С ветерком: сколько получает машинист метро в москве с 2021

Содержание материала

Отделы, службы и подразделения

Аппарат начальника метрополитена (Н)

  • Н — начальник метрополитена,
  • НЗ-1 — первый заместитель начальника,
  • НЗГ — Главный инженер,
  • НЗГРБ — заместитель начальника — главный ревизор по безопасности движения поездов,
  • НЗ* — заместитель начальника метрополитена по * части (например, НЗФ — по финансам, НЗУД — управляющий делами и т. д.).

Служба движения (Д)

  • Д — начальник Службы,
  • ДЗЦХ — главный поездной диспетчер — заместитель начальника службы Д,
  • ДЗ-1 — первый заместитель Д,
  • ДЗб — заместитель по безопасности,
  • ДЗп — заместитель по перевозкам,
  • ДЧ — дистанция движения,
  • ДЧ-1 — начальник первой дистанции движения (цифры обозначают номер дистанции),
  • ДЦХ — поездной диспетчер,
  • ДЦХС — старший поездной диспетчер смены,
  • ДС — начальник станции,
  • ДСП — дежурный по станции (встречается также неверная расшифровка «дежурный станционного поста»),
  • ДСП п/о — дежурный по приему и отправлению поездов,
  • ДСЦП — дежурный по посту централизации,
  • ДУЭ — дежурный у эскалатора,
  • КАПП — контролер автоматических пропускных пунктов.

Служба подвижного состава (Т, СПС)

Буквенное обозначение пришло с телеграфных кодов железной дороги, где пошло от слова «тяга».

  • Т — начальник Службы,
  • ТЗ — заместитель начальника Службы,
  • ТЧ — начальник депо,
  • ТЧМ — машинист-инструктор,
  • ЦДП-ТЧМ — дежурный машинист-инструктор на диспетчерском пункте.

Для машинистов и помощников обозначение нигде не встречается.

ДДЭ — дежурная бригада по депо (дежурный диспетчер депо).

Служба сигнализации и связи (Ш)

Буквенное обозначение пришло с телеграфных кодов железной дороги, где пошло от слова «шнуровая». Другой вариант — Шиллингова.

Первая дистанция — СЦБ (Служба цетрализации и блокировки)
Вторая дистанция
Третья дистанция — Пассажирской Автоматики
Четвертая дистанция
Пятая дистанция — Охранная и пожарная сигнализация

Номера дистанций следуют после должности через тире

  • Ш — начальник Службы,
  • ШЗц — заместитель по устройствам СЦБ,
  • ШЗс — заместитель по устройствам связи,
  • ШЗб — заместитель по безопасности,
  • ШЧ — дистанция сигнализации,
  • ШЧ-1 — начальник 1 дистанции сигнализации (цифра — номер дистанции),
  • ШЧС — дистанция связи,
  • ШЧС-1 — начальник 1 дистанции связи,
  • ШЧПС — дистанция (начальник дистанции) пожарной сигнализации,
  • ШЧИЭ — линейный инженер
  • ШЗц — заместитель Ш по сигнализации,
  • ШЗс — заместитель Ш по связи,
  • ЦДПШ — диспетчер центрального диспетчерского пункта службы сигнализации и связи.

Служба электроснабжения (Э)

  • Э — начальник Службы,
  • ЭЗ — заместитель начальника,
  • ЭЦХ — энергодиспетчер,
  • ЭЧ — дистанция электроснабжения,
  • ДО — дистанция освещения.
  • ДО-1 — дистанция освещения, туннели
  • ДО-2 — дистанция освещения, станции, наземные сооружения

Л — Служба сбора доходов

Буквенное обозначение пришло с телеграфных кодов железной дороги, где пошло от слова «люди».

ЛЧ — дистанция сбора доходов.

Служба тоннельных сооружений (С, СТС)

  • С — начальник Службы,
  • СЧ — дистанция, начальник дистанции,
  • СД — околоток, тоннельный мастер,
  • СДп — помощник тоннельного мастера,
  • СДб — бригадир.

Служба пути (П)

  • ПГИ — главный инженер Службы пути
  • ПЧ — дистанция пути,начальник дистанции пути,
  • ПЧЗ — заместитель начальника дистанции пути,
  • ПЧИ — инженер дистанции пути,
  • ПЧТ — техник дистанции пути,
  • ДКР — дистанция капитального ремонта
  • ПЧК — начальник дистанции капитального ремонта,
  • ПДС — старший дорожный мастер,
  • ПД — околоток, дорожный мастер,
  • ПДБ — бригада(отделение), неосвобождённый бригадир пути,
  • ОПДБ — освобождённый бригадир пути,
  • ПОС — путеобследовательская станция,
  • ГОС — габаритно-обследовательская станция,
  • ДС — дефектоскопная станция,
  • ПВ — вагон путеизмеритель,
  • ПРМ — ремонтные мастерские путевого хозяйства,
  • РСС — рельсосварочная станция,

Общее состояние дел в этих профессиях

Наличие вакансий говорит о востребованности специалистов метрополитена.

Нельзя не отметить, что для многих профессий достаточно среднего профессионального образования, остальному работодатель готов научить в своем учебном центре на курсах, продолжительность которых зависит от специализации и может составлять от 3 до 8 месяцев.

На время обучения, соискатели могут рассчитывать на стипендию. Постоянно ведется набор на специальности «машинист» и «помощник машиниста».

К кандидатам предъявляют ряд требований – возрастные ограничения (до 35 лет), скорость реакции, стопроцентное зрение, отсутствие хронических заболеваний, болезней сердца, сосудов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Если образование среднее общее и пока нет опыта работы, можно попробовать свои силы в других специальностях:

А как Вы думаете, какая самая распространённая и прибыльная вакансия в метрополитене? Стоит ли вообще идти работать «под землю»? Подписывайтесь и оставляйте комментарии.

На кого из них оптимальнее всего выучиться

Интересно, что Московский метрополитен активно поддерживает будущих специалистов и дает студентам шанс попробовать себя, приглашая их в Студенческий отряд – и, возможно, в будущем определиться с профессией:

Если позволяет здоровье и есть желание – выгоднее всего отучиться на машиниста, у него зарплата от 67 тысяч и выше при сменном графике работы.

Однако, уровень ответственности соответствующий и требования высокие – строгая медицинская комиссия, полугодовое обучение в Учебном центре метрополитена, стажировка.

Помимо непосредственно управления локомотивом, необходимо разбираться в устройстве поезда, уметь устранять незначительные неполадки.

Следующая профессия  – помощник машиниста, здесь радует возможность карьерного роста. Среди хорошо оплачиваемых, можно выделить и другие специальности:

Требования

В соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником, машинистом электропоезда может быть назначен только здоровый, физически крепкий мужчина в возрасте 18-40 лет, обязательно прошедшей срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и имеющий образование не ниже среднего. Работа на данной позиции представительниц женского пола законом не предусмотрена.

А на сегодняшний день машинист метро является довольно востребованной профессией. Как правило, на эту должность всегда открыто немало вакансий и в беспрерывном режиме идет обучение новых работников. Однако и требования, которые предъявляются к соискателям, самые жесткие. Каждый кандидат на вакансию машиниста метро должен в обязательном порядке пройти психологическое тестирование по определению особенностей его психотипа. В результате подобного исследования у соискателя выявляются способность к концентрации внимания, запоминанию больших объемов информации, а также умение переключаться с одного маневра на другой.

Огромное значение для утверждения в позиции машиниста электропоезда имеет физическое состояние человека. Эти работники должны иметь хорошее здоровье и не иметь серьезных хронических заболеваний. Они должны физически быть способны переносить высокие нагрузки, обусловленные работой в тёмное время суток. Не допускаются к работе лица с патологиями вестибулярного аппарата, поскольку любое передвижение электропоезда сопровождается выраженной вибрацией. Водитель метрополитена должен обладать хорошей остротой зрения и идеальным цветоощущением на уровне 100%. Этот человек должен пройти непременное обследование у доктора-нарколога, поскольку успешный кандидат на эту позицию не может иметь каких-либо вредных и пагубных привычек.

Перед началом трудовой смены машинист должен пройти медосмотр — сотруднику замеряют параметры сердцебиения и давление, а также проводят алкотест и выявляют наличие или отсутствие в крови запрещенных веществ.

Где работает?

Представители данной профессии работают в метрополитенах. Как уже упоминалось, сфера приложения труда ограничена несколькими крупнейшими городами.

У нас в стране это востребованная профессия, и ее оплата довольно высока. Она в полной мере зависит от ряда параметров.

  • Квалификационная группа работника и опыт работы по специальности. Так, машинисты метрополитена 1-ой категории, стаж которых превышает 10 лет, могут получать в месяц до 100 тыс. руб. Впрочем, работников с таким внушительным стажем довольно мало, потому что в профессии действует жёсткий возрастной ценз.
  • На величину оплаты труда оказывает влияние отработанное время. В соответствии с действующими нормами в сутки машинист метрополитена обязан отработать 6 часов, а в неделю — 36. К сожалению, из-за нехватки компетентных специалистов на сегодняшний день продолжительность дня нередко возрастает до 8-часовой ежедневной выработки. Это существенно увеличивает уровень заработной платы, но и на здоровье сотрудника влияет самым негативным образом.
  • Работа в вечернее, а также ночное время оплачивается на 20% выше, нежели в дневное. Ставка за ночную смену превышает дневную на 40%, а водители электропоезда, смена которых разбита на несколько периодов в сутки, получают на 30% больше.

Свои различия имеются и между зарплатами машинистов метрополитена в разных городах нашей страны. Помимо хорошей зарплаты, тяжёлый труд работников этой профессии позволяет им рассчитывать на определенные социальные льготы. К ним относят:

  • бесплатный проезд в метрополитене в любое время и в любых направлениях;
  • ежегодный, полностью оплачиваемый отпуск в количестве 42-х суток начиная с 3-го года работы в депо он возрастает до 44 суток;
  • любой специалист имеет право рассчитывать на место в зоне отдыха работников депо;
  • сотрудникам этой службы каждый год предоставляются бесплатные железнодорожные билеты для проезда к месту отдыха, а также обратно;
  • ежеквартальные и ежегодные премии.

Особенности

Машинист электропоезда — это человек, который обеспечивает управление локомотивом электропоезда и отвечает за перевозку пассажиров по наземным и подземным линиям метрополитена в мегаполисах. Можно сказать, что это водитель железнодорожного транспорта.

Первый метрополитен появился в 1863 г. в Англии. Изначально поезда в нём перемещались при помощи паровой тяги, а начиная с 1890 г. — уже на электрической. В Советском Союзе самая первая линия метрополитена была запущена в 1935 г. в Москве.

Составами управляют профессионалы, которые проходят специализированную подготовку. В России на сегодняшний день метро функционирует лишь в нескольких больших городах — Санкт-Петербург, Москва, Казань, а также Н. Новгород, Новосибирск и Самара. Кроме того, в Волгограде имеется метротрам.

Человек, который хочет стать машинистом метро, должен не только обладать всеми техническими навыками и компетенциями, он еще должен быть психологически готов продолжительное время работать под землей в условиях замкнутого пространства, поэтому все соискатели в обязательном порядке проходят предварительное тестирование. Как правило, машинист метро трудится посменно. Например, в Москве предусмотрены дневная, вечерняя, а также ночная смены, при этом ночная смена, в свою очередь, делится на несколько подсмен: начало работы в вечернее время, затем идёт небольшой отдых и утренняя часть.

По роду своей деятельности машинист метро может быть задействован в решении таких задач, как:

  • перемещение пассажиров по определенному маршрутному листу;
  • маневр составов на финишных станциях;
  • пребывание в резерве;
  • подмена отсутствующего коллеги.

Этот специалист должен соблюдать технику безопасности, при необходимости уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также своевременно реагировать на разного рода нештатные ситуации.

Какие вакансии предлагает Московское метро

Решив связать свою жизнь с метро, следует сразу обращаться по месту будущей работы. Непосредственно на сайте Московского метрополитена опубликован обширный список вакансий. Основные:

  • Машинист электропоезда
  • Инспектор службы безопасности
  • Кассир
  • Дежурный по станции
  • Электромонтер
  • Слесарь-электрик
  • Электромеханик
  • Фельдшер
  • Инспектор ЦОМП (служба безопасности)
  • Уборщик

Есть и другие, вспомогательные вакансии:

Для обеспечения полноценного, бесперебойного и безаварийного рабочего процесса в метро требуются специалисты самого разного профиля.

Можно сказать, что из всех, желающих работать в Московском метрополитене, мало кто останется без работы.

Какой размер льготы работникам метрополитена в 2019 году

Кроме вышеперечисленных привилегий, закон не предусматривает иных льгот. При этом власти обещают в текущем году рассмотреть вопрос, в чем еще нуждаются сотрудники метрополитена

Особое внимание будет уделено работникам-инвалидам и семьям погибших

Последнее пособие сможет получить семья погибшего, его дети, не достигшие совершеннолетнего возраста. Выплаты будут осуществляться страховой компанией и бюджетом государства.

По статистике, размер таких выплат не изменился за последние года. Только размер самой заработной платы увеличивался ежегодно на 5%. В 2019 году планируется повышение зарплаты на больший процент, что связано с терактами в метрополитенах и опасностью работы. Впервые зарплату повысили на 10% в 2018 году.

Этот факт имеет отношение к любому сотруднику метро – от водителя транспорта до рядового обслуживающего персонала. Абсолютно каждый представитель профессии сможет стать претендентом на специальную надбавку за государственные услуги в 2019 году, включая выслугу лет.

Некоторые работники смогут рассчитывать, как и в прошлые года, на получение ордена, на основании которого будет рассчитываться размер пенсии в будущем. В 2018 году для сотрудников метрополитена ввели новую льготу — бесплатный проезд.

Размер некоторых льгот будет зависеть количества детей в семье, отработанных лет, должности. К примеру, профессия машиниста заключается не только в управлении, но и обеспечении комфорта и безопасного передвижения пассажиров на метро.

По статистическим данным, ежедневно на метро ездит более 9 млн. пассажиров. Работа машиниста начинается с проверки его физического состояния. Длительность одной смены – до 6 часов. В некоторых регионах, из-за нехватки специалистов, машинисты работают ежедневно по 9 часов.

Факторы, от которых зависит размер оклада:

  • место жительства: работники метрополитена Санкт-Петербурга получают зарплату больше, чем сотрудники Москвы. Причиной тому может быть не только уровень жизни в культурной столице, но и сложность маршрута подземки. При этом средняя заработная плата по стране — 47 тысяч рублей, а минимальная ставка в отдельных регионах страны составляет 20 тысяч рублей;
  • стаж;
  • квалификация.

Обязанности

Трудовые обязанности машиниста метрополитена включают следующие функции:

  • соблюдение установленных правил безопасности, а также утвержденных инструкций по вождению электротранспорта;
  • ежедневное прохождение обязательного медосмотра перед началом трудовой смены;
  • организация приёмки состава и его сдачи;
  • проверка функциональности тормозной системы;
  • осуществление мероприятий по перевозке пассажиров в соответствии с установленным графиком перемещения без допуска в кабину посторонних лиц;
  • применение рациональных и энергосберегающих режимов вождения электротранспорта;
  • своевременное реагирование на любую информацию, поступающую по системе экстренной связи от пассажиров;
  • контроль технического состояния вагонов, а также кабин водителя;
  • информирование диспетчера метрополитена о любых неисправностях.

Ответственность

Машинист электропоезда в полной мере несёт ответственность за корректную эксплуатацию и содержание вверенного ему состава в работоспособном состоянии, а также культуру обслуживания пассажиров и безопасность их передвижения. Кроме того, этот человек несет ответственность за действия своего помощника.

Законом установлена ответственность машиниста и его помощника по следующим основаниям:

  • правильное содержание вверенного машинисту электроподвижного состава, а также инвентаря, рабочего инструмента и секционной книги ремонта с момента их приемки до сдачи;
  • обеспечение безопасности перевозимых пассажиров и движения поездов;
  • обеспечение культуры обслуживания;
  • соблюдение норм технической эксплуатации метрополитенов, установленных особыми распоряжениями, действительными по всей стране;
  • соблюдение инструкции по передвижению разных составов и транспортных средств, инструкций по охране труда, норм пожарной безопасности;
  • соблюдение всех правил, определяющих работу локомотивных бригад;
  • прохождение периодического медицинского осмотра, а также предрейсового и послерейсового освидетельствования;
  • информирование поездного диспетчера либо машиниста-инструктора о возникновении неисправностей в вагонах, поддержание нормального функционирования транспортного средства и его отдельных элементов;
  • обеспечение взаимного контроля по соблюдению трудовых обязанностей.

А также машинист метро может нести ответственность в случае, если его технические знания и практические навыки по выходу из ситуаций неисправности подвижного состава признаются неудовлетворительными. Этот специалист не имеет права проводить самовольное распломбировывание и отключение работающих устройств, а также приборов безопасности, не может отключить неисправные приборы безопасности, не уведомив об этом поездного диспетчера.

Обучение

Для того чтобы работать машинистом метрополитена, лучше всего получить профессиональное образование по направлению «машинист локомотива». Поступать в ССУЗ можно как на базе 9-го, так и после 11-го класса — это определяет только длительность обучения. Кроме того, на машиниста метро придется дополнительно учиться непосредственно на предприятии. Однако это потребует меньше времени и усилий, чем для получения знаний с нуля, хотя эта практика предъявляет к соискателям довольно жесткие требования.

С самого первого дня прохождения программы они должны быть предельно дисциплинированными и пунктуальными, не допуская опозданий на занятия даже на одну минуту — всякое нарушение данного требования сразу же попадает в личное дело. Не рекомендуется отпрашиваться с занятий по личным делам. По сути, с первого дня обучения все дела студентов могут быть связаны только с метрополитеном.

Во время исполнения своих трудовых обязанностей машинисту не разрешается пользоваться мобильным телефоном, планшетом и, вообще, отвлекаться от исполнения своих должностных инструкций — соответственно, и во время занятий эти действия также запрещены для будущих водителей метро.

Со 2-го по 5-й месяц ведется обучение по специальности «машинист электропоезда». За это время студенты изучают строение подвижного состава, знакомятся с установленными нормами и правилами технической эксплуатации вагона, узнают возможные причины поломок и неисправностей вагона и методы их устранения в максимально короткий срок. Завершается курс прохождением месячной практики в депо. По сути, в этот момент уже производится оформление в штат и заключение трудового договора, а также устанавливается размер оклада. Но работа выполняется под кураторством наставника, имеющего допуск к обучению машинистов метро.

По окончании стажировки необходимо сдать экзамены:

  • пневматическое оборудование;
  • механическое оборудование;
  • электрооборудование;
  • управление поездом.

Однако успешная учеба и сдача выпускных испытаний вовсе не обеспечивает моментального повышения по службе и занятия должности «машинист метро». Соискателям придется проработать на позиции помощника машиниста еще 3 месяца. В этот период, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, кандидату в машинисты придется посещать аварийные игры, тренировочные поездки, а также участвовать в собраниях и других массовых мероприятиях.

По прошествии 3-месячного срока следует подписать все акты у инструкторов и наставников, а также замов по эксплуатации и сдать внутренние экзамены. Только после успешной их сдачи кандидат может занять вакансию машиниста электропоезда без категории.

Основные правила сокращений

Все начальники служб — заместители начальника метрополитена имеют обозначение НЗ + обозначение службы.

Названия должностей обычно сокращаются следующим образом: З — заместитель, Г — главный инженер, З1 — первый заместитель.

Обозначение некоторых отделов и служб — Н + сокращение от названия службы.
(почему?)

Почти все сокращения наименований служб и должностей пришли с железной дороги (кроме разве что ДЦХ И ДСЦП). Обозначения расшифровываются следующим образом:

  • первая часть (обычно состоит из одной буквы, реже из двух) — служба: Д — движения, Т — тяги (подвижного состава, на ж/д — локомотивного хозяйства), П — пути и т. д.;
  • вторая — подразделение: Ч — часть (участок, дистанция), С — станция, третья и далее — должность. При этом если сокращение состоит из одной или двух частей, то оно означает и подразделение, и должность (например: Д — служба движения, начальник службы; ТЧ — депо, начальник депо);
  • третья — должность (если это сокращение должности);
  • четвёртая — цифра (если имеется).

Примеры:

  • Эскалаторная служба (ЭС), дистанция (Ч), номер 6. Итого ЭСЧ-6 (шестая дистанция эскалаторной службы).
  • Служба движения (Д), дистанция (Ч), номер 1. Итого ДЧ-1 (первая дистанция службы движения).
  • Служба сигнализации и связи (Ш), дистанция (Ч), номер 3. Итого ШЧ-3 (третья дистанция службы сигнализации).
  • Служба сигнализации и связи (Ш), дистанция связи (ЧС), номер 2. Итого ШЧС-2 (вторая дистанция связи службы сигнализации).
  • Служба движения (Д), диспетчерское хозяйство (Ц), диспетчер (Х). Итого ДЦХ (диспетчер диспетчерского хозяйства службы движения).
  • Служба движения (Д), станция (С), дежурный (П). Итого ДСП (дежурный по станции службы движения).
  • Служба движения (Д), станция (С), диспетчерское хозяйство (Ц), дежурный (П).Итого ДСЦП (дежурный по диспетчерскому хозяйству станции службы движения).
  • Служба электроснабжения (Э), дистанция (Ч), номер 5. Итого ЭЧ-5 (пятая дистанция службы электроснабжения).
  • Служба электроснабжения (Э), дистанция освещения (ЧО), номер 1. Итого ЭЧО-1 (первая дистанция освещения службы электроснабжения).
  • Служба подвижного состава (Т), дистанция (Ч), номер 6. Итого ТЧ-6 (шестая дистанция службы подвижного состава).
  • Электромеханическая служба (ЭМ), дистанция (Ч), номер 2. Итого ЭМЧ-2 (вторая дистанция электромеханической службы).

ТЧ, тем не менее, называются депо, а не дистанциями.

ЦХ — это обозначение диспетчера службы, например: ДЦХ, ЭСЦХ — диспетчер Службы эскалаторов, ЭЦХ — энергодиспетчер, ЭМЦХ — диспетчер Электромеханической службы.

Начальник подразделения именуется так же, как и его служба. Т. е. ДЧ — начальник дистанции. Далее, возможны буквы: С — старший, З — заместитель, Г — главный и так далее. Например, ДЧЗ — заместитель начальника дистанции. ДЧ3-3 — заместитель начальника третьей дистанции.

Интересно и то, что большинство сокращений пришло с железной дороги, однако многие службы именуются по-разному. Например, ДЦХ соответствует ДНЦ на железной дороге.

Кому предоставляется льгота?

Льготы будут предоставляться всем сотрудникам метрополитена до момента выхода на пенсию. В минимальный список субсидий входит больничный и оплачиваемый отпуск. Отличие от прежних лет – в заявлении на отпуск обязательно указывается причина. При этом сами отпускные будет выплачивать метрополитен.

Некоторые сотрудники хотят внести в социальный пакет еще и возможность бесплатных поездок на всех видах железнодорожного транспорта в любом направлении.

Кроме вышеперечисленных субсидий, никаких льгот больше не предусмотрено. При этом сотрудники метрополитена могут рассчитывать на то, что власти рассмотреть предложение о внесении правок в текущий законопроект.

В планах есть надбавки по инвалидности и материальная компенсация в случае летального исхода. Получить ее сможет не только семья погибшего работника метрополитена, но и каждый ребенок до 18 лет по отдельности. Такие выплаты будут поступать со стороны страховых организаций и государственного бюджета.