Онтогенез человека. краткое описание. онтогенез нервной системы человека

Содержание материала

Таблица VI. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)

Пренаталъный периодОплодотворение
Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез.
Второй триместр — 4 — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину.
Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов.
РождениеПостнаталъный период
Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания.
Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах.
Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.
Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-
12; замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.
Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенальной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая процесс полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов.
Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.Взрослость.
Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов.

[править] Периодизации

править]
Периодизация Выготского

  • кризис
    новорожденности (до 2 мес.)
    младенческий
    возраст (до 1 года)
    кризис 1 года
    раннее детство
    (1-3 года)
    кризис 3 лет
    дошкольный
    возраст (3-7 лет)
    кризис 7 лет
    школьный
    возраст (7-13 лет)
    кризис 13
    лет
    пубертатный
    возраст (13-17 лет)
    кризис 17
    лет

править]
Периодизация Эльконина

  • Этап раннего
    детства
    • Младенчество
      (до года)
      Ранний возраст
      (1-3 года)

    Этап детства

    • Дошкольный
      возраст (3-7 лет)
      Младший школьный
      возраст (7-11 лет)

    Этап отрочества

    • Подростковый
      возраст (11-15 лет)
      Ранняя юность
      (15-17 лет)

править]
Периодизация Эриксона

  • Младенчество
    Раннее детство
    Игровой возраст
    (5-7 лет)
    Школьный
    возраст
    Юность
    Молодость
    Взрослость
    Зрелый возраст
    (старость)

править]
12 периодов

  • Период
    новорождённости (неонатальный период) —
    первые 4 недели
    Грудной период —
    1 месяц- 1 год
    Раннее детство —
    1-3 года
    Первое детство —
    4-7 лет
    Второе детство
    • мальчики
      8-12 лет
      девочки 8-11
      лет

    Подростковый
    период

    • юноши 13-16
      лет
      девушки 12-15
      лет

    Юношеский
    период

    • юноши 17-23
      год
      девушки 16-21
      лет

    Зрелый возраст
    (1 период)

    • мужчины 24-35
      лет
      женщины 22-35
      лет

    Зрелый возраст
    (2 период)

    • мужчины 36-60
      лет
      женщины 36-55
      лет

    Преклонный
    возраст

    • мужчины 61-74
      года
      женщины 56-74
      года

    Старческий
    возраст —
    75-90 летДолгожители — 90 лет и более

  1. Кровь как
    разновидность соединительной ткани.
    Функции крови. Возрастные морфофизиологические
    особенности крови.

Кровь—Кровьплазмойформенными элементамиэритроцитами, лейкоцитами и кровяными
пластинками – тромбоцитами

Функции
крови

Транспортная
функция.
Циркулируя по сосудам, кровь
транспортирует множество соединений
– среди них газы, питательные вещества
и др. Дыхательная
функция.
Эта функция заключается в
связывании и переносе кислорода и углекислого
газа. Трофическая
(питательная) функция.
Кровь обеспечивает
все клетки организма питательными веществами:
глюкозой, аминокислотами, жирами, витаминами,
минеральными веществами, водой. Экскреторная
функция.
Кровь уносит из тканей конечные
продукты метаболизма: мочевину, мочевую
кислоту и другие вещества, удаляемые
из организма органами выделения. Терморегуляторная
функция.
Кровь охлаждает внутренние
органы и переносит тепло к органам теплоотдачи. Поддержание
постоянства внутренней среды.
Кровь
поддерживает стабильность ряда констант
организма. Обеспечение
водно–солевого обмена.
Кровь обеспечивает
водно–солевой обмен между кровью и тканями.
В артериальной части капилляров жидкость
и соли поступают в ткани, а в венозной
части капилляра возвращаются в кровь. Защитная
функция.
Кровь выполняет защитную функцию,
являясь важнейшим фактором иммунитета,
или защиты организма от живых тел и генетически
чуждых веществ. Гуморальная
регуляция.
Благодаря своей транспортной
функции кровь обеспечивает химическое
взаимодействие между всеми частями организма,
т.е. гуморальную регуляцию. Кровь переносит
гормоны и другие физиологически активные
вещества. 1.3Морфофизиологические
особенности системы
крови у детей и подростков
Объем
крови.
Объем
циркулирующей крови (ОЦК).
Гематокритное
число
Число
эритроцитов в 1 л.
крови.
Средний
диаметр эритроцита (мкм).
Продолжительность
жизни эритроцита
Осмотическая
устойчивость эритроцитов
ГемоглобинЦветной
показатель
Скорость
оседания эритроцитов (СОЭ).
Лейкоциты.99999Лейкоцитарная
формула.
Т-лимфоцитыПродукция
иммуноглобулинов
Показатели
неспецифического иммунитета
Система
гемостаза
9Физико-химические
свойства крови.

Особенности развития человека

Онтогенез человека – это непрерывный поступательный процесс, идущий от слияния половых гамет до смерти. Количество клеток увеличивается в результате размножения с одной до 30-40 трлн.

С рождения и до смерти в теле человека происходят и качественные изменения клеточного состава. Физически индивид формируется к 20-25 годам. Формирование личности в онтогенезе завершается к 16-21 году.

Выделяют следующие основные этапы онтогенеза человека:

  • предзародышевый (проэмбриональный);
  • зародышевый (эмбриональный);
  • послезародышевый (постэмбриональный или внеутробный).

Проэмбриональный период заключается в продукции половых клеток (гамет) и их слиянии (оплодотворении яйцеклетки).

Особенности онтогенеза человека:

  • эмбриональный период укорочен;
  • завершается эмбриогенез на стадии внедрения зародыша в стенку матки.

Внедрение в матку идет в стадию бластоцисты, когда зародыш внешне – это пузырек, состоящий из нескольких сотен клеток. Оболочка плодного яйца при имплантации зародыша растворяется, и все дальнейшие процессы развития происходят под защитой материнского организма.

Без участия материнского организма в плодном яйце человека протекает только период дробления на этапе формирования бластоцисты.

Принято выделять периоды онтогенеза человека:

  • дородовый (пренатальный);
  • послеродовый (постнатальный).

Продолжительность внутриутробного развития зависит от индивидуальных особенностей протекания беременности, в среднем длится 38-42 недели. Длительность послеродового периода зависит от наследственных факторов и условий окружающей среды.

Противоречивые мнения

Изначально, когда ученые стали рассматривать онтогенез, как научный предмет, он вызвал много споров. Теоретики не могли прийти к единому мнению, каким способом на чистую душу ребенка влияет его окружение. Как личность формируется под влиянием общества, социальных групп и зависит:

  • от воспитания;
  • образования;
  • друзей.

Не остался бесспорным вопрос, что события и жизненные ситуации делают людей:

  • злыми или добрыми;
  • плохими, хорошими;
  • честными, лживыми.

Ученые выдвинули и такое определение в становлении личности, как:

  • генетический фактор;
  • наследственность.

Психику человека создают гены, переданные от родителей, а в ходе процесса окружающая среда минимально или совсем не влияет. По их утверждениям, человек растет и развивается по законам природы. В эту область не стоит вмешиваться сторонним силам.Для справки:

Только психологи настоящего времени установили, что понятие онтогенеза можно рассматривать комплексно. Спор, относительно первичных составляющих в виде генетики или влияния среды, является бессмысленным.Сознание человека, его поведенческие факторы создаются:

  • внешней средой;
  • внутренними характеристиками индивидуума;
  • условиями, в которых растет ребенок;
  • наследственностью;
  • способностью реализовать собственные фантазии под запретами и нормами поведения в обществе.

Простыми словами выводы доказывают сложный процесс становления людей во время их созревания и социализации, на которые одинаково влияют психологические и биологические признаки. Этапы развития детской психологии

Движущая сила человека

Психологическая наука во все времена пытается ответить, что движет людьми, чтобы добиваться высочайшей степени развития, заставляет постоянно совершенствоваться, накапливать знания и по-разному реагировать на одни и те же события. Наблюдая онтогенез ученые обнаружили как в мире все связано. На личность, становление характера, совершение поступков в обществе и семье влияют методы воспитания, среда обитания, место работы и проживания. Не обязательно быть ученым, чтобы заметить, если женщина во время беременности вела беспокойный образ жизни, таким же родится ребенок. Родители, наделенные вредными привычками, редко не передают своих пристрастий потомкам. О какой психике можно говорить с алкоголиком и наркоманом, если она изначально разрушена, а генную инженерию даже скептики не могут отменить.

Среди теоретиков появились последователи Фрейда. Основатель психоанализа утверждал, что онтогенез, это в психологии закономерные стремления человека получать одни удовольствия, только запреты его сдерживают не совершать проступки.

А что думает общество нашего государства? Часто ли возникает желание следовать жизненным реалиям, самостоятельно попытаться обуздать собственную психику, опровергнуть фрейдистские теории, относительно безвольного течения по реке судьбы, использовать трудную смену направления? Даже, если воспитание прошло в неблагополучных условиях и часто рядом оказывался контингент из криминальных элементов.

Квартина Дарья · 30 сен, 2019

Этапы индивидуального развития человека

Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтогенез принято делить на пренаталъный и постнатальный (от лат. natus — роды) периоды, т. е. дородовой и послеродовой.

В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Первый длится 2 месяца, второй — с 3-го по 9-й включительно.

В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туловище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела.

Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно.

Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела. Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно.

Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.

В процессе развития и роста организма и формирования его нервной системы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, связанные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и произвольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потребности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование социально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума.

В период полового созревания в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребности, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Начало формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей мотивационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.



Предзиготный период

Предзиготный период развития связан с образованием гамет (гаметогенез). Образование яйцеклеток начинается у женщин еще до их рождения и завершается для каждой данной яйцеклетки только после ее оплодотворения. К моменту рождения плод женского пола в яичниках содержит около двух миллионов ооцитов первого порядка (это еще диплоидные клетки), и только 350 — 450 из них достигнут стадии ооцитов второго порядка (гаплоидные клетки), превращаясь в яйцеклетки (по одной в течение одного менструального цикла). В отличие от женщин половые клетки в семенниках (яичках) у мужчин начинают образовываться только с началом периода полового созревания. Длительность периода образования сперматозоида составляет примерно 70 суток; на один грамм веса яичка количество сперматозоидов составляет около 100 миллионов в сутки.

Оплодотворением называют процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида, приводящий к образованию зиготы. Оплодотворение яйцеклетки происходит в начальном участке маточной трубы, куда проникают лишь около ста сперматозоидов. Способность сперматозоидов к оплодотворению в женских половых путях сохраняется на протяжении двух суток. Сперматозоид имеет в головке акросому, которая содержит фермент для растворения оболочки яйцеклетки. При сближении сперматозоида и яйцеклетки акросома разрывается, и освободившиеся ферменты растворяют оболочку женской гаметы. Сперматозоид проникает внутрь яйцеклетки, после чего она покрывается плотной оболочкой, препятствующей проникновению других мужских гамет. В результате оплодотворения восстанавливается диплоидный набор хромосом. Образовавшийся одноклеточный зародыш — зигота. В ней в течение суток происходят сложные перемещения отдельных участков цитоплазмы и ее органелл.

Внутриутробный период развития человека продолжается 280 суток и делится на:

  • начальный период (первая неделя после оплодотворения, в течение которой происходит дробление зиготы, образование бластулы и ее имплантация в стенку матки);
  • эмбриональный период (первые два месяца), когда происходит начальное развитие зародыша (эмбриона) и когда совершается основная закладка тканей и органов;
  • плодный период (3 -9 месяцы), когда продолжается рост частей, образовавшихся в эмбриональной стадии и дальнейшее формирование органов и систем. С третьего месяца зародыш человека носит название плод.

Постэмбриональное развитие животных

Постэмбриональное развитие начинается с рождения организма (для плацентарных и других живородящих организмов) или выхода из яйцевых оболочек.

Различают два типа постэмбрионального развития — прямой и непрямой (развитие с метаморфозом, или превращением).

При прямом развитии из тела матери (или яйцевых оболочек) выходит организм небольших размеров, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Так развиваются птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Постэмбриональное развитие этих организмов по существу представляет собой рост, половое созревание, старение и смерть.

Развитие с метаморфозом сопровождается наличием нескольких стадий развития, при этом рожденный организм отличается от взрослого, иногда очень сильно. При развитии с метаморфозом различают две разновидности: развитие с полным метаморфозом и развитие с неполным метаморфозом. Развитие с метаморфозом характерно для амфибий (земноводных), членистоногих (особенно для насекомых) и других животных.

Развитие с полным метаморфозом характеризуется тем, что появившийся в результате эмбрионального развития организм сильно отличается от взрослой формы (так называемая личинка). Эта личинка проходит ряд стадий, в результате чего появляется взрослая особь.

Рассмотрим некоторые примеры развития организмов с полным метаморфозом. Ярким примером такого развития является развитие земноводных. Из яйца (оплодотворенной икринки) появляется личинка — головастик. По многим чертам строения головастик напоминает рыб: у него имеются жаберные щели, жабры, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения и рыбообразная форма тела. В процессе развития происходит метаморфоз (превращение), состоящий в том, что хвост головастика рассасывается, появляются передние и задние конечности, исчезает боковая линия, жабры, жаберные щели, появляются легкие и второй круг кровообращения. В результате данного метаморфоза формируется маленькая лягушка, которая отличается от взрослой только размерами и неспособностью к размножению. При дальнейшем развитии этот организм растет, достигает половой зрелости, становится взрослой особью, развитие которой завершается смертью.

Другим примером развития с полным метаморфозом является развитие насекомых, например бабочки-белянки. Из яйца появляется личинка в форме гусеницы. Это организм червеобразной формы, который усиленно питается, растет, претерпевает несколько линек. По достижении определенного размера гусеница превращается в куколку, которая находится в коконе. Куколка не питается, а все превращение осуществляется за счет тех питательных веществ, которые накопила гусеница. После завершения всех превращений куколка становится половозрелой особью, которая приступает к размножению, откладывает яйца, и цикл развития повторяется.

Для некоторых организмов характерно постэмбриональное развитие с неполным превращением. В этом случае из яйца появляется организм, внешне похожий на взрослый, но у него не развиты некоторые жизненно важные органы. Примером таких организмов является саранча. Из яиц саранчи появляются маленькие насекомые, которые отличаются от взрослых особей неспособностью к полету из-за того, что у них не развиты крылья. Эти насекомые называются «пешая саранча». «Пешая саранча» усиленно питается, претерпевает несколько линек, у нее развиваются крылья, и она превращается во взрослую особь. Как следует из описания, у таких организмов отсутствует стадия куколки.

Следует отметить, что у животных рост организма (одна из составных частей развития) ограничен определенным отрезком времени — животные растут только до достижения половой зрелости.

Примечания

  1. ↑ , с. 54.
  2. Развитие организмов //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Зародышевое развитие //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Постэмбриональное развитие //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. James M. Tanner.  (англ.). Encyclopedia Britannica (1 August 2019). Дата обращения: 8 апреля 2020.
  6. Sherk, Stephanie Dionne  (англ.). healthline.com. Дата обращения: 9 февраля 2015.
  7.  (англ.). Mosby’s Medical Dictionary, 8th edition.. Elsevier.. Дата обращения: 9 февраля 2015.
  8. О. Юшкова. Основы физиологии человека. — М., 2004. — С. 53.
  9. Возраст // Малая медицинская энциклопедия / под ред. В.И. Покровского. — 1991. — Т. 1. — С. 358-359.
  10. . MilkBaby (16 апреля 2019). Дата обращения: 20 апреля 2020.
  11. Остапченко Л.І. Біологія і екологія (рівень стандарту): підруч. для 10-го кл. закл. заг. серед. освіти.

Особенности развития и роста организма человека

Все возрастные периоды онтогенеза человека имеют свои особенности развития организма. К примеру, для эмбрионального (пренатального) ключевую роль играет образ жизни матери, ее психологическое состояние, питание и наличие вредных привычек.

Научно доказано отрицательное влияние никотина на формирование плода, а в комплексе с другими вредными привычками, в частности, употреблением алкоголя, подобный образ жизни и вовсе может привести к развитию мутаций, несовместимых с жизнью.

Мы не будем детально рассматривать каждый возрастной период и его сроки, а условно разделим постнатальный онтогенез на этапы детства, зрелости и старости. Даже такого просто разделения будет достаточно для описания факторов, определяющих психическое и физическое развитие организма.

Рисунок 5. У каждого этапа развития человека есть свои особенности

Для первого периода, от рождения до зрелости, характерно активное физическое развитие. Ребенок очень быстро растет и приобретает основные навыки, необходимые для дальнейшей жизни. В период зрелости развитие организма продолжается, но на данном этапе больше проявляется личностный и психологический рост, а также активная фаза продолжения рода (рисунок 5).

Заключительный период – старость, характеризуется обратными процессами. В организме меняется гормональный фон, замедляются обменные процессы, а все органы и системы постепенно приходят в упадок. Онтогенез человека завершается биологической смертью.

Классификация

В психологии выделяется два вида онтогенеза — прямой, непрямой. Первый представляет собой развитие взрослого организма без периода метаморфоза. Второй — образование личинки, которая отличается от взрослых организмов, перевоплощается в них только после метаморфоза.

Прямой

Подвиды:

  1. Неличиночный тип. Характерен для рыб, некоторых беспозвоночных и млекопитающих, птиц, пресмыкающихся. Зародыш длительное время находится в яйце, там же развивается.
  2. Внутриутробный тип. Он присущ человеку, высшим млекопитающим. Основные жизненные функции развивающихся зародышей осуществляются через организм матери.

Непрямой

Это личиночный тип, присущий некоторым позвоночным, большинству видов беспозвоночных организмов. Он представляет собой несколько этапов развития личинки.

Часто личинки живут на других крупных живых существах, развиваются, питаются. Это паразитический образ жизни, который нужен низшим существам для поддержания собственного организма.

Структура

  • Таламический
    мозг (Thalamencephalon)
    Подталамическую
    область или гипоталамус (hypothalamus)Третий
    желудочек,
    который является полостью промежуточного
    мозга
  • Зрительный
    бугор (Таламус)
    Надталамическую
    область (Эпиталамус)
    Заталамическую
    область (Метаталамус)
  • Передняя
    гипоталамическая часть
    Промежуточная
    гипоталамическая часть
    Задняя гипоталамическая
    часть
    Дорсо-латеральная
    гипоталамическая часть
  • Латеральная
    стенка представлена зрительным бугром
    Нижняя стенка
    представлена подталамической областью
    и частично ножками мозга
    Задняя стенка
    представлена задней спайкой и шишковидным
    углублением
    Верхняя стенка
    представлена сосудистой оболочкой III
    желудочка
    Передняя
    стенка представлена столбами свода, передней
    спайкой и конечной пластинкой