Одежда в древнем риме

Содержание материала

Примечания и ссылки

  1. Плиний Старший , Естествознание , книга XII 38
  2. (in) Роберт Якобус Форбс, Исследования древних технологий, Том. IV , Нидерланды, EJ Brill, 1964.
  3. (in) Перри Уолтон, История текстиля , Нью-Йорк, Тюдор, 1925 г.
  4. Плиний Старший , Естествознание
  5. Колумелла
  6. Стронг, Дональд и Дэвид Браун. Римские ремесла . Лондон: Джеральд Дакворт и Ко, 1964.
  7. Плиний Старший , Книга XI 77.
  8. Ватерер, Джон В. Кожевенное мастерство . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, издательство, 1968.
  9. Сарребургский музей, деревянные калоши и кожаные сапоги. Носить обувь от Античности до зари Возрождения , Каталог выставки с 25 июня по 17 октября 2004 г., с. 19
  10. (in) Джозеф Струтт , Джеймс Робинсон Планш, Полный обзор одежды и привычек людей Англии: от основания саксов в Британии до настоящего времени , Tabard Press,1970 г., стр.  89.
  11. Мари-Жозеф Боссан, Искусство обуви , Parkstone International,2012 г. , стр.  18.
  12. Мартин Легийу, Кожа и мех в римские времена , Издания Errance,2004 г., стр.  98.
  13. Катон , Де Ре Рустика , 59
  14. Ванна и зеркало. Уход за телом и косметика от античности до эпохи Возрождения , Gallimard, 2009, с. 156 ( ISBN  978-2-07-012454-1 )
  15. (in) Ovid we Cosmetics: Medicamina Faciei Femineae и родственные тексты , Bloomsbury Academic,2016 г.
  16. (in) Патриция А. Уотсон , «  Пародия и подрывная деятельность в« Medicamina faciei femineae »Овидия  » , Mnemosyne , Vol.  54, п о  4,2001 г., стр.  457–471
  17. (in) Джанин Асса , Великие римские дамы , Нью-Йорк,1960 г., п. 65

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле —  знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника — что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому

Богач — нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу

Балтей

В древнеримские времена балтеус (или балтей) был типом балдрика, обычно используемого для подвешивания меча. Это был пояс, который носился через плечо и проходил наклонно вниз в сторону, как правило, из кожи, часто украшенной драгоценными камнями, металлами или и тем, и другим.

Был еще похожий пояс, который носили римляне, особенно солдаты, и называвшийся синту, который крепился вокруг талии. Он также был атрибутом римских анатомических доспехов.

Многие невоенные или военизированные организации включают балтеи, как часть парадной одежды. Цветной Корпус Рыцарей Колумба 4-й степени использует его как элемент своей униформы. Балтей поддерживает церемониальный (декоративный) меч. Фото доспехов римских легионеров вместе с балтеями читатель может увидеть в этой статье.

№7. Основным оружием, которое носили римские солдаты были гладиус, пугио и пилум.

Древнеримские солдаты использовали разнообразное оружие. Наиболее выдающимися среди них являются следующие:

  • Гладиус: основной меч, из которого происходит слово «гладиатор». Гладиус был коротким мечом длиной около 24 дюймов или 60 см. Он ковался обоюдоострым и идеально подходил для ближнего боя, так как был превосходен как в разрезе, так и в толчках.
  • Пугио: кинжал, используемый римскими солдатами в качестве оружия. У него было большое листообразное лезвие длиной от 18 до 28 см, шириной — около 5 см. Пугио обычно использовался в качестве крайней меры, когда другие виды оружия были исчерпаны.
  • Пилум: копье, состоящее из деревянного стержня 1,4 м (4,6 фута), из которого выступал железный хвостовик диаметром около 7 мм и длиной 60 см с пирамидальной головкой. Пилум использовался в качестве оружия для дальней дистанции с невероятной проникающей способностью, которая могла пройти сквозь щиты противника и даже ранить его владельца.

Пугио — древнеримский кинжал

Помимо этих трех, другие виды оружия, используемые римскими солдатами, включают в себя свинцовые дротики, называемые плюмбата; серп с изогнутым лезвием, который был острым на внутренней кромке; и композитный лук (аркус) со стрелой (сагитта).

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Востребованные расцветки

Стиль, который был популярен в Риме, подразумевал применение ярких оттенков. Востребованными были желтые, сиреневые и красные тона. Цвет в данном случае нес особый смысл.

Например, красный считался символом власти. Естественно, что в таком одеянии в Риме ходили все правители и императоры. Кроме того, в красном цвете выбирали наряды триумфаторы-полководцы.

Красный вовсе не случайно начал ассоциироваться с властью. Для того, чтобы окрасить материю в такой цвет, требовалось немало времени и сил. Не удивительно, что одежда римлян, выполненная в этой расцветки, стоила достаточно дорого.

Белый тон считался праздничным. Правда, белоснежное римское платье надевалось максимально редко.

Виды туник

Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием “clavus“. У сенаторов полоса была одна и широкая – “laticlavia“, а у всадников две, но узкие – angusticlavia.

Особую тунику надевал триумфатор – она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.

Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях – два куска ткани – спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени — то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga  ргаеtехта — как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Используемые материи

Одежда древних римлян, как правило, изготавливалась из шерстяных полотен. Правда, также присутствовали вещи, которые делали из кожи. Среди популярных материй также стоит выделить льняную ткань. Представители знати нередко появлялись на публике в невесомых шелковых нарядах.

Известный Косский шелк у жителей империи вызвал массу споров. Немало граждан считали, что шелковая римская одежда чрезмерно открыта и носить ее недопустимо. Другие же, напротив, готовы были заплатить баснословные деньги, лишь бы заполучить столь изысканную материю. Когда же в государстве появилась китайская шелковая ткань, она разу обрела огромную популярность. Несмотря на то, что стоимость ее была довольно велика, материя оказалась максимально востребованной.

Чистого шелка длительный период было недостаточно. Поэтому одежда Древнего Рима нередко шилась из так называемых полушелковых тканей. Их создавали путем вплетения шерстяных или льняных волокон. Только лишь в третьем веке древнеримская империя получила неограниченный доступ к шелку. В тот период наряды всех влиятельных и знатных особ стали изготавливаться из данного материала.

Популярные орнаменты

Орнаментами, как правило, украшались наряды знатных особ. Чаще всего применялись при этом растительные мотивы. Например, акант, изображения лавра и дуба. Кроме того, среди декорирующих элементов не менее востребованными были фигуры животных и людей, колоски. Также уместны были на римских нарядах черепа, орнаменты включали в себя мифологические элементы. Зачастую на предметах гардероба встречались рисунки в виде ваз и трофеев военных.

Применялись орнаменты далеко не только лишь в качестве украшения наряда. Каждый узор обладал особым смыслом. В таких одеяниях крылась информация о духах и богах, которым поклонялся обладатель наряда. Правда, самобытная символика данного государства была выражена лишь в ранний период. В дальнейшем начало явно прослеживаться влияние востока.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Сырье

Римляне использовали несколько разных типов волокон . Шерсть была , вероятно, наиболее часто используемой , потому что он был легко доступен и относительно легко приготовить. Льна и конопли были также использованы для создания ткани , даже если их получение более сложным , чем шерсть. Есть свидетельства того, что они использовали хлопок , но реже. Шелк импортирована из Китая , также был известен.

Эти волокна различной природы нужно было приготовить по-разному. По данным Forbes, овечья шерсть содержала около 50% жирных примесей, волокна льна и конопли — 25%, шелк — около 19-25%, но хлопок, самый чистый из всех текстильных изделий, содержит только 6%.

Наиболее широко используемое волокно, шерсть, несомненно, было первым типом пряденного волокна. Овцы Тарента славились качеством своей шерсти, однако римляне не прекращали попытки улучшить породы путем скрещивания. Шерсть работа была выполнена в lanarii pectinarii . Собранная в уборных моча использовалась для обезжиривания шерсти (и обработки кожи). Подготовка льна и конопли относительно схожа и описана Плинием Старшим . Необходимо после сбора урожая погрузить их в воду, удалить кору и обнажить волокна. После высыхания волокна необходимо механически сломать (с помощью молотка), а затем разгладить. Затем эти волокна были сотканы. Лен и конопля — очень прочные и крепкие волокна.

Шелк и хлопок были импортированы из Китая и Индии соответственно. Шелк был дефицитным, дорогим, предназначенным только для богатых женщин.

Римлянам приходилось перед окрашиванием грунтовать волокна натуральной протравой . Они использовали, по крайней мере, квасцы железа в качестве закрепителя, и мы знаем, что они использовали Murex brandaris как пурпурную настойку Тира , цвета императора, потому что его было очень дорого получить. Пастель позволяла получать оттенки от желтого до синего, но не получила широкого распространения. Марены , дешевле, позволило получить красный, розовый. По словам Плиния Старшего , черноватый цвет предпочтительнее красноватого. Желтый, полученный из шафрана , был дорогим и использовался для свадебной одежды и весталок . Многие растения (и насекомые), такие как плющ, лавр, морилка грецкого ореха, кошениль , можжевельник, марля, позволили получить множество оттенков от коричневого до зеленого или до желтого, розового и пурпурного.

Археологические находки показывают греческие вазы, изображающие искусство ткачества . Древние авторы Упоминают искусство ткачества и производства волокон. Некоторые ткани сохранились сотни, даже тысячи лет. С другой стороны, поскольку одежда необходима, обнаруженные образцы многочисленны и разнообразны. Эти ткани часто предоставляют наиболее ценную информацию об используемых технологиях, используемых красителях, природе почв происхождения волокон и, следовательно, об используемых торговых путях, климате и т. Д. Исторические исследования в этой области очень активны, потому что они позволяют нам понять многие аспекты жизни римлян.

Используемые ткани были такими же, как в Греции, но техника ткачества улучшилась, а льняные и шерстяные ткани стали более тонкими.

Ювелирные изделия

Римляне всегда носили их, имитируя в этом этрусских женщин, они любят драгоценные камни и особенно жемчуг и требуют все больше и больше драгоценных украшений: диадемы, серьги, ожерелья, подвески, браслеты (на руках и ногах) и кольца, которые носят на всех На пальцах и фалангах особенно ценится изумруд, но мы также носим бусины из стеклянной пасты. Браслеты в виде змей напоминают о позитивном оттенке этого животного. Мужчины также носят кольца, обозначающие их принадлежность к конному ордену. Амулеты многочисленны. Среди кулонов украшения в виде фаллоса носят все. Дети (мальчики) носят на шее «буллу» — небольшой кожаный или металлический ошейник, в который помещаются амулеты для защиты.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков. 

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам. 

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней. 

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации. 

Одежда древних римлян

На заре развития Древнего Рима существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой. Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с . Дома носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.

Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.

Официальная одежда римлян

Тога была если можно так выразиться “официальным” одеянием любого римского гражданина. Она была больше, чем простой одеждой, свидетельствами этого служат хотя бы такие факты – вольноотпущенники, получив римское гражданство, непременно хотели видеть себя изображенными в тогах, а римлянам-изгнанникам, строго настрого запрещалось её носить.

Есть свидетельство, что Октавиан Август, однажды увидел на Форуме несколько граждан, которые по каким-то причинам пришли в одним туника, без тог.
Он был так поражен этим, что сделал несчастным выговор, – потому что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.

Как одеть тогу?

Ткань береться обеими руками за широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, уложив складками, перебрасывается через левое плечо, так, чтобы она при этом слегка прикрывала левую руку. Конец оставшийся спереди при этом свисает почти до земли и имеет своё собственное название – lacinia.

Теперь ткань, пропускают под правой рукой и туго натягивают на спине, следя за тем, чтоб она одновременно и не душила человека и не обвисала. На высоте бедра её снова собирают в складки и, протянув наискось по груди, перебрасывают конец через левое плечо. Такая “перевязь” называется balteus или praecinctura.

Оставшаяся часть ткани спускается полукругом чуть ниже колена (она называлается sinus), и вновь перекидывается через левое плечо. Причем в дождливую погоду, sinus легко может использоваться как капюшен, а в часы молитв – просто как прикрытие головы.

И наконец в завершении, заднюю полу несколько поддергивают вверх и на груди над “перевязью” собирают в складки, формируя таким образом то, что называется umbo.

Если вы вдруг решите проделать всё описанное на практике и у вас ничего не выйдет – не удивляйтесь. Дело в том, что облечься в это “сооружение”, без чужой помощи просто невозможно – ни нам, не древним римлянам.
В эпоху поздней республики, существовали даже специальные рабы, умевшие красиво уложить многочисленные складки и помочь с одеванием – причем складки укладывали ещё с вечера, с помощью целого ряда деревянных дощечек и зажимов!

Известен например такой курьез связаный с этой тщательностью – знаменитый оратор по имени Гортенсий, был большим “модником” своего времени и когда однажды в толчее улицы кто-то налетев на него, сдвинул тщательно уложеные складки тоги, он просто подал на обидчика в суд.

Виды одежды

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

ПолудаментумЛацернаТогаПенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Социальный статус

Большинство женщин имели меньше прав, чем мужчины. Исключение составляли весталки, привилегий у которых было даже больше, чем у знатных мужчин

Это являлось особенностью культа Весты, традиционно важного для римской религии и государства

В Древнем Риме жили женщины следующих социальных статусов:

Весталка

Жрица

Матрона

Незамужняя аристократка

Простолюдинка

Перегринка

Гетера (Лупана)

Гладиатрикс

Рабыня

Бюст богини Гигиеи. Мрамор. Рим, национальный римский музей. Инв. №8588. Римская копия с греческой работы 4-го века до н.э. Работа выполнена во 2-ом веке н.э..

Фреска из виллы Мистерий, Помпеи. 1 век н.э.

Полигимния. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Инв. № А. 381. Римская копия с греческой работы 4-го века до н.э. Работа выполнена во 2-ом веке н.э.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, официальная одежда римлян – тога и туника у мужчин, а у женщин – стола, инстита и палла.

Каждый вид одежды представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает солнечные лучи, и в такой одежде не жарко.

Разновидности

Костюм древнего жителя Рима представлял собой строго определенный набор вещей. Основные предметы гардероба у представителей всех слоем населения были практически одинаковые наряды. Отличались они друг от друга лишь материей и декорирующими элементами. Одежда женщин и мужчин также во многом похожи, но между ними все-таки были определенные различия. Поэтому каждый римский костюм следует рассмотреть более детально.

Мужской

Для каждого римского гражданина главной частью наряда считалась туника. Ее носили в качестве нижнего предмета гардероба, а сверху накидывали другую одежду. Надевать тунику необходимо было через голову. Эти римские одеяния подразделялись на три основные разновидности:

  • далматика;
  • колобиум;
  • таларис.

Отличительной особенностью туники колобиум считались короткие рукава и наличие пояска. У изделий таларис рукав был длинный. Такие вещи носили только римляне с высоким статусом. Христиане же предпочитали далматику. Эта туника обладала широкими и длинными рукавами, которые в разложенном состоянии визуально были схожи с крестом.

Также у древнего римлянина были и другие предметы гардероба. Среди них следует выделить такие:

тога. Это верхняя одежда в древнем Риме. Ее надевали на тунику. По сути, это большая накидка с внушительной длиной. Ее габариты были далеко не маленькие, около 6х1,8 м. эта одежда римлян считалась символом достоинства народа. Люди сами нередко говорили, что являются нацией, которая одета в тоги. Носить подобное одеяние разрешалось только истинным представителям нации, не имеющим проблем с законом. Преступникам, рабам и иностранцам не предоставлялось право использования данного предмета гардероба;

полудаментум. Характерная одежда римского императора, а также знатных особ. Представляет она собой своеобразный плащ, который римляне накидывали на спину и фиксировали с правой стороны путем использования особой пряжки;

лацерна. Эта одежда древних римлян является плащом, с помощью которого покрывали плечи и спину. Надевать его принято было исключительно на праздники. Фиксировалась лацерна в передней части строго по центру. Для ее создания применялись красивые, дорогостоящие материи, которые могли позволить себе лишь представители высшего сословия;

пенула. Данная верхняя одежда в Древнем Риме была предназначена для представителей низшего класса. При изготовлении такого плаща применялась кожа или же шерсть. Зачастую наряд дополнялся капюшоном. Как правило, носили пенулу пастухи и странники. Знать также надевала такое одеяние, но выполнялось оно из гораздо более дорогих тканей.

Уже в третьем веке нашей эры появилась мода на штаны. Правда, востребованы эти предметы гардероба оказались исключительно среди солдат.

В одежде, характерной для военных, отмечались специфические особенности. Плащи у римлян были короткими, изготавливались из шерсти. Назывались они в Риме сагумом. Также в военное снаряжение входила броня. В качестве нее выступали состоящие из пары частей панцири, которые соединялись друг с другом с помощью застежек и ремешков. Для защиты рук римлянами могли дополнительно использоваться кожаные или металлические приспособления. На ноги военные надевали поножи из металла, которые фиксировались ремешками.

Легионеры носили специфическую обувь. Это были сапоги под названием калиги. Голова римлян защищалась с помощью шлемов из металла или же кожи. Декор указывал на звание и положение солдата. В качестве украшения могли использоваться волосы коней, перья и резьбы.

Женский

Как уже было сказано, римлянки носили наряды, которые во многом были схожи с мужскими. Под платья при этом одевалась женская туника. Она могла оснащаться рукавами, но встречались модели и без них. Знатные дамы поверх нательной вещи нередко надевали столу. Это римское платье, визуально схожее с туникой, но оснащенное оборками и всевозможным декором. Стола считалась обязательной частью костюма замужних дам. Появление без нее на публике римлянами расценивалось, как дурной тон.

Кроме того, женщины в Риме носили плащ, который назывался палла. Он фиксировался в области плеч застежками под названием аграфы. Были даже модели, в которых голова полностью была покрыта.