Содержание материала
Понять[править]
Море Росса |
Новая Зеландия претендует на сектор Антарктики под названием Территория Росса (Ross Dependency), в состав которой входят остров Росса, где находится Станция Мак-Мёрдо и Скотт-Бейс, три исторических деревянных хижины (в Хат-Пойнте на Мысе Эванса и на Мысе Ройдса, а также сложенная из камня хижина на Мысе Крозье). Претензии подобного рода временно заморожены в соответствии с условиями Договора об Антарктике (1959), но официальные почтовые марки Территории Росса выпускаются до сих пор и продаются в Скотт-Бейсе, и их можно использовать для оплаты почтовых отправлений в остальные страны мира.
Силы на исходе
От ледника продолжило путь 12 человек — две вспомогательные партии, тащившие припасы для складов, и однаполюсная». Проблема была в том, что люди, служившие основной мускульной силой для саней с тяжёлым грузом, были ужене те», что в начале экспедиции — все нуждались в серьёзном отдыхе вцивилизованных» местах. Полярники начали выдыхаться — и проходили меньше километров, чем могли бы ещё месяц назад в тех же условиях.
Это доказала судьба последней вспомогательной партии, повернувшей назад — возглавлявший её человек заболел цингой. Да так крепко, что группа еле дотянула до тёплого дома, а заболевшего полярника пришлось посадить на удачно пришедшее судно — тот еле выжил.
Хуже дело было у Скотта. Он достиг полюса, но обнаружил, что его опередил Амундсен — нашли сперва следы саней, а потом и его палатку. Обескураженные результатом англичане отправились обратно. Но на этом большом разочаровании их проблемы только начинались.
На ту же тему Страх и ненависть в Антарктике: загадочная гибель американских полярников
Люди стали болеть, медленнее идти. А ведь им по-прежнему надо было тянуть на себе сани с сотнями килограммов! Палатки, печь, еда, топливо, и — воистину жертва во имя науки — 15 килограммов собранных ими по пути ценных для исследований геологических пород.
Они прошли месяц — за это время им удалось достигнуть границы ледника Бирдмора. Во время спуска умер первый член пятёрки — старшина Эванс. Месяц спустя погиб тяжело больной капитан Отс — кавалерист, заведовавший в экспедиции лошадьми. Не желая быть обузой, он фактически покончил с собой, покинув палатку в яростную пургу, — бросать его просто так товарищи отказались.
Остались только Скотт и два полярника — доктор Уилсон и флотский лейтенант Боуэрс. Они, сильно ослабевшие, шли ещё почти две недели. Но их финал предопределила налетевшая пурга. Припасы подошли к концу, и теперь они медленно умирали от истощения всего в 18 километрах от крупного, забитого припасами склада.
Последняя фотография Скотта и его команды
Посланная зиму спустя поисковая группа обнаружила лишь их тела.
Детство и юность
Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года на военно-морской базе Девонпорт в Англии. Он первый мальчик в семье Джона Эдварда и Ханны (в девичестве Каминг). Всего в семье воспитывались 7 детей, Роберт – третий по счету. Малышей кормила пивоварня, унаследованная главой семейства от отца.
Роберт Скотт в детстве / Википедия
Будущее Роберта определили еще до его появления на свет – подобно деду и братьям отца, он должен был служить на флоте. Мальчик 4 года постигал базовые науки в дневной школе, затем поступил в Stubbington House School в Хэмпшире, где готовили курсантов на военно-морской учебный корабль HMS Britannia. В 1881 году 13-летний Скотт начал военно-морскую карьеру.
В июне 1883-го Роберт покинул учебный корабль в звании мичмана (в сравнении с сухопутными войсками – прапорщик). К октябрю он был на пути в Южную Африку, чтобы присоединиться к команде HMS Boadicea – первого из нескольких судов, где Скотту довелось служить мичманом.
Однажды на борту HMS Rover будущий мореплаватель познакомился с Клементсом Маркемом, секретарем Королевского географического общества. Это человек, сыгравший важную роль в биографии Скотта, показавший юному мичману мир океана и исследований.
Роберт Скотт в молодости / J. Thomson, Bonhams
Маркем грезил идеей собрать команду молодых офицеров и отправить их в экспедицию на полярный круг. Скотт сумел попасть в число юношей, заинтересовавших географа тем, что 1 марта 1887 года выиграл гонку на шлюпках среди курсантов, мастерски соревнуясь со стихией. Год спустя Скотт стал младшим лейтенантом, еще через год – лейтенантом. В 1893-м завершил курс по торпедированию на HMS Vernon.
В 1894 году семья Роберта оказалась в бедственном финансовом положении. Отец продал пивоварню, получал копейки от подработок на других предприятиях. Спустя 3 года Джон Скотт скончался. Вдова и две ее незамужние дочери положились на зарплату Роберта и его младшего брата Арчибальда. В 1898 году второй умер (причина смерти – брюшной тиф), и финансовая ответственность за семью полностью легла на плечи мореплавателя.
Отныне Скотт думал лишь о продвижении по службе, которая гарантировала дополнительный доход. В Королевском флоте возможности для карьерного роста были ограничены. В июне 1899 года, находясь в отпуске в Лондоне, Роберт встретил Маркема, теперь уже рыцаря и президента Королевского географического общества. Мужчина рассказал о планируемой экспедиции на полярный круг и предложил Скотту возглавить ее. 11 июня тот согласился.
Вторые у южного полюса
Итак, Южный полюс покорен норвежцами. Но экспедиция Роберта Скотта об этом еще не знала. Глава экспедиции Скотт хотел пройти этот путь с другой стороны, от залива Мак-Мердо, куда он пришел на корабле «Терра Нова». Для Скотта решение Амундсена покорить Южный полюс явилось неожиданностью. Таким образом, их экспедиции неожиданно вновь превратились в гонки к полюсу, на сей раз Южному. Скотт задействовал моторные сани, кроме того они взяли выносливых лошадей маньчжурской породы. Однако после того как пища для лошадей закончилась, их пришлось пристрелить, сани сломались, в итоге людям пришлось впрячься в нарты самим. Наконец, 17 января 1912 года, пройдя более длинный путь (благодаря правильному расчету Амундсена, норвежцы стартовали из гораздо более выгодной для достижения полюса точки), английская экспедиция достигла Южного полюса.
Корабль «Терра Нова»
Здесь их ждало жестокое разочарование: следы лагеря Амундсена и норвежский флаг. В вещах, оставленных Амундсеном, была записка на имя капитана Скотта. В ней содержалась просьба доставить письма от него норвежскому королю. Они опоздали на месяц. Рядом с норвежским флагом экспедиция водрузила свой, но все понимали, что гонка за полюс ими проиграна. Справиться с таким ударом было тяжело. Возможно, и это сыграло роковую роль в судьбе английской экспедиции: на обратном пути они попали в метели, несколько человек погибло, обморожение и снежная слепота доставляли неимоверные страдания. В результате они не смогли дойти до последнего лагеря с продовольствием и горючим всего 18 км.
Провизии, которую взяли с собой в экспедицию англичане, должно было хватить, но она была сконцентрирована в десяти базовых лагерях. Кроме того, в отличие от Амундсена, который намеренно включал в рацион своей группы мясо собак, люди Скотта питались пеммиканом – концентрированным порошком из жира и раскрошенного сухого мяса, который разводился водой. Он давал энергию, но не был полноценным и разнообразным питанием в суровых антарктических условиях. Кроме того, в продуктовый набор полярников входили сухое печенье, овсянка, луковый порошок, какао, сыр, перец, соль, сахар, чай. Всего этого должно было хватить, но не тогда, когда тащишь за собой сани на лютом морозе. Вес поклажи всегда был камнем преткновения сухопутных переходов, поскольку почти две трети его занимала еда.
Один из ящиков оборудования экспедиции
Ледяная пещера в айсберге. Фотография сделана во время экспедиции Скотта
Посмертная записка, которая была найдена рядом с замерзшими телами полярников через 7 месяцев (их вышла искать спасательная экспедиция), написанная рукой капитана Скотта, выражает всю безнадежность их положения: «… у нас было топлива на две чашки чая на каждого и на два дня сухой пищи. Каждый день мы готовы идти, но нет сил выйти из палатки – так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы могли еще на что-то надеяться… Обстоятельства против нас, и поэтому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка… Ради бога, не оставьте наших близких». Последние слова были написаны уже абсолютно дрожащей рукою.
Когда последний лагерь Скотта нашли, обнаружили под снегом и поклажу экспедиции: оказалось, что помимо всего прочего, буквально сражающиеся за свою жизнь люди везли (на себе!) много килограммов образцов горных пород, которые были найдены ими у горной гряды по пути следования, у подножия вулкана Эребус. Но весь мир узнал об этом только в 1913 году, спустя уже год после их гибели. В том же году были опубликованы дневники под названием «Последняя экспедиция Скотта».
Пеммикан, основная еда во время экспедиции
Члены экспедиции Скотта на Южном полюсе
Дневники экспедиции, письма Скотта и трагическая судьба англичан поразили воображение публики намного больше, чем успешное завершение экспедиции Амундсена, выигравшей гонку к Южному полюсу. Скотта и трех оставшихся его товарищей похоронили там же, в Антарктиде. Над могилой Скотта, напротив барьера Росса стоит трехметровый крест, на котором вместо надгробной надписи начертаны слова из стихотворения Теннисона: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!»
«Бороться, искать, найти и не сдаваться!»
Поделиться ссылкой
Судьбоносная встреча
Совместный проект королевских географического и Лондонского общества по развитию знаний о природе «Дискавери» основывался на участии офицеров военно-морского флота. Несмотря на рекомендации о руководстве путешествием ученого командирские права получал Скотт. Посетивший судно король Эдвард Седьмой пожаловал Роберту рыцарское звание.
Курс на Антарктиду был взят 6 августа 1901. Никакого представления о правила плавания и особенностях высадки на ледяной континент не имел никто. В исследовательских задачах стояло длительное плавание к Южному полюсу.
Марш-бросок завершился вдалеке от желаемой точки. На обратной дороге иссякли силы одного из руководителей экспедиции Эрнеста Шеклтона. В Англию он вернулся ранее оговоренного срока с частью команды.
На следующий год «Дискавери» открыто Южное плато. К полюсу было пройдено более четырехсот километров. Исследователи понимали, что практически у цели. Для освобождения корабля ото льдов потребовались два спасательных судна и немало взрывчатки. Судно попеременно оказывалось то на глубоководье, то на мели. В сентябре 1904 команде пришлось вернуться на родину.
Скотта удостоили многих высоких наград. Король произвел его в командоры Викторианского ордена. К началу 1906 Роберт начал организацию нового путешествия. К тому моменту офицер обустроил личную жизнь. В начале 1907 он познакомился с Кэйтлин Брюс, талантливым скульптором.
Морские походы не способствовали успешному развитию отношений, к тому же Роберт не был единственным поклонником девушки. 2 сентября 1908 молодые люди официально стали мужем и женой. В семье появился единственный ребенок, названный Питером Маркемом Скоттом.
Вторая мировая война
Паровой катер SGB S309 под командованием лейтенант-коммандера Питера Скотта в море
Во время Второй мировой войны Скотт служил в Волонтерском резерве Королевского флота . В качестве младшего лейтенанта во время неудачной эвакуации 51-й высокогорной дивизии он был британским военно-морским офицером, посланным на берег в Сен-Валери-ан-Ко рано утром 11 июня 1940 года для эвакуации некоторых раненых. Это была последняя эвакуация британских войск из района порта Сент-Валери, которая не была прервана огнем противника.
На легкой базе прибрежных войск офицер-лейтенант HMS Vernon проводит инструктаж офицеров торпедных катеров перед тем, как они отправятся в патрулирование против E-Boat , июнь 1944 года.
Затем он служил на эсминцах в Северной Атлантике, но позже перешел в командование Первой (и единственной) эскадрильей паровых артиллерийских катеров против немецких электронных катеров в Ла-Манше .
Скотту приписывают разработку схемы камуфляжа корабля Western Approaches , которая маскировала внешний вид надстройки корабля. В июле 1940 года ему удалось получить эсминец HMS Broke (D83), в котором он служил, замаскированный экспериментально, по-разному с двух сторон. По правому борту корабль был выкрашен в сине-серый цвет, но с белым в естественно затененных областях в качестве контршейна , следуя идеям Эббота Хендерсона Тейера времен Первой мировой войны. Что касается левого борта, корабль был окрашен в «яркие бледные цвета», чтобы объединить некоторое нарушение формы с возможностью исчезновения в течение ночи, опять же с затененными участками, окрашенными в белый цвет. Однако позже он написал, что компромисс был фатальным для маскировки, и что невидимость ночью (путем окрашивания кораблей в белый или другие бледные цвета) должна была быть единственной целью.
К маю 1941 года все корабли на Западных подходах (Северная Атлантика) получили приказ быть окрашены в схему камуфляжа Скотта. Эта схема была настолько эффективной, что несколько британских кораблей, включая HMS Broke, столкнулись друг с другом. Эффективность идей Скотта и Тейера была экспериментально продемонстрирована Камуфляжным центром Лимингтона в 1941 году. Испытания показали, что под облачным небом белый корабль может приблизиться на шесть миль (9,6 км) ближе, чем корабль, окрашенный в черный цвет, прежде чем его заметят.
Мужество
Во время первого похода по закладке промежуточных складов на пути к полюсу произошло сразу несколько удивительных случаев, из которых полярники чудом вышли живыми и здоровыми, с честью преодолев эти испытания. После тяжелейшего месяца похода на обратном пути к хижине на мысе Эванса одна из собачьих упряжек провалилась в трещину на шельфовом леднике. Собаки одна за другой исчезали в глубине синей бездны, будто устремляясь в погоню за каким-то неведомым зверем. Лишь вожак по кличке Осман сумел удержаться, широко расставив лапы и вцепившись в лёд когтями. Два часа, прилагая невероятные усилия, трудились Скотт и трое его помощников (Уилсон, Мирз, Черри-Гаррард) — удалось вытащить всех собак, кроме двух, которые вырвались из постромок и свалились на 65 футов вниз, задержавшись на снежном карнизе. Все было уже решили, что придётся с ними распрощаться, но Скотт, несмотря на возражения спутников, спустился вниз на верёвке и вытащил их одну за другой. Во многом именно такое отношение к собакам не позволило Скотту принять распространённую в то время полярную тактику (ей пользовался и Амундсен) — забивать собак на корм собратьям по мере движения к цели.
В ещё более опасную ситуацию чуть позже попали трое участников (Боуэрс, Крин, Черри-Гаррард), пытавшихся перегнать пони на завершающем этапе пути с мыса Хат на мыс Эванса через замёрзший залив. Осознавая риск непрочного осеннего льда, они заночевали посреди залива и утром были разбужены треском ломающегося покрова. Весь лёд залива разломало на отдельные льдины, и ветром их уносило в открытое море. Целый день они прыгали с льдины на льдину и переводили лошадей, рискуя каждую минуту провалиться вниз на корм голодным касаткам, которые шныряли вокруг. Отчаянный Боуэрс, о смелости и стойкости которого говорили все участники, сумел не только организовать спасение своих товарищей, но и вытащить большую часть снаряжения и спасти одного пони из четырёх.
Кот Ниггер.
Эти случаи говорят не только о том, что Скотт и другие участники ценили свои «средства передвижения», но и об их истинном гуманизме и любви к животным. Чего только стоит история, когда на пути в Антарктиду ради упавшего с мачты судового кота «Терра-Новы» по кличке Ниггер во время шторма остановили корабль и спустили шлюпку, чтобы разыскать его в бушующем море.
История
Аэрофотоснимок базы Скотт, остров Росс, Антарктида.
Аннотированный вид на базу Скотта, также показывая станцию МакМерда и шельфовый ледник МакМердо
База Скотта
Знак для базы Скотт по дороге к станции Мак-Мердо
База Скотт изначально была построена в поддержку британской трансантарктической экспедиции Содружества, управляемой частным сектором. Правительство Новой Зеландии оказало поддержку TAE, а также проекту Международного геофизического года (МГГ) 1957 года, пятеро участников которого были прикреплены к экспедиции. В феврале 1956 года, за 10 месяцев до того, как стороны TAE и IGY должны были отправиться в Антарктику, Фрэнку Пондеру, архитектору Министерства строительства (Новая Зеландия) , было поручено спроектировать базу. Проект Пондера состоял из шести основных зданий и трех небольших научных лабораторий. Главные здания должны были быть размещены на расстоянии не менее 7 метров друг от друга из-за опасности возгорания, но были связаны друг с другом крытой дорогой из оцинкованного железа. Три новозеландских наблюдателей , которые также дали задачу выбора места для базы отправился в Мак — Мердо с Соединенными Штатами « Операция Deep Freeze I» летом 1955 г. После оценки возможных участков, местоположение вблизи Butter точки был выбран. Позже он был изменен на Прам-Пойнт, поскольку он обеспечивал лучший доступ для разгрузки грузов с экспедиционного корабля HMNZS Endeavour, а также позволял выполнять критически важный антарктический рейс RNZAF на близлежащей ледовой взлетно-посадочной полосе. База выходит на то, что сейчас известно как пролив Хаскелл . База Скотта перешла в собственность правительства Новой Зеландии через Департамент научных и промышленных исследований (DSIR) 5 марта 1958 года после заключения TAE.
Во время МГГ объект США в Хат-Пойнте не работал как научная база. В обязанности новозеландской экспедиции входило предоставление важных научных данных (авроральных, ионосферных, сейсмических и т. Д.), Увязывающих исследовательскую деятельность в районе Мак-Мердо с исследованиями Полюсной станции Соединенных Штатов и совместной американо-новозеландской станции на мысе Халлетт. , Земля Виктории .
В 1958 году, после завершения TAE и IGY, Новая Зеландия приняла решение продолжить работу базы Скотт для научных исследований, большая часть которых зависит от непрерывности записанных данных в течение нескольких лет. В целях поддержания работоспособности в 1976 году началась программа восстановления базы. По состоянию на 2008 год единственным оригинальным зданием является кают-компания TAE «A», в которой хранятся материалы, свидетельствующие об участии Новой Зеландии в Антарктике с 1957 года. В 2005 году высотой в два этажа. Был введен в эксплуатацию Полевой центр Хиллари, в результате чего площадь базы Скотт увеличилась на 1800 квадратных метров и были предоставлены рабочие места для поддержки выездных групп, а также дополнительные офисные помещения. Здание было официально открыто тогдашним министром иностранных дел Филом Гоффом и сэром Эдмундом Хиллари .
Лидер «Скотт Бэйс» в сезоне 1964-65 Адриан Хейтер опубликовал личные воспоминания о своем опыте. Ему в качестве лидера предшествовал Рассел Роул, а за ним — Майк Преббл. Эти три лидера ознаменованы Ледником Роула , Гора Хейтер и Ледником Преббл , если предположить, что лидер в 1965-66 гг. Был в партии поддержки базы в 1961-62 гг.
С 1957 по 1986 год собаки принимали участие в базовых операциях. Первоначально они были важным транспортным средством, но с появлением более совершенных технологий их значение уменьшилось, пока они не были удалены в соответствии с договорами об охране окружающей среды.
Научные водолазные работы начались в 1985 году. С 1985 по 2006 год было зарегистрировано в общей сложности 1296 человек.
Исторический сайт
Хижина базы Скотт — единственное существующее здание Трансантарктической экспедиции Содружества (1956–1957) в Антарктиде. Он был признан историческим местом или памятником (ИМП 75) по предложению Новой Зеландии на Консультативном совещании по Договору об Антарктике .
Антарктическая зима
Но всё это было сущим курортом по сравнению с походами в зимнее — в Антарктиде оно было в разгаре в июле — лето.
Пойти в санный поход в этих крайне неблагоприятных условиях троих людей Скотта заставила любовь к науке. Экспедиция очень хотела обзавестись пингвиньими яйцами — изучение эмбриона самой примитивной, как считалось, птицы, могло закрыть некоторыебелые пятна» в теории эволюции.
Все попытки прошлой экспедиции добраться до них весной проваливались — вместо яиц были вылупившиеся детёныши. Поэтому идти к птицам предстояло в самых трудных условиях.
Ближайшее крупное скопление пингвинов находилось на мысе Крозир. Вроде он был недалеко — всего сотня километров. Но в антарктическую зиму поход туда стал настоящим адом.
Бо́льшую часть дня вокруг царила кромешная темнота. Это давило психологически и мешало ориентироваться. Чтобы зажечь мало помогавший фонарь, требовалось перепробовать десяток-другой замёрзших при температуре минус 50 спичек. Делать это приходилось в руках без перчаток. Коробки были металлические — одно случайное прикосновение к ним пальцем гарантировало обморожение.
Не щадил мороз и одежду. Застывая на зимних ветрах, она становилось жёсткой чуть ли не как фанера — по крайней мере, чтобы повернуть рукав в новом направлении, требовалась активная помощь двух человек.
Ночевать в палатке было крайне непросто — едва выключали примус, как следовало на скорость заскочить в спальник и застегнуть его изнутри. Расстёгивать его было нельзя — и всю ночь приходилось дышать тем воздухом, что остался. Кислорода становилось всё меньше и меньше. При этом всё равно было очень холодно — редко кто-то из тройки мог проспать все семь положенных часов.
На ту же тему Третий рейх в Антарктиде: что искали и оставили нацисты на берегах Новой Швабии?
Из-за темноты кто-нибудь регулярно проваливался в трещину. Остальные неизменно вытягивали беднягу на страховочных веревках, но это отнимало силы. Ещё их отнимал санный груз — на каждого приходилось по 200 килограмм. Животные бы не перенесли зиму — к тому же их берегли для похода на полюс. Поэтому в худшие дни(не считая тех, в которые свирепствовала пурга) удавалось проходить всего по 2,5 километра за восемь часов активной работы.
Всего поход за яйцами занял чуть больше месяца.
Все эти санные походы — и зимний, и летние — страшно изматывали людей. Никакой отдых в антарктических условиях, даже в тёплой хижине, не мог особо положительно повлиять на общее физическое состояние членов экспедиции. И это сыграло роль в походе к Южному полюсу.
Дискография
- Шесть монреальских поэтов . Нью-Йорк: Folkways Records, 1957. Включает А. Дж. М. Смита, Леонарда Коэна, Ирвинга Лейтона, Ф. Р. Скотта, Луи Дудека и А. М. Кляйна. (кассета, 60 мин.)
- Канадские поэты на пленке . Торонто: Институт Образования Онтарио, 1969, 1971 гг. (Кассета, 30 минут)
- Чтение стихов . Торонто: Лига канадских поэтов, 1982 г. (кассета, 60 мин)
- Празднование: компакт-диск известных канадских поэтов, Лондон, Онтарио: Канадская поэтическая ассоциация — 1999 ISBN 1-55253-022-1 (компакт-диск № 4) (с Джеймсом Рини )
Если не указано иное, дискографическая информация предоставлена Canadian Poetry Online.
Плохое начало
Скотт покинул базу на 10 дней позже Амундсена. В поход вышли 12 человек с 10 пони и 23 собаками. Путь был медленным и трудным, оттого что пони вязли в снегу. Пот на их спинах от холода и ветра превращался в ледяную корку, животные мерзли и погибали. А 10 декабря, оказавшись у подножия гигантского ледника, Скотт был вынужден зарезать уцелевших пони. Собаки, тянувшие двое саней, лучше выдерживали трудности пути; и все же экспедиции понадобилось 11 дней, чтобы подняться на ледник. Скотт приказал 7 из 12 членов похода повернуть обратно. К полюсу пошли пятеро: сам Скотт, врач Э. Уилсон, офицеры Отс, Бауэре, Эванс.