Зюйд-вест

Содержание материала

Обозначения сторон света на компасе

Для обозначения сторон света на этом устройстве часто используют английские буквы: S, N, E, W. Но русские мореплаватели употребляют немецкие названия: Норд, Зюйд, Ост, Вест.

Север на компасе – North, восток на компасе – East, юг на компасе – South, запад на компасе – West

Но для многих, кто хотя бы немного понимает принцип розы ветров, для них важно знать минимум две стороны — где n на компасе, и где восток

Расположение сторон света на этом устройстве закономерно: север и юг направлены к географическому меридиану, а восток и запад расположены по экватору Земли. Ещё в древние времена человек научился ориентироваться и находить стороны без никаких ориентиров:

  • Когда солнце находится в зените, оно указывает на южную сторону;
  • Место восхода солнца указывает на восточное направление;
  • Место заката – запад;

В морской практике, мореплаватели пользовались (и пользуются) обозначением румб. Это сегмент шкалы устройства, соответствующее 1/32 части горизонта. То есть, кроме вышеназванных четырёх сторон света, путешественники решили, что такой узконаправленной системой пользоваться неудобно. Изначально ввели 16 промежуточных названий, к примеру, северо-запад, юго-запад, юго-восток и т. д. Потом их расширили до тридцати двух. Но именно 32 румба используют моряки, в метеорологии есть только 16 румбов.

Какие системы деления горизонта на части вы знаете?

Существуют следующие системы деления горизонта на части: круговая, полукруговая, четвертная, румбовая.

Что такое румб и какова величина румба в градусах?

Румб — одно из 32 направлений компаса, подразделяемых еще на половины и четверти. 1 румб = 11,25 град.

На сколько румбов делится картушка компаса

Картушка компаса делится на 32 румба

9 Назовите 8 основных румбов:

N, NE, E, SE, S, SW, W, NW

Что такое курсовой угол,истинный курс, истинный пеленг?

Курсовой угол — угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на наблюдаемый объект. Курсовой угол измеряется от 0 до 180 град. от диаметральной плоскости судна в направлении правого или левого борта судна. Истинный курс — угол между направлением на север и диаметральной плоскостью судна. Истинный курс измеряется по часовой стрелке от 0 до 360 град. Истинный пеленг — Угол между нордовой частью истинного меридиана и линией пеленга на ориентир.

Что называется траверзом?

Тра́верз — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°.

По какому прибору рулевой следит за положением руля?

По аксиометру.

Как осуществляется переход с ручного управления на автоматическое и наоборот на авторулевом.

С помощью переключателя режима работы.

Где расположен главный магнитный компас?

Обычно устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна

Каковы преимущества гирокомпасов перед магнитными?

Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами: — они показывают направление на истинный полюс, т.е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс; — они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям, например, тем полям, которые создаются ферромагнитными деталями корпуса судна.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды на руль.

Команды, поданные на руль, рулевой обязан повторить, а вахтенный офицер должен убедиться, что они выполняются немедленно и аккуратно. Команды на руль следует придерживаться до её отмены. Рулевой обязан немедленно доложить, если судно не слушается руля.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды «одерживай»?

Команда «Одерживать» подается, когда до назначен­ного нового курса осталось 3—5°. По этой команде руль перекладывается на небольшое число градусов в сторону, обратную циркуляции. Рулевой докладывает курс по ком­пасу через каждый градус.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды «так держать»?

Команда «Так держать» означает, что рулевой дол­жен заметить по компасу с точностью до градуса курс, на котором лежал корабль в момент подачи команды, или направление по береговому ориентиру и удерживать ко­рабль на этом курсе, доложив: «Есть, так держать, на румбе столько-то градусов».

Каковы действия рулевого матроса, в случае если судно не слушается руля?

Рулевой обязан немедленно доложить, если судно не слушается руля.

Кто принимает решение по переходу с автоматического управления на ручное и наоборот ?

Переход с автоматического на ручное управление рулем и наоборот должен выполняться либо вахтенным помощником капитана лично, либо под его непосредственным наблюдением.

До каких пор команда на руль считается действующей?

Каждая команда на руль действует до тех пор, пока не поступит следующая команда.

Где находится аварийный пост управления рулем?

Чаще всего в румпельном отделении размещают аварийный пост управления этой машиной.

Когда компас лучше навигатора

Ежедневно изобретаются и выпускаются в продажу новые гаджеты. Одним из таких модных приборов стали gps навигаторы. В него заложена карта и функция прокладывания маршрута. Связь со спутником позволяет точно определить нахождение путешественника и сопровождает его на протяжении всего маршрута.

Основным недостатком этого гаджета является аккумулятор. Он может сесть или сломаться неожиданно. В этом случае турист не сможет получить никаких данных о своем местонахождении.

В gps навигатор заложена карта и функция прокладывания маршрута.

С туристическим компасом и географической картой в этом плане проще. Они не зависят от емкости аккумулятора, а показания стрелки точны на природе.

Приложение

Его использование в навигации напрямую связано со стилем или проекцией определенных навигационных карт. На карте проекции Меркатора прямая линия отображается как прямая линия .

Название происходит от старофранцузского или испанского соответственно: «румб» или «румбо» — линия на карте, которая пересекает все меридианы под одним и тем же углом. На плоской поверхности это будет кратчайшее расстояние между двумя точками. Над поверхностью Земли на низких широтах или на небольших расстояниях его можно использовать для прокладки курса транспортного средства, самолета или корабля. На больших расстояниях и / или в более высоких широтах маршрут большого круга значительно короче, чем прямая линия между теми же двумя точками. Однако неудобство, связанное с необходимостью постоянно менять пеленг во время движения по маршруту большого круга, в некоторых случаях делает привлекательной навигацию по прямой линии .

Эту точку можно проиллюстрировать проходом с востока на запад на 90 градусов долготы вдоль экватора , для которого расстояния большого круга и прямой линии равны 5 400 морских миль (10 000 км). На 20 градусах северной широты расстояние по большому кругу составляет 4 997 миль (8 042 км), а расстояние по прямой линии составляет 5 074 мили (8 166 км), то есть примерно 1+Еще 12 процента. Но на 60 градусах северной широты расстояние по большому кругу составляет 2485 миль (3999 км), а прямая линия — 2700 миль (4300 км), то есть разница в 8.+1 ⁄ 2 процента. Более крайним случаем является воздушный маршрут между Нью-Йорком и Гонконгом , для которого длина прямой линии составляет 9 700 морских миль (18 000 км). Маршрут большого круга над Северным полюсом составляет 7000 морских миль (13000 км), или 5+Время полета на типичной крейсерской скорости на 12 часа меньше.

На некоторых старых картах в проекции Меркатора есть сетки, состоящие из линий широты и долготы, но также показаны прямые линии, ориентированные прямо на север, под прямым углом с севера или под некоторым углом с севера, что является простой рациональной частью под прямым углом. Эти линии румба будут нарисованы так, чтобы они сходились в определенных точках карты: линии, идущие во всех направлениях, будут сходиться в каждой из этих точек. Увидеть розу компаса . Такие карты обязательно были бы в проекции Меркатора, поэтому не на всех старых картах можно было показать разметку прямой линии.

Радиальные линии на компасной розе также называют румбами . Выражение «плыть по румбу» использовалось в XVI – XIX веках для обозначения определенного направления по компасу.

Ранние мореплаватели еще до изобретения морского хронометра использовали прямолинейный курс на длинных океанских переходах, потому что широту корабля можно было точно установить, наблюдая за Солнцем или звездами, но не было точного способа определения долготы. Корабль будет плыть на север или юг до тех пор, пока не будет достигнута широта пункта назначения, а затем судно будет плыть на восток или запад по прямой линии (на самом деле параллель , которая является частным случаем прямой линии), сохраняя постоянную широту и запись регулярных оценок пройденного расстояния до тех пор, пока не будет обнаружено свидетельство о суше.

Шкала компаса

Шкала компаса представляет собой набор отметок, нанесенную по кругу на диск, расположенный под стрелкой. На этой круговой шкале, как правило, имеется ряд цифр, причем в одних моделях цифры отличаются от цифр в других моделях.

Что же означают эти цифры и почему отличаются?

В зависимости от модели компаса, шкала может показывать, как градусы, так и тысячные. Хотя очень часто встречаются модели одновременно с двумя шкалами.

Градусы используются туристами для работы с азимутами, о которых мы рассказывали в этой статье (Как определить азимут по компасу), а тысячные — это единицы измерения углов, применяемых в военном деле.

Если это градусная шкала, тогда цифры в ней располагаются в порядке возрастания по часовой стрелке. Полный оборот составляет 360 градусов.

Если же шкала дана в тысячных, то цифры тут могут располагаться, как по часовой, так и против часовой стрелки, в зависимости от модели компаса.

Значения шкалы, показывающей тысячные, могут лежать в разных пределах. Существует три возможных варианта:

  • от 0 до 60;
  • от 0 до 63;
  • от 0 до 64.

Это связано с тем, что тысячная представляет собой примерно 1/6283 полного оборота, что выводится из формулы 1 / (2π × 1000), а такое значение не совсем удобно для использования на практике. Поэтому в целях упрощения задачи использования тысячной, указанное число округлили, причем в разных странах это сделали по-своему:

  • в бывшем СССР и некоторых других армиях тысячную приняли равной 1/6000;
  • в армии Швеции — 1/6300;
  • в армии НАТО — 1/6400.

Отсюда и разное число тысячных в шкалах разных моделей. Так выглядит вариант с 64 делениями:

А так — вариант с 60 делениями:

Чтобы узнать цену деления шкалы, будь она выражена в тысячных или в градусах, нужно взять соседние засечки, на которых указаны цифры и поделить их разницу на количество отрезков, отделенных засечками между этими цифрами.

Например, для того, чтобы узнать цену деления внутренней шкалы компаса Адрианова:

  1. Берем навскидку два его значения, лежащих по соседству на шкале, — 45° и 60°.
  2. Определяем разницу между ними: 60° – 45° = 15°.
  3. Подсчитываем количество промежутков, разграниченных штрихами между значениями 45° и 60°, — их получается 5.
  4. Рассчитываем цену деления градусной (внутренней) шкалы данной модели: 15° / 5 = 3°.

Также кроме тысячных и градусов на диске почти всегда имеются обозначения румбов. Всего существует 32 румба, делящих диск компаса на 32 равных части, но чаще всего используются лишь 4 основных и 4 вспомогательных, то есть в сумме — 8.

Рассмотрим восемь наиболее часто используемых румбов и то, как они обозначаются:

  • N (North) — север.
  • NE (North-East) — северо-восток.
  • E (East) — восток.
  • SE (South- East) — юго-восток.
  • S (South) — юг.
  • SW (South- West) — юго-запад.
  • W (West) — запад.
  • NW (North-West) — северо-запад.

Максимальное количество румбов — 32, чего вполне достаточно для навигации и ориентирования.

В редких случаях для русскоязычного населения румбы подписываются заглавными буквами русских названий сторон света — «С» (север), «Ю» (юг), «В» (восток) и «З» (запад).

В одной из первых и, пожалуй, самой известной отечественной книге по выживанию «Книга, которая спасет вам жизнь» автор удивляется шкале компаса, расчерченной на 60 делений, полагая, что шкала приведена в румбах. Но, как мы понимаем, это вовсе не ошибка производителей: просто автор не знал о военных, а если быть точным, артиллерийских способах измерения углов, и перепутал тысячные с румбами.

Иногда, но крайне редко, встречается градусная шкала, увеличивающаяся как в левую, так и в правую сторону от северного направления. Такой шкалой удобно пользоваться для ориентирования карты с учетом магнитного склонения, а также для измерения угла наклона при наличии встроенного в колбу инклинометра.

Как и на стрелку, на некоторые засечки шкалы иногда наносят светящуюся краску для удобства работы с компасом в темное время суток.

Шкала не всегда жестко закреплена: в некоторых моделях она может вращаться пользователем, что удобно при измерениях, осуществляемых с помощью компаса.

Целик и мушка

Целик и мушка дают возможность точно определять азимут на выбранный объект либо по известному азимуту находить направление на местности.

Целик с мушкой, как правило, расположены по разные стороны от места крепления стрелки компаса, и даже, будучи повернуты, сохраняют свое положение относительно центра стрелки. Хотя, конечно, далеко не во всех моделях предусмотрена подвижность этих элементов.

Существуют разные варианты исполнения целиков и мушек. Это может быть вариант, сходный с тем, что стоит на винтовках, то есть целик напоминает английскую букву «U», а мушка — русскую букву «А». Мушка может представлять собой тонкую вертикально натянутую проволочку. Выравнивание же компаса на объект может осуществляться не совмещением целика с мушкой, а благодаря зеркальцу, вмонтированному в крышку компаса.

Я привел лишь некоторые варианты, а в реальности их разнообразие может быть намного больше. И в каждом отдельном случаем приходится самостоятельно разбираться с тем, как именно пользоваться данной моделью, ведь инструкция по эксплуатации, даже если она и идет в комплекте с компасом, далеко не всегда приводит подробный алгоритм работы с данным прибором.

Описание

Румб является результатом вычисления пеленга.

В конце 1980-х годов обозначение востока O (нем. Ost, нидерл. oost) было заменено на E (англ. East).

Румбы как направления имеют собственные названия (компонент «тень» заимствован из нидерландского, где он является предлогом, слившимся с артиклем дательного падежа — te + den = ten).

Четыре основных румба:

  • North — Север
  • East — Восток
  • South — Юг
  • West — Запад

Четыре румба, производных от основных:

  • North-West — Северо-запад
  • North-East — Северо-восток
  • South-East — Юго-восток
  • South-West — Юго-запад

Обозначения румбов, отстоящих от основных на 11,25 градусов (132 полной окружности), получаются из обозначений одного из восьми выше перечисленных румбов, с добавлением после них слова «тень» и названия основного направления, к которому отклоняется румб.

Обозначения румбов, отстоящих от основных на 22,5° (116 полной окружности), получаются из обозначений производных от основных румбов, с добавлением перед ними названия основного направления, к которому отклоняется румб.

В метеорологии используется деление окружности на 16 частей, теней нет; в морской навигации (мореплавании) окружность горизонта делится на 32 румба:

Роза румбов 32 делении

староеобозначение новоеобозначение название «сухопутное»название угол поморское название
N N норд север 000,00° север
1 NtO NtE норд-тень-ост север-тень-восток 11,25° стрик севера к полуношнику
2 NNO NNE норд-норд-ост северо-северо-восток 22,50° меж севера полуношник
3 NOtN NEtN норд-ост-тень-норд северо-восток-тень-север 33,75° стрик полуношника к северу
4 NO NE норд-ост северо-восток 45,00° полуношник
5 NOtO NEtE норд-ост-тень-ост северо-восток-тень-восток 56,25° стрик полуношника к встоку
6 ONO ENE ост-норд-ост востоко-северо-восток 67,50° меж всток полуношник
7 OtN EtN ост-тень-норд восток-тень-север 78,75° стрик встока к полуношнику
8 O E ост восток 90,00° восток
9 OtS EtS ост-тень-зюйд восток-тень-юг 101,25° стрик встока к обеднику
10 OSO ESE ост-зюйд-ост востоко-юго-восток 112,50° меж встока обедник
11 SOtO SEtE зюйд-ост-тень-ост юго-восток-тень-восток 123,75° стрик обедника к встоку
12 SO SE зюйд-ост юго-восток 135,00° обедник
13 SOtS SEtS зюйд-ост-тень-зюйд юго-восток-тень-юг 146,25° стрик обедника к лету
14 SSO SSE зюйд-зюйд-ост юго-юго-восток 157,50° меж лета обедник
15 StO StE зюйд-тень-ост юг-тень-восток 168,75° стрик лета к обеднику
16 S S зюйд юг 180,00° лето (летник)
17 StW StW зюйд-тень-вест юг-тень-запад 191,25° стрик лета к шалонику
18 SSW SSW зюйд-зюйд-вест юго-юго-запад 202,50° меж лето шалоник
19 SWtS SWtS зюйд-вест-тень-зюйд юго-запад-тень-юг 213,75° стрик шалоника к лету
20 SW SW зюйд-вест юго-запад 225,00° шалоник
21 SWtW SWtW зюйд-вест-тень-вест юго-запад-тень-запад 236,25° стрик шалоника к западу
22 WSW WSW вест-зюйд-вест западо-юго-запад 247,50° меж запада шалоник
23 WtS WtS вест-тень-зюйд запад-тень-юг 258,75° стрик запада к шалонику
24 W W вест запад 270,00° запад
25 WtN WtN вест-тень-норд запад-тень-север 281,25° стрик запада к побережнику
26 WNW WNW вест-норд-вест западо-северо-запад 292,50° меж запада побережник
27 NWtW NWtW норд-вест-тень-вест северо-запад-тень-запад 303,75° стрик побережника к западу
28 NW NW норд-вест северо-запад 315,00° побережник
29 NWtN NWtN норд-вест-тень-норд северо-запад-тень-север 326,25° стрик побережника к северу
30 NNW NNW норд-норд-вест северо-северо-запад 337,50° меж севера побережник
31 NtW NtW норд-тень-вест север-тень-запад 348,75° стрик севера к побережнику

Румб в геодезии отличается от навигационного тем что угол (Азимут) отсчитывается как от северного направления так и от южного.

Стрелка компаса

Стрелка — это основной элемент любого магнитного компаса, хотя бывают модели, у которых стрелка образует одно целое с диском, на который нанесена шкала.

Стрелка всегда поворачивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, а значит показывает приблизительное направление на земные полюса. В то время, как один конец стрелки показывает на север, другой ее конец будет показывать на юг.

В литературе можно встретить информацию о том, что красный конец стрелки указывает на север, однако это не всегда так. Каким цветом покрасить северную часть стрелки, решает производитель, и это зачастую не совпадает с тем, что написано в различных источниках. Кроме того, иногда стрелка окрашивается в цвета, среди которых не находится места красному, например, в синий, белый, черный или даже зеленый.

Один из простых способов разобраться, какая часть стрелки является северной, то есть указывает на север, это в ясную погоду в обеденное время выйти с компасом на улицу. Порядок дальнейших действий следующий:

  1. Посмотреть, с какой стороны находится Солнце. В это время светило находится вблизи направления на юг.
  2. Взять компас в руку и расположить его в горизонтальном положении стрелкой кверху.
  3. Если компас оснащен арретиром (стопорным рычажком), тогда «отключить» его: стрелка должна иметь возможность свободно вращаться на шпиле. После этого стрелка расположится в направлении север–юг.
  4. Определить северную и южную части стрелки: тот конец стрелки, который будет направлен в сторону Солнца, будет южным, а противоположный — северным.

Следует заметить, что это правило указано для стран бывшего СНГ, в тропиках и в южном полушарии оно может не сработать из-за того, что Солнце в полдень может находиться в этой местности не в южной, а в северной стороне

Это важно учитывать, чтобы не допустить ошибки

Существует и другой способ, но он более сложный, хотя и позволяет определить северное направление, как в северном, так и в южном полушариях на любых широтах. Для этого в утреннее время — около 6 часов утра — нужно стать так, чтобы Солнце оказалось справа. В этом случае север окажется перед лицом человека, проводящего эксперимент. Соответственно и часть стрелки компаса, указывающая «вперед», будет северной.

Теперь, когда удалось определиться со сторонами стрелки, можно с помощью компаса определить расположение сторон света. Для этого:

  1. Компас берется в руку и располагается горизонтально.
  2. Арретир, если таковой предполагается в конструкции, отключается, чтобы дать стрелке возможность повернуться и указать направление на север и юг.
  3. По показаниям стрелки определяется северное направление.
  4. Человек становится лицом на север.
  5. Определяются все остальные стороны света: позади будет юг, справа — восток, слева — запад.

Во время работы с компасом следует избегать близости железных, стальных и других объектов, обладающих значительным по силе магнитным полем (например, ножей, мобильных телефонов, автотранспорта, железнодорожных путей), а также проводов, по которым течет электрический ток (например, линий электропередач). Все эти объекты могут исказить показания компаса.

Какие системы деления горизонта на части вы знаете?

Существуют следующие системы деления горизонта на части: круговая, полукруговая, четвертная, румбовая.

Что такое румб и какова величина румба в градусах?

Румб — одно из 32 направлений компаса, подразделяемых еще на половины и четверти. 1 румб = 11,25 град.

На сколько румбов делится картушка компаса

Картушка компаса делится на 32 румба

9 Назовите 8 основных румбов:

N, NE, E, SE, S, SW, W, NW

Что такое курсовой угол,истинный курс, истинный пеленг?

Курсовой угол — угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на наблюдаемый объект. Курсовой угол измеряется от 0 до 180 град. от диаметральной плоскости судна в направлении правого или левого борта судна. Истинный курс — угол между направлением на север и диаметральной плоскостью судна. Истинный курс измеряется по часовой стрелке от 0 до 360 град. Истинный пеленг — Угол между нордовой частью истинного меридиана и линией пеленга на ориентир.

Что называется траверзом?

Тра́верз — направление, перпендикулярное курсу судна, самолета или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°.

По какому прибору рулевой следит за положением руля?

По аксиометру.

Как осуществляется переход с ручного управления на автоматическое и наоборот на авторулевом.

С помощью переключателя режима работы.

Где расположен главный магнитный компас?

Обычно устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна

Каковы преимущества гирокомпасов перед магнитными?

Гирокомпасы имеют два преимущества перед магнитными компасами: — они показывают направление на истинный полюс, т.е. на ту точку, через которую проходит ось вращения Земли, в то время как магнитный компас указывает направление на магнитный полюс; — они гораздо менее чувствительны к внешним магнитным полям, например, тем полям, которые создаются ферромагнитными деталями корпуса судна.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды на руль.

Команды, поданные на руль, рулевой обязан повторить, а вахтенный офицер должен убедиться, что они выполняются немедленно и аккуратно. Команды на руль следует придерживаться до её отмены. Рулевой обязан немедленно доложить, если судно не слушается руля.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды «одерживай»?

Команда «Одерживать» подается, когда до назначен­ного нового курса осталось 3—5°. По этой команде руль перекладывается на небольшое число градусов в сторону, обратную циркуляции. Рулевой докладывает курс по ком­пасу через каждый градус.

Каковы действия рулевого матроса при получении команды «так держать»?

Команда «Так держать» означает, что рулевой дол­жен заметить по компасу с точностью до градуса курс, на котором лежал корабль в момент подачи команды, или направление по береговому ориентиру и удерживать ко­рабль на этом курсе, доложив: «Есть, так держать, на румбе столько-то градусов».

Каковы действия рулевого матроса, в случае если судно не слушается руля?

Рулевой обязан немедленно доложить, если судно не слушается руля.

Кто принимает решение по переходу с автоматического управления на ручное и наоборот ?

Переход с автоматического на ручное управление рулем и наоборот должен выполняться либо вахтенным помощником капитана лично, либо под его непосредственным наблюдением.

До каких пор команда на руль считается действующей?

Каждая команда на руль действует до тех пор, пока не поступит следующая команда.

Где находится аварийный пост управления рулем?

Чаще всего в румпельном отделении размещают аварийный пост управления этой машиной.

Элементы крепления

Мне известно три основных варианта крепления компаса, упрощающих работу с ним во время похода.

Первый вариант — это крепление на большой палец руки. Такие модели приспособлены для спортивного ориентирования. Подобное крепление позволяет без дополнительных манипуляций быстро сориентироваться по сторонам света. Однако устройства с пальцевым креплением менее точны по сравнению с другими по двум причинам: во-первых, их размеры слишком малы, чтобы на них можно было нанести шкалу с минимальной ценой деления, а во-вторых, в их конструкции отсутствует линейка, что не дает возможности делать точные измерения по карте.

Второй вариант — это крепление на запястье. Обычно такие компасы более точны при измерениях на местности, так как имеют более «подробную» шкалу, да и зачастую оснащены элементами визирования, о которых мы говорили чуть раньше. В частности, к таким моделям относится пресловутый компас Адрианова:

И наконец третий вариант — это подвешивание на шею. Для этого многие модели снабжены тонкой веревочкой. Во время передвижения компас прячется под верхнюю одежду, чтобы не болтаться на шее, не цепляться за окружающие предметы (например, ветки деревьев, выпирающие части рельефа) и не биться о них, а при необходимости — быстро извлекается и используется по назначению, после чего снова прячется под одежду.

Веревочкой для подвешивания на шею снабжены разные модели, но чаще всего планшетные, отличающиеся от других точностью измерений, как на местности, так и по карте.

Конечно, можно прикрепить компас почти куда угодно, чем в последнее время и занимаются производители дешевого туристического снаряжения, не особо разбирающиеся в правилах эксплуатации компаса и не проверяющие готовые изделия на корректность работы. В частности, на рынке можно встретить браслеты и ножи выживания, в конструкцию которых входит маленький китайский компас.

Ниже на фото показан браслет с компасом, который скорее всего дает неправильные показания из-за наличия в фастексе огнива:

Нож с компасом (тоже нелепость)

О том, почему не следует приобретать такие изделия, мы уже говорили в отдельной статье…

Глядя на такое снаряжение и его функциональность, можно сделать следующий вывод. Главное — при сооружении чего-либо нового помнить о правилах использования элементов, входящих в состав конечного изделия, и реально оценивать возможность их использования в условиях, для которых новое снаряжение предназначается. А то вопреки всем законам физики на свет начнут появляться новые чайники с «низким» носиком и компасы, вмонтированные в ножи.

Если же говорить о компасах в целом, то нужно отметить, что человечество изобрело множество различных видов компасов, отличающихся не только по внешнему виду, но и по принципу работы, а значит и по внутреннему строению. Многие из них устроены намного сложнее рассмотренных моделей. Да и среди магнитных тоже не всегда все просто: чего только стоит устройство морского (судового) компаса с его системой противодействия магнитным девиациям, позволяющей уменьшить влияние больших масс железа на стрелку компаса, минимизируя ее отклонение.

Мы же с вами рассмотрели только магнитный компас, поскольку именно он наиболее применим к условиям туризма, а также может быть сконструирован самостоятельно из подручных средств в случае возникновения непредвиденной аварийной ситуации, которая произошла вдалеке от цивилизации. Понимание изложенного материала позволит человеку выбрать оптимальную для его потребностей модель, а при необходимости — и починить оную.