Дубление кожи — из сырой шкуры в эластичный и прочный материал, виды

Содержание материала

История

Дубление c. 1880 г.

Таннер, Нюрнберг, 1609

Очистка коры болиголова для кожевенного завода в г. Праттсвилл, Нью-Йорк, в 1840-х годах, когда он был самым большим в мире

Английское слово для загара происходит от средневековой латыни. таннаре, производная от таннум (кора дуба), с французского загар (танбарк), от старо-корнуоллского загар (красный дуб). Эти термины связаны с гипотетическим протоиндоевропейским *доону что означает «ель». (Это же слово является источником Древневерхненемецкий танна значение «ель», относящееся к современному Танненбаум). Несмотря на языковую путаницу между совершенно разными хвойными деревьями и дубами, слово загар Говоря о красителях и типах консервации шкуры, мы используем гауличскую кору дуба (первоначальный источник танина), а не ели.

Древние цивилизации использовали кожу для бурдюк, сумки, сбруи и снасти, лодки, броня, колчаны, ножны, сапоги, и сандалии. Дубление производили жители г. Mehrgarh в Пакистане между 7000 и 3300 годами до нашей эры. Около 2500 г. до н. Э., то Шумеры начал использовать кожу, прикрепленную медь , на колесница колеса.[нужна цитата]

Раньше дубление считалось вредным или «пахнущим» делом, и его относили к окраинам города, среди бедняков. Действительно, дубление древними методами настолько неприятно пахнет, что кожевенные заводы по-прежнему изолированы от тех городов, где используются старые методы. Шкуры обычно поступали на кожевенный завод высушенными, жесткими и грязными от земли и крови. Сначала древние кожевники замачивали кожу в воде, чтобы очистить и смягчить ее. Затем они истирали кожу, чтобы удалить остатки. плоть и жир. Волосы удаляли путем замачивания кожи в моча, раскрашивая его щелочной Лайм смесь, или просто дать коже разложиться в течение нескольких месяцев, а затем окунуть ее в солевой раствор. После того, как волосы были распущены, кожевники соскребали их ножом. После того, как волосы были удалены, дубильщики «размягчали» материал, растирая его. навоз в кожу или замачивание кожи в растворе мозга животных. Брожение было ферментативным процессом, в котором использовались ферменты, вырабатываемые бактериями, обнаруженными в навозе. Среди обычно используемых видов навоза были собачий и голубиный.

Исторически в процессе дубления использовалось растительное дубление. В некоторых вариантах процесса кедровое масло, квасцы, или танин наносили на кожу в качестве загара. Когда кожа растягивается, она теряет влагу и впитывает агент.

После принятия в медицине промокания кишечника швы в растворе хрома (III) после 1840 года было обнаружено, что этот метод также можно использовать с кожей и, таким образом, был принят кожевниками.

Хромовая обувь

Хромовая кожа широко применяется для изгтовления обувной продукции. Для различных видов обуви применяется различная кожа хромового дубления. Так, опоек хромовый используется для изготовления всех видов обувной продукции, за исключением тяжелой. Выросток применяется для изготовления верхней части ботинок. Велюр используется для производства изящной обуви. Для пошива верхней части гусариковой обуви используется шеврет.

Стоит отметить, что дубление является весьма дорогим методом отделки. Именно поэтому для изготовления спецобуви данный материал применяется достаточно редко.

Подготовка

Дубленая шкура кролика. Мех остался, за исключением небольших пятен, обнажающих кожу.

Процесс дубления начинается с получения шкуры животного. Когда кожа животного подвергается дублению, животное убивают и снимают шкуру до того, как тепло тела покидает ткани. Это может сделать кожевник, получить шкуру на бойне, ферме или у местного торговца мехом.

Подготовка шкур начинается с лечение их с солью, чтобы предотвратить гниение коллагена из-за роста бактерий в течение промежутка времени от получения шкуры до обработки. Обработка удаляет воду из шкур и кож, используя разницу осмотического давления. Содержание влаги в шкурах и шкурах значительно снижается, а осмотическое давление повышается до такой степени, что бактерии не могут расти. При мокром посоле шкуры сильно засолены, а затем спрессованы в пакеты примерно на 30 дней. В рассолПосле отверждения шкуры перемешивают в ванне с соленой водой около 16 часов. Отверждение также может быть достигнуто путем сохранения шкур и кож при очень низких температурах.

Получение сырья

Натуральная кожа:

Натуральная кожа — это обработанные шкуры животных, в большинстве случаев — коров и быков. Пищеварение коров и других жвачных животных устроено таким образом, что при переваривании пищи они выделяют метан. Этот парниковый газ примерно в 30 раз эффективнее удерживает тепло, чем углекислый газ, и поэтому вносит значительный вклад в изменение климата. На животноводство приходится 14,5% всех антропогенных эмиссий парниковых газов.

Другая проблема, связанная с разведением скота — вырубка лесов под пастбища. Так, по данным Greenpeace, именно скотоводство является основной причиной вырубки дождевых лесов Амазонии. Кожу, произведенную фермерами, которые нелегально вырубали леса в Бразилии, на момент выхода расследования Greenpeace в 2009 году закупали крупнейшие компании — возможно, сами того не понимая из-за очень непрозрачной цепочки поставок. С тех пор некоторые бренды, включая масс-маркет гиганта H&M, заявили, что временно отказываются от закупок бразильской кожи — до тех пор, пока не смогут убедиться, что ее производство не связано с вырубкой лесов.

Зеленая экономика

Ди Каприо и вдова Джобса пожертвовали $5 млн на защиту Амазонии

Как считают эксперты некоммерческой организации Global Canopy (занимается проблемой обезлесения), модные бренды уделяют мало внимания тому, насколько устойчиво производится кожа для их изделий, потому что кожу часто относят к побочному продукту мясной индустрии. Это подтверждает, например, соосновательница бренда ATP Atelier Майла Пиззелли. «Пока мы едим мясо, шкуры животных никуда не денутся», — говорит она. Из-за того, что покупатели отказываются от натуральной кожи, но не от говядины, спрос на мясо в США сейчас превышает спрос на кожу настолько, что иногда фермерам приходится выбрасывать шкуры забитых животных. Тем не менее, кожа — скорее сопутствующий, а не побочный, продукт. Изделия из нее производят ради прибыли, а не для того, чтобы сократить количество отходов, а иногда животных и вовсе выращивают в первую очередь ради кожи — например, такие люксовые бренды, как Hermès и Gucci, владеют собственными фермами.

Искусственная кожа:

Материал, по свойствам и внешнему виду копирующий натуральную кожу, обычно делают из полиуретана, поливинилхлорида, полиэстера. Все это синтетика, произведенная из продуктов нефтепереработки — проще говоря, из пластика.

В последнее время производители вещей из искусственной кожи часто называют этот материал «экокожей». Это скорее маркетинговый термин. Как отмечают в Leather Working Group, сертифицирующей организации изделий из кожи, нет никакого официально закрепленного определения, что можно считать экокожей, а что нет. Обычно так называют все тот же синтетический «кожзам».

Однако действительно экологичные альтернативы у натуральной кожи тоже есть. Это, например, материал из листьев ананаса (отходов ананасовых плантаций) Piñatex или из мицелия грибов Mylo. Есть инициативы по выращиванию кожи в лаборатории — образцы такого материала из растительных белков уже есть у стартапа Modern Meadow.

Зеленая экономика

Виски в бумаге и съедобный контейнер: пять видов альтернативной упаковки

Свойства и применение хрома

Металлический хром добавляется в легированную сталь для повышения прочности и коррозионной стойкости. Основной источник воздействия Cr (VI) на рабочих происходит во время «горячих работ», таких как сварка на нержавеющей стали и других легированных сталях, содержащих хром.

Соединения Cr(VI) могут использоваться в качестве пигментов в красителях, красках, красках и пластмассах. Он также может использоваться в качестве антикоррозионного агента, добавляемого в краски, грунтовки и другие поверхностные покрытия. Соединения хрома используются для гальванизации на металлических деталях для обеспечения декоративного или защитного покрытия.

Прессованная кожа

«Прессованная кожа» — это не профессиональный термин. Название, скорее всего, возникло в обиходе торговцев. «Прессованная кожа» — материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи.

Один из компонентов, применяемых при ее изготовлении, — это обрезки, лоскутки, хромовая стружка, кожевенная пыль и другие отходы, остающиеся после выработки и раскроя натуральной кожи.

Второй компонент — синтетические связующие волокна из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена, которые расплавляются и склеиваются при нагревании.

Третий компонент — синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Сначала кожевенные отходы измельчают на грануляторе. Затем смесь волокон очищают от околоволоконных элементов.

На следующем этапе добавляют в состав синтетические связующие волокна, синтетические термопластические смолы и другие добавки. Затем на формующем аппарате смесь превращается в плоский лист.

Следующий этап — сушка листа в сушильной печи. Наконец, сухой лист прессуют при температуре, превышающей точку плавления смолы на 17 градусов, в течение 15 — 60 секунд. При этом смола плавится и пропитывает волокнистую структуру. После охлаждения получается кожеподобный материал, который и называют «прессованной кожей». Остается только произвести отделку.

Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом «прессованной коже» присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая.

Так что изделие из «прессованной кожи», прослужит недолго.

Поэтому только вам решать что выбрать: кожу, «прессованную кожу» или кожзам. Оптимальное сочетание цены и качества каждый определяет для себя сам, с учетом своих личных особенностей жизни, личных требований и пожеланий.

Дубление парусов

На борту кораблей паруса и канаты также подвергались дублению, чтобы бороться с гниением тканей, будь то лен , пенька или хлопок . Во Франции эта операция проводилась в течение длительного времени на основе загара , дубовой коры земли и кипятили в течение длительного времени. В заливе Морбиан , известном своими красными парусами, использовалась измельченная сосновая кора. С концом XIX — го  века, загар на основе местной кора заменяются катеху , который исходит от Areca катеху , экзотического дерева, который дал паруса коричневого цвета красных долго характеристику. В Douarnenez , например, моряки использовали более высокие дозы , чем в других портах, что объясняется более темный цвет паруса лодки в этом порту. Также практиковалось смешанное дубление на основе, например, смешанного дуба и охры или с использованием различных местных продуктов, в зависимости от местности.

Маленькие паруса дубили прямо в больших чанах, которые обычно принадлежали бистро, где останавливалась команда. Большие паруса чистили на набережной или на дюнах. Постепенно, после Первой мировой войны , кау был заменен порошком охры, иногда с добавлением льняного масла , что придавало парусам интенсивный кирпичный цвет и бархатистый вид.

Кожа для спецобуви. Это натуральная кожа или нет?

Компания РАТ продолжает рассказывать о тонкостях обувного ремесла. И в этот раз мы поговорим о коже, используемой в производстве спецобуви. Казалось бы, натуральная кожа является настолько привычным материалом, что ничего нового о нем уже не узнать. Но мы попытаемся раскрыть вам некоторые секреты.

Современный мир столкнулся с нехваткой натуральной кожи для обуви. Дело в том, что количество животных, специально выращиваемых для производства, становится меньшим по отношению к количеству выпускаемой обуви. Такая тенденция обусловлена возросшей общемировой потребностью в кожаной одежде и, в частности, обуви, сокращением пастбищ для скота, увеличением численности населения земли и т.д.

Именно поэтому производители стали прибегать к некоторым хитростям, которые помогают удовлетворить высокий спрос на кожаную обувь. Так как спецобувь, и в особенности продающаяся в России относится к разряду недорогой продукции эконом-класса, то, как правило, все производители пытаются применять достаточно дешевую кожу, при этом продолжая указывать на то, что она высококачественная.

Кожа с естественной лицевой поверхностью

Речь идет о самом верхнем слое кожи, который обладает наилучшими характеристиками по сравнению с нижними слоями: высокой эластичностью, стойкостью и прочностью, долговечностью. Кожа из верхнего слоя шкуры лучше пропускает воздух и не пропускает воду из-за наличия животного жира в своем составе. Однако в массовом выпуске спецобуви кожа этого вида применяется достаточно редко из-за своей дороговизны. Производители решили эту проблему путем распиливания (шерфования) толстой кожи (порядка 1,5 см.) на слои. Так появились спилки.

Кожа с естественной лицевой поверхностью разделяется на два основных вида в зависимости от метода дубления:

Что такое дубление?

Очищенную от волос и эпидермиса овечью шкуру (или шкуру кролика, козы и т.д.) ожидает серьезная обработка, ее и называют дублением. Этот процесс делает шкуру пластичной, прочной, гибкой, придает ей качества, которые обеспечивают материалу долгую эксплуатацию. После дубления кожу часто окрашивают и подвергают финишинговым манипуляциям – полировкой восками, например.

Обработка заключается в применении дубильных веществ (отсюда и название). Если вы просто возьмете шкуру, снимите ее, дадите высохнуть естественным путем, она будет жесткой и чрезвычайно ломкой. А чтобы предотвратить такие нежелательные качества шкуры, следует убрать слой волос, эпидермис и эндодерму, и то, что останется, подвергнуть воздействию дубильных веществ. Эти вещества волокна, кожа становится растяжимой и эластичной, и она может «дышать».

Кожа после дубления:

  • снижает влагоемкость;
  • повышает свою упругость и, как следствие, износостойкость;
  • повышает пористость и формоустойчивость;
  • улучшает внешний вид.

Современное дубление – это процесс, который включает физико-химические явления и протекает в 2 этапа. На первом происходит диффузия дубителя по толщине голья, на втором – взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. И оба этих процесса протекают одновременно.

Производство

Натуральная кожа:

Шкуры животных, прежде чем стать материалом для обуви, сумок и других вещей, должны пройти процесс дубления. Самая распространенная сейчас технология (используется в 80% случаев) — хромовое дубление. Это наиболее токсичный этап в производстве кожи: в процессе дубления участвуют хром, свинец, мышьяк. Если на фабрике нет строгого контроля сточных вод (а большинство дубилен находится в развивающихся странах, таких как Бангладеш), все эти вещества попадают в реки и почву. Работники дубилен жалуются на болезни кожи и раздражение слизистых, тошноту, головные боли, ожоги кислотой.

Реже — примерно в 15-18% случаев — для выделки кожи используют менее агрессивную процедуру — растительное дубление. Правда, обработанная таким способом кожа хуже удерживает цвет, поэтому многие компании не решаются ее использовать.

Искусственная кожа:

В производстве искусственной кожи тоже не обходится без токсичных веществ. Так, в качестве растворителя для материала на основе полиуретана используется диметилформамид. Это вещество может вызывать заболевания печени у работников фабрик. А от поливинилхлорида, по мнению «Гринпис», вообще стоит полностью отказаться — в процессе его создания используют большие объемы опасных для человека и окружающей среды веществ дихлорэтана и винилхлорида.

Советы по уходу

Яловая обувь нуждается в должном уходе. Следуя правилам, её можно надолго сохранить в идеальном состоянии:

  1. Замену профилактики (защиты подошвы) и набоек производят минимум раз в 3 года.
  2. Покрытые ржавчиной гвоздики подошвы нужно заменять новыми.
  3. Мыть под струёй воды, очищать поверхность от загрязнений.
  4. Смазывать кремом для армейских сапог либо касторовым маслом или вазелином.
  5. Швы обрабатывать силиконовой смазкой.
  6. Поверхность полировать до блеска.
  7. После нахождения в агрессивной среде натирать мастикой.
  8. Просушивать изнутри с помощью скомканных газетных листов.
  9. Если появился неприятный запах внутри, протереть внутреннюю поверхность нашатырным спиртом.

Применение яловки

Основное применение – изготовление обуви. Традиционно используется в армии, а в последнее время в качестве рабочей обуви в строительстве, на производстве, в аэропортах, а также охотниками, рыболовами, сельскими жителями.

Из ялового материала шьют мужские берцы, обеспечивающие защиту в любую погоду, а также при механическом воздействии.

Женские яловые полусапожки или высокие ботинки соответствуют модным тенденциям на стиль «милитари». Могут быть со шнуровкой либо с минимальными декоративными элементами: ремешками, пряжками. С широкими голенищами, выглядящими нарочито грубовато, хорошо сочетаются узкие джинсы, короткие юбки или легкие платья.

Из этого материала шьют и другую обувь, например, босоножки.

Иные варианты применения:

  • мебельная обивка;
  • отделка интерьера, салона автомобиля;
  • кошельки, визитницы, футляры, сумки;
  • обмундирование (портупея, кобура, др.);
  • экипировка для собак (ошейники, шлейки, поводки, др.);
  • снаряжение для конного спорта.

Применение яловой возможно во всех сферах, где используется натуральная кожа.

Хромовые сапоги

В начале своего появления они были доступны офицерскому составу, Воздушно-десантных войсках, военнослужащим, входивших в состав рот почетного караула. Кожа хромовых сапог очень мягкая, проходит более тщательную выделку и очень красива на вид. Обувь, сделанная из нее, более изящная, чем кирзовые или яловые. Со временем ситуация изменилась, промышленность выпускает много моделей хромовых сапог, особенно женских, в силу их комфорта, изящности и красоты.

Отличия хромовых сапог от яловых (юфтевых) и кирзовых

Они по праву считаются самыми удобными из всех трех вариантов обуви, что предопределило интерес к ним женского пола. К другим отличиям можно отнести следующее:

  • проходит более качественную выделку по сравнению яловыми, в частности используются соли хрома, который и дал название сапогам;
  • мягкая кожа хромовых сапог лучше поддается окрашиванию, тиснению отделке лицевой части поверхности кожи;
  • удобство в носке, в силу большей упругости и пластичности;
  • красивый внешний вид, благодаря тому, что лучше сохраняют форму по сравнению с кирзовыми или яловыми;
  • менее устойчивы к длительным экстремальным нагрузкам, чем кирзовые или яловые, потому что кожа их более тонкая.

Красота и изящность сделали хромовые сапоги практически не пригодными в качестве специальной обуви. По своим рабочим качествам они уступают яловым, юфтевым и кирзовым.

История

Дубление c. 1880 г.

Таннер, Нюрнберг , 1609 г.

Очистка коры болиголова для кожевенного завода в Праттсвилле, штат Нью-Йорк , в 1840-х годах, когда он был крупнейшим в мире.

Английское слово, обозначающее дубление, происходит от средневекового латинского tannāre , производного от tannum ( кора дуба ), от французского tan (танбарк), от старо-корнуолльского tann (красный дуб). Эти термины связаны с гипотетическим протоиндоевропейским * donu, означающим «ель». (Это же слово является источником древневерхненемецкого танна, означающего «пихта», связанного с современным Танненбаумом ). Несмотря на лингвистическую путаницу между совершенно разными хвойными деревьями и дубами, слово загар, относящееся к красителям и типам консервации шкуры, происходит от гауличского употребления, относящегося к коре дуба (первоначальный источник танина), а не к ели.

Древние цивилизации использовали кожу для изготовления мехов , сумок, сбруи и снаряжения, лодок, доспехов , колчанов , ножен , обуви и сандалий . Дубление производилось жителями Мехргара в Пакистане между 7000 и 3300 годами до нашей эры. Около 2500 г. до н.э. , то шумеры начали использовать кожу, прикрепленную на медных , на колесницах колеса .

Раньше дубление считалось вредным или «пахнущим» делом и относилось к окраинам города среди бедняков. Действительно, дубление древними методами настолько неприятно пахнет, что кожевенные заводы до сих пор изолированы от тех городов, где используются старые методы. Кожи, как правило, поступали на кожевенный завод высушенными, жесткими и грязными от земли и запекшейся крови. Сначала древние кожевники замачивали кожу в воде, чтобы очистить и смягчить ее. Затем они истирали кожу, чтобы удалить остатки плоти и жира . Волосы удаляли, пропитывая кожу мочой , окрашивая ее смесью щелочной извести или просто давая коже разлагаться в течение нескольких месяцев, а затем погружая ее в раствор соли. После того, как волосы были распущены, кожевники соскребали их ножом. После удаления волос дубильщики «размягчали» материал, вбивая навоз в кожу или пропитывая кожу раствором мозга животных. Хлебание было ферментативным процессом, основанным на ферментах, вырабатываемых бактериями, обнаруженными в навозе. Среди обычно используемых видов навоза были собачий и голубиный.

Исторически в процессе дубления использовалось растительное дубление. В некоторых вариантах процесса на кожу наносили кедровое масло , квасцы или танин в качестве дубильного агента. Когда кожа растягивается, она теряет влагу и впитывает агент.

После внедрения в медицине замачивания кишечных швов в растворе хрома (III) после 1840 года было обнаружено, что этот метод также можно использовать с кожей и, таким образом, был принят кожевниками.

Хромовое дубление (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Процесс дубления выполняется в течение 8-12 часов в специальных барабанах, которые постоянно вращаются. Дубление может проводиться двумя способами:

  1. Однованное дубление. Осуществляется водным раствором сернокислых солей хрома.
  2. Двуванное дубление, при котором сперва используются хромовые квасцы с водным раствором хромпика. А затем они гасятся серной кислотой, в результате чего образуются соли, оказывающие дубящее воздействие на сырье.

Крупнейшим предприятием по выработке кож хромового дубления является Богородский завод хромовых кож, расположенный в Нижегородской области и Приволжском федеральном округе. История предприятия берет свое начало в 1976 году. В условиях современного производства на заводе выпускается хоромовая кожа для изготовления разного вида обувной продукции, в том числе детской, галантерейных изделий, аксессуаров.

Дубление своими руками

Дубление кожи – что это такое – мы уже узнали. А теперь о том, как самому провести эту сложную процедуру. Выделывать шкуры действительно непросто, этот процесс предполагает 9 этапов. Сначала шкуры отмачиваются сутки в соляном растворе. После этого их предстоит вывернуть мездрой наружу и отжать. Мездрой называют подкожный жировой животный слой, его снимают тупым ножом (направление – от хвоста к голове).

Затем начинается вторичное обезжиривание: шкурку стирают с обычным хозяйственным мылом. Иногда предпочитают не мыть, а замачивать в мыльном растворе. Затем шкурку следует выполоскать, отжать и вывернуть мехом внутрь.

Следующий этап квашение (с уксусом и солью), потом нужно выдерживать шкурки под гнетом, далее – просушивать. И только после этого можно приступать к дублению.

Алгоритм дубления кожи в домашних условиях:

  • на 1 л воды берется 0,5 л сухой раскрошенной коры ивы или дуба;
  • кору нужно высыпать в воду, довести состав до кипения и проваривать 15 минут;
  • настаивать в этой смеси кожу нужно сутки;
  • после этого через марлю процедите настой и нанесите аккуратно кисточкой на мездру;
  • осталось только просушить кожу и отмять.

После дубления приступают к жировке – специальная жировая эмульсия кисточкой плотно наносится на основу. Шкурки снова высушиваются при показателях комнатной температуры. Наконец, можно приступать к финишным манипуляциям. Шкурки отминают пемзой или наждачкой. Если нужно, шкурку встряхивают, растягивают. Теперь перед вами готовый материал для кройки либо клейки, шитья либо других процедур кожевенного дела.

Сегодня дубление кожи в большинстве случаев производится промышленно, но все же кустарная обработка сохранила себя и с развитием современного ремесленничества может быть снова востребованной. Без дубления невозможно считать кожу качественной. Именно этот процесс являет собой трансформацию заготовки непосредственно в кожу.

О способах украшения кожаных изделий, читайте в нашей статье: «Какая бывает вышивка на коже: виды, описание работы».

Но, несмотря на всю важность процесса, работа на этом не заканчивается: ее продолжает отделка, которая является уже более творческим этапом создания красивых кожаных изделий

Что в итоге?

По данным объединения Sustainable Apparel Coalition, негативное влияние на экологию натуральной кожи значительно превосходит влияние искусственной. Для оценки экологичности разных материалов эксперты SAC разработали индекс Higg. По нему оценивается каждый этап жизненного цикла и учитывается пять факторов — выбросы парниковых газов, загрязнение водоемов (эвтрофикация), использование воды, ископаемого топлива и химикатов.

Со своей стороны, ЮНИДО сделала менее подробное исследование — подсчитала только выбросы парниковых газов. Но и по этому критерию натуральная кожа проигрывает. Эмиссии от ее производства составляют 110 кг CO2-эквивалента на квадратный метр материала, из них 17 кг приходится на этапы жизненного цикла после скотобойни. Для искусственной кожи этот показатель гораздо ниже — 15,8 кг.