Содержание материала
Самый известный трофей Группы убийц охотников
Стратегическое значение имели и бомбардировки британцами и американцами портов и заводов Третьего Рейха и оккупированных им территорий. Угроза с неба уничтожала волков Кригсмарине, даже не давая им выйти из баз.
В середине мая 1944 года подводная лодка U-505 отправилась на охоту к западному побережью Африки. Экипаж не подозревал, что уже через несколько недель его судно станет одним из самых известных трофеев Группы убийц охотников.
Военная служба U-505 складывалась драматично. Сперва она совершила несколько успешных походов, но потом началась черная полоса.
U — 505 / Фото из Википедии
Во время пятого похода U-505 повредили британские эсминцы. Далее субмарина несколько раз возвращалась с боевых заданий из-за различных технических неисправностей. Коллеги начали насмехаться и написали на стене «Охотничьи угодья U-505 — здесь».
Когда во время десятого похода англичане атаковали лодку глубинными бомбами, у капитана Петера Чеха случился нервный срыв и он застрелился. Его место занял Харальд Ланге.
Роковой двенадцатый поход
Двенадцатый поход стал для подводной лодки роковым. Он сам стал добычей амбициозного американского офицера Даниэля Геллери, возглавлявшего группу охотников.
Он первым начал отправлять самолеты в ночные рейды по Атлантике. Это было рискованно, но эффективно. Ведь ночью субмарины поднимались на поверхность, чтобы подзарядить батареи.
U-505 продолжили преследовать неудачи. Субмарина не могла подзарядиться из-за неисправной радиотехники. Как только судно пыталось подняться, радар сообщал об опасности. На самом деле, он фиксировал сигналы кораблей, которые были слишком далеко.
Однако, в полдень 4 июня U-505 столкнулся с реальной угрозой. Его атаковали американцы. U-505 погрузился и выбросил приманку, которую сразу же обстрелял эсминец. Но долго водить американцев вокруг пальца не удалось. Уже через минуту подводная «лодка-неудачник» вздрогнула от точного попадания глубинной бомбы.
Субмарину поглотила тьма, руль вышел из строя, в пробоину прорывалась вода. Капитан не хотел превращать судно в братскую могилу и приказал эвакуироваться. Немцы так спешили, что даже не заминировали субмарину. Правда, один моряк открыл кингстон. Но американцы, оперативно добравшиеся до судна, не дали ему затонуть.
Ценная находка изрядно пощекотала нервы командованию антигитлеровской коалиции. Через 2 дня должна была состояться высадка в Нормандии. Поэтому союзники боялись, что немцы узнают о захвате «Энигмы» и сменят шифры.
«Мы шли в Дакар, были всего в нескольких сотнях миль от африканского побережья. Но там было немецкое посольство. Мы могли увидеть захваченную сумбарину, а нам надо было сохранить это в тайне. Поэтому мы резко изменили курс и направились за 2 тысячи миль на Бермуды», – поделились боцман и машинист Группы 22.3 Уэйн Пикельс и Зенон Лукосьюс.
Zerstörer 1936A (моб)
Z39 под флагом США как DD-939 в 1945 году | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Построено | 1940–1943 |
В комиссии | 1942–1964 |
Завершенный | 7 |
Потерянный | 1 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Zerstörer 1936A (моб) |
Смещение | 3700 длинных тонн (3800 т) максимум |
Длина |
|
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Проект | 4,62 м (15 футов 2 дюйма) |
Движение |
|
Скорость | 37,5 узлов (69,5 км / ч; 43,2 миль / ч) |
Диапазон | 2240 морских миль (4150 км; 2580 миль) при 19 узлах (35 км / ч; 22 миль / ч) |
Дополнение | 330 |
Вооружение |
|
Когда в 1939 году разразилась война, запланированные новые классы эсминцев были отменены, и было заказано двенадцать дополнительных судов 1936А (от Z.31 до Z.42 , хотя последние три должны были быть отменены) с небольшими изменениями для ускорения строительства и экономии материалов. «Mob» означает «Mobilmachung» (мобилизация). 150-мм сдвоенные башни были изготовлены для запланированных , но так и не построенных линейных крейсеров класса «О» . На военной службе двигатели были более надежными, чем на более ранних кораблях, но в конце войны была обнаружена сильная коррозия.
Всего было построено семь экземпляров этого подкласса: один затонул, еще два были сильно повреждены и не отремонтированы. Остальные четыре были военной добычей, выделенной союзникам.
Z31 | Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 1 сентября 1940 г.
Спущен на воду: 15 апреля 1941 г. Спущен на воду |
Z32 | Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 1 ноября 1940 г.
Спущен на воду: 15 августа 1941 г. Спущен на воду |
Z33 | Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 22 декабря 1940 г.
Запущенный: 15 сентября 1941 |
Z34 | Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 14 января 1941 г.
Спущен на воду: 5 мая 1942 г. |
Z37 | Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.
Спущен на воду: 24 февраля 1941 г. |
Z38 | Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.
Спущен на воду: 5 августа 1941 г. Запущен в |
Z39 | Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.
Спущен на воду: 5 августа 1941 г. |
Черный май для Третьего Рейха
Со второй половины 1943 года успехи охотников Кригсмарине все больше сходили на нет. В последний месяц весны того года немцы потеряли в Атлантике 34 субмарины. Цифра была катастрофической для флота Третьего Рейха.
Тот период назвали «Черным маем». И уже тогда Дениц, который возглавил военно-морские силы Третьего Рейха, сказал: «Мы проиграли битву за Атлантику». Несмотря на это, немцы еще предприняли несколько попыток модернизировать подводные силы, чтобы удержаться на плаву.
«Внедряли самонаводящиеся акустические торпеды для потопления транспортов, использовали так называемый шнорхель. Это труба, которая поднималась и позволяла подводной лодке делать забор воздуха, не поднимаясь на поверхность», – рассказал Кузьмин. Однако было слишком поздно. Историк отметил, что колоссально не хватало сырья, ресурсов, потеряли много людей.
Успехи на сухопутном театре действий подкрепили позиции альянтов в море. После операции «Оверлорд» и потери немцами атлантических баз в Нормандии, борьбу в океане продолжали уже «одинокие волки» Кригсмарине, а не «стаи».
Битва продолжалась до капитуляции Германии
Битва за Атлантику продолжалась до самой капитуляции Германии. Последней потопленной акулой Кригсмарине, стала U-320. Ее ликвидировал американский бомбардировщик «Каталина».
Лишь за несколько часов до сдачи Третьего Рейха 8 мая 1945 года волки Гитлера в последний раз оскалили зубы, торпедировав 3 норвежских грузовых судна.
Битва за Атлантику во Второй мировой войне потеряла более 70 тысяч моряков союзников. На дно ушли 3,5 тысячи торговых судов и 175 боевых кораблей. Океан похоронил 30 тысяч немецких моряков и почти 800 субмарин Кригсмарине.
После того как Германия капитулировала, ее флот все еще насчитывал почти 1,5 сотни боеспособных субмарин. Алиянты сперва устроили победный парад. Трофейные лодки проводили через английские порты и снимали ценное оборудование. Наконец их пришвартовали в:
- Северной Ирландии;
- Шотландии.
Операция «Дедлайт»
Подводные охотники Гитлера, которые раньше «сеяли ужас» в океане, стали ненужными. Победители не планировали использовать U-боты по назначению. И с ноября 1945 по февраль 1946 года затопили большинство захваченных судов.
Операция получила название «Дедлайт». Союзники сохранили и поделили между собой лишь несколько субмарин, которые впоследствии использовали как мишени для тренировок. А знаменитая U-505 и U-995 из грозного оружия превратились в музейные экспонаты.
Литература
- Angolia, John R .; Шлихт, Адольф (1993). Die Kriegsmarine — Униформа и традиции 3 Том . Публикация Р. Джеймса Бендера. ISBN 9780912138459 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (2003). Der U-Boot-Krieg 1939–1945 — Die Ritterkreuzträger der U-Boot-Waffe от сентября 1939 г. до мая 1945 г. [ Война подводных лодок 1939–1945 гг. — Рыцарские крестоносцы подводных лодок с сентября 1939 по май 1945 г. ] (на немецком). Гамбург, Берлин, Бонн Германия: Verlag ES Mittler & Sohn. ISBN 978-3-8132-0515-2 .
- Дэвис, Брайан Ли (1984). . Arco Pub. ISBN 978-0668036207 .
- Oberkommando der Kriegsmarine (1992). Das Große Flaggenbuch (на немецком языке). Маврикий Buch Verlag. ISBN 978-3980334204 .
Лучшие Австро-Венгерские подводники
В годы Первой мировой войны малочисленный австро-венгерский подводный флот упорно сражался, достигая заметных успехов. Подводники Австро-Венгрии никогда не достигали успехов, сопоставимых с результатами их немецких коллег. Но тем не менее они потопили 108 торговых судов общим тоннажем 196 102 тонн, среди них много парусных и паровых каботажников. На их счету потопленные два броненосные крейсера, пять эсминцев и две подводные лодки. Еще один линкор, два крейсера и эсминец были повреждены.
Ниже приводится тройка лучших подводников ВМС Австро-Венгрии. Стоит отметить, что у всех в списке побед, кроме транспортных судов, есть и боевые корабли класса эсминец или крейсер.
Наиболее результативные командиры подводных лодок ВМС Австро-Венгрии | ||
---|---|---|
№ | Фото | Коротко об офицере |
1 | Георг Людвиг Риттер фон Трапп (нем. Georg Ritter von Trapp) командир подлодок SM U-5 SM U-6 и SM U-14. Его успехи исчисляются в потоплении двух военных кораблей в том числе итальянская подводная лодка Nereide и крупный французский броненосный крейсер Leon Gambetta, 11 транспортных судов и еще один транспорт приведен в качестве приза. Всего 14 кораблей водоизмещением 61 328 тонн. За свои успехи был награжден рыцарским крестом Военного ордена Марии Терезии. | |
2 | Одним из наиболее результативным подводником Австро-Венгрии считается представитель одной из самых сухопутных наций империи чех Зденек Худечек (нем. Zdenko Hudecek). В годы Первой мировой войны командир подлодок SM U-17 и SM U-28. На них он потопил эсминец и 10 транспортов общим водоизмещением 45 423 тонн, еще один транспорт (в 5 592 тонн) был поврежден. В его статистике не отражены многие мелкие прибрежные корабли и парусники. | |
3 | Рудольф Вильгельм Сингуле (нем. Rudolf Singule) — офицер подводник военно-морских сил Австро-Венгрии и кригсмарине. Участник Первой и Второй мировых войн. Командир подводных лодок SM U-4 и UD-4. Кавалер рыцарского креста Военного ордена Марии Терезии. В рейтинге командиров подводников ВМС Австро-Венгрии занимал почетное третье место. За ним числится потопленными: 14 транспортных судов в общей сложности тоннажем 15 039 тонн и потопленный 1 военный корабль водоизмещением 7 234 тонн. Также он смог повредить: 2 транспорта тоннажем 3 535 тонн и 1 военный корабль водоизмещением 5 400 тонн. Еще 2 корабля привел в качестве приза. |
Военно-морское командование
Эрих Редер был командиром Кригсмарине дольше всех, занимая этот пост почти восемь лет, прежде чем ушел в отставку из-за разногласий в морской политике с Адольфом Гитлером .
Высшим руководящим органом Кригсмарине была Oberkommando der Marine (OKM), которую возглавлял главнокомандующий флотом Германии ( Oberbefehlshaber der Kriegsmarine ). ОКМ, в свою очередь, подчинялось верховному командованию Вермахта ; военно-морские дела часто управлялись независимо от воли армии, под руководством Oberkommando des Heeres . Военно-морской флот и Люфтваффе (ВВС) также имели слабую координацию, что приводило к серьезным задержкам в развитии морской авиации.
Следующий персонал служил главнокомандующим немецким флотом с момента создания Кригсмарине в 1935 году до падения нацистской Германии десятью годами позже.
- Эрих Рэдер : 1935–1943 (также служил в рейхсмарине CinC)
- Карл Дёниц : 1943–1945 (ранее был командиром подводных лодок)
- Ханс-Георг фон Фридебург : май 1945 г. (отсидел 22 дня до самоубийства)
- Вальтер Варжеча : май — июнь 1945 г. (прослужил один месяц до расформирования почты)
Внутри OKM было несколько дополнительных офисов, наиболее важным из которых был Seekriegsleitung (SKL), который координировал военно-морские войны и оперативные планы. Также существовали офисы по военно-морскому строительству, оружию, а также общее управление по военно-морским делам ( Allgemeines Marineamt ). Офис снабжения и материально-технического обеспечения, известный как Marinekommandoamt , отвечал за все потребности квартирмейстера.
Кригсмарине не поддерживал независимую военно — морской разведки отрасли, но вместо того, чтобы полагаться на абвер , координирующий интеллект для всех отраслей немецкой армии. Адмирал Вильгельм Канарис был главой абвера на протяжении большей части его существования, пока не был заменен незадолго до заговора 20 июля против Гитлера. После этого абвер был преобразован в Sicherheitsdienst и находился в ведении СС под руководством Вальтера Шелленберга .
Командующий флотом
Командующий флотом Кригсмарине, который был членом Верховного командования ВМФ, был высшим административным должностным лицом, которому подчинялись командиры судов. Эта должность на самом деле не командовала морским флотом, но была более сопоставима с нынешним начальником военно-морских операций или инспектором военно-морского флота .
Parade Uniform
Winter Dress Uniform — Worn with medals on ceremonial occasions. Sailors in honour guards wear jackboots.Summer Uniform — Authorised for wear during Summer and all year in the tropics. Worn with medals on ceremonial occasions. Sailors in honour guards wear jackboots. A side-cap is optional for non-ceremonial occasions.Coastal Branch Field Grey Dress Uniform — Coastal arms of the Kriegsmarine, including coastal artillery and military police, wear a field grey uniform with Kriegsmarine insignia. This uniform is fairly rare. Coastal Branch Khaki Dress Uniform — Worn by the Coastal Branch during summer. It is the equivalent of the white uniform of the rest of the Navy.
Корабль размером с эсминец
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Ботинки Flottentorpedoboot 1939 ( класс Эльбинг ) |
Строители | Шихау |
В комиссии | 1941–1944 |
Завершенный | 15 |
Потерянный | 11 |
Общие характеристики | |
Смещение | 1755 длинных тонн (1783 т) максимум |
Длина |
|
Луч | 10 м (32 футов 10 дюймов) |
Проект | 3,22 м (10 футов 7 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль / ч) |
Диапазон | 2400 миль (4400 км; 2800 миль) при 19 узлах (35 км / ч; 22 миль / ч) |
Дополнение | 205 |
Вооружение |
|
Кригсмарине было несколько миноносец классов с перемещениями между 1000 и 1300 тонн (например, Möwe -класса флота миноносцы и Torpedo типа лодки 35 ). Они сидели в размерах между торпедой -equipped быстрой атакой лодками (известных союзниками , как E-лодка ) и разрушителями. В 1939 году немцы начали работу над новыми проектами, которые были ответом на недостатки более ранних разработок. Эти « торпедные катера флота » ( Flottentorpedoboot ) были большими, 1755 тонн, и более подходили для сопровождения и для противовоздушной обороны, а также для торпедных атак, и во многих отношениях они были сопоставимы с некоторыми классами британских эсминцев. Все они были заложены во время войны.
Ботинки Flottentorpedoboot 1939 (класс Эльбинг)
Первые корабли флота были сопоставимы по размеру, вооружению и применению со стандартными британскими типами эсминцев. Пятнадцать были заложены между 1940 и 1942 годами на верфи Schichau в Эльбинге (ныне Эльблонг), и поэтому союзники назвали их классом Elbing.
Последний был сдан в эксплуатацию в конце 1944 года; трое пережили войну и служили в военно-морских силах союзников. Кораблям были присвоены номера от Т22 до Т36.
Ботинки Flottentorpedoboot 1940
После капитуляции Нидерландов с голландскими верфями был заключен контракт на постройку 24 лодок по голландской конструкции. Только три из этих 2600-тонных судов были спущены на воду. Эти трое были перевезены на Балтику в 1944 году для работы, но ни одна из них не была достроена.
Ботинки Flottentorpedoboot 1941
Это была разработка класса 1939 года, с более мощными двигателями и большим количеством зенитных орудий. Пятнадцать были заложены или спущены на воду с 1942 г., но к концу войны ни один не был достроен.
Ботинки Flottentorpedoboot 1944 г.
Это должны были быть океанские суда, в отличие от судов Северного моря или прибрежных судов, способные работать с флотом, с большей дальностью действия и упором на зенитное вооружение. Девять были заказаны в марте 1944 года; однако впоследствии заказ был отменен, а строительство не началось.
Легендарная шифровальная машина
U-110, который так и не пошел ко дну, сыграл важную роль в судьбе битвы за Атлантику. Перед эвакуацией экипаж не уничтожил секретные документы и оборудование. Так в руки союзников попал экземпляр легендарной шифровальной машины «Энигма».
Это помогло криптоаналитикам существенно продвинуться во взламывании ее кодов. Первыми над разгадкой секретов «Энигмы» начали работать еще задолго до войны специалисты из польского Бюро шифров – математики Познанского университета.
Шифровальная машина «Энигма» / Фото из Википедии
После начала Второй мировой работа над взломом «Энигмы» перешла в центр британской разведки Station-X, впоследствии известный как Bletchley Park. Время от времени, немцы вносили изменения в конструкцию «Энигмы», что отбрасывало союзных криптографов на несколько шагов назад. И вот U-110 отдала в руки алиянтам козырь в этой криптовалюте.
По словам кандидата исторических наук из «Львовской политехники» Романа Кузьмина, фактически с 1943 года из-за этого немцы несли огромные потери. Британцы узнавали маршруты следования «волчьих стай».
Так, за один день Германия «подарила» своим противникам экземпляр «Энигмы» и потеряла опытного офицера, который потопил 19 кораблей. К 1943 году погибли также:
- Лотар фон Арно де ла Перьер;
- Гюнтер Прин;
- Иоахим Шепке;
- Йохан Морр.
Потеря подводных асов Кригсмарине, которые были символами для Третьего Рейха, подорвала уверенность немцев. Также на субмаринах не хватало рядового состава.
В 1942 году британский адмирал Макс Хортон наладил работу противолодочных ударно-поисковых групп. Они оказались очень эффективными в борьбе с «волчьими стаями». Хортон организовал систему групп поддержки или так называемых Групп убийц охотников.
Англо-канадские и американские экипажи не только охраняли конвои, а могли при необходимости оставлять их на длительное время, чтобы преследовать субмарины противника. Но основную роль сыграла авиация. Самолеты постоянно прикрывали торговые корабли с прибрежных баз и авианосцев.
Американцы, которые вступили в войну в 1941 году, спускали на воду больше кораблей, чем немцы могли физически потопить. И это при том, что основную долю флота американцы сосредоточили на Тихом океане
Ведь для них, борьба с Японией была не менее важной, чем противодействие Германии
«В какой-то момент американцы играли в битве за Атлантику по бразильской футбольной системе: вы потопите, сколько сможете, а мы проведем, сколько захотим», – отметил военный историк Управления стратегических коммуникаций Вооруженных сил Украины Василий Павлов.
Сухопутные и штабные войска
Офицер береговой артиллерии в форме берегового персонала ВМФ
Наземный персонал Кригсмарине постоянно работал на берегу, как правило, из-за характера их профессиональной деятельности. Персонал и вспомогательный персонал обычно меняются с берегового и морского дежурства в зависимости от характера их назначения.
Морская пехота
Кригсмарине содержала крупные сухопутные силы, организованные по тем же принципам, что и немецкая армия, известная как морская пехота . В составе действовало пять пехотных дивизий морской пехоты, а также две отдельные пехотные бригады морской пехоты. Внутри каждая дивизия и бригада состояли из нескольких полков, которые были разделены на следующие классы:
- Морской пехотный полк (морской пехотный полк)
- Marine-Schützen-Regimenter (Морской стрелковый полк)
- Морской гренадерский полк (Морской гренадерский полк
- Морской Эрзац-полк (Морской запасной полк)
Внутри каждого полка находились в подчинении морпех-батайон . Кригсмарине также содержала две Divisionskampfgruppen (Дивизионные боевые группы), которые состояли из трех стрелковых и двух запасных полков.
Морская артиллерия и ПВО
Морская артиллерия и зенитные экипажи Кригсмарине считались береговым персоналом и закреплялись за морской артиллерией Marine-Artillerie-Einheiten (для морской артиллерии) или Marine-Flak-Einheiten (морская зенитная авиация). Артиллерийские части были организованы в полки или секции, а зенитные части — в бригады и полки. Оба типа подразделений были закреплены за различными портами и гаванями и, таким образом, находились в непосредственном оперативном подчинении как командиров портов, так и командующих силами безопасности портов. Во время фактического вторжения войск противника в прибрежные районы эти части входили в зону морской обороны .
Персонал и вспомогательные подразделения
Кригсмарине поддерживается несколько единиц преданных своему делу сотрудников , которые были сохранены в качестве самостоятельных единиц , как правило , присоединенную к команде ВМФ берегового. Члены штабного корпуса также могут быть вкраплены в регулярные подразделения ВМФ, такие как корабли и береговые базы, чтобы служить в составе регулярного состава. Ниже перечислены четыре основных сотрудника и вспомогательные подразделения:
- Marine-Pionier-Einheiten (военно-морские инженеры)
- Marine-Nachrichten (военно-морские сигнальные подразделения)
- Marine-Kraftfahr-Kompanie (Морские транспортные компании)
- Sanitätseinheiten (Медицинские подразделения)
Организация
1. Императ. штандарт. 2. Императ. брейдвымпел. 3. Флаг ген.-адмирала. 4. Флаг мор. министра (статс-секретаря мор. ведомства) 5. Флаг главн. инспектора флота. 6. Флаг адмирала. 7. Флаг в.-адмирала. 8. Флаг к.-адмирала. 9. Брейдвымпел коммондора. 10. Брейдвымпел начальника отряда. 11. Брейдвымпел дивизиона. 12. Вымпел. 13. Военный флаг. 14. Гюйс. 15. Национальный (коммерческий) флаг. 16. Флаг коммерч. судов, командирами коих состоят бывш. офицеры флота. 17. Колониальный флаг. 18. Флаг лоцманского и таможен. ведомств. 19. То же для Макленбурга. 20. То же для Ольденбурга. 21. То же для Любека. 22. То же для Бремена. 23. То же для Гамбурга.
В 1889 году было упразднено германское адмиралтейство с заменой его тремя органами:
- высшее командование флота
- имперское морское министерство
- морской кабинет
Разработка оперативных планов перешла к высшему командованию флотом, которое последовательно возглавляли адмиралы фон дер Гольц (29.01.1889–1895 года) и фон Кнорр (1895–1899 года).
В 1899 году последовало повеление кайзера Вильгельма II, изменявшее существующее до сих пор устройство управления германским военно-морским флотом. В первом квартале 1899 года вышло два важнейших постановления кабинета министров Германии.
Первым постановлением от 27 февраля 1899 года ввели поправку к закону 1898 года о флоте о введении новой классификации типов кораблей. Броненосцы 1-го класса, и броненосцы 3-го класса получали единое обозначение «линейный корабль».
Ввиду принятого кайзером решения взять на себя непосредственное руководство военно-морскими силами империи, вторым постановлением кабинета министров от 14 марта 1899 года высшее командование военно-морского флота упразднили, поскольку сделалось ненужным существование главного командования как промежуточной инстанции между главой государства и высшими морскими должностными лицами. При этом его функции перешли к шести непосредственно подчинённым кайзеру командным инстанциям:
- главное инспекторское бюро флота,
- имперское морское министерство,
- главный морской штаб,
- морской кабинет,
- главные командиры портов Балтийского и Северного морей,
- начальники эскадр — практической и крейсеров
Главную роль в командовании играли имперское морское министерство и морской кабинет. Однако штабное отделение высшего командования оставили и присвоили ему на будущее название морского генерального штаба, чем регламентировали его непосредственное участие в планировании будущих операций военно-морского флота Германии. Начальник штабного отделения вице-адмирал Бендеманн стал первым начальником морского генерального штаба. Одновременно 1-ю эскадру напрямую подчинили непосредственно самому кайзеру, а во главе главного инспекторского бюро флота поставили одного из старейших адмиралов. Морской кабинет также сохранил своё существование, причём, кроме своих постоянных функций, в круг его компетенции включили решение кадровых вопросов (назначения, награды, браки и пр. офицерского состава флота).
Тактической деятельностью и оперативными разработками теперь ведал главный морской штаб посредством своих служебных инстанций, основным из которых стал морской генеральный штаб. До первой мировой войны на посту начальника морского генерального штаба сменилось семь адмиралов.
Вопросы боевой подготовки были поручены имперскому морскому министерству главному морскому штабу. Идею генерала фон Каприви — нападение на северное побережье Франции — разделяли и высшее командование флотом, и морской генеральный штаб, и её положили в основу оперативных планов как на случай изолированного конфликта с Францией, так и военного столкновения Двойственного или Тройственного союзов.
U-Boote.ru
СТАТИСТИКА ПО НЕМЕЦКИМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Перед началом и во время Второй мировой войны Германией было построено, укомплектовано личным составом и подготовлено к плаванию 1153 подводные лодки : I серии — 2, II серии — 50, VII серии — 703, IX серии — 194, X серии — 8, XIV серии — 10, XVII серии — 7, XXI серии — 118, XXIII серии — 61.
15 иностранных подводных лодок
было реквизировано или захвачено, укомплектовано личным составом и введено в строй. Некоторые из них участвовали в боевых операциях: (турецкая), UD-3 и UD-5 (голландские); большинство были учебными: (британская), UC-1 и UC-2 (норвежские), UD-1, UD-2 и UD-4 (голландские), UF-2 (французская); транспортными являлись: UIT-22, UIT-23, UIT-24 и UIT-25 (итальянские); не использовалась: UIT-21 (итальянская).
- Самыми многочисленными построенными, укомплектованными личным составом и подготовленными к плаванию были лодки следующих типов:
- тип VIIC —568 подводных лодок.
- тип VIIC/41 —91 подводная лодка.
- тип IXC/40 —87 подводных лодок.
- Общие потери Кригсмаринево Второй мировой войне составили
766 подводных лодок . Ежегодные потери немецких подводных лодок распределены следующим образом:
1939 год —9 подводных лодок;
1940 год —24 подводные лодки;
1941 год —35 подводных лодок;
1942 год —86 подводных лодок;
1943 год —243 подводные лодки;
1944 год —249 подводных лодок;
1945 год —120 подводных лодок.
Общий численный состав подводников, погибших во Второй мировой войне, составил 28728 человек
, что равняется75-80% от числа моряков, служивших на боевых подводных лодках. К концу войны в живых осталось около7000 членов экипажей немецких подводных лодок.
Суммарные потери союзников и нейтральных стран от немецких подводных лодок составили по одним данным 2919 судов
общим тоннажем14879472 брутто-регистровые тонны , по другим данным2882 судна общим тоннажем14408412 брутто-регистровых тонн . Повреждения получили264 судна общим тоннажем1989703 брутто-регистровых тонн .
- Самыми результативными были следующие немецкие капитаны-подводники:
- Фрегаттен-капитан Отто Кречмер — 47 судов общим тоннажем274418 тонн.
- Капитан-цур-зее Вольфганг Лют — 47 судов общим тоннажем225756 тонн.
- Фрегаттен-капитан Эрих Топп — 36 судов общим тоннажем198650 тонн.
- Самыми результативными были следующие немецкие подводные лодки:
- U-48 — уничтожено 51 транспортное судно общим тоннажем306874 тонны.
- U-103 — уничтожено 45 транспортных судов общим тоннажем237596 тонн.
- U-123 — уничтожено 42 транспортных судна общим тоннажем219924 тонны.
- Самые длительные плавания совершили следующие немецкие подводные лодки:
- U-196 — 225 суток с 13 марта по 23 октября 1943 года (Эйтель-Фридрих Кентрат).
- U-181 — 206 суток с 23 марта по 14 октября 1943 года (Вольфганг Лют).
- U-198 — 200 суток с 09 марта по 24 сентября 1943 года (Вернер Хартман).
СПИСОК НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Список всех построенных, укомплектованных личным составом и подготовленных к плаванию немецких подводных лодок, а также реквизированных и захваченных иностранных подводных лодок находится на этой странице
Боевое применение
Первоначально предназначавшиеся для борьбы с минной опасностью, «раумботы» стали «рабочими лошадками» немецкого флота. Помимо «работы по специальности», они использовались для сопровождения конвоев, патрулирования, борьбы с подводными лодками и катерами противника, разведки, спасения сбитых летчиков, минных постановок и обстрела берега. Катера-тральщики применялись на всех театрах военных действий, где были задействованы Кригсмарине: от Заполярья и Ла-Манша до Черного и Средиземного моря. Активное использование привело к значительным потерям — к концу войны уцелело всего 140 «раумботов».
Описание конструкции
Корпус
Принцип работы движителя Фойта-Шнайдера
Корпус катеров-тральщиков в целом повторял конструкцию корпусов «шнелльботов». «Раумботы» точно также имели металлический набор и деревянную двуслойную обшивку корпуса. Дополнительным достоинством деревянного корпуса, в случае тральщиков стало его меньшее магнитное поле, по сравнению со стальным.
Силовая установка
В отличие от «шнелльботов», большинство катеров-тральщиков Кригсмарине имели двухвальную силовую установку. Связано это было с меньшими требованиями, предъявляемыми к скорости тральщиков и сторожевиков. Исключением стали 12 так называемых «эскортных» «раумботов» (Geleit-Räumboote) (R-301 — R-312), получивших трехвальную силовую установку. Использовались на «раумботах» дизеля фирмы MAN, которые были признаны непригодными для торпедных катеров из-за рядного расположения цилиндров. Если на «шнелльботах» высокий центр тяжести рядных моторов приводил к слишком сильным нагрузкам на корпус при резких маневрах на высокой скорости, то более тихоходные «раумботы» с такой проблемой не сталкивались.
Ключевой особенностью «раумботов» стал отказ на многих катерах от использования классических винтов. Вместо них устанавливались крыльчатые движители Фойта-Шнайдера. Этот движитель состоит из круглой пластины, вращающейся вокруг вертикальной оси, со множеством вертикальных лопастей. Каждая лопасть вращается вокруг вертикальной оси по эпициклоиде при помощи внутреннего механизма. работающего аналогично автомату перекоса на вертолете и изменяющего угол атаки лезвий в синхронизации с вращением пластины.
Два движителя Фойта-Шнайдера на корпусе судна
Крыльчатый движитель позволял практически мгновенно изменять упор судна в диапазоне от 0 до 360 градусов. Благодаря этому «раумботы», оснащенные движителями Фойта-Шнайдера, показывали превосходную маневренность. Однако крыльчатые движители были сложны в производстве и обслуживании, в связи с чем от их использования постепенно отказались. Крыльчатые движители получили все ранние «раумботы», однако уже в 1943 из 177 сданных флоту катеров 67 имели винты. Все катера, построенные в 1944-45 годах также имели винтовые, а не крыльчатые движители.