В. А. Довгич утверждал, что Поднепровье было родиной «арийских» народов, а украинцы являются автохтонным населением по меньшей мере с трипольской эпохи, когда они изобрели письменность. Писатель и бывший археолог Юрий Шилов рассматривал Украину как «Великую Оратанию». По его мнению, в трипольское время на Украине возникло «арийское государство», «сами трипольцы называли свою страну Араттой» и именно оттуда «вели свой род шумерские цари». На Украине Шилов считается национальным героем, и на его родине ему поставлен памятник. Политэкономист Юрий Каныгин (укр.)русск., популяризировавший взгляды Силенко и Шилова, ведёт генеалогию украинцев от «ариев», а «триполизм» объявил «украинским архетипом». Профессор Прикарпатского университета
(Ивано-Франковск), философ Л. Т. Бабий утверждает, что украина является прародиной «ариев», «создателей трипольской археологической культуры с государствами Аратта и Ариана». Бывший директор Тальновского музея истории хлеборобства краевед В. Ф. Мыцык называл трипольскую культуру «археологической державой». По его мнению, трипольцы были пеласгами, владели алфавитной письменностью и поклонялись «всемогущему Солнцу».
Публикации о происхождении украинцев от трипольцев и скифов рекомендуются Министерством образования Украины как добротный материал для обучения старшеклассников
Для туристов разработан маршрут «Золотое кольцо трипольской культуры» и открыты «парки трипольской культуры». На Украине предлагается вести курс «трипольской педагогики». Под руководством политика И. А. Зайца был создан благотворительный фонд «Триполье», призванный популяризировать идею украинства трипольской культуры, и проводились масштабные псевдонаучные конференции, посвящённые триполью как «истоку европейской цивилизации». В самом селе Триполье 2005—2012 годах на основе частной коллекции работал музей «Древняя Аратта — Украина».
Как нашли Триполье?
До конца XIX века никто о Трипольской культуре не знал, но её очень искали. Дело в том, что на волнах трендового в то время панславизма славянские народы занялись поисками идентичности. Надо понимать, что в те годы ни Польши, ни Чехии, ни Хорватии, ни Словакии и Словении не существовало. Славянская общность была представлена «балканской тройкой» из Черногории, Сербии и Болгарии, и Российской империей, которую в европейском сообществе то и дело обвиняли в отсутствии демократии и сибирских каторгах.
Отыскал Триполье Викентий Хвойка. Профессионального археологического образования он не имел (окончил коммерческое училище), раскопками начал заниматься только в возрасте 40 лет.
По происхождению он был чехом и мечтал об освобождении своего народа от Австро-Венгрии. В этом вопросе он уповал на помощь Российской империи и получил от Российского императорского исторического музея средства на раскопки.
В 1899 году Хвойка на 11-м археологическом съезде в Киеве представил на суд коллег результаты своих раскопок. Главным «лотом» были расписные черепки. Хвойка объявил свои находки ни много ни мало доказательством существования «славянской ветви арийского племени».
Поселения культуры Триполья
Советский археолог Татьяна Сергеевна Пассек разделила трипольскую культуру на три этапа развития:
Ранний этап – вторая половина VI – начало первой половины V тысячелетия до н.э. В роли домов выступали землянки, также были обнаружены маленькие «площадки» из глины.
Средний этап – вторая половина V тысячелетия до н.э. – 3200/3150 гг. до н.э. Поселения в районах мысов укреплялись при помощи валов и рвов, площадь поселений возрастала, жилища начали располагать по кругу. Иногда можно было встретить дома, имеющие два этажа, двускатную крышу и окна круглой формы.
Поздний этап – 3150 – 2650 до н.э. Территория культуры Триполья разрастается на север и восток путём расселения племён на укреплённых местах. Встречаются как некрупные наземные жилища, так и простые землянки.
Множество поселений, организованных во времена трипольской культуры, было обнаружено начиная с 1880 года в районе Правобережной Украины. Особым отличием этих стоянок стали специальные «площадки», которые укреплялись с помощью обожжённой глины. Такие платформы имели квадратную форму, длина одной стороны «площадки» варьировалась от 5 до 18 метров. На некоторых стоянках остались следы бывших очагов, построенных из глиняных плит.
Типичное трипольское поселение имело довольно интересный план организации. Дома располагались в два круга, чтобы усилить защиту населения в случае возможной атаки. Иногда в середине малого круга домов не строили, так как эта территория представляла собой городскую площадь.
Поздний период
Конец 4-го тысячелетия — начало 3 тысячелетия до н. э. Ареал обитания трипольцев расширился еще больше: Киевское Приднепровье по обоим берегам, земли восточной Волыни, северо-западное Причерноморье. Именно в степной зоне они начали контактировать с носителями иных культур.
В начале 3-го тысячелетия до н. э. в степных зонах и Дунайско-Днепровском междуречье начали селиться племена «ямной культуры» Они постоянно перемещались, ища новые пастбища для своего скота и частично ассимилировались с трипольцами, привнеся в их культуру много своих особенностей. В итоге создались отдельные локальные группы трипольцев, чья культура начинала приобретать значительные различия. Например, появляется новый тип погребения в ямах с насыпью и с каменной обкладкой вокруг. Такой способ захоронения был характерен для племен «ямной культуры». Поменялся и характер строительства жилищ, а в украшении керамических изделий исчезли спиральные узоры, мастера начинали создавать посуду округлой формы.
Периоды развития
Советские археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек. из Ленинграда внесли большой вклад в периодизацию времён развития культуры Триполья, однако издавать эти работы Пассек пришлось в одиночку, так как Латынин был к тому времени репрессирован. Учёные разделили периоды развития этой цивилизации на три этапа – ранний, средний, поздний.
Около 7500-6500 лет назад, в так называемый ранний период по классификации Пассек, племена Триполья жили небольшими группами по берегам Южного Буга и Днестра. Они строили как землянки, так и обыкновенные жилища. Используя довольно редко медные орудия труда, древние жители в быту в основном применяли изделия, изготовленные из камня, костей и дерева.
Помимо скотоводства и земледелия, Трипольцы занимались ещё охотой и рыбалкой. Крупный рогатый скот, являлся основой животноводства, хотя культивировали и мелких животных, таких как свиньи, овцы и козы.
В средний период своего развития, примерно с середины четвёртого и начала третьего тысячелетия до новой эры Трипольские племена занимали большие территории, начиная от Днепра и кончая Восточной Трансильванией. Увеличившись по количеству населения, древние земледельцы и скотоводы стали заселять районы Верхнего и Среднего Днестра, а также Южного Побужья и правый берег Днепра. Увеличился и размер поселений.
Поздний этап развития цивилизации Триполья учёными датируется ориентировочно от 3000 до 2500 лет до нашей эры. Территория культуры продолжает увеличиваться в северном и восточном направлениях. Получает ещё большее развитие обработка металлов, но количество расписной керамики уменьшается. В ряде мест появляется обряд кремации при погребении.
Примерно в это же период примерно 5 тысяч лет назад, в степи между Дунаем и Днепром, появились представители так называемой ямной культуры. В поисках новых пастбищ для скота, они частично перемешались с Трипольцами, создав, таким образом, культуру со своими характерными признаками. Изменился вид жилищ, керамики, которая приобрела, округлые формы и изготавливалась без узоров в виде спирали. Также появились захоронения нового типа в виде канав с насыпью обложенных по периметру камнем.
Около 2600-2700 лет до нашей эры Трипольская цивилизация перестала существовать. Причины её исчезновения с исторической арены до сих пор не ясны. Есть версия, что произошла ассимиляция с соседними народами или вполне возможно произошли масштабные климатические изменения, и люди были вынуждены навсегда покинуть обжитые места.
Хозяйство[править | править код]
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплым и влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.
Трипольцы выращивали плёнчатую пшеницу, , просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5—2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причём отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.
Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Трипольский язык
Проанализировав славянские языки, лингвисты выделили слова неизвестного происхождения, которые не имеют предпосылок в родственных индоевропейских языках – германских, романских, индийских, иранских и т.д. Такая же кропотливая процедура была проведена и с древнегреческим языком. В итоге исследователи получили пласт лексики, которая неизвестно откуда взялась. Но поскольку что-то из ничего не возникает, то считается, что «неведомые науке» слова унаследованы из языка общества более древнего, жившего на данной территории прежде. То есть – трипольского.
И что же это был за язык?
Учёные считают, что главной особенностью языка трипольской культуры было превалирование в нём слов с открытыми слогами. Следы точно такой же языковой структуры обнаруживаются на Крите и в Малой Азии. Это указывает на то, что язык носителей трипольской культуры, скорее всего, принадлежал к группе древних черноморско-средиземноморских.
В древнеславянском языке слоги тоже были приемущественно открытыми, имелась тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных. Но из всех славянских, в украинском языке эта тенденция сохранилось наиболее явственно. Также, украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры и наибольшее количество слов. В частности: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб, а также имена и культы некоторых языческих богов и названия географических объектов.
По мнению Ю.Мосенкиса, украинский язык позаимствовал у «трипольского» те звуковые черты, которые сейчас осознаются как его особая «милозвучность». Как считает автор, именно благодаря связи с «трипольским», украинский язык, в отличии от русского или польского, относится к группе средиземноморских.
В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получившей название от с.
Триполье на Киевщине, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники. Племена трипольской культуры расселялись с Южного Побужья и Поднестровья до Днепра еще в начале III тысячелетия до н. з., заняв часть территории неолитических племен на правобережье Днепра..Поселения трипольской культуры размещались на лессово-черноземных плато и состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, иногда несколькими кругами с площадью посредине.
Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и, вероятно, пахотным земледелием (с применением тягловой силы — быка) развивалось скотоводство. Определенную роль в хозяйстве продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.Высокого совершенства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью.
Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.
Порядок трипольского общества был близок к военной демократии(возникли военные отряды). Трипольское общество было конфедерацией племенных союзов, и в основе общественного устройства лежали матриархальные, а впоследствии патриархальные отношения.
Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство; в сфере общественных отношений — переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности; в сфере быта — построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей; в духовной сфере — доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия (женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды и др.)
Язык и письменность
Была ли в Триполье письменность? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя дискуссии на эту тему ведутся давно. В 2000 году вышло исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Разбирал эту тему в своей монографии 2002 года «Трипільська цивілізація» археолог Михайло Видейко.
Выводы ученых неутешительны: полноценной письменности в Триполье не существовало. Убедительно доказать, что узоры на трипольской керамике содержат какой-то семантический языковой код никому пока не удалось. Попытки расшифровать трипольские знаки при помощи древнегреческого и других европейских языков также не увенчались успехом.
Хотя, есть одно «но», а именно исследование российского востоковеда-шумеролога Анатолия Кифишина «Древнее святилище «Каменная Могила».Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс. до н.э.», изданное в 2001 году.
В своем труде ученый заявил, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ—ІІІ тысячелетий до н.э.
Из расшифровок Кифишина вытекает, что такие протошумерские пиктограммы, как «зерно», «ячмень», «мотыга», «плуг», «колесо» и даже «пиво», впервые появились в Каменной Могиле, Трансильвании, Подунавье и Приднестровье в V—ІV тысячелетиях до н.э.
Академическая общественность отнеслась к работе Кифишина сдержанно. Предположения ученого были критически оценены востоковедом Игорем Дьяконовым ещё до публикации работы Кифишина. Из ученых Санкт-Петербурга только историк-ассиролог Ростислав Грибов поддержал Кифишина.
Зато эти предположения были подхвачены некоторыми украинскими националистами в искажённом виде: «Украина — родина шумеров».