Содержание материала
Погрешности и почему они возникают
Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр
Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:
Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно
Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.
Сверку азимута основного направления необходимо регулярно производить Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.
Погрешности в расчетах
Прокладывая маршрут движения, погрешностей не избежать. Даже каких-то 5 градусов могут дать отклонение в сто метров на каждом километре маршрута.
Чтобы избежать ошибок, необходимо:
- разбейте маршрут на части, на каждой запомните какой-то ориентир;
- контролируйте пройденный отрезок пути, чтобы при встрече с преградами вы всегда могли вернуться в исходную точку;
- все препятствия, которые встречаются по правую или левую сторону, преодолевайте поочередно;
- старайтесь контролировать пройденный отрезок пути – периодически оглядывайтесь и ориентируйтесь по природным или искусственным объектам (дорогам, водоемам, ЛЭП).
Ориентирование на местности Перед тем, как тронуться в путь, просчитайте аварийный угол. За ориентир можно взять дорогу или жилой пункт, к которому можно выйти в случае, если вы заблудились. Это значение нужно получить и записать перед тем, как отправиться в путь.
Погрешности в расчетах могут возникать в нескольких случаях:
- неисправность прибора;
- ошибка в определении магнитного склонения;
- близко расположенные железнодорожные пути, линии электропередач, другой компас или мобильник.
Что такое азимут и как его находить. Магнитный азимут
Для того чтобы выяснить нужное направление, нужно следовать небольшой инструкции:
- Взяв в руки компас и выбрав нужный ориентир, требуется встать прямо.
- Поднять локти так, чтобы их уровень соответствовал уровню груди.
- Соотнести стрелку с севером на приборе.
- Вращать визирное приспособление до тех пор, пока не совпадут его мушка и объект, относительно которого ищется направление.
- Внимательно контролировать, чтобы магнитная стрелка не отходила от указателя на 0°.
- Теперь следует посмотреть, на отметке скольких градусов находится стрелка. Именно столько градусов составляет искомый угол — азимут.
Что такое азимут и как его определять? Ответ на этот вопрос получен. Но что делать, если у компаса отсутствует визирное приспособление? Нахождение нужного угла проводится с помощью спички, маленькой палочки или зубочистки. Она кладется над циферблатом устройства по центру его корпуса. Конец спички должен быть направлен на объект, а основная часть будет пересекаться с магнитной стрелкой в центре компаса. Азимут в данном случае будет равен стольким градусам, на скольких остановится конец палочки. Таким образом определяется магнитный азимут. Что такое истинный азимут и для чего он нужен, разберем ниже.
Погрешности и почему они возникают
Бо́льшая часть ошибок, которые совершают туристы, связаны со следующими факторами:
- магнитное склонение или девиация;
- неисправность компаса;
- близость металла, в том числе в рюкзаке;
- близкое расположение линий электропередач;
- близость к электроприборам.
Если последние 3 причины довольно легко устранить, а избежать вовсе можно проявив банальную бдительность, то с первыми придется разобраться подробнее.
Отклонение от запланированного пути передвижения чаще всего случается по причине магнитного склонения. Надо уметь его рассчитать. Сведения печатаются на карте. Сведения из старых источников могут оказаться неверными, потому что значение постоянно изменяется.
Опытные туристы рекомендуют ежегодно обновлять карты. Вы можете зайти в аномальную зону. Здесь колебание происходит в широком диапазоне. Ярким примером являются моря и океаны, где показания имеют свойство постоянно изменяться в зависимости от залежей металла, источников ценных природных ресурсов на дне, трещин в земной коре и от глубины.
Именно во избежание таких неприятных ситуаций на большинстве кораблей устанавливают электромагнитные навигационные системы со спутниковой связью. В них уже заложено ориентирование с учетом вероятной погрешности, а данные постоянно обновляются.
С ними можно не бояться заблудиться. Однако, такая техника требует определенного навыка обращения.
Понятие магнитной девиации связано с близостью предметов с магнитными свойствами и вблизи от высоковольтных линий. Магнитная стрелка в этом случае отклоняется от магнитных линий Земли.
Наиболее значимые ошибки и погрешности возникают недалеко от железной дороги, вблизи автомобиля, мотоцикла, а также если турист находятся рядом со следующей техникой:
- смартфон, планшет, компьютер;
- радиооборудование;
- компас;
- магнит.
Перед началом ориентирования рекомендуется максимально отдалить от себя приборы, влияющие на показания. Также надо снять рюкзак со снаряжением. Известны случаи блуждания из-за отклонения стрелки из-за снаряжения туристов за спиной.
Следующий фактор — неисправность компаса. Самый простой способ проверить — приблизить магнит. Если прибор исправен, то стрелка каждый раз будет отклоняться в сторону магнита, в какую бы сторону его не поднесли.
А когда вы убираете магнит — стрелка обязательно возвращается в начальное положение. Если этого не произошло, то это свидетельствует о неисправности.
Если вы на улице или в походе, а под рукой нет магнита — не отчаивайтесь. Проверить можно при помощи обычного ножа, или лежащего в кармане смартфона. Оба эти предмета обладают практически незаметными магнитными свойствами, но их хватит для проведения тестирования. Действия остаются те же, что и при проверке магнитом.
Если у вас возникает даже малейшая тень сомнения относительно достоверности данных вашего компаса, то его рекомендуется сразу проверить. Это позволит избежать погрешности, а в экстренной ситуации не даст заблудиться.
Виды азимутов
К основным видам относят: истинный или географический и магнитный. Основное отличие между магнитным и географическим азимутом — исходное направление. Если вычисления производятся, отталкиваясь от координат географического меридиана, то это исходный вид. Для получения показателей понадобится план ландшафта и транспортир.
Если за основу берётся магнитный меридиан, то мы получим магнитный азимут. Вычисляют угол с помощью компаса.
В зависимости от необходимого направления в отношении предмета и наблюдателя или двух объектов, азимуты бывают обратными и прямыми. Прямой вид измеряется классическим методом по часовой стрелке. Обратный указывает на расстояние от объекта к точке, где находится наблюдатель.
Различия между магнитным и истинным азимутом
Оба значения зависят от разницы координат географического меридиана и меридиана силовой линии магнитного поля Земли. Последней единице свойственно периодически меняться. Разность между данными показателями называют магнитным склонением. Определяют направление магнитного склонения с помощью компаса. Ориентирование по истинному азимуту имеет погрешности. Разница достигает как несколько метров, так и десятки км.
Путешественнику стоит овладеть навыком перевода показателей истинного меридиана в магнитный и наоборот. Если отклонение происходит на запад, производится вычитание магнитного склонения, а если на восток — суммирование. Эта информация указана на нижней части карты. Так как показатели регулярно меняются, в связи с трансформацией магнитного поля Земли, путешественникам стоит пользоваться новыми картами.
Причины возможных ошибок
Никто не застрахован от ошибок и погрешностей. И в туризме при пересечении незнакомой местности такая проблема тоже может настичь. К основным факторам риска относят магнитное склонение, близкое расположение электрических устройств, металла, линий электропередач, а также неисправность главного прибора — компаса. Все причины, кроме первой, легко устраняются путешественниками.
Что касается магнитного склонения, то данные о нем необходимо знать. Они печатаются на картах, но следует учесть, что со временем сведения меняются и прежние расчеты могут оказаться ошибочными. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно обновлять карты. Особенно это касается аномальных зон, где наблюдается широкий диапазон колебаний. Чаще всего зоны с аномальными колебаниями встречаются в открытом океане. Этим объясняется установка на кораблях электромагнитных систем для навигации с дополнительной спутниковой связью.
Азимут является одной из самых востребованных методик ориентирования на местности. Определение азимута — незаменимый навык в длительных походах. Каждый путешественник должен знать, каким бывает азимут, что такое компас, как им пользоваться и что делать, если на следуемом пути неожиданно встретилось препятствие. Зная эти хитрости, можно отправляться в походы с уверенностью и удовольствием!
Методики определения азимута по карте
В зависимости от наличия оборудования под рукой и обстоятельств, путешественник выбирает подходящий способ определения азимутального угла с помощью карты.
Работа с транспортиром
Определить истинный азимут по транспортиру удастся, придерживаясь следующего алгоритма действий:
- расположите карту на ровной поверхности;
- отметьте исходную точку;
- через точку проведите прямую линию по вертикали;
- вторая точка на карте – объект, чей азимут определяется;
- две точки соединяются с помощью транспортира, изменяется угол между ними, полученные показатели фиксируются.
Поиск азимута с помощью планшетного магнитного компаса
Определить истинный азимут на карте получится с помощью компаса. Лучше выбрать планшетный вариант. С помощью крышки из пластика со значениями получают точные показатели. С этой задачей справится даже начинающий турист:
- Отмечаем на карте две точки (исходную и конечную).
- Пластиковую крышку размещаем параллельно намеченному маршруту.
- На каждой карте нарисована километровая разметка. Линии компаса должны совпадать с сеткой. Для этого прибор вращаем пока не получат нужный результат.
- С помощью данного метода устанавливаем дирекционный угол, который переводим в азимут.
Как определить азимут по карте
На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.
С помощью транспортира
В процессе вычисления азимута также пригодится линейка
При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа
Определение азимута с помощью транспортира
Порядок действий:
- Карандашом отметить место нахождения наблюдателя.
- Через него провести прямую, перпендикулярную к границам карты (верхней, нижней). Это будет направление С-Ю.
- Найти конечный пункт следования, соединить с начальной точкой.
- По северо-южной линии приложить транспортир так, чтоб его центр совместился с исходным местом.
- На пресечении шкалы измерительного инструмента с прямой, соединяющей отдаленный объект с точкой стояния, прочитать величину истинного азимута.
С помощью магнитного планшетного компаса
Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.
Магнитный планшетный компас
Порядок действий:
- Разместить компас на бумажной карте.
- Планшет аккуратно совместить с курсом (направить стрелку на конечный пункт похода).
- Прокрутить колбу так, чтоб красные линии (расположенные внизу устройства) стали параллельными вертикальным прямым на карте.
- Осевая стрелка прибора покажет величину дирекционного угла. Последний возможно легко перевести в нужный вид азимута.
С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты
Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.
Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты
Порядок действий:
- Обозначить исходную точку, провести через нее линию С-Ю.
- Найти конечный объект, соединить его с местом наблюдателя.
- Положить компас на топографическую карту, стрелку совместить с линиями долготы.
- Переместить центр прибора на прямую (начальная точка-конечный пункт).
- На пересечении последней и шкалы прочитать значение азимута.
Порядок движения по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
- наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута;
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.
Схема для движения по азимутам
На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.
Таблица исходных данных для движения по азимутам
№ точки |
Участок пути | Магнитный азимут, градусов | Расстояние, м | Время, мин | Расстояние, пары шагов |
1 | Сарай — курган | 20 | 1230 | 15 | 820 |
2 | Курган – дом лесника | 330 | 1250 | 15 | 835 |
3 | Дом лесника – перекресток дорог | 25 | 350 | 5 | 235 |
4 | Перекресток дорог — мост | 335 | 850 | 10 | 565 |
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.
Основы понятия
В современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.
Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.
Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.
Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.
Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе. Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу. Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.
Для кого и для чего нужен расчет азимута
Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:
- Выбор маршрута для достижения цели.
- Подбор ориентира для передвижения.
- Определение текущего места по 2 заданным точкам.
Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:
- астрономы;
- геодезисты;
- картографы;
- географы.
Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.
Разница между магнитным и истинным азимутом
Установление азимута на местности осуществляется исходя из курса на север
При этом, определяя истинный показатель, берётся во внимание географическое расположение полюсов. От северного и южного полюса зависит и форма Земли, и её ось вращения
Если для ориентирования использовать компас, то он укажет на магнитный полюс, который находится на некотором расстоянии от точного географического направления на север или юг. Этот факт объясняется действием вокруг планеты магнитного поля, которое не соответствует истинным полюсам Земли.
Магнитный азимут
Из-за этих несовпадений в процессе ориентировки необходимо помнить, что изображение на карте соответствует географическим полюсам, а стрелка компаса нацелена на магнитные полушария. В этом случае можно рассчитать магнитное склонение, которое представляет собой разницу между значениями углов.
В определённых местах Земли погрешность между азимутами может существенно повлиять на маршрут путешественника
Например, находясь в диапазоне экватора, очень важно учитывать склонение. Ошибка всего в несколько градусов может сбить с намеченного курса на несколько десятков километров
В процессе работы с компасом есть возможность узнать степень склонения, а также его направленность в зависимости от сторон горизонта:
- если прибор склоняется к востоку, то истинный меридиан и угол восточного склонения суммируются;
- когда компас стремится к западному направлению, то, соответственно, склонение называют западным, а в формуле применяется вычитание.
Такие вычисления нужны, чтобы узнать магнитный азимут, исходя из величины истинного.
Истинный азимут
Склонение не только зависит от территории его определения, но и изменяет своё значение с течением времени. Поэтому ориентировщикам рекомендуется использовать только последние версии топографических карт
Кроме этого карты должны быть максимально подробными, чтобы была возможность брать во внимание даже незначительные ориентиры
Показатель магнитного склонения часто указан в нижней части карты. Если в походе используется не обновлённая карта, следует узнать его новое значение. Для этого проводятся два действия:
- Умножить величину, которая показывает ежегодное изменение данного склонения, на общее количество лет, прошедших от начала действия используемой карты.
- Затем к полученному числу прибавить величину магнитного склонения, указанное первоначально.
Порядок внесение данных в ведомость
Изучим более подробно данный документ и порядок его заполнения. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе рассмотрим его на примере теодолитного хода, изображённого на рис. 2.
Рисунок 2. Схема разомкнутого теодолитного хода
После первичной камеральной обработки координаты точек, ориентирные и измеренные горизонтальные углы, а также расстояния между ними будут занесены в ведомость. На рис. 3. наглядно изображено, как она будет выглядеть в заполненном виде.
Стоит отметить, что в зависимости от технического задания и вида геодезических работ, ее оформление может отличаться, а некоторые величины отсутствовать или же наоборот.
Рисунок 3. Заполненная таблица ведомости вычисления координат теодолитного хода
Разберем каждую графу в данном документе по порядку его заполнения:
- Первая графа предназначена для снимаемых пунктов, которые нужно внести в бланк по порядку их возрастания.
- Координаты исходных точек должны быть записаны в раздел координат, под номерами 15 и 16. Он находится в самом конце таблицы.
- Начальные и конечные дирекционные углы (4) и румбы (5) вносят в одноименные столбцы.
- Второй раздел ведомости отведен под измеренные углы точек теодолитного хода.
- Далее следует горизонтальное проложение, которое определяется при помощи формул: \(D=d\cdot cos\nu \)
\(D^{2}=d^{2}-h^{2} \)
Рисунок 4. Начальные данные в ведомости
Потом идет определение невязок и ориентирных углов в такой последовательности:
- Определить сумму измеренных углов \(\sum \beta _{изм}\).
- Вычислить и занести в таблицу \(\sum \beta _{теор}\), применив следующее выражение: \(\sum \beta _{теор}=(\alpha _{н}-\alpha _{к})-180^{\circ}\cdot n\)
\(\alpha _{н},\alpha _{к}\), – конечный и начальный дирекционный угол; n – количество точек хода.
- Обозначенная в таблице формула \(f_{\beta}=\sum \beta _{изм}-\sum \beta _{теор}\)– угловая невязка хода.Рисунок 5. Положения ориентирных углов, невязок и знаков приращения в таблице.
- Выражение \(допf_{\beta}=1{}’\sqrt{n}\)– допустимая невязка.
- Применять выражение \(\Delta \beta =-f_{\beta}/n\) следует в том случае, если соблюдается условие \(f_{\beta}\leq допf_{\beta }\). При несоблюдении необходимо перепроверить исходные данные и предыдущие расчеты на предмет ошибок.
- Поправки в дальнейшем распределяют по измеренным углам и записывают в пункт 3, используя формулу: \(\beta _{испр}=\beta _{изм}+\Delta \beta \)
- Обязательно соблюдение условия:\((\sum \beta _{изм}-180^{\circ}\cdot n)=\sum \beta _{теор}\)
- Рассчитывается значение дирекционных углов и заноситься в пункт 4: для левых:\(\alpha _{n+1}=\alpha _{n}+ \beta _{изм}-180^{\circ}\)правых:\(\alpha _{n+1}=\alpha _{n}+ 180^{\circ} – \beta _{изм}\)
- Вычисляются румбы (пункт 5) и знаки приращения координат (п. 7,9,11,13)
Рисунок 6. Взаимосвязь румбов и дирекционных углов
Определение азимута по карте без компаса
Определение азимута Алгоритм определения истинного азимута по карте без компаса следующий:
- разверните карту и уложите на ровную поверхность;
- отметьте то место, где вы находитесь – его же и возьмете за отсчет;
- выберите интересующую вас точку – по отношению к ней будет определяться величина;
- соедините обе точки ровной линией до пересечения с ближайшим меридианом;
- приложите основание транспортира к меридианной линии;
- далее вам нужно измерять при помощи часовой стрелки угол между прямой линией и меридианом, чтобы в результате получить географический азимут.
Обратите внимание, что использовать величину, исчисляемую по карте для ориентации на своем пути нельзя. Дело в том, что она является географической и отличается от той, которую указывает компас (магнитный азимут)
Вам нужно преобразовать истинный в магнитный по специальной формуле: Магнитный = Истинный – магнитное склонение + сближение меридианов.
Кроме того, каждый год склонение меняется. Чтобы получить максимально точное значение, необходимо ежегодное изменение умножить на количество лет с момента издания карты.
Погрешности при движении по азимуту
Знание азимута не дает гарантии, что вы доберетесь до пункта назначения в точном соответствии с ожиданиями. Даже незначительное отклонение способно отразиться на достижении поставленной цели.
Так, погрешность в 5 градусов при прохождении заданного пути дает отклонение равное 100 метрам на отрезок в 1 км. Чтобы минимизировать риски погрешности следует внимательно составлять маршрут, а также изучить правила передвижения:
- запланированный маршрут рекомендуется разделить на несколько небольших отрезков. Каждый из них должен заканчиваться в точке с заданным ориентиром;
- если на пути возникают препятствия, то их следует обходить с левой или правой стороны поочередно. Так вы нивелируете погрешность;
- если препятствие значительное, то необходимо проконтролировать возвращение на заданный вектор движения;
- азимут для всего маршрута, каждого отрезка и расстояние рекомендуется рассчитать заранее, до начала пути. Так вы сбережете время в пути и сократите вероятность совершения грубой ошибки при расчетах;
- если вы двигаетесь по незнакомой вам ранее местности, то пройденный путь надо периодически проверять. Для этого достаточно оглядываться назад и проверять линейность движения.
Определение азимута по солнцу
Если вы оказались в диких условиях, а под рукой нет ни компаса, ни карты, азимут определяют другими способами, к примеру, с помощью обычных наручных часов (рисунок 8).
Для этого вам понадобится небесное светило и циферблат часов:
- Часы кладут на ровную поверхность, а часовую стрелку направляют на солнце.
- Далее из центра циферблата следует провести линию и поделить полученный угол пополам.
- Полученный вектор будет указывать направление с севера на юг. Теперь можно ориентироваться с помощью обычных физических законов. До полудня север будет находиться с левой стороны от стрелки, а после полудня – справа.
- Учитывая эту особенность, до 12 часов азимут определяют, отсчитывая значение против часовой стрелки, а после 12 – по часовой.
Рисунок 8. Определить азимут по солнцу помогут обычные наручные часы
Дальнейший маршрут составляют точно так же, как и при использовании компаса. Однако следует учитывать, что при данном методе погрешности в направлении движения будут минимальными.
Поделиться
- 60
14.03.2019
36 764
Погрешности и почему они возникают
Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр
Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:
Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно
Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.
Сверку азимута основного направления необходимо регулярно производить
Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.
Составление маршрута движения по азимуту и компасу
Данная величина определяется по выбранному пути или на намеченному ориентиру с помощью компаса. Есть и другие способы ориентирования на местности: движение по азимуту, который уже известен.
Составление маршрута
Рассмотрим подробно оба случая движения:
- Найдем угол с помощью компаса. Опустите фиксатор, чтобы стрелка начала колебаться. Через некоторое время она остановится и будет показывать на север. Поверните корпус прибора и совместите стрелку с буквой С на шкале. Положение мушки визира укажет на шкале показатель, определяемый компасом.
- Если величина известна, поворачивайте компас, чтобы указатель сровнялся с цифрой. Она соответствует величину, указываемой на компасе. Как и в предыдущем случае вам нужно добиться совпадения северной стороны стрелки со знаком севера. После этого, можно считать, что путь проложен правильно.
LКак правильно найти стороны света, читаем в этой статье: Как определить север и юг без компаса днем и ночью
Определение азимута по карте без компаса
Определение азимута Алгоритм определения истинного азимута по карте без компаса следующий:
- разверните карту и уложите на ровную поверхность;
- отметьте то место, где вы находитесь – его же и возьмете за отсчет;
- выберите интересующую вас точку – по отношению к ней будет определяться величина;
- соедините обе точки ровной линией до пересечения с ближайшим меридианом;
- приложите основание транспортира к меридианной линии;
- далее вам нужно измерять при помощи часовой стрелки угол между прямой линией и меридианом, чтобы в результате получить географический азимут.
Обратите внимание, что использовать величину, исчисляемую по карте для ориентации на своем пути нельзя. Дело в том, что она является географической и отличается от той, которую указывает компас (магнитный азимут)
Вам нужно преобразовать истинный в магнитный по специальной формуле: Магнитный = Истинный – магнитное склонение + сближение меридианов.
Кроме того, каждый год склонение меняется. Чтобы получить максимально точное значение, необходимо ежегодное изменение умножить на количество лет с момента издания карты.