Содержание материала
Как было в допетровской России
До принятия Табели структура органов государственного управления была двухступенчатой и простой по своей сути:
- Первый уровень — московские приказы. Учреждения центрального управления не имели строгого разделения по контролируемым отраслям, территориям или сословиям. Их полномочия могли распространяться, например, на определенные города или группы населения.
- Второй уровень — местные учреждения. Примером могут служить приказные избы — канцелярии, ответственные за управление уездами воевод.
Особенности такой структуры объясняются историей ее формирования. Начиная с XV века царь приказом (отсюда общее название этих учреждений) поручал выбранным людям определенный фронт дел, требующих внимания в текущий момент времени, а доверенные набирали штат сотрудников. Непосредственно дела вершили дьяки и подьячие. Если первые могли получать денежный оклад, то вторые находились на «самоокупаемости», то есть принимали подношения от просителей.
Это интересно: Табель о рангах Петра Великого
Коллежский секретарь
В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность. Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.
Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:
- Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
- Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
- Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
- Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
- Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».
Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?
Полиция в царской россии
Табель о рангах[править | править код]
Класс | Чины гражданские (статские) | Чины военные | Чины придворные |
---|---|---|---|
I |
|
|
Нет |
II |
|
|
|
III |
|
|
|
IV |
|
|
|
V |
|
|
|
VI |
|
|
|
VII |
|
Нет | |
VIII |
|
||
IX |
|
|
|
X |
|
Нет | |
XI | Нет | ||
XII |
|
|
|
XIII |
|
|
Нет |
XIV |
|
Нет |
I — II | III — IV | V | VI — VIII | IX — XIV |
Ваше высокопревосходительство | Ваше превосходительство | Ваше высокородие | Ваше высокоблагородие | Ваше благородие |
Военные чины выше табели о рангах
- Генералиссимус
Военные чины ниже табели о рангах
- Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
- Фельдфебель, вахмистр, кондукто́р.
- Старший унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
- Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).
Влияние на социальные отношения
Петр запустил процесс создания сословий по европейскому формату, однако понятие чина приобрело совсем другое значение. Социальный статус чиновника изменился, а положение подданных определялось не только и не столько сословием и материальным положением, сколько чином.
Законы вплоть да 1762 года обязывали всех дворян состоять на одном из видов государственной службы. В дальнейшем эти обязательства были смягчены, однако власть оставила за собой право ограничивались сословные права у тех дворян, которые не имели чина, что ставило их на ступень ниже служивших аристократов, в том числе и выходцев из «нового» дворянства. С другой стороны, титул можно было получить с продвижением по карьерной лестнице, что было причиной увеличения количества мелкопоместных дворян.
Влияние на дворянство
Дворяне при Петре I должны были выказывать свою образованность (уметь читать, писать, знать четыре действия арифметики, понимать иностранные языки). Неграмотным дворянам запрещалось жениться. Дворяне должны были сдавать экзамены. Иногда их принимал сам царь. По итогам сдачи экзаменов определяли на военную и гражданскую службу в соответствующий разряд.
Некоторые дворяне были очень недовольны и удивлены тем, что их детей обучают профессии «чернильного племени подьячих». Пётр ответил, что это нельзя ставить знатным фамилиям в укор, «ибо кроме сего пути никто высший градус и до министерского чина произведён быть не может».
Это интересно: Тамбов: краткая история города
Класс №5
Гражданские: Обер-церемониймейстер (до 1743), Герольдмейстер (до 1763), Статский советник (с 1724), Церемониймейстер (1743—1796), Тайный камерир (1801)
В армии: Бригадир (1722—1796), Премьер-майор гвардии (1748—1798), Подполковник гвардии (1722—1748), Штер-кригскомиссар (до 1868), Генерал-провиантмейстер (до 1766), Военный советник (1763—1809)
Во флоте: Капитан-командор (1722—1732, 1751—1764, 1798—1827), Капитан 1-го ранга (с 1764), Обер-сарваер (до 1798)
Придворные: Обер-шенк (до 1762), Гофмейстер (до 1796), Камер-юнкер (1742—1809), Церемониймейстер (с 1796)
Обращение: Ваше высокородие
Плюсы и минусы
Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.
Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.
Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.
Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.
Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.
Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.
Концепция Табели
Табель о рангах предполагала строгое разделение функций и положения каждой единицы госаппарата — начиная от центральных структур и заканчивая мелкими служащими. Каждый человек, независимо от рода службы, был винтиком общей машины, поэтому полезными и важными признавались и военные, и статские, и придворные чиновники.
Важнейшим нововведением было утверждение жалования для всех служащих даже самых незначительных. Также продвижение по службе сулило не только почет, власть и денежные выплаты, но и дворянский титул — личный или потомственный. Для государства чины стали легким и относительно недорогим способом поощрять служащих, а новая аристократия создавала противовес старой. Кроме того, талантливые люди из низов могли себя реализовать законным путем, что лишало их стимула выступать против существующей власти.
Табель о рангах называлась так потому, что ее основой служила таблица из трех разделов. Она позволяла сопоставить чины трех видов государственной службы: придворной, военной, гражданской. Чины из каждой группы делились на 14 классов, в военные дополнительно подразделялись по родам войск — на морские, гвардейские, сухопутные, артиллерийские. Таким образом, при завершении военной карьеры служащий мог претендовать на равнозначную (в том числе и по денежному содержанию) должность на гражданской или придворной службе.
Фактическое изменение системы государственного администрирования не было одномоментным — оно происходило в течение всего правления Петра I. Органы центрального управления приобрели завершенный вид только к 1720-м годам, местное самоуправление реформировалось еще дольше.
Служба при Петре I
Служба была пожизненной. На военной службе полагалось начинать её с рядовых чинов; на гражданской — с нижней должности. На гражданской службе дворянских детей обучали канцелярскому делу. Аристократия легко обходила эти препоны, записывая своих детей в военную службу чуть ли не с рождения, чтобы по достижении 15 лет подросток сразу получил офицерский чин. А затем родители и родичи помогали ему быстро «пробежать служебную лестницу».
Дальнейшее развитие идеи[править | править код]
Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.
По первоначальному замыслу чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.
С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти нормы имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.
В XVIII веке чины по Табели о рангах сначала, в основном, соответствовали должностям, но затем соответствие нарушилось. В течение 1830—1850-х годов было составлено расписание должностей гражданской службы по классам, где каждой должности соответствовал определённый класс, что фиксировалось в штатных расписаниях ведомств и учреждений. Определение на должность зависело от класса должности и имеющегося чина. Позволялось иметь чины на 1 класс выше или на 2 класса ниже занимаемой должности в центральных учреждениях, а в губернских — более чем на 2 класса ниже. На низшие должности (12-го и 14-го классов) разрешалось назначать лиц, не имевших классных чинов. Лица, служившие по учебному ведомству, могли занимать должности выше имевшихся у них чинов, а также получать следующие чины, оставаясь в должности более низкого класса. Должности исправников, полицеймейстеров, а также по удельному управлению и ряду других ведомств разрешалось занимать без соответствующих чинов. После реформы 1861 года ведомства стремились получить право назначения независимо от чинов на всё более широкий круг должностей.
Классные чины употребляются и в современной России. В настоящее время действует таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, утверждённая указом президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в редакции Указа Президента РФ от 30.09.2013 № 744).
Литература[править | править код]
- Алексушин Г. В. Партикулярная Россия: Справ. пособие / Г. В. Алексушин; Под ред. Александра Владимировича Горожанина; М-во юстиции России. Самар. юрид. ин-т. — Самара: Самарский юридический институт МВД России, 2001. — 105 с. — ISBN 5-901465-04-0
- Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. — С. 564—568.
- Придворные чины и придворное ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Раскин Д. И. СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1992. — Т. 2 : Г—К. — С. 593—613. — 623 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 60 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 5-85270-064-9 (т. 2).
- Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.
Класс №14
Гражданские: Коллежский регистратор, Коллежский юнкер (коллегии-юнкер) (до 1822), Городовой секретарь (с 1763)
В армии: Фендрик в пехоте (1722—1730), Прапорщик в пехоте (1730—1884), Корнет в кавалерии (1731—1884), Хорунжий у казаков (1798—1884)
Во флоте: Констапель (до 1764), Мичман (1732—1796)
Придворные: нет
Обращение: Ваше благородие
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Армия
Пехота | Кавалерия | ||||||
1722 | 1730 | 1798 | 1884-1917 | 1730 | 1798 | 1884-1917 | |
I | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | Генерал- фельдмаршал | |||
II | Генерал от инфантерии | Генерал-аншеф | Генерал от инфантерии | Генерал от инфантерии | Генерал-аншеф | Генерал от кавалерии | Генерал от кавалерии |
III | Генерал- лейтенант | Генерал- поручик | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | Генерал- лейтенант | |
IV | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор | Генерал- майор |
V | Бригадир | Бригадир | Бригадир | ||||
VI | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник | Полковник |
VII | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник | Подполковник |
VIII | Майор | Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор | Майор | Капитан | Майор | Майор | Ротмистр |
IX | Капитан | Капитан | Капитан | Штабс- капитан | Ротмистр | Штабс- ротмистр | |
X | Капитан- лейтенант | Капитан- поручик | Штабс- капитан | Поручик | Штабс- ротмистр | Поручик | |
XI | |||||||
XII | Лейтенант | Поручик | Поручик | Подпоручик | Поручик | Корнет | |
XIII | Унтер- лейтенант | Подпоручик | Подпоручик | Прапорщик запаса | |||
XIV | Фендрик | Прапорщик | Прапорщик | Корнет |
Стиль обращения
В каком-то смысле правительство, двор, военные и духовенство представляли дворянский класс Российской империи. Как и в случае с дворянскими титулами, у каждого из обладателей звания был свой особый стиль обращения :
Учебный класс | Гражданские, судебные и воинские звания | Чины духовенства | Учебный класс | |||
---|---|---|---|---|---|---|
по-русски | английский перевод | по-русски | английский перевод | |||
К-1 | Ваше высокопревосходительство | Ваше Превосходительство | Ваше высокопреосвященство, владыко | Ваше Высокопреосвященство,
Светлость |
Чернить |
К-1 |
К-2 | К-2 | |||||
К-3 | Ваше превосходительство | Ваше Превосходительство | Ваше преосвященство, владыко | Ваше Высокопреосвященство,
Светлость |
К-3 | |
К-4 | Ваше высокопреподобие | Ваше Высокопочтение | К-4 | |||
К-5 | Ваше высокородие | Ваш высокорожденный | К-5 | |||
Ваше высокоблагословение | Ваше Высочайшее Блаженство | К-5 | ||||
К-6 | Ваше высокоблагородие | Ваш Высокородный Родился | К-6 | |||
К-7 | Ваше благословение | Ваше благословение | К-7 | |||
К-8 | Ваше высокоблаговестие | Ваш высокий евангелизм | К-8 | |||
К-9 | Ваше благородие | Ваш родившийся
(Также применяется к низшим сословиям дворянства: бароны , родовые титулы Дворянин , Помещик и безземельные дворяне) |
Ваше благовестие | Ваш евангелизм | К-9 | |
К-10 | К-10 | |||||
К-11 | К-11 | |||||
К-12 | К-12 | |||||
К-13 | К-13 | |||||
К-14 | К-14 |
За этой таблицей стоит чин генералиссимуса , который был почетным званием, а не военным званием, и титулом патриарха , который теоретически равнялся величию российского императора , но который Петр Великий оставил вакантным между 1700 и 1720 годами и в конечном итоге заменил его. коллективный совет по Святейшему Синоду , превращая церковь в департамент государства.
Статский советник
Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением. Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.
Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре
Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений. Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.
Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.
Зачем приняли Табель
Табель о рангах вписывалась в общую концепцию изменения общественного сознания и государственного строя, названной самим Петром «регулярным государством». Усложнение и увеличение государственных функций петровской России потребовало изменения инструментов контроля. Аппарат управления должен был работать слаженно и оперативно, трансформируясь в сторону расширения и разветвления сфер управления над подданными.
Административные функции должны были выполнять служащие нового формата, а их деятельность становилась строго регулированной и подчиненной общим интересам государства.
Подобные регламенты существовали во многих европейских странах, поэтому при создании Табеля о рангах многое решил зарубежный опыт. При подготовке к его принятию, начатой в 1719 году, были переведены аналогичные английские, польские, прусские, французские документы
Важной особенностью русского чинопроизводства являлось его влияние на общественную жизнь, тогда как в Европе подобные системы в основном служили лишь инструментом управления государством
Суть Табели о рангах
На первое место при продвижении по «служебной лестнице» ставилось не происхождение и родовитость, а личные заслуги на благо государства. Так, «Табель о рангах» позволяла солдату дослужиться до офицерского чина; незнатный человек по заслугам через 15 лет безупречной службы мог получить дворянство. Этим она не ущемляла достоинства старых дворянских родов, знатность которых гарантировалась специальными учреждениями, ведавшими их родословными, гербами и пр. В противовес старой аристократии (Шереметевы, Голицыны) выходцы из низов составили слой новой аристократии (А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин). Старая аристократия была недовольна этим, но открыто не выступала. С одной стороны, усиливалась власть самодержца, потому что все, кто служил, зависели от личности монарха, с другой стороны, дворянство стало ощущать себя единой силой, опорой трона.
Учреждение и отмена указа
Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.
При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.
Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.
Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте с января 1918 года.
Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.
Недостатки системы
Начиная с принятия Табели о рангах в России зарождается профессиональное чиновничество. Весь XIX век шли споры о целесообразности сохранения принятой Петром I системы чинов. Без сомнения, Табель упорядочивала государственный аппарат, но чиновная иерархия имела ряд недостатков:
- Чин был одним из параметров, определявших место человека в обществе, поэтому стремление к продвижению по карьерной лестнице часто было непомерным. В мемуарах современников для обозначения этого явления можно встретить такие эпитеты, как «чинобесие» или «чинология».
- Следующий чин присваивался через простую выслугу лет. Табель четко утверждал этот принцип, хотя фактически продвижение по службе зависело от образования, происхождения, наличия покровителей и тому подобного. Профессиональные навыки отступали на второй план.
- «Новых» дворян, получивших титул за счет чинопродвижения, становилось все больше, хотя начиная с XIX века постепенно ограничивались возможности для этого. Например, изменения 1845 и 1856 годов связаны с повышением чина, с достижением которого можно получить титул. Дворянство считалось важным стимулом к верной и старательной службе, но государство было вынуждено лавировать между интересами старой аристократии и бюрократического аппарата.
Предложенная Петром Великим концепция «регулярного» государства не могла быть полноценно реализована в реальной жизни, что и привело к сильной бюрократизации системы. Тем не менее, она была гибкой — менялись государственные учреждения, перераспределялись полномочия, происходила смена центральных и уездных администраций. Регламент просуществовал почти 200 лет, рухнув только с гибелью империи.
Прекращение действия[править | править код]
Придворные чиныправить | править код
Де-факто прекратили существование после Февральской революции. Вопрос о дате упразднения придворных чинов де-юре остаётся открытым, поскольку об издании соответствующего нормативно-правового акта сведений не имеется.
Гражданские чиныправить | править код
Прекратили существование с 12 () ноября года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Военные чиныправить | править код
На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 () декабря года на основании приказа по округу.
В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 () декабря года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах».
Во флоте прекратили существование с 12 () января года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым.
На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.
Губернский секретарь
Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:
Место губернского секретаря в государственном управлении по годам | |
1722 год
Лето 1834 года 1856 |
Должность «губернский секретарь» учреждена лично царем Петром I и не подвергалась изменениям вплоть до реформ административного аппарата в 1834 году. |
Губернский секретарь имеет право на личное почетное гражданство. Исчезает необходимость быть дворянином, для того чтобы стать губернским секретарем. | |
Для того чтобы получить звание губернский секретарь, необходимо отслужить в более низком чине не менее трех лет, например, в должности коллежского регистратора. | |
Возможность получить орден Станислава III степени за безупречную службу. |
Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула, для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.
При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.
Принципы
Табель о рангах реорганизовала основы феодального русского дворянства ( местничества ), признав службу в армии, на государственной службе и при императорском дворе основой положения аристократа в обществе. Таблица разделена ранги в 14 классах, со всеми дворянами , независимо от рождения или богатства (по крайней мере , в теории) , начиная в нижней части таблицы и восходящих через службу ( Служба ) к царю. В то время как все чины открывались по заслугам, для перехода в следующий чин требовалось повышение квалификации, а с 1-го по 5-й классы требовалось личного одобрения самого царя. Несмотря на первоначальное сопротивление дворян, многие из которых в XVIII веке все еще были неграмотными и которые избегали бумажной жизни государственного служащего, в конечном итоге Табель о рангах привела к созданию образованного класса благородных бюрократов .
Намерения Петра относительно сословия дворян, связанных с царём своей личной службой ему, были разбавлены последующими царем. В 1762 году Петр III отменил обязательную 25-летнюю военную или гражданскую службу для дворян. В 1767 году Екатерина Великая заручилась поддержкой бюрократии, сделав автоматическое повышение до 14 рангов через семь лет независимо от должности или заслуг. Таким образом, бюрократия заселилась серверами времени.
Достижение определенного уровня в таблице автоматически дает определенный уровень благородства. Государственный служащий, произведенный в 14-й класс, приобретал личное дворянство ( дворянство ), а занятие должностью в 8-м классе наделяло чиновника потомственным дворянством. Николай I поднял этот порог до 5-го класса в 1845 году. В 1856 году классы, необходимые для потомственного дворянства, были изменены на 4-й разряд для гражданской службы и на 6-й разряд для военной службы. Отец Владимира Ленина продвинулся в управлении образованием, достигнув 4-го ранга и став «действительным статским советником» (действительный статский советник), что дало ему привилегию потомственного дворянства.
Табель о рангах с периодическими изменениями оставалась в силе до революции 1917 года в России .