Содержание материала
Середина VII века – IX век
Итак, вы суровый северянин – нормандец или германец, например. Перед сражением вы поверх рубахи надеваете короткую кольчугу без капюшона и вендельский шлем – круглый, как котелок, и оснащенный защитной полумаской, которая закрывает верхнюю часть лица.
Вендельский шлем. Berig) / wikipedia
Защищаться от врага вы будете с помощью круглого плоского деревянного щита с металлической накладкой посередине, которая называется умбон. У вашего щита удобный кожаный ремень, позволяющий нести щит во время долгих походов на плече или на шее. А вот шлема с рогами у вас нет. Никто их на самом деле тогда не носил.
Бехтерец и бригантина
Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.
К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.
Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game). |
Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.
Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.
В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.
Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.
В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.
В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.
Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun). |
ДОСПЕХИ
Лёгкий доспех
Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.
Стёганый. Стёганый доспех состоит из прошитых слоёв ткани и ватина.
Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.
Проклёпанная кожа. Изготовленный из крепкой, но гибкой кожи проклёпанный доспех усилен тесно расположенными шипами или заклёпками.
Средний доспех
Средние доспехи предлагают лучшую защиту, чем лёгкие, но немного ограничивают перемещение. Если вы носите средний доспех, вы при определении Класса Доспеха к базовому числу, предоставленному доспехом, добавляете модификатор Ловкости, но не более +2.
Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.
Кольчужная рубаха. Сделанная из переплетённых металлических колец кольчужная рубаха носится между слоями одежды или кожи. Этот доспех предоставляет умеренную защиту торса и заглушает звон колец внешним покрытием.
Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.
Кираса. Этот доспех состоит из подогнанного металлического панциря, носимого с подкладкой из кожи. Несмотря на то, что руки и ноги остаются практически без защиты, этот доспех хорошо защищает жизненно важные органы, оставляя владельцу относительную подвижность.
Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.
Тяжёлый доспех
Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители. Тяжёлый доспех не позволяет добавлять к Классу Доспеха модификатор Ловкости, но и не даёт штраф, если модификатор Ловкости отрицательный.
Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.
Кольчуга. Изготовленная из переплетающихся металлических колец кольчуга включает также слой стёганой ткани, надеваемой под низ, дабы предотвратить натирание и смягчать удары. В комплект входят рукавицы.
Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.
Латы. Латы состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих всё тело. В комплект лат входят рукавицы, тяжёлые кожаные сапоги, шлем с забралом, и толстый слой ватина. Ремешки и пряжки распределяют вес по всему телу.
Современные доспехи
Первая и вторая мировая война показали новый порядок в ведении войны. Доспехи стали пережитком прошлого, кавалерия также была малоэффективной, поэтому почти не использовалась. В эту эпоху из брони остался только шлем – каска. Каски защищали голову не столько от пуль, сколько от кусков породы и камней, падающих после попадания снаряда в землю рядом. Попытки сделать первые бронежилеты были уже в Первой мировой. Громоздкие пластины метала давали защиту, но сковывали движение солдата, поэтому были хороши разве что в городском бою. Немногим лучше бронежилеты выглядели и во вторую мировую, поэтому такой вид защиты не стал повсеместным. Началом эпохи бронежилетов стала война в Корее. Жилет защищал от осколков мин, гранат, бомб и пуль. В период с 1950-1990 бронежилеты становятся частью экипировки армий во всем мире. В 1990 же начинается новый этап развития современного доспеха, образ защитника Родины уже нельзя представить без него. Cнаряжение становится больше, закрывая все больше частей тела. Бронежилет превращается в комплекс индивидуальной защиты и может быть подогнан под задачу солдата или определенные условия. Возможно эволюция современного доспеха пойдет в схожем русле, увеличивая степень защиты солдат, пока они полностью не будут закованы в подобие рыцарских лат.
Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.
Рыцарский костюм как показатель статуса
Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.
В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.
Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.
Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.
4.3 / 5 ( 37 голосов )
Кольчуги
Этот вид боевого снаряжения был самым популярным на протяжении многих веков в Европе. Появившись впервые у кельтских народов, кольчуга с короткими рукавами быстро распространилась по соседним странам. Уже к началу XIII века она приобрела длинные рукава, что повысило и её массу. Затем кроме нательной части добавились капюшон для защиты головы и чулки из кольчуги. Мастера изготавливали такую броню из железной проволоки, которая сгибалась в кольца. Эти кольца прочно сваривали между собой.
Самые богатые люди могли позволить себе подобное обмундирование не из железа, а из меди. Этот вид защиты прекрасно уберегал от рубящих ударов, но не был эффективен против колющего оружия, поэтому в отношении арбалетов и стрел воин был беззащитен. Но взамен этого в кольчуге присутствовали и явные преимущества: за счёт того, что металл не был сплошным, её вес был значительно меньше, чем у других типов металлического обмундирования. Металлическая кольчуга без рукавов весила всего 5 кг, а полный комплект с капюшоном и чулками – пару десятков килограммов.
Миф пятый:Рыцари редко мылись, гадили в доспехи и от них жутко воняло
Этот миф является скорее искажением, чем совсем уж неправдой. Запах от воина, который долго скачет на коне, или долгое время провел в доспехе — не самый приятный для нашего современного обоняния.
Но, тот же Олег Соколов опровергает утверждение, что рыцари редко мылись, говоря, что бани в Средневековье были довольно распространены. Да и в полные доспехи рыцарь одевался только перед боем, после чего часть их сразу же снималась. В мирное время они ходили вовсе без доспеха, в «нормальной» одежде представителя высшего сословия.
Ну и естественно, у них было гораздо больше материальных возможностей носить чистую одежду, чем у тех же крестьян или горожан. Гадить же в доспехи не было никакого смысла — так как воин был конным и пах ему защищала лошадь и седло, эти части не закрывались доспехами снизу, а штанов в те времена не носили, носили шоссы — нечто вроде чулков, привязанных к поясу. В общем, расчехлить хозяйство и сделать свои дела можно было и не снимая доспехов.
Рыцарь в шоссах
Образ рыцаря сейчас мифологизирован, как в положительную, так и в отрицательную сторону, но стоит помнить, что рыцари были истинными детьми своей эпохи — сильными, профессиональными воинами, всю жизнь проводившими в боях, походах и турнирах. Настоящими отвратительными мужиками, храбрыми, воинственными и слегка попахивавшими конским потом.
Позднее средневековье
Итальянский доспех с саллетом , c. 1450
Примерно к 1420 году в Европе были разработаны полные комплекты пластинчатых доспехов. Полный комплект пластинчатых доспехов состоял бы из шлема , горжета (или бевора ), наплечников , наплечников с гардинговыми скобами, чтобы прикрывать подмышки, как это было во французских доспехах, или беса (также известных как рондели ), которые в основном использовались в готике. Броня, rerebraces , couters , Vambraces , рукавицы , A панцирь (нагрудный и задняя пластина) с fauld , tassets и калеттами , в почтовой юбке, поножи , наколенники , Greaves , и башмаки . Самые полные наборы, известные как гарнитуры , чаще предназначенные для рыцарских турниров, чем для войны, включали в себя предметы обмена , альтернативные предметы, подходящие для разных целей, так что костюм можно было настроить для различных целей, например, для пеших или конных боев. . К позднему средневековью даже пехота могла позволить себе носить несколько пластинчатых доспехов. Производство доспехов было прибыльной и широко распространенной отраслью в средние века и в эпоху Возрождения.
Полный комплект пластинчатой брони, изготовленной из хорошо закаленной стали, будет весить около 15–25 кг (33–55 фунтов). Владелец оставался очень подвижным и мог свободно прыгать, бегать и иным образом перемещаться, поскольку вес доспехов равномерно распределялся по всему телу. Доспехи были сочлененными и полностью покрывали все тело человека от шеи до пят. В 15-16 веках солдаты в пластинчатых доспехах составляли ядро каждой армии. Огромные отряды солдат, насчитывающие тысячи или даже более десяти тысяч человек (примерно от 60% до 70% французских армий были солдатами, и этот процент был также высок в других странах), сражались в пешем порядке. носить полную броню рядом с лучниками и арбалетчиками. Это часто наблюдалось в западноевропейских армиях, особенно во время Столетней войны , Войн роз или итальянских войн .
Европейскими лидерами в технике доспехов были северные итальянцы , особенно из Милана , и южные немцы , у которых были несколько разные стили. Но стили были распространены по Европе, часто благодаря движению оружейников; Гринвичские доспехи эпохи Возрождения были изготовлены в королевской мастерской недалеко от Лондона, куда были импортированы итальянские, фламандские и (в основном) немецкие мастера, хотя вскоре они разработали свой собственный уникальный стиль. Османская Турция также широко использовала пластинчатые доспехи, но включала в свои доспехи большое количество кольчуги, которая широко использовалась ударными войсками, такими как Корпус янычар .
Влияние на развитие оружия
Изображение рукопашного боя XV века . Нагрудник пронзен мечом
Латная броня была практически неуязвима для ударов мечом . Он также хорошо защищал владельца от ударов копья или пики и обеспечивал достойную защиту от тупых травм.
Развитие пластинчатых доспехов повлекло за собой развитие конструкции наступательного оружия. Хотя эта броня была эффективна против порезов или ударов, их слабые места можно было использовать с помощью длинных клиновидных мечей или другого оружия, предназначенного для этой цели, такого как сайды и алебарды . Эффект стрел и болтов по-прежнему вызывает споры в отношении латной брони. Эволюция латных доспехов 14-го века также послужила толчком к развитию различного древкового оружия . Они были спроектированы так, чтобы оказывать сильное воздействие и концентрировать энергию на небольшой площади и вызывать повреждение через пластину. Булавы , боевые молоты и молоты сайды (секиры) использовались, чтобы нанести тупую травму через доспехи. Сильные удары по голове могут привести к сотрясению мозга, даже если броня не пробита.
Рифленая пластина была не только декоративной, но и укрепляла пластину от изгиба при резких ударах и тупых ударах. Это компенсирует склонность флейт ловить колющие удары. В бронированных техниках, которым обучают в немецкой школе фехтования , атакующий концентрируется на этих «слабых местах», в результате чего стиль боя сильно отличается от боя на мечах без брони. Из-за этой слабости большинство воинов носили кольчужную рубашку (хауберген или кольчугу) под латными доспехами (или пластинчатым плащом). Позже полные кольчужные рубашки были заменены кольчужными нашивками, так называемыми ластовицами , пришиваемыми на гамбезон или армейскую куртку. Дополнительная защита для пластины брони было использование небольших круглых пластин , называемых besagews , покрывающие область подмышки и couters и наколенники с «крыльев» , чтобы защитить внутреннюю часть сустава.
Рыцарские доспехи мог сделать, и уж тем более починить, буквально любой деревенский кузнец
Технология производства качественных доспехов была доступна отнюдь не каждому кузнецу. А те, кто её знали, охраняли эти сведения лучше, чем хранят тайны технологических процессов современного хай-тека. Да доспехи в Средние века как раз и были самым что ни на есть хай‑теком.
Качественные доспехи умели делать всего в нескольких регионах: Милане, Нюрнберге, Голландии. Поэтому долгое время попытки англичан завести у себя доспешное производство высокого качества заканчивались неудачей. До тех пор пока они не стали переманивать немецких бронников к себе на службу. Даже могущественный Карл V — глава Священной Римской империи и король Испании — вынужден был заказывать доспехи в Нюрнберге. В Кастилии просто не было мастеров такого класса.
Они же начали производить доспехи по мерке заказчика или же нескольких типовых размеров, которые затем купцы развозили по всей Европе.
И вы, дорогой читатель, остерегайтесь неверной информации о рыцарстве, щедро рассыпанной в самых разнообразных источниках.
Обзор
Колен Empires & Puzzles – это эпический герой с АОЕ уроном (в гражданском праве невыгодные для кредитора имущественные последствия, возникшие в результате правонарушения, допущенного должником), принадлежащий к стихии Огня. Персонаж считается довольно хорошим для средних команд, с хорошим уроном и дебафом огня, который наносит доп дамаг на протяжении 6 ходов. Желая скорость у него медленная, это не мешает ему наносит суммарно много повреждений за счет АОЕ и доп урона горения в течение 6 ходов.
Пройдемся по чертам героя. У персонажа есть неплохой перевес в сторону атаки. Урон составляет – 728 единицы, с учётом АОЕ и дебафа на горение в течение 6 ходов — это неплохой плюс, учитывать что персонажей снимающих недуги с союзников не много. Так же таковое количество атаки дозволяет ему мощно бить с камешков на поле. И еще у него много здоровья – 1094, при не особо большой броне – 537. В качестве танка он естественно не подступает, но расположив его с края команды, есть большой шанс выжить до внедрения собственной ульты.
Класс персонажа – боец, а это шанс возрождения 30% (герой возрождается с единицей здоровья) опосля смертельного удара. С учётом его навыка — это доп проблемы в ПвП в ПвЕ для его врагов.
Так как боец медленный, то его применение в ПвП ставится под колебанием, шансы (может означать: Шанс — вероятность, возможность осуществления или достижения чего-либо, а также условие, которое может обеспечить успех) выжить до внедрения возможности мелкие. На титане из-за слабенькой абилки Колен в империи пазлов тоже довольно слаб. Но ежели учитывать возникновение новейших турниров, где одна из изюминок все герои стают чрезвычайно стремительными, он будет хорошим выбором как в оборону, так и в атаку.
Да, в империи пазлов есть и лучше бойцы с АОЕ уроном и наиболее скорые, но все же он занимает свое место посреди героев огня. В особенности шанс возрождения, который дает шанс воскреснуть опосля смертельного удара и в подходящий момент поставить точку в битве. На войнах союзов и ПвП в Empires & Puzzles, бывают моменты, когда благодаря дебафу горения бои выигрывается. Не постоянно есть возможность добить противника камнями.
Кольчуга
Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.
Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.
Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном — больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.
Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.
Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони — и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.
Нелюдям полагаются доспехи, соответствующие их анатомии. Такими видит троллоков из “Колеса времени” Даррел Суит. |
Сувенирные танки | |
Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в 16 — первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Предприниматели покупали себе титулы, а заодно и “доспехи предков” — как правило, сразу крупными партиями и со скидкой. Чтоб хватило на мифических прадедов аж до короля Артура! Впрочем, декоративные доспехи, которых с той поры в Западной Европе сохранилось великое множество, оставались вполне функциональными. Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. В результате латы под самый конец своей эволюции достигли максимального веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. Даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор. Еще большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье. |
Добавим немного средневековой Японии
Япония всегда была немного «вещью в себе», но до знакомства в 16 веке с «южными варварами», португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.
Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские «рыцари» носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались «анатомическими» масками.
Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей — кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.
Древние франки – первые рыцари
История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.
В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.
Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.
Ранний современный период
Савойская боеприпасная броня, ок. 1600
Христиан Младший из Брауншвейга в кирасирских доспехах (1620 г.)
Пластинчатые доспехи широко использовались в большинстве армий до конца 17 века как для пеших, так и для конных войск, таких как кирасиры , драгуны , полулансеры и польские гусары . Пехотные доспехи 16-го века к 1600 году превратились в савойский тип трехчетвертных доспехов.
Полные латные доспехи были дорогими в производстве и поэтому оставались ограниченными для высших слоев общества; Щедро украшенные доспехи оставались модой дворян и генералов 18-го века еще долгое время после того, как они перестали быть полезными в военном отношении на поле боя из-за появления недорогих мушкетов .
Портрет Карла III Испанского в доспехах (1761 г.).
Французские кирасирские доспехи (1854 г.).
Развитие мощного огнестрельного оружия сделало устаревшими все, кроме самых лучших и тяжелых доспехов. Растущая мощь и доступность огнестрельного оружия и характер крупной, поддерживаемой государством пехоты привели к тому, что все больше частей пластинчатой брони было отброшено в пользу более дешевых и мобильных войск. Защита ног была первой частью, которую заменили высокие кожаные ботинки. К началу 18 века только фельдмаршалы , командиры и члены королевской семьи оставались на поле боя в полном вооружении, скорее как знак звания, чем из практических соображений. Изображение монархов в доспехах оставалось модным в первой половине 18 века ( период позднего барокко ), но даже эта традиция устарела. Таким образом, портрет из Фридриха Великого в 1739 все еще показывает его в доспехи, в то время как более поздние картины , показывая его в качестве командира в Семилетней войне (1760 — е годы) изображает его без брони.
Бронежилеты использовались кирасирами на протяжении всего XIX века, вплоть до начала Первой мировой войны . Кираса представляет собой завершающий этап традиции латного доспеха, восходящей к позднему средневековью. Между тем, с середины XIX века до наших дней начали разрабатывать импровизированные стальные доспехи от шрапнели и ранние формы баллистических жилетов .
Дружина
Славяне были миролюбивым народом, поэтому древнерусские воины не слишком выделялись на фоне обычных крестьян. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Военное снаряжение, оружие появляется постепенно, и оно в большей степени ориентировано на защиту своего владельца, чем на нападение. В X веке происходит объединение нескольких славянских племен вокруг князя Киевского, который собирает подати и защищает подконтрольную территорию от вторжения степняков, шведов, византийцев, монголов. Формируется дружина, состав которой на 30% состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. Основным была пехота, кони использовались как вьючные животные и для доставки воинов к местам сражений. Кавалерия формируется после неудачных столкновений со степняками, которые были отличными наездниками.