Монгольский лук — оружие, изменившее ход истории

Содержание материала

Восхождение хана

Чингисхан.

Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.

Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.

Человеком, который изменил все, стал Тэмуджин, сын Есугей-багатура. Уже в 9 лет он остался сиротой – Есугея, известного полководца, предположительно отравили татары (одно из монгольских племен, к современным российским татарам не имеет отношения).

Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.

Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.

На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.

Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.

[править] Общие сведения

Основной боевой силой монголов была конница, имевшая доспехи и различное оружие (сабля, меч, копьё и т. п.), применялась и булава и прочее колю-режущее вооружение, а также широко использовался лук и стрелы.

Изначально монголы заимствовали тангутские осадные технологии, более примитивные, чем китайские и чжурчжэньские. Монголы заимствовали такие элементы осадной техники тангутов, как боевые повозки (их развитием были осадные башни), разные типы катапульт (от простых камнемётов и лёгких катапульт до массивных стационарных камнемётов), разный вспомогательный инвентарь, (железные крюки, верёвки, заступы и топоры).

Позже монголы познакомились с осадной техникой чжурчжэней. Чжурчжэньские метательные орудия, заимствованные монголами, были совершеннее тангутских и подразделялись на одно- и многолучные стреломёты и натяжные камнемёты разных типов. Чжурчжэни обладали средствами огневого боя — огневые стрелы (выстреливаемые из лука зажигательные стрелы, на древке которых монтировалась трубка, начинённая порохом) и огневые снаряды (шарообразные глиняные сосуды, заряженные порохом или горючей смесью). Использовались чжурчжэнями и орудия для выбрасывания горючих смесей. По примеру своих противников монголы создавали в своей армии инженерные и артиллерийские части, подготовив для них кадры и материальное обеспечение.

На вооружении монголов стояли осадные орудия, заимствованные из Китая, например, китайские осадные катапульты, действовавшие по принципу рычага, и тяжеловесные тройные арбалеты, которые обслуживали не менее 100 человек. Также, монголы применяли ручные и осадные снаряды, начинённые порохом или другими горючими материалами.

Позднее на вооружение монголов поступила мусульманская осадная техника, например массивные метательные машины требюшеты, стрелявшие каменными снарядами весом до 70 кг. На вооружение монголов поступили торсионные катапульты и машины с противовесами, которые не знали китайские инженеры и которые у монголов получили название «хуйхуйпао».

Так, в 1260-х — 1270-х годах монголы широко использовались «хуйхуйпао» — заимствованные у мусульман орудия с противовесами, которые по-арабски назывались «манжаник». Первое упоминание об этих мусульманских камнеметах относится к 1271 году, когда Хубилай запросил из Персии мастеров-артиллеристов. «Манжаники» уже имелись в армии Чингисхана в период похода в Среднюю Азию. Об этом прямо сообщается человеком, который непосредственно участвовал в этой войне на стороне хорезмшаха — у ан-Насави, который описывая осаду Хорезма, использует термин «манджаник» в отношении камнемётов монголов.

По данным Плано Карпини, монголы использовали и греческий огонь. Из источников 11-12 веков известно о наличии у сельджуков подразделений огнеметчиков — «нефтеметателей». Опыт этих мусульманских мастеров-огнеметчиков был также использован монголами в период вышеназванной войны против хорезмшаха — так, по сведениям Ибн ал-Асира, монголы в ходе уличных боев «сжигали нефтью» дома в Ургенче. Внедрение в своей армии развитых средств огнеметного боя особенно пригодилось монголам в войнах против Булгара и Руси, где основой фортификации были деревянные укрепления.

Монголы при осадах использовали подручные материалы, чтобы не перевозить тяжеловесные снаряды к орудиям. При осаде монголы отдавали предпочтение глиняным снарядам, так как их затем было уже невозможно использовать против осаждавших. Осадные орудия обычно приводились в действие пленными и обслуживались китайскими и мусульманскими инженерами.

Наконец, монголы впервые (или одними из первых) использовали примитивную огневую артиллерию. Так, в 1259 году китайские инженеры изготовили «огненное копьё» из бамбукового стебля, стрелявшее картечью на расстояние до 250 метров.

Об умении монголами использовать одновременно разную технику, говорит описание осады Нишапура:

Точнее, сложной военной техникой монголов занимались инженеры разных национальностей: из 5 жизнеописаний командующих камнеметными командами при Чингисхане 2 относятся к чжурчжэням или киданям, 2 — к китайцам и лишь 1 командующий камнеметами был монголом (Аньмухай). В жизнеописании одного из командующих камнеметчиками Чингисхана чжурчжэня Сюэ Талахая:

Три учителя

Непонятно, как простые кочевники в шкурах взяли полмира. Из этого рождаются легенды, что это все вранье. Но правда описана в документах. И объясняется злым гением Чингизхана, стратегией поглощать все соки и знания покоренных.

В Китае 3 древних государства, развитых более чем Европа и Русь, отдали монголам технологии и рассеялись в пыль. Тангутское государство (гибель в 1227 г.), северокитайская империя Цинь (1234) и южнокитайская империя Сун (1279).

Держава тангутов

Тангуты постоянно воевали с китайцами и создали осадное искусство, чтобы брать китайские города. И сами сделали крепости против того же. А для монголов тангуты стали первой цивилизацией. Сначала брать их крепости Чингисхан не мог, откатываясь в Сибирь после простого грабежа.

Тангуты передали монголам легкое осадное вооружение и тараны. Простые «вихревые катапульты» (камнемет на энергии вращения вокруг столба) и легкие стрелометы на спинах быков.

От тангутов монголы научились блокировать города-крепости на измор. Брать их внезапной атакой пока ворота открыты. Штурмовать непрерывно стены, атаковать проломы в стенах.

Империя Цинь

Осадное и фортификационное искусство у чжурчжэней северокитайской империи Цинь, было более продвинутым. Стрелометы были более продвинутые. Станковые, многозалповые к примеру.

Империя Цинь знала снаряды зажигательные — огненные стрелы и огневые пороховые снаряды. Знали чжурчжэни и труднотушимые смеси типа «греческий огонь». А огнеметы на пороховой основе работали у них с VIII века. Все это ушло монголам.

Изготовление оружия Сай

Создается сай методом сварки двух, сложенных крест-накрест, металлических прутов, самый длинный из которых является средним зубцом утолщенным книзу для крепления рукояти, а также утолщение предотвращает возможное выскальзывание кинжала из рук. Самый длинный зубец чаще всего изготавливается круглым либо по его бокам высекаются грани, кончик клинка затачивается, в более редких случаях остриё оставляют затупленным. По окончании сваривания деталей клинка, его боковые зубья загибают и затачивают. В некоторых случаях на конце рукояти могут быть расположены специальные формы (например, шар), которые специально приспособлены для нанесения удара. В самом конце, после завершения всех основных манипуляций, на рукоять наматывается веревка или кожа, однако, в редких случаях она просто может быть инкрустирована более мягким металлом. Также очень редко можно встретить сай с одним ,загнутым в противоположную сторону, боковым зубцом.

Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера

Рис. 6. Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера

1). Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении (реконструкция сделана по маньчжурским изображениям XVII -перв. пол. XVIII вв.). Стрелок одет в халат («тон») с длинными рукавами («чен») и обшлагами(«уштук>>). Халат подпоясан кушаком. На ногах — мягкие сапоги («чымчак идик»). В руках воина- среднеазиатское фитильное ружье («мултук») с сошками и тонким изогнутым прикладом (Оружейная палата). К поясу подвешен нож и сабля «бухарского типа». За спину заброшен щит сбитый из деревянных планок.

Во время боя (судя по маньчжурским миниатюрам) полы халата заправлялись за пояс, а сошки распрямлялись. Стрельбу вели с колена, реже стоя. Произведя выстрел «мушкетер» отходил назад и перезаряжал ружье, а его место занимал следующий воин.

2). Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя (реконструкция сделана по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам Оружейной палаты). Поверх стального шлема из пластин с наушами и плюмажом из конского волоса намотана чалма. Кольчужная рубашка с коротким подолом и рукавами до середины предплечья поддета под плотный войлочный халат («чопкут») с осевым разрезом, стоячим воротником и наплечниками. Грудь и живот латника предохраняет зерцальный доспех состоящий из четырех прямоугольных пластин ( последние фиксируются на корпусе с помощью наплечных и нашейных ремней). Железные наручи прикрывают руки, а кольчато-пластинчатая броня- ноги воина. На боку-колчан со стрелами, налуч и сабля. За спиной — прутяной щит. Голова лошади прикрыта железной маской.

3). Джунгарский офицер кон. XVII в. Высокий «вазообразный» шлем с козырьком , кожаными наушами и назатыльником, плюмажом из конского волоса и перьев. Кольчато-пластинчатый панцирь («бехтерец») среднеазиатского производства. Наручи.

4). Халхасский феодал в доспехах цинского офицера ( по материалам музеев КНР). «Пирамидальный» шлем с плюмажом и пластинчато-нашивными наушами и назатыльником. Типичный маьчжурский жилет дополнен рукавами (в материю вшиты металлические пластины так, что наблюдателю видны лишь ряды заклепок), наплечниками и «подмышечниками». На тканевую основу подола нашиты пластинки от ламеллярного доспеха . «Жилет», по монгольской традиции, подпоясан кушаком (сами маньчжуры не подпоясывали верхнюю одежду). На ногах халхасца оформленные цветной аппликацией «кадыг идики». К поясу подвешен нож, колчан со стрелами и налуч. В руках — маньчжурский палаш и плетеный прутяной щит с умбоном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия. Элиста,1991.
  2. Бобров Л.А. Защитное вооружение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в период позднего средневековья. // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы РАЭСК 2000. Т.3. Новосибирск, 2000.
  3. Горелик М.В. Средневековый монгольский доспех // Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1979.
  4. Горелик М.В. Степной бой. // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск,1990.
  5. Записки о монгольских кочевьях (Мен-гу-ю-му-цзы ). СПб., 1895.
  6. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964, 1983.
  7. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636. М., 1959.
  8. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1636-1654. М., 1974.
  9. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1654-1685. М., 1996.
  10. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1685-1691. М., 2000.
  11. Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. Улан-Удэ, 1993.
  12. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М., 1953.
  13. Халха Джурум (памятник монгольского феодального права). М., 1965.
  14. Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991.

Осадный арсенал

Характеристики метательных орудий монголов были различны. Стреломет бил на 500 м., а камнемет до 200 м. Самыми мощными были мусульманские манжаники, метавшие снаряды весом 130 кг на 200 метров. Они позволили монголам не только выбивать защитников на стенах в и ломать зубцы стен, но и проламывать сами стены.

Кроме оружия (камнеметы, стрелометы и тараны), китайская/арабская цивилизации дали монголам и весь остальной осадный арсенал. От щитов-укрытий, до лестниц с крючьями и стенных веревок с грузами.

Монголы не возили с собой собранные камнеметы по Руси и Европе. Осадный китайских тумэн имел в обозе уникальные детали, которые не повторить в полевых условиях. Кунжутные веревки, металические детали сложных форм (шестеренки), горючие смеси. Все остальное делали на месте.

Предательство кипчаков

Старому лису стало ясно, что алан не победить. Что ситуация патовая. Вперед не пойти – собралась кавказская стая и не разбегается. Назад не пойти – в тылу непокоренный Дербент и узкое Ширванское ущелье, где каждый камень дышит ненавистью…

И Субэдэй пошел на переговоры. Он тайно послал к половецким ханам тюркских нойонов (князей). Те, заявив половцам, что, мол, мы и вы одного рода, подкупили их золотом. И обещая не нападать, предложили покинуть аланов.

Половцы бросили союзников и разошлись по своим кочевьям. Но слово было не монгольское. Потом Субэдэй накинется на половцев и заберет все дары обратно, в боях погибнут оба хана кипчаков. Разбитые половцы побегут на Русь, вовлекая ее в войну с монголами…

Оставшись без прикрытия стрелковой конницы, аланская армия проиграла 2-й битву. Пехота горцев конечно никак не могла бы догнать конных монголов, а тяжелая аланская кавалерия зацепиться в ближнем бою. Сначала монгольские стрелки расстроили аланские ряды, а потом окружили войско…

После победы Субэдэй ушел и монголы исчезли с аланских земель.

Кавказский Лев

В X-XI веке Аланское царство — сильный союзник Византийской империи. Константину Аланскому Константин IX Мономах пожалует титул магистра и женится на дочери аланского царя. Бронированная аланская конница будет бить франков Воэмунда Антиохийского в Эпире, а затем турков Султана Мелик-Шахав составе византийской армии.

Регулярные войны против персов сплотят и Кавказ. И с XII века Грузинское царство в союзе с Аланией. Благодаря Тамары Великой, дочери аланки Вурдухан и ее мужа — соправителя аланца Давида Сослана.

С другой стороны союзником алан будут местные племена — лезгины, черкесы, абхазы, вайнахи (ингуши/чеченцы), и т.д. Главным союзником алан на Севере станут половцы — хозяева Великой Степи.

Управлял царством в столице Магас один из древних родов сарматской аристократии. Царь назывался музтазхир. Каждый знатный род поставлял свой родовой отряд, отряды формировали аланскую кавалерию.

Союзники/вассалы формировали пехоту. А население – ополчение. До нас дошло описание пехотного построения горных вайнахов – макаж, клин воинов, располагавшийся впереди пехотного построения алан.

Три роли хашара

Хашара выполнял 3 функции.

Древняя инженерная техника

Бульдозеров и стройбата в те времена не было. Ими был хашар – дети, женщины, старики и воины захваченные тут же. Все земляные работы – подкопы под стены, земляные валы и строительство осадного частокола, прокладка просек для татар в русском лесу — все это делал хашар.

В походе на Русь, хашар нередко гнался от одного города к другому. А чтобы не расслаблялся — тащил на себе грузы и телеги вместо коней и верблюдов. Последних кормили и берегли в 100 раз лучше, чем людей.

Живой щит

Даже тяжелые монгольские требюше били на 200 метров, не говоря про тангутские легкие камнеметы ( об этом в следующий раз). А дальность русских и европейских стрелометов на стенах: 300-400 метров. Чтобы обороняющиеся не перебили команды осадных орудий, перед ними ставили рабов хашара.

При сильном стрелковом огне пленные хашара были живым щитом штурмующих колонн и ползущих таранов.

Первая волна штурма

Этот варварский способ давал двойной эффект – заставить защитников израсходовать силы и средства обороны и потерять волю к сопротивлению, убивая родных и знакомых. Сюда же добавим отправку хашара на засыпание рвов хворостом, под огнем лучников.

Беспощадность к врагам и соратникам

В летописях есть свидетельства жестокости воинов, которыми командовал Субэдэй. Они вырезали целые селенья «от мала до велика вся убиша мечем». Иногда пленных мужчин выставляли впереди войска в качестве живого щита. Венгерский монах Юлиан писал: «Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой вперед себя».

Но суровым полководец был не только к врагу, но и к тем, кто нарушал внутренний воинский устав. Причем по обычаям, заведенным Чингисханом, за одного воина, сбежавшего с поля боя, казнили десятки других. Если сбежал арбан (отряд из десяти солдат), то убивали сотню. Воина, присвоившего себе случайно потерянную в походе вещь однополчанина, тоже ожидала казнь. Даже отсутствие запасной тетивы каралось телесными наказаниями. Такая жесткая дисциплина стала основой сплоченности и непобедимости армии Чингисхана.

Единая Монголия

В 1206 г. Тэмуджин достиг абсолютной гегемонии в Монголии. Курултай – съезд представителей всех племен – провозгласил его Чингисханом, великим вождем над всеми племенами.

Первым шагом будущей грозы Евразии стали… нет, не завоевания. Сначала нужно было покончить с клановым сознанием и слить ручьи отдельных племен в сильный поток единой нации. Для этого Чингисхан издал  Ясу – единый свод законов, установивший, говоря современным языком, правила администрирования страны.

Все монголы-мужчины стали официально считаться воинами, объединенными в отряды: десятки, сотни, тысячи и тумэны (отряды по десять тысяч человек). Формировались структурные единицы не по племенному принципу – так хану удалось смешать воедино разрозненные кланы и выстроить пирамиду власти из лояльных лично ему батуров-богатырей.

Кроме того, он установил единую систему налогообложения, опоясал страну сетью курьеров-гонцов (что пригодится в грядущих войнах) и подвел под свое копье почти 100 тысяч воинов, а также уверил монголов, что мир принадлежит им, а судьба всех остальных народов – служить. У тезиса не было серьезной религиозной базы: верования монголов были крайне туманны и, по сути, ограничивались культом Великого Синего Неба, объединявшего всех локальных божков.

Тем не менее, идею собственной исключительности кочевники-скотоводы, которых презирали оседлые жители развитых соседних государств, восприняли на ура. Можно было начинать воевать.

Современное спортивное фехтование

Современное фехтование сабля имеет мало сходства с кавалерийской шашкой, имеющей тонкую, 88 см (35 дюймов) длинные прямые лезвия. Скорее, он основан на итальянской дуэльной сабле классического фехтования. Одно из трех видов оружия, используемых в фехтовании , это очень быстро развивающееся оружие с быстрой работой ног и режущими кромками. Единственная разрешенная область цели — от пояса вверх — область, в которую всадник может дотянуться от противника на земле.

Идея атаковать только выше пояса — это изменение 20-го века в спорте; Раньше сабли использовали для защиты ног от рубящих ударов своих противников. Причина вышеупомянутого правила талии неизвестна, поскольку фехтование на саблях основано на использовании пехотных, а не кавалерийских сабель.

В последние годы фехтование на саблях развивалось в исторических европейских боевых искусствах , с клинками, которые очень напоминают исторические типы, с техникой, основанной на исторических записях.

Хитрости монголов

Монгольская тактика полна хитростей, позволявших избежать ближнего боя. Исход сражения монголы старались решить сразу. Легкие всадники проносились перед рядами врага и осыпали его стрелами. Надвигались всадники в тяжелой броне и продавливали неприятельский авангард. Затем врассыпную шла легкая кавалерия и эффективно обстреливала противника. Монгольские стрелы летели далеко, стреляли залпами с небольшими перерывами, и потери неприятеля были большими.

Если атака проваливалась, в монгольском арсенале были и другие тактические уловки. Всадники использовали обманное отступление, чтобы враг бросился в атаку и нарушил строй. Тогда конница быстро разворачивалась и вклинивалась в авангард неприятеля. Использовали засады, метательные бомбы с пороховой начинкой. Позволяли врагу отступить и нападали вдогонку с тыла.

Слабость противников монгольской орды.

Основная причина побед монгольской орды кроется в феодальной раздробленности
ее противников. Ход, в некотором роде, беспроигрышный. Всего
легче объяснить силу победителя слабостью побежденных: не
победитель был крут, а противники все трусы и рохли. Действительно.
Русь в XII веке была раздроблена на мелкие княжества. При
этом, эта раздробленность не помешала князьям, как собрать
единую армию и атаковать тумены Джебе и Субудая в 1223 году, так и потерпеть
от них поражение на Калке. Но выше говорилось, что сам термин
«феодальная раздробленность» был изобретен при наблюдении
за историческим процессом Западной Европы и мало применим
к Азии. Не было в то время феодальной раздробленности ни в
Великом Хорезме ни в империи Цзинь. Назовите на вскидку удельные
княжества данных государств. Перед подобным вопросом спасуют
и профессиональные историки. Даже если исключить Русь, где
князья вполне умели объединяться, в Китае и Средней Азии эта
«палочка-выручалочка» монгольской орде бы не помогла.

Итак, мы рассмотрели вопросы вооружения, управления, снабжения
и численности монгольской орды и ни один вариант, из предлагаемых
в исторической литературе, проблему не решают. Но вот что
любопытно. В истории были примеры, когда кочевники принимали
активное участие в военных действиях. В составе русской армии
успешно воевали формирования татар, башкир, калмыков и так
далее. При этом данным формированиям придавались военные советники
из русских офицеров, а русское государство вооружало и снабжало
кочевников всем необходимым. То есть решались именно те самые
вопросы вооружения, управления и снабжения, которые мы рассматривали
выше. И никаких «бесчисленных орд» там явно не наблюдалось.

Сказанное про монголо-татар можно с таким же успехом отнести вообще к любым кочевникам, появлявшимся на арене мировой истории. Гунны, хазары, тюрки и так далее, совершавшие по истории переселения на тысячи километров должны были столкнуться с теми же проблемами вооружения, управления и снабжения своих «мероприятий». Кажется, что сама теория про бесчисленные орды кочевников выходящие из глубин Азии и подобно саранче надвигающие на цивилизованную Европу со своими семьями в кибитках, отарами овец, табунами лошадей и верблюдов была рождена в кабинетах европейских, скорее всего немецких ученых. Немцы, при всей их педантичности, склонны увлекаться фантазиями.

Так что? Не было никакого монголо-татарского нашествия? Не совсем так. Несомненно, что в XII веке от рождества Христова на просторах Евразии было совершено какое-то военное мероприятие, поразившее как современников, так и потомков своим размахом и масштабом. Но данные на входе (ранне-феодальное государство с экстенсивным скотоводством и практически полным отсутствием ремесел) и на выходе (исключительно эффективная военная структура, одерживающая победы от Кореи до Италии) явно не соответствуют друг другу. Может быть, это была Поволжская Русь, как утверждают Носовский и Фоменко, может быть, это был Китай, который до сих пор считает все завоевания Чингизхана своими, может быть Средняя Азия, которая через сто с лишним лет стала базой для армии Тимура. Но связывать это мероприятие с Монголией и этническими монголами как-то несерьезно.

P.S. Кстати, сами монголы про Чингизхана и его империю понятия не имеют. Как говорил один монгольский студент, учившийся в Москве: «Мне, конечно, приятно было узнать от русских, что у меня были такие великие предки, но я, честно говоря, так и не понимаю, как они могли завоевать Россию».

Статья поставлена в интернет 18.01.09

Десять лет хаоса

Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.

Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная  грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.

За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.

Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.

Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.

По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.

Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.

Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.

Унгерн.

Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.

Монголы против ассасинов

В 1253 армия Хулагу отправилась в поход. Шли очень долго — путь из монгольской столицы, Каракорума, до берега Каспийского моря, где базировались ассасины, занял целых три года. По пути Хулагу налаживал связи с владетелями земель, обменивался подарками, участвовал в пирах с будущими соседями. Мунке не ошибся в нем: его брат думал наперед и вел себя как мудрый дипломат и политик. Но главная причина, по которой армия двигалась так медленно — это Бату-хан, тот самый Батый, подчинивший Русь и земли половцев.

Батый не скрывал своей ненависти к Хулагу. Он был мусульманином и воспринимал поход против халифа как удар по престижу ислама, как личное оскорбление. Кроме того, он считал все персидские земли зоной своего влияния и в своих мечтах уже видел их личной собственностью. Хулагу был для него выскочкой, конкурентом, да еще и неверным.

К 1256 году Бату-хан отправился на тот свет, а его место занял сын Сартак, который исповедовал христианство. Хулагу мог вздохнуть свободнее: теперь можно было не ждать удара в спину от своих же.

Бату-хан (Батый) в представлении художника.

Вообще, христиане приняли в свержении династии Аббасидов и осаде Багдада самое живое участие. Ассирийцы и несториане Ближнего Востока, которых в те времена было довольно много, с радостью встречали Хулагу, в котором видели единоверца-избавителя. Армяне и грузины, которые серьезно пострадали от военных действий воинов джихада, также перешли на сторону монголов.

Осада Аламута.

Самое же удивительное, что королю Киликийской Армении удалось привлечь к союзу с монголами крестоносцев. Князь Антиохии (и будущий правитель Иерусалима) Боэмунд VI согласился помочь в битве с халифом. Чуть позже крестоносец станет вассалом монгольского хана, и вместе они отвоюют Гроб Господень, пусть и ненадолго.

Как это ни странно, к борьбе с ассасинами удалось привлечь даже самого халифа Аль-Мустасима. По своей наивности тот думал, что монголы действительно пришли с огромным войском исключительно для искоренения низаритов (которые давно досаждали и халифу). Тем удивительнее его дальнейшее поведение: он видел, какую силу представляет армия Хулагу, но посчитал ее гораздо слабее своей.

Взятие крепостей ассасинов показало, что монголы — уже давно не дикие дети степей. С помощью китайских инженеров они навели мосты сквозь непроходимые горные перевалы и провели дороги. Не меньшую работу провели дипломаты монголов, которые смогли организовать промонгольское подполье в среде низаритов.

Лидером предателей в руководстве ассасинов стал Насир ад-Дин Туси, человек крайне примечательной судьбы. Он был признанным эрудитом и ученым, прежде всего математиком, оптиком и астрономом. И именно благодаря ему Хулагу сумел захватить лидера ассасинов, последнего «Старца Горы» по имени Рукн-ад-дин Хуршах. Тот приказал своим людям сдать крепости, и многие подчинились, хотя некоторые продолжали оказывать упорное сопротивление.

Развалины Аламута.

Именно твердыни ассасинов, судя по всему, стали первыми крепостями в истории, при осаде которых активно применялся порох. Участь же Рукн-ад-дин Хуршаха была предсказуемой: ему, как и договаривались, сохранили жизнь и отправили на поклон к великому хану, однако это была уловка, и в дороге магистр ассасинов был умерщвлен.