Содержание материала
Курша-2 — поселок, спаленный лесным пожаром
Курша-2 — это рабочий поселок, располагавшийся в лесах Рязанской области. В 30-х годах XX века здесь проживало и трудилось около 1000 человек. В 1936 году в лесном массиве возникло возгорание, и огонь быстро подходил к поселению. Машинист прибывшего в Куршу-2 поезда с лесом предложил эвакуировать людей, однако диспетчер предпочла направить их на спасение заготовленной древесины. Погрузка леса шла до тех пор, пока огонь не подошел вплотную. Тогда поезд двинулся, но мост уже горел… Пламя перекинулось на груз и людей. Погибло почти все население Курши-2, сам поселок сгорел дотла. Сейчас на его месте стоит лишь крест и мемориальная плита.
Происхождение названия
«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого и языка коми означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Название Хальмер-Ю являет собой пример двуязычного топонима, где «Хальмер» с ненецкого — «долина мёртвых» (Халь — долина, Мер — смерть), то есть место захоронения: кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Слово «Ю» — «Река» в переводе с языка коми.
«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого (нен. — хальмер’ ю) буквально переводится как «мёртвый узел», то есть плохой, развязывающийся узел.
Алыкель — затерянный в тундре
На берегу живописного озера недалеко от Норильска расположен поселок, построенный для военных летчиков — Алыкель. Поселение, хоть и небольшое, имело и школу, и сад, и магазины, и почту, и, конечно, военную часть.
Жизнь здесь была сложной, вечная мерзлота давала о себе знать. Многоэтажные жилые дома и административные здания могли стоять лишь на вбитых в промерзшую землю сваях. Один из домов однажды начал проседать, для остановки процесса были использованы укрепляющие сваи, но они не принесли должного эффекта. По дому пошли большие трещины.
В промерзшей земле невозможно и прокладывать коммуникации, поэтому все трубы в Алыкеле находились прямо на поверхности земли. Холодную воду по таким трубам пустить было нельзя, по этой причине из крана с холодной водой текла вода горячая, а из крана с горячей — кипяток.
Когда СССР распался, Алыкель, как и многие города (в том числе знаменитые города-призраки-технополисы центральной России) пришел в уныние. Местную воинскую часть расформировали, и жителям пришлось уехать в Норильск и Кайеркан.
Та же история произошла и с поселком Юбилейным Пермского края. С 50-х годов прошлого века здесь кипела жизнь, ведь шахта приносила хороший доход. Затем предприятие сократили, люди начали уезжать, а жизнь в поселке затихать. В 90-х годах Юбилейный превратился в город-призрак.
ХАЛЬМЕР-Ю (Россия)
- Подробности
- Категория: Россия
Страница 1 из 2
Хальмер-Ю — бывший посёлок городского типа (город-призрак) в Республике Коми, был подчинён Горняцкому райсовету г. Воркуты. Упразднён в 1996 г. Был соединён подъездным железнодорожным путём длиной около 60 км с железнодорожным вокзалом на площади Металлистов г. Воркута. Производилась добыча угля (Печорский угольный бассейн).
Население 7,1 тыс. человек (1959); 7,7 тыс. человек (1963); 4,1 тыс. человек (1994).
«Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь-Долина,мер-смерть,Ю-река(перевод с ненецкого) Рабочие пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года, партией геолога Г. А. Иванова. Уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Однако плохая погода конца осени и начала зимы отрезала группу от Воркуты. Предпринималось несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и олени гибли от бескормицы. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиски отряда вышел лыжный отряд. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.
Разведку нового месторождения было решено продолжить, и весной 1943 года работы возглавил лауреат Государственной премии СССР Г. Г. Богданович. За лето была создана необходимая материальная база, уже к осени жило около 250 человек. Работали радиостанция, столовая, пекарня, баня, на зиму был заброшен необходимый запас продовольствия. Восемь буровых бригад одновременно проходили три глубоких шурфа. А для обеспечения посёлка топливом на другом берегу реки была заложена разведочно-экспедиционная штольня.
Шахта начала свою работу в 1957 году, её среднесуточная добыча составляла 250 тонн.
С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты. Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Новое жилье людям ещё не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры. Переселение же их в общежития и гостиницы Воркуты делало людей заложниками обещаний властей, которым мало кто верил.
Сейчас территория посёлка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился российский президент Владимир Путин, произвёл запуск трёх ракет по бывшему дому культуры посёлка Хальмер-Ю.
Информация и фото предоставлены сайтом МЕРТВЫЕ ГОРОДА
- В начало
- Назад
- 1
- Вперёд
- В конец
- < Назад
- Вперёд >
Ликвидированный городок Хальмер-Ю и п.Рудник, Республика Коми
Городское
12-окт, 2010
karter
26 868
Ошибка
Осень 1995 г. — это время завершения ликвидации поселка, существовавшего вокруг шахты “Хальмер-Ю”. Закрытие проходило с ориентацией на мировые стандарты, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов, объем которых еще более возрос в силу отсутствия сколько-нибудь четкой системы их распределения. Этот эксперимент должен был стать образцовой моделью закрытия других шахт. Однако очень скоро выяснилось, что это невозможно, поэтому при обсуждении перспектив закрытия других шахт Воркуты руководители объединения и “Росугля” регулярно повторяли тезис, звучавший как лозунг : “Второго Хальмер-Ю не будет!”К концу октября 1995 г. было полностью прекращено финансирование ликвидации поселка и шахты. В последний период его существования там сложилась катастрофическая ситуация. В зимнее (по воркутинским меркам!) время была отключена котельная. Оставшиеся в поселке около сотни семей (ранее проживало 5 тыс. жителей) отапливали свои помещения с помощью электронагревательных приборов. С 23 октября в поселке было введено чрезвычайное положение. На железной дороге, связывающей Хальмер-Ю с Воркутой, был введен специальный пропускной режим. В результате немало людей, выезжавших на место нового жительства, столкнулось с невозможностью вывезти оставленные в поселке вещи. Ликвидация поселка несколько опередила подготовку базы для переселения его жителей, поскольку Минфин и Минтопэнерго России, компания “Росуголь” затянули выделение средств. Лишь после вмешательства премьера В.Черномырдина в октябре поступила часть средств — 12 млрд руб.Окончательная ликвидация Хальмер-Ю проходила с помощью ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Отсутствие энтузиазма части последних жителей поселка вполне понятно: новое жилье им еще не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры. Переселение же их в общежития и гостиницы Воркуты делало их заложниками обещаний властей, которым мало кто верил.Поселок Хальмер-Ю к началу ноября закрылся. Прекратилось движение поездов на участке Воркута — Хальмер-Ю (последний поезд прошел 30 октября 1995 г.). В гостиницах и общежитиях Воркуты расселилось немало последних жителей поселка, тративших свои компенсации в ожидании окончательного переселения.В рамках программы закрытия шахты “Хальмер-Ю” в конечном счете было переселено из поселка 1539 семей с выплатой компенсации, связанной с переселением (Заполярье. 1997. 16. 05).Результат закрытия Хальмер-Ю был совсем не тот, что планировался. Действительно, основная масса жителей поселка была переселена в пригодные для нормальной постоянной жизни регионы и обеспечена необходимым жилищным минимумом, средствами для обустройства на новом месте. Однако идея была реализована, с одной стороны, совсем по-советски — при минимуме порядка и организованности. В то же время это была уже сугубо постсоветсткая акция, какие во всем мире обозначают словом “панама” — именем компании, ставшим нарицательным и широко использующимся для обозначения афер в форме проектов, при реализации которых много частных лиц хорошо греют руки. В результате закрытие шахты «Хальмер-Ю» стало чересчур дорогим мероприятием, чтобы можно было и в дальнейшем следовать этому образцу. Никакой российский бюджет не выдержит, если все шахты закрывать с таким количеством гарантий и злоупотреблений.
Настоящее время
С 2000-х годов, после закрытия посёлка, его территория используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился президент РФ В. В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.
Развёрнутая панорама с углом обзора 220 градусов, вид с центральной площади на три улицы. Хальмер-Ю в августе 2011 года
В конце 2013 года около шахты № 2 создан вагон-городок полевого лагеря ПФ «Томскгазгеофизика» ООО «Георесурс» (генподрядчик ООО «Шелл Нефте Газ Девелопмент») с целью проведения разведочного бурения на углеводородное сырьё в течение 2014 года.
В 2019 году под обстрел попало стойбище оленеводов из общины «Тебертя», которые привели оленей на территорию полигона «Пембой» во время учений. Несколько осколков сбитой «Панцирем-С1» ракеты упали в непосредственной близости от чумов.
Военный город Бечевинка (Финвал)
Бечевинка — это засекреченная база подводных лодок советского времени. Поселение относится к военным городам-призракам России и имеет несколько названий.
Вначале бухта была лишь якорной стоянкой для кораблей и местом для базирования военных судов. Но в конце 60-х годов XX века было принято решение выстроить на побережье базу для подлодок. Вместе со строительством базы возникла и необходимость обоснования здесь военного городка. Так и появилась Бечевинка (Финвал).
Первые здания Бечевинки — это маленькие домики из панельных щитов, предназначенные для временного проживания строителей. Очень быстро появились и полноценные жилые дома, офицерский штаб и казармы, котельная и гараж, камбуз. Позже здесь организован и продуктовый магазин, детский сад и школа.
В 1996 году гарнизон был расформирован. Подлодки, которые еще были исправны, перевели в другие гарнизоны, а жители были отправлены в Петропавловск-Камчатский на десантных кораблях. Бочки с горючим увезти из бухты не удалось и они пролежали на берегу несколько лет. Потом они были расстреляны с вертолета, а их токсичное содержимое залило побережье Бечевинской бухты. Сегодня Финвал — это город-призрак России, заброшенный военный объект, пустынный и тихий.
Инфраструктура.
Хальмер-Ю быстро рос и вскоре в нем жили 7 тыс. человек. Местный коксующийся уголь был не только отличного качества и лучшим в мире, но и самым дорогим в СССР: за труд в глубочайших шахтах заполярья шахтеры получали зарплаты с 80%-ной северной надбавкой. Если горняк в Кузбассе получал 900 рублей в месяц, рабочий шахты в Хальмер-Ю — больше 1600.К середине 1980-х в Хальмер-Ю был образован поселковый совет, работала пекарня, мясо поступало с местных свиноферм, в поселке было 2 детских сада и музыкальная школа. В бураны, когда дома заносило снегом, школьные задания для школьников диктовались по радио. Протяженность улиц городка составляла почти 20 км.
Хальмер-Ю был соединен с внешним миром подъездным железнодорожным путём длиной 60 км, ведущем в город Воркуту.