Содержание материала
Северные и северо-западные соседи
К северу от племени словен и их столицы Великого Новгорода, вокруг Невского и Онежского озёр проживали три финно-угорских племени:
- весь;
- ижора;
- водь.
К западу от Чудского озера тоже жили финно-угорские племена: чудь (эсты) и ливы. Северо-западными соседями Руси были также балтские племена:
- жемайты;
- аукшайты;
- латгалы;
- ятвяги.
Расселение славян
В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:
- западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
- южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
- восточные (русские, украинцы, белорусы).
Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).
Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.
Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.
Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык… А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны … Все они и высокие, и очень сильные … Образ жизни (их) грубый и неприхотливый …».
После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.
Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.
К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.
Тиверцы
Официальной и подтвержденной территорией тиверцев с 9 века считается современная Украина и Молдавия. Но вот о происхождении и названии этого восточнославянского народа до сих пор ничего не известно.
Современные раскопки помогли составить общую картину жизни тиверцев
Важно отметить их достаточно прогрессивное строительство и защиту построенных ими городов высокими каменными башнями и оврагами.В 15 веке, притесняемые другими народами, они покидают свои территории, движутся на более северные территории Европы и постепенно сливаются с европейскими народами, что приводит к их исчезновению
Южные и восточные славяне
- Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
- Георгий Младший. «Житие Георгия Святогорского».
- «Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода» (XVII век).
- «Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят» (XI- XII века).
- Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
- Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
- Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
- Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
- Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
- Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
- Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
- Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
- Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
- Беседа трех святителей (XIV век).
- О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
- Устав преподобного Саввы (XIV век).
- Поучения духовным детям (XIV век).
- Пустынская летопись (XIV век).
- «Синопсис». И.Гизель (1674 г.).
- «Поучение в понедельник святого духа» (XVII век).
- Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
- Румянцевский сборник (XVIII век).
- Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
Поляки
- Статут провинциальный вкратце (1420).
- Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
- Рукопись польского гусита (XV век).
- Польская глосса в житии св.Войцеха.
- Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
Чехи
- Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
- Хроника Неплах (XIV век).
- Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
- Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
Балто-славянский этнос
- Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
- Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
- Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
- Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
- Послание епископа Адельгота (1108 г.).
- Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
- Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
- Хроника Пулкавы.
- Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
- Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
- Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
- Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
- Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
- Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
- Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
- История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
- Валентин фон Эйхштедт.
- Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
- Будышинские анналы.
- Церковная история Силезии.
- Экхардт «Памятники Ютербога» (1732 г.).
И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:
- Черноризец Храбр «О письменах» (X век)
- «Толковая Палея» (XV в)
Итого — сто девяносто семь письменных источников!
А стоило бы вспомнить, что:
- Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.
- Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.
- Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.
- С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.
- Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.
Верования восточнославянских племен
Религия восточных славян была основана на тотемизме и фетишизме. Люди верили, что являются потомками животных и при определенных условиях могут в них превращаться. На этом основаны многие русские сказки, которые читают детям и по сей день, достаточно упомянуть «Царевну-Лебедь» и «Царевну-Лягушку».
Существовал также культ предков. Людей, умерших естественной смертью, поминали и устраивали праздники в их честь (Масленица, Радуница, Семик). «Нечистых» мертвецов, то есть умерших насильственной смертью, боялись и придумывали многие суеверья. Именно отсюда возникает образ русалок, навок и другой нечистой силы. Славяне поклонялись природе: деревьям, лесам, рекам, болотам. Позднее это трансформировалось в поклонение духам предков. В мифологии появились кикиморы, водяные, лешие, домовые.
Восточные славяне были язычниками и веровали во многих богов, каждый из которых олицетворял явление природы или отвечал за земные стихии. Наиболее значимыми богами славянского пантеона были:
- Перун – бог грома и молнии, покровитель князя и его дружины;
- Дажьбог – олицетворение солнца, покровитель свадеб;
- Хорс – бог солнечного диска;
- Стрибог – бог ветра;
- Велес (Волос) – бог богатства, покровитель домашнего скота, поэтов и сказителей;
- Мокошь (Макошь) – богиня судьбы, покровительница ткачих и прях;
- Семаргл – посланник между миром людей и миром духов;
- Сварог – бог кузнечного дела;
- Сварожич – олицетворение огня;
- Ярило – бог оживающей природы, весеннего солнца;
- Лада – богиня любви и согласия;
- Жива – богиня жизни и весны;
- Род – бог-творец, стоящий над всеми мирами, богами, духами, людьми и животными;
- Морена – богиня смерти и зимы.
К IX веку древнерусские племена стали объединяться в единое государство с центром в Киеве. Этому способствовала тяжелая политическая обстановка с Византией, частые набеги кочевников, развитие ремесел и торговли. Киевская Русь стала закономерным историческим этапом развития славянского общества.
Древняя Русь
- Как образовалось Древнерусское государство?
- Причины распада Древнерусского государства
- Слои населения Древней Руси
- Принятие христианства на Руси: причины и последствия
- Самое главное о культуре Древней руси
- Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Основные племена восточных славян. Племенные союзы
Великое расселение народов на территории Восточной Европы завершилось примерно к VIII-XI столетию. К этому моменту племена обособились и стали занимать определенные области, за которые велись бесконечные войны.
Словене (ильменские)
Племя словен обосновалось в окрестностях озера Ильмень и в верхнем течении р. Мологи. Родоначальниками их считают Словена и Руса, которые, согласно древней летописи, основали Новгород и Русу задолго до нашей эры. Впоследствии словенами правил легендарный князь Вандал, а сыновья его (Владимир, Избор и Столпосвят) княжили соответственно во Владимире, Изборске и Столпосвятове (Осташкове).
Кривичи
Кривичи – одно из крупнейших восточнославянских объединений, занимавшее территории в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Они занимались земледелием, животноводством, ремеслами. Самыми крупными городами кривичей были Полоцк и Смоленск. Согласно О.Н. Трубачеву, известному лингвисту-слависту, группа кривичей населяла также греческий остров Пелопоннес.
По одной из версий название племени происходит от родоначальника Крива, по другой – от слова «кровный», то есть близкий по крови.
Дреговичи
Дреговичи расселялись по территории современной Белоруссии с юга на север, двигаясь к р. Неман. Постепенно они заняли Гомельскую, Брестскую, Минскую и Гродненскую области. Название племени происходит от балтского «дрегува», что значит «трясина, болото». Археологическими памятниками дреговичей являются курганы с захоронениями и небольшие городища. Отличительной особенностью этого союза племен являются крупные железные бусы, выполненные зернью.
Радимичи
Это славянское племя пришло с ляшских земель и заняло территорию в междуречье верховьев Днепра и Десны, по течению реки Сож. Радимичи ведут свою историю от вождя Радима. У племени было свое достаточно большое войско, что позволяло им сохранять независимость вплоть до второй половины X столетия.
Вятичи
Восточнославянский племенной союз вятичей населял бассейн Средней и Верхней Оки. На юго-западе граница их владений проходила по водоразделу Десны и Оки. Земли вятичей охватывали такие современные области, как:
- Московская;
- Брянская;
- Рязанская;
- Калужская;
- Орловская;
- Смоленская;
- Липецкая;
- Воронежская;
- Тульская.
Как и в случае с радимичами, вятичи получили свое название по имени вождя Вячеслава (Вятко).
Северяне
Славянский союз северян занимал территории вдоль Десны и Сейма. Главный город – Чернигов. Северяне отличались от прочих славян строением черепа. У них были длинные и узкие лица с сильно выступающим носом, кости были более тонкими.
Древляне
Племя древлян обитало в украинском Полесье (современная Житомирская и часть Киевской области). С востока их владения ограничивались Днепром, с севера – Припятью. Главным городом древлян был Искоростень, позже – Овруч.
Согласно «Повести временных лет», древляне слыли диким и варварским народом: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».
Волыняне (бужане, дулебы)
Бужане жили в верховьях Западного Буга, оттуда и происходит их название. С конца XI столетия племя стали называть волынянами по местности Волынь – исторической обрасти, образованной на северо-западе современной Украины.
Поляне
Самым многочисленным восточнославянским племенем были поляне. Они занимали территории в среднем течении Днепра на правой его стороне. Сердцем полянской земли стал Киев, другими крупными поселениями были Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Треполь, Василев, Звенигород.
Со слов летописца Нестора поляне резко отличались от других славянских племен по уровню нравственности и по общественному укладу: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».
Уличи
Уличи (угличи) занимали территории в низовьях Днепра и Южного Буга, а также Черноморское побережье. В IX столетии насчитывалось 318 угличских общин. Главным городом был Пересечень. Племя называли также лютичи, то есть «злые, лютые, жестокие».
Тиверцы
Восточнославянское племя тиверцев населяло земли между Днестром и Прутом, а также Буржакское побережье Черного моря. В наши дни это территории современной Молдавии и Украины. Название свое они получили от слова «Тирас», так греки именовали Днестр.
Белые хорваты
Белохорваты жили в окрестностях Карпатских гор, на территории современной Западной Украины. Отличительной особенностью племени были перстнеобразные кольца с вывернутыми концами.
Восточнославянские союзы племён
Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.
Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.
От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».
Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.
«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».
памятник основателям Киева
По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.
К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».
По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».
С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.
древний Новгород
Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.
Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.
княжеская дружина
Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
Это интересно: 1674,Расселение славян-радимичей на восток — распишем по пунктам
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Карта расселения славянских племен
Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских — эстов, ливов, латгалов — племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа. Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.