Содержание материала
Общие сведения
Перед тем как рассматривать схемы вязки морских узлов, стоит тщательно изучить классификацию таких соединений, а также их плюсы и минусы
Новичкам следует обращать внимание и на рекомендации профессионалов, благодаря которым можно будет исключить ошибки и понять общие принципы
Сейчас коллекция морских узлов включает в себя более 500 наименований. Некоторые из них применяются исключительно на флоте, а остальные можно использовать и в повседневной жизни. Соединения подразделяются на 3 основных вида:
- Knot. В эту группу относят все типы узлов, переплетающие или же связывающие неподвижный конец каната со свободным. Из-за этого получается утолщение на какой-нибудь части троса.
- Hitch. Этот тип объединяет все соединения, которые предназначены для привязывания конца к любым объектам, например, к скобе или мачте.
- Bend. К этой категории относятся только узлы, задача которых заключается в связывании нескольких ходовых концов.
Кроме общей классификации, есть ещё и дополнительные. Самой корректной можно считать распределение по принципу использования. Существуют связывающие канаты с разным или одинаковым диаметром, страхующие, вспомогательные.
Морские соединения встречаются не только в мореходстве, но и во многих других сферах деятельности. Например, их применяют в туристических походах, промышленности, быту, такелажных работах. Иногда используют для страховки людей от несчастных случаев в тяжёлых и опасных условиях. Поэтому нужно вязать морские узлы по схеме, чтобы не допустить ошибку.
Также такие соединения используются в следующих целях:
- Соединение тросов.
- Закрепление плавсредств у причалов.
- Крепление каната к опоре.
- Поднятие грузов и различных предметов.
- Привязывание палатки.
- Соединение лески с крючком.
- Связывание мелких предметов.
- Изготовление одежды.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рисунок 4. Прямой морской узел
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
- Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Рисунок 7. Плоский морской узел
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
- Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
- В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
- Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Рисунок 11. Беседочный морской узел
Простой штык.
Выполнение.
Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).
В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.
Завязанный узел показан на рисунке г.
Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.
Применение.
Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).
Основные морские узлы
Булинь
Королем, среди узлов, называют Булинь. Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:
- страховки;
- швартовки;
- креплению к предметам (гаку, кольцу);
- связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.
Схема вязки:
- Делается петля.
- Ходовой конец проводится сквозь нее.
- После чего заводится за коренную часть.
- Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
- Производится тугое затягивание.
Восьмерка
Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. Восьмерка входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).
Способ завязывания:
- Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
- Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
- С усилием затягивается.
Удавка
Используется для закрепления и подъема груза на высоту.
Принцип завязывания:
- Груз обносится ходовой частью троса.
- Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
- Для большей надежности используют удавку со шлагом.
Штык
Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. Штык получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.
Вяжется следующим образом:
- Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
- Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
- Процедура повторяется.
Такой узел можно выполнить со шлагом:
Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.
Рыбацкий штык
Еще одним способом крепления служит рыбацкий штык, носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.
Прямой
Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, прямой узел имеет тенденцию к сползанию.
Вяжется:
- Основные части троса соединяются.
- Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
- Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.
Воровской
Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.
https://youtube.com/watch?v=vA0dQhUIfpE
Тёщин и Бабий узел
Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.
Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.
Техника безопасности
Во время плетения следует быть осторожным: жесткими веревками можно сильно порезать руку. Они состоят из жестких волокон, которыми можно разрезать даже предмет
Следовательно, во время работы при неосторожности можно получить сильную травму, которая может угрожать даже жизни человека;
Прежде чем применять соединение на большие грузы, стоит удостовериться в том, что оно действительно является прочным;
Ни в коем случае нельзя обвязывать петлей части тела, из-за этого может перестать поступать кровоток, что приведет к смерти.
К счастью, известно всего лишь единицы случаев, когда человеку приносила вред удавка. В настоящее время, несмотря на большой ассортимент товара в магазине именно это приспособление используют рыбаки.
Основное его достоинство — низкая цена, простота изготовления и высокая степень надежности.
Пошаговая инструкция по вязанию
Перед вами 2 схемы по пошаговой вязке академического узла.
Первый вариант более трудоемок и подходит для случаев, когда один из шнуров (в примере внизу – желтый) совсем неэластичен и плохо поддается оплетанию вокруг другого шнура. В рыбалке рекомендую использовать второй вариант. Хотя итоговый результат абсолютно одинаков.
Первый способ
Шаг 1. Сложите толстую леску или шнур вдвое. На изображении это желтый шнур.
Шаг 2. Начинайте оплетать шнур №2 начиная с конца петли первого шнура изнутри. Сделайте 3 полных оплетения.
Шаг 3. Затем немного вытяните шнур №2, чтобы у вас хватало возможности сделать ещё столько же оборотов уже вокруг нижней части шнура №1 (желтая веревка). Делайте 3 полных оборота. Оранжевый шнур должен выйти из узла обязательно с внутренней стороны, как показано на фотографии. Верхнее и нижняя оплетка должны зеркально повторять друг друга
Это важно, для сохранения прочности академического узла
Шаг 4. Смочите узел (если у вас плетенка или рыболовная леска) и хорошо затяните потянув за все 4 отрезка (сильнее тянуть нужно за верхние отрезки)
Смачивать важно, чтобы леска не перегорела и не деформировалась при сильном затягивании
Шаг 5. Стягивайте узел равномерно, прилагая больше усилий именно к верхним концам лески (шнура). После полного затягивания сделайте финальное затягивание уже нижними шнурами, ведь именно они были соединены этим узлом. Верхние отрезки можно отрезать щипцами или ножницами на расстоянии минимум 1 мм от узла. При использовании веревок или лески толщиной более 0.3 мм – оставляйте больший запас во избежание растягивания и расхождения узла при нагрузках.
Второй способ
Шаг 1. Перед вами 2 отрезка лески или шнура, которые нужно связать между собой.
Шаг 2. Переплетите их между собой 2 раза. Чем тоньше леска – тем больше оборотов нужно делать. В приведенном одна леска оборачивает другую 2 полных оборота. Пробуйте 3, если толщина лески меньше 0.15 мм и 4 оборота при диаметре меньше 0.1 мм.
Шаг 3. Вытяните посильнее два кончика лесок, чтобы совершить следующую итерацию оборотов. Начинайте делать новые обороты лесками вокруг друг друга, так, чтобы оплетки зеркально повторяли друг друга. На фотографии снизу вы можете заметить, что оранжевый шнур в правой части узла как снизу, так и сверху оборачивает желтый шнур извне. А слева, наоборот, изнутри в обоих случаях. Вам нужно сделать то же самое, иначе прочность узла понизится.
Шаг 4. Затягивайте узел, предварительно смочив его, если дело касается тонких лесок и плетенок для рыбалки. Равномерно тяните за все кончики лесок. Отрежьте лишние кончики щипчиками или ножницами, только когда убедитесь, что хорошо затянули узел как верхними отрезками лески, так и основными нижними, которые вы и связываете с помощью этого узла.
Вы узнали как пошагово завязать академический узел двумя способами. Разобрались в чем его преимущество и каких ошибок не допустить при вязке, чтобы узел не разошёлся.
Гордиев узел и морской: различия
Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.
В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.
Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.
Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.
Общие сведения
Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.
Классификация узлов
В настоящее время самая полная коллекция видов морских узелков включает в себя около 500 названий. Одни из них используются только на флоте, а другие — в повседневной жизни. Исходя из этого, а также в зависимости от назначения узлы разделяют на 3 основные категории:
- Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
- Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
- Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.
Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:
- связывающие тросы одинакового диаметра;
- соединяющие верёвки разного размера;
- прикрепляющие человека к линейной опоре;
- требующие контрольного узла;
- вспомогательные.
Область применения
Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.
Узлы моряков применяют в следующих целях:
- привязывание лодок к причалу;
- поднятие небольших грузов;
- соединение тросов;
- крепление верёвки к опоре;
- поднятие и спускание малогабаритных предметов;
- привязывание палатки к шесту;
- крепление крючка к леске;
- связывание веток и других предметов между собой;
- наложение швов во время операций;
- изготовление предметов одежды;
- завязывание пакета с продуктами.
Преимущества и недостатки
Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:
- простота завязывания и развязывания;
- высокая надёжность соединения;
- возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
- способность работать при значительных нагрузках;
- большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.
К ним относят следующие:
- необходимость постоянной практики;
- при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
- низкая надёжность при обледенении тросов;
- при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
- слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.
Рекомендации профессионалов
Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.
Важные советы:
- Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
- Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
- Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
- Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
- При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.
Узлы для привязывания крючка, карабина, вертлюжка
Узел Клинч (Clinch)
Узел Клинч является самым популярным рыболовным узлом для привязывания крючка к леске. Узел имеет высокую прочность, 85% от разрывной нагрузки лески. Узел Клинч следует использовать для привязывания к крючку монолески малого и среднего диаметров.
Для того чтобы привязать леску к крючку с помощью узла Клинч, выполните следующие действия:
- Проденьте конец лески в ушко крючка
- Оберните конец вокруг основной лески от 4 до 6 раз.
- Проденьте конец лески в петлю, через которую проходит ушко крючка.
- Смочите леску и затяните узел.
Узел Клинч не следует использовать:
- Для привязывания лески к крючку с большим диаметром ушка
- С монолеской диаметром более 0,4 мм
- С плетеной леской
Узел Клинч улучшенный (Improved Clinch)
Узел улучшенный Клинч похож по принципу завязывания на обычный узел Клинч. Улучшенный Клинч отличается от обычного узла Клинч более высокой прочностью, прочность узла Улучшенный Клинч на разрыв доходит до 98% от разрывной нагрузки лески. Узел хорошо подходит для привязывания к крючку монофиламентной лески малого и среднего диаметров.
Для того чтобы привязать леску к крючку с помощью узла Улучшенный Клинч, выполните следующие действия:
- Проденьте конец лески в ушко крючка
- Оберните конец вокруг основной лески от 6-7 раз
- Проденьте конец лески в петлю, через которую проходит ушко крючка
- Вновь проденьте кончик лески в полученную в результате загиба обратную петлю
Смочите леску и затяните узел
Узел Palomar
Узел Паломар один из самых популярных и простых в завязывании рыболовных узлов. С помощью узла Паломар привязывают к леске самые разные элементы рыболовной оснастки: крючки, блесны, карабинчики, вертлюжки. Узел хорошо подходит для использования с монофильными лесками. Прочность узла Паломар составляет 90% от разрывной прочности лески.
Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Паломар, выполните следующие действия:
- Складываем конец лески вдвое и продеваем сдвоенную леску через ушко крючка
- Полученной петлей огибаем основную леску и в получившуюся петельку продеваем двойной конец лески
- Пропускаем крючок между лесок двойного конца и затягиваем.
Узел Uni (Гринер)
Узел Уни (Гринер) является самым многофункциональным рыболовным узлом. Само название узла Uni произошло от английского слова universal, что переводится как «универсальный». Узел был изобретен Норманном Дунканом. Узел Uni также известен под названиями «Гриннер», «Хоумер». Узел Уни может использоваться для привязывания крючков и карабинчиков к леске, для привязывания лески к шпуле катушки, а также для связывания двух лесок между собой. Узел может использоваться как с плетеными, так и монолесками.
Прочность узла Юни на разрыв при привязывании к ушку крючка составляет около 81%, при соединении двух лесок между собой 73-75% от разрывной прочности лески. Прочность узла, при использовании плетеной лески зависит от ее вида, толщины и формы сечения и находится в пределах от 65 до 73%.
Во время затягивания, витки узла «Юни» меняются местами, внутренние витки становятся наружными и наоборот. При затягивании узла, леску нужно обязательно смачивать, это сохранит ее прочность и структуру.
Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Юни, выполните следующие действия:
- Проденьте леску сквозь ушко крючка
- Свободный конец лески сложите в петлю и прижмите ее к основной леске
- Концом петли обмотайте 5-6 раз две сложенные нити лески
- Проденьте свободный конец лески через петлю
- Подведите полученный узел плотно к ушку крючка
- Смочите леску и окончательно затяните узел
- Отрежьте лишний конец лески
Узел Веретено
Узел Веретено является очень надежным, прочным, не распускающимся узлом. Узел Веретено подходит для всех типов лесок: монофильных, флюорокарбоновых и плетеных. Прочность узла на разрыв составляет около 85% от разрывной прочности лески. Узел Веретено является вяжется на цевье крючка.
Для того чтобы привязать леску к крючку узлом Веретено, выполните следующие действия:
- Проденьте леску сквозь ушко крючка
- Протащите свободный конец лески вдоль крючка
- Полученной петлей, сделайте 4-5 оборотов вокруг цевья крючка
- Проденьте конец лески в петлю
- Смочите леску и затяните узел
- Обрежьте лишний конец лески
Как вязать туристические узлы
Веревка – незаменимый помощник в быту и важный предмет в туристических походах. С ее помощью можно переправиться через реку, сделать страховку, обустроить спальное место и многое другое. Поэтому, собираясь в длительный поход, каждый путешественник должен взять несколько веревок и заранее узнать, как вязать туристические узлы — крепкие и многофункциональные.
Какими бывают узлы
Любые туристские узлы должны:
- вязаться без лишних усилий;
- выдерживать разный вес и нагрузку;
- не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.
Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:
- одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
- разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
- для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
- для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
- не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.
Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.
Прямой узел
Прямой узел вяжем одним из двух способов:
- Сложить петлю на веревке, взять вторую и обернуть ей первую, оставляя пятнадцати или двадцатисантиметровые края. Концы должны смотреть в одну сторону, в противном случае узел связан неверно.
- Наложить одну веревку поверх второй, связать два простых узелка по разным сторонам от места соединения.
Ткацкий узел
Связать пару узлов на двух сложенных вместе веревках, стянуть, закрепить. Этот вариант узла иногда деформируется, становится более плотным, но может ослабиться зависимо от нагрузки, которую ему приходится выдерживать.
Встречный узел
Завязать простые узлы на обеих веревках так, чтобы они располагались во встречном направлении. Хвосты двойного узла должны торчать в разные стороны.
Встречный узел не ослабляется, но может сильнее затягиваться. Подходит для связывания одинаковых веревок.
Грепвайн
Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.
Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.
Брамшкотовый
Толстая веревка используется для петли, которую оборачивают веревкой потоньше. Готовый узел стягивают, расправляют.
Академический
Схема схожа с брамшкотовым. Из веревки потолще складывают петлю, которую обворачивают тонкой. Результат затягивают и фиксируют.
Восьмерка
Чтобы связать восьмерку, на конце сложенной пополам веревки формируют одноименную цифру и затягивают так, как показывает схема.
Узел восьмерка позволит получить петли, не деформирующиеся под воздействием тяжестей.
Булинь
Вяжется с опорой. Петля формируется против хода часовой стрелки с оборотом на 180 градусов. Начала ее оборачивают свободным концом, который затем продевают в петлю. Как правильно формируется узел булинь, представлено на рисунке.
Вариант, не подходящий для переменных нагрузок, но остающийся стабильным под действием большого веса.
Простой проводник
«Простой проводник» может завязываться на любом участке. Не подходит для жестких веревок, на которых сильно уплотняется или, наоборот, «ползет».
Из сложенной веревки на любом участке сложить цифру «восемь», развернув ее на 360 градусов.
Двойной проводник
Второе название – «заячьи уши». Сложить вдвое веревку, образовать «пустышку». В нижнюю петельку продеть верхние «ушки».
Двойной проводник должен получиться без скрещиваний. Ему не нужна дополнительная фиксация.
Удавка
Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.
Вспомогательные узлы
К вспомогательным вариантам относятся: * Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий. * Маркировочный * Стремя
Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят: * простой; * стремя; * ткацкий; * удавка; * встречный; * брамшкотовый; * академический; * булинь; * простой проводник.
Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки. Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно
Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы
Гордиев узел и морской: различия
Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.
В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.
Прочность узла не зависит от выбранной техники вязания. Чтобы крепление выполнило свою функцию, нужно правильно его завязать.
Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.
Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.
Принцип работы первых лагов
Секторный лаг Самый ранний образец лага – обычное бревно или доска с прикрепленным тросом – линем (лаглинем). Во время движения судна приспособление кидали за борт с кормы. Оно удерживалось на водной поверхности с помощью отростков лаглиня в нескольких точках, что позволяло занимать перпендикулярное положение относительно направления хода корабля.
Интересно: Почему в физике расстояние обозначается буквой s, а скорость – v?
Измерение скорости корабля
По причине торможения сектора водой, линь подавался примерно со скоростью движения корабля. Моряк определял длину линя, уходящего за борт в течение фиксированного времени, чаще всего, 30 или 60 секунд. Для этого на тросике с одинаковым интервалом вязали узлы, которые затем и подсчитывали. Расстояние между узелками устанавливали заранее таким образом, чтобы количество узлов отражало скорость плавсредства. В результате новая единица получила наименование узел.
Приведем пример
Если лаг разбит на сектора, интервалы между которыми составляют 50,7 фута (тождественно 1/120 морской мили) при скорости передвижения объекта в один узел прибор за 60 секунд сможет вытравиться на два узелка (1/60 мили), а за 30 секунд на 1 узелок. Получается, что в случае вытравливания за 30 секунд десяти узелков скорость судна составляет 10 узлов.
Интересно: Правильное употребление термина – судно идет полным ходом тринадцать узлов, при этом неверно говорить тринадцать узлов в час.