Содержание материала
1.Справочные сведения о путешествии.
1.1.Нитка маршрута:
Г. Хабаровск – г. Якутск – п. Хандыга — п. Нежданинское – п. Куты (неж.) – р. Тыры – пер. Тыры н/к – р. Сунтар – р. Хоронь – пер. Станция «Сунтар-Хаята» — р. Бургали – Руч. Удачный – лед. N 32 (лед. Большой Мус-Хая) – г. Мус-Хая 2959м (восх.) – пер. Проходной 1А –лед. Клюкина – пер. Станция «Сунтар-Хаята» – пер. Комнано н/к – р. Комнано – пер. Станция «Сунтар-Хаята» – р. Хоронь – р. Сары – пер. Ниткан н/к – верховья р. Ниткан – пер. Машерова 1Б – лед. N 53. — р. Кнорий – р. Конгор – пер. Конгор н/к – р. Берилл – лед. N 86 – г. Берилл 2933 ( восх.) – пер. Магаданский 1А – р. Надежда – р. Конгор – р. Агаякан – ГМС «Агаякан»– трасса Хандыга – Магадан – с. Томтор – п. Усть — Нера – п. Сусуман – г. Магадан — г. Хабаровск.
Из Хабаровска в Якутск группа вылетала самолётом ТУ – 154, затем в Хандыгу (аэропорт п.Теплый Ключ) рейсом Ил – 18. Далее до п. Нежданенское добирались на попутке (возможен вариант перелета на АН – 2).
В п. Нежданенское мы арендовали вахтовку, доставившую нас до п. Куты (нежил.).
Выгружаемся в п. Куты.
1.2 Состав группы.
-
Боярчук Сергей Григорьевич 1у- 5у, 1р- 4р, руководитель
-
Букатнева Ольга Геннадьевна 1у-2у, 4у, медик
-
Дёмин Александр Павлович 2у- 4у, 1р
-
Глушаков Леонид Михайлович 1у-4у, реммастер
-
Лапка Анатолий Иванович 1у-4у, метеоролог
-
Тураев Анатолий Михайлович 2у-3у , фотограф
-
Щукин Андрей Евгеньевич, 1у-4у, 1р-2р, завхоз.
Сведения о районе путешествия.
Хребет Сунтар – Хаята входит в состав Верхоянский горной системы с высшими точками: г. Мус – Хая (2959м), г. Палатка (2944м) и г. Берилл (2933м, до 1955г называлась — г. Берия) и др. Протяженность – 450 км, является водоразделом крупных рек: Алдана, Индигирки и рек Охотского побережья.
Карта района хр. Сунтар — Хаята
Рельеф обусловлен тектоническими поднятиями и водно – ледниковой эрозией. Высотные части хребта изобилуют ледниковыми озёрами, моренами, карами, трогами. Геология. Сложен в основном эффузивами и гранитами, характеризуется высокогорным альпийским рельефом (перевалы от н/к до 2А), ледниками суммарной площадью более 200 кв. км. Также около 800 кв. км — тарыны – наледи до 8 м толщиной. Растительность. Ярко выражена высотная зональность. Лиственничное редколесье сменяется кустарниковой горной тундрой. Выше 2000 м – арктическая пустыня. В долинах – ель, тополь, чозения. Животный мир представляют грызуны (зайцы, лемминги, белки, пищухи, евражки). Крупные — это лоси, дикие олени, снежные бараны. Из хищников – бурый медведь, волк, росомаха, лиса, соболь. Птицы – коршуны, ястребы, беркуты, луни. Масса перелётных птиц: гуси, утки. Из местных – крохали, кулики, гагары, кукушки. Климат умеренный. Особенности рельефа – замкнутые котловины — способствуют формированию крайне низких температур (полюс холода Оймякон, рекорд – 71,2°С). Но это в предгорьях, в горах около – 28°С в январе (ГМС Станция). В это время господство антициклонов, малооблачная погода способствует выхолаживанию поверхности. Снега относительно не много (в горах – 50 – 90 см). Лето холодное, дождливое, в любое время может выпасть снег (средняя темпратрура августа +12°С; днём может быть до +35°, ночью – заморозоки). Лучшее время для путешествий – на стыке сезонов – конец июля – август, конец апреля – май. Ближайшие поселки расположены в 120 – 150 км от высокогорной части хребта. Севернее — коренное население – якуты, южнее – эвены. Заняты оленеводством, охотой, в горнодобывающей промышленности.
Организация путешествия.
Хребет Сунтар – Хаята и, прилегающий к нему Юдомский, в последние годы становятся популярными в туристическом отношении районами, где возможны походы и путешествия от 3 до 6 к.с. Туристы западных регионов страны, Якутии, Магадана проложили здесь пешие, водные, реже лыжные маршруты. Начали осваивать хребты и любители путешествий из Хабаровского края (из Комсомольска на Амуре, Амурска). Краевая МКК была заинтересована получить оценку туристических возможностей района на границе Хабаровского края и Якутской АССР с тем, чтобы улучшить консультативную работу с направляющимися сюда группами и реально оценивать их маршрутную документацию. Отсюда придирчивое отношение к подготовке группы во всех отношениях. Состав группы неоднократно проверялся в плане технической подготовке (выезды на скалы сопки Два брата и др.), и по снаряжению (бескиды, примуса, двойные спальники, снежный якорь, обвязки, кошки и пр.). Тщательно прорабатывался маршрут и запасные варианты. Консультировались у геологов по району. Много работали над весом снаряжения и продуктов. В результате на выходе вес рюкзаков в аэропорту был у парней – 29 кг, у участницы 20 кг (без бензина).