Какие опасности подстерегают во время путешествия поездом и как их избежать

Содержание материала

Если выбор с первого раза не вышел

Пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно «проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов назад.

Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза дешевле, но не купил».

Плацкартные вагоны

Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.

  • 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
  • 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
  • 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано. Разрешена перевозка животных.
  • 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
  • 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.

В полной мере

Чтобы обезопасить россиян, выбравших поезд для передвижения по стране, в «ФПК» заметно усилили меры безопасности. Так, частота уборки подвижного состава увеличилась до четырех раз в сутки, а для персонала введен обязательный масочный режим. У сотрудников перед рейсом и у пассажиров во время поездки дважды в сутки измеряют температуру с помощью бесконтактных инфракрасных термометров. К тем, кому нездоровится, на ближайшей станции приглашают медработников, которые принимают решение, какую помощь оказывать пассажиру. Кроме того, пассажирам во время поездки рекомендуют использовать средства индивидуальной защиты — за маской, перчатками и антисептиком можно обратиться к проводнику для их покупки. В целом «ФПК» в полной мере выполняет все рекомендации врачей и специалистов Роспотребнадзора, уверяют в компании.

Сейчас риск заражения коронавирусом в поездах дальнего следования меньше, чем на других видах транспорта, так как здесь между пассажирами больше расстояние, и при желании можно выкупить всё купе, отмечают эксперты, опрошенные «Известиями».

Эпидемиологически железнодорожные перевозки безопаснее воздушных и автобусных по той причине, что в поезде на одного человека приходится больше квадратных метров, отметил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. По его словам, в вагонах всегда можно обеспечить приток воздуха, в отличие от самолетов, где замкнутая вентиляция. А также в поезде можно выкупить всё купе и ехать вообще изолированно.

— Пассажиры предпочитают поездки на поездах, так как они безопаснее, поэтому железнодорожное сообщение восстанавливалось быстрее, чем авиаперевозки, — отметил Кирилл Янков.

Он добавил, что пассажиры доверяют РЖД, так как компания приняла все меры по защите от заражения, которые потребовал Роспотребнадзор.

При этом на поездах не только безопасно. Этот вид транспорта позволяет комфортно перевезти даже довольно объемный багаж и без проблем взять с собой животных, если есть такая необходимость. А если вы предпочитаете передвигаться на личном авто или мотоцикле, то и их можно перевезти по железной дороге. Летом этой услугой воспользовались полторы тысячи раз. Наиболее популярные направления для перевозки автомобиля — Санкт-Петербург–Москва, а также Москва–Адлер и Санкт-Петербург–Адлер.

Поскольку столичные, да и региональные вокзалы обычно располагаются в центре города, путешествие на поезде позволяет сразу же приступить к осмотру достопримечательностей, не тратя много времени на передвижения в самом пункте назначения.

Сидячий вагон

Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.

  • 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
  • 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
  • 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. Подробнее о провозе животных в поездах.
  • 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.

Внутрироссийская нумерация

Казалось бы, что сложного? Просто присвоить вагону порядковый номер — вот и все решение проблемы. На самом деле не все так просто, как кажется. Во время поездки может произойти смена направления или же вагон могут прикрепить к другому поезду: именно поэтому нельзя их обозначить каким-либо образом.

Внутри страны система нумерации намного проще, чем на международных маршрутах, так что переживать не стоит. На каждом вагоне есть специальный номер, состоящий из четырех цифр. У каждой из них есть свое значение.

Первые две означают, к какой железной дороге «привязан» этот вагон:

От 01 до 07 – Октябрьская;

10 – Калининград;

От 17 до 23 – Московская ж/д;

От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;

28-31 – Северная линия;

51-53 – Северо-Кавказ;

От 58 до 60 – Юго-Восток;

61 и 62 – Приволжье;

63-65 – Куйбышевская ветка;

От 76 до 79 – Свердловская дорога;

80-82 – Южно-Уральская дорога;

От 83 до 87 – Западная Сибирь;

88 и 89 – Красноярское направление;

От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;

94 и 95 – Забайкалье;

От 96 до 98 – Дальний Восток;

99 – Сахалинская линия.

4-ая по порядку цифра отвечает за степень комфортности и назначении.

0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;

1 – знак купейных вагонов;

2 обозначает плацкарт;

3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;

4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;

5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;

6 – признак ресторана;

7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);

8 – специальный вагон;

9 – резервная единица.

Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:

Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.

Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.

При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.

Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.

Чтобы понять предназначение 8-ой цифры, придется немного углубиться в математику:четную цифру умножают на единицу, а нечетную на двойку. Затем произведение складывают и полученную цифру округляют до десятков.

К слову, все пассажирские вагоны имеют номер, начинающийся с нуля.

Сидячий вагон

Пассажиру стоит отдать предпочтение сидячему вагону в тех случаях, когда время поездки не превышает десяти часов и хочется сэкономить средства. Сидячие места обойдутся гораздо дешевле, чем плацкартный вагон или купе и покупка билетов будет происходить по минимальной цене.

Для выбора предоставлено три класса:

  • Первый класс включает в себя ряд минимальных удобств: кондиционер и удобные кресла в два или три ряда;
  • Второй класс немногим отличается от первого, но его сидения расположены иначе. Они размещены в четыре ряда, а также в стоимость билета включено меньшее количество услуг;
  • Третий класс является самым простым и малобюджетным вариантом. Он подойдёт для коротких поездок, время в которых составит пять или шесть часов.

Внутри вагона достаточно просторно, а некоторые кресла могут быть оборудованы подголовниками для удобства пассажиров, подлокотниками и другими вспомогательными примочками, чтобы во время путешествия спина и шея не ныли от усталости

Однако следует обратить внимание на внутренний вид вагона, так как некоторые из них выглядят как простые электрички и не оборудованы удобными сидениями. В таких не рекомендуется ездить дольше трёх или пяти часов

В сидячих вагонах лучше всего брать следующие места:

  • Для любителей понаблюдать за видом из окна следует покупать нечётные места у окон, если пассажир не планирует выходить на станциях, чтобы передохнуть. Если же наоборот возникает желание прогуляться в короткий перерыв между станциями, то лучше взять чётное место. Чётные места всегда расположены у прохода;
  • Рекомендуется брать сидения, которые направлены лицевой стороной в сторону движения поезда, так как поездки спиной вперёд могут негативно сказаться на самочувствии при длительной поездке;
  • Предпочтение также стоит отдать местам в центре вагона;
  • Если у пассажира очень высокий рост, то ему не стоит брать место под полкой для багажа.

Какие места лучше в сидячем вагоне

Предстоит поездка в сидячем вагоне? Значит, эти советы для вас:

  • Если вы не любите ездить спиной к ходу движения, прежде, чем покупать билет, ознакомьтесь со схемой вагона и, по возможности, узнайте, откуда начинается нумерация вагона — с головы или с хвоста.
  • В сидячих вагонах действует принцип «у окна места нечетные». Если вы любите расслабиться во время поездки, любуясь на проносящиеся мимо пейзажи, вам подойдут нечетные места. Если же вы захотите поразмяться, вам подойдут билеты на четные сидения.
  • Не забывайте о том, что сидячие вагоны трудно назвать очень комфортными. Если вам предстоит долгая поездка, не стоит экономить, лучше остановиться на плацкарте или купе. Ехать в сидячем вагоне удобно не более 8 часов, например, добираясь из Санкт-Петербурга в Москву на «Сапсане».
  • Лучшими местами, как и везде, считаются сидения посередине, так как поток людей возле них будет минимальным.

Вагон с сидячими местами

Важно учитывать и класс комфортности сидячего вагона, в большинстве поездов применяются следующие маркировки:

1С. Вагон достаточно просторный, оснащен кондиционером, кресло можно установить в режим «полулежа». К тому же, в таких вагонах вам полагаются холодные закуски и влажные салфетки;

2С. В вагоне четыре ряда кресел. Могут иметься небольшие столики на передних сидениях

Кондиционера, скорее всего, не будет (если вам важно его наличие, желательно уточнить это заранее при покупке билета);

3С. Билеты на такие поезда самые дешевые, однако поездка вряд ли доставит вам удовольствие

Кондиционеров в вагонах нет, а кресла не очень удобные, и сидеть в них в течение нескольких часов подряд будет некофмортно.

Поездов с сидячими местами довольно много, они разнообразны и оборудованы различным количеством мест. Чем меньше мест, тем комфортнее вагон.

  • В поездах класса «комфорт» (первого класса) обычно расположено 43 или 38 сидений в три ряда, но все зависит от типа вагона. В концах вагона расположены туалеты, в центре может располагаться телевизор (опционально). Если вы едете в одиночку и не хотите лишнего соседства, то стоит взять билет на одиночный ряд. Назвать конкретные номера сидений сложно, так как у разных вагонов они разные, но для примера ниже — это 31-43 места. Комфорт на всех местах примерно одинаковый, но лучше постараться не брать билеты на пару ближайших рядов к туалетам, лучше попросить что-нибудь между 5 и 26 или 33 и 41 местами.

  • Поезда второго класса, именуемые экономом, чаще всего оснащены 54-64 сидениями, размещенными в два ряда. В них в одиночку уже вряд ли получится ехать. Наиболее комфортными местами будут места в центре. Обычно в вагонах 2С имеются шторки, кондиционеры (не всегда), откидные кресла.

  • В вагонах третьего класса может быть абсолютно разное количество мест — от 54 (тогда нумерация будет как у 2 класса) до 90+ — такие вагоны называются общими. Количество атрибутов комфорта минимально — может не быть даже шторок, а вместо кресел встречаются мягкие лавочки. В общих вагонах пять рядов — с одной стороны три, с другой — два. При этом кресла попарно установлены друг напротив друга. Для коротких поездок ради экономии денег можно воспользоваться и такими вариантами, но настоятельно не рекомендуется ехать куда-то далеко — будет тяжело даже немного поспать, особенно есть в вагоне будет много человек.

Полезные советы и лайфхаки для поездки в поезде

Эти рекомендации помогут сделать поездку более комфортной вне зависимости от того, какие места выбрали:

В дорогу многие современные люди предпочитают брать ноутбуки и планшеты. Да и заряжать телефон тоже приходится часто

Важно знать, что в плацкартном вагоне розетки есть во втором (5-8 места) и в восьмом купе (29-32), и возле боковых полок 41 и 49. Это важно учитывать и в том случае, если в дороге вы планируете поработать на ноутбуке

В купе розетки есть в коридоре около 3 и 7 купе. Если вы выбираете купе повышенной комфортности, беспокоиться не придется. В таких вагонах розетки обычно имеются в каждом отделении.

Вам не удалось приобрести билет на место, расположенное около розетки? Можете просто взять с собой тройник. Тогда вы сможете спокойно заряжать гаджеты, не вступая в конфликты с соседями. Уберечься от перепадов напряжения поможет сетевой фильтр, оснащенный удлинителем.
Проводник обязан сам застилать белье пожилым людям, людям с ограниченными возможностями и беременным женщинам, не требуя за это отдельной платы. Вы можете не стесняться и просить оказать вам эту маленькую услугу, если вы входите в одну из перечисленных категорий.
Многим известно, что билет можно вернуть. Если вы возвращаете его не позже, чем за 8 часов до отправления, будет возмещаться полная стоимость. Чем ближе к отправлению вы вынуждены сдавать билет, тем меньше денег вам вернут. Вернуть можно даже билет на уже ушедший поезд. Правда, в этом случае вам будет компенсирована только стоимость билета, но не цена места в плацкарте. Конечно, сумма эта сравнительно небольшая — обычно это около 30-40% от всей стоимости.

Если вы пришли на вокзал в последние минуты перед отправлением поезда, вы имеете право зайти в любой вагон. Правда, это правило действует только в том случае, если у вас на руках имеется купленный в кассе или распечатанный в специальном терминале билет. Если вы прошли электронную регистрацию, то на поезд лучше не опаздывать: проводник пустит вас только в тот вагон, место в котором вы выкупили.

Сдавать белье в конце поездки пассажир не обязан. Поэтому вы вполне можете отказаться выполнить просьбу проводника, которая обычно звучит за полчаса до прибытия поезда в пункт назначения.
Многие люди не знают, что имеют право бесплатно воспользоваться туалетом в здании вокзала при наличии у них проездного документа на поезд. По правилам, посетить туалет можно не раньше, чем за два часа до отправления поезда, однако обычно учитывается только дата, проставленная на билете.

Если проводник просит, чтобы в обмен на выдачу посуды вы приобрели что-то к чаю, вы можете пригрозить, что сообщите об этом начальнику поезда. Также на безвозмездной основе можно попросить швейный набор и аптечку.

Как пользоваться туалетом

В вагоне есть два туалета с обоих его концов. В современных вагонах туалеты находятся с одной стороны вагона, дальней от тамбура, где осуществляется посадка и высадка пассажиров. Дальний тамбур называется «не рабочим» на языке железнодорожников, ближний тамбур называется «рабочим».

Туалеты бывают двух типов: биотуалеты и обычные туалеты.

Биотуалеты в поезде

Биотуалеты открыты постоянно.

Сигнал «свободно/занято» обычно в биотуалетах есть – это лампочка зеленого или красного цвета. Зеленый цвет лампочки означает “свободно”, можно заходить. Красный цвет сообщает о том, что в данный момент “занято”, надо подождать.

Лампочки видны из коридора над входными дверями. Над дверью туалета лампочек нет.

В биотуалете смыв осуществляется нажатием специальной кнопки на стене (наподобие, как в самолете).

Обычные (не био) туалеты

Обычные туалеты (не биотуалеты) открываются только (примерно) через полчаса после отправления поезда. В них отсутствует сигнализация свободно/занято. Это можно определить только вручную, если попробовать открыть дверь туалета.

Обычные туалеты проводник вагона закрывает во время длительных стоянок поезда (свыше 5-и минут). Также нельзя пользоваться туалетом во время кратковременных стоянок поезда, даже если туалет не закрыт. На двери туалета иногда висит объявление о времени, когда туалет будет закрыт проводником.

Слив в обычном туалете осуществляется, как правило, нажатием педали, расположенной под унитазом. Педаль следует нажимать ногой, а не рукой.

Как с помощью ж/д билетов получить скидку на коммунальные услуги?


Если в вашей квартире нет счетчиков и вся семья отсутствовала более 5 дней, то в течение месяца после возвращения из поездки можно подать заявление о перерасчете коммунальных услуг в компанию, которая вам их предоставляет. К нему надо приложить билеты туда и обратно (их можно заменить командировочным удостоверением, справкой из санатория, гостиничными чеками).

Да, это работает, в том числе и с электронными билетами. Скидка на коммунальные платежи во время путешествий реальна, наш главный редактор так делал дважды в прошлом году.

С 1 января 2017 года к такому заявлению должен прилагаться «Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».

Резюме об аварийных окнах

Аварийные окна в купейном вагоне: какие окна в вагоне не открываются

Пассажир у окна

На основании вышесказанного можно подвести следующий итог:

Аварийные выходы расположены в купе под номерами 3 и 6.
Это окна со сплошным стеклом, не имеющем форточек.
Назначение у них очень важное – в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации обеспечить пассажирам возможность безопасно покинуть салон вагона через запасной выход.

Следует учесть, что обязательными атрибутами пожарного окна являются:

  • непосредственно над стеклом должна быть табличка с надписью, информирующей, что это аварийный выход;
  • небольшой металлический молоток, выкрашенный в яркий красный цвет, над которым также должна быть табличка с надписью: «Молоток безопасности»;
  • также должна быть табличка-инструкция, где подробно описаны действия, которые нужно проделать для выбивания окна в чрезвычайной ситуации.

Характеристика плацкартных мест: нумерация, удобства

Плацкарт занимает третье место по комфортабельности, уступая купе и СВ. Один такой вагон рассчитан на 54 пассажира, для каждого из которых предусмотрена индивидуальная полка. Она может быть верхней, нижней или боковой – каждая категория насчитывает по 18 мест. Секция из 2-х верхних и 2-х нижних мест образует отдельное купе, которое не имеет двери. Боковые полки расположены напротив каждого такого проема.

Стоит иметь в виду, что некоторые плацкартные места имеют особенности:

  1. В каждом вагоне есть т.н. «аварийные» секции, окна в которых не открываются. Там находятся места с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50. И если в купейном вагоне, где в аналогичных помещениях (купе № 3 и №6) предусмотрены точно такие же такие закупоренные окна, но можно воспользоваться кондиционером, то в плацкарте такой сервис отсутствует.
  2. Чтобы иметь постоянный доступ к розетке, не обращаясь с соответствующей просьбой к проводнику, нужно выбирать 2-ю или предпоследнюю секцию плацкартного вагона. Это места 5-8, 29-31, а также 39, 40, 51 и 52.
  3. В каждом плацкарте есть 4 полки, которые короче остальных примерно на 15 см. Это места под № 1, 2, 35, 36.
  4. Место 36 считается одним из самых неудачных еще по ряду причин. Во-первых, за стеной находится туалет, во-вторых, там установлена перегородка, в которую упираются ноги пассажира (в иных случаях они высовываются в проход). Кроме того, это верхнее место, но перегородки, помогающей подняться, там нет.
  5. Багажные отделения секций, которые находятся в непосредственной близости от проводников, могут быть заняты углем или одеялами. В «зоне риска» первые места (1-4), а также боковые 53 и 54.

Определить, нижним будет ваше место или верхним можно по его номеру

Какие плацкартные вагоны лучше выбрать

Стоимость билетов выше, потому что удобств больше. Вы можете свободно перемещаться, полежать или поспать. Есть место для багажа, полка для вещей, кондиционеры, столики и радио. Пассажирам выдают:

  • Постельное белье;
  • Полотенце;
  • Одеяло.

Поезда категории «плацкарт», особенно фирменные, подходят для длительных путешествий (от 10 часов).

Какой вагон лучше выбрать в поезде

Желательно ближе к центру, тогда поездка будет более мягкой. Еще один плюс — недалеко расположен вагон–ресторан. Кроме того, проще добираться до магазинов во время стоянки.

Но если центральная часть поезда уже заполнена, остался только первый или последний вагон, какой выбрать? Конечно, первый. В последнем сильнее ощущается резонанс от движения.

Какие места лучше брать в плацкартном вагоне

Идеальными считаются те, которые находятся ближе к проводнику. То есть № 1, 2, 3 и 4. И вот, почему:

  • Вам не придется далеко нести сумки при посадке/высадке;
  • Рядом расположен титан, значит нести стакан с горячей водой проще;
  • Возле проводников более чистый туалет.

Нижние полки обозначают нечетным номером, верхние — четным. Последние обходятся дешевле. Подходят тем, кто планирует поехать ночью и выспаться.

Места № 1, 2, 3 и 4 разбирают в первую очередь. В каком вагоне плацкарта ехать, если вы не успели взять билет? Оптимальный вариант — номера с 5 по 32, за исключением боковых. Доступ ко всему необходимому нормальный. Основной недостаток: мимо часто проходят пассажиры.

Следующими по уровню комфорта, в порядке уменьшения, считаются боковые места с 33–36. Преимущество в том, что у вас только один сосед. Недостатки:

  • Стол трансформируется в кровать — доставляет неудобство пассажиру с верхней полки, если он хочет покушать, а его сосед спит;
  • Спальные места короткие — полноценно отдохнуть высоким людям нереально;
  • Вешалки расположены слишком близко к проходу — верхнюю одежду постоянно задевают проходящие мимо люди.

Наименее удобными считаются места в последнем отсеке вагона. То есть, рядом с уборной. Там постоянно хлопают дверью, а иногда ощущается неприятный запах. В таких условиях впечатления о поездке портятся.

В некоторых купе не открываются окна, поскольку являются аварийными. Как их отличить? Стекло цельное, горизонтальная перегородка отсутствует. Рядом находится молоток и информационное табло. Если вы не любите сквозняков, выбирайте места под следующими номерами: 9–12, 21–24, 43–44, 49–50.

В каких вагонах есть розетки на поезде «плацкарт», зависит от года выпуска и модификации. Например, современный транспорт имеет много источников питания. Составы с большим сроком службы — в районе боковых мест № 41, 42, 51, 52, а также внизу № 5, 7, 29, 31. Посмотреть схему расположения можно при покупке билета онлайн либо уточнить у проводника.

Ночлег

1. В поезде в купе или в плацкарте у каждого есть спальное место. Оно может уже иметь постель, может не иметь. Проводник обязан постелить постель, но в России считается некорректным это требовать от проводника. Если он это сделал, то «спасибо». Если нет, то постель застелает сам пассажир.

2. Перед сном купе следует закрыть на два замка. Один замок расположен возле ручки двери (он поворачивается). Другой замок (если он есть) расположен на самой двери, как правило, в верхнем углу двери. Второй замок откидывается на себя и служит ограничителем при открывании двери.

3. Перед сном лучше все вещи убрать под полку, на которой Вы будут спать, в специальный ящик (если он есть, что бывает не во всех вагонах), чтобы тем самым защитить их от возможных посягательств. Особенно это касается документов, денег, компьютеров, телефонов и т.п.

Не забывайте свои деньги, документы и вещи, которые Вы положили под спальное место, заберите их перед выходом из вагона.

4. На окне в купе есть, как правило, ночная светонепроницаемая штора. Она обычно опускается сверху вниз, если в ее центра сжать вместе две ручки. Штора может не работать, не фиксироваться в закрытом положении. Это – нормальное явление, вызывать проводника вагона, как правило, бессмысленно.

Вместо вызова проводника попробуйте опустить штору и зацепить ее за выступающий штырек (винтик) внизу окна. Как правило, это помогает закрепить штору «намертво».

Светонепроницаемую штору лучше закрыть на ночь, чтобы свет в купе не привлекал внимание с улицы, и чтобы яркое освещение на станциях не мешало Вам спать

Свет в купе, вызов проводника

В купе есть освещение: яркое, приглушенное и местное возле каждого спального места.

В плацкартном вагоне пассажир не может самостоятельно управлять общим освещением – это за него делает проводник вагона. Но у него есть местное освещение.

В купе или СВ (спальный вагон) свет включается, как правило, слева от входной двери купе. Сначала надо открыть дверь, зайти в нее, и стоя спиной к двери и лицом к окну, слева “нащупать” выключатели. Один из выключателей включает главный общий сильный свет. Второй выключатель включает общий слабый ночной свет. Эти выключатели находится, как правило, примерно на уровне второй верхней полки, чуть ниже нее. Местное освещение есть у каждого пассажира.

Рядом с выключателями освещения может находиться кнопка вызова проводника. Случайное нажатие на нее посылает сигнал вызова. Страшного в этом ничего нет, проводник может и не прийти. А если придет, останется только перед ним извиниться за случайное нажатие на кнопку вызова. Штраф за такую ошибку не предусматривается.

Проводник поезда может в определенное время запретить включение общего сильного света действиями на своем пульте управления. Тогда выключатель включения общего сильного света в купе не будет действовать. Как правило, проводник отключает сильный свет после 11 часов вечера, но бывает и по-другому.

Возле каждой полки в купе и СВ есть собственный выключатель местного освещения. Выключатель находится с той стороны, где расположено окно купе. В некоторых более современных вагонах имеется по 2 выключателя: один со стороны окна, второй со стороны двери в купе. Соответственно, в таких вагонах возле каждой полки пассажира имеются две лампочки местного освещения.

Во время стоянки поезда освещение может автоматически выключиться или стать менее ярким. Это нормальное явление, вызванное разрядом аккумуляторных батарей вагона. Во время движения энергия подается от генераторов, приводящихся в движение от колес вагона.

Выбор места

В стандартных российских вагонах купе и плацкарт действует правило: нижние места – нечетные, верхние – четные.

Боковые места в плацкарте начинаются с 37. Над ним – 38, которые расположены непосредственно у туалета. Последнее верхнее небоковое место (36) удобным также не назовешь, так как за стеной туалет, а от всех остальных мест, с которых ноги, извините, свешиваются, оно отличается наличием перегородки и отсутствием подножки для залезания.

Рядом с купе проводника может тоже оказаться мало приятного. Предусмотренные для багажа отсеки, возможно, будут заняты углем, одеялами и прочим. Спорить с проводником по этому поводу вряд ли имеет смысл для вашего спокойного и комфортного пребывания в дороге. Лучше заблаговременно выбрать иное место.

Пассажирам высокого роста необходимо учесть, что в плацкарте места 1, 2, 35, 36 короче остальных сантиметров на 15.

Относительно вагонов с местами для сидения можно встретить одно довольно распространенное заблуждение. Эти вагоны часто путают с общими. В общем вагоне отсутствует кондиционер, а на полке сидя располагаются 3 пассажира. В вагонах , напротив, весьма комфортно. Расположение мест напоминает размещение их в автобусе. Места мягкие, их можно откидывать, чтобы подремать.

В вагонах с сидячими местами, не смотря на множество различных модификаций, принцип «у окна нечетное» сохраняется неизменно. Поэтому, если вы любитель поразмяться и не можете долго сидеть на месте, лучше покупайте четное место, оно ближе к проходу.

Даже при существующих ныне проблемах всегда можно найти вариант, наиболее подходящий именно вам

Отказавшись от неудобного места, вы тем самым сможете сохранить хорошее расположение духа и создадите прецедент, способствующий тому, чтобы в будущем компания обратила внимание на невостребованные места и снизила на них цену

В наше время передвижение на поезде является одним из самых безопасных. Сегодня существует несколько типов поездов и вагонов – люкс, СВ или спальный вагон повышенной комфортности, купе, плацкартный и сидячий вагон.

Плацкартный вагон
– бюджетный вид пассажирского вагона.

Название плацкартного вагона происходит от немецкого «Platz-Karte» или «плацкарта» – так называют дополнительную к основному проездному билету карточку на место в поездах дальнего следования.

Плацкартный вагон содержит 9 купе по 6 мест, всего 54 места. В купе находится 6 полок для пассажиров, 2 стола, 3 багажные полки и 3 багажных отделения под пассажирскими полками.

В плацкартном вагоне расположены два туалета в противоположных частях вагона. Обычно имеется водонагреватель, где пассажиры могут набрать горячей воды для чая.

Купе
– это вид пассажирского вагона, отличающийся большим уровнем комфорта, нежели плацкарт. В купе, как и в плацкарте, находится 9 или 10 купе, отделенных перегородками друг от друга и дверью от общего коридора. В купе так же, как и в плацкарте, есть два туалета и водонагреватель.

Самое главное отличие плацкарта от купе заключается в том, что между отсеками для пассажиров нет перегородок, а также дверей, отделяющих общих проход. В том месте, где в купе находится общий проход, в плацкартном вагоне расположены дополнительные боковые верхние и нижние места.

В отличие от плацкартного вагона, в вагоне купе нет боковых мест. Обычно в купе расположено 4 спальные полки для пассажиров, стол и багажная полка. Иногда возможно наличие индивидуального кондиционера. На двери купе обычно висит зеркало.

Еще одним важным отличием купе от плацкарта является увеличенная за счет отсутствия боковых мест длина спальной полки.

Вместимость купейного вагона меньше плацкартного (36 мест в купе по сравнению с 54 местами в плацкарте).

Важным отличием плацкартного вагона от купейного является цена на билет: билет в купе обычно в 2–3 раза дороже.

Часто впечатление от поездки формируется в самом ее начале и на наличие или отсутствие хорошего настроения может повлиять выбранное место в поезде. Необходимо знать некоторые нюансы, чтобы выбрать хорошее место.

Путешествуем с ребенком

Какое место в поезде лучше выбрать с ребенком? Для ответа на данный вопрос следует учитывать возраст маленького путешественника:

  • детям до 3 месяцев ехать в поезде не рекомендуется, так как высок риск заболеваний из-за жары, холода и отсутствия идеальной чистоты;
  • детей до года легко возить в поезде, они быстро засыпают под покачивание и стук колес, однако категорически нельзя брать верхние полки, откуда малыш может упасть;
  • с детьми от года до двух ездить тяжелее всего: они активны, подвижны, но еще не до конца понимают, чего от них хотят. В таком случае лучше брать места в спальном вагоне, или выкупить купе;
  • дети от 2 до 5 уже идут на контакт и с ними можно «договориться», однако рисковать и брать верхние полки не стоит.

Стоит остановить выбор на среднем вагоне, где ребенка не укачает. Также стоит учитывать, что во многих вагонах окна в первых и последних купе не открываются. Потому в жару лучше брать среднее купе.

При решении, какое место в поезде лучше выбрать с ребенком стоит также учитывать его характер. С капризными детьми не стоит ездить в плацкарте и общем вагоне – они будут доставлять много дискомфорта окружающим, высока опасность заражения вирусными заболеваниями. В частных случаях лучше полностью выкупить купе для максимальной безопасности и комфорта.

Выводы

Покупая билеты заранее, продумывая возможные трудности и выбирая правильный вагон и тип поезда легко купить самые лучшие места в поезде. При этом стоимость таких билетов будет в разы ниже, чем при спонтанной покупке.

Даже отправляясь в неожиданную поездку можно купить наиболее безопасные и комфортабельные места. Главное не откладывать решение данного вопроса до последнего момента, покупать билет обдуманно и правильно.

Отправляясь в путешествие на поезде, пассажиры могут самостоятельно выбрать нужные места в вагоне. Удобнее всего это делать, заранее имея перед глазами схему вагона.

При покупке билета на сайте Туту.ру пассажиры выбирают места или на схеме вагона поезда, или указывая только диапазон мест. При выборе можно заранее увидеть, какие места уже заняты, а какие — свободны. Начало нумерации мест в вагоне начинается от купе проводника.

Самый популярный способ путешествия на поезде — в плацкарте. В нем 54 места, из которых 18 — боковые. Традиционно четные места — верхние, а нечетные — нижние. Большой нелюбовью пассажиров пользуются места 37 и 38. Мало того, что это сомнительные по комфорту «боковушки», так они еще и расположены около туалета. Однако направление популярное или ехать недолго, то эти места активно раскупаются наравне с другими.

В купейном вагоне 36 мест, распределенных по 9 «отсекам». В одном купе 4 полки: две нижние и две верхние. Расположение мест в вагоне здесь организовано по тому же принципу, что и в плацкарте: четные — верхние, нечетные — нижние. Верхние полки в купе часто продаются со скидкой и иногда даже сравниваются по стоимости с проездом в плацкарте. Розетки в вагоне есть не только около туалетов, но и в коридоре, поэтому подзарядить мобильный телефон можно будет без проблем.

Путешествие в СВ или люксе можно назвать одним из самых комфортных. В одном спальном вагоне одновременно могут ехать 18 человек, в каждом отсеке по два. Схема расположения мест здесь простая — верхних полок нет.

В международных поездах можно встретить двухместные, трехместные и четырехместные купе. Такие поезда ходят в страны Балтии и Евросоюза. Принцип нумерации здесь такой же, как и в других поездах. Однако в трехместных купе она отличается: средними будут места, заканчивающиеся на «3» и «4» — например, 13 и 14.

Скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж» оборудованы сидячими вагонами разных классов. При выборе места пассажира в первую очередь интересует, как он будет сидеть — против или по направлению движения поезда. Чаще всего можно заранее выбрать интересующее расположение в вагоне, однако иногда при формировании поезда вагоны могут «перевернуться». В сидячем вагоне при выборе места нужно быть особенно внимательным, чтобы потом не быть всю дорогу придавленным соседскими коленями. Чаще всего на схеме указать нужные места в поезде не получится, поэтому нужно заранее знать «диапазон комфорта». Как правило, это середина.

Схема вагона с местами обычно висит около кассы на вокзале. Это не значит, что теперь придется туда ехать — при покупке билета на Туту.ру вы сможете выбрать комфортное расположение мест в поезде на интерактивной схеме, где видны свободные полки, их ярус, а также перечислены услуги, которые получает пассажир того или иного типа вагона.