Содержание материала
История
Официальной датой основания Йоканьги (Йоканьгского погоста, одного из 17 саамских поселений на Кольском полуострове) считается 17 сентября 1611 года — дата первого упоминания об этом населённом пункте.
День 17 сентября ежегодно отмечается как день рождения города; в 2011 году населённый пункт отметил своё 400-летие.
Саамское поселение на месте Островного, 1904 год
Строительство первой военно-морской базы началось здесь в 1915 году во время Первой мировой войны (прервано в 1917 году). Главный морской штаб посчитал, что отсюда проще всего вести контроль за Горлом Белого моря и восточным сектором Баренцева моря.
С 1918 года по 1920 год находился в составе Северной области. По указу Миллера, на недостроенной военно-морской базе организован концентрационный лагерь.
Город Островной с причала Гремихи
В 1920 году Йоканьгский погост был переименован в село Йоканьга.
В 1930 году село стало административным центром Саамского района.
Саамский район — административно-территориальная единица в составе Ленинградской и Мурманской областей РСФСР с центром в селе Поной, существовавшая в —1962 годах.
Всего было образовано 4 с/с: Иоканьгский, Лумбовский, Понойский, Сосновский.
Иоканьговский и Лумбовский с/с имели статус лопарских национальных.
В 1936 году Понойский район был переименован в Саамский район, а его центр перенесён в село Иоканьга.
В 1938 году село было переименовано в Гремиху.
22 июня 1941 года в Гремихе организована Йоканьгская военно-морская база.
В 1963 году, после упразднения Саамского района, Гремиха вошла в состав Североморского района Мурманской области.
В 1981 году Гремиха была преобразована в закрытый город Островной.
Непосредственно город Островной был построен уже в советское время в 3 км от Гремихи; в качестве его наименования также использовалось условное обозначение «Мурманск-140».
В настоящее время Гремиха является одним из мест хранения отработанного ядерного топлива подводных лодок Северного флота и единственным местом, где возможно производить перезарядку реакторов с жидкометаллическим теплоносителем.
По состоянию на 2008 год база в большей мере использовалась для отстоя списанных подводных лодок.
По состоянию на 2014 год вывезено всё ОЯТ водо-водяных реакторов, с подводных лодок выгружены все отработавшие выемные части реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Ожидается, что Гремиха будет очищена от ядерного топлива к 2020 году.
Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было (хотя в —1953 годах была сделана попытка построить в город Кольскую железную дорогу), поэтому добраться туда можно или теплоходом «Клавдия Еланская» (14 часов пути от Мурманска), или вертолётом.
Ранее в город летал самолёт Ан-2, в зимнее время садившийся на лёд замёрзшего озера Змееозеро, а в летнее время на специально подготовленную грунтовую полосу недалеко от города.
Конец активной части похода
В полдень 17 августа мы высадились на левый берег реки, откуда шла дорога в город Островной – так теперь называется Гремиха. На наше счастье, часа через три приехал ГАЗ-66, который доставил нас на пирс, избавив от десятикилометрового броска к цивилизации. Я пошёл сдаваться в местное отделение милиции.
Доброжелательный капитан выписал каждому протокол об административном нарушении и отпустил нас, пожелав счастливого пути. На пирсе мы вновь встретились с москвичами. Их фраза «Ну, старики, вы даёте» – была для нас высшей похвалой. Небольшое время, которое у нас осталось до отхода теплохода, мы посвятили прогулке по городку. В центре города стоят два памятника. Один – узникам лагеря, когда-то здесь находившимся, второй – морякам подводникам.
Утром, когда над зеркалом моря вставало солнце, к причалу подошёл наш теплоход. Через час раздался прощальный гудок. Мы с грустью смотрели на удаляющийся мёртвый городок русских подводников. Их присутствие здесь, их погружение под лед Северного Ледовитого океана, когда-то не давало покоя «Дядюшке Сэму».
Подъем в кейвы
Кейвы
Кейвами называются водораздельные возвышенности между кольскими реками протяженностью десятки километров с невысокими хребтами. Из растительности преобладают карликовые березы и мох, встречаются хвойные деревья.
В холодную безветренную погоду кейвы обволакивают тишиной, наполняют ощущением чистоты и покоя. На бескрайних долинах кажется, что находишься не просто посреди Кольского, но на другой планете, — настолько контрастна северная природа с привычной средней полосой.
Подъем в кейвы начинается по реке Курга, впадающей в Ловозеро. Первые 14 км спокойный подъем на веслах. Затем 9 км до озера Яловое перекаты, шиверы, быстрины вынуждают часто идти по берегу и по камням в русле. Незаменима обувь с цепкой резиновой подошвой.
От озера Яловое до Ефимозера река немного успокаивается, а движение становится комфортнее за счет плесов. На обоих озерах невысокие каменистые берега и достаточное количество дров делает их пригодными для стоянок.
К дальнему концу Ефимозера примыкает озеро Нижний Леньявр. В него звучным аккордом с порога впадает ручей Леньявр. Порог и шивера перед ним могут нагнать тоску и побудить начать волок от озера, однако это не рационально. Выше по ручью Леньявр хотя и встречаются два-три хороших порога, но они короче и чередуются прогонами с медленным течением. До озера Средний Леньявр вполне можно идти по ручью.
На противоположной стороне озера Средний Леньявр хорошо заметная скала, которую нужно обойти слева и продолжить подъем по Леньявру. Примерно через полтора километра под небольшим углом вправо отходит другой ручей (изображен на генштабовских картах). Оба ручья имеют почти одинаковую ширину и выглядят как развилка равнозначных дорог.
Развилка хоть и без камня «налево пойдешь, направо пойдешь», но требует выбрать дальнейший путь на Йоканьгу. Выбор правого ручья означает южный путь по Рове. Эта река приводит на Йоканьгу ближе к среднему течению. Левый ручей начинает северный путь к верхнему течению Йоканьги, откуда она спускается по цепочке озер. Оба пути соединяются на Кальмозере.
Я выбрал южный путь и свернул на правый ручей. На нем не дают расслабиться перекаты и быстрины. В одном месте безводный участок длиной 400 метров вовсе выгоняет на берег. Пройдя три километра, возле еще одной развилки ручьев можно сушить весла и готовиться к волоку на Рову.
Забравшись в кейвы к концу третьего дня, я первым делом осмотрел лодку и снял видео. Видеозапись в одиночной автономке — как разговор с самим собой. В качестве средства фото-видеофиксации жутко неудобно использовать смартфон, но ничего лучше с собой не было.
Рова
Волок на Рову протяженностью семь километров: поднимаешься на ближайший хребет, с него через пологую седловину на соседний хребет и спускаешься вдоль него по центру, чтобы не топтать заболоченные склоны. Сверху видна долина Ровы, окруженная возвышенностями с трех сторон. В ней Рова набирает воду из болота и нескольких ручьев.
Я закончил волок ближе необходимого места, пройдя только шесть километров. Неправильное окончание обозначено на треке точкой «Рова». Здесь река еще ручей полтора метра шириной и выглядит обнадеживающе. Но вскоре начинаются заросли кустарника, а за ним решето камней. Лучше продлить волок на километр вдоль непроходимого участка.
Начало Ровы представляет собой мокрый волок — больше идешь по руслу рядом с лодкой. Маленькая Рова прыгает с каменных ступенек и хулигански шкурит дно. Потом прячется в болоте среди зарослей кустарника, который скрещивает над ней гибкие прутья с обеих берегов. Тут вспомнилось хождение по ручью Койнийок годом раньше. Картина похожая — втискиваешься в узкое русло, хватаешься за прутья, протягиваешься сквозь кустарник.
В кейвах на Рове
Спустя шесть километров от волока Рова принимает легкий нрав. Все еще узкая, на глазах набирает воду, а перекаты не столько царапают, сколько щекочут дно. Сто метров спокойный участок — за ним перекат, снова плес — и быстрина, и так далее увлекает Рова в путешествие через кейвы. В день волока я прошел трудный верхний участок и заполночь остановился на ночлег.
Утром наградил лодку заплатками. Каждая заплатка — медалька. За поход их накопилось больше двух десятков. Клеил и сквозные раны, и потертости (где тонко, там рвется). Каждая следующая заплатка становилась меньше, пока не сравнялась с ногтем на мизинце. Подчистую израсходовал заплаточную ткань.
На пятый день пустился в сплав по Рове. Несколько раз видел черные спины кумжи, но фанатичный режим движения не позволял кидать блесну. Расчетная норма 33 километра в день требовала нагонять график, от которого отстал на Курге и волоке. Ставить дорожку и сматывать пред очередным полуметровым порогом быстро надоело.
Вечером Рова подошла к болоту перед Кальмозером. С запада двигались тучи, и возник выбор заночевать на высоких берегах реки или пересечь трясину и встать на озере, берега которого, по отзывам, неприютны. По карте расстояние до озера не казалось большим, но через болото Рова пошла такими завитушками, что фактический путь удвоился.
К Кальмозеру подошел в сопровождении поднятой лебединой стаи. А когда открылся водный простор, увидел на озере много лебедей. Они сияли белизной на черной воде в отражении черных туч и беспокойно курлыкали.
В бухте справа заметил песчаный пляж. Там оказалась прекрасная площадка для палатки, но ставить пришлось уже под дождем. И вновь убедился в правильности выбора взять высокую двухместную палатку Ладога. В ней и переодеваться комфортно, и паковать вещи легко, и готовить на газу удобно. Была бы еще полегче.
Население
Численность населения | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1996 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 |
632 | 3342 | 6956 | 9338 | 14 000 | 10 300 | 9900 | 5032 | 5000 | 4800 | 4500 |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
4400 | 4200 | 4090 | 2171 | 2194 | 2075 | 2073 | 2038 | 2065 | 1960 | 1876 |
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |||||||
1847 | 1784 | 1669 | 1640 |
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 1108-м месте из 1115городов Российской Федерации.
- Гендерный состав
Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 2171 человек, из них 1128 мужчин (52 %) и 1043 женщины (48 %).
Встреча с чемпионами России
Ближе к полуночи, когда я, Миша и Гена дремали в соседней комнате, а Лёша и Борис ещё беседовали на кухне, в окно постучали. Спустя несколько минут дом наполнился радостным шумом замёрзших и усталых людей. Шестеро московских спортсменов-сплавщиков во главе с двукратным чемпионом России Андреем Паутовым пополнили нашу компанию.
В 2005 году Андрей и пять его товарищей, сплавляясь по китайской реке Юрункаш, попали в непроходимые пороги. Тогда погибли четыре человека. Андрей и его товарищ из Казани, без еды и огня, провели в безлюдной местности двадцать пять суток, пока их не нашли китайские и российские спасатели. За разговорами время пролетело как один миг. На часах было три. Вставало солнце.
Из беседы с москвичами мы узнали, что теплоход «Клавдия Еланская» уходит из Гремихи рано утром 17 августа. От этого места до Гремихи примерно 70 километров. Рано утром 15 августа мы приняли решение спешно двигаться в конечный пункт нашего путешествия. Нам нужно было собраться, высушить лодку, добраться от реки до города, решить вопрос с пропуском и, купив билет, сесть на теплоход.
Маршрут закончился штрафом
Во время горбачёвской оттепели базу ликвидировали, бросив всё то, что было создано не одним поколением советских людей. На подходе к Мурманску мы увидели флагман Северного флота авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Он радовал глаз своей и величием.
Приняв тёплый душ, мы выспались на чистых простынях, а через восемнадцать часов «Клавдия Еланская» причалила в порту города-героя Мурманска.
Каждый участник этого путешествия, согласно выписанных доброжелательным капитаном протоколов и решения суда о нарушении правил въезда в ЗАТО Островной, заплатил штраф от двухсот до трёхсот рублей. Непонятно по какой причине, суммы штрафов оказались различны.
Владимир Медведев
При подготовке к сложному водному походу опытные спортсмены-сплавщики рекомендуют применять натуральный препарат ЛЕВЕТОН-ФОРТЕ, увеличивающий силу и .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
- .
- ↑
- . Дата обращения: 2 января 2014.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
- ↑
- (2002). Дата обращения: 31 мая 2021.
- . Дата обращения: 2 января 2014.
- . Дата обращения: 2 февраля 2014.
- . Дата обращения: 31 мая 2014.
- . Дата обращения: 16 ноября 2013.
- . Дата обращения: 2 августа 2014.
- . Дата обращения: 6 августа 2015.
- (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
- (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
- . Дата обращения: 25 июля 2018.
- . Дата обращения: 31 июля 2019.
- . Дата обращения: 17 октября 2020.
- с учётом городов Крыма
- (RAR-архив (1,0 Мб)). Федеральная служба государственной статистики.
- Статистический сборник . / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2012 — 75 с.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2012.
Осталось 40 часов
На всё про всё оставалось 40 часов. Если мы опоздаем, то теплоход вернётся сюда только через семь дней. Все последующие действия были направлены на ускоренное движение вперёд. Мы даже решили двигаться ночью, как это делали москвичи. Так как ночи стали тёмные, а от воды поднимался туман, движение было трудным и опасным. Пороги в нижнем течении Йоканьги надвигались на нас один за другим. Определяли их по шуму, так как видимость была минимальной. На одном из них Бориса выбросило за борт. Гена успел зацепить его за ноги и удерживал, пока Миша не втащил его в лодку. После этого мы высадились на каменный берег, развели костёр, согрелись остатками спирта и уснули прямо на камнях, ожидая восхода солнца и приемлемой видимости на реке. Йоканьга здесь очень сильно падает, пробиваясь сквозь скалы к Баренцеву морю.
На высоком правом берегу реки в 20 километрах от моря стоит туристская база «Йоканьга», срубленная из канадского кедра. Сюда прилетают на вертолёте богатые люди из Германии, Франции, Бельгии, Англии и других стран, чтобы половить сёмгу.
Семидневный тур стоит около четырехсот тысяч рублей. На одном участке реки над нами прошёл вертолёт. Он высадил группу импортных рыбаков на остров, где они веселились, вылавливая сёмгу по 8-12 кг. Перед нашей лодкой периодически выпрыгивала серебристая красавица, сбивая и поедая комара. Наши сердца при этом учащённо бились, а руки тянулись к спиннингу.
Как задумывался поход по Йоканьге
Собираясь в поход, я ставил перед собой три задачи: Во-первых: проверить себя и своих товарищей, Бориса и Гену, а на троих нам было 180 лет, на возможность прохождения сложного маршрута 4-й категории сложности.
Во-вторых: провести по маршруту нашего молодого участника Михаила (20 лет), дать ему навыки штурмана, а также необходимые знания и умения по организации и проведению таких походов. То есть, знания инструктора.
В-третьих: в нижнем течении в путешествии по Йоканьге получить удовольствие от ловли сёмги.
С двумя первыми задачами мы успешно справились, а вот третья, к большому нашему сожалению, так и не была исполнена по причине, о которой я расскажу ниже.
«Счастье» искупаться
Следует отметить, что туристы-рыбаки на надувных лодках, даже с моторами, ходят по Курге только до Ефимозера. Дальше они, как правило, не суются, потому что река Леньявр – очень сложная для подъёма.
Туристы-водники знают, что на подъёме очень важно пройти и не получить травму, поскользнувшись на подводных камнях. В этом походе мы все имели «счастье» искупаться, неудачно наступив на камень
У Гены Гришина была проблема с ногой. Он, преодолевая боль, шёл по берегу. Мы его берегли, чтобы не получить ещё более серьёзных травм.
На протяжении всего похода мы, при первой возможности, ловили рыбу. В нашем рационе постоянно были окунь, хариус, форель, кумжа и особенно много щуки.
Вверх по реке
За семь суток мы совершили подъём длиной 70 километров до озера Средний Леньявр. С него начинался волок. Место это – исключительно красивое. Редкий сосновый лес, ягельные поляны, каменные выходы, чудесный родник на берегу озера, белые грибы, ягоды и удивительная чистота, как, впрочем, и везде. Здесь мы немного отдохнули, переночевали, а на следующий день, упаковав рюкзаки и лодку, ушли на волок.
Длина волока 15 километров. Учитывая, что несли груз с переброской, это расстояние умножалось на три. На волоке достаточно хорошая почва для передвижения. Перешли две небольшие речушки и три-четыре заболоченных участка. Когда мы вышли к истоку реки Рова, то увидели, что русло сплошь завалено камнями. Нам пришлось нести свой груз ещё два километра, пока река не стала проходимой для нашей лодки.
Река Рова в своём верхнем течении имеет несколько хороших порогов. Возможность их прохождения зависит от уровня воды. Только один порог непроходимый при любом уровне, так как основной слив приходится на острые зубья. В среднем течении река Рова сильно петляет. Такое ощущение, что спускаешься по водному серпантину.