Классификация и схемы видов ткацких переплетений

Содержание материала

Саржевое переплетение ткани: свойства, виды, где применяется

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи — узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту — это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот.

Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются гладкокрашеные, набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в ткани деним.

Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает уток, угол будет шире, и наоборот, когда уток больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.

Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон — хлопок, лён, — так и искусственных и синтетических.

Шерстяная саржа

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.

Примеры:

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.

Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность — шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна — самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка — неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.

Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Производные переплетения

Производные полотняного переплетения

Образуются путём усиления (удвоения, утроения и т. д.) перекрытий нитей полотняного переплетения в направлении основы и/или утка. Примеры:

Репс

Виды:

  • основный репс;
  • уточный репс;
  • полурепс.

Обозначается дробью. У основного репса, в числителе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) первой основной нити раппорта, в знаменателе — степень усиления в направлении основы одиночных перекрытий (основных или уточных) второй основной нити раппорта.

  • Основный репс 2/2

  • Основный полурепс 3/1

  • Уточный репс 3/3

  • Уточный полурепс 2/3

Ассортимент тканей: хлопчатобумажный и шёлковый репс, хлопчатобумажная фланель, файдешин (разновидность фая), платьевые и костюмные шерстяные ткани, репсовые ленты.

Рого́жка

Ткань, в которой нити основы и утка образуют достаточно крупные квадраты, расположенные в шахматном порядке Обозначается дробью. В числителе — степень усиления в направлении основы и утка первого одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения, в знаменателе — степень усиления в направлении основы и утка второго одиночного основного перекрытия в раппорте полотняного переплетения.

RО = RУ = 4, 5, 6, 7, 8.

  • Рогожка 2/2

  • Рогожка 2/3

Ассортимент тканей: оксфорд, двунитка, хлопчатобумажные и льняные рогожки, некоторые шерстяные и шёлковые ткани.

Производные саржевого переплетения

Усиленная саржа

Усиленная саржа 2/2

Ассортимент тканей: шотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин, колумбия, трико костюмное, плательные ткани.

Ломаная саржа (обратная, шеврон)

  • Раппорт ломаной саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Раппорт ломаной саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ломаная со сдвигом саржа (обратносдвинутая)

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 1/4

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 1/4

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/2

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по основе на базе саржи 2/3

  • Ломаная со сдвигом саржа по основе на базе саржи 2/3

  • Раппорт ломаной со сдвигом саржи по утку на базе саржи 1/2, 2/2

  • Ломаная со сдвигом саржа по утку на базе саржи 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: гринсбон.

Ромбовидная саржа (крестообразная, лозанж)

  • Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 1/4

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 1/4

  • Раппорт ромбовидной саржи на базе саржи 2/2

  • Ромбовидная саржа на базе саржи 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

  • Раппорт сложной саржи 1/2, 2/2

  • Сложная саржа 1/2, 2/2

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Зигзагообразная саржа

  • Раппорт зигзагообразной саржи по направлению утка на базе саржи 2/4

  • Зигзагообразная саржа по направлению утка на базе саржи 2/4

Ассортимент тканей: плательные и декоративные ткани.

Теневая саржа

  • Раппорт теневой саржи по направлению утка на базе саржи 1/4. Эффект перехода «от света к тени и снова к свету»

  • Теневая саржа по направлению утка на базе саржи 1/4

Производные сатинового и атласного переплетений

Усиленные сатины и атласы

  • Раппорт усиленного сатина на базе сатина 7/3. Знаком «+» помечены усиливающие перекрытия

  • Усиленный сатин на базе сатина 7/3

  • Раппорт усиленного атласа на базе атласа 7/4

  • Усиленный атлас на базе атласа 7/4

Ассортимент тканей: молескин, блестящий мерсеризованный молескин, москат и ластик меланжевый, одёжные хлопчатобумажные ткани с начёсом (сукно, вельветон, замша).

Теневые сатины и атласы

Принцип построения теневого сатина и атласа такой же, как у теневой саржи.

  • Раппорт теневого сатина на базе сатина 5/3. Эффект перехода «от света к тени»

  • Теневой сатин на базе сатина 5/3

Переплетения рубчиковые

При таком виде плетения на лицевой стороне можно увидеть выпуклые рубчики. Они могут быть расположены прямо или наклонно. В каждом раппорте находится по два рубчика.

Просвечивающие переплетения

Таким способом изготавливают ажурные просвечивающие материи. Для этого может быть применено несколько разновидностей чередующихся плетений. Таким образом изготавливают материю для блузок и платьев.

Для образования просветов используется чередование длинных и коротких перекрытий. При этом первые стягивают ткань на определенных участках, а вторые служат их границами. Просветы возникают в тех местах, где происходит разделение групп.

Признаки сатинового переплетения

Родина сатина – Китай. Слово «сатин» – производное от названия провинции Зейтун, что на юге Китая. Изначально ткань изготавливалась из шелка. Сатиновое переплетение обладает следующими признаками: четыре или более одиночных (их называют уточные) ниток как бы плавают над нитью основы, или наоборот, четыре основных нити «парят» над одной уточной.


Смотреть галерею

В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.

Характеристика атласного переплетения, отличие от сатинового

Для особой гладкости материалов ткачи изобрели способ переплетения, при котором основная нить перекрывает сразу несколько уточных, обычно от пяти и более. Так лицевая сторона получается гладкой, а изнанка — шероховатой.

Материи атласного переплетения пригодны для пошива разнообразных изделий, ещё ткани используются в качестве основы под рисунок. Он либо вышивается из цветных нитей жаккардовым методом, либо печатается краской.

Атлас-стрейч «Розовый»

Иногда атласный способ объединяют в одну группу с сатиновым. Эти переплетения схожи, но в сатиновом методе уточные нити накрывают основу, а в атласном — наоборот. Различить блестящие материалы можно по структуре: у атласных линии вертикальные, у сатиновых — горизонтальные.

Чаще всего для создания атласа берётся натуральное шёлковое волокно. Материя может состоять и из других натуральных и искусственных нитей — хлопка, вискозы, а также содержать синтетические компоненты. Нейлоновые и полиэстерные волокна повышают эксплуатационные качества атласа и снижают его стоимость.

Небесно-голубая атласная ткань

Это интересно: Обработка текстильных материалов — огнезащитная, ламинирование, грязеотталкивающая

Принцип полотняного переплетения

Полотно строится из двух нитяных линий, которые называются основа (долевая) и уток. От способа перекрещивания этих нитей зависит рисунок материи, её прочность и другие эксплуатационные свойства. Ткань полотняного переплетения сложно перепутать с другими. Это самый простой способ перекрещивания волокон: сетка строится по принципу шахматного порядка, то есть нити сплетаются одна через одну, две через две, три через три и т.д.

У полотняного способа есть производные. Репсовое плетение — это удлинение одиночных перекрытий двух, трёх и более нитей либо в основном, либо в уточном направлении. Иными словами, в утке или основе репса нить проходит не через одну, а через две, три и т.д. У репсовых тканей можно проследить рельефный рубчик. Если в ткани нити основы значительно толще уточных, она называется ложный репс. Такими являются материи поплин, тафта.

Рогожка — ещё одно производное от полотняного переплетение. В нём удлиняется перекрытие и в утке, и в основе.

Сатиновое плетение волокон

Особенность сатинового плетения — благородный блеск, этим он очень похож на шелковую ткань и человек неопытный легко их сможет перепутать. Но есть одно существенное отличие: сатин, в отличие от шелка, не скользит. Свой благородный блеск материал приобретает благодаря тому, что волокна сильно перекручивают, прежде чем «сплести» из них полотно. Нити пересекаются по диагонали через 2, 3 или 4. Плотность у такой ткани может быть разной, а от этого напрямую зависят его потребительские свойства и цена.

Постельное белье Altair

Яркий пример сатинового плетения — ткани сатин и страйп-сатин. Они прочные, износостойкие, яркие, с красивой текстурой, практически не мнутся. И справедливости ради стоит сказать, что изделия из них продаются по довольно высокой цене.

Разновидности переплетения

Разновидность нитяных рисунков определяется видом саржевого сплетения ниток:

  • Классический вид. Угол рубца на правую часть, линии равные по ширине;
  • Обратный — отклонение рубца влево;
  • Тяжелая разновидность — есть несколько рельефов различной ширины. Свойства полотна при этом не изменяются;
  • Ломаная сетка может создать узор из различных направлений углов. Таким будет рисунок «елка». Ломаным методом в основном делают полотна из шерсти, кашемира, иногда из хлопка.
  • Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Материалы отличаются по остроте угла рубца. Если основные и уточные нитки одинаковы, то выходит классический угол в 45 градусов.

Когда основа больше уток, угол получается шире, и наоборот. Саржевое плетение зависит и от свойств самих ниток. Если пряжа плотная и закрученная, узор получается более рельефным, а ткань грубой. За такой требуется определенный уход.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.

У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Мелкоузорчатые схемы

К мелкоузорчатым схемам относится 2 подтипа:

  1. Усложненные простые. По сути, это стандартные схемы, представленные выше, но имеющие определенное усиление.
  2. Комбинированные. Представляют уже смесь 2 разных схем, создающих 3 — новое.

Репс

Это видоизмененное полотняное плетение. Их легко отличить по характерному рубчику, который образовывается на поверхности. Существует в 2 видах:

  1. С поперечным рубчиком. Образуется благодаря увеличению длины перекрытия основных нитей.
  2. С продольным. Напротив, удлиняются уточные нитки.

Репс имеет довольно редкую кучность ниток, из-за чего ткань очень мягкая. Но при этом она обладает меньшей прочностью и эластичностью

При раскрое они важно наблюдать за расположением направления рубчиков. Если оно не будет совпадать, вероятна деформация полотна и ее негодность

Рогожка

Переплетение нитей в рогожке очень похоже на полотняное, но также имеет некоторые отличия. Нитяной рисунок намного ярче выражен. Полотно очень плотное, но в то же время мягкое и приятное. Имеет высокую эластичность и не боится разрывов.

Уточная нитка и основная симметричны друг другу и образуют определенный квадрат. Рапорт может иметь пропорцию 2х2 или увеличенную 4х4, как на презентации.

Производные варианты саржевого вида

Саржевое плетение имеет больше всего производных. Каждое из них отличается от первоначального типа удлинением перекрытий. Поэтому диагонали становятся протяжными и более выраженными. Они могут быть односторонними или равными между уткам и основой.

В зависимости именно от этой пропорции, образуются следующие разновидности:

  1. Сложная саржа. Ее отличают диагонали на лицевой стороне, имеющие разную ширину. Как правило, при написании сложную саржу определяют дробью. В этом случае в числителе указывается количество ниток, а в знаменателе — величину смещения. В некоторых случаях сложную форма называют многорубчиковой.
  2. Ломаная. Иногда его называют елочным из-за специфики диагонального рисунка. Для нее характерным является ломанные линии под прямым углом. Из-за этого образуется характерный рисунок елочкой.
  3. Обратная. Ткань саржевого переплетения схожа с ломаной, но при этом в рисунке имеется сдвиг. От этого форма диагоналей получается более необычной.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

К производным этих видов относятся модифицированные и усиленные ткани. К примеру, в усиленном сатине из 8 нитей каждого ряда утка также есть 2 основы и 6 утков. В итоге, ткань получается намного прочнее.

Свойства

Ткани, выработанные таким образом, обладают массой достоинств:

  • прочность и долговечность. При правильном уходе достаточно износостойкие и долго не теряют первоначальный внешний вид;
  • гигроскопичность (натуральные разновидности);
  • воздухопроницаемость. Позволяют коже дышать;
  • мягкость. Очень приятны к телу, не вызывают раздражений, поэтому часто используются в качестве подкладки;
  • непрозрачность. Даже самый тонкий атлас и сатин мало пропускают свет, поэтому они широко используются для пошива штор;
  • имеют способность драпироваться. Образуют красивые складки, мягко струятся и переливаются, отражая свет;
  • не электризуются. Натуральный шелк и хлопок не накапливают статическое электричество;
  • не дают усадку после стирки.

Также к шелку и хлопку может добавляться некоторый процент эластичных нитей (эластан, лайкра, спандекс), которые придают материалу растяжимость. Процент эластана может составлять от 1 до 30. Обычно его добавляют и в уток, и в основу, тогда получается полотно, тянущееся в длину и в ширину (би-стрейч). Если же эластан добавлен только в основу или в уток, то полотно будет тянуться либо вдоль, либо поперек (моно-стрейч).

Сатиновые ромбы и квадраты

Раппорт (повтор) сатинового переплетения – это простая дробь, у которой числитель – число нитей в раппорте, а знаменатель – величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов – сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.

Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты – это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.

Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.

Виды тканей и их свойства

Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.

Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Примеры:

  1. Бязь — лёгкая материя с отличными гигиеническими свойствами. Мало сминается, выдерживает множество стирок, сохраняет цвет и прочность.
  2. Ситец — вторая по прочности хлопчатобумажнаяматерия после бязи. Такая же лёгкая, приятная к телу, крепко окрашивается. Преимущество ситца — невысокая стоимость, гипоаллергенность.
  3. Батист — полупрозрачная ткань, созданная из кручёных хлопковых нитей.

Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:

  1. Крепдешин — изящная материя с нитями шёлка-сырца в основе, особенности — шероховатость, плотность, лёгкий блеск.
  2. Шифон — прозрачные и легчайшие материи.
  3. Креп-жоржет — плотный полупрозрачный материал из кручёных нитей. Хорошо драпируется.

Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:

  1. Парусина — грубая материя из толстой пряжи, очень прочная, обычно обработана водоотталкивающими средствами.
  2. Бортовка — очень жёсткая, несминаемая ткань.

Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:

  1. Сукно — очень плотный материал: волокна шерсти переплетаются и закрывают все промежутки между нитями. Внешне сукно напоминает войлок. Очень мягкое и крепкое полотно.
  2. Фланель — шерстяная, хлопковая или смесовая материя с лёгким двусторонним ворсом. Очень мягкая, отлично сберегает тепло.

Где применяются

Основные сферы применения тканей такого плетения:

  • мужская, женская и детская повседневная одежда;
  • постельное и нательное бельё;
  • домашний текстиль;
  • элегантные наряды;
  • рабочая и защитная одежда;
  • мешки, рукавицы и другие вспомогательные изделия;
  • мебельная обивка и т.д.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.

Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.

Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается атлас.
  • При преобладании нитей утка ткань называется сатином.

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.

Сатиновое переплетение ткани


В сатиновом переплетении нить-уток, в отличии от полотняного, перескакивает не через одну основную нить, а минимум через две или четыре нити.

Это износостойкие ткани, еще они хорошо сохраняют первоначальную свежесть цвета после множества стирок. Еще сатин называют хлопковым аналогом шелка, так как имеет блеск и приятный, гладкий на ощупь, эстетично выглядит со стороны.

Есть и небольшие недостатки — по краям нить осыпается, если края ткани не обработать, а просто срезать. При стирке материалы дают усадку на 5-10%.

Уход. Сатиновые изделия лучше стирать вывернутыми наизнанку при температуре не выше 40 градусов. Гладить лучше слегка влажное белье с изнаночной стороны. При должном уходе сатиновые вещи прослужат долго.

Сатиновое переплетение: виды тканей

Материи с сатиновым переплетением так и называются — Сатин.

Производство сатина разделяют на несколько категорий, благодаря чему получают различные ткани по потребительским свойствам. При изготовлении сатиновых тканей также применяют шелк, шерсть, хлопок и смесовые варианты волокон.

Примеры разных сатиновых тканей.

Сатиновое переплетение с шелковой пряжей.

Довольно дорогая материя. За основную нить берут шелк-сырец, а за нить-уток берется креп-шелк (очень хорошо и плотно скрученная нить). Их переплетают сатиновым способом. На лицевой стороне ткань получается блестящая, а на изнанке имеет матовую поверхность. Приятна к телу. Шьют платья и костюмы для торжеств. Применяют в текстильной промышленности.

Сатиновое переплетение из хлопка

Хлопковый сатин очень мягкий и легкий, очень гладкий похож на шелковый. Стоит дешевле, чем шелк. Используют в пошиве комплектов постельного белья, одежды. Хорошо впитывает влагу, дает приятный охлаждающий эффект.

Переплетение шерсти сатиновым способом

В данном варианте получают драп-сатин. Из него создают уличную одежду (драповое пальто). Это очень теплая ткань, не мнется и отлично защищает от ветра.

Сатиновое плетение полиэстера

Полиэстер получают из полиэфирных волокон, путем переработки нефти. Очень внешне напоминает шелк. Стоимость низкая, доступная. Блестящий и гладкий материал, но, полиэстер — синтетический и в этом уступает по свойствам шелку: ткань немного электризуется, скользит, мало пропускает воздух, из-за чего кожа почти не дышит.

Если речь идет о 100%-ом полиэстере, то это очень прочная ткань, устойчив к сминанию, потому после стирки можно не гладить. Применяют в текстильной промышленности и шьют разнообразную одежду.

Производство полиэстера

Полиэстеровый материал получают путем переработки нефти. Делают расплав, его прогоняют через специальные узкие фильтры, которые формируют тонкие нити. Затем следует этап промывки, беления и окрашивания в самые различные цвета. Проводят другие операции, способствующие увеличению прочности, скольжению и мягкости, уменьшают электризуемость и другое.

Сатиновое переплетение смесовых тканей

Также в сатиновом плетении производят смесовые материи. Полиэстер смешивают с хлопковыми волокнами, получают ткань, называемую полисатин. Ее хорошо применяют в текстильной промышленности, шьют скатерти и шторы, покрывала и другие изделия для создания домашнего уюта.

Такой материал долговечен и прочен, имеет шелковистый блеск, мягкий и сохраняет цвет после множества стирок.

Но: плохо пропускает воздух, также плохо впитывает влагу, на поверхности могут образоваться катышки, ткань электризуется.

Уход за сатином

При первой стирке рекомендовано поставить режим не более 40ка градусов, после можно стирать в любом режиме до 60и градусов, не ограничивая машинку в оборотах. Вообще, сатин хлопот не вызывает. Легко разглаживается, не теряет цвет при многочисленных стирках. Можно гладить утюгом в обычном высокотемпературном режиме (исключение полиэстеровый сатин, так как он может деформироваться и расплавиться при максимальной температуре — будьте осторожнее).

Признаки сатинового переплетения

Родина сатина – Китай. Слово «сатин» – производное от названия провинции Зейтун, что на юге Китая. Изначально ткань изготавливалась из шелка. Сатиновое переплетение обладает следующими признаками: четыре или более одиночных (их называют уточные) ниток как бы плавают над нитью основы, или наоборот, четыре основных нити «парят» над одной уточной.

В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.

Определяющая роль переплетения нитей

Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.

Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.

Комбинированное переплетение может быть креповым, орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.

Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.

Полотно

Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.

От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.

Рис. 1 Схема полотняного переплетения

Сатин и атлас

Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.

Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема

Особенности

_tkani-1

tkani-2

Нити основы, идущие параллельно друг другу вдоль полотна, через значительный интервал попадают под нитку утка (она идет перпендикулярно основе), то есть, преобладают. Обычно в атласном переплетении четыре и более основных нити перекрывают одну уточную. За счет этого плотность укладки нитей становится высокой, а лицевая сторона получается гладкой, блестящей и скользящей, и, следовательно, повышается износостойкость и долговечность изделия из такой ткани.

Часто атлас путают с сатином, а все потому что тип переплетения у сатина такой же, с той разницей, что на лицевой поверхности преобладают уточные нити над основными.

Сырьем для атласных тканей является шелк и полушелк, для производства сатина обычно используют крученый хлопок или синтетические волокна. Чем больше крутка у хлопчатобумажных нитей, тем больше ткань блестит.

atlasnoe-perepletenie

satinovoe-perepletenie

Основные типы переплетений текстильных полотен.

Уже несколько раз в своих предыдущих статьях я употребляла словосочетание «переплетение нитей текстильного полотна».

Давайте сегодня немножко углубимся в эту тему, но совсем чуть-чуть. Не будем докапываться, до самого «дондышка», в подробности. Ведь мы же простые потребители и не собираемся учиться на ткачиху или сдавать экзамены в текстильный институт.

Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.

Полотняное

Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.

Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.

В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.

Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.

Репс

Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.

Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют «ложный репс». А ткань, полученная таким способом – поплин.

Рогожка

Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.

Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.

Полотняное плетение волокон

Самый простой, экономичный, и потому самый популярный, способ переплетения волокон — «располагать» нити основы и утка в шахматном порядке. Нити пересекаются через одну и напоминают сетку с очень-очень маленькими ячейками. Если приглядеться, этот «рисунок» можно увидеть даже невооруженным глазом. В результате ткань получается шероховатая, фактурная, с просветами, но плотная и стойкая к износу.

Постельное белье Mishel

Полотняное плетение волокон используется при изготовлении таких тканей, как бязь, поплин, перкаль, ранфорс, лен, фланель, микрофибра, поликоттон.

  • Практичный выбор для дачи: чем укрыться в прохладный день?
  • Как выглядит качественный сатиновый комплект
  • А вы знаете, что хлопок бывает разным? Разбираемся из чего сделано наше постельное белье!
  • Постельное белье La Noche Del Amor: 5 признаков качества
  • Какое постельное белье не причинит вреда аллергику?
  • 5 причин купить комплект постельного белья без пододеяльника
  • Почему дизайнеры предпочитают однотонное белье?