Теория гумилева о пассионарности личности: кратко

Содержание материала

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

– акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Эта фаза тянется до наших дней.

Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 75;

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Для Гумилёва «этногенез» и «этническая история» — понятия не идентичные. Этногенез — это не только начальная стадия этнической истории (как это обычно понимается в этнографии), а четырёхфазный процесс: возникновение, подъём, упадок и умирание этноса. Гумилёв утверждает всеобщий характер этого развития — и в природе, и в истории. По Гумилёву, этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Таким толчком, импульсом Гумилёв считает особый вид энергии, своего рода «страсть», которую в отличие от обыденного толкования предлагает называть «пассионарностью» и которая есть «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое».

По Гумилёву:

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

  • может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми;
  • независима от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека;
  • не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие;
  • не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её движение в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

«Жажда действия, толкавшая юношу в кровавую сечу, вызывала в его сверстницах восторг, который они выражали способом, для них доступным. И в эпохи высокого пассионарного напряжения общественное мнение за это девиц не осуждало слишком строго; ханжество пришло вместе с остыванием пассионарности».

Вслушаемся и в такие слова:

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

2.3. Этническая регенерация.

Итак, мы рассмотрели все известные в этнической исто­рии фазы этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об одном специфиче­ском свойстве этногенеза — способности этноса к регенерации.

Суть этнической регенерации — это частичное восстанов­ление этнической структуры, наступающее после периода дес­трукции. Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза?

В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблю­дается, поскольку пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса.

В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, по­скольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничто­жением собственных сограждан, когда они начинают бороть­ся друг с другом,

Принцип «Будь самим собой» — это принцип обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших — шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государ­ственную систему, при которой он существует, и естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными.

Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомне­ние сам факт существования огромной страны. Только усили­ями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мини­ным и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть ка­кой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской ко­лонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго — растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями рас­кола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелец­ких бунтов и петровских казней. Пассионарный перегрев сно­ва вступил в свои права, и снова каждый стремился быть ори­гинальным.

Этнические системы[править | править код]

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системыправить | править код

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактовправить | править код

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 1214 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемыправить | править код

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 1214 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Пассионарные толчки

Лев Николаевич считал, что в мире периодически происходят массовые мутации, вызываемые космическими силами, которые влекут за собой повышение уровня пассионарности. Он вводит для этого феномена термин «пассионарные толчки».

Историк-этнолог предполагает, что их продолжительность составляет несколько лет. Происходят массовые мутации, по его мнению, вдоль геодезических линий, которые имеют протяженность в пару тысяч километров.

Л. Н. Гумилев пишет, что вызывает данный процесс одновременное появление новых пассионарных популяций в разных уголках Земли. Располагаются эпицентры пассионарных толчков в местах, которые можно определить с помощью натянутой нити на глобусе, если она находится в плоскости, проходящей через центр нашей планеты. Лев Николаевич считал возможной связь массовых мутаций с периодическим сильным излучением от образований, находящихся по краю солнечного диска.

Взаимоотношения этносов на земле

Этносы между собой могут взаимодействовать несколькими способами. Ученый выделил 3 основных вида взаимодействия:

Симбиоз — мирное взаимодействие на одной территории двух или более этносов. В такой системе своеобразие каждой народности сохраняется, никто никого не притесняет.
Ксения — такая система характеризуется спокойным отношением суперэтноса к существованию в нем другой малой этнической группы. Это возможно, когда суперсистема находится на стадии максимального развития. А малая система при этом не требует никаких прав и существует практически изолированно. Они взаимодействуют как хозяин и гость.
Химера — аннигилирующее столкновение двух этносов. Возникает химера, когда на одной территории встречаются 2 суперэтноса, принципы и идеалы которых однозначно несовместимы.

Нужно заметить, что правильно организованный многонациональный симбиоз — очень могущественное образование. Особенно в фазе развития. Но с течением времени, когда цивилизация начинает переживать надлом, а затем инерционную фазу развития, негативное воздействие других суперэтносов разрушает «устаревшую» суперсистему.

Так произошло с Арабским халифатом. Именно когда система вступила в фазу надлома, многочисленные мелкие химеры разрушили весь многовековой уклад. В результате суперэтнос распался.

Золотое сечение и Идеальная кривая энергии пассионарного напряжения этносистемы

Кривую для графического пояснения найденной зависимости Лев Николаевич подсмотрел у кого-то из знакомых физиков, это был график горения костра, то есть процесса, динамика которого самым успешным образом, по мнению автора теории, может служить описанием истории изменения пассионарной энергии какой-либо этнической системы.

Однако здесь я использую уже раз приведённую на сайте кривую в приложении «Спираль Золотого сечения…», считая именно её идеальной кривой, отображающей изменение энергии пассионарного напряжения какой-либо этносистемы во времени P(τ) — см. рис. 1., на котором отражена и первая производная функции P′(τ).

Рис. 1. Ход пассионарного напряжения этносистемы и её производной

Весь цикл имеет характерные отрезки (фазы), каждой фазе ставится в соответствие императив поведения населенцев территории, занимаемой данным этносом.

Императивы поведения людей в каждой из фаз и характеристики отдельных этапов хода этногенеза излагаются далее.

Число фаз и точки фазовых переходов проще определять по графику производной. Но поскольку я не нашёл каких-либо характерных точек, которые можно было бы принять за точки последних трёх фазовых переходов по градации Л. Н. Гумилёва, я объединил на рис. 1 фазы обскурации, мемориальную и гомеостаза в одну, мемориальную. Хотя, конечно, анализ хода второй производной P″(τ) сократил бы этот список до 2-х позиций.

Согласно теории этногенеза общая продолжительность цикла не может превысить для одной суперэтносистемы 1500 лет — это усреднённая расчётная величина, полученная историком и его коллективом не только сложением протяжённостей фаз, но на основании обработки большого статистического материала.

Формула Гумилёва

Математическое описание зависимости пассионарной энергии этносистемы во времени, на мой взгляд, может быть составлено по аналогии с формулой Макса Планка для определения спектральной плотности излучения, которую он вывел эмпирическим путём. И действительно: если на основе формулы Клапейрона-Менделеева и Четырёх Благородных Истин буддизма мне удалось , которое достаточно внятно описывает процесс борьбы сил Добра и Зла на Земле, то почему при описании задачи Гумилёва не попытаться найти аналог у физиков во второй раз?

Обозначим через n количество субэтносов, составляющих некую суперэтносистему; τ — время; ρ и σ — коэффициенты, приводящие частное от деления произведений ρτ и σn к безразмерной величине. И пусть ψ — волновая скорость распространения излучения. Тогда функция интегрального пасс-вектора этносистемы (суперэтносистемы) PΣ = PΣ (τ, n) может быть описана так:

Формула для описания динамики пассионарной энергии по теории Гумилёва

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие и гибель культур

Итак, главная работа историка Гумилева — «Этногенез и биосфера Земли». Книга содержит сведения о продолжительности существования культур. Приблизительная продолжительность существования каждой цивилизации — около 1500 лет.

Начинает развиваться этнос на определенной территории, когда быт и способ мышления группы людей резко отличаются от стереотипов мышления и поведения других общностей. А заканчивает развиваться, когда ослабевают толчки пассионарности, и со временем достигает упадка, или другая, более сильная культура, поглощает ее.

Этногенез можно условно разделить на следующие фазы развития.

п/п.

Стадия. Время Что происходит?
1

Дрейф или начало

Обычно в истории никак не отражается.
2

Инкубационный период (150 лет)

Зарождение новой культуры.
3

Медленный подъем (150–450 лет)

Этнос развивается. Наблюдается резкий скачок пассионарности. В это время население быстро увеличивается, и система нуждается в новых территориях. Требуются новые сферы влияния и новые герои.
4. Перегрев (450–600 лет) Быстрое развитие. Уровень пассионарности достигает возможного для данной общности максимума.
5. Надлом (600–750 лет) Раскол внутри культуры.
6. Фаза инерции (750–1000 лет) Процветание на фоне напряжения предыдущих поколений.
7. Обскурация (1000–1200 лет) Постепенный переход к деградации. Спад общего уровня пассионарности.
8. Мемориальная стадия Память о цивилизации сохраняется какое-то время в умах последующих поколений.
9. Гомеостаз Жизнь людей взаимосвязана с природой. Потеря цивилизованности.
10. Агония Полное забвение.

Все разделение жизни этноса на фазы условно. Автор траката «Этногенез и биосфера Земли» настаивает на том, что необходимо учитывать различные параллельные факторы. В отдельную культуру вмешиваются другие этносы, нарастают внутренние противоречия. Поэтому система может исчезнуть быстрее — вследствие, к примеру, стихийных бедствий или неконтролируемых кровавых войн. И также может произойти удлинение какой-то фазы, и система «проживет» дольше.

Сущность пассионарной теории этногенеза л.Н. Гумилева

Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций – стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза .

Пассионарность

Пассионарность — это избыток энергии живого вещества, который имеет биохимическую природу. Она является толчком, порождающим жертвенность, которая чаще всего направляется на достижение высоких целей. Этот термин также обозначает внутреннее стремление к совершению какого-либо рода деятельности, направленной на изменение своей судьбы или на улучшение окружающего мира. Эта цель представителями пассионарности воспринимается важнее, чем собственные счастье и жизнь, а также данная деятельность представляет для них большую ценность, чем интересы своих соотечественников и современников. Особе данной группы чуждо понятие равнодушия, но следует понимать, что доминант не обязательно действует с благими целями. Так, под влиянием биохимической энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления, а также стремления могут быть направлены и на благо, и на разрушения. Благодаря пассионарности человек не становится героем и предводителем толпы, а лишь входит в ее состав. Таким образом определяется возбуждение коллектива в какой-либо эпохе этноса.

По мнению Льва Николаевича, пассионарность — это еще и наследуемые особенности человека, которые отвечают за его способность к сверхусилиям или же к сверхнапряжению. Автор теории считал, что данный феномен имеет психологическое объяснение и что на степень пассионарности влияет космическое излучение.

Рассуждения Л. Н. Гумилева по данной теме в работе » Конец и вновь начало»:

В своих работах Л. Н. Гумилев говорит о том, что социально-историческому явлению можно дать характеристику с помощью появления в ограниченной сфере большого количества пассионариев (людей с повышенной активностью). Также существует мера данной биохимической энергии, которая вычисляется благодаря отношению пассионариев к обществу.

Автор теории рассматривал взаимодействие этносов, пытаясь объяснить, что вызывает добрососедские и что порождает воинские взаимоотношения. Ответом на данный вопрос стала этническая комплиментарность.

Критика пассионарной теории этногенеза

Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Некоторые историки критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, Виктор Шнирельман и Сергей Панарин, указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее

…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.

Л. С. Клейн считает, что «предложенные Л. Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено на песке. Потому что какой смысл говорить о начале существования этноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этнос или уже новый?». Он же указывает на методологическую слабость провозглашаемой Гумилёвым опоры на данные естественных наук — служащую, по его мнению, основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации. К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называя их.

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“».

А. Л. Янов утверждает, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, т.е. уничтожает, оба прежних.

— Л.Н.Гумилёв. Этнос – состояние или процесс? (1971)

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В.А.Шнирельман.

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

— Шнирельман В. Евразийцы и евреи (2000)

Критика пассионарной теории этногенеза[править | править вики-текст]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. Бромлейи В.А.Шнирельман.

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Перспективы применения теории Л. Н. Гумилёва

Они нулевые.

Так как:

  • кто же захочет, чтобы вся планета знала, что нация находится в фазе своего этногенеза, когда основная масса населения представляет из себя потенциальных бандитов? И хоть что делай потом с этим ярлыком, «не отмоешься»!
  • «обратным счётом» можно определить, на каком этапе своего этногенеза находится тот или иной этнос. Вполне может статься, что прибавил себе «этнос-красавчик» трудами своих лейб-историков лет эдак 800 жизни ни за что ни про что… и получается, что все «исторические места» в городах и весях были отстроены не далее как четыре века тому назад. Ну, и что тогда делать с туризмом? А со своим имиджем самого мудрого народа?
  • полученный суммарный график пасс-энергии планеты ну, никак не будет получаться «тупым» сложением национальных графиков — хоть ты убейся! Тут-то и станет ясно, кто и что именно дописал в своей истории…

Даже один шаг по развитию этой науки, даже одну попытку получить данные о пасс-векторах людей в значимом статистическом объёме смотрящие заблокируют всеми имеющимися у них средствами!

Но пассионарные модели с приличной степенью точности строить можно. В том числе, и с помощью данных сайта (см. блоки Аналитика и Приложения).

К каким ужасающим последствиям для морального здоровья нации и здравой логики приводит игнорирование циклических законов Истории — см. моё эссе «История и баланс событий. Вып. 4», где исключительно на летописных данных дана оценка эпохальному воздвижению памятника кн. Владимиру в Москве и «бонуса» к нему — выпуска фильма «Викинг», прорекламированного государством (sic!) с лошадиными дозами СМИ-виагры.

1. Лев Н. Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли // Альманах «МИР Л. Н. ГУМИЛЕВА», — М: Ди-Дик, 1993
2. Лев Н. Гумилёв. Конец и вновь начало // Альманах «МИР Л. Н. ГУМИЛЕВА», — М: Ди-Дик, 1993

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

Lifeofpeople.info 2010 — 2021

▲ Наверх

Сын поэтов Серебряного века

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева — двух великих людей своего времени — имел очень тяжелую, но великую судьбу. Он родился 1 октября 1912 г. (по новому стилю). Отца его казнили, а его самого за антисоветские намерения родителей арестовывали 4 раза, но не сломили при этом его внутреннюю волю и стремление к науке.

Вам будет интересно:Савенков Александр Ильич: биография и исследовательская деятельность

Лев Николаевич получил степень профессора истории. За годы своей работы сделал очень много, а главное — выделил фазы развития цивилизации. Всему миру известны его циклические концепции и главная теория, основанная на всех его трудах, теория пассионарности.