Главный признак этноса

Содержание материала

ВВЕДЕНИЕ

В
каждого человека его принадлежность
к тому или иному этносу играет
чрезвычайно важную роль в нахождении
своего места в социальном пространстве
и задевает саамы сокровенные чувства
по поводу собственной этнической соотнесенности
(идентификации). Но не только для отдельной
личности, но и для целого государства
этнические процессы выступают на первый
план, приобретают первостепенную значимость.
«Напряженность» вместо «нормы» в развитии
этнических процессов является показателем
социального неблагополучия, аномалии
в жизни социума. Эта напряженность может
привести к трагическим событиям и даже
войне между этносами.
Знание
психологических особенностей того
или иного народа, понимание значимости
этнического сознания в развитии
социальных процессов необходимо каждому
члену общества, чтобы способствовать
его стабильности, чтобы правильно строить
свои взаимоотношения с представителями
других этносов. А некоторые социологи,
прогнозируя будущее, даже утверждают,
что этническое самосознание станет главной
идеологией в мире. Вот почему этническая
проблема так интересна для социологов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию
происхождения и развития этносов
разработал русский ученый Л.Н. Гумилев,
которую он назвал пассионарной
теорией этногенеза. Согласно его позиции,
этнос возникает как результат адаптации
человека в биоценозе, т.е. совокупности
растений и животных, принадлежащих к
одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт
является как бы причиной и условием формирования
этноса. Таким образом, здесь этнос возникает
как биофизическое явление, как часть
природы. Пассионарии, эти «экстремальные
особи», — завоеватели территории, создатели
культуры, добивающиеся поставленных
целей, формируют единство этноса, его
ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт
деятельности, способствует объединению
этноса, его развитию во всех областях.
Таким образом Л. Гумилев считает, что
этносы живут и умирают не столько как
социальные, сколько как биофизические
общности.

Другой взгляд на происхождения
этноса высказывает Ван ден
Берг. Он полагает, что этнические
группы произошли на основе
генетического родства прошлом.
Естественный отбор способствует
сплочению организмов, ибо поддерживая
себе подобных, тем самым содействует
выживаемости. Этот исследователь объясняет
этничность как «расширенную форму родственного
отбора и связи». Ван ден Берг говорит
о необыкновенной глубине этнических
корней и утверждает, что по силе с ними
не могут сравниться ни классовая, ни религиозная
принадлежность.
Э.
Смит, объясняет происхождение этносов
на основе «коллективного бессознательного»,
тех архетипов (мифов, символов, воспоминаний,
стереотипов), которые складывались в
течение тысячелетней истории каждого
народа и повлияли на образование различных
этносов. У каждой этнической группы за
всю ее историю накапливаются мифы, воспоминания,
стереотипы, связанные с восприятием образов
других народов. Корни враждебного отношения
к чужим народам, по мнению Э. Смита, находятся
на уровне этого «коллективного бессознательного».
Несмотря
на различия и оттенки представленных
точек зрения на проблему происхождения
этносов, все они имеют общее. Он состоит
в признании объективности процессов
рождения, формирования этнических образований.
Этничность
– это продукт человеческого
сознания, и она имеет иррациональную
природу.

ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА

Этнос
— это основная единица этнической
классификации человечества, наряду
с которой существуют этнические
общности различного порядка (племя, народность,
нация и др.).
Этнос
может иметь различную структуру.
Он может состоять из 1) этнического
ядра —
компактно живущей на определенной
территории основной части этноса, 2) этнической
периферии —
компактных групп представителей
данного этноса, так или иначе отделенных
от основной его части, и, наконец, 3) этнической
диаспоры —
отдельных членов этноса,
рассеянных по территориям, которые занимают
другие этнические общности.
Этнос
может быть весь подразделен на субэтносы
группы людей, отличающиеся своеобразием
культуры, языка и определенным самосознанием.
В таком случае каждый из членов этноса
входит в какой-либо из составляющих его
субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев,
кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев,
мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров
и т.п. У членов такого этноса существует
двойное этническое самосознание: сознание
принадлежности к этносу и сознание принадлежности
к субэтносу.
Основная
часть русского этноса не подразделена
на субэтносы. Северные великорусы и
южные великорусы таковыми никогда
не были, несмотря на культурные и языковые
различия. Ни те, ни другие никогда не
обладали собственным самосознанием.
Это не субэтносы, а всего лишь этнографические
группы.
Несколько субэтносов существовало
и в какой-то мере продолжает существовать
в основном на периферии русского этноса.
Это — поморы, донские, терские, уральские
казаки, колымчане, русско-устьинцы на
Индигирке и т.п. Но подавляющее большинство
русских сейчас прямо входит в свой этнос,
минуя и этнографические группы, и субэтносы.
Этнос
общая расовая, языковая
или национальная идентичность
социальной
группы . Этнос может объединять людей
по нескольким признакам: культурным (язык,
традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным(политическим), генетическим (расовым)
(например, говорят – «он этнический
русский», то есть – русского происхождения,
хотя сам индивид, может быть, и не догадывается
об этом).
Этническая
общность
– совокупность людей, объединенных общими
этническими признаками
и осознающих
свою принадлежность
к данному этносу. Этническая
группа
– устойчивая группа
людей
, имеющих общую историю,
обычаи и идентичность
, а в большинстве
случаев и язык, и религию, осознающих
себя как единое целое .
В
недавнем прошлом, когда различные
этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг
от друга (препятствием для смешивания
служили как национальные границы, так
и культурные (языковые, религиозные и
т.п.) различия, этноцентризм (тенденция
судить о поведении
других групп
по стандартам собственной
группы, нетерпимость
к иным этносам
и культурам)), этническая общность и этническая
группа были идентичны друг другу. Следствием
массовых миграций народов мира в ХХ в.
стало то, что в настоящее время этническая
общность охватывает всех
представителей того
или иного этноса
, где бы они ни проживали,
даже если их не объединяет ничего, кроме
происхождения и самоосознания принадлежности
к этому этносу; этническая группа, как
правило, существует в
пределах национального
государства
, либо на
определенной территории
в составе государства
(автономная республика, область, округ,
район), что позволяет ее представителям активно
взаимодействовать
и воспроизводить в
каждом последующем
поколении
структуру своего этноса.
Структура этноса
включает: 1) язык (речь, манеру общения,
мимику, жесты); 2) бытовую
культуру
(одежду, приготовление пищи,
вид и обстановку жилища); 3) обычаи
и традиции
(праздники, обряды, типичные
модели поведения, трудовую, досуговую
и иную деятельность); 4) этническое
самосознание (
самоидентификацию
осознание себя принадлежащим
к той или иной группе
, в данном случае
– этнической); 5) этническое
родство
(чувство этническойсолидарности и т.д……………..

ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ»
народа, представления о других народах
формируются в значительной степени
под влиянием государственной идеологии,
влиянием элит и лидеров. Роль идеологии
в статусе этнического самосознания невозможно
переоценить.
Философы,
историки, политики, художники, писатели,
кинематографисты, журналисты, юристы,
экономисты – именно эта элита
вырабатывает идеи приоритета этноса
и предлагает способы их реализации.
События,
происшедшие в бывшем СССР, являются
доказательством огромной практической
роли местных элит в распаде СССР. Какие
же идеологемы оказались наиболее популярными
в этническом самосознание здесь, на территории
ушедшей в прошлое огромной державы?
Во-первых,
идеологема престижа и значимость языка
и культуры. Но эта этнокультурная, языковая,
на первый взгляд тематика с невероятной
быстротой приобрела политический смысл.
Первыми кто поставил вопрос на обсуждения
были представители эстонской интеллигенции
( потребовавшие придания эстонскому
языку статус государственного). Знание
языка стало требованием не только при
занятии командной должности, но и при
получении гражданства.
Во-вторых,
идеологема ущерба народа. Виновниками
в депортации народов, в жестком политическом
контроле, в ущемлении чувств достоинства
этноса были названы не государственная
власть, не ее придержатели, а русские
люди.
В-третьих,
идеологема собственной государственности.
Бывшие союзные республики потребовали
независимости, а республика РФ – суверенитета.
Элита этнических общностей обратилась
к мобилизации исторической памяти, стремясь
обосновать правомочность своих претензий.
Причем подобные процессы происходили
повсеместно. Идеологический уровень
этнического самосознания находится под
своеобразным контролем любого государства.