Пергамский алтарь

Содержание материала

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре — персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем — четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции — Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга — мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Wolfgang Sauber / wikimedia.org

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.

Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.

План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Как строение воспринимается в наши дни

Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6)

Рисунок 6. Так памятник выглядит в наши дни

 Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.

https://youtube.com/watch?v=WUgePp9T7Fs

Поделиться

  • 60

6.05.2019
5 229

Общая характеристика сооружения

Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь был превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.

Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь находился почти на 25 м ниже прочих зданий и был виден со всех сторон. С неё открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями.

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3—4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высотой около 9 м .

Общий вид западного фасада алтаря.Экспозиция в Пергамском музее План-реконструкция пергамского алтаря. Пунктир разделяет западный фасад, реконструкцию которого можно увидеть в музее, и то, что не было восстановлено

По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), покрывая высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Верхний край фриза завершал зубчатый карниз. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря, Малый, посвященный истории Телефа (высотой 1 м).

Реконструкция и современное состояние

В берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора (арх. Рихард Бон).

План зала с выставленным алтарём. Рельефы северного, южного и восточного фасадов расставлены по периметру помещения, в то время как западный (главный) фасад с выносными крыльями по бокам лестницы восстановлен полностью. Алтарный дворик встроен внутрь стены

Данное сооружение не является абсолютно идентичной копией античного алтаря — воссоздана только основная, западная сторона (с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом), которая как бы обрезана стеной помещения. Плиты фриза других сторон алтаря размещены в том же зале возле стен, то есть алтарь как бы «вывернут наизнанку».

От самого сооружения в Пергаме уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Археологами были найдены многочисленные части декора: базы, стволы и капители колонн, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения обоих фризов (117 плит). После доставки находок в Германию в 1880-е гг. в берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений (расположение богов на фризе должно было подчиняться определённому генеалогическому принципу). В настоящий момент фрагменты горельефов закреплены металлическими штырями на основании в порядке, приблизительно восстановленном учёными. Зрителю заметны большие лакуны (пустой фон), так как многие элементы всё же не были обнаружены.

Экспозиция открылась только в 1930 г., так как строительство музея, начавшееся в 1910 г. по проекту архитекторов А. Месселя и Л. Хофманна, затянулось из-за Первой мировой войны.

В 1990 г. очевидной стала необходимость реставрации алтаря. Однако проект был остановлен вследствие проблем с финансированием в испытывающем нехватку наличности Берлине. В 1993 г. Музей изящных искусств Сан-Франциско и нью-йоркский музей искусств «Метрополитен» предложили Берлину часть средств, необходимых для начала реставрационных работ, полная стоимость которых составила 2,8 млн долларов США. В 1997 г. наконец началась реставрация алтаря: «Шедевр эллинистической культуры находился в плачевном состоянии: металлические дюбели, которыми крепились плиты, заржавели и грозили расколоть мрамор, а сами плиты покрылись нездоровой патиной. В результате каждую из них пришлось снять, разобрать, промыть и собрать заново». В течение 10 лет над плитами трудился реставратор Сильван Бертолин и его мастерская. В ходе работ также нашли свое исконное место на фризе несколько сотен ранее непристроенных деталей — так, один титан обзавёлся змеевидной ногой, а Афина обрела второй факел. Бертолин также перекомпоновал разрозненные обломки, придав фризу новое, более интересное звучание. В 2004 г. экспозиция была открыта заново.

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Павсаний, 5,13,8.
  4. Steven J. Friesen. Satan’s Throne, Imperial Cults and the Social Settings of Revelation // Journal for the Study of the New Testament, 27.3, 2005. P. 351—373
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2008.
  6. Michael Vickers «The Thunderbolt of Zeus: Yet More Fragments of the Pergamon Altar in the Arundel Collection» American Journal of Archaeology 89.3 (July 1985), pp 516—519.
  7. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  10. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, Zabern, Mainz 1992, стр. 36
  11. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, von Zabern, Mainz 1992, S. 35f.
  12. Bernard Andreae: Laokoon oder die Gründung Roms
  13. Schalles: Pergamonaltar, колонки 212—214.
  14. Schalles: Pergamonaltar, колонки 211—212.
  15. Schalles: Pergamonaltar, колонки 214—215.
  16.  (недоступная ссылка). Pergamon Fantasy. Дата обращения: 7 июля 2013.

Восприятие в XX веке

Германская империя, исходившая при финансировании раскопок не в последнюю очередь из соображений престижности, быстро нашла применение алтарю и другим археологическим находкам. Юбилейная выставка берлинской Академии художеств, проходившая в мае — июне 1886 года, демонстрировала на площади в 13 тысяч кв. м. археологические достижения из Олимпии и Пергама. Поскольку греческое государство не давало разрешения на вывоз художественных ценностей, находки из Греции на выставке представлены не были. Вместо них демонстрировалась копия пергамского храма, представлявшая собой выполненный в натуральную величину западный фасад алтарного цоколя с копиями избранных фрагментов фриза, в том числе группы Зевса и Афины. В дополнение к ним по подобию храма Зевса в Олимпии был создан входной портал. На выставке также была представлена соответствовавшая современному уровню знаний модель города Пергама II века.

Вероятно самым очевидным примером рецепции алтаря стало здание музея, построенного для Пергамского алтаря. Здание, построенное по проекту Альфреда Месселя в —1930 годах, является гигантской копией фасада алтаря.

В нацистской Германии архитектурная форма алтаря стала образцом для подражания. Архитектор Вильгельм Крайс выбрал для своего Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине (—1938 годы), а также для не реализованного проекта памятника погибшим воинам у подножия греческого Олимпа, архитектурную форму, обнаруживавшую значительное сходство с Пергамским алтарём. В Солдатском зале предусматривался фронтальный фриз, который так и не был воплощён в реальности. Такая реминисценция не в последнюю очередь обусловлена идеологическими представлениями национал-социализма. Алтарь соотносился с жертвенностью и героической смертью. Как и Пергамский алтарь, оба этих проекта являются культовыми сооружениями. Национал-социализм пытался присвоить себе послание о победе добра над злом, которое нес алтарный фриз.

Недовольство прессы и населения вызвало использование Пергамского алтаря в кампании по выдвижению Берлина в качестве места проведения Летних Олимпийских игр 2000 года. Сенат Берлина пригласил членов Международного олимпийского комитета на торжественный обед в художественном обрамлении Пергамского алтаря. Такой обед у Пергамского алтаря уже состоялся в преддверии Олимпийских игр 1936 года, на который членов Олимпийского комитета пригласил министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик.

Упоминают также, что при создании Мавзолея Ленина А. В. Щусев руководствовался формами не только пирамиды Джосера и гробницы Кира, но и Пергамского алтаря.

Авторское графическое воссоздание фотохудожника и актёра Андрея Александера. Экспозиция-выставка в художественном музее города Сочи, 2018 год.

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Великий Пергамский алтарь , на Wikimedia Commons

  • Пергам
  • Трон сатаны
  • Пергамский театр
  • Пергамская библиотека

Библиография

  • Жан Шарбонно , Ролан Мартен, Франсуа Виллар , Эллинистическая Греция , Галлимар, «L’Univers des Formes», Париж, 1970.
  • Р. Дрейфус и Э. Шраудольф (ред.), Пергамон: фриз Telephos с Великого алтаря , каталог выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, 2 том, 1996 ( ISBN  0-88401-089-9 ) .
  • Бернар Хольцманн и Ален Паскье , История античного искусства: греческое искусство , Documentation française, колл. «Руководства школы Лувр», Париж, 1998 г. ( ISBN  2-11-003866-7 ) , стр. 260-263.
  • (de) H. Kähler, Der gros Fries von Pergamon: Untersuchungen zur Kunstgeschichte und Geschichte Pergamons , Берлин, Gebr. Манн, 1948 год.
  • Франсуа Кейрель  :
    • Пергамский алтарь: образы и сила в азиатской Греции , Пикард, колл. «Антиква», 2005 г. ( ISBN   ) ,
    • «Функция Великой Алтарь Пергамон» Ревю де этюды grecques п о  115 (июль-декабрь 2002 г.), стр. 561-590.
  • Морис Сартр, Эллинистическая Анатолия. От Эгейского моря до Кавказа. Арман Колен, коллекция U, Париж, 2004 г. ( 2- е  издание).
  • Р. Р. Р. Смит, Эллинистическая скульптура , Темза и Гудзон, колл. «Вселенная искусства», Лондон, 1996 ( ISBN  2-87811-107-9 ) , с. 155-180.
  • (Автор) К. Шталер, «Das Unklassiche im Telephosfries. Die Фриз им Rahmen дер Pergamonaltares из hellenistischen Plastik « , в Orbis Antiquus п ø  21 (1966), Münster.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
  • Скульптурный портал
  • Портал Древней Греции
  • Портал истории искусства
  • Археологический портал
  • Музейный портал

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт — после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию.

А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Jan Mehlich / wikimedia.org

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

  1. По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
  2. По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
  3. Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Пергамская библиотека

Пергамская библиотека, основана Эвменом II,  располагалась рядом с храмом Афины в северной части Акрополя. Во II в. до н. э., библиотека стала вторая по величине библиотека античного мира и начала соперничать с известной Александрийской библиотекой. Вот именно из-за этого, Египт запретил вывоз папируса в Пергам. В ответ пергамцы изобрели новый материал (обработанные овечьи и козьи шкуры), который по имени города стал называться пергаментом. В своё время вплоть до 41 года до нашей эры в пергамской библиотеке хранилось двести тысяч томов. Затем Марк Антоний подарил книги из этой библиотеке Клеопатре.


Пергам – вид на город Бергама с Акрополя

Красная базилика (Кызыл Авлу)

У подножия Прегамского Акрополя – там, где протекает река Бергама (древний Селинус), высятся огромные руины Красной базилики. В начале это был храм, который был посвящён египетским богам Исиде и Серапису (II в. н.э.). Затем храм преобразовали в византийскую церковь. Эта раннехристианская базилика фигурирует в последней книги Нового Завета как одна из семи церквей Апокалипсиса. Здание прямоугольной формы, длина которого составляла 275 м., ширина – 110 м., а высота 19 м. носит название Кызыл Авлу (Красный зал) из-за применения при строительстве красного кирпича.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

Также для гостей города Бергама несомненный интерес представляет Археологический музей  в центре города и район старой османской застройки Эски-Бергама с его деревянными домиками, антикварными и ковровыми лавками, который находится чуть ниже Акрополя в в окрестностях Красной Базилики.

Утрата и находка

Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века. Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть. Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию. Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали. После того как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.

Описание Пергамского алтаря

Пергамский алтарьАлтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. На пятиступенчатом фундаменте находился высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник высотой 3-4 м. Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. На крыше сооружения помещены статуи. Полная высота строения около 9 м.По периметру цоколя тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной в 120 м. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря – Малый, высотой 1 м, посвященный истории Телефа, сыну Геракла и Авги.В берлинском Пергамском музее экспонируется модель-реконструкция алтаря, которая не является абсолютно идентичной копией античного алтаря. Воссоздана только основная, западная сторона.

Большой фриз алтаря

Тема Большого фриза алтаря – гигантомахия, битва богов-олимпийцев с гигантами. На стороне богов борется ряд древних и вымышленных скульпторами божеств: крылатых и змееногих гигантов которых, возглавляет царь Порфирионом (один из сильнейших гигантов, сын Урана и Геи. Отличался особой силой среди гигантов).

Битва богов с гигантами

В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря. Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы. Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней. Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.

Советская история «престола Сатаны»

Победа в Великой Отечественной войне дала нашим музеям возможность пополнить свои экспозиции мировыми шедеврами на вполне законных основаниях. Вот и пергамский алтарь пришелся по вкусу искусствоведу Игорю Грабарю, предложившему вывезти огромный (длиной 36 м., шириной 20 м. и высотой 9 м.) жертвенник в Ленинград.

Несмотря на то, что сам И. С. Тургенев призывал «истинных любителей красоты» преклонять колени перед Пергамским алтарём, следующие 13 лет жертвенник простоял в отдаленном уголке Эрмитажа без допуска зрителей.

Тем не менее интриги вокруг «престола Сатаны» развивались совсем не шутейные. Конспирологические теории одна за другой опутывали исторический артефакт волею судеб занесенный в «Северную Пальмиру». От попыток связать большевиков с оккультистами-сатанистами, до слухов о том, что архитектор Щусев при строительстве мавзолея Ленина опирался на образы пергамского алтаря.

Отбросив мистику, можно констатировать факт того, что начатый Хрущевым процесс реституции трофейных произведений искусства затронул и пергамский алтарь. В 1958 году «престол Сатаны» вернули в Берлинский Пергамон-музей.

Взамен получили копию сооружения из гипса, которую только в 2002 году выставили на всеобщее обозрение в питерской академии им. А.Л. Штиглица. Интересно, что в последнее время турки настойчиво требуют вернуть украденный К. Хуманом объект. К чему бы это?

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения

Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!