Крест с полумесяцем в православии

Содержание материала

Как правильно перекреститься

Еще на подходе к храму принято налагать на себя крестное знамение — креститься.

Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и ис­тинный Человек).

Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой всё и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

«Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: вот во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум, и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я Христов, что я верующий.

Перекрестившись, мы кланяемся. Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться. Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что — ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил! — мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему земно. И так мы кланяемся перед Богом; и не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием… Этот поклон до земли — не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Как определить стороны света с помощью растений и животных

Вот и настала пора вспомнить учебник Природоведение (или Окружающий мир).

  • Мох на одинокостоящем дереве растет с Севрной стороны.
  • Муравейники более пологие с Юга, а если расположены возле дерева, пня или камня – то чаще с южной стороны.
  • Древесные грибы практически всегда растут с Северной стороны.
  • Птицы осенью летят на Юг, а весной на Север
  • Смолы больше на южной стороне сосны
  • На березе кора темнее и более грубая с Севера
  • Если найдете пень, то древесные кольца более узко расположены с северной стороны
  • Ягоды раньше краснеют с южного бока.

Хочу предостеречь, все эти приметы конечно работают, но не так однозначно. На те же муравейники или мхи ветренность или рельеф почвы могут влиять гораздо сильнее, чем солнце. Так что не доверяйте им на 100%, лучше используйте в совокупности с другими методами. Например, если вы с помощью иглы определили линию Север-Юг.

Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва

55.658825, 37.580254

Обратите внимание на эти два угловых здания, которые говорят нам о крупном комплексе, который был тут, когда то расположен. Так на местности выглядит здание Юго-Западного угла:

Обратите внимание, насколько эти два здания похожи, если не считать цвета. Верхний этаж у обоих надстроен и непропорционален, двери сделаны из окон

По периметру обоих зданий выполнен псевдофундамент из камня, но конкретно это здание, к церкви не относится.

Это здание, расположенное в Северо-Западном углу, которое уже относится к церкви. Так же надстроенный этаж, и двери, сделанные из окон, вдобавок ко всему, тут имеется подземный этаж, который используют, сделав окно прямо в тротуаре.

Тут хочу добавить, что это здание школы при церкви, это «новодел» рубежа 2000-х годов. Точнее реконструкция на более древнем фундаменте, по «старым» чертежам.

Алтарь самой церкви, направлен на Север, и по периметру имеет контр-форсы, которые, тоже непропорционально малы в таком виде, причём подчёркиваю, контр-форсы есть только на алтарной части. Обе лестницы приделаны позже.

Хочу подчеркнуть, что крест на храме не направлен на Север, а ориентирован с Запада на Восток.

По православной традиции, крест располагается таким образом, что бы идущий в храм человек, видел так сказать лицевую сторону креста, а не боковую, а вход в этот храм с Юга, так как алтарь расположен на Севере. Храм по низу стены, имеет псведофундамент, а на крыше есть дверь для Карлсона.

Полумесяц или лодка: версии происхождения знака

Существует несколько версий, что именно символизирует полумесяц на православном кресте. Среди них выделим следующие:

  1. Этот знак − вовсе не полумесяц. Существует еще один древний символ, который визуально похож на него. Крест как символ христианства был утвержден не сразу. Константин Великий утвердил христианство как главную религию Византии, а для этого потребовался новый узнаваемый символ. А первые три века могилы христиан украшали другие знаки − рыба (по-гречески «ихтис» − монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), оливковая ветвь или якорь.
  2. Якорь в христианской религии также имеет особое значение. Под этим знаком понимают надежду и незыблемость веры.
  3. Также Вифлеемские ясли напоминают собой полумесяц. Именно в них нашли Христа младенцем. Крест при этом опирается на рождение Христа и произрастает из его колыбели.
  4. Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христа, может подразумеваться под этим знаком.
  5. Это и символ корабля, ведомого Христом Спасителем. Крест в этом смысле − парус. Церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем.

Все эти версии в какой-то мере соответствуют истине. Каждое поколение вкладывало собственный смысл в этот знак, столь важный для верующих христиан.

Ложные трактовки

Сегодня находятся еще те, кто утверждает, что крест с полумесяцем символизирует победу христианской веры над мусульманством. Но так могут рассуждать только малограмотные люди, которые не знают, что подобная символика появилась еще задолго до возникновения мусульманской религии.

Некоторые связывают его с язычеством. Бог солнца часто изображался в виде креста и символизировал свет и день, а полумесяц – ночь и тьму. Но такое утверждение ошибочно, так как нигде не найдено рисунков, объединяющих эти два символа. Да и крест у язычников имеет равные стороны и утолщения, как у основания, так и на концах.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Ложные трактовки

В поисках ответа на вопрос о том, почему на православном кресте полумесяц находится внизу, люди нередко связывают этот знак с мусульманством. Якобы христианская религия таким образом демонстрирует свое возвышение над мусульманским миром, попрание полумесяца крестом. Это в корне неверное убеждение. Полумесяц стал символизировать исламское вероисповедание только в XV веке, а первое зафиксированное изображение христианского креста с полумесяцем относится к памятникам VI века. Этот знак был найден на стене знаменитого синайского монастыря имени Святой Екатерины. Гордыня, угнетение другой веры противоречит главным принципам христианства.

Сотериологическое значение

В тропарях девятого часа, которые могут читаться в случае отсутствия кондака праздника или святого, раскрывается символический смысл затронутого вопроса

Здесь акцентируется внимание на том, как сориентирована косая перекладина. Верхняя ее часть указывает на разбойника, распятого по правую сторону от Христа, нижняя – соответственно, на левую сторону

Здесь стоит уточнить, куда именно нижняя перекладина наклонена: ориентация наклона делается не относительно наблюдателя, стоящего лицом к Спасителю, а относительно Самого Спасителя. Тропарь нам говорит, что Крест между двумя разбойниками оказался весами правосудия, где одного преступника тяжесть хулы увлекала в вечные муки, а другой – через боговедение – обретал облегчений от своих грехов.

Можно сказать, что в разбойниках мы видим как бы судьбу всего человечества. Это напоминание нам о том, что через принятие Христа люди обретают спасение, а через Его отвержение – погибель.

Церковь Богоявления Господня в Красном, Тульская область

53.792499, 37.263689

Этот храм находится буквально в 400 метрах, от Красивой заводской трубы, про которую я уже рассказывал ранее. Ориентация алтаря на Северо-Восток. Храм двухэтажный. Маленькие окошки на уровне земли.

Одна петля, на заложенном арочном проходе, вторая петля, засыпана. Закопчённые кирпичи, срезанная стяжка. Уровень грунта в нижнем этаже заметно ниже, чем в проходе к нему. Потолки — швеллер и между ними арочная кладка из кирпича.

Друзья, запомните, такую конструкцию потолка, в дальнейшем мы не раз ещё её увидим. Это нижний этаж, тут всё покрыто слоем нагара. Что интересно, на прямоугольных камнях и кирпичах, лежат неотёсанные валуны.

Арки, в апсиду нижнего этажа, продалбливали вверх.

Дымоход пробивали в готовой стене и обложили современным кирпичом.

Дверь заложили, получилось окно.

Нижний этаж обложен снаружи более тёмным кирпичом. Возможно именно поэтому стиль окон на нижнем этаже и на верхних, отличаются. В некоторых местах эта облицовка отошла от основной стены.

Обратите внимание, высота двери в колокольню 5 метров

Тут хочу подчеркнуть, что все остальные двери нормального размера. Это единственная дверь, которая такая высокая и узкая. То есть по ширине она нормальная, но по высоте не пропорциональная. А секрет этой высокой двери в том, что окно, на втором этаже, пробивали вниз, и даже стяжку для этого срезали. Изначальный вход, в теперь уже нижний этаж, засыпан и чтобы не ходить туда, был сбит подоконник на втором этаже и разбита стена до самого низа, что бы можно было подниматься сразу на второй этаж. Для этого, снаружи, к колокольне, пристроено крыльцо из современного кирпича, в результате получился такой «интересный» проход.

Перевязка колокольни с храмом есть только снизу, а выше нет перевязки, так как коридорчик — это новодел, заходить в основное здание, изначально, нужно было через нижний этаж. Крыльцо пристроено позже.

В основном объёме, на втором этаже, видим пробитый дымоход и прямую широкую арку из трапезной в основной объём.

Подчёркиваю, этот проход, так же пробит, так как видны сколы на кирпичах. Изначально были только маленькие дверки по бокам, и не исключено, что только они одни, однако, если посередине был проход, то это уже становится похожим на Царские врата в алтарь. Но вот только алтарь, сейчас, находится дальше, за основным объёмом, а тут трапезная, поэтому, что бы было по канону, и пришлось переделывать. В трапезной, с одной стороны два окна, с другой всего одно.

Повсюду видим сбитую штукатурку. Крыши изначально не было. На куполе двойной барабан, второй снизу замазан.

Формы креста

Установленное распятие имеет глубокий смысл – символ веры, света, вознесения души, ее пребывание в вечности. Когда православный человек умирает, ритуальная атрибутика выбирается с учетом его религии

Важно не просто решить, где будет крест, в ногах или голове, но и узнать, какой формы конструкцию с распятием следует выбирать

Четырехконечный католический

Данный вариант ставился на могилах в период раннего христианства, когда еще не произошел его раскол. Постепенно традицию ставить четырехконечный католический крест переняли католики, протестанты – представители конфессий христианства. Но даже они сегодня редко используют четырехконечную модель. Такой вариант используется, если хоронят человека, не относившегося к конфессиям, но являющегося христианином.

На фото четырёхконечные католические кресты

Шестиконечный православный

Конструкция более сложная – сверху или снизу перекрестия располагается прямая или косая перекладина. Именно она добавляет еще 2 конца, которые способствовали появлению новой формы распятия – шестиконечного. Она является универсальной, используется представителями разных конфессий: православными, католиками.

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие

Восьмиконечный старинный православный

Это еще одна разновидность креста, используемого в давние времена, когда еще не произошел раскол христианства. Применялась наряду с четырехконечным. Сегодня ее популярность намного ниже, т. к. считается, что конструкция слишком вычурная. Зачем же тогда использовать такой крест: эта модель может быть поставлена на церковных куполах, ее также устанавливают на могилах истинно верующих.

Старинный восьмиконечный православный крест

Молитва в храме


Фото: Semyaivera.ru Кроме всего вышесказанного, посещение храма как можно чаще нужно для того, чтобы молитвы доходили до Господа, если они искренни и наполнены верой. Ведь недаром в Евангелии приводятся слова Господа – «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А ведь в том случае, если верующий молится только дома, он посылает свою молитву в одиночестве. Так не лучше ли пойти в церковь, где десятки верующих одновременно посылают свои слова Богу, создавая сильнейший поток, осененный Духом Святым, который неизменно пребывает в храме.

И не стоит забывать, что молитвы там приносятся не только за себя и своих близких, но и за Отечество, за всех православных и усопших, за благополучие нашей Родины, за единство и процветание Церкви Иисусовой. Священники, которые рукоположены по всем существующим канонам, обладают способностью, возложенной на них Святым Духом, посылать более сильные молитвы. И соединяясь с их словами, направленными к Господу, слова прихожан обретают особую силу.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Как выбрать нательный православный крест

Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.

Приведем основные принципы выбора:

  • Глубоко верующие православные носят крест с распятием, но как мы выяснили, это не обязательно. Для малыша лучше выбирать крестик без выступающих элементов: с выгравированным распятием или вовсе без него.
  • Крест должен иметь скругленные концы, чтобы нежная кожица малыша не оцарапалась. По этой же причине лучше отказаться от всяких вставок и дополнительного декора.
  • Христианский крестик может быть выполнен из любого материала, но для малышей лучше брать варианты из серебра. Этот металл не слишком дорог, к тому же обладает ярко выраженным антисептическим действием.

Так как крестят детей обычно в весьма нежном возрасте, лучше остановиться на самом маленьком крестике и повесить его не на цепочку, а на шнурок-гайтан. В первый год жизни ношение крестика ребенком не обязательно: его может носить мама параллельно с собственным. Второй вариант – повесить символ веры у кроватки малыша.

Виды материалов 

Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.

Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).

Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.

Что означает крест на могиле у православного человека

Распятие на могиле имеет несколько значений, смыслов. Священнослужители разных регионов не могут прийти к согласию, т. к. каждый отстаивает свое видение. По этой причине сегодня существует несколько версий, почему выполняется установка креста на могиле. Все они актуальны, однако встречаются в разной местности, в соответствии с чем определяется символ, который вкладывается в распятие. Символы:

  • духовная опора верующего – означает вечность, к которой устремляется душа после того, как покинет бренное тело;
  • физическая опора: когда наступит Страшный суд, мертвые воскреснут, тогда им будет легче встать из могилы, держась за распятие;
  • хоругвь, которую верующий понесет в знак победы добра над злом, когда наступит момент всеобщего Воскресения.

Историческое значение

Уже у таких ранних отцов Церкви и церковных писателей, как свт. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ и Тертуллиан, можно встретить описание восьмиконечного Креста как наиболее исторически достоверного. Вслед за ними и свт. Димитрий Ростовский в своем обличительном «Розыске» утверждает, что нижняя косая перекладина указывает на дощечку, которую прибивали под ногами распинаемого человека в качестве опоры. С одной стороны, она помогала немного упереться ногами, дабы распятый, повиснув на руках, не задохнулся. С другой стороны, ее делали наклоненной, чтоб опора была неполноценной и мучения растягивались во времени.

Как стать священником

Если раньше священником мог стать любой желающий при условии, что он долгое время прислуживал в церкви, то сейчас попасть в число священнослужителей могут только выпускники духовной семинарии, получившие высшее образование. У вчерашних семинаристов есть выбор: они либо остаются холостыми и постригаются в монахи, либо женятся и просят епископа принять их в священники. Еще один вариант — написать прошение о постриге, и стать священником уже после определения в монастырь.

При этом стоит различать церковнослужителей и священнослужителей. Первые — свещеносцы и чтецы — не имеют права совершать церковные таинства, например, венчать или крестить людей, — они лишь помогают священнослужителям в проведении служб. А вот священнослужители — диаконы и иереи — могут выполнять требы, совершать богослужения, заходить в алтарь и возглавлять приход. Существует между ними и промежуточное звено — иподиаконы, которые не считаются священнослужителями, но все-таки имеют право находиться в алтаре.

Иконостас в храме

Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон — храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он — естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни — например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.

Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».

На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью

Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом

Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях — если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.

Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами — то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, главные Церковные Праздники, Спаситель, Божия Матерь…

Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su

Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой — не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и — Общим действом для всей Общины.

Символика православного креста

Для христианства крест всегда имел большое сакральное значение, хотя изначально он носил негативный смысл: на нем казнили евреев путем распятия. Но только Христос изменил такое значение, сделав его не просто атрибутом смерти, но и воскрешения Сына Божьего.


Виды православных крестов

Так он и вошел в жизнь православных и выступает как символом веры, так и оберегом. С теми, кто не носил его на теле, на Руси не имели дела, поскольку считали их людьми без чести и совести. Крест имеет всевозможные формы и размеры, изготавливается из самых разных материалов, играет важную роль в православных традициях во всем мире.

Мессианское толкование

Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.

Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.

Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.

Ложные трактовки

В поисках ответа на вопрос о том, почему на православном кресте полумесяц находится внизу, люди нередко связывают этот знак с мусульманством. Якобы христианская религия таким образом демонстрирует свое возвышение над мусульманским миром, попрание полумесяца крестом. Это в корне неверное убеждение. Полумесяц стал символизировать исламское вероисповедание только в XV веке, а первое зафиксированное изображение христианского креста с полумесяцем относится к памятникам VI века. Этот знак был найден на стене знаменитого синайского монастыря имени Святой Екатерины. Гордыня, угнетение другой веры противоречит главным принципам христианства.

Жертвенное значение

Данное понимание по смыслу связано с предыдущим. Для начала здесь нужно обратиться к Ветхому Завету. Во Второй книге Паралипоменон мы встречаем описание устройства Иерусалимского храма царем Соломоном. Престол был сделан из слоновой кости и обложен золотом, к нему вели шесть ступеней, оканчивавшиеся также золотым подножием (2 Пар. 9:17–18). Именно на этом подножии стояли священники, когда приносили  жертвы.

Ни для кого не секрет, что многие ветхозаветные смыслы не просто были перенесены, а обрели свое раскрытие с воплощением Сына Божия. Христа мы почитаем и Первосвященником, и Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Поэтому подножие Креста – это подножие новозаветного Жертвенника. Нижняя перекладина – символ, указывающий на священническое достоинство Спасителя, добровольно принесшего Себя в жертву за чужие преступления.

Учитывая все сказанное, надеюсь, что теперь прикладываться к ногам Спасителя мы будем еще с большим благоговением и пониманием значения Его Искупительного подвига.