Содержание материала
согласно директиве ОКХ от 29.05.1942
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Полковник |
|||||||||||||||||||||||||||
Генерал-майор |
||||||||||||||||||||||||||||
Генерал-лейтенант |
||||||||||||||||||||||||||||
Генерал |
Звания и знаки
различия формирований русских коллаборационистов
История
Летом 1944 года Генрих Гиммлер и СС заинтересовались получением контроля над 1-й казачьей дивизией под командованием Гельмута фон Паннвица . В июле 1944 года Гиммлер обсуждал организацию казачьей боевой части в районе Белостока и просил Гитлера включить казачью дивизию в организационную структуру СС. 26 августа 1944 года он встретился с Паннвицем и его начальником штаба. Гиммлер планировал собрать все казачьи части для формирования второй казачьей дивизии и предлагал передать 1-ю казачью дивизию СС. Все части должны были быть переданы под командование фон Паннвица. Поначалу Паннвиц не хотел, но в конце концов согласился передать свою дивизию под управление СС. И немецкие кадры, и казачьи войска сохранят свою традиционную форму и вермахтские или казачьи звания. Паннвиц надеялся поднять низкий боевой дух своего подразделения и получить больше припасов и лучшее снаряжение.
Солдат отряда донских казаков XV СС с пехотным орудием во время Варшавского восстания.
В ноябре 1944 года 1-я казачья дивизия была передана войскам СС. Главное оперативное управление СС реорганизованы разделение и использовали дополнительные казачье боевых частей из армии и Ordnungspolizei с образованием 2 — й казачьей дивизии . Оба подразделения было помещены под командованием XV СС казачьей кавалерийского корпуса 1 февраля 1945 года С передачей Добровольческой казачьей-Штамм-полкой 5 из Freiwilligen-Штамм-отдела в тот же день захвата казачьих единиц к Waffen-SS был готов. По словам Сэмюэля Дж. Ньюленда, корпус, состоящий из 1-й и 2-й кавалерийских бригад, а также 1-й и 2-й дивизий, был фактически сформирован 25 февраля 1945 года, когда он был официально создан Верховным командованием. Корпус первоначально подчинялся группе армий F в Хорватии, а с марта 1945 года — группе армий E в Хорватии.
Корпус поддержал немецкую наступательную операцию «Весеннее пробуждение» в Венгрии, начав наступление на советский плацдарм в Валпово на Драве . В течение апреля корпус участвовал в незначительных боевых действиях, а затем 3 мая 1945 года начал отход из Югославии. Старшие офицеры пришли к выводу, что корпус должен с боями вернуться в Австрию, чтобы быть захваченным англичанами. Согласно одному источнику, Паннвиц считал, что Запад очень пригодится Корпусу как военному антибольшевистскому восточному формированию. 2-я дивизия прикрывала отход 1-й дивизии от партизанских сил. Не затронутые капитуляцией Германии 8 мая и требованиями партизан о капитуляции, казачьи части продолжали бои на пути к британской зоне. 10 мая Паннвиц сдался британцам, а 13 мая 1945 года последние подразделения дивизии достигли британской зоны.
Формирование корпуса[править | править код]
Первое казачье подразделение из военнопленных было сформировано при поддержке командования группы армий «Центр» в конце 1941 года донским казаком И. Н. Кононовым, бывшим командиром Красной Армии.
В самом начале войны полк Кононова в полном составе, за исключением нескольких комиссаров, добровольно перешёл линию фронта на участке, которым командовал генерал Шенкендорф. В своём дневнике Кононов записал:
Единственным условием, которое поставил перед немцами Кононов, было его участие в создании освободительной армии для свержения сталинского режима.
При содействии Шенкендорфа он приступил к организации сначала казачьего эскадрона, а затем и полка, который именовался вначале 120-м Донским казачьим полком. Набор в полк происходил в лагерях для военнопленных в Могилеве, Гомеле, Борисове, Невеле, Лепеле, Витебске, Смоленске и Орше. В частности, из лагеря в Могилеве было отобрано 500 человек, из них 400 казаков. Знаменосцем полка стал казак Белоградов, два брата и четыре сына которого были расстреляны чекистами. Сам он провёл 12 лет в сталинских лагерях. По разным оценкам, численность нового полка Кононова, переформированного из 436-го стрелкового полка Красной Армии и дополненного пленными красноармейцами и офицерами, к середине сентября 1941 года (то есть спустя месяц после перехода линии фронта) составляла от 1600 до 1800 человек, в том числе 77 офицеров.
К августу 1942 года Кононов сформировал шесть эскадронов, которые в конце года были сведены в 600-й полк Донских казаков. 17 января 1943 года полк Кононова переименовывается в 600-й Донской казачий батальон. К этому времени его численность достигала 3000 человек.
В апреле 1943 года 600-й батальон был включён в состав создававшейся в то время 1-й Казачьей дивизии под командованием генерала Гельмута фон Паннвица,
24 сентября 1943 года дивизия была направлена в Югославию. На 4 ноября 1943 года личный состав 15-го казачьего кавалерийского корпуса насчитывал 18 тысяч 555 человек, в том числе 191 казачий офицер и 14315 казачьих унтер-офицеров и рядовых, а также 222 немецких офицера и 3827 немецких унтер-офицеров и рядовых.
В августе 1944 года все иностранные национальные формирования вермахта были переданы в ведение СС. В начале сентября 1944 года в ставке Гиммлера состоялось совещание с участием фон Паннвица и других командиров казачьих формирований, где было принято решение о развертывании 1-й казачьей кавалерийской дивизии фон Паннвица в корпус. Одновременно предполагалось провести среди оказавшихся на территории рейха казаков мобилизацию, для чего при Главном штабе СС был образован специальный орган — Резерв казачьих войск во главе с генерал-лейтенантом А. Г. Шкуро. Генерал П. Н. Краснов с марта 1944 года возглавил созданное под эгидой восточного министерства Главное управление казачьих войск. Шкуро и Краснов обратились к казакам с призывами подниматься на борьбу с большевизмом.
Приказом от 4 ноября 1944 года 1-я казачья дивизия была передана из вермахта в состав войск СС.
Полностью корпус развёрнут из 1-й казачьей кавалерийской дивизии СС 25 февраля 1945 года. Командиром корпуса остался Паннвиц.
1-я и 2-я бригады были переименованы в дивизии без изменения организационной структуры и численности. На базе 5-го Донского полка Кононова началось формирование Пластунской бригады в составе двух полков с перспективой её развертывания в 3-ю казачью дивизию. Конно-артиллерийские дивизионы в дивизиях переформировывались в полки.
Таким образом, численность корпуса достигла 25 000 человек, включая 3000—5000 немцев. Кроме этого, в конце войны вместе с 15-м казачьим корпусом действовали:
- Калмыцкий полк (до 5000 человек)
- Кавказский конный дивизион
- Украинский батальон СС
- Группа танкистов РОА
С учётом данных формирований под командованием группенфюрера и генерал-лейтенанта войск СС (с 1.02.1945) фон Паннвица находилось 30 — 35 тыс. человек.
20 апреля 1945 года 15-й казачий кавалерийский корпус вошёл в состав ВС КОНР. В составе войск СС корпус был около двух месяцев, а включая дивизионный период — около четырёх месяцев.
Согласно «Ведомости боевого состава РОА», составленной начальником оперативного отдела штаба РОА полковником Алданом (А. Г. Неряниным), в начале мая 1945 года 15-й Казачий кавалерийский корпус имел численность «более 40 тысяч человек» (с учётом семей и инвалидов).
Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.
Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.
Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.
Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.
Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.
Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.
Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.
По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.
Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.
Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.
Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).
В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.
Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.
Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»
И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.
В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.
Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.
Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.
К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.
Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.
В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.
Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».
То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.
Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».
Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.
Речь Посполитая
Подобные обмены происходили между Россией, Османской империей и Содружеством; Каждый из них часто пытался использовать разжигание войны казаков в своих целях. Казаки же были счастливы грабить всех более или менее поровну. Между 16 и 17 веками запорожские казаки стали подданными сначала Великого княжества Литовского, а затем Люблинской унии Речи Посполитой.
Используя небольшие мелкосидящие и маневренные галеры, известные как « чайки» , они быстро пересекли Черное море. По собственным данным казаков, эти суда с экипажем от 50 до 70 человек могли достичь анатолийского побережья Малой Азии от устья Днепра за сорок часов. Chaiky часто сопровождались большими галер , которые служили в качестве центров управления и контроля. Набеги также приобрели отчетливую политическую цель после того, как Петр Конашевич-Сагайдачный стал гетманом в 1613 году, намереваясь при поддержке европейских государств превратить войско в ядро украинской нации.
» Богдан Хмельницкий с Тугай-беем во Львове «, холст, масло, 1885 г., Национальный музей в Варшаве . Хмельницкое восстание 1648–1654 гг. Автор Ян Матейко
К 1618 году запорожцы были членами Антитурецкой лиги, поскольку Шайдачный перенес свою власть в Киев , региональную столицу польской короны.
Боевыми качествами морских казаков восхищались даже в османских летописях: «Можно с уверенностью сказать, что во всем мире нельзя найти людей более беззаботно относящихся к своей жизни или менее опасающихся смерти; люди, разбирающиеся в мореплавании, утверждают, что из-за своего мастерства и смелости в морских сражениях эти отряды более опасны, чем любой другой противник ».
В 1615 году налетчики даже приплыли к стенам Царгорода , как они называли турецкую столицу, грабя порты Мизевна и Архиока. Попытка турок блокировать остров Березань и лишить казаков доступ к морю потерпела поражение весной 1616 года. Рейдеры захватили Каффу , которая была сожжена после освобождения всех рабов. В том же году Трапезунд в восточной Анатолии был захвачен и разрушен. Султан Ахмед I послал свой флот в погоню к Днепру; но вместо того, чтобы вернуться домой, казаки еще раз отплыли в Константинополь, где они на досуге совершили набег, даже через дворец Топкапы , согласно одному сообщению. На город совершали набеги еще четыре раза: один раз в 1620 году и не менее трех раз в 1624 году.
После 1624 г. запорожские набеги постепенно прекратились, так как казаки стали уделять все больше и больше своей боевой энергии наземным походам, сражаясь с одной стороны, а затем с другой во время таких конфликтов, как Тридцатилетняя война . Их число увеличилось за счет иммиграции из собственно Польши и Литвы. Неспособность шляхты считать запорожских казаков дворянами для включения в реестр профессиональных военных казаков подорвала лояльность казаков к Речи Посполитой. Попытки казаков быть признанными равными шляхте были отвергнуты, а планы преобразования Содружества двух народов (польско-литовского) в три нации (с казаками / русинами) ограничивались мнением меньшинства. После гражданской войны 1648 года (или восстания с точки зрения Польши) Запорожское войско получило контроль над частями Украины в 1649 году, хотя они в разное время признавали польского короля в последующие десятилетия.
В начале 17 века было несколько казачьих восстаний против Речи Посполитой. Самым крупным из них было Хмельницкое восстание , которое вместе с Всемирным потопом считается одним из событий , положивших конец Золотому веку Речи Посполитой. Это восстание дистанцировало казаков от сферы влияния Речи Посполитой только для того, чтобы подчинить их Российскому Царству согласно Переяславскому договору (1654 г.), и основать их королевство как Левобережную Украину в 1667 г. согласно Андрусовскому договору и Вечное Мирный договор 1686 года .
Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?
Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?
На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.
Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.
Еще раз вспомним историю.
На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.
К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:
Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;
Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.
Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.
Во время гражданской войны также были провозглашены
Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.
За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.
Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.
Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы
Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию
Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.
Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.
В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.
Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.
Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!
Казаки «атамана» фон Паннвица
1-ю казачью дивизию вермахта начали формировать ещё осенью 1942 года, но так как на южном фланге советско-германского фронта обстановка изменилась, создали новое соединение лишь летом 1943 года.
Командовать дивизией назначили генерал-майора фон Паннвица.
Численность дивизии превышала 19 тыс. человек, из которых около 4 тыс. было немцев. Надо учитывать еще и 5-й запасной полк, в котором было изначально было до 15 тысяч человек.
Дивизию отправили в Югославию, где она сражалась против партизан Тито. Сражалась успешно, показала себя даже лучше немецких соединений.
В ноябре 1944 года дивизию передали в войска СС. Вхождение в СС было формальным, казаки не носили эсэсовскую форму, воинские звания остались прежними, нумерация дивизии не соответствовала войскам СС.
В феврале того же года дивизию развернули в 15-й кавалерийский корпус СС, численностью около 25 тыс. человек.
Части корпуса приняли участие в последней наступательной операции немцев у озера Балатон, где сражались с болгарскими войсками.
Украина и царская Россия
После этого казацкая нация Запорожского войска была разделена на две полуавтономные республики в составе Российского государства : Гетманщину на левом берегу Днепра и более независимую Запорожскую на юге. Казачья организация была создана и в русской колонии Слободская Украина .
Эти организации постепенно утратили самостоятельность и к концу 18 века были упразднены Екатериной II . Гетманщина стала наместничеством Малороссии , а Слободская Украина — Харьковской губернии . После того, как ее столица, Сечь , подобно украинским столицам Чигирин и Батурин, неоднократно разрушалась и перемещалась, Запорожье было поглощено Новороссией .
Казаки, которые хотели продолжить свой образ жизни, переселились либо на контролируемые Османской империей и / или Австрией территории на Дунае, либо после жизни на Буге и Днестре на Кубань, где они и живут по сей день (см. Кубанские казаки )
«Предательство Родины» или спасение от геноцида
Казачьи СС
Среди тех, кто отдал слово служить гитлеровскому стану были кубанцы, астраханцы, уральцы и сибирские мужи. Но количеством своим подавляли донские казаки. Связано это было с политикой красных против казачества еще в 1919 году: массовый террор, репрессии, захват имущества. Казаков лишали всяких прав и ликвидировали их как отдельную социальную культурную общину.
На территориях, которые оккупировала гитлеровская армия, создавались многочисленные офицерские батальоны из эмигрантов. Те предназначались для борьбы с партизанами и советским врагом. Такую идею первым выдвинул барон фон Клейст—офицер немецкой организации для противодействия разведке противника. Были созданы казацкие сотни и части, которые выполняли функции полицейских и нередко надзирателей военнопленных красной армии.
Возникает вопрос, почему же подразделения сформировавшиеся из казаков не вызывало возмущений ни со стороны власти, ни единственной партии признанной законом Германии с 1933 до 1945 годов—НСДАП. А все потому, что одни с другими не считали казак за народ, относящийся к русским, называли их потомками грейтунгов и вообще отдельной нацией.
История ранних веков
Несколько теорий предполагают происхождение казачества. Согласно одной теории, казаки имеют славянское происхождение, в то время как другая теория утверждает, что Конституция Пилипа Орлика 1710 года свидетельствует о хазарском происхождении. Современные ученые считают, что казаки имеют как славянское, так и тюркское происхождение. Академик Иван Забелин отметил , что народы прерии и на леса всегда нужен «живой границы», и даже древние Borisphenites ( Днепровско скифов ) и Tanaites могут быть предшественниками казаков, не только хазары, которые ассимилированы / включены северян , Готы , скифы и другие древние жители, на чем настаивает казацкий фольклор, Конституция Пилипа Орлика и многочисленные казачьи историки. Из-за необходимости как красных, так и антибольшевистских сил отрицать какую-либо отдельную казачью этническую принадлежность, традиционная постимперская историография датирует появление казачества 14-15 веками. Однако неосновные теории заимствовали дату 948 года из имперской историографии и приписывают более раннее казачье существование десятому веку, но отрицают казачьи связи как со «старыми людьми» (хазарами), так и с «новыми людьми» (русские). и украинцы; сами термины «старые люди» и «новые люди» были придуманы киевским митрополитом XI века Иларионом ), особо отмечая 948 год как год, когда жители степи под предводительством по имени Касак или Казак разгромили хазар в области современной Кубани и организовал состояние , называемые Казакия или Казакией .
Казаки были в основном восточными славянами, особенно русскими и украинскими народами. В 15 веке этот термин первоначально описывал полунезависимые татарские группы, которые жили на реке Днепр, которая протекает через Украину , Россию и Беларусь .
Некоторые историки предполагают, что казачество имело смешанное этническое происхождение, происходящее от русских , хазар, украинцев , татар и других, которые поселились или прошли через обширные степи, простирающиеся от Азии до южной Европы.
Казаки и их квазигосударства, такие как Запорожская Сечь , считаются ответственными за процессы формирования нации, ведущие к созданию современной украинской нации.
Некоторые тюркологи утверждают, что казаки Кумании происходят от кипчаков , которые частично произошли от северных границ Китая и вскоре перебрались в Западную Сибирь . Впоследствии они мигрировали дальше на запад, в Заволжье (современный Западный Казахстан ). В XI веке они наконец прибыли в степи к северу от Черного моря на юго-западе России и Украины. Они тесно связаны с современными казахами .
Ранние русские военные очень восхищались казаками за их навыки конного спорта. Многие из них были наняты в качестве кавалерии российскими и украинскими военачальниками, почти так же, как они нанимали Черных Клобуков в качестве личной охраны.
После 1400 г. казаки выступают как устоявшаяся и идентифицируемая группа в исторических источниках. Правители Великого княжества Московского и Речи Посполитой использовали казаков в качестве мобильных гвардейцев против набегов татар с юга на территории современной юго-западной России и юга Украины. Судя по записи их имен, у этих ранних казаков, по-видимому, было значительное число потомков татар. С середины 15 века казаки упоминаются в основном со славянскими именами.
Все исторические записи того периода описывают казачье общество как рыхлую федерацию независимых общин, часто сливающихся в более крупные единицы военного характера, полностью отделенные и в основном независимые от других наций (таких как Польша , Украина , Россия , Казахстан , Монголия или татары).
В XVI веке казачьи общества создали две относительно самостоятельные территориальные организации:
- Запорожье (Запорожье), в нижних излучинах реки Днепр на Украине, между Россией, Польшей и татарами Крыма, с их центром в качестве Запорожской Сечи.
- Донское казачье государство , на реке Дон, отделенный от Российского государства повстанческими ногайских и татарских племен.
Литература[править | править код]
- Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова. 1944—1945 — СПб., 2001.
- Александров К. М. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели — М.: Яуза, Эксмо, 2005.
- Александров К. М., Вербицкий Г. Г. Генерал от кавалерии Пётр Николаевич Краснов: Неудачный опыт жизнеописания на фоне мифов и фальсификаций // Новый Часовой (— СПб), 2004. № 15‒16.
- Алферьев Б., Крук В. Походный атаман батька фон Паннвиц — М., 1997.
- Дробязко С., Каращук А. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. — М.: АСТ, 2000. — 46 с. — ISBN 5-237-03026-2о книге
- Залесский К. А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. Т. 2. — М.: АСТ, 2004. — 492 с. — ISBN 5-271-07619-9о книге
- Крикунов П. Казаки. Между Сталиным и Гитлером. Крестовый поход против большевизма. — М.: Яуза, Эскмо, 2005. — 608 с. — ISBN 5-699-09841-0о книге
- Черкассов К. Генерал Кононов (Ответ перед историей за одну попытку) — В 2-х тт. — Мельбурн: Единение, 1963, 1965.
- Чуев С. Проклятые солдаты — М.: Яуза, Эксмо, 2004.
- Tessin, Georg. Verbände und Truppen der Deutschen Wehrmacht und Waffen-SS im Zweiten Weltkrieg 1939—1945 — Bissendorf: Biblio-Verlag, 1973. ISBN 3-7648-0871-3.
- Francois de Lannoy Казаки Паннвица. 1942—1945 = Les Cosaques de Pannwitz * Pannwitz Cossacks 1942—1945 . — 1-е. — Paris: Heimdal, 2000. — ISBN 2-84048-131-6о книге
Отражение в художественной литературеправить | править код
- Василь Быков. Сотников / Повести. Днепропетровск: Проминь, 1987.
- Александр Карасёв. Предатель. Рассказ // Урал. 2009. № 8.
Как посвящали в казаки донские.
Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.
Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.
Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.
В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.
Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить
Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.
Примечания
- ↑
- ↑
- Андреева Екатерина. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение = Vlasov and the Russian Liberation Movement. — 1-е. — Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 370 p. — ISBN 1-870128710.
- ↑
- Крикунов П. Казаки. Между Гитлером и Сталиным. — Москва: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 513.
- Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 т. / Российская гос. б-ка. Отд. лит. рус. зарубежья; сост. В. Н. Чумаков. — М. : Пашков дом, 1999. — Т. 2. : Л—М. ISBN 5-7510-0278-4. — С. 152.
- Алферьев Б. Крук В. Походный атаман батька фон Паннвиц. М., 1997.
- ↑
- , с. 507.
- Ответ Главной военной прокуратуры
- Александров К. М. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: Сборник статей и материалов. — М.: Яуза, 2005. — 748 с. — ISBN 5699108998.
- Давид Фельдман, Кирилл Александров. (недоступная ссылка). Радиопрограмма «Время свободы». Радио «Свобода» (25—01—2008). Дата обращения: 30 июля 2012.
Парад для верховенства
Русские казаки на службе Вермахта
Первой служить руководству вермахта начала казачья часть под руководством Ивана Кононова. В 1941 году он, заявив о переходе к немецкой армии, позвал за собой желающих, которых оказалось достаточно много. Майор и его офицеры оказались в плену врага. Там Иван огласил, что готов работать с нацистской армией, не забыв упомянуть о гибели своего отца от рук большевиков. Казаки всячески пытались донести свою расположенность к режиму Гитлера. Осенью 1942 года донские устроили казачий парад» в Краснодоне, чем хотели выразить свое уважение главной администрации Германии. В свою очередь генералы не уставали напоминать предателям, что они достойны признания и свободы. Что настало время перестать подчиняться Москве и ее управителям!
В третьем кубанском полку случилась необычная история по этому поводу. Один из офицеров нацистской армии при осмотре подразделения казак, вызвал служащего из строя, который ему не понравился и, сделав ему умышленно замечание, кинул в лицо перчаткой. Казак, возмущен таким поведением, достал саблю и снес тому голову.
Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов
историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук
Тут же начался допрос кто это сделал, и главнокомандующие приказали выйти из строя виновнику. Вышли все. Нацисты, удивившись такой военной дружбе и преданности, списали гибель своего служивого на противника.